Формирование знаний на предприятии с точки зрения информационного менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия информационных ресурсов и информационных систем

С точки зрения конкретной цели использова­ния для обеспечения управления на предприятии информация на компьютерных носителях может иметь следующие формы: данные, собственно информация и знания.

Данные — это внутренние и внешние документы деятельности предприятий в числовом или текстовом представлении.

Информация — это обработанные данные, которые были пре­образованы в форму с целью принятия решений или проведения аналитических исследований.

Знания — это обработанная информация, использованная и используемая для принятия решений и решения задач, а также алгоритмы обработки информации для преобразования ее в фор­му с целью принятия решений.

Информационные ресурсы — это данные, информация и знания, отчужденные от создателей, зафиксированные на компьютерных носителях и предназначенные для коллективного использования.

 

База данных — это совокупность данных, которая организова­на по определенным правилам, предусматривающим общие при­нципы описания, хранения и манипулирования данными, и неза­висима от прикладных программ.

Банк данных — организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими.

 

Информационная система (ИС) — это система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию.

ИС предназначена для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определённой предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги

Информационная система (ИС) — совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств

«Об информации, информатизации и защите информации»

 Закон Республики Беларусь № 455-з от 10.11.2008

 

Необходимая для управления информация поступает в ИС предприятия в виде внутренних и внешних доку­ментов. Эти документы могут быть в бумажном или электронном виде. Далее в зависимости от целей управления эти документы преобразовываются приложениями ИС на компьютерные носи­тели в неструктурированные (текстовый документ) или структу­рированные данные (файлы и БД). На основе полученных данных приложения ИС обрабатывают данные с целью получения ин­формации и знаний.

 

В зависимости от ин­формационной культуры предприятия (которая во многом, определяется уровнем организационной зрелости бизнес-процессов предприятия) можно выделить следу­ющие типы ИС:

– ИС локальных задач;

– комплексная ИС;

– корпоративная ИС;

– корпоративная система управления знаниями.

Для ИС локальных задач характерно решение отдельных задач или комплексов задач в подразделениях предприятия. Комплек­сная ИС автоматизирует деятельность предприятия полностью на базе взаимосвязанных потоков информации. Эта автоматизация реализуется по принципу «как есть». Корпоративная ИС реализует бизнес-стратегию предприятия, которая заложена в формализо­ванной модели бизнеса. Эта автоматизация реализуется по прин­ципу «как надо».


Информация как товар

Информация — комплексное понятие, то есть:

· условие и средство делового общения;

· средство доведения до общества сведений об организации;

· источник сведений о внешней среде;

· товар.

Как и всякий продукт, информация имеет потребителей, нуждающихся в ней, и потому обладает определенными потребительскими качествами, а также имеет своих обладателей (владельцев).

С точки зрения потребителя качество используемой при управлении производством информации позволит получить дополнительный экономический или социально-моральный эффект.

С точки зрения обладателя - сохранение в тайне коммерчески важной информации позволяет успешно конкурировать на рынке производства и сбыта товаров и услуг.

 

Потребительские свойства информации - это не просто набор ее источников (документов) в области решаемой проблемы. Это та сумма отобранных, переработанных и представленных в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель (предприниматель, инженер, менеджер, руководитель) с учетом его экономических, социальных, психических возможностей и особенностей может с максимальным успехом решать стоящую перед ним проблему.

Важнейшим свойством информации, как товара, является ее цена. Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в среде производства, а в среде реализации продукции, т.е. на рынке под воздействием спроса и предложения. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Формирование цены на информационные продукты и услуги осуществляется на основе анализа рентабельности предлагаемой информации и конъюнктуры рынка. Например, создание автоматизированных баз данных. Факторами, влияющими на установление цен, являются затраты на разработку информационного продукта, качество представленной информации, а также ожидаемый спрос на тот или иной информационный продукт.

Цена информации в предпринимательской деятельности может также определяться, как величина ущерба, который может быть нанесен фирме в результате использования коммерческой информации конкурентами. Или наоборот прибыли (дохода), который может быть получен фирмой в результате получения коммерческой информации.

 

Следующим свойством товара является его жизненный цикл. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - это время существования товара на рынке. Фазы ЖЦТ обычно делят на внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение и спад.

Наряду с указанными свойствами информация (информационные ресурсы) характеризуются следующими особенностями:

- неисчерпаемостью - по мере развития общества и роста потребления его запасы не убывают, а растут;

- сохраняемостью - при использовании не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных сообщений;

- несамостоятельностью - проявляет свою "движущую силу" только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия).

 

Таким образом, информация как особый вид ресурсов и фактор общественного развития становиться и особым видом продукта с присущими ему всеми свойствами товара.

 


 


Концепция ITSM

В настоящее время все большее количество компаний начинают внедрять в своей деятельности концепцию ITIL/ITSM, сервис-ориентированные подходы, которые позволяют повысить конкурентоспособность компании, эффективность и клиентоориентированность их деятельности.

В отличие от более традиционного функционального подхода к организации ИТ-службы, ITSM рекомендует сосредоточиться на клиенте и его потребностях, на ИТ-услугах, предоставляемых пользователю информационными технологиями, а не на них самих. При этом процессная организация предоставления услуг и наличие заранее оговоренных уровней параметров эффективности позволяет ИТ-службе предоставлять качественные ИТ-услуги, измерять и улучшать их качество. ITSM позволяет сформулировать универсальный подход к управлению ИТ в организации, на основе которого можно представить универсальную модель.

Модель ITSM является открытой для изменения со стороны пользователей и описывает совокупность процессов службы ИС. Это позволяет настраивать процессы ITSM для конкретного применения. Существует большое количество инструментальных средств, реализующих модели процессов ITSM, разработанных компаниями-консультантами и производителями программного обеспечения управления инфраструктурой ИТ.

Модель ITSM не дает ИТ-менеджеру службы ИС однозначных рекомендаций как конкретно строить систему управления информационной инфраструктурой предприятия. В то же время концепция ITSM содержит модель типовых процессов службы ИС, понятийный аппарат, на основе которых целесообразно строить модели процессов для ИТ-службы.

 


 


Финансовые методы

 

Качественные методы оценки

PM, Portfolio Management

Этот метод основан на простейшем соображении, что ИТ-проекты – это вложение в капитал компании, а потому все, относящееся к ИТ (включая ИТ-специалистов), должно рассматриваться не как затраты, а как активы компании.

А это означает, что ИТ-менеджеры должны управлять информационными технологиями примерно по тем же принципам, какими пользуются финансовые менеджеры при управлении акциями: выравнивая преимущества того или иного проекта с его рисками (хотите больше выгод – идите на большие риски!).

 

Вероятностные методы оценки

Используются статистические и математические модели, позволяющие оценить вероятность возникновения риска. Однако данные методы редко используются из-за сложности и высокой стоимости проектов по оценке и интерпретации результатов.

 


 


ERP ll

Развитие концепции ERP

Ключевое внимание будет уделяться не расширению, а углублению имеющейся функциональности. Существенно упростится создание специализированных отраслевых решений, тесно интегрированных в базовую ERP-функциональность. Всё большую роль будут играть средства для управления межкорпоративным и бизнес-процессами

 

 

СЭД – система электронного документооборота

ECM – система управления корпоративным контентом. Для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов

MES – система управления производственным процессом на уровне цеха. Сбора, обработки и отображение информации о производственных процессах в реальном времени

WMS – система управления складом

SCM. Управление цепочками поставок. Предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии.

EMM – Автоматизация маркетинговых процессов предприятия, начиная от сбора информации о клиентах, и заканчивая составлением планов, бюджетов, анализом маркетинговой эффективности.

PLM – система управления жизненным циклом продукта


 


Основные понятия информационных ресурсов и информационных систем

С точки зрения конкретной цели использова­ния для обеспечения управления на предприятии информация на компьютерных носителях может иметь следующие формы: данные, собственно информация и знания.

Данные — это внутренние и внешние документы деятельности предприятий в числовом или текстовом представлении.

Информация — это обработанные данные, которые были пре­образованы в форму с целью принятия решений или проведения аналитических исследований.

Знания — это обработанная информация, использованная и используемая для принятия решений и решения задач, а также алгоритмы обработки информации для преобразования ее в фор­му с целью принятия решений.

Информационные ресурсы — это данные, информация и знания, отчужденные от создателей, зафиксированные на компьютерных носителях и предназначенные для коллективного использования.

 

База данных — это совокупность данных, которая организова­на по определенным правилам, предусматривающим общие при­нципы описания, хранения и манипулирования данными, и неза­висима от прикладных программ.

Банк данных — организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими.

 

Информационная система (ИС) — это система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию.

ИС предназначена для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определённой предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги

Информационная система (ИС) — совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств

«Об информации, информатизации и защите информации»

 Закон Республики Беларусь № 455-з от 10.11.2008

 

Необходимая для управления информация поступает в ИС предприятия в виде внутренних и внешних доку­ментов. Эти документы могут быть в бумажном или электронном виде. Далее в зависимости от целей управления эти документы преобразовываются приложениями ИС на компьютерные носи­тели в неструктурированные (текстовый документ) или структу­рированные данные (файлы и БД). На основе полученных данных приложения ИС обрабатывают данные с целью получения ин­формации и знаний.

 

В зависимости от ин­формационной культуры предприятия (которая во многом, определяется уровнем организационной зрелости бизнес-процессов предприятия) можно выделить следу­ющие типы ИС:

– ИС локальных задач;

– комплексная ИС;

– корпоративная ИС;

– корпоративная система управления знаниями.

Для ИС локальных задач характерно решение отдельных задач или комплексов задач в подразделениях предприятия. Комплек­сная ИС автоматизирует деятельность предприятия полностью на базе взаимосвязанных потоков информации. Эта автоматизация реализуется по принципу «как есть». Корпоративная ИС реализует бизнес-стратегию предприятия, которая заложена в формализо­ванной модели бизнеса. Эта автоматизация реализуется по прин­ципу «как надо».


Формирование знаний на предприятии с точки зрения информационного менеджмента

В последней четверти XX в. в зарубежных странах в процессе перехода к информационному обществу наряду с маркетинг-ме­неджментом и менеджментом качества стал формироваться ме­неджмент знаний.

Ме­неджмент знаний,  управление знаниями ( knowledge management) — это систематические процессы, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходимые для успеха организации; стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость

Главная цель управления знаниями — это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ предприятия.

Управлением знаниями включает в себя два аспекта: соз­дание (производство) знаний и управление их созданием.

К управлению знаниями относятся следующие виды деятельности:

• выработка общей стратегии бизнеса;

• распространение передового опыта;

• обучение персонала;

• получение знаний о клиентах;

• управление интеллектуальными ресурсами;

• инновации.

Знания — это сочетание оформленного опыта, ценностей, контекстной информации и взглядов эксперта, которая дает схему для оценки и объединения нового опыта и информации. В организациях они зачастую попадают не только в документы или хранилища, но и в организационные процедуры, процессы, практику и нормы.

Структура организационных знаний состоит из практических, теоретических, стратегических, коммерческих и производственных знаний.

Исходя из целей предприятия — производство и реализация продукции, ока­зание услуг — формируются производственно-технические зна­ния и экономические знания, которые интегрируются в управлен­ческие знания, обеспечивающие использование всех видов зна­ний. Основным производителем знаний на предприятии выступа­ют интеллектуальные работники предприятия — проектировщи­ки, технологи, экономисты, менеджеры. Управление знаниями предполагает интегральный подход к созданию и накоплению зна­ний, хранящихся в виде документов различного рода, а также зна­ний, принадлежащих сотрудникам предприятия. Последние знания называют неявными знаниями. К этому типу относятся также устные рекомендации, навыки, выработанные в результате тренингов и т.п.

 

Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи была разработана спираль знаний — модель, объясняющая как при создании новых знаний явные и неявные знания взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования:

• социализации (превращению неявных знаний в неявные);

• экстернализации (превращению неявных знаний в явные);

• комбинации (обращению явных знаний в явные);

• интернализации (превращению явных знаний в неявные).

Последовательное чередование четырех процессов — социализация, экстернализация, комбинация, интернализация — создает спираль знаний. В процессе социализации происходит невербальная передача скрытого знания от одного члена организации к другому, например, с помощью наблюдения одного человека за другим. Экстернализация представляет собой процесс превращения скрытого знания в явное при помощи необычного использования языка, различных метафор и аналогий. Комбинирование — это передача явных, кодифицированных знаний от одного человека другому при помощи книг, газет, лекций, компьютерных технологий, а интернализация — превращение явного знания в скрытую форму, например, посредством практического выполнения какой-то деятельности.

Центральная задача менеджеров, таким образом, заключается в том, чтобы обеспечить эффективное функционирование этой спирали. Для этого Нонаки и Такеучи было введено понятие модели организации, в которой управление проходит путь «из центра—вверх—вниз», где в центре событий находятся менеджеры среднего звена. Именно они являются проводниками идей между оторванными от реальности и выдвигающими порой идеалистические концепции руководителями высшего звена и приземленной, рутинной деятельностью рядовых сотрудников, которые эти концепции должны реализовывать.

 

Для каждой фирмы характерна своя модель менеджмента знаний, учитывающая специфику деятельности, масштабы производства, организационные особенности, корпоративную культуру компании. Однако, вне зависимости от направления движения информационных потоков, менеджмент знаний должен обеспечивать контроль за осуществлением в организации следующих процессов:

• создание новых знаний;

• использование имеющихся знаний при принятии решений;

• воплощение знаний в продуктах и услугах;

• передача существующих знаний из одной части организации в другую;

• обеспечение доступа к необходимым знаниям авторизованным подразделениям, сотрудникам, процессам и системам;

• поддержание целостности знаний, защита знаний от внешних и внутренних угроз;

• структуризация, кодификация и идентификация знаний.

 

Культура является важнейшей проблемой в сфере знаний, поскольку именно человеческий фактор (ценности, уровень связей или изолированности в организации) создает или разрушает систему менеджмента знаний. Человеческие взаимодействия и отношения нередко называются «социальным капиталом», элементом общего капитала фирмы.

 


 


Информация как товар

Информация — комплексное понятие, то есть:

· условие и средство делового общения;

· средство доведения до общества сведений об организации;

· источник сведений о внешней среде;

· товар.

Как и всякий продукт, информация имеет потребителей, нуждающихся в ней, и потому обладает определенными потребительскими качествами, а также имеет своих обладателей (владельцев).

С точки зрения потребителя качество используемой при управлении производством информации позволит получить дополнительный экономический или социально-моральный эффект.

С точки зрения обладателя - сохранение в тайне коммерчески важной информации позволяет успешно конкурировать на рынке производства и сбыта товаров и услуг.

 

Потребительские свойства информации - это не просто набор ее источников (документов) в области решаемой проблемы. Это та сумма отобранных, переработанных и представленных в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель (предприниматель, инженер, менеджер, руководитель) с учетом его экономических, социальных, психических возможностей и особенностей может с максимальным успехом решать стоящую перед ним проблему.

Важнейшим свойством информации, как товара, является ее цена. Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в среде производства, а в среде реализации продукции, т.е. на рынке под воздействием спроса и предложения. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Формирование цены на информационные продукты и услуги осуществляется на основе анализа рентабельности предлагаемой информации и конъюнктуры рынка. Например, создание автоматизированных баз данных. Факторами, влияющими на установление цен, являются затраты на разработку информационного продукта, качество представленной информации, а также ожидаемый спрос на тот или иной информационный продукт.

Цена информации в предпринимательской деятельности может также определяться, как величина ущерба, который может быть нанесен фирме в результате использования коммерческой информации конкурентами. Или наоборот прибыли (дохода), который может быть получен фирмой в результате получения коммерческой информации.

 

Следующим свойством товара является его жизненный цикл. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - это время существования товара на рынке. Фазы ЖЦТ обычно делят на внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение и спад.

Наряду с указанными свойствами информация (информационные ресурсы) характеризуются следующими особенностями:

- неисчерпаемостью - по мере развития общества и роста потребления его запасы не убывают, а растут;

- сохраняемостью - при использовании не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных сообщений;

- несамостоятельностью - проявляет свою "движущую силу" только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия).

 

Таким образом, информация как особый вид ресурсов и фактор общественного развития становиться и особым видом продукта с присущими ему всеми свойствами товара.

 


 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 230.