В рациональном использовании природной среды заинтересовано все мировое сообщество, но охрана окружающей среды исключительно усилиями отдельных государств неэффективна, положительные результаты могут быть достигнуты лишь при сочетании национальных мер с международными.
В настоящее время в сфере охраны природной среды действуют многочисленные международные организации (Международная морская организация, Всемирная организация здравоохранения, Всемирный фонд диких животных и т.д.) и программы (Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП, Программа наблюдений за распространением загрязнителей при Европейской экономической комиссии ООН и др.), состоялись представительные международные конференции с участием глав большинства государств и правительств — Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.), Конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Заключено большое число международных соглашений (как универсальных, так и двусторонних), регламентирующих различные аспекты сотрудничества в данной области отношений.
Специфика предмета регулирования соответствующих отношений и объем нормативной регламентации позволяют сделать вывод, что в современном международном праве произошло формирование новой отрасли — права охраны окружающей среды*.
Некоторые ученые используют термин «международное экологическое право». Так, И.И. Лукашук пишет. «В отечественной литературе более распространено название «международное право окружающей среды». Термин «экологическое право» представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления». (Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997. С. 154.)
Источниками данной отрасли являются: Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана 1976 г., Конвенция об охране мигрирующих видов животных 1979 г.. Конвенция по причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г., Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном загрязнении 1991 г., Конвенция об охране биологического разнообразия 1992 г. и др. Значительна роль региональных соглашений в области охраны окружающей среды (в Северной Америке, в Европейском Союзе). Так, при рассмотрении вопроса о принятии в ЕС первоочередным кандидатам — Польше, Венгрии, Чехии, Словении, Кипру и Эстонии необходимо, в частности, выполнить около 100 существующих в рамках ЕС предписаний по охране окружающей среды — от очистки сточных вод до правил природопользования.
Можно выделить следующие принципы права охраны окружающей среды:
принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами;
предотвращение загрязнения природной среды; объявление природной среды в пределах международных территорий общим достоянием человечества;
свобода исследования природной среды;
сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах.
Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды — собственно охрана окружающей среды и обеспечение ее рационального использования. Объектами международно-правовой защиты являются:
атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;
Мировой океан;
животный и растительный мир;
охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами.
Принципы международного права окружающей среды.
Как известно, принципы или основные начала предопределяют характер всего права. Принципы, применяемые к международно-правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.
Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования.
К указанной категории относятся принципы:
- уважения государственного суверенитета,
- суверенного равенства всех государств,
- взаимной выгоды,
- невмешательства во внутренние дела другого государства,
- добросовестного выполнения международных обязательств,
- мирного разрешения споров и некоторые др.
В процессе формирования и развития международного права окружающей среды были выработаны собственные, или специальные, принципы данной отрасли. Особую роль в их формулировании сыграли конференции ООН в области окружающей среды 1972 и 1992 гг. В частности, именно в материалах конференций был определен эколого-правовой статус человека, место окружающей среды как неотъемлемой части процесса устойчивого развития и др.
К специальным принципам современного международного права окружающей среды относятся:
- право каждого на здоровую плодотворную жизнь а в гармонии с природой,
- приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития,
- неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами,
- устойчивое, т.е. экологически обоснованное социальное и экономическое развитие,
- равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств),
- запрещение экологической агрессии (Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду),
- регулярный обмен информацией об экологической ситуации на национальном или региональном уровнях,
- предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде,
- сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях,
- научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая поощрение разработки, прикладного использования, распространения и передачи технологий,
- контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды,
- мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду,
- международная ответственность и компенсация за ущерб окружающей среде, вызванный действиями на территории государства, находящейся под его юрисдикцией или контролем, которые привели к ущербу за пределами этой территории.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 198.