Тема 5 Право международного сотрудничества в борьбе с преступностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5.1 Борьба с преступностью ведется во всемирном масштабе путем заключения международных соглашений на межгосударственной ос­нове, с использованием международных и региональных организа­ций, а также на двусторонней основе.

Таким образом, международные соглашения по борьбе с преступ­лениями международного характера могут быть:

а) многосторонними международно-правовыми соглашениями по регламентации определенных отраслей или институтов международ­ного права, в которых содержатся правовые нормы, касающиеся оп­ределенных преступлений международного характера. К примеру, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в соответствующем разделе определены права и обязанности государств по борьбе с пи­ратством, перевозкой рабов и др.;

б) многосторонними международно-правовыми соглашениями по борьбе с отдельными видами преступлений международного харак­тера.

в) региональными международно-правовыми соглашениями по борьбе с преступлениями международного характера;

г) двусторонними международно-правовыми соглашениями о борьбе с некоторыми видами преступлений международного харак­тера.

д) Экстрадиция. двусторонними международно-правовыми соглашениями об оказании правовой помощи и выдаче преступников и др.

Сотрудничество государств в борьбе с различными видами преступлений, осуществляется не только на основе соглашений, но и в рамках международных организаций, органов.

5.2 Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. 1. Двустороннее сотрудничество. Здесь наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосударственные и межправительственные соглашения, как правило, сопровождаются меж ведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств. 2. Сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением интересов и характеров отношений стран определенного региона. Так, например, в 1971 г. 14 государств - членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение. В рамках СНГ такое сотрудничество развивается весьма быстро: в январе 1993 г. в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским/семейным и уголовным делам. 3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система многосторонних универсальных договоров в области международного уголовного права. Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач: а) согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств; б) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений; в) установление юрисдикции над преступлениями и преступниками; г) обеспечение неотвратимости наказания; д) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников.

5.3 Преступления международного характера - предусмотренные международными договорами общественно опасные деяния, не относящиеся к международным преступлениям, посягающие на нормальные отношения между государствами и наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях. В отличие от международных преступлений ответственность за п.м.х. несет не государство, а индивиды. Ответственность наступает на основе международного договора, но по национальному праву.

Также данный вид преступлений иногда называют транснациональными преступлениями. В зависимости от объекта посягательства и степени международной опасности они подразделяются на следующие группы:

1) преступления против стабильности международных отношений (международный терроризм, захват заложников, преступления на воздушном транспорте, хищение ядерного материала, незаконный оборот наркотиков, контрабанда, нелегальная эмиграция, пропаганда войны и другие деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств);

2) фальшивомонетничество, легализация преступных доходов, посягательства на культурные ценности народов и др.;

3) преступные посягательства на личные права человека {рабство, работорговля, торговля женщинами и детьми, пытки, систематические и массовые нарушения прав человека и др.);

4) преступления, совершаемые в открытом море (пиратство, неоказание помощи на море, загрязнение морской среды, разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода и др.);

5) военные преступления международного характера (применение запрещенных средств и методов ведения войны, мародерство, насилие над населением в районе военных действий и др.).

5.4 Выдача является одной из ранних форм взаимной помощи государств в борьбе с преступностью. Выдача преступников как акт правовой помощи означает передачу лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством (на территории которого находится преступник) другому государству (где совершено преступление) для привлечения его к уголовной ответственности (осуществления уголовного преследования) или для исполнения в отношении его наказания. Поэтому можно различать две разновидности выдачи.

Решение вопроса о выдаче преступников имеет важное значение для обеспечения гарантий прав граждан своей страны и для решения вопросов борьбы с преступностью. Согласно ч. 1 ст. 61Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству. Это конституционное положение конкретизируется вч. 1 ст. 13УК РФ следующим образом: "Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству". Следует отметить, что положение о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к уголовной ответственности характерно для законодательства многих государств.

5.5 МЕЖДУНАРОДНЫЕ УГОЛОВНЫЕ ТРИБУНАЛЫ - международные судебные учреждения, привлекающие физических лиц к ответственности за совершённые ими международные преступления или преступления международного характера.

С 15 июня по 17 июля 1998 г. в Риме проходила дипломатическая конференция полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда. Она закончилась принятием Статута Международного уголовного суда (МУС), призванного обеспечивать международное правосудие. МУС является «постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества… и дополняет национальные органы уголовной юстиции» (Ст. 1). Согласно Статье 4 Статута, МУС обладает международной правосубъективностью. Он может осуществлять свои функции и полномочия, предусмотренные Статутом, на территории любого государства-участника и (по специальному соглашению) на территории любого другого государства. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, осуждаемыми всем международным сообществом. Ими являются преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления. Устав определяет проявления указанных категорий:

Геноцид посредством:

  • убийства;
  • причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства;
  • умышленного создания таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение;
  • принятия мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;
  • насильственной передачи детей.

Преступления против человечности в виде:

  • убийства;
  • истребления;
  • порабощения;
  • депортации или насильственного перемещения населения;
  • заключения в тюрьму или другого жестокого лишения физической свободы;
  • пытки;
  • изнасилования;
  • обращения в сексуальное рабство;
  • принуждения к проституции;
  • принудительной беременности;
  • принудительной стерилизации;
  • сексуального насилия;
  • преследований;
  • насильственного исчезновения людей;
  • апартеида;
  • других бесчеловечных актов.

Военные преступления в виде:

  • умышленного убийства;
  • пытки;
  • бесчеловечного обращения;
  • биологических экспериментов;
  • умышленного причинения сильных страданий;
  • уничтожения и присвоения имущества;
  • принуждения к службе в вооруженных силах неприятеля;
  • лишения права на справедливое судопроизводство;
  • незаконной депортации или перемещения;
  • незаконного лишения свободы;
  • взятия заложников;
  • нападения на гражданское население;
  • нападения на гражданские объекты;
  • нападения на персонал или объекты, задействованные в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира;
  • причинения несоизмеримой случайной гибели, увечья или ущерба;
  • нападения на незащищенные объекты;
  • ненадлежащего использования флагов, эмблем и знаков.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 262.