Понятие, принципы, источники международного воздушного пространства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Международное воздушное право - это самостоятельная отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства, организации международных воздушных сообщений и обеспечения их безопасности.

Предметом международного воздушного права являются отношения, возникающие между государствами по поводу использования воздушного пространства в целях: 1) регулярных и нерегулярных международных полетов гражданской авиации над государственной территорией; 2) полетов государственной и гражданской авиации за пределами государственной территории над: а) исключительной экономической зоной, б) открытым морем, в) международными проливами, г) архипелажными водами, д) Антарктикой; 3) обслуживания международной аэронавигации над государственной территорией и над морскими пространствами Мирового океана; 4) управления безопасностью полетов; 5) обеспечения авиационной безопасности. Урегулирование этих вопросов отвечает решению задачи, поставленной в преамбуле Чикагской конвенции. Чикагская конвенция также содействует рациональному и экономичному осуществлению международных воздушных сообщений "на основе равенства возможностей". Чикагская конвенция содержит Устав Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Принципами международного воздушного права являются: принцип суверенитета государства над воздушным пространством над своей сухопутной территорией; принцип "свободы открытого воздуха" над территориями с международным режимом (над открытым морем или Антарктикой); принцип безопасности гражданской авиации; принцип недискриминации при осуществлении коммерческой деятельности авиакомпаний.

Основными источниками международного воздушного права являются:

Парижская 1919 г., Мадридская 1926 г., Гаванская 1928 г. конвенции о воздушной навигации; Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.); Конвенция о международном признании прав на воздушные суда (1948 г.); Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (1952 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.), и другие.

Существует три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования.

1. Воздушное пространство над открытым морем - подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция поморскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов.

2. Воздушное пространство над Антарктикой (Договор об Антарктике 1959 г.). Принцип полетов над Антарктикой гражданских и запрет полетов военных судов.

3. Государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.

Правовой режим воздушного пространства отдельного государства - это совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства, и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления права на полеты. Согласно Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагской конвенции) «никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств» (ст. 6). Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких как Чикагская конвенция, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др.

Существует два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией: право регулярных полетов - основано на заключении двусторонних межправительственных договоров; право нерегулярных полетов - основано на основе добровольности. В 1956 г. была заключено Парижское соглашение о коммерческих правах в нерегулярном воздушном сообщении в Европе, посвященное пропуску на территорию государств-участников нерегулярных коммерческих воздушных судов.

 

Международные полеты и режим воздушного пространства.

 

Международное воздушное право можно определить, как отрасль МП, нормы которой регулируют порядок осуществления воздушных полетов и иного использования воздушного пространства. Общие принципы:

- принцип территориальной целостности гос-в;

- принцип нерушимости границ;

- принцип неприменения силы или угрозы силой;

- принцип мирного разрешения межд-х споров.

Во-вторых, есть и специальные принципы:

- принцип исключительного и полного суверенитета гос-в над их воздушным пространством;

- свобода полетов в открытом воздушном пространстве;

- обеспечение безопасности международной гражданской авиации.

Принцип исключительного и полного суверенитета гос-в над их воздушным пространством означает право каждого гос-ва в соответствии с нормами МП самостоятельно устанавливать правовой режим пользования воздушным пространством, расположенным над территорией данного гос-ва.

Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве означает, что все воздушные суда могут беспрепятственно осуществлять полеты в этом пространстве. Правила этим полетов устанавливаются МП.

Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации действует в двух направлениях:

- обеспечение технической надежности авиационной техники, аэропортов, воздушных трасс и вспомогательных служб;

- борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, которые угрожают безопасности полетов.

Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которая не только принимает участие в разработке новых конвенционных норм, но и разрабатывает и контролирует исполнение гос-вами технических нормативов безопасности. Источники:

1) Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944г.;

2) Соглашение о транзите при межд-х воздушных сообщениях 1944 г.;

3) Дог-р по открытому небу 1992 г.;

4) Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.;

5) Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;

6) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. с Монреальским и Вашингтонским протоколами;

7) Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся межд-х воздушных перевозок 1929 г.;

8) Монреальская конвенция для унификации некоторых правил межд-х воздушных перевозок 1999 г.

Чикагская конвенция – это сложный документ, который кроме основного текста содержит 18 приложений: 1. Требования к личному составу гражданской авиации при выдаче свидетельств.2. Правила визуальных полетов и полетов по приборам.3. Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации.4. Аэронавигационные карты.5. Единицы измерения, подлежащие использованию в воздушных и наземных операциях.6. Эксплуатация воздушных судов.7. Гос-венные и регистрационные знаки воздушных судов.8. Летная годность воздушных судов.9. Упрощение формальностей при межд-х воздушных перевозках.10. Авиационная электросвязь.11. Обслуживание воздушного движения.12. Поиск и спасание.13. Расследование летных происшествий.14. Аэродромы.15. Службы аэронавигационной информации.16. Охрана окружающей среды.17. Защита Международной гражданской авиации от актов незаконного вторжения.18. Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху.

Гос-ва сотрудничают и на региональном уровне. Так, в частности, в рамках СНГ были заключены:

Необходимость заключения гос-вами двусторонних дог-ров связана с установлением между ними воздушного сообщения.

Режим воздушного пространства. Международные полеты.

Воздушное пространство, Общий подход гос-в в разграничению воздушного и космического пространства отражен в предложении юридического подкомитета Комитета ООН по мирному использованию космоса, которое получило в 1976 г. наиболее широкую поддержку гос-в. В соответствии с ним, высотная граница воздушного пространства проходит по нижним границам геостационарных орбит спутников и составляет 100-110 км над уровнем моря.

Полный суверенитет гос-в над своим воздушным пространством не является неограниченным. К числу ограничений суверенитета можно отнести и правила Дог-ра по открытому небу 1992 года. Дог-р устанавливает особый режим наблюдательных полетов над пространством друг друга в пределах квот. Гос-ва могут ограничивать территорию наблюдательных полетов, но не могут препятствовать им в полной мере. МП также ограничивает суверенитет в отношении воздушного пространства над архипелажными водами и международными проливами.

С юридической точки зрения полеты делят на внутренние и международные.

Признаки межд.полетов:- Сообщение, осуществляемого через воздушное пространство над территорией более чем одного гос-ва; – запланированность полета как межд-ого.

Международные полеты можно разделить на посадочные и транзитные.

При выполнении межд-х полетов воздушные суда пользуются так называемыми «свободами воздуха»:

- преимущественное право осуществлять беспосадочный перелет;

- преимущественное право осуществлять посадку для технических и иных некоммерческих целей;

- право привозить и увозить пассажиров, грузы и почту;

- право осуществлять международное сообщение с третьими гос-вами, в том числе, через свою территорию.

Гражданское судно, пролетающее над территорией гос-ва находится под его юрисдикцией. На гос-ве в свою очередь лежит обязанность обеспечить безопасность полета. В международном воздушном пространстве воздушные суда подчинены юрисдикции гос-ва флага (гос-ва регистрации воздушного судна). Гос-ва обязаны осуществлять контроль за соответствием зарегистрированных в нем воздушных судов требованиям без­опасности полетов и за соблюдением ими межд-х норм. Это относится также и к аэро­портам и другим структурам, обслуживающим воздушные сообщения.

Международное воздушное право устанавливает ответственность за нарушение безопасности межд-х полетов.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 317.