Организация адаптации молодых педагогов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно ­- воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества. Современной школе нужен профессионально­ - компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:

ü на требования к организации учебного процесса;

ü требования к ведению школьной документации;

ü формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

ü ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);

ü механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником.  Цели анкетирования:                                                                                                                                                                                                                                - выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;                                                 - проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы.                                                                                                                                                                                                                 Образец карты молодого учителя:                                                                                                                                                                                          ФИО учителя:_________________________                                                                                                                                  Дата_______________

Параметры деятельности Параметры оценки Рекомендации, комментарии
Отношение к предмету Увлеченное  
Планирование Умеет модифицировать готовый план урока. Умеет модифицировать отдельные задания применительно к целям урока и уровню обученности учащихся. Умеет составить собственный план применительно к условиям обучения.  
Методическая компетенция Умеет отобрать и эффективно применить методические приемы.  
Контрольно – оценочная деятельность Умеет обнаружить и исправить ошибки. Умеет выставить отметки, адекватные качеству ответа и письменной работы. Умеет оценить содержательный аспект высказывания  
Управление учебным процессом Поддерживает ровный темп на уроке. Умеет распределять внимание так, чтобы держать в поле зрения большую часть класса. Гибок в проведении занятия, отступает от плана при необходимости. Умеет объяснить понятно. Адекватно реагирует на замечания учащихся. Критикует доброжелательно и заслуженно. Хвалит заслуженно. Успешно разрешает конфликтные ситуации на уроке.  

Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные "памятки":

ü обязанности классного руководителя

ü организация работы с неуспевающими учащимися;

ü анализ и самоанализ урока;

ü как правильно организовать работу с родителями;

ü методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

 

                                               Анкета для молодых педагогов

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

o Да;

o Нет;

o Частично. 

2. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности? (допишите)_________________________________________________________________________________________

3. В каких направлениях организации учебно-­воспитательного процесса вы испытываете трудности?

ü в календарно­-тематическом планировании

ü проведении уроков

ü проведении внеклассных мероприятий

ü общении с коллегами, администрацией

ü общении с учащимися, их родителями

ü другое (допишите) _________________________________________________________

  4. Представляет ли для вас трудность:

ü формулировать цели урока

ü выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

ü мотивировать деятельность учащихся

ü формулировать вопросы проблемного характера

ü создавать проблемно - ­поисковые ситуации в обучении

ü подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

ü активизировать учащихся в обучении

ü организовывать сотрудничество между учащимися

ü организовывать само­ и взаимоконтроль учащихся

ü организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся

ü развивать творческие способности учащихся

ü другое (допишите)__________________________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

¾ cамообразованию;

¾ практико-ориентированному семинару;

¾ курсам повышения квалификации;

¾ мастер-­классам;

¾ творческим лабораториям;

¾ индивидуальной помощи со стороны наставника;

¾ школе молодого специалиста;

¾ другое (допишите)_________________________________________________________.

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

¾ типы уроков, методика их подготовки и проведения;

¾ методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;

¾ приемы активизации учебно­-познавательной деятельности учащихся;

¾ учет и оценка знаний учащихся;

¾ психолого-­педагогические особенности учащихся разных возрастов;

¾ урегулирование конфликтных ситуаций;

¾ формы работы с родителями.

Диагностика достижений учащихся (образцы оформления):

Лист достижений ученик(цы) __________ класса

ФИО ____________________________________       на________________учебный год

 

Учебные предметы

Период обучения

Начало учебного года I полугодие II полугодие
Чтение Осознанность Правильность Выразительность Темп чтения      
Русский язык Каллиграфия Орфография Развитие устной речи      
Математика Устный счет Письменные вычислительные навыки Решение задач Логические задачи Геометрический материал      
Окружающий мир Умение наблюдать Умение устанавливать причинно-следственные связи Умение применять полученные знания на практике      
Учебно-организационные умения Умение определять цель деятельности Умение планировать предстоящую деятельность Умение осуществлять запланированные действия Умение контролировать ход и результаты деятельности Умение оценивать ход и результаты деятельности      
Сформированность познавательной активности и ценностных отношений Активность познания Отношение к учению Отношение к труду Отношение к людям      

Подпись учителя_________________________________________________

Подпись родителей_______________________________________________

Уровни: высокий – красный цвет;

              средний – зеленый цвет;

             низкий – синий цвет

Лист общеучебных достижений_____________________

критерии

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 2 1 2 1 2 1 2

1

Классная работа выполнялась:                                                                                     всегда                
регулярно                
редко                

2

Домашние задания выполнялись:                                                                                    всегда                
                                                               регулярно                
редко                

3

Подготовка дополнительной литературы к урокам:                                                  всегда                
регулярно                
редко                
никогда                

4

Отношение к учебе в целом:                                                                         положительное                
                                             безразличное                
негативное                

5

Участие в работе класса на уроках:                                                                    постоянное                
инициативное                
регулярное                
частое                
редкое                

6

Уровень познавательного интереса:                                          интерес проявляется часто                
редко                
почти никогда                

7

Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности:        всегда самостоятелен                                                                                               
нуждается в сопровождении и помощи                
самостоятельность проявляется редко                
уклоняется от ответственности                

8

Глубина усвоения материала:     воспроизводит с элементами собственного творчества                
воспроизводит знания полностью                
воспроизводит знания частично                

9

Организация учебной деятельности:                                   готов к уроку самостоятельно                
готов к уроку с напоминанием                
не готов к уроку                

10

Оформление работ:                                                                               по всем требованиям                
требования частично нарушены                
аккуратно                
грязно                

11

Темп работы:                                         опережает темп работы класса с высоким качеством                
опережает темп работы класса с недостаточным качеством                
соответствует темпу урока                
отстает от темпа урока                

12

Понимание смысла учебной деятельности:        сам формулирует цель учебной работы                
формулирует цель с помощью учителя                
не умеет формулировать цель урока                

13

Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке:                          всегда                
иногда                
редко                

14

Взаимоотношения с товарищами:                                                                положительные                
безразличные                
негативные                

15

Соблюдение норм и правил поведения:                                                                 отличное                
хорошее                
удовлетворительное                
плохое                

16

Обще учебные навыки усвоены:                                                            на высоком уровне                
                                                                                                         на среднем уровне                
ниже среднего                
                                                                                                                        на низком                

С результатами ознакомлены:

класс учебные года дата Роспись родителей
1      
2      
3      
4      

Учитель: ______________________

Дата: 2018-12-21, просмотров: 190.