Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно - воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества. Современной школе нужен профессионально - компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:
ü на требования к организации учебного процесса;
ü требования к ведению школьной документации;
ü формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
ü ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
ü механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Цели анкетирования: - выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году; - проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы. Образец карты молодого учителя: ФИО учителя:_________________________ Дата_______________
| Параметры деятельности | Параметры оценки | Рекомендации, комментарии |
| Отношение к предмету | Увлеченное | |
| Планирование | Умеет модифицировать готовый план урока. Умеет модифицировать отдельные задания применительно к целям урока и уровню обученности учащихся. Умеет составить собственный план применительно к условиям обучения. | |
| Методическая компетенция | Умеет отобрать и эффективно применить методические приемы. | |
| Контрольно – оценочная деятельность | Умеет обнаружить и исправить ошибки. Умеет выставить отметки, адекватные качеству ответа и письменной работы. Умеет оценить содержательный аспект высказывания | |
| Управление учебным процессом | Поддерживает ровный темп на уроке. Умеет распределять внимание так, чтобы держать в поле зрения большую часть класса. Гибок в проведении занятия, отступает от плана при необходимости. Умеет объяснить понятно. Адекватно реагирует на замечания учащихся. Критикует доброжелательно и заслуженно. Хвалит заслуженно. Успешно разрешает конфликтные ситуации на уроке. |
Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные "памятки":
ü обязанности классного руководителя
ü организация работы с неуспевающими учащимися;
ü анализ и самоанализ урока;
ü как правильно организовать работу с родителями;
ü методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.
Анкета для молодых педагогов
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
o Да;
o Нет;
o Частично.
2. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности? (допишите)_________________________________________________________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
ü в календарно-тематическом планировании
ü проведении уроков
ü проведении внеклассных мероприятий
ü общении с коллегами, администрацией
ü общении с учащимися, их родителями
ü другое (допишите) _________________________________________________________
4. Представляет ли для вас трудность:
ü формулировать цели урока
ü выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
ü мотивировать деятельность учащихся
ü формулировать вопросы проблемного характера
ü создавать проблемно - поисковые ситуации в обучении
ü подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
ü активизировать учащихся в обучении
ü организовывать сотрудничество между учащимися
ü организовывать само и взаимоконтроль учащихся
ü организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся
ü развивать творческие способности учащихся
ü другое (допишите)__________________________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
¾ cамообразованию;
¾ практико-ориентированному семинару;
¾ курсам повышения квалификации;
¾ мастер-классам;
¾ творческим лабораториям;
¾ индивидуальной помощи со стороны наставника;
¾ школе молодого специалиста;
¾ другое (допишите)_________________________________________________________.
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
¾ типы уроков, методика их подготовки и проведения;
¾ методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;
¾ приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
¾ учет и оценка знаний учащихся;
¾ психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов;
¾ урегулирование конфликтных ситуаций;
¾ формы работы с родителями.
Диагностика достижений учащихся (образцы оформления):
Лист достижений ученик(цы) __________ класса
ФИО ____________________________________ на________________учебный год
| Учебные предметы | Период обучения | ||
| Начало учебного года | I полугодие | II полугодие | |
| Чтение Осознанность Правильность Выразительность Темп чтения | |||
| Русский язык Каллиграфия Орфография Развитие устной речи | |||
| Математика Устный счет Письменные вычислительные навыки Решение задач Логические задачи Геометрический материал | |||
| Окружающий мир Умение наблюдать Умение устанавливать причинно-следственные связи Умение применять полученные знания на практике | |||
| Учебно-организационные умения Умение определять цель деятельности Умение планировать предстоящую деятельность Умение осуществлять запланированные действия Умение контролировать ход и результаты деятельности Умение оценивать ход и результаты деятельности | |||
| Сформированность познавательной активности и ценностных отношений Активность познания Отношение к учению Отношение к труду Отношение к людям | |||
Подпись учителя_________________________________________________
Подпись родителей_______________________________________________
Уровни: высокий – красный цвет;
средний – зеленый цвет;
низкий – синий цвет
Лист общеучебных достижений_____________________
| № | критерии | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
| 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
| 1 | Классная работа выполнялась: всегда | ||||||||
| регулярно | |||||||||
| редко | |||||||||
| 2 | Домашние задания выполнялись: всегда | ||||||||
| регулярно | |||||||||
| редко | |||||||||
| 3 | Подготовка дополнительной литературы к урокам: всегда | ||||||||
| регулярно | |||||||||
| редко | |||||||||
| никогда | |||||||||
| 4 | Отношение к учебе в целом: положительное | ||||||||
| безразличное | |||||||||
| негативное | |||||||||
| 5 | Участие в работе класса на уроках: постоянное | ||||||||
| инициативное | |||||||||
| регулярное | |||||||||
| частое | |||||||||
| редкое | |||||||||
| 6 | Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто | ||||||||
| редко | |||||||||
| почти никогда | |||||||||
| 7 | Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен | ||||||||
| нуждается в сопровождении и помощи | |||||||||
| самостоятельность проявляется редко | |||||||||
| уклоняется от ответственности | |||||||||
| 8 | Глубина усвоения материала: воспроизводит с элементами собственного творчества | ||||||||
| воспроизводит знания полностью | |||||||||
| воспроизводит знания частично | |||||||||
| 9 | Организация учебной деятельности: готов к уроку самостоятельно | ||||||||
| готов к уроку с напоминанием | |||||||||
| не готов к уроку | |||||||||
| 10 | Оформление работ: по всем требованиям | ||||||||
| требования частично нарушены | |||||||||
| аккуратно | |||||||||
| грязно | |||||||||
| 11 | Темп работы: опережает темп работы класса с высоким качеством | ||||||||
| опережает темп работы класса с недостаточным качеством | |||||||||
| соответствует темпу урока | |||||||||
| отстает от темпа урока | |||||||||
| 12 | Понимание смысла учебной деятельности: сам формулирует цель учебной работы | ||||||||
| формулирует цель с помощью учителя | |||||||||
| не умеет формулировать цель урока | |||||||||
| 13 | Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке: всегда | ||||||||
| иногда | |||||||||
| редко | |||||||||
| 14 | Взаимоотношения с товарищами: положительные | ||||||||
| безразличные | |||||||||
| негативные | |||||||||
| 15 | Соблюдение норм и правил поведения: отличное | ||||||||
| хорошее | |||||||||
| удовлетворительное | |||||||||
| плохое | |||||||||
| 16 | Обще учебные навыки усвоены: на высоком уровне | ||||||||
| на среднем уровне | |||||||||
| ниже среднего | |||||||||
| на низком | |||||||||
С результатами ознакомлены:
| класс | учебные года | дата | Роспись родителей |
| 1 | |||
| 2 | |||
| 3 | |||
| 4 |
Учитель: ______________________
Дата: 2018-12-21, просмотров: 288.