Активизация работы по приватизации и коммерциализации непрофильных активов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поскольку целью использования регионального (муниципального) имущества является обеспечение возможностей для выполнения региональных полномочий (муниципальных полномочий), а не рост доходов бюджета, основной задачей управления региональным (муниципальным) имуществом является повышение эффективности использования этого имущества.

В настоящее время в регионах в той или иной мере реализуются мероприятия, направленные на инвентаризацию имущества и контроль за правообладателями (учреждениями, унитарными предприятиями), выявление бесхозяйного имущества, его учет, оформление прав на объекты недвижимого имущества и вовлечение их в оборот, а также совершенствование подходов к принятию решений в отношении имущества.

Общие подходы к управлению имуществом должны включать следующее.

Необходимо более широко подходить к вопросу о составе имущества, управление которым надлежит совершенствовать, т.е. учитывать в его составе также природные ресурсы (например, в части общераспространенных полезных ископаемых; имущество, закрепленное за государственными учреждениями). Природные ресурсы необходимо более активно оформлять и предоставлять на платной основе.

Что касается государственных учреждений, то при подготовке документов стратегического характера, а также при оценке доходов от использования имущества рекомендуется учитывать доходы, получаемые учреждениями (как от передачи имущества в аренду, так и от предоставления платных услуг).

Для принятия решений в отношении имущества необходимо оценивать встречные потоки средств в связи с владением теми или иными объектами: образующиеся доходы  и связанные с этим расходы (на содержание имущества,  администрирование деятельности).

Кроме того, рекомендуется активизировать использование в расчетах удельных показателей использования имущества: сколько метров приходится на пользователя, сколько доходов удается собрать за метр, сколько расходов на содержание имущества тратится на метр и т.п. Регулярная оценка и сравнение подобных параметров позволит сформировать новый взгляд на эффективность использования имущества, в том числе учреждениями, и создать основу для принятия эффективных управленческих решений.

Необходимо существенным образом повысить публичность сведений об имуществе (например, в рамках ежегодных публичных докладов о деятельности, включая не только деятельность органов управления имуществом, но также других органов, отвечающих за деятельность учреждений и использование природных ресурсов, помимо земли).

Рекомендуется объединять задачи по управлению имуществом с задачами по экономическому развитию территорий и повышением их инвестиционной привлекательности, более активно вовлекать в сбор идей и предложений по совершенствованию управления конкретными имущественными объектами общественность («краудсорсинг»), например, через официальный сайт органа управления имуществом, порталы государственных услуг, созданную онлайн-площадку, использование других применяемых в регионах механизмов сбора предложений  от населения.

При этом важно иметь в виду, что сокращение объемов имущества, находящихся в собственности публично-правового образования, хотя, на первый взгляд, приводит к сокращению (выпадению) доходов бюджета, но в действительности позволяет сократить расходы бюджета, связанные с содержанием такого имущества, а в ряде случаев – с администрированием этой деятельности. При передаче имущества коммерческому сектору создается  поток налоговых платежей в бюджеты всех уровней за счет развития частного бизнеса.

Приведенные выше рекомендации применимы также при управлении муниципальным имуществом.

В отношении  приватизации и коммерциализации активов необходимо отметить, что первым этапом должна быть оценка эффективности использования данных активов с оценкой всех денежных потоков – как доходов, так и расходов. Если будет сделан вывод о неэффективном использовании данного имущества, то следующим этапом должен быть выбор между приватизацией и одной из форм коммерциализации этого объекта.

Коммерциализация объекта имущества может производиться в разных формах: во-первых, имущество может быть сдано в аренду; во-вторых, возможно преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия в непубличные акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью с частичной продажей государственных (муниципальных) акций или долей; в-третьих, возможно заключение соглашения между региональным органом власти (муниципалитетом) и частным бизнесом – либо в форме государственно-частного (муниципально -частного) партнерства, либо в форме концессионного соглашения (например, если требуется провести реконструкцию объектов данного предприятия).

В настоящее время темпы приватизации существенно снизились. Ежегодно в регионах приватизируется по несколько объектов и по несколько государственных унитарных предприятий (далее – ГУП). При этом не всегда программы приватизации удается исполнить, как по причинам, связанным с текущей экономической конъюнктурой, так и в связи с наличием специфических рыночных характеристик объектов и сложностью их подготовки к приватизации.

Процедуры, связанные с приватизацией, достаточно однородны,  при этом содержание программ приватизации весьма различается в разных регионах. Состав объектов, которые планируется приватизировать в очередном году и плановом периоде в программах приватизации отражается в виде перечней объектов.

В то же время в программах приватизации не всегда отражается часть важных сведений. Например, не всегда указываются ожидаемые суммы доходов от приватизации имущества. Также не во всех программах дается краткое описание текущего состояния дел с составом собственности публично-правового образования, в связи с чем в большинстве случаев нельзя понять, насколько много (мало) планируется приватизировать имущества в сравнении с его общим количеством.

Необходимо учитывать возможность и целесообразность использования имущества казны при реализации государственных  (муниципальных) полномочий, социальную значимость имущества казны и экономическую эффективность ее использования.

В региональной программе управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации и приватизации государственного имущества  могут быть приведены сведения об основных целях и направлениях совершенствования управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации, а также представлены исчерпывающие пояснения относительно состояния дел с управлением учреждениями, унитарными предприятиями, долями в хозяйственных обществах, приведена информация о доходах и расходах, связанных с государственным имуществом.

Подобные сведения должны ежегодно формироваться, утверждаться и размещаться в публичном доступе во всех публично-правовых образованиях.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.