Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Москва, 2018 год
Введение
Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее – Методические рекомендации), разработаны на основе изучения международного и российского опыта, в том числе в 10 пилотных регионах (Московской, Белгородской, Саратовской, Свердловской, Ярославской, Курганской областях, республиках Дагестан, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республике).
Методические рекомендации содержат комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на рост экономического и налогового потенциалов, реализация которых на региональном и муниципальном уровнях будет способствовать увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Общие положения.
В целях повышения доходной базы региональных и местных бюджетов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется реализовать комплекс следующих мер:
1) меры по повышению эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов;
2) меры по активизации работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов;
3) меры, способствующие развитию экономики территорий;
4) меры по совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию на региональном и муниципальном уровнях.
Многие меры по обеспечению ускоренного роста доходной базы уже применяются на практике региональными и муниципальными органами власти. Применяемые в пилотных регионах меры по увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов представлены в Таблице 1.
Таблица 1. | Применяемые в пилотных субъектах Российской Федерации меры по увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов |
Реализуемые меры/ Пилотные регионы | С устойчивыми тенденциями развития | Средние показатели развития | Невысокие показатели развития | |||||||
Московская область | Белгородская область | Саратовская область | Свердловская область | Ярославская область | Республика Дагестан | Курганская область | Республика Мордовия | Республика Северная Осетия | Карачаево-Черкесская Респ. | |
I I. Активизация работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов
Рекомендации по стимулированию роста налогового и экономического потенциалов посредством совершенствования подходов к межбюджетному регулированию на региональном уровне.
В целях стимулирования роста налогового и экономического потенциалов посредством совершенствования подходов к межбюджетному регулированию на региональном и муниципальном уровнях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется повысить качество организации межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, в том числе путем:
принятия мер по стимулированию органов местного самоуправления к наращиванию налогового (экономического) потенциала муниципальных образований;
расширения перечня предоставляемых местным бюджетам налоговых доходов по единым нормативам отчислений;
применения механизма полного или частичного замещения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дополнительными нормативами отчислений в местные бюджеты от НДФЛ;
соблюдения установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) требований к формированию региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, направленного на максимальное сокращение дифференциации бюджетной обеспеченности соответствующих видов муниципальных образований.
Рекомендуется повысить ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за создание условий для сбалансированного исполнения местных бюджетов и наращивания экономического и налогового потенциалов на муниципальном уровне, эффективного управления региональными и муниципальными финансами. При этом надо использовать положительный опыт, имеющийся в других субъектах Российской Федерации, по организации межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях.
Рекомендации для органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по реализации мер, способствующих увеличению доходной базы местных бюджетов.
В качестве мер, способствующих увеличению доходной базы местных бюджетов, для муниципальных районов и городских округов могут быть предложены следующие:
заключение трехсторонних соглашение с профсоюзами и работодателями о величине минимальной заработной платы на территории муниципалитета;
меры, направленные на легализацию доходов населения и хозяйствующих субъектов;
меры, направленные на улучшение инвестиционного климата территории;
оказание поддержки субъектам предпринимательства;
развитие туризма;
создание и обеспечение деятельности информационно-консультационных центров поддержки предпринимателей.
Одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих «обеление» заработной платы и повышение налогооблагаемой базы по НДФЛ, являющемуся основным налоговым доходом местных бюджетов, служит заключение между администрацией муниципального образования, профсоюзами и работодателями, ведущими деятельность на территории муниципалитета, трехстороннего соглашения. Основные обязательства сторон по указанному соглашению заключаются в соблюдении установленного минимального уровня заработной платы на территории муниципального образования.
В обязательном порядке информация о реализации указанных соглашений должна размещаться в средствах массовой информации и открытом доступе на сайте муниципального образования.
Легализация трудоустройства и заработной платы существенно зависит от взаимодействия местных властей и предпринимателей. В городских округах и муниципальных районах необходимо создание межведомственных комиссий по рассмотрению вопросов оплаты труда и снижения неформальной занятости. При формировании указанных комиссий необходимо включение в их состав представителей налоговых органов, органов Пенсионного фонда Российской Федерации, правоохранительных органов, действующих на территории муниципального образования.
Для проведения эффективной работы данных комиссий необходимо формирование подробного плана работы с приглашением хозяйствующих субъектов, которые являются потенциальными нарушителями действующего законодательства.
В качестве критериев по определению потенциальных нарушителей могут быть использованы следующие: уровень заработных плат ниже МРОТ в регионе; предоставление «нулевой» отчетности по налогам и страховым взносам; указание в отчетности численности рабочей силы, значительно отличающейся от средней по отрасли; непредоставление письменных подтверждений о приеме на работу по заявленным вакансиям в Центры занятости населения.
При этом необходимо обязательное размещение в средствах массовой информации и в открытом доступе на сайте муниципального образования информации о деятельности данной комиссии и достигнутых результатах.
На основе проведенного анализа деятельности хозяйствующих на территории муниципального образования субъектов необходимо формирование плана контрольных мероприятий с обязательным участием налоговых и правоохранительных органов.
Кроме того, одним из источников информации о потенциальных нарушителях законодательства в части уклонения от уплаты налогов может служить создание горячей линии или почты доверия по соответствующим вопросам. Полученная посредствам указанных каналов связи информация также может служить основанием для проведения в отношении потенциального нарушителя контрольного мероприятия.
Результаты проведенных контрольных мероприятий и информация об их проведении должна быть также размещена в средствах массовой информации и в открытом доступе на сайте муниципального образования.
Деятельность данных комиссий, в целом, совпадает с деятельностью комиссий по вопросам оплаты труда и снижению неформальной занятости, при этом дополнительно к ведению данных комиссий относятся такие вопросы, как решение проблем задолженности налогоплательщиков по налоговым обязательствам; задолженности плательщиков по страховым взносам перед Пенсионным фондом Российской Федерации; задолженности по арендной плате за пользование соответствующими земельными участками и иным муниципальным имуществом.
В качестве отдельной меры, направленной на совершенствование межбюджетных отношений между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями, предлагается принятие соответствующих порядков предоставления поощрительных иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района в бюджеты поселений в зависимости от динамики поступающих в бюджет муниципального района доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, что будет способствовать повышению заинтересованности органов местного самоуправления поселений к проведению работы по вовлечению неиспользуемых земель в оборот.
Расчет иного межбюджетного трансферта может осуществляться в процентном отношении от поступившей с территории соответствующего поселения дохода от реализации земель, государственная собственность на которые не разграничена. При этом осуществление расчета по указанной методике может осуществляться ежеквартально с последующим предоставлением бюджетам поселений межбюджетных трансфертов.
В качестве наиболее эффективных мер по развитию инвестиционного потенциала органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендуется ознакомиться с применением сформированного Агентством стратегических инициатив (АСИ) «Атласа муниципальных практик», представляющего собой сборник успешных практик, направленных на качественное развитие территорий и улучшение бизнес-среды на муниципальном уровне. «Атлас муниципальных практик» является обобщенным сборником конкретных рекомендаций и практическим руководством для органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, рекомендациями для органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в части развития экономического и налогового потенциалов муниципального района (городского округа) можно определить выбор тех практик, которые в наибольшей степени могут оказать положительный эффект для формирования доходной базы местного бюджета; формирование плана мероприятий по реализации выбранных практик с установлением конкретных сроков и ответственных лиц; реализация сформированных планов мероприятий; проведение регулярного мониторинга реализации мероприятий для оперативного внесения необходимых корректировок и решения возникающих проблемных вопросов.
Одним из возможных локомотивов развития потенциалов указанных муниципальных образований является туризм, как событийный, так и тематический. Туризм способствует развитию сфер хозяйства, ему сопутствующих: производства товаров народного потребления, торговли, строительства, транспорта, страхования и др. С каждым годом растет количество отраслей, вовлеченных в туристическую индустрию.
Туризм помогает трудоустроить множество людей, поскольку индустрия туризма образует разветвленную сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов. Кроме того, туризм положительно влияет на экономику муниципалитета, поскольку расходы туристов из других муниципалитетов, регионов и стран представляют собой вклад в экономику принимающей территории.
В этой связи органам местного самоуправления рекомендуется формирование перечня имеющихся на территории муниципалитета туристических объектов и основных достопримечательностей с последующей оценкой необходимости восстановления либо реставрации данных объектов для приведения их в привлекательный для туристов вид.
Кроме того, необходимо определение возможных мест пребывания и питания туристов с последующим выстраиванием туристических маршрутов, ориентированных на различные категории туристов – паломнический туризм, автомобильный, туризм, велосипедный и др.
Сформированная информация должна быть размещена в средствах массовой информации и в общем доступе на информационном сайте муниципального образования. В отдельных случаях, когда туризм является одним из важнейших направлений развития муниципального образования, следует формирование отдельного туристического портала.
Для обеспечения возможности популяризации муниципального образования необходимы организация и проведение конкурса на формирование туристического бренда муниципального образования, а также создание туристического сувенира, характеризующего туристическое позиционирование муниципального образования.
В целях реализации комплекса вышеуказанных мероприятий органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов могут воспользоваться разработанным для них Модельным планом мероприятий, рекомендуемых органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, по реализации мер, способствующих увеличению доходной базы местных бюджетов (приложение 2 к настоящим Методическим рекомендациям).
Рекомендации для органов местного самоуправления городских и сельских поселений по реализации мер, способствующих увеличению доходной базы местных бюджетов.
Основным инструментом стимулирования роста бюджетных доходов для городских и сельских поселений остается администрирование земельного налога, а также управление муниципальным имуществом. Местными администрациями должна проводиться инвентаризация имущественного комплекса, земель, вноситься уточненные сведения в ЕГРН касательно назначения категории земель и предприниматься другие меры по управлению муниципальным имуществом, направленные на повышение доходного потенциала местных бюджетов, в том числе обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в проводимых конкурсах и аукционах по продаже земельных участков, нежилых помещений, передаче в аренду муниципального имущества.
Важным направлением деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований является работа по расширению налоговой базы по НДФЛ посредством выявления и пресечения использования работодателями схем минимизации налогообложения в виде выплаты неучтенной («теневой») заработной платы, а также выявление и постановка на налоговый учет лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации в налоговых органах.
Как правило, разработка программных документов, регламентирующих деятельность в данном направлении, происходит на уровне федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления муниципального района, однако успешность их реализации на практике в существенной мере зависит от действий органов местного самоуправления поселений.
Среди предпринимаемых мер в различных муниципальных образованиях можно выделить следующие:
уточнение пофамильных списков жителей населенных пунктов, при необходимости, с подворным обходом;
проведение рейдов по выявлению незарегистрированных трудовых отношений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
проведение разъяснительной работы среди населения, в частности, размещение баннеров, ведение пропаганды «белой заработной платы»;
анализ величины заработной платы в разрезе отраслей экономики, выявление организаций, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня, ниже МРОТ;
инвентаризация организаций, индивидуальных предпринимателей, ведущих деятельность в определенном перечне отраслей;
взаимодействие местных властей с предпринимателями является важнейшим аспектом деятельности по легализации трудоустройства и заработной платы.
В целях предоставления гражданам возможности получения квитанций на уплату имущественных налогов, подключения к Личному кабинету налогоплательщика, получения консультаций по различным вопросам налогового законодательства, а также в целях повышения собираемости местных налогов органам местного самоуправления поселений рекомендуется формирование совместно с налоговыми органами, местной администрацией муниципального района мобильных офисов для уплаты налогов на территории отдаленных населенных пунктов поселения, в которых отсутствует качественная связь.
Организация работы мобильных офисов необходима в тесном взаимодействии с налоговыми органами. В этой связи необходимо формирование графика работы офиса, позволяющего охватить наибольшую площадь территории муниципального образования и учесть специфику рабочего времени проживающего на территории населения.
Информация о формировании мобильных офисов, а также графике их работы и перемещения по территории муниципального образования должна быть доведена до сведения населения, проживающего на территории муниципалитета. Для таких целей могут быть задействованы местные средства массовой информации. Кроме того, информация может быть размещена на информационных стендах в местах общего сбора населения, магазинах, учреждениях культуры и досуга, остановках общественного транспорта и других.
Важно формирование кадастрового плана территории муниципалитета на основе предоставленного плана от органов кадастрового учета (с обозначением кадастровых кварталов, кадастровых номеров всех земельных участков, с указанием собственников земельных участков). Проведение данной работы необходимо для выявления свободных, документально и на местности незарегистрированных земельных участков.
Сформированный перечень земельных участков должен быть использован для проведения работы по оформлению земельных участков в собственность, предоставление их в аренду, вовлечению в хозяйственный оборот. Реализация данного мероприятия может послужить основой для перспективного увеличения доходов местного бюджета.
Необходим выбор оптимальной категории или вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельных участков, а именно: работа с собственниками земельных участков, перспективных для создания промышленных зон поселения; расширение границ перспективных населенных пунктов; создание зон жилой застройки Ж-2 для перспективной застройки многоквартирными домами.
Для проведения мероприятий по изменению или уточнению ВРИ земельных участков необходимо утверждение правил землепользования и застройки поселения, которые включают в себя определение территориальных зон, порядка застройки и видов использования земельных участков.
Кроме того, рекомендуется проведение мероприятий по инициированию собственников земельных участков к подаче заявлений об изменении ВРИ. Указанные заявления оформляются в форме ходатайства собственника земельного участка с указанием причины изменения ВРИ и приложения правоустанавливающих документов, кадастровой выписки, заключения государственной экологической экспертизы, документов (копии), удостоверяющих личность заявителя.
Для обеспечения процедуры изменения ВРИ в поселении необходимо формирование комиссии по проведению публичных слушаний по вопросам изменения ВРИ правообладателем земельных участков с последующим проведением публичных слушаний по всем вопросам изменения ВРИ.
Решение о разрешении или отказе в изменении ВРИ на основании заключения, вынесенного по итогам слушаний, оформляется постановлением администрации поселения, которое необходимо для дальнейшего внесения изменений о ВРИ в ЕГРН.
Для реализации мероприятий по выявлению незарегистрированных объектов, в том числе индивидуального жилищного строительства, органам местного самоуправления рекомендуется проведение инвентаризации выданных администрацией муниципалитета разрешений на строительство объектов и на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию с последующим проведением подомового (подворового) обхода и выявлением фактически построенных объектов капитального строительства, но не зарегистрированных в установленном порядке.
Целесообразно регулярное представление в органы кадастрового учета выданных разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, а также проведение работы с застройщиками по обязательной регистрации в установленном порядке завершенных строительством объектов (может применяться, например, проведение бесед с правообладателями таких объектов).
Для проведения мероприятий по выявлению выморочных объектов, бесхозяйного недвижимого имущества необходимо проведение регулярной инвентаризации объектов недвижимого имущества на территории поселения, выявление объектов с признаками выморочного имущества. При этом признаками такого имущества являются: отсутствие наследников по завещанию; отсутствие наследников по закону; отсутствие указания всех наследников (по закону или по завещанию) при отказе от наследства на лицо, в пользу которого такой отказ осуществлен; непринятие имущества наследниками в порядки и в сроки, установленные в ст. 1152-1155 ГК РФ.
При выявлении выморочных объектов для обеспечения возможности их дальнейшего использования необходимо проведение процедуры наследования такого имущества муниципальным образованием.
В этой связи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом необходимо выдавать должностному лицу следующие документы о праве на наследство: заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство; свидетельство о смерти наследодателя или справку об актовой записи о смерти наследодателя; справку о последнем месте жительства наследодателя; устав муниципального образования, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; паспорт обратившегося к нотариусу лица и документы, подтверждающие его полномочия; правоустанавливающие документы на наследственное имущество, а также документы о стоимости этого имущества на день смерти наследодателя.
Вовлеченные таким образом в муниципальную собственность объекты могут быть включены в программу приватизации муниципального образования.
Для установления экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам необходимо проведение регулярного мониторинга установленных в поселении налоговых ставок и льгот по местным налогам, проведение оценки эффективности установленных налоговых ставок и предоставляемых налоговых льгот по местным налогам в разрезе категорий налогоплательщиков.
По итогам проводимого мониторинга необходимо принятие нормативных правовых актов представительными органами муниципальных образований о повышении ставок местных налогов до максимальных значений, предусмотренных федеральным налоговым законодательством, и (или) об отмене неэффективных налоговых льгот с одновременным проведением разъяснительной работы с населением.
Расширению налоговой базы по земельному налогу с физических и юридических лиц, а также налогу на имущество физических лиц способствует осуществление муниципальными властями муниципального земельного контроля. Основной задачей муниципального земельного контроля, в первую очередь, является выявление нерационально и неэффективно используемых земель, а также обеспечение соблюдения организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель. При этом основной задачей является выявление земельных участков, используемых без документов, с целью привлечения землепользователей к оплате за пользование землей.
В целях решения отдельных локальных проблем и вопросов в поселении могут быть применены механизмы инициативного бюджетирования с привлечением средств местных сообществ.
Инициативное бюджетирование позволяет выявлять и оперативно решать важнейшие социальные проблемы местного уровня, вовлекать население в решение этих проблем и привлекать для этого дополнительные ресурсы. Достигается эта цель за счет вовлечения жителей в процесс принятия бюджетных решений на местном уровне, финансовой и организационной поддержки проектов, выработанных совместно населением и органами местной власти поселения, участия жителей в реализации проектов и мониторинге их реализации.
Для целей привлечения инициативных платежей граждан в поселении необходимо проведение собрания населения, на котором необходимо принятие решений о том проекте, который будет реализован с привлечением средств населения, размере вклада местных жителей в реализацию выбранного проекта. Главное отличие механизма привлечения указанных платежей от предусмотренного механизма самообложения граждан – отсутствие необходимости проведения референдума в поселении для принятия соответствующих решений.
При этом на всех этапах реализации проектов с привлечением средств населения необходимо проведение информационной кампании с подробным освящением хода работ по реализации проекта, хода сбора средств с населения и иных вопросов, связанных с реализацией проектов. Для таких целей могут быть привлечены средства массовой информации, указанная информация может быть размещена на информационных стендах в общественных местах.
В целях реализации комплекса вышеуказанных мероприятий органам местного самоуправления поселений рекомендуется использовать Модельный план мероприятий, рекомендуемых органам местного самоуправления городских и сельских поселений, по реализации мер, способствующих увеличению доходной базы местных бюджетов (приложение 3 к настоящим Методическим рекомендациям).
Заключение
Реализация вышеуказанных Методических рекомендаций позволит улучшить организацию работы с муниципальными образованиями по достижению показателей экономического развития субъекта Российской Федерации в рамках исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Деятельность, направленная на рост налоговой и неналоговой доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, должна осуществляться совместными усилиями федеральных администраторов доходов, региональных органов власти и органов местного самоуправления, что уже успешно реализуется в ряде регионов и приносит существенные результаты.
Применение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Методических рекомендаций будет способствовать увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов.
Возможность реализации мероприятий, содержащихся в Методических рекомендациях, имеет широкое практическое значение и доступно к применению во всех субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Москва, 2018 год
Введение
Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее – Методические рекомендации), разработаны на основе изучения международного и российского опыта, в том числе в 10 пилотных регионах (Московской, Белгородской, Саратовской, Свердловской, Ярославской, Курганской областях, республиках Дагестан, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республике).
Методические рекомендации содержат комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на рост экономического и налогового потенциалов, реализация которых на региональном и муниципальном уровнях будет способствовать увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Общие положения.
В целях повышения доходной базы региональных и местных бюджетов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется реализовать комплекс следующих мер:
1) меры по повышению эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов;
2) меры по активизации работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов;
3) меры, способствующие развитию экономики территорий;
4) меры по совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию на региональном и муниципальном уровнях.
Многие меры по обеспечению ускоренного роста доходной базы уже применяются на практике региональными и муниципальными органами власти. Применяемые в пилотных регионах меры по увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов представлены в Таблице 1.
Таблица 1. | Применяемые в пилотных субъектах Российской Федерации меры по увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов |
Реализуемые меры/ Пилотные регионы | С устойчивыми тенденциями развития | Средние показатели развития | Невысокие показатели развития | |||||||
Московская область | Белгородская область | Саратовская область | Свердловская область | Ярославская область | Республика Дагестан | Курганская область | Республика Мордовия | Республика Северная Осетия | Карачаево-Черкесская Респ. | |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 241.