Основные задачи современного землеустройства

Принципы землеустройства.

1. Первоочередное решение при землеустройстве природоохранных задач. Формулировка этого принципа обусловлена тем, что одно из главных противоречий современной эпохи заключается в быстром развитии производительных сил при жесткой ограниченности природных ресурсов и во многом за их счет. Поэтому при землеустройстве необходимо добиваться гармоничных взаимоотношений человека с окружающей природной средой, направлять хозяйственную деятельность на достижение экологического равновесия в создаваемых антропогенных ландшафтах, обеспечивающих жизненные потребности человека. Это требует организации таких землевладений и землепользований, в которых территориальные природо- хозяйственные комплексы были бы сбалансированными по линии процессов потребления – восстановления ресурсов, а также приоритета природоохранных и экологических критериев, определяющих границы использования земель, над производственными. Поэтому при землеустройстве надо создавать экологически устойчивые антропогенные ландшафты, защищать земли от нерационального использования, формировать условия для охраны природы. Поэтому в ходе землеустройства, в первую очередь, надо решать природоохранные, а затем уже социально-экономические задачи. Данный принцип требует исключения из рассмотрения любого варианта перераспределения земель и организации территории, наносящих ущерб окружающей природной среде.

 2. Максимальный учет природных, эколого-хозяйственных, агроэкологических, ландшафтных свойств территории и экологической устойчивости ее отдельных частей, а также экономических условий при 7 организации землевладений, землепользований и территориальном размещении производства и его отраслей, что обусловливает адаптивный характер землеустройства и его эффективность. Каждый район, каждое конкретное хозяйство и даже каждый отдельно обрабатываемый рабочий участок характеризуются определенными природными и экономическими свойствами. Неодинаковы климат, микроклимат, рельеф местности, степень увлажненности, потенциальная опасность развития эрозии, культуртехническое состояние земель (степень закамененности, залесенности, закустаренности, закочкаренности, солонцеватости) и др. Хозяйства различаются по специализации, уровню фондовооруженности, квалификации кадров. Естественно, это накладывает свой отпечаток на характер использования земель. В связи с этим при землеустройстве необходим обязательный учет природный, экономических и социальных условий региона, зоны, территории хозяйств и отдельных массивов земель, что определяет формулировка данного принципа.

3. Приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения и землепользования при перераспределении земель между категориями земельного фонда, земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий. Это вызывает необходимость обоснования при землеустройстве уровня интенсивности использования земель, требует их ограниченного изъятия для несельскохозяйств 8 пастбищ, земель под плодовыми и ягодными насаждениями, естественной растительности, водоемов. Если земельный участок предоставляется под новый объект, то это необходимо обосновать расчетами, не допуская излишеств, необоснованного расходования продуктивных земель. Кроме того, при образовании несельскохозяйственных землепользований, их размещении на территории нужно учитывать не только организационно-территориальные аспекты производства, но и свойства того или иного объекта (например, промышленного предприятия), который будет функционировать на данном участке. В частности, должна быть обеспечена охрана окружающей среды (земли, воды, атмосферы) от загрязнения и других вредных воздействий. Совершенствование производительных сил общества объективно вызывает необходимость постоянных отводов земель для нужд промышленности, транспорта, городов, сел и других несельскохозяйственных целей. Площадь сельскохозяйственных угодий в расчете на одного жителя постоянно сокращается. Поэтому в процессе землеустройства для несельскохозяйственных нужд следует отводить минимально необходимую площадь, выбирая в первую очередь непригодные и малопригодные для сельского хозяйства земли, находить свободные площади в черте существующих населенных пунктов, в границах промышленных, транспортных и иных предприятий, восстанавливать нарушенные земли.

4. Строгое соблюдение при землеустройстве требований земельного и других видов законодательства в области правового регулирования землевладения и землепользования. Выполнение этого принципа – необходимое условие совершения любых землеустроительных действий, поскольку землеустройство призвано укреплять земельный строй государства, а не вносить в него хаос. Как известно, местные органы власти всех уровней в пределах их компетенции от имени государства распоряжаются землей и предоставляют ее в 9 собственность, пользование и аренду посредством землеустройства. Устанавливаемые при этом границы хозяйств и хозяйственных участков на местности должны быть четкими, чтобы обеспечить необходимый порядок в использовании земли, избежать земельных споров. Соблюдение требований законодательства вызывает необходимость установления при землеустройстве определенного правового режима и условий землепользования, строгого следования нормам земельного права, землеустроительного процесса, создания организационно-территориальных условий для регулирования земельных отношений.

 5. Комплексный характер организации территории и производства. Этот принцип определяет необходимость обеспечения пропорциональности и сбалансированности между выделяемой землей и ее количественными и качественными характеристиками с фондовооруженностью, трудообеспеченностью, технической оснащенностью и другими параметрами предприятий, а также современного и обязательного создания необходимой производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения процесса производства. Практика показывает, что наилучших экономических результатов добиваются те предприятия, в которых земля находится в оптимальном соотношении с трудовыми ресурсами и производственными фондами. Любое предприятие представляет собой сложную организационно-хозяйственную структуру, в которой решаются технологические, экономические, социальные и другие вопросы. Проблемы совершенствования расселения переплетаются здесь с территориальным размещением производства, объектов социальной и производственной инфраструктуры, агробиологические вопросы - с техническими и физико-химическими и т.п. Поэтому и само землеустройство должно иметь комплексный характер, решая во взаимосвязи задачи организации производства, территории и совершенствования расселения. Например, сельскохозяйственное освоение земель должно 10 сопровождаться дополнительным вложением средств в производственное и жилое строительство, созданием дорожной сети, а введение в строй животноводческих ферм и комплексов – организацией кормовой базы, закладкой орошаемых культурных пастбищ и т.д. Вопросы мелиорации, рациональной системы земледелия, планировки сельских населенных мест и многие другие невозможно, таким образом, решать в отрыве от разработки землеустроительных проектов. Поэтому при землеустройстве обеспечивается увязка организации рационального использования земли и обустройства территории.

6. Экологическая, экономическая и социальная эффективность организации территории. Этот принцип требует обоснования всех мероприятий по совершенствованию землепользования и землеустройства и комплексной оценки всех видов эффективности землеустройства. Без обоснования принимаемых землеустроительных решений, сопоставления проектных данных с исходным положением на год землеустройства, выбора наилучшего варианта организации территории и его оценки по системе экологических, экономических и социальных показателей землеустройство не будет эффективным со всех точек зрения. Именно комплексный учет всех вдов эффективности землеустройства позволяет избежать односторонней направленности проектов, ошибок в использовании земли и обеспечить социальную справедливость при принятии землеустроительных решений. Эффективн способствующие росту эффективности производства на основе передовых методов и систем ведения производства, а в сельском хозяйстве - путем земледелия, внедрения прогрессивных форм организации и оплаты труда, осуществления природоохранных мероприятий.

7. Обеспечение стабильности землевладения и землепользования. Стабильность (устойчивость) землевладения и землепользования характеризуется длительностью владения и пользования земельным участком в неизменных границах. Достигается она, когда образуемые землевладения и землепользования рациональны по всем основным параметрам, когда отсутствуют недостатки и неудобства, вызывающие потребность во внесении изменений. В месте с тем с течением времени по разным причинам (например, из-за изъятия земли) в землепользованиях могут возникать недостатки и неудобства, снижающие эффективность производства; они должны устраняться. Кроме того, могут меняться условия хозяйствования, у предприятий появляются новые планы и задачи. В таких случаях земельный участок (массив) должен совершенствоваться путем внесения изменений в его площадь, размещение, внутренний состав на основе проекта межхозяйственного землеустройства. Выполнение данного принципа обусловливает также необходимость сохранения при новом землеустройстве устойчивых элементов организации территории (существующих дорог, лесополос, севооборотов, многолетних насаждений и многолетних посевов и т.п.), а также, по возможности, приспособления всех землеустроительных мероприятий к сложившейся организационно-территориальной структуре.

 8. Учет сочетания интересов общества в целом, отдельных отраслей, землевладельцев и землепользователей. Развитие общества всегда осуществляется посредством удовлетворения различных интересов (государства, юридических и физических лиц) в области землепользования, которые часто действуют в противоположных направлениях. 12 Поэтому искусство землеустроителя заключается в нахождении компромисса, в максимальной степени отражающего совокупность этих интересов. Например, между отдельными отраслями народного хозяйства по поводу использования земель могут возникать противоречия, которые должны разрешаться в пользу той отрасли, интересы которой в наибольшей степени отражают интересы общества в целом. По мере развития производства появляется потребность в предоставлении земли для многочисленных новых землепользователей, относящихся к различным отраслям и сферам деятельности. При размещении транспортных, горнодобывающих, энергетических предприятий и других объектов отводимое им место (участок земли для строительства) устанавливается после его предоставления в процессе землеустройства. При этом решаются вопросы выплаты компенсаций, упущенной выгоды, потерь производства юридическим и физическим лицам, земельные участки которых затронуты в ходе землеустройства. В ряде случаев этим землевладельцам и землепользователям отводятся при их согласии новые земельные участки. При временных отводах при нарушении почвенного покрова до возвращения земель собственникам осуществляется их рекультивация, т.е. восстановление и приведение в первоначальное состояние. Удовлетворение различных интересов требует соблюдения гласности при проведении и реализации землеустроительных мероприятий. Таким образом, сформулированные принципы позволяют вести землеустройства, приводящее его к главной цели- организации рационального использования и охраны земель, самими короткими путями.

 

ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОГО (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО) ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Межхозяйственное землеустройство – это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользований, специальных фондов земель, установлению границ и режима использования земель административно- территориальных и других особых формирований, а также по отводу земель в натуре.

Межхозяйственное землеустройство необходимо во всех случаях, когда требуются предоставление и изъятие земельных участков и осуществляется земельный оборот. Межхозяйственное землеустройство связано со следующими понятиями.

· Образование землевладения и землепользования – создание соответствующего земельного участка нового предприятия, организации, учреждения или физического лица на любых землях.

·  Реорганизация землевладений и землепользований - значительные изменения площадей, размещения, конфигурации и числа земельных участков и граждан.

· Упорядочение землевладений и землепользований – целенаправленное улучшение параметров земельных участков.

· Предоставление земель – передача земельного участка в собственность, владение, пользование, аренду гражданину или предприятию, организации, учреждению (юридическому лицу).

·  Изъятие земель – прекращение в установленном порядке права использования (собственности, владения, пользования, аренды) конкретного земельного участка.

· Отвод земель – землеустроительные действия по установлению в натуре границ земельного участка, предоставленного в собственность, владение, пользование, аренду.

· Межевание земель – комплекс землеустроительных работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади, а также юридическому оформлению полученных результатов.

Основные задачи межхозяйственного землеустройства:

1. - создание равных организационно-территориальных условий для развития всех форм хозяйствования на земле;

2.  - формирование и совершенствование рациональной и устойчивой системы землевладений и землепользований;

3.  - создание территориальных условий для рациональной организации сельскохозяйственного производства;

4.  - подготовка данных для установления земельного налога и арендной платы, возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель;

5.  - разработка мероприятий направленных на улучшение и восстановление земель, повышения их плодородия, защиту от эрозии, рекультивацию нарушенных земель, а также консервацию земель, плодородие которых невозможно восстановить.

СОДЕРЖАНИЕ -- >

1. Размещение хозяйственных центров и земельных массивов производственных

подразделений. К хозяйственным центрам относятся населенные пункты вместе с рядом расположенными животноводческими фермами и хозяйственными дворами, имеющими определенное производственное назначение. Хозяйственный центр может быть усадьбой крестьянского хозяйства, центральной усадьбой колхоза или совхоза или центром его производственного подразделения. Производственные подразделения — это бригады, производственные участки, отделения, внутри- хозяйственные кооперативы, участки арендаторов, подрядных под- разделений и тому подобное; их земельные массивы имеют определенные площади и границы. Участки, на которых расположены животноводческие фермы, хозяйственные дворы, перерабатывающие и иные цеха, называют производственными центрами хозяйства.

2. 2. Размещение главных внутрихозяйственных (магистральных) дорог и других общехозяйственных инженерных сооружений. К главным внутрихозяйственным дорогам относятся дороги, соединяющие центральные усадьбы с производственными под- разделениями и другими населенными пунктами, с автомобильными дорогами общего пользования, железнодорожными станциями, а также соединяющие подразделения между собой. Инженерные сооружения — это общехозяйственные объекты инженерного оборудования территории: мелиоративные, агролесомелиоративные, водохозяйственные, противоэрозионные объекты, площадки для обслуживания автомобилей и тому подобное.

3. 3. Организация угодий и севооборотов предполагает решение следующих вопросов: проектируемые виды и площади угодий; количество, типы и площади вводимых севооборотов; трансформация (перевод из одного вида в другой) угодий и их улучшение; размещение угодий и севооборотных массивов.

4.  4. Устройство территории севооборотов включает проектирование следующих элементов: размещение полей севооборотов и рабочих участков; размещение полезащитных лесных полос; размещение полевых дорог; размещение полевых станов; размещение полевых противоэрозионных объектов.

5. 5. Устройство территории садов, виноградников, ягодников включает: размещение пород и сортов многолетних насаждений; размещение кварталов, бригадных участков, клеток; размещение дорог, защитных лесных насаждений, подсобных хозяйственных центров, водных источников.

6.  6. Устройство территории кормовых угодий включает: Организацию пастбищеоборотов; размещение гуртовых и отарных участков; размещение загонов очередного стравливания; размещение летних лагерей и скотопрогонов, водных источников; организацию сенокосооборотов.

Содержание межевания земель

Межевание земель включает:

- подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;

- полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ);

- полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков;

- составление технического проекта (задания) межевания земель;

определение площади земельного участка;

 

22 Понятие. Задачи и содержание ВХЗ в соврмен.условиях https://poisk-ru.ru/s27947t9.html

Внутрихозяйственное землеустройство — это процесс организации рационального использования и охрану земель и связанных с ней средств производства в конкретных сельскохозяйственных предприятий, включающий систему мероприятий по организации производства и территории, осуществляемых на основе проекта.

Содержание ВХЗ :

1.Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров. В этой составной части проекта устанавливают организационно-производственную структуру хозяйства, состав, число и размеры производственных подразделений, уточняют назначение хозяйственных центров, размещают животноводческие фермы, определяют площади, границы и размещение внутрихозяйственных территориальных производственных подразделений (отделений, производственных участков, цехов, комплексных бригад). Правильное решение этих вопросов оказывает большое влияние на снижение капиталовложений в производственное строительство, инженерное оборудование территории, а также на сокращение ежегодных издержек производства, связанных с содержанием административно-управленческого персонала, амортизационными и эксплуатационными расходами, транспортными затратами.

2.Размещение внутрихозяйственных магистральных дорог, водохозяйственных и других инженерных сооружений и объектов общехозяйственного назначения. Теоретически все эти вопросы должны решать в первой части проекта, так как они относятся к инфраструктуре хозяйства в целом, но, учитывая важность решаемых вопросов и их взаимосвязь с организацией угодий и севооборотов, ее выделяют в самостоятельную. Дорожная сеть хозяйства — важнейшее условие рациональной организации производства и территории, так как способствует улучшению транспортных связей между населенными пунктами, производственными центрами и земельными угодьями хозяйства, сокращению затрат на перевозку людей и грузов, уменьшению себестоимости продукции. Это касается и других объектов производственной инфраструктуры (систем водообеспечения, энергоснабжения, связи), без которых нельзя осуществлять производство.

3.Организация угодий и севооборотов. Эта часть проекта осуществляется с учетом производительных (плодородие почв, степень увлажнения, эродированность, окультуренность) и территориальных (местоположение, конфигурация, удаленность от хозяйственных центров) свойств земли. Устанавливают экономически и экологически сбалансированный состав земельных угодий, уточняют границы и проектируют систему использования территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами, решают вопросы трансформации угодий, разрабатывают мелиоративные и природоохранные мероприятия, определяют приоритетные направления, объемы, стоимость, эффективность и очередность проведения мероприятий. Организация системы севооборотов всегда считалась основой внутрихозяйственного землеустройства, так как пашня является самым ценным сельскохозяйственным угодьем и предназначена для выращивания большинства продовольственных, технических и кормовых культур. При составлении проекта устанавливают типы, виды, число, размеры и размещение севооборотов.

4.Устройство территории севооборотов. При внутрихозяйственном землеустройстве важно не только определить наилучший состав и площади земельных угодий в хозяйстве, разработать мероприятия по их дальнейшему улучшению, но и провести внутреннее устройство территории каждого севооборота, сельскохозяйственного угодья, участка земли с целью организации их рационального и эффективного использования, осуществления производственных процессов. В данной составной части проекта устанавливают размещение полей севооборотов и рабочих участков, полезащитных лесных полос, дорог, полевых станов и источников полевого водоснабжения.

5.Устройство территории плодово-ягодных насаждений. Рассматривают вопросы размещения пород и сортов плодово-ягодных насаждений, кварталов, бригадных участков, клеток, подсобных хозяйственных центров, защитных лесных полос, дорожной сети, водных сооружений и оросительной сети, а также размещения и устройства территории ягодников, плодовых и ягодных питомников. Устройство территории садов, виноградников, ягодников и плодовых питомников способствует увеличению производства продукции, повышает эффективность использования капиталовложений в создание многолетних насаждений, сокращает затраты на обработку и уход за ними, уборку урожая.

6.Устройство территории пастбищ. При устройстве территории пастбищ закрепляют их за животноводческими комплексами, фермами, группами скота, организуют пастбищеобороты, размещают гуртовые и отарные участки, загоны очередного стравливания, летние лагеря, водные источники и водопойные пункты, скотопрогоны. Правильное устройство территории естественных пастбищ способствует повышению эффективности их использования за счет улучшения, введения пастбищеоборотов, рациональной пастьбы скота в загонах очередного стравливания, сокращения времени и расстояний перегона животных на пастбища и назад на фермы. При устройстве территории орошаемых культурных пастбищ устанавливают источники, способы орошения и т.

Основные задачи внутрихозяйственного землеустройства:

1.Определение назначения и организация рационального использования и охраны каждого участка земли хозяйства в соответствии с его агроэкологическими свойствами и местоположением, современным развитием производительных сил, достижениями научно-технического прогресса, земельными отношениями, обеспечивающие высокую урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность угодий, повышение плодородия почв и прекращение процессов их деградации;

2.обеспечение сбалансированности, количественной и качественной пропорциональности между основными элементами и условиями производства в хозяйстве: землей, рабочей силой, средствами производства, их взаимоувязка;

3.установление структуры, размеров и размещения отраслей сельскохозяйственного производства с учетом природных особенностей отдельных частей землевладения и землепользования, экономических условий хозяйствования, производительных и территориальных свойств земли, позволяющее выполнить намеченную производственную программу с максимальной эффективностью, создать прочную кормовую базу, повысить эффективность капитальных вложений, трудовых ресурсов, денежно- материальных средств, а в целом улучшить конкурентоспособность и рентабельность сельскохозяйственного производства предприятия;

4.создание организационно-территориальных условий, способствующих повышению культуры земледелия, высокопроизводительному использованию сельскохозяйственной техники, внедрению прогрессивных систем ведения хозяйства, технологий возделывания культур, научной организации труда и управления сельскохозяйственным производством, правильному осуществлению рабочих процессов в земледелии;

5.разработка и внедрение комплекса мероприятий по мелиорации земель, охране окружающей среды, поддержанию экологического равновесия в природе, созданию культурных ландшафтов;

6.разработка системы земельно-оценочных нормативов, необходимых для регулирования внутрихозяйственных земельных отношений, внутрихозяйственного планирования и управления, решения других задач с учетом площади, качества и местоположения каждого земельного участка.

Принципы землеустройства.

1. Первоочередное решение при землеустройстве природоохранных задач. Формулировка этого принципа обусловлена тем, что одно из главных противоречий современной эпохи заключается в быстром развитии производительных сил при жесткой ограниченности природных ресурсов и во многом за их счет. Поэтому при землеустройстве необходимо добиваться гармоничных взаимоотношений человека с окружающей природной средой, направлять хозяйственную деятельность на достижение экологического равновесия в создаваемых антропогенных ландшафтах, обеспечивающих жизненные потребности человека. Это требует организации таких землевладений и землепользований, в которых территориальные природо- хозяйственные комплексы были бы сбалансированными по линии процессов потребления – восстановления ресурсов, а также приоритета природоохранных и экологических критериев, определяющих границы использования земель, над производственными. Поэтому при землеустройстве надо создавать экологически устойчивые антропогенные ландшафты, защищать земли от нерационального использования, формировать условия для охраны природы. Поэтому в ходе землеустройства, в первую очередь, надо решать природоохранные, а затем уже социально-экономические задачи. Данный принцип требует исключения из рассмотрения любого варианта перераспределения земель и организации территории, наносящих ущерб окружающей природной среде.

 2. Максимальный учет природных, эколого-хозяйственных, агроэкологических, ландшафтных свойств территории и экологической устойчивости ее отдельных частей, а также экономических условий при 7 организации землевладений, землепользований и территориальном размещении производства и его отраслей, что обусловливает адаптивный характер землеустройства и его эффективность. Каждый район, каждое конкретное хозяйство и даже каждый отдельно обрабатываемый рабочий участок характеризуются определенными природными и экономическими свойствами. Неодинаковы климат, микроклимат, рельеф местности, степень увлажненности, потенциальная опасность развития эрозии, культуртехническое состояние земель (степень закамененности, залесенности, закустаренности, закочкаренности, солонцеватости) и др. Хозяйства различаются по специализации, уровню фондовооруженности, квалификации кадров. Естественно, это накладывает свой отпечаток на характер использования земель. В связи с этим при землеустройстве необходим обязательный учет природный, экономических и социальных условий региона, зоны, территории хозяйств и отдельных массивов земель, что определяет формулировка данного принципа.

3. Приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения и землепользования при перераспределении земель между категориями земельного фонда, земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий. Это вызывает необходимость обоснования при землеустройстве уровня интенсивности использования земель, требует их ограниченного изъятия для несельскохозяйств 8 пастбищ, земель под плодовыми и ягодными насаждениями, естественной растительности, водоемов. Если земельный участок предоставляется под новый объект, то это необходимо обосновать расчетами, не допуская излишеств, необоснованного расходования продуктивных земель. Кроме того, при образовании несельскохозяйственных землепользований, их размещении на территории нужно учитывать не только организационно-территориальные аспекты производства, но и свойства того или иного объекта (например, промышленного предприятия), который будет функционировать на данном участке. В частности, должна быть обеспечена охрана окружающей среды (земли, воды, атмосферы) от загрязнения и других вредных воздействий. Совершенствование производительных сил общества объективно вызывает необходимость постоянных отводов земель для нужд промышленности, транспорта, городов, сел и других несельскохозяйственных целей. Площадь сельскохозяйственных угодий в расчете на одного жителя постоянно сокращается. Поэтому в процессе землеустройства для несельскохозяйственных нужд следует отводить минимально необходимую площадь, выбирая в первую очередь непригодные и малопригодные для сельского хозяйства земли, находить свободные площади в черте существующих населенных пунктов, в границах промышленных, транспортных и иных предприятий, восстанавливать нарушенные земли.

4. Строгое соблюдение при землеустройстве требований земельного и других видов законодательства в области правового регулирования землевладения и землепользования. Выполнение этого принципа – необходимое условие совершения любых землеустроительных действий, поскольку землеустройство призвано укреплять земельный строй государства, а не вносить в него хаос. Как известно, местные органы власти всех уровней в пределах их компетенции от имени государства распоряжаются землей и предоставляют ее в 9 собственность, пользование и аренду посредством землеустройства. Устанавливаемые при этом границы хозяйств и хозяйственных участков на местности должны быть четкими, чтобы обеспечить необходимый порядок в использовании земли, избежать земельных споров. Соблюдение требований законодательства вызывает необходимость установления при землеустройстве определенного правового режима и условий землепользования, строгого следования нормам земельного права, землеустроительного процесса, создания организационно-территориальных условий для регулирования земельных отношений.

 5. Комплексный характер организации территории и производства. Этот принцип определяет необходимость обеспечения пропорциональности и сбалансированности между выделяемой землей и ее количественными и качественными характеристиками с фондовооруженностью, трудообеспеченностью, технической оснащенностью и другими параметрами предприятий, а также современного и обязательного создания необходимой производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения процесса производства. Практика показывает, что наилучших экономических результатов добиваются те предприятия, в которых земля находится в оптимальном соотношении с трудовыми ресурсами и производственными фондами. Любое предприятие представляет собой сложную организационно-хозяйственную структуру, в которой решаются технологические, экономические, социальные и другие вопросы. Проблемы совершенствования расселения переплетаются здесь с территориальным размещением производства, объектов социальной и производственной инфраструктуры, агробиологические вопросы - с техническими и физико-химическими и т.п. Поэтому и само землеустройство должно иметь комплексный характер, решая во взаимосвязи задачи организации производства, территории и совершенствования расселения. Например, сельскохозяйственное освоение земель должно 10 сопровождаться дополнительным вложением средств в производственное и жилое строительство, созданием дорожной сети, а введение в строй животноводческих ферм и комплексов – организацией кормовой базы, закладкой орошаемых культурных пастбищ и т.д. Вопросы мелиорации, рациональной системы земледелия, планировки сельских населенных мест и многие другие невозможно, таким образом, решать в отрыве от разработки землеустроительных проектов. Поэтому при землеустройстве обеспечивается увязка организации рационального использования земли и обустройства территории.

6. Экологическая, экономическая и социальная эффективность организации территории. Этот принцип требует обоснования всех мероприятий по совершенствованию землепользования и землеустройства и комплексной оценки всех видов эффективности землеустройства. Без обоснования принимаемых землеустроительных решений, сопоставления проектных данных с исходным положением на год землеустройства, выбора наилучшего варианта организации территории и его оценки по системе экологических, экономических и социальных показателей землеустройство не будет эффективным со всех точек зрения. Именно комплексный учет всех вдов эффективности землеустройства позволяет избежать односторонней направленности проектов, ошибок в использовании земли и обеспечить социальную справедливость при принятии землеустроительных решений. Эффективн способствующие росту эффективности производства на основе передовых методов и систем ведения производства, а в сельском хозяйстве - путем земледелия, внедрения прогрессивных форм организации и оплаты труда, осуществления природоохранных мероприятий.

7. Обеспечение стабильности землевладения и землепользования. Стабильность (устойчивость) землевладения и землепользования характеризуется длительностью владения и пользования земельным участком в неизменных границах. Достигается она, когда образуемые землевладения и землепользования рациональны по всем основным параметрам, когда отсутствуют недостатки и неудобства, вызывающие потребность во внесении изменений. В месте с тем с течением времени по разным причинам (например, из-за изъятия земли) в землепользованиях могут возникать недостатки и неудобства, снижающие эффективность производства; они должны устраняться. Кроме того, могут меняться условия хозяйствования, у предприятий появляются новые планы и задачи. В таких случаях земельный участок (массив) должен совершенствоваться путем внесения изменений в его площадь, размещение, внутренний состав на основе проекта межхозяйственного землеустройства. Выполнение данного принципа обусловливает также необходимость сохранения при новом землеустройстве устойчивых элементов организации территории (существующих дорог, лесополос, севооборотов, многолетних насаждений и многолетних посевов и т.п.), а также, по возможности, приспособления всех землеустроительных мероприятий к сложившейся организационно-территориальной структуре.

 8. Учет сочетания интересов общества в целом, отдельных отраслей, землевладельцев и землепользователей. Развитие общества всегда осуществляется посредством удовлетворения различных интересов (государства, юридических и физических лиц) в области землепользования, которые часто действуют в противоположных направлениях. 12 Поэтому искусство землеустроителя заключается в нахождении компромисса, в максимальной степени отражающего совокупность этих интересов. Например, между отдельными отраслями народного хозяйства по поводу использования земель могут возникать противоречия, которые должны разрешаться в пользу той отрасли, интересы которой в наибольшей степени отражают интересы общества в целом. По мере развития производства появляется потребность в предоставлении земли для многочисленных новых землепользователей, относящихся к различным отраслям и сферам деятельности. При размещении транспортных, горнодобывающих, энергетических предприятий и других объектов отводимое им место (участок земли для строительства) устанавливается после его предоставления в процессе землеустройства. При этом решаются вопросы выплаты компенсаций, упущенной выгоды, потерь производства юридическим и физическим лицам, земельные участки которых затронуты в ходе землеустройства. В ряде случаев этим землевладельцам и землепользователям отводятся при их согласии новые земельные участки. При временных отводах при нарушении почвенного покрова до возвращения земель собственникам осуществляется их рекультивация, т.е. восстановление и приведение в первоначальное состояние. Удовлетворение различных интересов требует соблюдения гласности при проведении и реализации землеустроительных мероприятий. Таким образом, сформулированные принципы позволяют вести землеустройства, приводящее его к главной цели- организации рационального использования и охраны земель, самими короткими путями.

 

Основные задачи современного землеустройства.

Основные задачи землеустройства на современном этапе.

Перед землеустройством в настоящее время стоят новые задачи:

1)реализация земельной политики государства путем экономически и экологически обоснованного распределения земель по формам собственности и субъектам права на землю, создание социальных фондов земель, формирования рациональной системы землепользования, обеспечение социальной справедливости преобразований и гарантий конституционных нрав на землю;

2)осуществление мероприятий по перспективному распределению земель по организации рационального использования всех категорий земель.

3)проектирование и закрепление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, закрепление на местности черты городов и других поселений;

4)образование новых и упорядочение существующих земельных участков, оформление планов их границ и закрепление границ земельных участков на местности;

5)подготовка землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти Российской федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами, а также для осуществления оборота земель и государственной регистрации прав на землю;

6)получение информации о количественном и качественном состоянии земель, об их использовании и оценке качества, необходимой для разработки землеустроительной документации, ведения государственного земельного и иных кадастров, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель.

7)разработка мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов,

восстановлению и повышению и плодородия почв;

8) рекультивация нарушенных земель, землевание малопродуктивных угодий, защита земель от эрозии, опустынивания, подтопления и предотвращение других негативных явлений в состоянии земель;

9)проведение внутрихозяйственной организации территорий землепользований с созданием пространственных условий, обеспечивающих рациональное функционирование объекта землеустройства.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 347.