(1030 – 931 гг. до Р.Х.)
Пророческая песнь Анны и предсказание о Мессии
1 Цар. 2, 1-10: Пророческая песнь Анны. Основная мысль молитвы: Господь – единственный истинный утешитель и защитник всех страждущих и смиренных, а также правосудный отмститель людям гордым и злым, надеющимся на свои силы. Эта молитва как ветхозаветный прообраз Песни Богородицы (ср. Лк. 1, 46-55).
В пророческой песне Анны впервые Обетованное «семя жены» (Быт. 3, 15), Спаситель мира, именуется Помазанником, Мессией[191] (1 Цар. 2, 10). Параллель – изучаемые события и события пришествия Христа. Призвание Самуила к пророческому служению.
Царь Саул: начало царствования и падение
Желание евреев иметь царя. Самуил становится судьей после смерти Илия. По старости Самуил ставит судьями над Израилем своих сыновей, но они «не ходили путями его, а уклонились в корысть», вследствие чего народ стал требовать от Самуила поставить им царя; просьба народа не нравится пророку, но Господь повелевает ему исполнить просьбу народа. Самуил объявляет права царя (1 Цар. 8, 10-17), но народ настаивает на избрании (1 Цар. 8, 19-20). Избрание Саула[192] на царство (Пророчество Моисея об установлении царской власти. Приход царской власти, как последствия неспособности к самоуправлению по возвышенным началам богоправления. Саул в поисках ослиц Киса. Господь указывает Самуилу на Саула. Израиль принимает Саула своим царем). Начало царствования Саула (победа Саула над Амаликитянами, Самуил слагает с себя звание судьи (условия благоденствия: 1 Цар. 12, 13-15), начало войны Саула с Филистимлянами, ведение Саулом многочисленных войн. Бог отвергает Саула:
1 Цар. 13, 8-15: самоволие Саула (принятие царем священных обязанностей — преступление в подрыве основного начала израильской монархии: подчинение гражданской власти воле Божией в лице пророков и священников. Религиозные интересы подчинены политическим). Повеление Божие истребить Амалика, неповиновение Саула (корысть — причина гнева Господня — 1 Цар. 15, 9).
1 Цар. 15, 10-23: Самуил произносит Божий приговор (памятник в Кармиле,[193] как образец возгордившегося правителя, о причинах отвержения Саула (15, 22-23): «За то, что ты отверг слово Господне, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем».
1 Цар. 15, 24-31: Неискреннее покаяние Саула (попытка оправдания себя — ответ согрешившего Адама Богу), Самуил убивает царя Амаликитского и больше не видится с Саулом.
Царь Давид и Саул
1 Цар. 16, 1-5: Бог посылает Самуила в дом Иессея;[194]
1 Цар. 16, 6-13: избрание и помазание Давида[195] на царство (Давид, как пример не внешнего, а внутреннего достоинства на царство. Царь — помазанник Божий).
1 Цар. 17: Поражение Голиафа[196] (в войне с Филистимлянами) и возвышение Давида при дворе (Сила оружия, и Божие покровительство).
Дружба Давида и Ионафана[197] (1 Цар. 18, 1-5);
1 Цар. 18, 6-9: Пророческие слова народа о Давиде. Ненависть Саула.
Гонения на Давида (Гордость — матерь всех пороков), великодушие Давида: «благословляйте проклинающих вас» (см. Мф. 5, 44).
1 Цар. 19, 8-10: Саул пытается убить Давида.
1 Цар. 19, 18-24: Давид и Самуил в Навафе[198] в сонме пророков. Саул приходит к ним и даже пророчествует. 1 Цар. 21, 1-6: Ахимелех священник и священный хлеб. Исполнение пророческих слов: «Саул поразил тысячи, а Давид десятки тысяч». Давид, как прообраз Христа.
Гибель Саула
1 Цар. 22, 11-19: Саул убивает Ахимелеха[199] и 85[200] священников.
1 Цар. 27, 1-4: Бегство Давида к Филистимлянам (прообраз бегства Господа Иисуса Христа в Египет);
1 Цар. 28, 3-7: Господь не отвечает Саулу.
1 Цар. 28, 8-19: Саул у Аэндорской[201] волшебницы.
Святоотеческие толкования:
1) душа праведного Самуила была не подвластна темной силе, а потому являлся в образе пророка диавол, гадающий о будущем (Деян. 16, 16) (святитель Дмитрий Ростовский, святитель Филарет Московский);
2) явилась душа пророка Самуила, но не по действию волшебницы и темной силы, а по особому соизволению Божию (Сир. 46, 23: существовавшее мнение в Ветхом Завете о том, что «Самуил пророчествовал и после смерти») (святой Амвросий Медиоланский и блаженный Феодорит);
3) так как душа пророка находилась в то время в шеоле, над которым владычествовал диавол, то явившемся был сам Самуил; конечно, произошло это не без воли Божией (святой Иустин Мученик, Ориген, святой Анастасий Антиохийский) – все три мнения имеют общее: происходящее было по промыслительному действию Божию, и любое из мнений не исключает преступления Саула).
1 Цар. 31, 1-7: Смерть Саула и сыновей его[202] (последнее преступление своей жизни — самоубийство). Саул и Давид — Иуда и Христос.
Вторая книга ЦАРСТВ
Царствование Давида
2 Цар. 2, 2-4: воцарение Давида в Хевроне.
Хеврон (краткая историческая справка)
Слово «Хеврон» означает «связь», «соединение». Этот город назван по имени сына Халева. Он является одним из древнейших городов в Иудее и вообще во всем свете (он построен семью годами раньше, чем Цоан в Египте — Чис. 13, 23), и первоначально назывался Кириаф-Арба. Моисей называет его Мамре (Быт. 23, 19; 35, 27). Город лежал в 32 километрах к югу от Иерусалима и в 160 километрах от Назарета. Арабы называют этот город Хабрун («цветущий город») или Эль-Халим («друг или любимец Божий»), так как Авраам в Священном Писании называется другом Божиим (2 Парал. 20,7). Этот город славится своими стеклянными изделиями и превосходными виноградниками (это тот исторический виноград, срезанную ветвь с одной кистью которого несло двое человек).
В городской мечети этого города указывают гробницы Авраама, Исаака и Иакова, с их женами Саррою, Ревеккою и Лиею: «Все они были похоронены в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской» (Быт. 23, 19). В настоящее время их гробницы поделены на два сектора (мусульманский и еврейский) и находятся под двойной охраной. По западной стороне Иерусалимской дороги в одном километре от Хеврона лежит знаменитая роща Мамре, где находится дуб Мамрийский. Здесь произошло Богоявление Аврааму. С конца XIX столетия означенное место вместе с уцелевшим дубом принадлежало России. Сейчас здесь монастырь во имя святого Георгия Победоносца, который принадлежит Зарубежной Православной Церкви. Местные арабы считают его потомком первобытного Рая, бывшего, по их мнению, именно на этом месте.
Из других древних памятников Хеврона путешественники упоминают о гробнице Авенира, также Иессея, отца Давидова и Халева. Богатство природы в этом месте превосходят всякое воображение и ожидание. Расширение территории от Чермного моря до Тигра[203] и Евфрата[204], многочисленные победы царя Давида. 2 Цар. 5, 6-10: Завоевание Иерусалима (Иерусалим – город, не принадлежащий ни одному из колен, как объединяющий центр народа израильского, что особенно важно после гражданской войны). Перенесение Ковчега Завета в Иерусалим, мысль о построении храма. Центр политический становится также и центром религиозным. Псалмы царя Давида: Обетование о приходе Спасителя — Псалом 21. Дела внутреннего благоустройства, как образец могущества царства.
2 Цар. 7, 1-17: Желание Давида построить храм. Неодобрение Божее. Мысль о строительстве храма, как закономерное завершение событий. Полная подготовка строительства храма.
Сугубый грех Давида
2 Цар. 11, 1-4: прелюбодеяние Давида.
2 Цар. 11, 6-13: Давид посылает за Урией.[205]
2 Цар. 11, 14-25: убийство Урии.
2 Цар. 11, 26-27: женитьба Давида на Вирсавии.[206]
Пророк Нафан и Давид
2 Цар. 12, 1-6: притча, сказанная к Давиду пророком Нафаном.[207]
2 Цар. 12, 7-15а: прозрение.
смерть младенца (2 Цар. 12, 15б-23).
2 Цар. 12, 24-25: рождение Соломона.[208]
50-ый псалом книги Псалтирь как образец силы и пример истинного покаяния.
Восстание Авессалома
Красота и высокомерность Авессалома.[209]
2 Цар. 15, 1-12: восстание Авессалома.
2 Цар. 15, 13-18: бегство Давида из Иерусалима.
2 Цар. 15, 30-31: Скорбный царь Давид на горе Елеонской.[210] Предательство Ахитофелаю.[211]
2 Цар. 17, 23: Самоубийство Ахитофела.
Ахитофел, как прообраз Иуды Искариота.
Война Давида с Авессаломом
2 Цар. 18, 1-8: Сражение в лесу Ефремовом.[212]
2 Цар. 18, 9-18: смерть Авессалома.
Скорбь Давида.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.