Времена судей
Времена судей продолжаются от окончания событий завоевания земли Обетованной и рождения Гофониила (1175 г. до Р.Х.) до избрания Саула — первого царя Израильского (1030 г. до Р.Х.), то есть охватывают собою время в 145 лет. Большая часть пятого периода нашей истории относится к временам Судей. Времена Судей описаны в книгах Судей, Руфь и в Первой книге Царств.
Книга Судей
О книге Судей
Суд. 2, 1-4: основная идея книги — зависимость благоденствия Израиля от его верности Богу.
Судьи — обличители народа Израильского (книга Судей: по-еврейски — «софетим»; по0гречески — «Крите». В названии — главный предмет содержания).
Силом[144] — столица страны, местонахождение скинии.
Гофониил — первый судья Израильский
Дальнейшая история Израиля — уклонение в идолопоклонство и обращение народа к Богу во время постигавших их бедствий. Союз с хананеями (дружба, брачные связи, идолопоклонство — служение Ваалам[145] и Астартам[146] (Суд. 2, 10-13).
Суд. 3, 8: иудеи в руках у месопотамского царя Хусарсафема.[147]
Суд. 3, 9-11: избавление народа через судью Гофониила.[148]
Сорокалетнее спокойствие.
Судья Аод
Суд. 3, 12: очередное падение народа израильского.
Восемнадцатилетний плен у царя моавитанского (Суд. 3, 13-14).
Аод[149] убивает поработителя Еглона[150] (Суд. 3, 15-26).
Освобождение израильтян на восемьдесят лет (Суд. 3, 30).
Судья Самегар[151] Суд. 3, 31
Девора и Варак
Суд. 4, 1-3: Притеснение Хананеями. очередное падение народа израильского. Двадцатилетнее рабство от Иавина.[152]
Девора[153] — судья народа израильского. Женщина — избавительница угнетенных колен. (Суд. 4, 4-5).
Призвание Деворой Варака.[154] Варак собирает войско (Суд. 4, 6-10).
Войско Варака на горе Фавор, битва с Сисарой,[155] полная победа над Хананеями (Суд. 4, 12-16).
Суд. 4, 17-22: Иаиль убивает Сисару.
Сыны Израилевы истребляют Иавина (Суд. 4, 23-24).
Песнь Деворы (Суд. 5): «Так да погибнут все враги твои, Господи! любящие Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!»
Сорокалетнее спокойствие.
Судья Гедеон
Суд. 6, 1: очередное падение народа Израильского, семилетнее рабство от мадианитян.
Суд. 6, 6: вопль Израиля.
Суд. 6, 7-10: Господь о причине падений в народе израильском. Бедствия народа, как наказание за идолопоклонство.
Особое избрание Гедеона[156] (Суд. 6, 11-24), уничиженность Гедеона (Суд. 6, 15).
Разрушение жертвенника Ваалова (Суд. 6, 25-29).
Особое избрание воинов на битву (Суд. 6, 34-35).
Чудесное орошение руна Гедеона (Суд. 6, 36-40).
Прообразовательное значение чуда:
1) руно — народ иудейский, сухая земля — языческий мир, а роса — всеоживляющую благодать Божию (Августин[157], Феодорит[158] и др.);
2) руно — Дева Мария, роса — Христос, сухая земля — весь греховный мир (Ориген,[159] блаженный Иероним, канон Богородице).
Суд. 7, 1-8: Уменьшение войска Гедеонова до 300 человек (уменьшил Господь войско, чтобы видели израильтяне, чей силой избавлены от зла).
Сорокалетняя спокойная жизнь.
Седьмой судья — Фола[160] (Суд. 10, 1-2)
Восьмой судья — Иаир[161] (Суд. 10, 3-5)
Девятый судья — Иеффай
Усиление идолопоклонства в спокойные времена при судьях Фоле и Иаире.
Суд. 10, 6: Страшное падение в идолопоклонство и оставление Бога истинного.
Суд. 10, 7-9: Теснение народа израильского с двух сторон.
Суд. 10, 10-16: Израиль взывает к Господу об избавлении. Праведный гнев Господень — милость Божия.
Суд. 11, 1-3: Происхождение Иеффая[162] (сын блудницы).
Победа над Аммонитянами.
Суд. 11, 29-40: Обет Иеффая.
два толкования обета Иеффая: прямое и символическое (предпочтительность символического, так как есть прямой запрет человеческих жертв в законе Моисея и фраза «оплакивала девство свое»).
Десятый судья – Есевон[163] (Суд. 12, 8-10)
Одиннадцатый судья – Елон[164] (Суд. 12, 11-12)
Двенадцатый судья – Авдон[165] (Суд. 12, 13-15)
Тринадцатый судья – Самсон
Суд. 13, 1: Седьмое отпадение Израиля и порабощение Филистимлянами.[166]
Обещание Божие Маною и его жене о рождении сына (Суд. 13, 2-7: долгое время бесплодны, обещание от ангела).
Самсон[167] — зеркало своего народа: с одной стороны — будучи назореем,[168] то есть полностью посвященным Богу, он был подобным всему народу Израильскому, который был посвящен Господу; с другой, женившись на филистимлянке, отражал пороки своего народа. Первое проявление чудесной силы — растерзал молодого льва (Суд. 14, 5-9).
Загадка на брачном пире — предательство жены — месть Самсона (Суд. 14, 10-20).
Филистимляне убивают жену и тестя Самсона (Суд. 15, 1-8).
Жители Иудеи предают Самсона Филистимлянам (Суд. 15, 9-13).
Месть Самсона филистимлянам (Суд. 15, 14-20).
Самсон в Газе[169] (Суд. 16, 1-3: врата города занесены на гору).
Далида[170] и Самсон, три попытки Далиды узнать источник силы Самсона. Самсон поддается хитрости Далиды (Суд. 16, 4-17).
Самсон в плену у Филистимлян (Суд. 16, 18-22).
Суд. 16, 23-31: последняя месть и смерть Самсона (гибель языческого капища). Причина потери силы Самсоном (о важности исполнения обетов, данных Богу). История Самсона — олицетворение истории народа Израильского (назорейство, необычная сила, блуд, подъемы и падения, смерть под обломками, подобно освобождению народов земли от языческого идолопоклонства через смерть иудейства). Сила народа заключается только в сохранении им своего завета с Богом.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 262.