Общекультурные компетенции (ОК):
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи курса............................................................................. 4
2. Объем и сроки изучения курса........................................................... 5
3. Требования к результатам освоения курса....................................... 6
4. Методические рекомендации по изучению теоретического материала и самопроверки знаний.........................................................   7
5. Методические рекомендации по выполнению практических работ.......................................................................................................... 11
6. Методические рекомендации по подготовке к тестированию 20
7. Методические рекомендации по подготовке реферата 23
8.Методические рекомендации по подготовке контрольной работы 30
9. Методические рекомендации по подготовке к итоговому контролю 34
10. Список рекомендованных источников............................................. 38

 

 

 

                             1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Формирование макроэкономического мышления – неотъемлемая часть экономического образования. Именно поэтому курс «Макроэкономика» изучается на всех экономических специальностях и направлениях. Он позволяет понять всеобщие взаимозависимости в границах национальной и мировой экономики, ключевые закономерности функционирования и развития рыночной экономики, теории и практические проблемы реализации стабилизационной политики, включая антиинфляционную, политику в области занятости и стимулирования экономического роста, в развитых странах и в России.

Учебной целью данного курса является изучение закономерностей экономического поведения макроэкономических субъектов на национальном и наднациональном уровне, на этой основе – сущности, причин и форм проявления макронестабильности в развитии, методов сокращения этой нестабильности за счет государственного регулирования.

Методической целью является формирование навыков графического и математического моделирования и факториального анализа экономических процессов на уровне экономики страны, навыков изучения актуальных научных публикаций, умения применять полученные теоретические знания к оценке проводимой политики и в процессах принятия самостоятельных экономических решений, прогнозировать изменения внешней среды жизнедеятельности на основе построения экономико-математических моделей макропроцессов.

Воспитательной и развивающей целью является формирование навыков самостоятельного, объемного, критического мышления без которого невозможно стать современным специалистом в любой области. Для бакалавра направления «Экономика» знание макроэкономичеких закономерностей важно еще и в связи с особенностями будущей сферы деятельности, где необходимы не только математические способности, но и прогностические и аналитические навыки, умение выделить, оценить и сопоставить будущие выгоды и затраты от принятия экономических решений.

Исходя из ФГОС бакалавр по направлению «Экономика» должен решать, наряду с прочими, следующие профессиональные задачи:
      - построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро-уровне как в России, так и за рубежом.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих субъектов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Изучение данных объектов (процессов, моделей, показателей) на основе теоретического метода агрегирования и на уровне национальной экономики, является главной целью дисциплины «Макроэкономика».

Задачи и структура курса:

- определение предмета и методов макроэкономики, базового категориального аппарата и источников макроэкономической информации;

- определение субъектов макроэкономики на национальном уровне и установление связей между ними в кругообороте продукта и дохода;

- изучение системы национальных счетов, количественно отражающих эти взаимосвязи, виды, способы расчета и значение важнейших макропоказателей;

- изучение причин возникновения и форм проявления макронестабильности в развитии закрытой и открытой рыночной экономики, моделирование и проведение факториального анализа макронестабильности с помощью графических моделей («AD-AS», « IS-LM», кривая Филлипса, кейнсианский крест);

- на основе теоретических знаний изучение направлений и инструментов стабилизации экономики и стимулирования экономического роста с помощью фискальной, кредитно-денежной, валютной и внешнеторговой политики.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Код компетенции Наименование компетенции

Результаты обучения

Темы, разделы дисциплины

ОК-3

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

знать Знать: - базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов; - основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов; - основы функционирования финансовых рынков; - условия функционирования национальной экономики, понятия и факторы экономического роста; - знать основы российской налоговой системы.

Тема1

Тема 2

Тема 3

уметь Уметь: - анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в профессиональной сфере;  - оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, обще-экономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для профессиональных проектов; - решать типичные задачи, связанные с профессиональным и личным финансовым планированием; - искать и собирать финансовую и экономическую информацию.
владеть Владеть: - методами финансового планирования профессиональной деятельности, использования экономических знаний в профессиональной практике.

ПК-4

способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

знать Знать: - систему экономических процессов и явлений; - основные теоретические и эконометрические модели; - положения применения эконометрических моделей; - основные нормативно-правовые документы.

Тема4

Тема 5

Тема7

 

Тема6

Тема 8

Тема 9

Тема 10

 

уметь Уметь: - оперативно находить нужную информацию; - грамотно её использовать для построения эконометрических моделей; - использовать теоретические и эконометрические модели в повседневной практике; - принимать адекватные решения при построении  эконометрических моделей.
владеть Владеть: - навыками построения стандартных эконометрических моделей; - методами анализа и содержательно интерпретировать полученные результаты.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

Семинарско-практическое занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого студент должен приобрести умения, во-первых, систематизировать полученные знания, оперировать базовыми понятиями учебной дисциплины, решать познавательные задачи, логично выстраивать устные и письменные тексты; во-вторых, приобрести навыки практической работы по данной теме, сформировать компетенции профессиональной деятельности.

В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю.

В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.

При подготовке к семинарскому занятию следует разработать практические задания, желательно индивидуальные. С целью контроля выполнения практических заданий студентами можно обязать их завести рабочую тетрадь.

Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики.

 

Практическая работа по теме 1:

1. Предмет макроэкономики, взаимосвязь макро- и микроуровней анализа. Особенности методологии позитивной и цели нормативной макроэкономики.

2. Макроэкономические функции и задачи государства в современной экономике.

Самостоятельная работа по теме 1 (аудиторная) предполагает ответить на следующие вопросы:

1. Как связаны между собой макро-, микро- и мезоэкономика?

2. Как конкретно применяется метод агрегирования?

3. Какие негативные последствия может иметь государственное вмешательство в функционирование рыночной системы на макроуровне?

 

Самостоятельная работа по теме 1 (внеаудиторная) предполагает закрепление сущностных и функциональных взаимосвязей в рыночной системе с помощью тестовых заданий, например: Отнесите конкретное направление деятельности правительства к соответствующей функции государства в рыночной экономике:

1. Для стимулирования частных инвестиций правительство внесло в парламент проект закона о более низкой ставке налога на прибыль и дало поручение Центральному Банку снизить ставку рефинансирования.

2. Правительство приняло решение увеличить размер минимальной оплаты труда, при этом средством повышения зарплаты в бюджетной сфере должны стать повышенные налоги на алкоголь и игорный бизнес.

3. Правительство решило в этом году не увеличивать тарифы на услуги грузового жележнодорожного транспорта.

4. Правительство внесло в парламент новый закон, на основании которого ужесточаются требования по сертификации продукции, содержащей генномодифицированные компоненты.

5. Дополнительные бюджетные доходы из-за повышения экспортных пошлин на нефть и газ правительство решило направить на субсидирование частных и государственных фирм, развивающих нанотехнологии.

Функции государства:

А) Создание правовой базы функционирования рынков

Б) Защита конкуренции и регулирование монополий

В) Корректировка рыночного распределения доходов

Г) Корректировка рыночного распределения ресурсов

Д) Стабилизация экономики

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К ТЕСТИРОВАНИЮ

Данное средство контроля, организованное как выполнение обучающимися тестовых заданий по темам изучаемой дисциплины и рассчитанное на выяснение объема знаний. Проводится на занятии семинарского типа (лабораторных или практических работах), включает вопросы, изучаемые на данном этапе. Время выполнения – 15-20 мин.

Пример тестовых заданий по темам курса

«Макроэкономика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

РЕФЕРАТА

Подготовка реферата, доклада, презентации – это формы самостоятельной внеаудиторной работы студента. Целью этой работы является демонстрация навыков по поиску, анализу и переработке информационных источников, оформление текста и защита в соответствии с предъявляемыми требованиями.

1. Определение темы. Начинать работу над рефератом нужно с определения темы. Это может быть тема из списка, предложенного преподавателем, или тема, сформулированная самим студентом, исходя из собственных предпочтений. Но в любом случае необходимо перед началом работы обсудить её с преподавателем.

2. Поиск источников. Проще всего воспользоваться поисковыми системами Интернета. Следует также использовать и рекомендованные источники.

3. Написание текста. Источников по Вашей теме может оказаться много. Не стремитесь включить в реферат как можно больше сведений! Главный критерий отбора информации - ее познавательный и увлекательный характер. Реферат должен быть интересным для слушателей. Текст должен иметь следующую структуру: актуальность темы, структурированная основная часть, заключение (выводы, итог).

4. Оформление реферата. Реферат является документом, свидетельствующем об уровне сформированности компетенций и знаний у студентов, поэтому он должен быть выполнен в соответствии с требованиями.

5. Подготовка устного выступления (доклада). Устное выступление перед аудиторией - это не чтение реферата! Помните, что воспринимать письменное изложение на слух психологически тяжело, внимание слушателей будет быстро угасать и информация может показаться не интересной! Поэтому пересмотрите свой реферат с другой точки зрения - как это всё можно интересно рассказать, что рассказать своими словами, что зачитать из текста, а что опустить или сказать кратко. Подберите примеры из практики (индивидуальной или общественной), иллюстрирующие отдельные аспекты доклада. Подготовьте наглядный материал (изображения, схемы, фото, видео). Выделите в тесте основные смысловые куски, изложение которых строго обязательно при любом дефиците времени. Составьте план выступления. Распределите время на изложение каждого вопроса и определите темп изложения (дифференцированно: где с расчетом на запись, где на слушание без записи). Продумайте приёмы привлечения внимания слушателей.

6. Подготовка презентации к докладу. Использование презентации во время доклада - мощное средство привлечения внимания слушателей. Докладчик может длительное время удерживать внимание слушателей различными приёмами: демонстрацией основных, ключевых понятий, терминов, названий, дат; демонстрацией изображений, иллюстрирующих доклад; использованием цветовых эффектов и эффектов анимации и т.д. Рассказ, сопровождаемый показом, воспринимается и запоминается легче и надолго. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Однако здесь главное не перестараться! Во время подготовки презентации руководствуйтесь основными правилами создания презентации.

7. Репетиция. Прочтите свой доклад с использованием презентации пару раз - сколько времени он занимает? В каких местах Вы испытываете затруднения с текстом? Нет ли «затянутых» мест? Каков темп вашей речи? Какие вопросы могут возникнуть у слушателей? Репетиция придаст Вам уверенности во время выступления.

Общие требования к оформлению реферата

I. Структура реферата:

1. Титульный лист.

2. Содержание (оглавление).

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

Титульный лист

На титульном листе указывается полное название учебного заведения, дисциплина, вид работы, тема работы, исполнитель, преподаватель, город и год разработки.

Содержание (оглавление) – это перечень структурных частей работы, составленный с указанием номеров страниц, на которых размещаются названия соответствующих частей. Оглавление дается вначале, так как это дает возможность сразу увидеть структуру реферата.

Введение должно содержать актуальность темы. Здесь уместно объяснить, почему избранна именно эта тема. Также следует указать цель реферата (например, рассказать о…, проанализировать источники, проследить историю развития событий, донести полезную информацию до слушателей, изложить своё мнение и т.д.).

Основная часть - обзор информационных источников по теме. Основная часть может иметь вид сопоставительного анализа разных источников; может иметь вид хронологического изложения явлений; повествования, рассказа о предмете темы. Освещайте тему с различных аспектов.

Заключение это выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких обобщающих пунктов, подводящих итог, и отражать возможные пути практического использования содержания реферата.

Список литературы должен содержать перечень источников, использованные при написании работы.

Приложение – иллюстративный материал (презентация, изображения, видео, документы и пр.).

II. Оформление реферата

1. Реферат оформляется на одной стороне листа белой писчей бумаги формата А4 в компьютерном варианте (машинописном). Шрифт Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал 1,5. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, датах, применяя шрифты разной гарнитуры и цвета. По всем сторонам листа оставляют поля от края листа. Размеры: левого поля - 30 мм; правого поля - 10 мм; верхнего поля - 20 мм; нижнего поля - 20 мм.

2. Листы бумаги рамками не обводятся.

3. Текст реферата должен быть структурирован. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой строки и выделяется заголовками ВВЕДЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ. После заголовка допускается строчный пробел. Заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовки структурных частей, разделов, подразделов печатают прописными буквами симметрично тексту по центру строки. Точку в конце заголовка не ставят. Разделы нумеруют в пределах каждой части реферата. Пункты нумеруют арабскими цифрами.

4. Абзацы в тексте начинают отступом от левого края в 1,5 см.

5. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, приложений дается арабскими цифрами без знака «№».

6. Первой страницей реферата является титульный лист, который включают в общую нумерацию. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих страницах номер проставляют в центре верхней части листа, либо в левом верхнем углу, без слова страница (стр., с.) и знаков препинания.

7. Иллюстрации (фотографии, чертежи, схемы, графики, карты) и таблицы следует располагать в реферате непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют последовательно в пределах реферата, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Порядковый номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают последовательно под иллюстрацией. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

8. Таблицы нумеруют последовательно (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах реферата. Перед соответствующим заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием её порядкового номера. Если в реферате приведена одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Каждая таблица должна иметь заголовок, который располагают над таблицей и печатают симметрично тексту. Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы. Заголовок не подчеркивают. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы её можно было читать без поворота работы.

9. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в сообщении имеется более одного приложения, их номеруют последовательно, например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Общие указания

После усвоения основных тем студент выполняет контрольную работу в соответствии с индивидуальным заданием, выбранным по шифру. Варианты контрольных работ выбираются по сумме последних двух цифр шифра зачетной книжки.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Тема контрольной работы по дисциплине «Макроэкономика» согласовывается с преподавателем либо назначается им.

Контрольная работа выполняется в печатном виде при соблюдении следующих правил:

1. Шрифт Times New Roman 14пт.

2. Поля: верхнее – 20 мм, нижнее – 15 мм, правое - 10 мм, левое – 30 мм.

3. Полуторный междустрочный интервал.

4. Графики, рисунки должны размещаться на отдельных страницах приложений.

5. Приложения размещаются в конце работы и не нумеруются.

6. Список литературы должен включать не менее 5 источников.

7. В списке литературы можно указывать сетевые источники с указанием адреса сайта и точного времени (даты) публикации.

8. Общий объем работы без приложений должен составлять не менее 15 и не более 25 страниц.

9. Общая структура контрольной работы: титульный лист, содержание (оглавление), главы (части, подвопросы), список литературы, приложения.

Объем работы не должен превышать 15 – 20 страниц текста, напечатанного на принтере через 1,5 интервала,. Размеры полей: верхнее и нижнее поля – 2 см, левое – 2,5 – 3 см, правое поле – 1 см. интервал единичный (кегль 14, шрифт Times New Roman).

Тематика к онтрольных работ

1. Характеристика         типа экономической модели современной отечественной экономики.

2. Современные       модели экономических систем и оценка их эффективности.

3. Конкуренция     в условиях современных экономических систем: возможности и пределы.

4. Общая теория и модели экономического равновесия.

5. Проблема несовершенства информации и неполноты рынка в условиях переходной экономики.

6. Проблема экстерналий в переходной экономике.

7. Экономическое поведение хозяйствующего субъекта.

8. Взаимосвязь экономики и политики (микро- и макроуровни).

9. Влияние теневой экономики на формирование институтов рынка в России.

10. Методы             государственного регулирования экономической деятельности субъектов микроэкономики.

11. Общественные блага и особенности их трансформации в условиях переходной экономики.

12. Особенности функционирования российского рынка труда.

13. Собственность как институт и проблема его становления в условиях переходной экономики.

14. Современное состояние отечественного рынка факторов производства

- проблемы и задачи.

15. Проблема формирования инвестиций в отечественной экономике.

16. Естественные монополии и их роль в функционировании рыночной системы.

17. Влияние денежной политики на процесс инфляции в России.

18. Безработица в переходной экономике: сущность и особенности.

19. Трансакционные издержки и их влияние на функционирование рынка.

20. Влияние микроэкономических показателей на ценовую политику отечественных фирм.

21. Иностранный капитал в России: экономический и правовой аспекты.

22. Рисковый капитал и его место в переходной экономике.

23. Макроэкономические      и неэкономические причины инфляции в России.

24. Виды инфляции в российской экономике.

25. Институциональная       инфраструктура экономической системы - сущность и значение.

26. Современный этап и перспективы приватизации в России.

27. Конкуренция и монополия в переходной экономике.

28. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики.

29. Государственное         потребление как средство экономического регулирования.

30. Проблема становления финансового рынка в России.

31. Преобразования     в сфере государственных финансов (проблема дефицита государственного бюджета и государственного долга).

32. Налоговая политика как элемент государственного регулирования экономической системы.

33. Экономическая политика государства - виды и цели.

34. Теорема Коуза и ее практическое значение.

35. Социальная        политика государства (необходимость, значимость, направленность, эффективность в условиях переходного периода).

36. «Фиаско» рынка и «фиаско» государства (российская практика).

37. Значение и сущность предпринимательской деятельности.

38. Неправовые трудовые практики в современной России: стратегии работодателей и наемных работников.

39. Оппортунизм на рынке доверительных товаров (анализ одного из рынков: медицинские услуги, услуги адвокатов, компьютерные товары, образование).

40. Административный сектор экономики: масштабы, особенности и последствия функционирования.

41. Скрытая безработица, вторичная и неформальная занятость населения.

42. Рынок образовательных услуг и рынок труда в России: анализ взаимосвязей.

43. Проблемы асимметрии информации в экономике.

44. Инвестиции в человеческий капитал в современной экономике России.

45. Роль политических         факторов в формировании экономической политики в России.

46. Сравнительные преимущества некоммерческого сектора России.

47. Корпоративная         социальная ответственность как альтернатива государственному финансированию и регулированию.

48. Феномен чиновничьего предпринимательства.

49. Оценка взаимосвязи экономической динамики и государственного вмешательства в экономику.

 

Виды ошибок

Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
2. Неумение выделить в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показание измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.














МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

Данное средство контроля проводится в виде собеседования преподавателя с обучающимся по вопросам к зачету после выполнения бакалавром всех планируемых в семестре видов занятий. Время собеседования 10 мин.

Вопросы к зачету:

1. Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе.

2. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты.

3. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная.

4. Источники макроэкономической информации.    

5. Система национальных счетов: сущность, структура, значение.

6. Виды и аналитическое значение основных макропоказателей.

7. Модель простого и сложного кругооборота продукта и дохода. ВНП (ВВП) - сущность, ограниченность, значение.

8. Теневая экономика.

9. Расчет ВНП по расходам и доходам.

10. Инвестиции: определение, виды, значение.

11. Производные от ВНП макропоказатели. Потребление как макроэкономический показатель, модели потребления.

12. Сбережения как показатель потока и запаса, формы, причины и модели сбережений. Номинальные и реальные макропоказатели.

13. Основные индексы цен. Инфлирование и дефлирование.

14. Динамика ВВП и уровня жизни в Российской Федерации.

15. Предпосылки возникновения, сущность, причины и виды экономических циклов.

16. Технологические уклады и «длинные волны».

17. Текущие, опережающие и запаздывающие индикаторы деловой активности. Фазы среднего (классического) цикла.

18. Принцип акселерации, значение инвестиций для стабильного развития.

19. Безработица – определение, измерение, типы, формы, причины и последствия.

20. Естественный уровень безработицы: особенности вычисления и значение. Закон Оукена.

21. Проблема безработицы в России.

22. Инфляция – определение, монетарные и немонетарные причины, типы и формы.

23. Основное уравнение обмена.

24. Экономические и социальные последствия инфляции.

25. Сущность и направления антиинфляционной политики. Особенности инфляции в РФ.

 «Промежуточная аттестация по дисциплине – экзамен»

Экзамен проводится после выполнения обучающимися всех планируемых в 3 семестре видов занятий. Студент допускается к экзамену по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплине. Время подготовки – 40 мин. Экзамен проводится в устной форме. В экзаменационном билете содержится два теоретических вопроса и задача.

 

Экзамен проводится после выполнения обучающимися всех планируемых в семестре видов занятий. Студент допускается к экзамену по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплине. Время подготовки – 40 мин. Экзамен проводится в устной форме.

Контрольные вопросы к экзамену по курсу «Макроэкономика».

1. Предмет макроэкономики. Взаимосвязь макро- и микроуровней анализа

2. Макроэкономические функции государства. Источники макроэкономической информации.

3. Основные субъекты макроэкономики и связи между ними в модели сложного кругооборота продукта и дохода.

4. Понятие, структура и значение системы национальных счетов.

5. Валовой национальный продукт: определение, соотношение с ВВП, ограниченность.

6. Потребление как макроэкономический показатель, его сущность, формы и модели.

7. Инвестиции: сущность, формы, значение.

8. Сбережения как показатель потока и запаса, их формы и значение.

9. Метод вычисления ВНП по расходам.

10. Метод исчисления ВНП по доходам.

11. Производные от ВНП макропоказатели: особенности расчета, взаимосвязь, значение.

12. Определение динамики ВНП (ВВП). Инфлирование и дефлирование. Дефлятор ВНП и его виды.

13.  Сущность, причины и виды экономических циклов. Индикаторы деловой активности.

14. Фазы классического цикла. Принцип акселерации и значение инвестиций для экономической динамики.

15. Безработица: сущность, измерение, типы и формы.

16. Полная занятость – определение и значение.

17.  Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

18. Инфляция: определение, причины, типы и формы.

19. Основные индексы цен. Измерение темпов инфляции.

20. Экономические последствия инфляции. Основные направления антиинфляционной политики.

21. Модель «Совокупный спрос - совокупное предложение»: определение совокупного спроса и его неценовые факторы.

22. Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение»: определение совокупного предложения, его участки и неценовые факторы.

23. Моделирование инфляции спроса, инфляции издержек, спада и экономического роста с помощью модели «Совокупный спрос- совокупное предложение».

24. Классическая и кейнсианская теория занятости.

25. График потребления и график сбережения. Факторы, сдвигающие данные графики.

26. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению. Значение этих показателей для макроанализа.

27. График спроса на инвестиции. Определение величины планируемых частных инвестиций.

28. Определение равновесного объема производства в закрытой чисто рыночной экономике методом сопоставления «совокупные расходы-объем производства».

29. Определение равновесного объема производства в закрытой чисто рыночной экономике методом «утечки-инъекции».

30. Эффект мультипликатора автономных расходов – логическое и математическое обоснование, значение в экономике.

31. Влияние внешней торговли на равновесный объем производства. Условия равновесия для открытой чисто рыночной экономики.

32. Понятие дефляционного и инфляционного разрыва в расходах, способы преодоления.

33. Дискреционная фискальная политика. Государственный бюджет. Влияние государственных закупок на равновесный ЧНП.

34. Понятие налоговой системы. Влияние индивидуального аккордного налогообложения на равновесный ЧНП.

35. Экономические циклы, фазы, особенности и классификация

36.  «Длинные волны» Н.Д.Кондратьева

37.  Особенности современных экономических циклов

38. Деньги: сущность, виды и функции, определение ликвидности.

39. Предложение денег: понятие денежной массы и трудности ее измерения. Основные денежные агрегаты.

40. Спрос на деньги: для сделок и со стороны активов. Процесс установления равновесия на денежном рынке.

41. Банковская система – определение, элементы, макроэкономические функции.

42. Коммерческий банк – определение, функции, финансовая структура. Роль обязательных резервов в структуре коммерческого банка.

43. Расширение предложения денег с помощью банковской системы. Денежный мультипликатор.

44.  Финансовая структура и функции Центрального Банка в современной рыночной экономике.

45. Основные инструменты кредитно-денежной политики ЦБ. Антициклическая кредитно-денежная политика.

46. Стабилизационная политика: сущность, виды, особенности в РФ.

47. Модель IS-LM (Хикса-Хансена). Макроравновесие и реальная процентная ставка.

48. Сущность, факторы и теории экономического роста.

49. Теневая экономика: ее формы и значение в России

50. Сущность и виды валютного курса (фиксированный и плавающий курс). Паритет покупательной способности. Валютная политика.

51. Влияние глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики.

52. Платежный баланс: особенности расчета, виды и значение.

 

Критерии и шкала оценивания по оценочному средству «Зачет»

Шкала оценивания  (интервал баллов) Критерий оценивания
«Отлично»  (31-40 баллов) Студент дал полный развернутый ответ, показал знания по рассматриваемому разделу дисциплины. Отвечал на все дополнительные вопросы.
«Хорошо» (21-30 баллов) Студент дал полный развернутый ответ, показал знания по рассматриваемому разделу дисциплины. При ответе допустил незначительные ошибки.
«Удовлетворительно» (15-20 баллов) Студент дал недостаточно полный ответ на поставленный вопрос по рассматриваемому разделу дисциплины, в котором нет четкой логической последовательности, допускал ошибки в раскрытии понятий.
«Неудовлетворительно» (0 баллов) Студент не ответил на вопросы по рассматриваемому разделу дисциплины.

Критерии и шкала оценивания по оценочному средству «Экзамен»

Шкала оценивания  (интервал баллов) Критерий оценивания
«Отлично»  (31-40 баллов) Студент дал полный развернутый ответ, показал знания по рассматриваемому разделу дисциплины. Отвечал на все дополнительные вопросы.
«Хорошо» (21-30 баллов) Студент дал полный развернутый ответ, показал знания по рассматриваемому разделу дисциплины. При ответе допустил незначительные ошибки.
«Удовлетворительно» (15-20 баллов) Студент дал недостаточно полный ответ на поставленный вопрос по рассматриваемому разделу дисциплины, в котором нет четкой логической последовательности, допускал ошибки в раскрытии понятий.
«Неудовлетворительно» (0 баллов) Студент не ответил на вопросы по рассматриваемому разделу дисциплины.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи курса............................................................................. 4
2. Объем и сроки изучения курса........................................................... 5
3. Требования к результатам освоения курса....................................... 6
4. Методические рекомендации по изучению теоретического материала и самопроверки знаний.........................................................   7
5. Методические рекомендации по выполнению практических работ.......................................................................................................... 11
6. Методические рекомендации по подготовке к тестированию 20
7. Методические рекомендации по подготовке реферата 23
8.Методические рекомендации по подготовке контрольной работы 30
9. Методические рекомендации по подготовке к итоговому контролю 34
10. Список рекомендованных источников............................................. 38

 

 

 

                             1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Формирование макроэкономического мышления – неотъемлемая часть экономического образования. Именно поэтому курс «Макроэкономика» изучается на всех экономических специальностях и направлениях. Он позволяет понять всеобщие взаимозависимости в границах национальной и мировой экономики, ключевые закономерности функционирования и развития рыночной экономики, теории и практические проблемы реализации стабилизационной политики, включая антиинфляционную, политику в области занятости и стимулирования экономического роста, в развитых странах и в России.

Учебной целью данного курса является изучение закономерностей экономического поведения макроэкономических субъектов на национальном и наднациональном уровне, на этой основе – сущности, причин и форм проявления макронестабильности в развитии, методов сокращения этой нестабильности за счет государственного регулирования.

Методической целью является формирование навыков графического и математического моделирования и факториального анализа экономических процессов на уровне экономики страны, навыков изучения актуальных научных публикаций, умения применять полученные теоретические знания к оценке проводимой политики и в процессах принятия самостоятельных экономических решений, прогнозировать изменения внешней среды жизнедеятельности на основе построения экономико-математических моделей макропроцессов.

Воспитательной и развивающей целью является формирование навыков самостоятельного, объемного, критического мышления без которого невозможно стать современным специалистом в любой области. Для бакалавра направления «Экономика» знание макроэкономичеких закономерностей важно еще и в связи с особенностями будущей сферы деятельности, где необходимы не только математические способности, но и прогностические и аналитические навыки, умение выделить, оценить и сопоставить будущие выгоды и затраты от принятия экономических решений.

Исходя из ФГОС бакалавр по направлению «Экономика» должен решать, наряду с прочими, следующие профессиональные задачи:
      - построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро-уровне как в России, так и за рубежом.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих субъектов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Изучение данных объектов (процессов, моделей, показателей) на основе теоретического метода агрегирования и на уровне национальной экономики, является главной целью дисциплины «Макроэкономика».

Задачи и структура курса:

- определение предмета и методов макроэкономики, базового категориального аппарата и источников макроэкономической информации;

- определение субъектов макроэкономики на национальном уровне и установление связей между ними в кругообороте продукта и дохода;

- изучение системы национальных счетов, количественно отражающих эти взаимосвязи, виды, способы расчета и значение важнейших макропоказателей;

- изучение причин возникновения и форм проявления макронестабильности в развитии закрытой и открытой рыночной экономики, моделирование и проведение факториального анализа макронестабильности с помощью графических моделей («AD-AS», « IS-LM», кривая Филлипса, кейнсианский крест);

- на основе теоретических знаний изучение направлений и инструментов стабилизации экономики и стимулирования экономического роста с помощью фискальной, кредитно-денежной, валютной и внешнеторговой политики.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие


общекультурные компетенции (ОК):

- ОК-3 (способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.