Качество продукции – это совокупность свойств, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.
Для оценки качества продукции при её создании, испытаниях, сертификации, покупке и потреблении (эксплуатации) используются показатели качества. К ним относятся следующие единичные показатели:
· Назначения, характеризующие свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена и обуславливающие область её применения;
· Надёжности, определяющие свойства продукции сохранять в заданном интервале времени, в установленных пределах значения всех параметров продукции, характеризующих её способность выполнять основные функции. Надёжность характеризует показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости;
· Использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов. Например: удельный расход сырья на единицу потребительских свойств, потери сырья и материалов при регламентированных условиях, коэффициент полезного действия, удельный расход энергии и т.д.;
· Эргономические, характеризующие систему "человек – изделие – среда" и учитывающие комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических, психологических свойств человека, проявляющихся при взаимодействии с изделием в производственных и бытовых условиях;
· Эстетические, характеризующие целостность композиции, информационную выразительность, рациональность форм, цветовое исполнение, совершенство производственного исполнения и т.п.
· Технологичности, определяющие свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, средств, труда, времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. К основным показателям технологичности относятся материалоёмкость и трудоёмкость продукции;
· Унификации и стандартизации, характеризующие насыщенность изделий стандартизованными и унифицированными узлами и деталями, а также уровень унификации с другими изделиями;
· Транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к её перемещению в пространстве (транспортированию), не сопровождающемуся эксплуатацией или потреблением;
· Безопасности, характеризующие особенности продукции, обусловливающие при её эксплуатации или потреблении безопасность человека;
· Экологичности, характеризующие особенности продукции, определяющие уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду при эксплуатации продукции, вероятность вредных выбросов, излучений и др.;
· Патентно-правовые, характеризующие патентную защиту и патентную чистоту. Патентная защита выражает степень защиты авторскими свидетельствами и патентами продукции в странах предполагаемого экспорта или продажи лицензий на отечественные изобретения. Патентная чистота характеризует свойство изделия, заключающееся в том, что оно может быть свободно использовано в стране без опасности нарушения действующих на её территории охранных документов исключительного права.
Рис. Система качества.
Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством, и базируется на следующих ведущих направлениях: обеспечении качества, управлении качеством, улучшении качества.
Под обеспечением качества понимается совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определённым требованиям к качеству.
Управление качеством включает методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.
Улучшение качества представляет собой постоянную деятельность, направленную на повышение технического уровня продукции, качества её изготовления и совершенствования элементов производства и системы качества.
Деятельность по созданию систем качества на предприятиях в соответствии с МС ИСО серии 9000 должна включать следующие этапы:
I. Анализ организационных и технико-экономических условий внедрения МС ИСО серии 9000.
II. Выбор МС ИСО серии 9000.
III. Разработка предложений по организации работы в области формирования и функционирования системы качества в соответствии с выбранным МС ИСО серии 9000.
IV. Документальное оформление системы качества предприятия на основе МС ИСО серии 9000.
V. Разработка и реализация программы проведения внутреннего аудита (внутренней проверки) системы качества предприятия и мер корректирующего воздействия в соответствии с результатами проведённой проверки.
Предприятие, исходя из политики в области качества, базируясь на данных проведённого исследования и руководствуясь критериями по выбору и применению стандартов МС ИСО 9001 – 9003, которые различаются полнотой требований к системе, осуществляет выбор одного из них. Самый полный стандарт МС ИСО 9001 охватывает все стадии от проектирования до поставки продукции, МС ИСО 9002 включает стадии производства и монтажа, стандарт МС ИСО 9003 регламентирует деятельность, связанную с техническим контролем и испытаниями готовых изделий.
Стандарты 9001 – 9003 имеют нормативный характер и являются образцами для сравнения с системой управления качеством на предприятии. Эти МС предназначены для таких ситуаций, как:
–Заключение контракта на разработку и поставку продукции;
–Необходимость подтверждения действенности и эффективности функционирования системы во время реализации контракта о поставке продукции;
–Сертификация продукции;
–Сертификация системы качества поставщика.
Разработка предложений по организации работы по формированию системы качества в соответствии с выбранным МС ИСО серии 9000 должна осуществляться на основе МС ИСО 9004. Этот стандарт содержит 20 разделов, в которых рассматриваются технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции.
В МС ИСО 9004 определены требования к системе качества на всех этапах жизненного цикла продукции.
–При проектировании и разработке технических условий;
–В процессе подготовки производства и производстве продукции;
–На этапах потребления или эксплуатации продукции.
Среди современных тенденций в области управления качеством в странах с развитой рыночной экономикой следует отметить интеграцию концепции всеобщего (общефирменного) управления качеством (Total Quality Management - TQM) в практику управления предприятий. В рамках TQM управление качеством тесно увязано с управлением другими аспектами деятельности предприятия – финансами, ресурсами, охраной окружающей среды и др.
Особое внимание уделяется проблеме защиты окружающей среды и безопасности продукции. Соответственно ИСО приняты МС серии 14000 "Управление качеством окружающей среды", которые становятся на современном этапе не менее популярными в мире, чем МС ИСО серии 9000.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.