ПО ВОПРОСУ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДОКЛАД

ПО ВОПРОСУ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

УЛЬЯНОВСКОГО УФАС РОССИИ

( I полугодие 2018 года)

Раздел 1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

 

II. Разъяснения ФАС России «О применении п.2 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Исходя из буквального толкования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, нарушением антимонопольного законодательства будут признаваться не только действия, которые привели к повышению, снижению иди поддержанию цен на торгах, но и действия, которые могли привести к указанным последствиям. Следовательно, антимонопольному органу достаточно доказать возможность наступления последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.

В правоприменительной и судебной практике при квалификации действий участников торгов, организованных в форме запроса котировок или запроса ценовых предложений, по заключению соглашений, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, имеют место вопросы применимости указанного запрета к запросу котировок и запросу предложений, а также квалификации соответствующих процедур как торгов.

Согласно положениям пункта 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Законодательством Российской Федерации не закреплено определение торгов, однако определяются основные признаки, которые позволяют квалифицировать соответствующую процедуру в качестве торгов.

Так, основными признаками торгов являются, в том числе:

-   состязательность участников торгов, претендующих на заключение договора;

-   заключение по результатам торгов договора с победителем торгов;

-   обязательность заключения договора между организатором торгов и победителем, обеспечиваемая неблагоприятными последствиями в случае уклонения одного из них от заключения договора.

Таким образом, для квалификации процедуры в качестве торгов важно не название данной процедуры, а её существо и природа.

Исходя из этого, такие процедуры, как запрос предложений и запрос котировок являются торгами.

Аналогичный подход используется судами при квалификации соответствующих процедур как торгов независимо от их фактического названия. Так, Арбитражный суд Московского округа прямо указал, что торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению «аукцион» или «конкурс», вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур.

Следовательно, действия участников торгов, организованных в форме запроса котировок или запроса ценовых предложений, заключивших соглашения, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, антимонопольному органу надлежит квалифицировать по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо участие в нем влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от трех сотых до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, лица, чьи действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, организованных в форме запроса котировок, запроса предложений, подлежат административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчиком допущено нарушение при осуществлении закупки на поставку изделий медицинского назначения в части формирования объекта закупки без применения каталога товаров, работ, услуг и нарушения порядка описания объекта закупки

Частью 4 статьи 23 Закона о контрактной системе определено, что наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Согласно извещению и аукционной документации объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения по 39 позициям.  

Извещение о проведении электронного аукциона, сформированное с помощью средств единой информационной системы, содержало указание на код ОКПД 2 - 32.50.13.190 «Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки».

Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержит позиции «стент мочеточниковый полимерный» (реестровая запись № 32.50.22.190-0003), «контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования» (реестровая запись № 32.50.13.190-00009), «тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, нестерильный» (реестровая запись № 32.50.13.190-00005), «фильтр для инфузионной системы внутривенных вливаний» (реестровая запись № 32.50.13.190-01522).

Вместе с тем, в ходе анализа позиции плана-графика, соответствующей закупке, извещения и аукционной документации Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что наименование части товаров, поставка которых является объектом закупки (стент мочеточниковый, дыхательный контур реанимационный для назального СРАР, дыхательный контур реанимационный для новорожденных, бактериовирусный фильтр, фильтр инфузионный), указано не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом довод заявителя о том, что в описание объекта закупки включены дополнительные технические и функциональные характеристики по сравнению с предусмотренными каталогом товаров, работ, услуг, без обоснования их включения, был признан несостоятельным, поскольку законодательство о контрактной системе не содержит ограничения на установление заказчиком в аукционной документации дополнительных требований к поставляемым товарам по сравнению с указанными в каталоге.

Принятие аукционной комиссией заказчика решения о соответствии всех заявок на участие в электронном аукционе в случае, когда условия для применения ограничений, предусмотренных Постановлением № 968 действуют, нарушает часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 968), установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).

Согласно извещению и документации об аукционе, заказчиком установлены коды общероссийского классификатора продукции по отдельным видам экономической деятельности ОКПД2 - 27.40.15.120 «Лампы ультрафиолетовые». Указанный код входит в перечень, установленный Постановлением № 968.

Документацией установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 г. № 155 и Постановлением № 968.

Пунктом 7 Постановления № 968 установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должна быть представлена копия одного из следующих документов:

а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом «а» пункта 6 Постановления № 968;

б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом «б» пункта 6 Постановления № 968;

в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом «в» пункта 6 Постановления № 968;

г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом «г» пункта 6 Постановления № 968.

Аналогичные положения были предусмотрены документацией.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 Постановления № 968 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.

Ограничение, установленное Постановлением № 968 применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 2 Постановления № 968 в совокупности. При этом должно быть более двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя, страной происхождения которых является Российская Федерация.

При этом, заявки (окончательные предложения) участников закупки, которые не соответствуют требованиям, установленным Постановлением № 968 отклоняются аукционной комиссией на основании части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.  

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.06.2018 г. заявки всех участников были признаны соответствующими требованиям документации и законодательства о контрактной системе.

Вместе с тем, в ходе анализа заявок на участие в указанном электронном аукционе Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что из 10 вторых частей заявок заявки только 5 участников закупки полностью соответствовали положениям пункта 2 Постановления № 968, а именно указанные заявки содержали предложения о поставке продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации, а также содержали предложения о поставке товара двух производителей в связи с чем, ограничение, установленное Постановлением № 968, в указанном случае должно было быть применено.

Кроме того, в качестве документов, подтверждающих страну происхождения радиоэлектронной продукции в составе указанных заявок были представлены сертификаты о происхождении товара (форма СТ-1) в соответствии с установленным в Постановлении перечнем документов.

При этом, иные заявки участников закупки с защищенными номера заявок, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, не могли быть признаны соответствующими требованиям аукционной документации и законодательства о контрактной системе, поскольку не содержали документа, подтверждающего страну происхождения радиоэлектронной продукции в соответствии с пунктом 7 Постановления № 968.

В качестве документов, подтверждающих страну происхождения радиоэлектронной продукции, в составе указанных заявок были представлены сертификаты Таможенного союза, которые в соответствии с Постановлением № 968, не подпадают под установленный перечень документов возможных для представления в составе заявки.

Таким образом, учитывая действие Постановления № 968, указанные заявки участников закупки не могли быть признаны соответствующими требованиям аукционной документации и подлежали отклонению аукционной комиссией.

Учитывая изложенное, принятие аукционной комиссией заказчика решения о соответствии всех заявок на участие в электронном аукционе в случае, когда условия для применения ограничений, предусмотренных Постановлением № 968 действуют, нарушает часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.


Раздел 3. Контроль за рекламным законодательством и недобросовестной конкуренцией


ДОКЛАД

ПО ВОПРОСУ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

УЛЬЯНОВСКОГО УФАС РОССИИ

( I полугодие 2018 года)

Раздел 1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 361.