ПОСЛЕ ОБРЕТЕНИЯ УКРАИНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ (1991 - нач. XXI в.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Становление украинской государственности, социально-экономи­
ческие и общественно-политические процессы в 90-х гг. XX в. - 2014 гг.

2. Смена власти в Украине в 2014 г. и ее последствия.

1. Становление украинской государственности, социально-экономи­ ческие и общественно-политические процессы в 90-х гг. XX в. - 2014 гг.

После провозглашения независимости Украины в 1991 г. перед ней сто­яли три основные задачи: формирование органов государственной власти, переход к рыночной экономике, демократизация общества. Эта триединая задача была чрезвычайно острой, поскольку ее приходилось решать факти­чески с нуля. Одним из первых шагов на пути создания собственной госу­дарственности было создание атрибутов государственной власти. Среди них: формирование трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), утверждение государственной символики (государственного герба в форме трезуба, государственного флага сине-желтого цвета, госу­дарственного гимна (мелодия М. Вербицкого «Ще не вмерла Украша»)), принятие законов «О гражданстве», «О государственной границе», «О Во­оруженных силах Украины», «Об образовании государственной таможни», введение национальной денежной единицы и др. Но главным в государ­ственном строительстве была разработка Конституции, принятой 28 июня 1996 г. Однако эффективных органов власти и стабильной Конституции создать так и не удалось, прежде всего по причине того, что процесс станов­ления государственности протекал противоречиво и неоднозначно. С одной стороны, состоялись определенные позитивные изменения в создании атри­бутов государственной власти, чего ранее не было, с другой, выявились та­кие слабые стороны этого процесса, как низкая квалификация управленчес­ких кадров, острое политическое противостояние в государстве, коррупция и протекционизм в государственных структурах и др.

Второй по важности задачей было создание эффективной националь­ной экономики. После распада СССР Донецкая и Луганская области стали областями независимой Украины. Здесь, как и повсюду в республике, были предприняты попытки проведения экономических реформ. Однако их руко­водители столкнулись с рядом трудностей. Экономика Украины и Донбасса


 


132


133


была деформированной, технически и технологически отсталой. Она требо­вала структурной перестройки. В советское время группа «А» в промыш­ленности составляла 70 %, а группа «Б» - около 30 %, в то время как в за­падных странах все обстояло с точностью до наоборот.

Экономическая структура Украины, особенно Донбасса, во-первых, бы­ла сильно перегружена убыточными предприятиями тяжелой промышленн­ости, такими как угольная, металлургическая, химическая и др. В Донецкой области в начале 90-х гг. было более 50 % убыточных предприятий. Во-вто­рых, произошел разрыв экономических связей с Россией и другими респуб­ликами бывшего СССР, что привело к остановке многих предприятий. В-тре­тьих, прежняя административно-командная система была разрушена, а новая, рыночная, по-настоящему не была создана. Фактически взамен была создана криминальная экономика. Руководители крупных советских предприятий при­нялись активно превращать государственную собственность в свою личную.

Все это привело к тому, что в 90-е гг. Донбасс, как и вся страна, пере­живал развал промышленности, экономический кризис, передел собствен­ности и разгул бандитизма. Только с 1991 по 1997 гг. объем промышленного производства Донецкой области сократился более чем в 2 раза, объем сель­скохозяйственной продукции — на одну треть.

Наибольшее падение производства наблюдалось в легкой промышлен­ности. К концу 90-х годов общий объем ее производства сократился в 9 раз. Остановились или работали вполсилы многие предприятия отрасли, в т. ч. такие крупные, как Макеевская хлопкопрядильная фабрика и Донецкий хлопчатобумажный комбинат.

В 1994 г. Президент Украины Л. Д. Кучма провозгласил программу радикальной экономической реформы, направленной на создание и разви­тие рыночных отношений. В 1997 г. Донецкий областной совет утвердил свою программу социально-экономического развития Донецкой области на 1998-2000 гг. В этих документах особые надежды возлагались на привати­зацию предприятий, коммерциализацию торговли, сферы услуг, т. е. на соз­дание многоукладной экономики. Начавшаяся приватизация осуществля­лась в форме акционирования и аренды предприятий, создания фермерских хозяйств. Было приватизировано более 90 % предприятий, однако это не да­ло должного эффекта. Кроме того, от приватизации был отстранен народ, который многими поколениями создавал и укреплял экономическую мощь страны.

Лишь с конца 90-х гг. экономика Донбасса начала восстанавливаться. Рост был обусловлен благополучной ситуацией на внешнем рынке и увели-


чением экспорта украинской и донецкой продукции, а также притоком ино­странного капитала. Однако с 2014 г. экономика Украины и особенно Дон­басса из-за военных действий и оттока иностранного капитала вновь вступи­ла в полосу глубокого экономического кризиса.

Трудности в экономике привели к ухудшению материального положе­ния большинства населения Донбасса. Его покупательная способность упа­ла в 5 раз. Произошла непомерная социальная дифференциация. С одной стороны, обнищание основной массы населения, с другой - появился слой очень богатых людей. В значительной мере стали платными медицинское обслуживание и образование, во много раз выросла оплата коммунальных услуг, электричества. Стали обычными явлениями забастовки, голодовки, протесты против несвоевременной выплаты зарплаты.

Негативными сторонами жизни стали коррупция, тенизация экономики, несправедливая приватизация, рэкет, когда группы крепких молодых людей сбивались в банды и обкладывали данью начинающих предпринимателей, нередко при этом применяя жестокое насилие.

Сложная экономическая ситуация вызвала массовую безработицу и привела к тому, что многие вчерашние рабочие, инженеры, учителя, врачи были вынуждены заниматься нетрадиционной для них коммерческой дея­тельностью.

Стала резко ухудшаться демографическая ситуация. С 1993 г. начала быстро сокращаться численность населения Донецкой области. Естественная убыль населения в течение одного года составила 50,4 тыс. чел. По жизнен­ному уровню Донецкая область занимала одно из последних мест в Украине.

Главная причина украинского кризиса — неспособность правящих элит проводить самостоятельную и независимую политику, их чрезвычайная кор­румпированность. Евросоюз признал Украину наиболее коррумпированной страной в Европе.

Более успешно чем в экономике шел процесс развития в общественно-политической сфере. Донбасс один из наиболее политически активных реги­онов Украины. Он оказывал огромное влияние на общественно-политичес­кую жизнь всей страны. Это обусловлено прежде всего его мощной индустри­альной базой, наличием тысяч рабочих и многочисленной интеллигенции. В 90-е гг. XX ст. здесь, как и повсюду в Украине, шел процесс формирования областных организаций политических партий и общественных движений. Ес­ли в 1991 г. в Донецкой области было 7 областных организаций политических партий Украины, в 1994 г. - 14, то в конце 90-х гг. - более 30-ти, а в 2014 г. -около 50-ти.


 


134


135


Все действующие партии в Донбассе можно свести к трем основным группам: «левые», «центристские» и «правые». «Левые» — это партии со­циал-коммунистического направления (КПУ, СПУ, ПСПУ), «правые» - это партии национал-демократического и националистического направлений (КУН, Собор, Наша Украина, УНА, УНСО, Батькивщина, Свобода, Правый сектор и др.), «центристские» - это промежуточные партии между правыми и левыми, неприятия левого и правого радикализма. К ним можно отнести НДП, ЛПУ, Партия труда, Народный Рух Украины, ДемПУ, Партия зеленых Украины, СДПУ(о), Партия регионов.

Характерными чертами всех политических партий являются:

1. немногочисленность их рядов. В основном это карликовые или ди­
ванные партии.

2. Локальный характер политических партий, деятельность которых
была сосредоточена в основном в столице Украины и очень ограничена
в провинции. Исключение составляли лишь партия регионов и компартия
Украины.

3. Очень слабая поддержка со стороны населения. Всего 3 % избирателей.

Областные организации политических партий занимали активную по­зицию по отношению к таким событиям общественно-политической жизни, как шахтерские забастовки, проведение опроса населения по вопросам на­ционально-государственного устройства Украины, государственного стату­са русского языка и др. Особо важное значение придавалось ими участию в подготовке и проведению избирательных кампаний, в выдвижении канди­датов в депутаты украинского парламента и органы местного самоуправле­ния. Так, на выборах 1998 г. в Донецкий областной Совет народных депута­тов были избраны представители от КПУ, ЛПУ, НДПУ, СПУ и др. полити­ческих партий.

Характерной чертой общественно-политической жизни стало то, что в отличие от предшествующего времени профсоюзные объединения отказа­лись от партийного руководства, провозгласили нейтралитет по отношению к политическим партиям и движениям. Представители отраслевых проф­союзов Донецкой области в 90-е гг. провели ряд акций, направленных на то, чтобы решить вопрос о предоставлении Донбассу статуса свободной эконо­мической зоны, социальной защиты населения, недопущения задержек вы­платы зарплаты.

Среди общественных движений особенно известными в 90-е годы были Движение за возрождения Донбасса (ДВД), Интернациональное движение Донбасса (ИДД) и др. Однако ни одному из них не удалось превратиться в массовое движение и оказать заметное влияние на общественно-полити­ческую жизнь.

















Дата: 2018-12-21, просмотров: 262.