План
1. Становление украинской государственности, социально-экономи
ческие и общественно-политические процессы в 90-х гг. XX в. - 2014 гг.
2. Смена власти в Украине в 2014 г. и ее последствия.
1. Становление украинской государственности, социально-экономи ческие и общественно-политические процессы в 90-х гг. XX в. - 2014 гг.
После провозглашения независимости Украины в 1991 г. перед ней стояли три основные задачи: формирование органов государственной власти, переход к рыночной экономике, демократизация общества. Эта триединая задача была чрезвычайно острой, поскольку ее приходилось решать фактически с нуля. Одним из первых шагов на пути создания собственной государственности было создание атрибутов государственной власти. Среди них: формирование трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), утверждение государственной символики (государственного герба в форме трезуба, государственного флага сине-желтого цвета, государственного гимна (мелодия М. Вербицкого «Ще не вмерла Украша»)), принятие законов «О гражданстве», «О государственной границе», «О Вооруженных силах Украины», «Об образовании государственной таможни», введение национальной денежной единицы и др. Но главным в государственном строительстве была разработка Конституции, принятой 28 июня 1996 г. Однако эффективных органов власти и стабильной Конституции создать так и не удалось, прежде всего по причине того, что процесс становления государственности протекал противоречиво и неоднозначно. С одной стороны, состоялись определенные позитивные изменения в создании атрибутов государственной власти, чего ранее не было, с другой, выявились такие слабые стороны этого процесса, как низкая квалификация управленческих кадров, острое политическое противостояние в государстве, коррупция и протекционизм в государственных структурах и др.
Второй по важности задачей было создание эффективной национальной экономики. После распада СССР Донецкая и Луганская области стали областями независимой Украины. Здесь, как и повсюду в республике, были предприняты попытки проведения экономических реформ. Однако их руководители столкнулись с рядом трудностей. Экономика Украины и Донбасса
132
133
была деформированной, технически и технологически отсталой. Она требовала структурной перестройки. В советское время группа «А» в промышленности составляла 70 %, а группа «Б» - около 30 %, в то время как в западных странах все обстояло с точностью до наоборот.
Экономическая структура Украины, особенно Донбасса, во-первых, была сильно перегружена убыточными предприятиями тяжелой промышленности, такими как угольная, металлургическая, химическая и др. В Донецкой области в начале 90-х гг. было более 50 % убыточных предприятий. Во-вторых, произошел разрыв экономических связей с Россией и другими республиками бывшего СССР, что привело к остановке многих предприятий. В-третьих, прежняя административно-командная система была разрушена, а новая, рыночная, по-настоящему не была создана. Фактически взамен была создана криминальная экономика. Руководители крупных советских предприятий принялись активно превращать государственную собственность в свою личную.
Все это привело к тому, что в 90-е гг. Донбасс, как и вся страна, переживал развал промышленности, экономический кризис, передел собственности и разгул бандитизма. Только с 1991 по 1997 гг. объем промышленного производства Донецкой области сократился более чем в 2 раза, объем сельскохозяйственной продукции — на одну треть.
Наибольшее падение производства наблюдалось в легкой промышленности. К концу 90-х годов общий объем ее производства сократился в 9 раз. Остановились или работали вполсилы многие предприятия отрасли, в т. ч. такие крупные, как Макеевская хлопкопрядильная фабрика и Донецкий хлопчатобумажный комбинат.
В 1994 г. Президент Украины Л. Д. Кучма провозгласил программу радикальной экономической реформы, направленной на создание и развитие рыночных отношений. В 1997 г. Донецкий областной совет утвердил свою программу социально-экономического развития Донецкой области на 1998-2000 гг. В этих документах особые надежды возлагались на приватизацию предприятий, коммерциализацию торговли, сферы услуг, т. е. на создание многоукладной экономики. Начавшаяся приватизация осуществлялась в форме акционирования и аренды предприятий, создания фермерских хозяйств. Было приватизировано более 90 % предприятий, однако это не дало должного эффекта. Кроме того, от приватизации был отстранен народ, который многими поколениями создавал и укреплял экономическую мощь страны.
Лишь с конца 90-х гг. экономика Донбасса начала восстанавливаться. Рост был обусловлен благополучной ситуацией на внешнем рынке и увели-
чением экспорта украинской и донецкой продукции, а также притоком иностранного капитала. Однако с 2014 г. экономика Украины и особенно Донбасса из-за военных действий и оттока иностранного капитала вновь вступила в полосу глубокого экономического кризиса.
Трудности в экономике привели к ухудшению материального положения большинства населения Донбасса. Его покупательная способность упала в 5 раз. Произошла непомерная социальная дифференциация. С одной стороны, обнищание основной массы населения, с другой - появился слой очень богатых людей. В значительной мере стали платными медицинское обслуживание и образование, во много раз выросла оплата коммунальных услуг, электричества. Стали обычными явлениями забастовки, голодовки, протесты против несвоевременной выплаты зарплаты.
Негативными сторонами жизни стали коррупция, тенизация экономики, несправедливая приватизация, рэкет, когда группы крепких молодых людей сбивались в банды и обкладывали данью начинающих предпринимателей, нередко при этом применяя жестокое насилие.
Сложная экономическая ситуация вызвала массовую безработицу и привела к тому, что многие вчерашние рабочие, инженеры, учителя, врачи были вынуждены заниматься нетрадиционной для них коммерческой деятельностью.
Стала резко ухудшаться демографическая ситуация. С 1993 г. начала быстро сокращаться численность населения Донецкой области. Естественная убыль населения в течение одного года составила 50,4 тыс. чел. По жизненному уровню Донецкая область занимала одно из последних мест в Украине.
Главная причина украинского кризиса — неспособность правящих элит проводить самостоятельную и независимую политику, их чрезвычайная коррумпированность. Евросоюз признал Украину наиболее коррумпированной страной в Европе.
Более успешно чем в экономике шел процесс развития в общественно-политической сфере. Донбасс один из наиболее политически активных регионов Украины. Он оказывал огромное влияние на общественно-политическую жизнь всей страны. Это обусловлено прежде всего его мощной индустриальной базой, наличием тысяч рабочих и многочисленной интеллигенции. В 90-е гг. XX ст. здесь, как и повсюду в Украине, шел процесс формирования областных организаций политических партий и общественных движений. Если в 1991 г. в Донецкой области было 7 областных организаций политических партий Украины, в 1994 г. - 14, то в конце 90-х гг. - более 30-ти, а в 2014 г. -около 50-ти.
134
135
Все действующие партии в Донбассе можно свести к трем основным группам: «левые», «центристские» и «правые». «Левые» — это партии социал-коммунистического направления (КПУ, СПУ, ПСПУ), «правые» - это партии национал-демократического и националистического направлений (КУН, Собор, Наша Украина, УНА, УНСО, Батькивщина, Свобода, Правый сектор и др.), «центристские» - это промежуточные партии между правыми и левыми, неприятия левого и правого радикализма. К ним можно отнести НДП, ЛПУ, Партия труда, Народный Рух Украины, ДемПУ, Партия зеленых Украины, СДПУ(о), Партия регионов.
Характерными чертами всех политических партий являются:
1. немногочисленность их рядов. В основном это карликовые или ди
ванные партии.
2. Локальный характер политических партий, деятельность которых
была сосредоточена в основном в столице Украины и очень ограничена
в провинции. Исключение составляли лишь партия регионов и компартия
Украины.
3. Очень слабая поддержка со стороны населения. Всего 3 % избирателей.
Областные организации политических партий занимали активную позицию по отношению к таким событиям общественно-политической жизни, как шахтерские забастовки, проведение опроса населения по вопросам национально-государственного устройства Украины, государственного статуса русского языка и др. Особо важное значение придавалось ими участию в подготовке и проведению избирательных кампаний, в выдвижении кандидатов в депутаты украинского парламента и органы местного самоуправления. Так, на выборах 1998 г. в Донецкий областной Совет народных депутатов были избраны представители от КПУ, ЛПУ, НДПУ, СПУ и др. политических партий.
Характерной чертой общественно-политической жизни стало то, что в отличие от предшествующего времени профсоюзные объединения отказались от партийного руководства, провозгласили нейтралитет по отношению к политическим партиям и движениям. Представители отраслевых профсоюзов Донецкой области в 90-е гг. провели ряд акций, направленных на то, чтобы решить вопрос о предоставлении Донбассу статуса свободной экономической зоны, социальной защиты населения, недопущения задержек выплаты зарплаты.
Среди общественных движений особенно известными в 90-е годы были Движение за возрождения Донбасса (ДВД), Интернациональное движение Донбасса (ИДД) и др. Однако ни одному из них не удалось превратиться в массовое движение и оказать заметное влияние на общественно-политическую жизнь.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 301.