К середине 80-х гг. в стране сложилась своеобразная ситуация, когда власть уже не могла управлять по-старому, командно-административными методами, а народ не хотел жить и работать по-старому на основе принуждения.
К этому времени темпы экономического роста упали до уровня стагнации, т. е. застоя, депрессии. Страна жила в основном за счет продажи за границу нефти и сырья, торговли винноводочными изделиями. Не хватало всего: металла, топлива, трудовых ресурсов. Народное хозяйство оказалось в кризисном состоянии. Негативные процессы затронули и социальную сферу. Расходы на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение на одного человека были значительно меньше, чем в европейских странах. Поэтому в обществе все больше зрела идея радикальных преобразований. Стало совершенно очевидно, что административно-тоталитарная система себя изжила. Это вынудило передовую часть КПСС провести кардинальные реформы. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК компартии М. С. Горбачев уже в апреле впервые заявил о необходимости обновления социализма. Началась эпоха перестройки, ускорения и гласности. Однако никто из инициаторов перестройки толком не представлял себе каким оно должно быть. У них не было ни программы, ни концепции преобразований.
Стремясь вывести экономику из кризиса, руководство страны сделало ставку в первую очередь на расширение самостоятельности государственных предприятий, укрепление производственной и исполнительской дисциплины, улучшение качества продукции.
В соответствии с объявленной радикальной экономической реформой начался постепенный переход на хозрасчет (это когда окупаются все затраты на производство продукции и появляются стимулы для увеличения производства, улучшения качества продукции и увеличения заработной платы).
Одним из первых в 1986 г. начал работать в новых условиях металлургический завод «Азовсталь» в г. Мариуполе. В 1988 г. на хозрасчет перешло уже более половины предприятий Донецкой области (243 предприятия), а с 1989 г. — вся донецкая промышленность. Однако переход к экономическим методам регулирования становился обязательным, навязывался «сверху». В результате хозрасчет вскоре превратился в очередную кампанию.
В угольной промышленности хозрасчет вообще оказался формальным, так как действующие цены на уголь не соответствовали реальным затратам и превращали предприятия в убыточные. Производительность труда в угольной отрасли была ниже, чем за рубежом, в 5—6 раз. Результаты реформы оказались очень скромные.
Очередной кампанией стала также ставка на борьбу с пьянством и алкоголизмом, начатая в 1985 г., с целью укрепления производственной и трудовой дисциплины. Однако это не помогло. Пьянство приняло катастрофический характер.
Другое направление экономической реформы предусматривало создание и развитие частного сектора. Впервые за долгие годы было разрешено создавать частные и совместные с иностранным капиталом предприятия и кооперативы. С 1987 г. начался процесс создания торгово-закупочных и посреднических кооперативов. На них возлагались большие надежды в деле улучшения ситуации на потребительском рынке, ликвидации дефицита товаров. Они должны были обеспечить потребности регионов в продовольствии и товарах народного потребления. Однако большая часть кооперативов занималась не производством, а торговлей, которая нередко имела спекулятивный характер. Почти 60 % кооперативов создавались в сети общественного питания или занимались посредническими услугами.
Население вскоре убедилось в том, что цены в кооперативном секторе были в несколько раз выше, чем в государственном, и считало бизнес цеховиков, как называли в народе кооператорщиков, одной из причин снижение жизненного уровня.
Дело дошло до того, что в 1989 г. Донецкий облисполком принял решение о закрытии торгово-закупочных и других посреднических кооперативов.
Постепенно к руководству страны приходит понимание того, что экономические реформы не будут работать, если одновременно не провести политические реформы. Поэтому в 1988 г. был взят курс на реформирование политической системы: создание правового государства, парламентаризма, разделение власти. Реформа предусматривала преобразование органов советской власти в независящие от партийных комитетов. Избирателям впервые за годы советской власти предоставлялась свобода выбора кандидатов при избрании депутатов в органы власти в центре и на местах. Политическая реформа предусматривала также право граждан на создание многопартийности и массовых общественных движений. В стране и регионе росла социальная напряженность, падала экономика. Социально-экономическую ситуацию в Донбассе осложняли забастовки шахтеров, непродуманная цено-
128
129
вал политика в стране, когда необоснованно росли пены на основные продукты питания.
Для того, чтобы что-то купить, населению приходилось стоять в очередях, в магазинах оставалось все меньше товаров. Донбасс, который еще недавно был островком изобилия, стал испытывать острый дефицит товаров и продуктов. В этой обстановке локальные трудовые конфликты на угольных предприятиях в 1989 г. переросли во всеобщую шахтерскую забастовку. Горняки выдвинули требования повышения зарплаты, улучшения условий труда и быта.
Забастовка 1989 г. охватила весь Донбасс. Не работали 110 шахт из 121. Рабочие добились обещания власти выполнить все их требования. В целях контроля за выполнением обещаний правительства горняки создали свои органы самоуправления - стачкомы, однако победа шахтеров оказалась иллюзорной. Их требования так и не были выполнены.
Ситуация в регионе все более обострялась. Она усугублялась еще и тем, что в результате нарастания экономического кризиса с прилавков магазинов стало исчезать самое необходимое. Усилился дефицит продуктов, появились многочисленные очереди.
В 1991 г. забастовочное движение, имевшее ранее экономический характер, стало приобретать политические формы. Шахтеры потребовали отставки М. С. Горбачева, который в то время уже был Президентом СССР, а затем выдвинули антикоммунистические лозунги. Бастующий Донбасс стал одним из главных генераторов ликвидации КПСС и распада СССР.
Итак, ни одна из начатых М. Горбачевым экономических реформ не дала положительных результатов.
Кроме социальной напряженности в стране обострились межнациональные конфликты. Республики СССР потребовали суверенитета и пересмотра союзного договора 1922 г., объявляя одна за другой Декларации о суверенитете. 15 августа 1991 г. был опубликован проект нового союзного договора, по которому СССР превращался в конфедерацию. Недовольная этим верхушка КПСС предприняла 19 августа попытку государственного переворота, так называемый путч, с целью вернуть страну до начала перестройки. Однако путч провалился.
После этих событий республики стали выходить из состава СССР. Первыми вышли республики Прибалтики, затем Грузии, Армении, Молдавии. 24 августа 1991 г. была провозглашена независимость Украины, а 1 декабря были проведены референдум и выборы Президента Украины. Первым президентом Украины был избран Л. М. Кравчук.
8 декабря 1991 г. руководители России, Белоруссии и Украины подписали Беловежские соглашения о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря М. С. Горбачев заявил о своей отставке. Распад СССР привел к независимости 15 республик и появлению их как самостоятельных государств.
Таким образом, перестройка, с одной стороны, принесла народу социальные и политические свободы, гласность, а с другой, - привела к распаду СССР и обострению межнациональных конфликтов, резкому снижению уровня жизни населения.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные задачи экономической реформы 1965 г.
2. Какие, на ваш взгляд, можно выделить позитивные и негативные сто
роны экономической реформы 1965 г.?
3. В чем причины негативных тенденций в экономике СССР и Донецко
го региона в конце 1970-х - начале 1980-х гг.?
4. Назовите основные направлэкономической реформы в годы пере
стройки.
5. Почему партийное руководство СССР было вынуждено выдвинуть
на первый план политическую реформу?
6. Что предусматривала реформа политической системы СССР в 1988 г.?
Какова была ее цель?
7. В чем причина шахтерских забастовок в конце 1980-х — 1991 гг.?
Каковы были основные требования шахтеров?
8. Каковы были последствия перестройки?
9. Что способствовало образованию независимых государств на терри
тории бывшего СССР?
Рефераты
1. В. И. Дегтярев. Жизнь, посвященная Донбассу.
2. Экономические реформы М. С. Горбачева и их последствия.
3. Социально-экономическое развитие Донецкой области в 1985-1991 гг.
4. Общественно-политическая жизнь в Донбассе в годы «перестройки».
5. Повседневная жизнь населения Донбасса в годы «перестройки».
Задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте влияние экономической реформы на Донецкий регион во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг.
130
131
2. Раскройте социальные изменения, которые происходили в Донбассе
в 1960-х-1980-х гг.
3. Составьте исторический портрет видного руководителя Донецкой
области В. И. Дегтярева.
4. Составьте хронологическую таблицу: «Достижения и утраты Донец
кой области в годы перестройки».
5. Определите экономические, политические и социальные последствия
шахтерской забастовки 1989 г.
6. Выявите основные причины распада СССР путем изучения различ
ных точек зрения историков, политологов и других специалистов по данно
му вопросу.
Литература
1. Бойко О. Д. 1стор1я Украши. Поспбник / О. Д. Бойко. - К.: Академ1я,
2002.-С. 529-565.
2. Украша в!д стародавних час!в до сьогодення / За загальною редакщею
М. С. Безпалова. - Донецьк, 2003. - С. 73-77.
3. Саржан А. А. Змши в соц1ально-економ1чнш сфер! Донбасу (друга
пол. 40-х - кшець 80-х рр.) / А. А. Саржан. - Донецьк: Лебедь, 2004.
4. Бунтовский С. Ю. История Донбасса / С. Ю. Бунтовский. - Донецк:
Донбасская Русь, 2015. - С. 181-195.
5. Манекин Р. В. Очерки истории Донецкого края. Очерки пятый,
шестой / Р. В. Манекин. - М., 2007. Электронный ресурс.
ТЕМА 13. ДОНБАСС
Дата: 2018-12-21, просмотров: 723.