Глава 16. СУДЕБНОЕ ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

16.1. Понятие и стадии судебного доказывания

 

Разрешение любого административного спора судом предполагает установление действительных обстоятельств дела, применение норм материального административного права и вынесение судебного решения, устраняющего спорную ситуацию. Установление юридически значимых для дела обстоятельств и обоснование выводов о них происходит в процессе судебного доказывания, которое является неотъемлемым элементом любого судебного разбирательства спора о праве административном.

 

Для правильного и справедливого рассмотрения и разрешения административного спора необходимо установить:

- действительно ли существуют утверждаемые стороной факты, носят ли они правовой характер и какие имеются этому доказательства;

- вытекает ли требование, заявленное стороной административного спора, из этих юридических фактов и каков действительный характер спорного материального правоотношения;

- является ли административный ответчик, на которого указывает административный истец, тем лицом, которое обязано отвечать по заявленному административному иску, и какие есть тому подтверждения;

- действительно ли существует у административного истца спорное субъективное право, имеется ли его нарушение или угроза нарушения и подлежит ли оно защите исходя из представленных доказательств и закона;

- действительно ли не соответствует закону решение или действие (бездействие) органа публичной власти, которым, по утверждению административного истца, нарушается это право, и подлежит ли оспариваемое решение или действие лишению юридической силы.

Утверждения сторон должны получить в процессе судебного разбирательства свое подтверждение и юрисдикционную проверку. Способом выявления фактических обстоятельств дела, подтверждающих требования и возражения сторон, и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела, является судебное доказывание. Оно представляет собой процесс установления всех обстоятельств, имеющих значение для административного дела, с помощью судебных доказательств.


Судебное доказывание характеризуется следующими отличительными признаками:

1) осуществляется в процессуальной форме, установленной законом;

2) направлено на установление конкретных юридически значимых для рассматриваемого дела обстоятельств и обоснования выводов о них, необходимых для разрешения спора между сторонами;

3) реализуется средствами доказывания, исчерпывающий перечень которых указан в процессуальном законе.

Процесс судебного доказывания предполагает определение предмета доказывания и распределение обязанности по доказыванию между участниками процесса. Предмет доказывания - это определенная совокупность фактов, имеющих материально-правовой характер, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, установление которых необходимо для правильного разрешения административного дела по существу. Он слагается из тех обстоятельств, которые имеют значение для административного дела и которые необходимо доказать для его разрешения. Ядро предмета доказывания составляют юридические факты - основания административного иска и возражений против него, на которые указывает норма материального административного права, подлежащая применению.

Материально-правовые факты, входящие в предмет доказывания по административному делу, могут быть подразделены на три вида.

1. Факты, непосредственно правопроизводящие, - факты, лежащие в основе возникновения спорного материального правоотношения. Они определяют источник возникновения субъективных прав и обязанностей стороны и свидетельствуют о наличии у лица субъективного публичного права, для защиты которого оно инициирует административный спор. Правопроизводящие факты раскрывают специфику, индивидуальность спорного публичного правоотношения, из которого возникает требование. К числу таких обстоятельств относятся, например, факты, порождающие, изменяющие или прекращающие избирательные, налоговые и иные спорные правоотношения - факт регистрации кандидатом в депутаты, факт издания правоприменительного акта налоговым органом и др.

2. Факты легитимации, свидетельствующие о надлежащем характере сторон спора, об их возможности быть субъектами судебного административного процесса. Такой процесс может быть инициирован в каждом конкретном случае при условии: а) существования у сторон предпосылок права спорить (права предъявлять правовые требования и выдвигать правовые возражения); б) наличия определенных обстоятельств, дающих возможность осуществлять это право. Предпосылки права спорить в судебном порядке устанавливаются соответствующими нормами КАС РФ. К ним, в частности, относятся: факт административно-процессуальной правосубъектности сторон спора, факт подведомственности спора суду, факт отсутствия в производстве дела или уже вынесенного решения по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

 

Факты легитимации определяют субъектов спорных отношений как участников административного спора и подразделяются на управомочивающие, т.е. факты, указывающие на связь требования с определенным правом субъекта, заявившего это требование (факты активной легитимации), и факты, указывающие на связь определенной обязанности с лицом, которому предъявляется требование (факты пассивной легитимации). Это факты, подтверждающие правовую связь административного истца и административного ответчика с предметом спора. Так, фактами активной легитимации по избирательным спорам, инициируемым гражданами, могут выступать принадлежность к гражданству Российской Федерации, достижение избирателем на день проведения выборов 18-летнего возраста, постоянное или преимущественное проживание или пребывание избирателя на день проведения выборов на территории соответствующего избирательного участка и др.

3. Факты повода к административному иску - это факты, свидетельствующие о том, что право административного истца нарушено или оспорено и нуждается в судебной защите. Они могут быть подразделены на правонарушительные и правопрепятствующие в виде нарушений и иных препятствий в реализации субъективных публичных прав. К числу таких юридических обстоятельств относятся, например, факты неправильности в списке избирателей (невключение в список, исключение из него, неправильное включение в него).

 

Недоказанность хотя бы одного из этих трех видов фактов должна повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований. Наряду с этими фактами в суде могут доказываться и иные факты, юридически значимые для рассмотрения административного дела. Законодатель устанавливает, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Необходимость в представлении иных доказательств зависит от особенностей каждого конкретного дела. При этом суд согласно ст. 61 КАС РФ не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами и должностными лицами публичной власти, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме.

Таким образом, в качестве субъекта, ответственного за определение предмета доказывания, выступает суд. Доказательство представляет значение для дела, если оно может иметь связи с искомыми фактами, входящими в предмет доказывания. Исходя из этого задача суда состоит в том, чтобы привлечь в дело все необходимые доказательства, имеющие значение для разрешения административного спора по существу.

Законодатель предусматривает в КАС РФ (ст. ст. 64, 65) три вида фактов, которые имеют значение для административного дела, но не нуждаются в установлении в процессе судебного доказывания:

1) общеизвестные факты;

 

2) преюдициальные (предрешенные) факты;

3) факты, признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения о признании обстоятельств дела, порядок заключения которого определен ст. 65 КАС РФ.

Общеизвестность факта как основание освобождения от его доказывания предполагает наличие двух условий: а) он должен быть известен широкому кругу лиц; б) он должен быть известен суду и признанным им. Общеизвестные факты могут


быть всемирно известными (например, факт полета первого человека в космос 12 апреля 1961 г.), известными в пределах территории России (например, даты начала и окончания Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. и 9 мая 1945 г.), а также локально известными (например, стихийные бедствия, имевшие место в районе, городе, области, выборы, забастовки). Общеизвестность такого рода фактов на определенной территории должна быть отражена в судебном акте.

 

Признать общеизвестными те или иные факты может не только суд первой инстанции, но и суды, рассматривающие дело в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора. Так, в судебных решениях в качестве общеизвестных, не подлежащих доказыванию, признавались факт, что Банк России является юридическим лицом, факт, что бухта Чажма находится в Приморском крае. В то же время в одном из судебных решений общеизвестным был признан факт, что Банк России является государственным органом. В другом судебном акте при рассмотрении дела о признании недействительным решения антимонопольного органа суд указал на то, что негативные последствия злоупотребления пивом - факт общеизвестный и не требующий каких-либо доказательств <1>. Лица, участвующие в судопроизводстве, могут либо опровергать, либо доказывать общеизвестность фактов до признания их таковыми судом.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Центрального округа от 29 июня 2004 г. по делу N А14-2420/04 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Преюдициальность (от лат. praejudicialis - "относящийся к предыдущему судебному решению") означает предрешенность некоторых фактов, которые не надо вновь доказывать. К такого рода фактам законодатель в КАС РФ (ст. 64) относит:

- обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом. Эти факты не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства;

- вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.

В качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания, судом также принимаются:

а) обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, удостоверенного их заявлениями в письменной форме;

б) обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.

 

Заявления о достижении сторонами соглашения по обстоятельствам, а также изложенное в письменной форме признание стороной обстоятельств приобщаются к материалам административного дела. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.

Суд не принимает соглашение сторон или признание, если имеются основания полагать, что сторонами достигнуто соглашение или сделано признание в целях сокрытия действительных обстоятельств либо под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения. В этом случае данные обстоятельства подлежат доказыванию.

Судебное доказывание как процессуальное взаимодействие участников судопроизводства по установлению обстоятельств, имеющих значение для дела, осуществляется посредством представления, собрания, проверки, исследования и оценки доказательств.

Исходя из общих положений теории доказательственного права и особенностей правового регулирования процесс доказывания в административном судопроизводстве может быть подразделен на четыре основные стадии.

1. Представление и раскрытие доказательств. Эта стадия начинается с подачи административного искового заявления, в котором истец указывает те доказательства, на основании которых он считает, что его субъективное право или законный интерес нарушены или оспорены. Содержание этой стадии составляет самостоятельное предъявление (передача) суду всех имеющихся доказательств не только административным истцом, но и иными лицами, участвующими в деле, с целью достичь наличия в деле тех доказательств, которые представляют их правовую позицию. Таким образом, чтобы доказать обоснованность своих требований или, наоборот, их необоснованность, стороны должны найти и представить суду соответствующие доказательства. При этом они должны раскрыть их.

Процедура раскрытия доказательств позволяет суду и сторонам процесса заранее ознакомиться с доказательственными материалами друг друга. Она выражается, в частности, в том, что при подготовке дела к судебному разбирательству стороны осуществляют перекрестную передачу копий доказательств, подтверждающих заявленные требования и возражения (ст. 135 КАС РФ).

2. Собирание доказательств. Эта стадия выражается в приобщении судом к материалам дела представляемых доказательств, имеющих отношение к разрешению административного спора, с целью их дальнейшего исследования. По общему правилу исходя из принципа состязательности инициатива в наполнении дела доказательствами предоставляется заинтересованным лицам, участвующим в деле. Самостоятельность этих лиц не должна ограничиваться, поскольку своими действиями они обеспечивают полноту сведений, используемых при разрешении дела. В собирание доказательств суд по общему правилу не вправе вмешиваться. Вместе с тем он может содействовать лицам, участвующим в деле, в представлении доказательств. Это содействие в административном судопроизводстве выражается в трех основных формах:

а) в истребовании доказательств по ходатайству лица, участвующего в деле. Эта форма относится к стадии собирания доказательств, поскольку после обращения заинтересованного лица суд истребует доказательство  своим


определением и приобщает затем поступивший материал к делу;

б) в выдаче судебного поручения. Согласно этой процедуре суд по ходатайству лица, участвующего в деле, вправе дать поручение другому суду того же либо нижестоящего уровня получить доказательства, находящиеся на территории, на которую распространяется их юрисдикция (ст. ст. 66, 67 КАС РФ);

в) в истребовании доказательств по собственной инициативе (ст. 63 КАС РФ). Данное полномочие суда характеризует специфику доказывания в административном судопроизводстве и присуще всем моделям административной юстиции континентального типа. В России оно прямо проистекает из сформулированного в КАС РФ принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (ст. 6).

В этом случае активная роль суда означает дополнение состязательной формы разрешения спора полномочиями суда по установлению тех обстоятельств, без раскрытия которых суд не сможет сформировать собственное внутреннее убеждение о действительных обстоятельствах дела. В административном судопроизводстве этот принцип призван играть особую роль в выявлении действительных обстоятельств дела, в установлении фактического "равновесия" и действительного процессуального паритета сторон спорного административного правоотношения. В литературе этот принцип обозначается отдельными авторами как "субсидиарный эгалитарный принцип", поскольку он дает возможность восстановить "равновесие" сторон, фактически (а не формально-юридически) поставленных в неравные или заведомо несправедливые условия.

Полномочия суда по установлению существенных обстоятельств дела путем истребования по своей инициативе доказательств подкрепляются возможностью применения мер процессуального принуждения. В соответствии с ч. 5 ст. 63 КАС РФ, в случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным судом неуважительными, на лицо (имеется в виду прежде всего должностное лицо), от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф. Это не освобождает лицо, у которого находится истребуемое доказательство, от обязанности представить его в суд.

КАС РФ не предусматривает такую процедуру, как обеспечение доказательств, что характеризует специфику доказывания в административном судопроизводстве. Это не исключает права лиц, участвующих в деле (при возникновении у них опасения о возможной утрате доказательств), обратиться в суд, рассматривающий административное дело, с ходатайством о применении аналогии с гражданским судопроизводством для обеспечения доказательств.

Юридическое значение стадии собирания доказательств выражается в двух основных моментах: а) суд обязан затем исследовать приобщенные и зафиксированные доказательства; б) он не вправе основывать свое решение на несобранных, не приобщенных к делу доказательствах.

3. Исследование доказательств - это их обсуждение путем сопоставления, сравнения, выявления между ними противоречий, проверки на допустимость, достоверность и достаточность. По общему правилу доказательства исследуются судом в зале судебных заседаний суда первой инстанции в рамках той части судебного заседания, которая обычно называется рассмотрением дела по существу. Исследование доказательств предполагает их оглашение, постановку уточняющих вопросов, заслушивание мнений о них, замечаний и возражений, высказываемых лицами, участвующими в деле.

Доказательства становятся доступными для их непосредственного восприятия в судебном заседании с помощью способов исследования доказательств. К их числу законодатель относит: заслушивание объяснений сторон и заинтересованных лиц, заслушивание и оглашение показаний свидетелей и пояснений экспертов, ознакомление и оглашение письменных доказательств, осмотр вещественных доказательств, воспроизведение аудио- и видеозаписи. Они используются для достижения основной цели исследования доказательств - получения судом информации, необходимой для оценки этих доказательств.

4. Оценка доказательств осуществляется судом. Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд выясняет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его подлинником, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его подлинника, каким образом сохранялась копия документа.

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Таким образом, доказывание в административном судопроизводстве - это регламентированная законом деятельность, направленная на установление действительных обстоятельств административного дела с помощью судебных доказательств. Оно предполагает процессуальное взаимодействие суда и участвующих в деле лиц по представлению, истребованию, исследованию и оценке доказательств, необходимых для правильного разрешения административного спора.

 

16.2. Понятие и классификация судебных доказательств

 

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд


устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

 

Доказательства в суде по административному делу носят характер юридических доказательств, поскольку являются средством установления юридических фактов и обстоятельств и область их применения связана с деятельностью суда как органа правосудия. Юридические доказательства, которые используются в суде, называются судебными доказательствами, поскольку их собирание, исследование и оценка происходят в особой процессуальной форме, присущей юрисдикционной деятельности судебных органов, а конечной целью их представления является принятие обоснованного и справедливого судебного решения.

Исходя из определения, данного законодателем в ст. 59 КАС РФ, можно выделить ряд признаков, характеризующих юридическую природу судебных доказательств по административному делу.

1. Судебные доказательства имеют своим содержанием сведения, т.е. информацию о юридических фактах: это сведения о фактах, а не сами факты. Сведения о фактах - это информация об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

2. Судебные доказательства - это такие сведения о фактах, с помощью которых суд устанавливает наличие или отсутствие различных по характеру и правовому значению юридических фактов (обстоятельств) дела:

а) фактов материально-правового характера, обосновывающих материально-правовые требования и возражения лиц, участвующих в деле. Эти факты определяют контуры предмета доказывания по делу, включающего обстоятельства, указанные в административном иске и в отзыве на него. Установление этих фактов необходимо для правильного применения нормы материального административного права, регулирующей спорное правоотношение, и правильного разрешения административного дела по существу;

б) иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела и среди них, в частности, представляющих самостоятельное значение фактов процессуально-правового характера, с наличием или отсутствием которых связано право на предъявление иска, прекращение или приостановление производства по делу, совершение иных процессуальных действий. Так, для принятия мер предварительной защиты необходимо установить, действительно ли защита прав и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Этот признак отражает такое свойство доказательств, как относимость (к делу). Относимость доказательств - это обязательное свойство сведений о фактах (без его наличия нет доказательства), проявляющееся в их связи с исследуемым в административном судопроизводстве спором. Он получает конкретизацию в ст. 60 КАС РФ, согласно которой суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

3. Для получения сведений, составляющих содержание судебных доказательств, необходимо использование определенных средств доказывания, допустимость применения которых для установления обстоятельств определяется федеральным законом.

Эти сведения могут быть получены при помощи таких средств доказывания, как объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы (ч. 2 ст. 59 КАС РФ). Этот перечень является исчерпывающим и означает возможность использования только указанных в нем средств доказывания для установления обстоятельств административного дела. Судебные доказательства должны содержать информацию, полученную только из установленных в законе средств доказывания.

4. Характерной чертой, выражающей юридическую сущность судебных доказательств, является определенный процессуальный порядок получения и исследования доказательственной информации и самих средств доказывания.

 

Признание судом тех или иных сведений в качестве доказательства возможно только в том случае, если они соответствуют признакам, признанным в легальном определении судебного доказательства в КАС РФ в качестве необходимых. Судебными доказательствами в административном судопроизводстве являются сведения, способные подтвердить факты, которые имеют значение для правильного разрешения административного дела, получены и исследованы с использованием средств доказывания, предусмотренных КАС РФ и в установленном им порядке. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Классификация судебных доказательств может быть проведена по различным основаниям.

Во-первых, по характеру связи содержания доказательства с устанавливаемым фактом они могут быть подразделены на прямые и косвенные.

Прямые доказательства прямо указывают на факт, входящий в предмет доказывания, в силу их непосредственной связи с этим фактом. По своему содержанию они однозначно связаны с искомым фактом, т.е. из содержания доказательства можно сделать единственный вывод о наличии или отсутствии факта, входящего в предмет доказывания по административному делу. Так, официальное печатное издание органа государственной власти, в котором был опубликован нормативный правовой акт, однозначно указывает на его принятие.

Косвенные доказательства указывают лишь на возможность существования или отсутствия конкретного факта. Это доказательства, которые имеют многозначную связь с искомым фактом, т.е. из содержания доказательства можно сделать как минимум два равно вероятных вывода о наличии или отсутствии факта, имеющего значение для дела. Например, публикация в СМИ выступления главы муниципального образования о его решении принять правовой акт управления свидетельствует о вероятности его принятия впоследствии, хотя вероятность его непринятия в дальнейшем также присутствует.

С учетом этого в теории определяется ряд правил использования судом косвенных доказательств:

 

1) наличие или отсутствие искомого факта не может быть установлено на основании одного косвенного


доказательства, поскольку какое-то из возможных предположений, вероятно следующих из данного доказательства, является априори ложным;

 

2) достоверные сведения об искомом факте возможны лишь при оценке косвенного доказательства в совокупности с другими доказательствами или при оценке нескольких косвенных доказательств;

3) используемые косвенные доказательства должны подтверждать и дополнять друг друга и в своей совокупности указывать на их однозначную связь с устанавливаемым фактом.

Во-вторых, по способу формирования сведений о фактах доказательства делятся на первоначальные и производные.

Первоначальные доказательства - это сведения, полученные из первоисточников. Они формируются в процессе непосредственного воздействия искомого факта (действия, события) на носителя информации (например, подлинники документов, показания очевидца, оригинал видеозаписи). Эти доказательства принято считать более убедительными, чем производные. Между таким доказательством и фактом, о котором оно свидетельствует, нет другого опосредующего доказательства, воспроизводящего информацию из первоисточника.

Производные (опосредованные) доказательства - это сведения, полученные из источника, который основывается на другом источнике (например, копия документа, показания свидетеля, получившего информацию от очевидца события, перепечатка газетой текста нормативно-правового акта из официального печатного издания).

В-третьих, по источнику формирования доказательства подразделяются на личные и вещественные доказательства.

Личные доказательства - это сведения о фактах, источником которых выступает конкретное физическое лицо (объяснения сторон и заинтересованных лиц, показания свидетелей).

Вещественные доказательства - это сведения о фактах, считываемые с носителей информации, представленных объектами материального мира (неживой природы), которые своими свойствами, признаками, сторонами либо знаками могут передавать исходные данные об обстоятельствах, имеющих значение для дела. В их число входят, например, письменные документы, аудио-, видеозаписи, списки избирателей, агитационные материалы и иные объекты неживой природы, несущие следы, отпечатки событий, явлений, действий, наличие или отсутствие которых устанавливается в процессе доказывания при рассмотрении дела в суде.

Лично-вещественные доказательства - это сведения, источниками которых являются человек и документ (например, предоставление экспертом письменного заключения и устных пояснений по нему).

 

Согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела, т.е. обладают признаками относимости. Относимыми являются доказательства, подтверждающие или опровергающие существование обстоятельств, составляющих предмет доказывания. Соответственно, правило относимости заключается в том, что суд должен исследовать только те из доказательств, которые относятся к делу. Оно дает возможность точно определить объем доказательственного материала и устранить из предмета судебного исследования доказательства, не относящееся к делу.

В процессуальной теории (И.В. Решетникова) обосновано, что при решении вопроса об относимости доказательств к делу необходимо действовать по следующему алгоритму:

1) определить, имеют ли значение для дела факты, для установления которых предлагается доказательство;

2) если факт имеет значение, то может ли доказательство его подтвердить или опровергнуть.

Отказ суда в принятии доказательств, не отвечающих признакам относимости, отражается в судебном акте. Относимость доказательств характеризует их связь с предметом доказывания и отвечает на вопрос, относятся ли те или иные сведения к разрешаемому делу. Наряду с категорией "относимость" основополагающее значение при оценке доказательств в процессе разбирательства спора имеет категория "допустимость доказательств". Именно решение вопроса об относимости и допустимости доказательств может оказать решающее влияние на исход дела.

Допустимость означает пригодность доказательства с точки зрения законности источников, методов и приемов получения необходимых для правильного разрешения дела сведений. Проверка представленных сведений на их допустимость и исключение из процесса доказательств, полученных с нарушением закона, в процессуальной теории рассматриваются как важнейшая гарантия правильного разрешения судебного дела.

 

Допустимость доказательств может носить общий и специальный характер (И.В. Решетникова). Общее правило допустимости означает, что по всем делам независимо от их категории должно соблюдаться требование о получении информации из определенных законом средств доказывания с соблюдением порядка собирания, представления и исследования доказательств. Нарушение этого правила приводит к недопустимости доказательств (ст. ст. 59, 61 КАС РФ).

Специальные правила допустимости - это правила, предписывающие использование определенных доказательств для установления обстоятельств административного дела или запрещающие использование определенных доказательств. КАС РФ (ч. 1 ст. 61) устанавливает: обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

 

Суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе. При рассмотрении ходатайства об исключении доказательств из административного дела ввиду их недопустимости бремя доказывания обстоятельств, на которых основано ходатайство, возлагается на лицо, заявившее ходатайство.

 

При разрешении административных дел суды оценивают доказательства на предмет не только их относимости и допустимости, но и наличия таких свойств, как достоверность и достаточность. Оценка достоверности доказательств


означает проверку соответствия содержащихся в них сведений действительности по критериям надежности источника информации и непротиворечивости доказательств при их сопоставлении. Достаточность доказательств в процессуальной теории понимается как свойство собранных по делу доказательств, определяемое количеством информации, содержащимся в каждом из доказательств, а также степенью ее достоверности, которое позволяет суду сделать окончательный вывод о наличии или отсутствии юридически значимых обстоятельств рассматриваемого дела.

 

16.3. Обязанность доказывания

 

Общие правила доказывания в административном судопроизводстве строятся на основе принципа состязательности.

Этот принцип в качестве определяющих предполагает такие правила:

1) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, выдвигая свои требования и возражения;

2) каждое лицо, входящее в процесс, должно раскрыть эти доказательства до начала судебного заседания, чтобы иметь право во время процесса ссылаться на сказанное. Это правило предполагает, что лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства;

3) если у лица нет возможности представить необходимые доказательства, он обращается к суду с ходатайством об истребовании этих необходимых доказательств.

В состязательном административном процессе обязанность обеспечить полноту доказательственного материала в судопроизводстве возложена на лиц, участвующих в деле, и суд. Доказыванию подлежат обстоятельства, которые имеют значение для принятия решения по делу и в связи с которыми у сторон в материальном правоотношении возник спор о праве административном.

Обязанность доказывания проистекает из материального права и оснований заявленных требований и возражений. Она включает в себя необходимость представления, исследования и оценки доказательств. Если лицо по каким-либо причинам не представит суду соответствующие доказательства, то суд вправе рассмотреть и разрешить дело по имеющимся материалам. В этом случае лицо рискует получить неблагоприятные для себя последствия. В то же время если лицо желает, чтобы решение суда состоялось в его пользу, то оно должно доказывать обстоятельства, которыми обосновывает свои требования либо возражения.

 

Обязанность по доказыванию между сторонами распределяется по определенным правилам. Процессуальная теория исходит из того, что правила о распределении обязанности доказывания определяют порядок решения двух основных вопросов:

а) процессуального вопроса: кто должен представлять доказательства в подтверждение того или иного факта; б) материально-правового вопроса: в чью пользу решается дело, если наличие какого-либо факта не доказано.

Выделяются общие и специальные правила распределения бремени доказывания. Данные правила возлагают обязанность доказывания фактов на определенную сторону.

Общее правило распределения бремени доказывания установлено в ч. 1 ст. 62 КАС РФ: лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Суть этого правила выражается в следующих положениях:

 

- административный истец обязан доказать свои правовые требования, предъявляемые к административному ответчику;

- административный ответчик, возражающий против требований истца, обязан доказать свои возражения;

 

- признание иска административным ответчиком влечет удовлетворение судом исковых требований, хотя административный истец не смог доказать основания своих требований;

- суд не может решать дело против административного ответчика при несостоятельности его возражений в пользу административного истца, не обеспечившего и не представившего достаточных доказательств заявленного административного иска.

Таким образом, в административном судопроизводстве исходным общим принципом доказывания является правило, известное еще римскому праву: affirmanti incumbit probatio (лат.) ("кто утверждает, тот доказывает"). Однако из этого правила законодателем устанавливается исключение, которое выражается в специальном правиле, распространяющемся на разбирательство подавляющего большинства административных дел. Это специальное правило сформулировано в ч. 2 ст. 62 КАС РФ:

- обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

 

Эти органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений <1>.

--------------------------------

<1> В теории административной юстиции принято считать, что в случае неисполнения этой обязанности действует принцип in dubio pro recurrente (лат.) ("в случае сомнения в пользу истца"). Согласно этому принципу судья должен решить дело в пользу административного истца, если публичная администрация не подтвердила факты, лежащие в основании оспариваемого акта управления. Этот принцип носит ярко выраженный защитный характер в пользу более слабой стороны - административного истца, представленного прежде всего частным лицом, в пользу которого толкуются сомнительные


моменты.

 

По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Это специальное правило устанавливается в связи с тем, что одна из сторон - частное лицо находится в более трудных условиях доказывания по отношению к другой стороне - органам и должностным лицам публичной власти, принявшим спорный акт управления. Это выражается, например, в неравных возможностях доступа частных лиц и органов (должностных лиц) публичной власти к необходимой информации. Причем в большинстве случаев именно публичная администрация является хранителем доказательственных материалов.

Исходя из этого законодатель предусматривает перераспределение бремени доказывания в пользу частного лица как более слабой стороны в административном споре. В соответствии с правилом благоприятствования защите в административном процессе частному лицу как более слабой стороне дается своего рода фора, т.е. заранее обусловленное преимущество, предоставляемое не по усмотрению суда, а процессуальным законом. Суть этого преимущества состоит в следующем. Обращаясь в суд, административный истец утверждает о нарушении его субъективных прав незаконным решением или действием (бездействием) органа публичной власти. Однако в судебном процессе по категориям дел, предусмотренных ч. 2 ст. 62 КАС РФ, административный истец не должен доказывать свое утверждение о незаконности административного решения или действия (бездействия). В материальном административном праве они презюмируются законными, и обязанность доказывания их законности в случае оспаривания законодатель возлагает на орган публичной власти, принявший это решение или совершивший это действие (бездействие).

 

В результате орган публичной власти как административный ответчик обязан доказать отсутствие части оснований административного иска, связанной с вопросом незаконности административного акта, в то время как административный истец - ту часть оснований, которая касается нарушения его субъективных публичных прав или прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Таким образом, эта законодательная конструкция устанавливает исключение из общего правила распределения бремени доказывания в судебном административном процессе, согласно которому обязанность доказать основание административного иска - это обязанность административного истца.

Административные дела, по которым ч. 2 ст. 62 КАС РФ устанавливает специальное правило доказывания, составляют подавляющее большинство из рассматриваемых судами в порядке административного судопроизводства. В результате с практической точки зрения это специальное правило, по сути, дела поднимается до уровня общего для административного судопроизводства <1>.

 

--------------------------------

<1> Подобный подход к распределению обязанности доказывания используется не только в отечественном законодательстве, но и в административно-процессуальных актах других государств, например, Армении, Грузии, Украины и др. Так, в соответствии со ст. 71 КАС Украины в административных делах о противоправности решений, действий либо бездействия субъекта властных полномочий обязанность по доказыванию правомерности своего решения возлагается на ответчика, если он возражает против административного иска.

 

Вместе с тем в административном судопроизводстве в отношении отдельных категорий дел либо при решении отдельных процессуальных вопросов выделяется еще ряд специальных правил, содержанием которых являются предположения (презумпции) либо утверждения, изменяющие содержание общего правила распределения обязанности по доказыванию. Эти специальные правила вытекают из норм материального права. В процессуальной теории принято считать, что наиболее распространенным способом установления специальных правил распределения обязанности по доказыванию является доказательственная презумпция - предположение о существовании факта или его отсутствии, пока не доказано иное.

Так, совершеннолетние граждане презюмируются дееспособными, пока иное не будет установлено в судебном порядке. Действующее налоговое законодательство, например, исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и, соответственно, его невиновности во вменяемом ему налоговым органом правонарушении. Исходя из этого в производстве по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 КАС РФ) налогоплательщик не должен доказывать свою невиновность, а налоговый орган может опровергнуть данную презумпцию, доказав его недобросовестность.

 

16.4. Средства доказывания

 

Средства доказывания - это предусмотренные процессуальным законом источники получения сведений, имеющих значение для рассмотрения и разрешения административного дела. Они представляют собой формально-определенные способы доставки доказательственной информации, интересующей суд. Перечень средств доказывания является исчерпывающим и включает (ч. 2 ст. 59 КАС РФ):

- объяснения лиц, участвующих в деле;

 

- показания свидетелей;

- письменные доказательства;


- вещественные доказательства;

- аудио- и видеозаписи;

- заключения экспертов;

- электронные документы.

Доказательственная информация должна предоставляться суду одним из этих способов и исследоваться в порядке, предусмотренном для использования каждого из этих средств доказывания.

1. Объяснения лиц, участвующих в деле, - основное средство доказывания, которое используется в любом административном деле. Право давать объяснения суду - важнейшее процессуальное право (ч. 1 ст. 45 КАС РФ), нарушение которого может повлечь за собой отмену решения суда.

 

Объяснения лиц, участвующих в деле, отличаются от других средств доказывания по юридической природе субъектов, от которых исходит доказательственная информация. Эти субъекты характеризуются наличием:

- юридической заинтересованности в исходе дела;

- прав и обязанностей по доказыванию.

Так, особенности объяснений, предоставляемых сторонами, обусловлены их положением: они одновременно являются и лицами, от действий которых зависит движение процесса, и носителями доказательственной информации, наиболее осведомленными о существе административного дела. При этом КАС РФ не предусматривает предупреждение сторон и заинтересованных лиц об уголовной ответственности за отказ от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений. Это обстоятельство может влиять на достоверность доказательственной информации. Учитывая возможность искажения сведений, получаемых из этого источника, КАС РФ (ч. 2 ст. 68) устанавливает, что объяснения лиц, участвующих в деле, подлежат наряду с другими доказательствами проверке и оценке.

 

В процессуальной теории выделяются три вида объяснений лиц, участвующих в деле:

а) утверждение - это заявление о существовании какого-либо факта, на котором лицо, участвующее в деле, основывает свою правовую позицию. Оно содержит сведения о фактах, которые соответствуют процессуальным интересам лица, участвующего в деле и утверждающего те обстоятельства, на которых лицо, участвующее в деле, основывает свои требования и возражения;

б) отрицание - это заявление, в котором сторона не соглашается с позицией другой стороны без приведения каких-либо доказательств. Оно не обязывает отрицающее лицо обосновывать свое несогласие. Отрицание может выражаться в двух формах: во-первых, это отрицание факта, которое используется как основание требований, и, во-вторых, отрицание правовых доводов, которое может касаться ссылок лица, предъявившего требование, на нормативно-правовые акты, их смысла, значения и применения в данном конкретном деле. Сторона, объяснения которой отрицаются, должна доказать свои утверждения;

в) признание - это объяснение в виде заявления, содержащего согласие с фактом, на котором другая сторона основывает свои требования или возражения. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписью стороны (ч. 3 ст. 65 КАС РФ).

Свои объяснения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, лица, участвующие в деле, дают суду в письменной или устной форме. По предложению суда лицо, участвующее в деле, может изложить свои объяснения в письменной форме. Объяснения, изложенные в письменной форме, приобщаются к материалам административного дела. Способ исследования объяснений судом определяется их формой - устной или письменной. Так, при личном участии сторон в процессе и представлении объяснений в устной форме способом исследования выступают заслушивание этих объяснений и постановка вопросов перед стороной. При получении объяснений сторон в письменной форме в качестве способа исследования используется их оглашение председательствующим в процессе.

Объяснения сторон заслушиваются судом после доклада административного дела (ст. 159 КАС РФ). Лица, участвующие в деле, их представители могут задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений.

2. Свидетельские показания - это устная информация, сообщенная суду лицом, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (ст. 69 КАС РФ). По предложению суда свидетель, который дал показания в устной форме, может изложить их в письменной форме. Свидетельские показания, изложенные в письменной форме, приобщаются к материалам административного дела.

 

Понятие "свидетель", его права и обязанности определяются ст. 51 КАС РФ. Эта статья содержит также перечень лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей. Законодатель не устанавливает каких-либо возрастных ограничений для свидетелей, но вводит процессуальные особенности допроса несовершеннолетних (ст. 162 КАС РФ). Не содержит Кодекс и каких-либо специальных ограничений относительно степени личной заинтересованности лица, привлекаемого в процесс в качестве свидетеля, в исходе административного дела. Исходя из этого в качестве свидетелей могут выступать друзья и родственники лиц, участвующих в деле. Однако суд вправе подвергать проверке и критически оценивать достоверность информации, полученной от свидетелей, имеющих личную заинтересованность в исходе дела.

Свидетель является носителем доказательственной информации в силу факта своего присутствия при возникновении спорной ситуации, характеризующей развитие материального административного правоотношения. Вместе с тем, в отличие от сторон свидетель не является субъектом этого спорного правоотношения и не имеет юридической заинтересованности в исходе дела.

 

В отношении доказательственной информации, предоставляемой свидетелями, КАС РФ устанавливает два важных


правила:

1) сообщенные свидетелем сведения не являются доказательствами, если свидетель не может указать источник своей осведомленности. Отсутствие указания на источник сведений в этом случае может обоснованно вызывать сомнения в их достоверности и означает невозможность их проверки судом;

2) если свидетельские показания основываются на сообщениях иных лиц, эти лица также должны быть опрошены. Это правило исходит из необходимости тщательной проверки данных, полученных опосредованно, т.е. не из первоисточника.

Лицо может быть вызвано в суд в качестве свидетеля по ходатайству лица, участвующего в деле, и по инициативе суда. В ходатайстве о вызове свидетеля лицо, участвующее в деле, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его фамилию, имя и отчество, место жительства и иные известные ему сведения, необходимые для вызова свидетеля в суд. Суд по своей инициативе может вызвать в качестве свидетеля лицо, которое участвовало в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство, либо в создании или изменении предмета, исследуемого судом как вещественное доказательство.

Основным способом исследования показаний свидетеля является допрос, который проводится в присутствии лиц, участвующих в деле, в открытом заседании суда, призванного разрешить дело по существу. Порядок проведения допроса определяет ст. 161 КАС РФ. Свидетель дает показания в форме свободного рассказа о событиях, действиях, отношениях, очевидцем которых он был, а также о фактах, о наличии или отсутствии которых ему стало известно со слов иных лиц. После этого свидетелю могут быть заданы вопросы. Суд вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса. Каждый свидетель допрашивается отдельно, за исключением случаев, если суд назначает допрос одновременно двух и более свидетелей в целях выяснения причин расхождения в их показаниях.

3. Письменные доказательства - это материалы, которые содержат закрепленные посредством различного рода символов сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела. В соответствии со ст. 70 КАС РФ письменными доказательствами являются содержащие такого рода сведения:

 

- акты, договоры, справки, деловая корреспонденция;

- иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по каналу видеоконференц-связи либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа;

- судебные акты, протоколы судебных заседаний, протоколы совершения отдельных процессуальных действий и приложения к ним (схемы, карты, планы, чертежи).

Особенность письменных доказательств состоит в том, что содержащаяся в них информация выражена с помощью символов. В зависимости от вида используемых символов письменные доказательства могут быть подразделены на текстовые и нетекстовые.

Текстовые (вербальные, или словесные) письменные доказательства включают рукописные, машинописные, печатные и электронные документы, закрепляющие информацию на материальном носителе условными знаками письма. Нетекстовые письменные доказательства оформляются с помощью картографических и иных неречевых знаков. В их число входят иконические (рисунок, фотография, кинофильм и т.д.), идеографические (карта, ноты, чертеж), звучащие (грампластинка, магнитная запись) и матричные (перфокарты, магнитные и оптические диски) документы. Письменные доказательства принято считать разновидностью вещественных доказательств. Главное отличие письменных доказательств от иных вещественных доказательств заключается в информации, выраженной в определенной знаковой форме, а не следы, которые остались на предмете или иные его объективные свойства.

 

Исходя из смысла ч. 1 ст. 70 КАС РФ письменными доказательствами могут являться: а) документы; б) иные материалы.

Документы - один из важнейших источников доказательственной информации в административном судопроизводстве. Под документом законодатель понимает материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, предназначенный для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения <1>.

 

--------------------------------

 

<1> Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (в ред. от 05.05.2014).

 

Письменные доказательства, не подпадающие под признаки документа, могут быть условно обозначены как письменные материалы. Классификация письменных доказательств осуществляется по различным критериям, в частности:

- по субъекту, от которого исходит информация, на официальные и неофициальные. Официальные письменные доказательства исходят от органов публичной власти и должностных лиц при осуществлении ими властных полномочий, организаций и граждан, реализующих свои права и исполняющих обязанности в правовых формах, определенных законом. Эти доказательства характеризуются тем, что выдаются правомочным субъектом, имеют форму и реквизиты, установленные законом для документа, и определенный порядок составления и выдачи документа. Неофициальными (частными) называются письменные доказательства, которые исходят от организаций и граждан и отличаются неформализованным характером;

- по содержанию письменные доказательства подразделяются на распорядительные и справочно-информационные. Распорядительные письменные доказательства - это документы, содержание которых свидетельствует о фактах, имеющих властно-волевой характер (правовые акты органов публичной власти и должностных лиц, изданные в пределах


компетенции, внутренние управленческие акты организаций, административные договоры с участием частных лиц и т.д.). В число справочно-информационных доказательств входят различного рода справки, акты, отчеты, протоколы заседаний, собраний, письма делового и личного характера, в которых содержатся описание, подтверждение событий, фактов, имеющих юридическое или доказательственное значение по делу;

- по степени подлинности (юридической значимости) документы делятся на подлинники, оригиналы, копии и дубликаты. Письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. Подлинники документов представляются в суд в случае, если в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом обстоятельства административного дела подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию суда, если невозможно разрешить административное дело без подлинников документов или представленные копии одного и того же документа различны по своему содержанию.

Под подлинником понимается первый или единичный экземпляр официального документа. Синонимом подлинника является оригинал (за исключением чертежей). К подлиннику приравнивается дубликат, т.е. копия официального документа, имеющая юридическую силу подлинника и сопровождаемая отметкой "Дубликат". Копия документа - это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки. В отношении личных документов используется термин "подлинный документ", а не "подлинник".

 

Документы, представляемые в суд и подтверждающие совершение юридически значимых действий, должны соответствовать требованиям, установленным для данного вида документов. К представляемым в суд письменным доказательствам, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык. Документ, полученный в иностранном государстве, признается в суде письменным доказательством, если не опровергается его подлинность и он легализован в установленном порядке. Иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Письменные доказательства приобщаются к материалам административного дела. Не могут приобщаться к материалам административного дела подлинники документов, которые согласно федеральному закону должны находиться в местах их постоянного либо временного хранения.

Документами постоянного срока хранения являются такие, которые руководителем передаются в обработанном состоянии на постоянное хранение в Архивный фонд РФ. В их число, в частности, входят приказы по основной деятельности, штатные расписания, структура организации, уставные документы, номенклатура дел, описи дел, акты об уничтожении дел и утрате документов, годовые планы и отчеты, годовые бухгалтерские балансы, заключение ревизионных комиссий, аудиторов, органов финансового контроля и др. Документами временного срока хранения (5 - 10 лет хранения), в частности, являются приказы на отпуска и командировки, приказы по административно-хозяйственной деятельности, документы по госзакупкам, акты о приеме выполненных работ, бухгалтерские документы и др.

Если подлинники документов возвращаются лицу, их представившему, в материалах административного дела остаются засвидетельствованные судом копии этих документов (ст. 71 КАС РФ).

Основными способами получения письменных доказательств являются:

а) представление их сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Письменные доказательства, которые невозможно или затруднительно доставить в суд, исследуются и осматриваются по месту их нахождения или в ином определенном судом месте (ст. 74 КАС РФ);

б) истребование судом. Письменные доказательства могут быть истребованы непосредственно судом путем направления судебного запроса; путем выдачи лицу, участвующему в деле, запроса суда на право получения письменного доказательства и представления его в суд; посредством судебного поручения.

Способом исследования письменных доказательств является их прочтение, оглашение в судебном заседании и предъявление лицам, участвующим в деле, а при необходимости - экспертам, специалистам и свидетелям. После этого лица, участвующие в деле, могут дать свои объяснения.

4. Вещественные доказательства - это предметы, которые по своим внешнему виду, свойствам, месту нахождения или иным признакам могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для административного дела (ст. 72 КАС РФ).

 

Вещественные доказательства обладают чертами сходства с письменными доказательствами, поскольку они имеют вещественную основу, на которой речевая информация зафиксирована любым типом письма (записи), т.е. общие свойства этих доказательств определяются единством их носителя (вещи, предмета). Однако они различаются по способу получения и хранения доказательственной информации: письменные доказательства предполагают получение информации из содержания документов и материалов, а не из их внешних параметров, признаков и свойств. Вещественные доказательства характеризуются как источник сведений об искомых фактах, которые получаются с помощью предметов материального мира, хранящих следы этих фактов (событий, действий, явлений).

По общему правилу к вещественным доказательствам относятся такие предметы, которые могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для административного дела, вследствие своего внешнего вида или свойств (например, подтертости на письменном документе), места нахождения (например, расположение спорного строения в природоохранной зоне) и иных признаков (веса, цвета, породы и т.п.). Сохранение и передача доказательственной информации с помощью вещественных доказательств достигаются путем непосредственного отображения событий и действий на поверхности предметов, изменения их внешнего вида, а также путем трансформации их свойств, структуры и качества. Исходя из этого способом считывания искомой информации с ее непосредственных носителей, т.е. способом исследования вещественных доказательств, является их осмотр.

Вещественные доказательства осматриваются судом и предъявляются лицам, участвующим в деле, а в необходимых случаях - экспертам, специалистам и свидетелям. Вещественные доказательства, которые невозможно или затруднительно доставить в суд, исследуются и осматриваются по месту их нахождения или в ином определенном судом месте (ст. 74 КАС РФ). Результаты исследования и осмотра на месте вещественных доказательств заносятся в протокол, к которому


прилагаются составленные и проверенные при осмотре планы, схемы, чертежи, расчеты, копии документов, носители с записями аудио- и видеопротоколирования, сделанными при осмотре, фотоснимки вещественных доказательств, а также заключение эксперта и пояснения специалиста в письменной форме.

Вещественные доказательства, находящиеся в суде, по ходатайству лиц, их представивших, могут быть возвращены им после исследования и осмотра судом, если такие доказательства не подлежат передаче иным лицам (ст. 75 КАС РФ).

5. Аудио- и видеозаписи - это самостоятельный вид доказательств, установленный ст. 76 КАС РФ. Данный вид доказательств по своей сути может быть отнесен к письменным доказательствам, однако законодатель выделяет их в отдельную категорию, определяя порядок их исследования в судебном заседании и хранения.

 

Лицо или организация, предоставляющие аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе либо заявляющие ходатайство об их истребовании, обязаны указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи. Носители аудио- и видеозаписей хранятся в суде. Суд принимает меры по их сохранению в неизменном состоянии.

В исключительных случаях после вступления решения суда в законную силу носители аудио- и видеозаписей могут быть возвращены лицу или организации, их предоставившим. При возвращении указанным лицу или организации носителей аудио- и видеозаписей в административном деле остаются копии записей. По ходатайству лица, участвующего в деле, ему могут быть выданы изготовленные за его счет копии аудио- и видеозаписей. По вопросам возврата носителей аудио- и видеозаписей суд выносит определение, которое может быть обжаловано.

6. Заключение эксперта - это выраженные в письменной форме содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом судом. На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение (ст. 82 КАС РФ).

 

Эксперт - это лицо, которое обладает специальными знаниями и которому в случаях и порядке, предусмотренных КАС РФ, поручено провести экспертизу и дать заключение по вопросам, поставленным перед ним и требующим специальных знаний, в целях выяснения обстоятельств по конкретному административному делу (ст. 49 КАС РФ). Заключение эксперта - одно из наиболее сложных средств доказывания. Оно оценивается по общим правилам оценки доказательств. Однако в процессуальной теории принято считать, что к его оценке требуется специфический подход, поскольку это доказательство основано на использовании специальных знаний, которыми не располагают субъекты назначения экспертизы.

В случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу: а) по ходатайству лица, участвующего в деле; б) по своей инициативе.

Экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если:

- она предусмотрена законом;

- ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, - требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы;

- проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами.

Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом. Отклонение судом вопросов, предложенных лицами, участвующими в деле, должно быть мотивировано в определении суда о назначении экспертизы.

Исходя из проведенной экспертизы и с учетом ее результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение, в котором должны содержаться:

- дата, время и место проведения экспертизы;

 

- основания проведения экспертизы;

- сведения об экспертном учреждении и об эксперте, которым поручено проведение экспертизы;

- вопросы, поставленные перед экспертом (комиссией экспертов);

 

- объекты исследований и материалы административного дела, предоставленные эксперту (комиссии экспертов) для проведения экспертизы;

- сведения о лицах, присутствующих при проведении экспертизы;

- описание и результаты исследований с указанием примененных методов;

- выводы по поставленным перед экспертом (комиссией экспертов) вопросам и обоснование этих выводов;

- иные необходимые сведения.

Документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к заключению и являются его составной частью. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по административному делу. По ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе суда эксперт может быть вызван в судебное заседание.

После оглашения заключения эксперт может дать по нему необходимые пояснения и обязан ответить на дополнительные вопросы лиц, участвующих в деле, и суда. Пояснения эксперта - это дополнительная возможность разъяснить сторонам отдельные фрагменты исследования, уточнить сделанные выводы, сослаться на справочную


литературу, объяснить, на чем основаны его расчеты. Ответы эксперта на дополнительные вопросы заносятся в протокол судебного заседания. Заключение эксперта не является для суда обязательным. Несогласие суда с заключением эксперта должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Если заключение эксперта будет признано судом неполным или неясным, суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту (ст. 83 КАС РФ). В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту.

 

7. Электронные документы по своему содержанию похожи на документы на других видах носителей, в частности бумажных. Они содержат информацию, т.е. сведения о лицах, фактах, событиях, и законодатель упоминает о них в ст. 70 КАС РФ, называя в качестве письменных доказательств иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи. Вместе с тем в ч. 2 ст. 59 КАС РФ он выделяет электронные документы в качестве самостоятельного средства доказывания. При этом он не дает самостоятельного определения этого средства доказывания (как это делается в отношении традиционных средств) и не устанавливает особых требований к исследованию и оценке такого доказательства.

Выделение законодателем в КАС РФ электронных документов в качестве самостоятельного средства доказывания свидетельствует о том, что широкое использование электронных документов получает все более подробное правовое регулирование <1>. Это ведет к тому, что правовой статус электронных документов все более явно отличается от традиционных письменных документов по способам формирования и восприятия.

--------------------------------

 

<1> Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (установил необходимость применения усиленной квалифицированной электронной подписи в деятельности разнообразных организаций, как государственных, так и коммерческих); ФЗ от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления".

 

Согласно п. 11.1 ст. 2 Закона об информации электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком, с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

 

К числу особых свойств электронного документа относятся: форма выполнения - цифровая, способ предоставления - электронная или другая связь. Форма электронного документа как способа его выражения отличается от обычного бумажного носителя информации.

Требования к составу и содержанию реквизитов электронного документа определены в Государственном стандарте СССР ГОСТ 6.10.4-84 "Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения". Согласно этому стандарту электронный документ должен содержать регистрационный номер, регистрационную дату, подпись (код) лица, ответственного за правильность изготовления документа или утвердившего документ, содержание документа, наименование организации - создателя документа, местонахождение организации - создателя документа или почтовый адрес.

Для того чтобы электронный документ отвечал требованиям средства доказывания, он должен соответствовать следующим условиям:

- быть выполнен способом, позволяющим установить достоверность документа;

- быть получен в установленном КАС РФ и другими федеральными законами порядке.

 













Дата: 2018-09-13, просмотров: 1655.