Рыночные структуры несовершенной конкуренции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Модели рынка Кол-во фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой
Чистая монополия Одна фирма Однородная, не имеющая субститутов Высокие Полный
Дуополия Две фирмы Однородная Высокие Частичный
Олигополия Малое кол-во фирм Однородная с незначительной дифференциацией Высокие Частичный
Монополистическая конкуренция Множество фирм Разнородная Низкие Слабый

 

    К числу наиболее распространенных актов недобросовестной конкуренции относятся:

    - распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;

    - доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве;

    - незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;

    - реклама товара, не отвечающего требованиям качества;

- использование некорректных сведений, порочащих товары конкурентов;

- самовольное использование или разглашение конфиденциальной

научно-технической, производственной информации, компрометирующей товары.

    Кроме этого имеют место и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства, шпионаж, гос. перевороты.

    Внутриотраслевая конкуренция – соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать покупателя для приобретения продукции своей фирмы.

    Межотраслевая конкуренция – соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции.

Рыночная конкуренция имеет преимущества и недостатки. Преимущества: 

- способствует более эффективному использованию ресурсов;

- вызывает необходимость гибко реагировать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям производства;

- создает условия для оптимального использования достижений НТП;

- обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей;

- нацеливает производителей на удовлетворение разных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, водные ресурсы и т.д.);

- отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

- не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, общественный транспорт, дороги);

- не гарантирует право на отдых, труд, доход;

- не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

 

2. Рынки несовершенной конкуренции. Монополия – крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому определенного положения (монопольного) на рынке отдельного товара или группы товаров. Монополия приводит к концентрации производства, выделению немногих крупных производителей, которые договариваются между собой, образуя на определенный период времени альянс – союз.

    В нашей стране согласно закону фирма является монополистом, если ее доля на рынке превышает 35%-ю величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике.

    Цель создания монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над объемами производства и реализацией товаров. Одним из методов достижения этой цели является установление монопольных цен. Такие цены являются следствием соглашения между монополистами, господствующими на рынке данного товара, и устанавливаются исходя и расчета получения возможно большей прибыли от продажи товаров.

    Следует различать 2 вида монопольных цен:

1) монопольно высокие цены (цены, устанавливаемые на продаваемые ими товары);

2) монопольно низкие цены (цены, установленные монополистами на покупаемые ими товары).

    На кратковременные колебания спроса монополии предпочитают отвечать не изменением цен, а маневрированием загрузки производственных мощностей.

    Для достижения своих целей монополии широко используют следующие способы борьбы:

1. Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от низ покупателям не приобретать товары других фирм, т.к. они якобы худшего качества.

2. Демпинг – преднамеренная продажа товаров по "бросовым" ценам с целью разорения конкурента.

3. Ограничение продажи товаров самостоятельным фирмам.

4. Маневрирование ценами – монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами.

Выделяют различные виды монополий, применяя для этого следующие критерии:

1. Исходя из степени охвата экономики:

- чистая монополия (продавец имеет полный контроль над рынком);

- ограниченная монополия (продавец имеет частичный контроль над рынком);

- абсолютная монополия (производство и реализация товара сосредоточены в руках государства).

    2. В зависимости от характера и причин возникновения:

         - естественные (предприятия и организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства: редкие металлы, плодородные земли, газ, нефть и т.д.);

         - монополии, возникающие в ходе определенной договоренности ранее соперничавших производителей (картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты).

     Картель – соглашение между самостоятельными предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, доле каждого участника в общем объеме производства, обмене патентами и т.п. Картель представляет собой низшую форму монополистических объединений.

     Синдикат – более высокая ступень монополизации. В нем предприятия отрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, объединяют свою коммерческую деятельность, создавая в этих целях единые конторы по сбыту продукции.

     Трест – высшая форма промышленных монополий начала ХХ в., где полностью объединяются сбыт, производство и финансы предприятий.

     Концерн – союз формально независимых предприятий, в рамках которого головная компания организует финансовый контроль за всеми участниками.

     Конгломерат – одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, действующих в разных секторах экономики. При этом сохраняется высокая степень самостоятельности входящих в него фирм.

     Усиливая свои позиции в экономической области внутри страны, монополии выходят на мировые рынки. Возникают транснациональные монополии в автомобильной, нефте- и газодобывающей отраслях и др.

Олигополиятип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на нем нескольких производителей (как правило, 2-5). Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, однако его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли используется индекс Герфиндаля, показывающий степень концентрации рынка:                       H = S 12 + S 22 + … + Sn 2 ,

где S1, S2, …, Sn - доли фирм на рынке в порядке убывания (определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка).

Например, если предложение товара обеспечивают 4 фирмы с рыночными долями 60%, 20%, 10% и 10%, то H = 3600+400+100+100 = 4200. В случае монополии он равен 10000, дуополии – 5000, а в ситуации, близкой к совершенной конкуренции (например, 100 фирм) – 100. Данный индекс реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли. Концентрация рынка, не превышающая 1000, считается низкой. Индекс, равный 1800 и выше, признак высокой концентрации.

 

Монополистическая конкуренция – модель рынка несовершенной конкуренции, когда с одной стороны фирмы выступают своего рода монополистами по производству товара, отличающего по своим качественным, вкусовым и т.п. характеристикам, а с другой – конкурируют между собой, т.к. производят товар, направленный на удовлетворение конкретной потребности. Например, рынки газированной воды.

3. Антимонопольное законодательство. Важнейшим средством регулирования деятельности монополистических объединений является антимонопольное законодательство. Это законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

     Общие основы антимонопольного законодательства:

1) охрана и поощрение конкуренции;

2) контроль над фирмами, осуществляющими господство на рынке;

3) защита интересов потребителя;

4) контроль над ценами;

5) защита и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Антимонопольное законодательство впервые возникло в США и Канаде. В 1880 г. был принят закон Шермана, который вводил запрет на монополизацию рынка и признавал незаконным любые объединения и соглашения, способствующие ограничению производства и торговли. Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства менялась. На протяжении ХХ столетия периоды его ужесточения и либерализации несколько раз чередовались.

В России Закон   "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в 1991 г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В 1995 г. принят Федеральный закон "О естественных монополиях", в котором определяются основные сферы государственного регулирования:

     - транспортировка нефти и нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам;

     - услуги по передачи электрической и тепловой энергии;

     - железнодорожные перевозки и др.

     В законе определен также один из методов регулирования деятельности естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое путем установления цен (тарифов) или их предельного уровня.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.