№ п/п | Основные направления и школы экономической теории | Предмет |
1 | Меркантилизм Физиократы Классическая политическая экономия | Национальное богатство |
2 | Марксизм | Производственные отношения |
3 | Историческая школа | Национальное хозяйство в целом |
4 | Маржинализм или неоклассическая школа (микроэкономика) | Поведение субъектов экономики, путей и средств достижения ими своих целей |
5 | Кейнсианство (макроэкономика) | Механизмы функционирования нацио-нальной экономики как единого целого |
6 | Институционально-социологическое направление | Институты и институциональные изменения |
7 | Теория неоклассического синтеза (экономикс) | Национальное богатство, формы и стимулы человеческого поведения в мире ограниченных ресурсов |
8 | Современная экономическая теория | Хозяйственная деятельность людей в экономических системах при ограниченных ресурсах на различных уровнях |
Изучение категорий углубляет и расширяет познание, что дает возможность открывать экон. законы. Экон. закон – это отражение причинно-следственной связи между экон. явлениями. В итоге появляется возможность сформировать требования экон. законов, а именно: какое экон. явление будучи причиной вызывает обязательно определенное последствие. Всякое нарушение или пренебрежение этой связи отрицательно влияет на человека, коллектив, общество в целом.
Экон. законы отличаются от законов природы. Во-первых, законы природы действовали всегда. Во-вторых, своей деятельностью человек может воздействовать на сферу экон. законов.
Экон. законы можно классифицировать:
1) законы, действующие во всех способах производства (закон экономии времени, закон возрастания потребностей);
2) законы, присущие рыночной экономике (законы стоимости, спроса и предложения, количества денег в обращении).
3) специфические законы (действуют только при определенных условиях или в отдельных сферах).
Познавая экон. законы, фундаментальные экон. науки дают возможность человеку принимать научно-обоснованные решения при определении экон. политики, размещении производительных сил, организации производства и т.д.
4. Методы и функции ЭТ. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования. Методология – это общий подход к изучению экономических явлений, система методов исследования. Методология основывается на методах. Метод – совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей. Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод – как исследуется. От правильного принятия методов зависит реальность и полнота полученных результатов.
Все методы исследования можно разделить на:
1) всеобщие (метафизический, диалектический);
2) общенаучные (нормативный, позитивный, метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, системный подход);
3) специфические методы (графические, статистические, математические, моделирование, сравнительный анализ, эксперимент).
Метафизический метод рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Это необходимо когда анализируется какой-то элемент системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных связей.
Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избежать односторонних и ошибочных решений, объединять в единое целое различные по своей природе явления.
Позитивный метод предполагает формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, наблюдений и т.п.
Нормативный метод познания предполагает изучение практической деятельности человека, базирующийся на принципах максимальной эффективности. Основной принцип этого метода состоит в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности.
Метод научной абстракции сводится к выделению наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечению от всего случайного, второстепенного. Посредством его исследователю удается сосредоточиться на более существенных характеристиках явления.
Анализ – разделение исследуемого предмета на составные элементы, каждый из которых подвергается исследованию. Синтез предполагает соединение разрозненных и проанализированных элементов в единое целое.
Индукция – это движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общим выводам. Дедукция, напротив, представляет ход мысли от общего к частному.
Единство исторического и логического подходов необходимо при рассмотрении сложных экономических процессов в развитии. С одной стороны, при рассмотрении динамики экон. отношений необходимо учитывать историзм, а с другой, исследования должны вестись прежде всего логически., т.е. быть освобождены от исторических случайностей.
Суть системного подхода заключается в том, что исследуемый объект необходимо изучать всесторонне.
Специфика экономического эксперимента заключается в сложности его постановки, т.к. общественную жизнь нельзя изучать в лабораторных условиях. Экономический эксперимент тесно связан с проведением экономических реформ.
Выделяют 4 основные функции ЭТ:
- познавательная – с ее помощью происходит познание экон. законов и категорий;
- прогностическая (означает предвидение хода социально-экон. развития на обозримое будущее);
- практическая – состоит в том, чтобы научно обосновать экон. политику, выявить принципы и способы рационального хозяйствования;
- критическая – заключается в определении хода социально-экон. развития, выявлении ошибок и просчетов в прошлом и избежании их в будущем.
- методологическая (ЭТ вырабатывает собственные методы познания и использует их).
Перечисленные выше функции тесно взаимосвязаны и ими можно оперировать. Так, например, теоретическую и методологическую функции можно объединить, а прогностическую включить в состав практической.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 210.