Тема 1. Предмет и методы экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Экономическая наука как отрасль знания

2. Развитие экономической науки

3. Предмет экономической теории

4. Методы и функции экономической теории

 

1. Экономическая наука как отрасль знания. Слово "экономика" можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как род занятий (в переводе с греч. означает "умение вести хозяйство"); во-вторых, как науку.

Все науки, известные человеку делятся на естественные, объектом изучения которых является природа, техника, технологии и т.д. (физика, математика, химия, различные технические дисциплины), и общественные, которые изучают человеческое общество (экономика, право, социология, демография, история, политология). Среди них особое место занимают экономические науки, изучающие процессы производства. Во-первых, производство обеспечивает воспроизводство самого человека, обеспечивая его продовольственными товарами, жильем, услугами. Во-вторых, оно дает человеку средства производства, что усиливает власть человека над природой. В-третьих, оно создает предпосылки для развития непроизводственной сферы, возможности занятия человека медициной, спортом, искусством.

Все экон. науки тесно взаимосвязаны друг с другом. Выделяют 3 блока экон. наук:

1) фундаментальные (экономическая теория, эконометрика, история народного хозяйства);

2) прикладные (ценообразование, планирование, маркетинг, менеджмент)

3) отраслевые (экономика отраслей);

3) обслуживающие и дополняющие (статистика, бухучет, ЭММ).

Особое место занимают фундаментальные науки: открытые учеными законы, закономерности, сделанные выводы используются в прикладных исследованиях, а затем в разработках и при обосновании экон. политики.

Экономическая теория как наука состоит из трех частей:

- введение в ЭТ;

- микроэкономика – экономика отдельного хозяйствующего субъекта;

- макроэкономика – экономика региона, государства. 

2. Развитие экон. науки. Зачатки экон. науки появились еще в древнем мире. Ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как нажить состояние… В Древнем Египте появляются и активно используются такие категории как разделение труда, специализация, кооперирование, управление. Платон и Аристотель сформулировали исходные положения ЭТ о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене товаров. Мыслители Древнего Рима (Сенека, Лукреций Кар) исследовали экон. причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Их взгляды оказали влияние на формирование экон. концепций христианства. Однако мыслители древности еще не выделяли экон. явления из всей совокупности общественных процессов. Не было создано систематизированного учения об экономике.

В период Средневековья не было столь значимых открытий, в т.ч. и в области экономики. Это было связано с существовавшим в то время феодальным укладом и сильной ролью церкви, которая не признавала и наказывала за учения, не вписывающиеся в ее концепции. 

Только в 16-18 вв. формируется название "политическая экономия" (в переводе с греч. – общество, хозяйство, закон). Таким образом, политическая экономия – наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства.

Первой теоретической школой был меркантилизм (купец, торговец). Ее представители считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Идеи меркантилизма – вмешательство государства в экономику, протекционизм в торговле – используются и в современной экономике.

Позже появляется учение физиократов (власть природы). Они считали, что источником богатства является только одна отрасль – сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Промышленность же не считается отраслью, где создается прирост доходов. Сама по себе природа, по их мнению, без приложения труда и капитала не может постоянно приумножать богатство общества.

Развитие классической школы политической экономии привело к повороту к исследованию производства. Ее представители (А. Смит и Д. Рикардо) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительности труда, создал учение о доходах.

До недавнего времени экон. наука нашей страны развивалась в рамках марксистской политэкономической школы (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Наиболее важное ее открытие – теория прибавочной стоимости, а также исследование социальных аспектов экон. жизни.

В современной ЭТ следует выделить несколько крупных направлений: неоклассическое (А. Маршалл), кейнсианское (Дж. Кейнс), институциональное           (Т. Веблен). Эти направления осуществляют анализ динамических процессов в экономике (инфляция, циклы, занятость и т.д.).

Среди русских экономистов дореволюционного периода следует выделить М. Ломоносова, А. Радищева, А. Герцена, С. Витте, П. Столыпина, Г. Плеханова; послереволюционного периода – Н. Кондратьева (теория "длинных волн"). Наиболее видными экономистами переходного периода являются С. Шаталин, Е. Гайдар, Г. Явлинский.

 

1. Предмет ЭТ. В настоящее время общепризнанного определения предмета ЭТ нет, хотя большинство экономистов признают, что ЭТ – общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограниченность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно. 

Предметом ЭТ можно считать познание экон. законов и категорий. Всякий процесс познания представляет собой сбор, обработку и анализ полученной информации. Объемы такой информации имеют тенденцию к постоянному росту, поэтому возникает необходимость в определенной ее систематизации. Этого можно достигнуть с помощью обобщающих понятий – категорий, благодаря которым можно выявить общие характеристики того или иного явления. К экон. категориям относятся труд, земля, капитал, рабочая сила, деньги, рынок и т.д.

Изучение одной категории позволяет установить связь с другими категориями. Например, от изучения категории "товар" можно перейти к изучению категории "деньги", затем "рынок", "финансы".

Дата: 2018-12-21, просмотров: 212.