Тема 7. Предпринимательская деятельность и риски
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Предпринимательство как экономическая категория

2. Экономические риски и неопределенность

3. Маркетинг и менеджмент в предпринимательской деятельности

 

1. Предпринимательство как экономическая категория. Предпринимательская деятельность выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.  

В научной литературе предпринимательство обычно рассматривают с трех точек зрения: как экономическую категорию, как метод хозяйствования, как тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть частные лица (организаторы единоличного, семейного, крупного производства), группа лиц, связанных договорными соглашениями и экономическими интересами (общества, товарищества, кооперативы и т.д.), в отдельных случаях государство в лице соответствующих органов. Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации прибыли. Им могут выступать производственная деятельность, финансовая, оказание услуг, осуществление работ и т.д.

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства главным условием являются самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенных прав и свобод – по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию программы, источников финансирования, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению цен, распоряжению прибылью и т.д. Вторым условием является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Третьим признаком является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство в данном случае не род занятий, а склад ума и свойство натуры.

Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер труда, проявление инициативы, новаторства, готовность к риску ради получения прибыли.

 

2. Экономические риски и неопределенность. Любая хозяйственная деятельность в условиях рынка сопряжена с риском, который вызван неопределенностью, непредсказуемостью. Риск – это опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, доходов или имущества, денежных средств по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом, планом, проектом вследствие случайного характера принимаемых хозяйственных решений или совершаемых действий, неблагоприятных обстоятельств.

     Функции риска:

1. Инновационная – заключается в повышении конкурентоспособности бизнеса посредством инноваций (нововведений).

2. Регулятивная – проявляется в том, что риск ориентирован на получение результатов нетрадиционными способами, что позволяет преодолеть консерватизм, комплексность, психологические барьеры.

3. Защитная - состоит в том, что если для предпринимателя риск представляет собой естественное состояние, то нормальным явлением должно быть и отношение к неудачам.

4. Аналитическая связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений, в связи с чем предприниматель в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные и наименее рисковые.

     Риск можно классифицировать по следующим признакам:

1) по источнику возникновения:

    - хозяйственный;

    - связанный с личностью человека;

    - обусловленный природными факторами.

2) по причине возникновения:

    - неопределенность будущего;

    - непредсказуемость поведения партнеров;

    - недостаток информации.

3) по уровню риска:

    - допустимый;

    - критический;

    - катастрофический.

4) по сфере возникновения:

    - производственный;

    - коммерческий;

    - финансовый;

    - валютный;

    - процентный;

    - инфляционный.

В экономической литературе различают качественный и количественный анализ риска. Качественный имеет целью определение факторов риска, а также этапов хоз. деятельности, при выполнении которых возникает риск. Количественный анализ означает прогнозирование экономических параметров отдельных рисков.

Все факторы, влияющие на риск, делятся на объективные (инфляция, конкуренция, политические, экономические и экологические кризисы) и субъективные (организация труда, производственный потенциал и т.д.).

Избежать риск полностью нельзя, поэтому задачей любого предпринимателя является предвидение риска и умение снизить его до более низкого уровня.

Основными методами оценки риска являются: статистический (использование статистики потерь), экспертный (обработка мнений опытных предпринимателей и специалистов) и расчетно-аналитический (базируется на прикладных математических исследованиях).

Основным способом снижения риска является страхование.

 

3. Менеджмент и маркетинг в предпринимательской деятельности. В рыночной экономике основной формой управления бизнесом является менеджмент (от англ. "управление") – это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального, наилучшего из возможных варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов бизнеса (фирмы).

     Менеджер – в переводе "управляющий", наемный работник, который за плату занимается организацией деятельности фирмы в целях получения прибыли.

     В общей структуре менеджмента выделяют 3 составные части:

     - производственный менеджмент (управленческая подсистема, занятая производством товаров в определенном количестве, данного качества, в установленные сроки и при минимальных затратах);

     - финансовый менеджмент (подсистема, которая обеспечивает формирование финансовых средств фирмы, максимизацию доходов и минимизацию затрат);

     - сбытовой менеджмент или маркетинг (управление коммерческой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок).

      В современном менеджменте выделяют 4 основные функции:

     1. Планирование – предполагает определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения. Основным элементом планирования является бизнес-план. Он представляет собой комплексный план развития фирмы, является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций. Цель составления бизнес-плана – дать руководству компании полную картину положения фирмы и возможностей ее развития.

     Бизнес-план разрабатывается, как правило, на 3-5 лет и включает следующие разделы:

     - анализ рынка и маркетинговая стратегия;

     - продуктовая стратегия;

     - производственная стратегия;

     - развитие системы управления фирмой и собственности;

     - финансовая (экономическая) стратегия.

     2. Организация – включает создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействия и координации ее подразделений для достижения поставленных целей.

     3. Мотивация – заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и психологические аспекты.

     4. Контроль – заключается в определении соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы.

     Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Применительно к фирме (бизнесу) маркетинг рассматривается как комплексная программа деятельности, охватывающая стадии создания, производства и сбыта товаров на основе изучения состояния рынка, субъектов рыночных отношений и реальных потребностей покупателей с целью их удовлетворения и получения фирмой максимальных прибылей.

     Процесс управления маркетингом по Ф.Котлеру предполагает:

     - анализ рыночных возможностей (сбор информации о рынке и определение "ниши" для своей деятельности);

     - отбор целевых рынков (ориентация на конкретные товары и конкретных покупателей);

     - разработку комплекса маркетинга (анализ товара, цены, методов распространения и методов стимулирования сбыта);

     - претворение в жизнь маркетинговых мероприятий (предполагает наличие налаженной системы планирования, организации и контроля маркетинга).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.