КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА»

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Тема 4. Конкуренция и монополии

1. Сущность и виды конкуренции

2. Рынки несовершенной конкуренции

3. Антимонопольное законодательство

 

1. Сущность и виды конкуренции.  Конкуренция  – экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением этих работ. Конкуренция как экономический процесс охватывает все фазы воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Если говорить о фазе производства, то уровень конкурентной борьбы во многом зависит от "жизненного цикла" товара, который делится на четыре фазы (график):

1) внедрение продукции – производитель старается выпускать более качественную продукцию, чем конкуренты; для этой фазы характерны незначительные объемы продаж;

2) фаза роста – когда происходит увеличение объемов производства, растет спрос, при этом производитель старается обогнать своих конкурентов по объемам производства и продаж;

3) фаза зрелости – объем производства продукции достигает максимума;

4) старение – спрос на продукции снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затихает.

Методы конкуренции:

- лишение конкурентов сырья, рынков сбыта, кредитов;

- скупка патентов;

- снижение цен;

- захват рынков рабочей силы;

- выпуск на рынок новых марок и видов изделий.

Все методы можно разделить на две группы: ценовые и неценовые. К ценовым методам относится применение ценовой дискриминации (разные цены в отдельных регионах, демпинговые и бросовык цены). Неценовые методы подразделяются на две группы: конкуренция за высокое качество продукта и конкуренция по условиям продаж.

    Конкуренция бывает совершенной и несовершенной, добросовестной и недобросовестной, внутриотраслевой и межотраслевой.

    Совершенная конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

    - наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара (фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен);

    - возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам;

    - однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

    - хорошее знание рынка покупателями и продавцами.

    Совершенная или свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке.

    Несовершенная конкуренция связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Для этого вида конкуренции характерно значительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-то группы предпринимателей произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Существуют жесткие барьеры для проникновения на рынок новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции.

Издержки производства

Постоянные издержки не зависят от объема выпуска продукции. Это затраты на эксплуатацию здания, оборудования, арендная плата, административно-управленческие расходы, некоторые виды налогов.

    Переменные издержки изменяются с изменением объема производства. Это затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.д.

    Общие издержки – представляют собой сумму общих постоянных и общих переменных издержек.

    Однако производителя часто интересует величина не столько общих издержек, сколько средних издержек. Они представляют собой частное от деления общих издержек на объем продукции.

    Поскольку сумма постоянных издержек постоянна, то средние постоянные издержки уменьшаются с ростом объема продукции. Но это происходит лишь до определенного периода, начиная с которого при росте объемов производства издержки на единицу продукции будут возрастать. В этой связи говорят о предельных издержках, которые представляют собой дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска.

    В хозяйственной практике нашей страны для определения издержек производства продукции используется категория себестоимости. Себестоимость отражает в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции, включает стоимость потребленных средств производства, средства на оплату труда, косвенные расходы предприятия и издержки на реализацию. В состав себестоимости не включаются разовые расходы, затраты, не связанные с производством продукции, а также убытки от стихийных бедствий, штрафы, неустойки.

Различают производственную себестоимость, включающую расходы на производство продукции, и полную, в состав которой входит производственная себестоимость, а также расходы, связанные с реализацией продукции, и некоторые другие внутрипроизводственные расходы.

    В строительстве различают сметную, плановую и фактическую себестоимость.

    Группировка затрат по элементам составляет структуру себестоимости. Она включает 4 группы:

1) материальные затраты;

2) заработная плата и различные отчисления;

3) амортизация основных фондов;

4) прочие затраты.

Исчисление себестоимости единицы продукции называется калькуляцией.

    Основными путями снижения себестоимости продукции являются: рост производительности труда, интенсификация использования производственных мощностей и оборудования, рост качества продукции, сокращение расходов на обслуживание производства и управления, внедрение достижений НТП.

2. Прибыль и рентабельность производства. График безубыточности.

Прибыль представляет собой разницу между выручкой и издержками предприятия. Следует различать 2 подхода к понятию прибыли:

1. Бухгалтерский. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и денежными (явными) издержками.

2. Экономический. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и явными плюс неявными издержками. Из бухгалтерской прибыли надо вычесть процент на капитал, установленные в данные момент рынком капиталов, ренту за землю и помещение, плату за управление. В результате получается экономическая прибыль.

Основными показателями прибыли являются:

- общая прибыль отчетного периода – балансовая прибыль;

- прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

- прибыль от финансовой деятельности;

- прибыль от прочих внереализационных операций;

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль;

- сверхприбыль и монопольная сверхприбыль;

- средняя прибыль;

- предельная прибыль.

    Различают также валовую прибыль и чистую. Валовая прибыль определяется как разность между ценой реализации продукции и полной себестоимостью. После уплаты из валовой прибыли процентов за кредит, налогов, арендной платы, других платежей остается чистая прибыль.

    Чистая прибыль используется на производственные и социальные нужды предприятия, в том числе на накопления, экологию, подготовку и переподготовку кадров, уплату дивидендов и т.д.

    Для оценки уровня эффективности предприятия используется показатель рентабельности производства, характеризующий прибыльность или убыточность предприятия за определенный период времени (как правило, год). В хозяйственной практике используется несколько показателей рентабельности: рентабельность производства (плановая и фактическая, общая и расчетная), рентабельность изделия (нормативная и фактическая).

    Общая рентабельность производства определяется отношением валовой прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов и оборотных средств.

    Факторами роста прибыли являются как те, которые непосредственно связаны с данным предприятием (организация производства, НТП), так и внешние условия (изменение экономической конъюнктуры, получение выгодного госзаказа и т.д.). Сегодня обеспечение прибыльности предприятия следует рассматривать как самую главную задачу для российской экономики.

 

3. Сущность и функции цены. Сущность цены изучалась различными представителями экономических школ и направлений, т.к. в цене проявляется целая система экономических, политических и социальных отношений, и с помощью цены можно воздействовать на эти отношения.

Буржуазная классическая политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо) рассматривала цену как денежное выражение стоимости, причем цена товара находилась под действием спроса и предложения, т.е. могла быть равна, больше или меньше стоимости. Закон стоимости действует через механизм цен на развитие производительных сил, на приближение индивидуальных затрат к общественно-необходимым.

Марксистская школа (К. Маркс) при определении цены исходила из теории трудовой стоимости. К. Маркс считал, что структура стоимости товаров, произведенных на капиталистическом предприятии, включает в себя затраты постоянного капитала (амортизация, сырье, материалы и т.д.) и переменного (ЗП рабочих). Затраты на ЗП Маркс считал переменным капиталом, т.к. авансированная часть капитала в процессе производства не только возвращается, но и увеличивается за счет создания прибавочной стоимости. В итоге в цену включались издержки производства и прибыль. На основе трудовой стоимости Маркс перешел к проблеме реализации товаров не по стоимости, а по цене.

Австрийская школа (Бем-Баверк, Визер, Менгер) выдвинула теорию предельной полезности, согласно которой ценность товара определяется не затратами труда, а предельной полезностью, которой обладает товар. То есть цена товара зависит от его редкости. Теория австрийской школы носила в значительной степени субъективный характер, т.к. степень определения предельной полезности для каждого товара была различной, и это затрудняло на практике применение положений австрийской школы. Тем не менее, был сделан правильный шаг в направлении учета свойств товара при определении цены.

А. Маршалл поставил перед собой задачу примирить классиков и австрийскую школу. Он выдвинул теорию, согласно которой стоимость товара зависит от спроса и предложения. Под действием конкуренции устанавливается на рынке равновесная цена, а всякое отклонение спроса или предложения диктует отклонение цены от равновесной. Маршалл через категорию спроса связал теорию цены с полезностью товара, а предложение – с затратами труда, т.е. с теорией трудовой стоимости. Однако он не смог ответить, что лежит в основе ценности товара, когда спрос равен предложению.

Цена представляет собой категорию, выражающую экономические отношения между отдельными отраслями, регионами, классами, индивидуумами. В экономической науке сущность цены рассматривается через ее функции:

1. Учетная. Все затраты на предприятии определяются с помощью натуральных показателей или с помощью цены. С помощью цены определяют многие показатели, которые невозможно определить через натуральные измерители (себестоимость продукции, рост производительности труда, величина национального дохода).

2. Управленческая. С помощью цены можно прогнозировать развитие производства на предприятии, в регионе или стране. С помощью цены осуществляется разработка экономических, социальных, научно-технических программ и внутрифирменное планирование.

3. Распределительная и перераспределительная. Государство с помощью цен стремится установить более высокие цены на элитные товары и более низкие на товары первой необходимости, чтобы обеспечить социальную защиту населения.

4. Стимулирующая. Цена может способствовать ускорению НТП, переливанию капиталов из одной отрасли в другую, тем самым обеспечивать быстрое развитие некоторых отраслей и регионов.

5. Ограничивающая. Цена может ограничивать размеры потребления дефицитных или вредных для общества продуктов и ресурсов.   

 

     4. Виды цен и способы ценообразования. Всю совокупность цен можно разделить на три крупных блока:

     1. Договорные цены – это свободные рыночные цены, устанавливаемые на основе договора между покупателем и продавцом. Они в свою очередь могут быть открытые (уточняемые в соответствие с условиями договора в процессе производства и реализации продукции) и твердые (фиксированные).

     2. Государственные – устанавливаются:

              - на продукцию гос. предприятий;

              - на продукцию предприятий-монополистов;

              - на продукцию базовых отраслей (металлургия, электроэнергетика);

              - на продукцию ВПК;

              - на социально-значимые товары (товары первой необходимости, медицинские товары и услуги и т.д.).

    Система гос. цен включает фиксированные цены и регулируемые. Гос. регулирование цен состоит в установлении их предельного уровня или предела их отклонения от фиксированных гос. цен.

    3. Мировые цены – наиболее объективно выражают стоимость товара и характеризуются следующими признаками:

              - цена, по которой осуществляются крупные сделки на условиях, характерных для большинства товарных рынков:

              - цена в сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте;

              - цена, используемая в регулярных сделках на важных рынках.

    Кроме этого цены могут быть:

    1) цены свободного рынка, монопольно-высокие и монопольно-низкие (см. тему "Конкуренция и монополии").

    2) в зависимости от объема продаж – оптовые и розничные.

    3) от удаленности покупателя – зональные (СЭЗ) и поясные (природно-климатические пояса).

    В строительстве применяется категория сметных цен.

 

В условиях рынка применяются две основные системы ценообразования: затратное и рыночное.

При затратном ценообразовании предприятие формирует цену товара по принципу "затраты+". Под затратами понимаются издержки производства, которые несет предприятие при производстве и реализации продукции, а под "+" – некоторая прибыль, которую предприятие получает после реализации продукции. Формула определения цены товара: Ц=С+П.

Затратное ценообразование применяется, если существует ряд факторов и условий:

- фирма, которая реализует товар, является монополистом;

- в условиях олигопольного рынка фирма вступает в сговор по проведению единой ценовой политики;

- когда фирмой выполняются работы по индивидуальным проектам.

Любая фирма в рыночной экономике стремится получить прибыль. Причем, если уровень прибыли в одной отрасли будет меньше, чем в другой, то произойдет перелив капитала в более прибыльную. Но с другой стороны, чтобы цены на товары не росли и не были экономически необоснованными, в развитых странах осуществляется регулирование нормы прибыли с помощью антимонопольного законодательства.

В тех случаях, когда не может быть применено затратное ценообразование цена определяется по принципу соответствия спроса и предложения (если предложение превышает спрос, то цена падает, и наоборот). Фирмы, работающие в условиях конкурентной борьбы, не могут строить свою ценовую политику на затратной основе. Только конъюнктура рынка может дать ответ, что действующая цена обеспечивает прибыльность или убыточность предприятия.

При установлении цены имеют место следующие стратегии:

1) ориентация на средние рыночные цены товаров данного рода;

2) ориентация на ценового лидера;

3) ориентация на спрос.

При выборе стратегии необходимо учитывать ряд факторов:

- выход на новый рынок;

- введение нового товара;

- защита позиций фирмы;

- последовательное завоевание сегментов рынка;

- установление цен в рамках товарного ассортимента;

- установление цен на дополняющие товары;

- установление цен со скидкой и зачетами.

 

Раздел 3. МАКРОЭКОНОМИКА

Собственность

Частная Общественная

Механизм

Регулирования

Рыночный Частный капитализм Социалистическая рыночная экономика Плановый Капиталистическая плановая экономика Социалистическая плановая экономика

В качестве классического примера частного капитализма приводят Англию XIX в. и послевоенный Гонконг; капиталистической "плановой" экономики – фашистскую Германию; социалистической "рыночной" экономики – Югославию; социалистической плановой экономики – СССР.

3. Макроэкономические показатели. Для измерения результатов функционирования национальной экономики в теории и практике используются различные макроэкономические показатели. Основными из них являются: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый доход (РД), национальное богатство (НБ).

Валовой внутренний продукт – это вновь созданная на территории страны стоимость товаров и услуг с использованием национальных факторов в текущих рыночных ценах (цены конечного покупателя) за определенный промежуток времени. Он относится к ключевому показателю, т.к. отражает динамику всех стадий общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления. ВВП охватывает результаты деятельности всех экономических субъектов на территории данной страны независимо от их национальной принадлежности.

В стоимость ВВП также включаются нерыночные товары и услуги, т.е. которые не попадают на рынок, а производятся для собственного потребления (выращивание скота, занятие сельским хозяйством и т.д.). Они оцениваются по текущим рыночным ценам на аналогичные товары и услуги или по затратам на их производство.

Расчет ВВП ведется тремя методами:

1) суммированием доходов;

2) суммированием расходов;

3) суммированием добавленной стоимости.

По первому методу суммируются доходы физических и юридических лиц, домашних хозяйств, а также доходы государства от предпринимательской деятельности и доходы органов государственного управления: налоги на производство и импорт, таможенные пошлины.

При втором методе суммируются расходы на личное и государственное потребление (госзакупки), инвестиции, сальдо внешней торговли (разница между стоимостью экспорта и импорта страны).

По третьему методу добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Необходимость введения промежуточного потребления вызвана тем, что многие продукты, прежде чем попадут к конечному потребителю, проходят несколько производственных стадий (обработка, переработка), что завышает величину ВВП за счет повторного счета.

В отдельных странах (США, Японии и др.) в качестве основного показателя используется валовой национальный продукт. Его отличие от ВВП состоит в том, что в нем не учитывается сальдо расчетов с зарубежными странами, а также рассматривается только продукт, произведенный национальными производителями независимо от территории.

Чистый национальный продукт представляет собой сумму конечной продукции товаров и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.

Национальный доход характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП. НД меньше ЧНП на величину косвенных налогов.

Личный доход показывает, сколько денег поступает на цели личного потребления населения. При расчете ЛД из НД вычитаются налоги на прибыль предприятий, объем их нераспределенной прибыли и величина взносов на социальное страхование, но прибавляются трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия и т.д.).

Для характеристики дохода, который население может тратить по своему усмотрению, используется располагаемый доход. Для его расчета из ЛД вычитается общий объем налогов, выплачиваемых населением.

Для измерения итоговых результатов развития страны за всю историю ее существования используется национальное богатство. Это совокупность материальных и духовных благ, накопленных в стране на данный момент времени.

Национальное богатство пополняется и обновляется ежегодно за счет производимого продукта. Вместе с тем оно может и уменьшаться в определенные периоды времени, если выбывающие элементы НБ меньше их прироста. К составным элементам НБ относятся: имеющиеся в обществе средства производства, имущество населения, материальные и культурные ценности, являющиеся общественным достоянием (музейные экспонаты, недра, леса, водоемы), а также нематериальные духовные ценности (человеческий капитал, достижения научно-технической мысли, информационные ресурсы, духовное наследие нации). Под влиянием НТП происходит не только увеличение НБ, но и повышение доли нематериального богатства в его общей структуре.

Экономический цикл

Исходной фазой цикла является кризисный спад производства (1). В этот момент наблюдается резкое падение уровня и темпов экономического роста, а затем, как правило, и прямое сокращение масштабов производства. Эти явления связаны с перепроизводством товаров. Причем кризис проявляется, прежде всего:

1) в перепроизводстве товаров по сравнению с платежеспособным спросом на них; в результате масса уже произведенных товаров не находит соответствующего сбыта;

2)  в резком падении цен;

3)  в сокращении объемов производства;

4)  в снижении занятости и всех социальных параметров;

5)  многие предприниматели оказываются не в состоянии платить по своим долговым обязательствам и терпят крах.

Кроме того, в кризисное состояние втягивается кредитная система, т.к. возникает погоня за наличными денежными средствами. В этой ситуации многие предприниматели готовы платить все возрастающие проценты за кредит, но массовое изъятие вкладов лишает многие банки возможности вернуть деньги вкладчикам, тем более предоставить ссуды. Многие банки терпят крах. Одновременно падает курс ценных бумаг.

Вслед за кризисом наступает новая фаза – депрессия (2): приостанавливается спад производства, а вместе с ним и снижение цен. Постепенно снижаются запасы товаров. Объем производства несколько увеличивается по сравнению с кризисным. В то же время масса капиталов, не находя себе применения в промышленности и торговле, стекается в банки, что увеличивает предложение свободных денег. Однако норма ссудного процента падает до минимума.

Следующая фаза – оживление (3) знаменует расширение производства до его предкризисного уровня:

- становятся обычными размеры товарных запасов, которые необходимы для бесперебойного снабжения рынка;

- начинается небольшое повышение цен, вызванное оживлением хозяйственной активности.

Последняя фаза – фаза подъема (4). Характерными ее чертами являются:

0) выпуск продукции превышает предкризисный уровень;

1) сокращается безработица;

2) возрастают цены на товары под воздействием расширения покупательного спроса;

3) растет спрос на ссудный капитал и повышается уровень ссудного процента.

Экономические кризисы перепроизводства имеют две стороны. Одна из них – разрушительная: связана с ломкой, решительным устранением ненормальных пропорций в народном хозяйстве; нередко большие излишки товара варварски уничтожаются. Другая сторона – оздоровительная: во время депрессии восстанавливается равновесие между производством, предложением товаров и спросом, потреблением.

Вместе с тем, низкий уровень цен на средства труда делает выгодным техническое обновление производства; применение более современных машин позволяет удешевить изготовление продукции, служит материальной основой экономического обновления и подъема производства на более высокий уровень.

Итак, цикличность - естественный рыночной системе способ движения, развития производства. Кризис протекает в ситуации экономической нестабильности. Зачастую это означает, что он готовит условия для перехода экономики на новую ступень эффективности производства.

Основными характеристиками цикла являются его динамические параметры (амплитуда, частота повторения, период и т.д.), показатели деловой активности.

Современной экономической науке известны более 1380 типов цикличности. Классификация циклов осуществляется по двум критериям:

1) продолжительность (периодичность);

2) движущие силы цикличности.

Экономика оперирует четырьмя основными видами циклов:

1. Циклы Китчина продолжительностью 2-4 года, их причина – колебания товарно-материальных запасов на предприятии ведут к изменению ВНП, инфляции и занятости.

2. Циклы Жугляра продолжительностью 7-12 лет, их причина – колебания ставок процента, совпадающие с циклами инвестиций, которые, в свою очередь, инициировали изменение ВНП, инфляции и занятости.

3. Циклы Кузнеца продолжительностью 16-25 лет, обнаруживается зависимость совокупного годового объема жилищного строительства и величины национального дохода.

4. Циклы Кондратьева продолжительностью 40-60 лет. Начало «большого» подъема Н.Д. Кондратьев связывал с массовым внедрением в производство новых технологий, с вовлечением в мировое хозяйство новых стран, с изменением объемов добычи золота.

Долгосрочные циклы, или «длинные волны» Кондратьева рассматривают колебания экономической активности, связанные с масштабными изменениями в технологическом способе производства, с крупными потрясениями всей социально-экономической системы. 

Большие циклы состоят из двух фаз (или волн) – повышательной и понижательной. При этом средние циклы (8-10 лет) как бы накладываются на большие. Характер обычного, т.е. среднесрочного цикла, по Кондратьеву, зависит от того, на какую фазу большого (понижательную или повышательную) он «накладывается». Если на понижательную, то фазы оживления и подъема ослабляются, а кризиса и депрессии усиливаются. Обратная динамика – на повышательной волне.

За 140 лет, как считал Кондратьев, можно выделить 2,5 цикла (80-е гг. 18в.- 20-е гг. 20 в.):

I цикл: повышательная волна (1787-1792) - (1810-1817)

     понижательная волна (1810-1817)- (1844-1851)

II цикл: повышательная волна (1844-1851) - (1870-1875)

     понижательная волна (1870-1875)- (1890-1896)

Ш цикл: повышательная волна (1890-1896)- (1914-1920)

Повторяемость больших циклов Кондратьев связывал с особенностями обновления основного капитала, вложенного в долгосрочные производственные фонды: здания, сооружения. Смена и расширение этих фондов идут не плавно, а толчками, вызывая тем самым повышенные циклы конъюнктуры.

У истоков повышательной фазы или в самом ее начале происходят глубокие изменения всей жизни капиталистического общества:

I цикл – развитие текстильной промышленности и производства чугуна;

II цикл – строительство железных дорог, освоение новых территорий США, преобразование сельского хозяйства;

III цикл – распространение электричества, радио, телефона, развитие автомобильной промышленности.

Повышательные фазы циклов более богаты социальными потрясениями (войны, революции).

Понижательные фазы оказывают особенное угнетающее действие на сельское хозяйство.

В 80-е гг. появилась тенденция к интеграции различных теорий «длинных волн» и попытки разработки единой, более общей теории. В рамках этого подхода «длинные волны» рассматриваются не только как экономический феномен, но и как форма долговременного социально-экономического развития рыночной системы.

С точки зрения структуры экономики различают также аграрные, промышленные, строительные и др. отраслевые кризисы, которые охватывают не всю экономическую систему, а лишь отдельные отрасли.

Структурные кризисы могут проявляться в виде относительного недопроизводства или перепроизводства. Крупный структурный кризис имел место в 1973-1975 гг., его называют «нефтяной кризис».

Исходя из того, что экономика подвержена кризисам, государство должно принимать и проводить соответствующие меры по смягчению последствий циклических колебаний. С этой целью проводят антициклическое регулирование экономики.

 

4. Причины и факторы циклического развития экономики. В настоящее время, к сожалению, отсутствует единое мнение относительно причин циклического развития экономики. В разных теориях выдвигаются и различные причины.

Так, например, Ж.Б.Сей и Д. Рикардо вообще отрицали возможность всеобщих экономических кризисов, а локальные кризисы, если и возникали, то быстро ликвидировались самим механизмом рыночной экономики.

В начале 19 века Ж. Сисмонди, К. Робертус и Т. Мальтус впервые в своих работах попытались исследовать проблему кризисных и циклических явлений в экономике. Сисмонди считал, что экономические кризисы возникают из-за «недопотребления» или «чрезмерных сбережений». Депрессии вызываются тем, что слишком большая часть текущего дохода сберегается и слишком незначительная часть его используется на потребительские товары.

     К. Маркс полагал, что причиной экономических циклов служат противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения результатов труда, что ведет к образованию макроэкономических диспропорций.

На рубеже 19 и 20 вв. получила развитие кредитно-денежная концепция цикла, согласно которой кризисы – результат нарушений равновесия денежного спроса и предложения (Р. Хоутри, И. Фишер).

В начале 20 в. вышли работы Туган-Барановского и Касселя, заложившие основы концепции перенакопления капитала. Центральным предметом исследования этих экономистов стало движение основного капитала, динамика накопления которого, по их мнению, и составляла основу экономического цикла. А. Афтальон впервые исследовал взаимодействие между производством предметов потребления и накоплением, он обосновал принцип акселератора. Й.Шумпетер выдвинул теорию, связывающую цикличность с НТП. Экономический рост, по его мнению, развивается циклически благодаря скачкообразному характеру обновления основного капитала.

Событием в развитии теории экономических циклов явился выход в свет книги Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Эта теория рассматривает экономический цикл как результат взаимодействия движения национального дохода, потребления и накопления.

Большой вклад в развитие теории циклов внес М. Фридман, видя причину цикличности в нестабильности денежного предложения. Существуют теории, объясняющие цикличность психологическими мотивами поведения предпринимателей на товарном рынке и фондовой бирже, связанными с ожиданиями роста или понижения цен и курса ценных бумаг (У.Джевонс, В.Парето, А.Пигу).

Выделим некоторые из наиболее известных «работающих» в настоящее время теорий экономических циклов:

1. Теории политического делового цикла, видящие причины макроэкономических колебаний в действиях правительства в области кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики. Предполагается, что правительство полностью владеет этими двумя инструментами макроэкономической политики. Действия политиков направлены на завоевание электората: они желают быть переизбранными. Правительство стремится проводить жесткую кредитно-денежную и налоговую политику в период после выборов, что может привести к спаду и потребовать «мягкой» макроэкономической политики как раз перед следующими выборами. Таким образом, периодичность циклов совпадает с периодичностью выборов (около 5 лет).

2. Теории равновесного экономического цикла, согласно которым цикличность объясняется не колебаниями выпуска продукции вокруг тренда потенциального ВНП, а колебаниями самого тренда в краткосрочном периоде времени.

3. Теория реального делового цикла, согласно которой причиной макроэкономических колебаний могут быть шоковые изменения производительности в одном или нескольких секторах экономики, а в более широком смысле – шоковые изменения в технологии производства.

4. Импульсно-распространительная теория циклов, согласно которой экономика в своем развитии сталкивается с множеством импульсов, которые дают толчок циклическим колебаниям. А поскольку этих импульсов может быть бесконечное множество (научные изобретения, войны, революции и т.д.), постольку рыночная экономика оказывается перманентно подверженной циклическим колебаниям.

Каждая из перечисленных теорий с той или иной степенью достоверности отражает причины циклических колебаний. Но в целом следует отметить, что на сегодняшний день не существует единой теории, которая бы вызывала единодушное признание всех экономических школ.

     Все факторы экономических циклов обычно делят на две группы:

     - внешние или экзогенные факторы (политические кризисы, солнечная активность, миграция населения, общественные катаклизмы и т.д.);

     - внутренние или эндогенные факторы (действующие внутри самой экономики).

 

Кривая Лоренца

 

Прямая ОЕ отражает абсолютно равномерное распределение совокупного дохода между всеми группами населения, а отклонения от нее характеризуют степень неравномерности распределения доходов.

Среди причин неравномерности распределения доходов выделяют: различия в способностях (физических и умственных), различия образования и квалификации, трудолюбие и мотивацию, профессиональную интуицию и склонность к риску, происхождение, размер и состав семьи, владение собственностью и положение на рынке, удачу, везение и т.д. Все их можно условно разделить на зависящие и не зависящие от личных усилий доходополучателей. Граница между этими группами факторов может быть более или менее подвижной:

1) врожденные способности и талант могут не найти применения и не

привести к росту дохода, в то время как скромные способности могут быть развиты в результате образования и сильной мотивации;

2) владение собственностью по наследству может привести как к ее приумножению, так и к утрате объектов собственности и доходов от нее.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА»

Дата: 2018-12-21, просмотров: 212.