Кафедра терапевтической стоматологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра терапевтической стоматологии

 

 

 

 

Методическое пособие для студентов

Стоматологического факультета

VII семестра

«Кариесология»

 

 

Краснодар 2013

 

УДК 616.314-002-08

ББК 56.6

М

Составители: зав.кафедрой терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, к.м.н, доцент А.А.Адамчик, доцент И.О. Камышникова, доцент В.В. Зорина, доцент И.В. Хромцова, ассистент Вас.В.Таиров, ассистент В.В. Таиров, ассистент Ж.В. Соловьёва, ассистент Д.Н.Бондаренко, ассистент Н.Т.Подварко, ассистент И.В. Петренко, ассистент Т.В.Северина, ассистент К.Д. Кирш, ассистент А.В. Тропина.
Рецензенты: 1. зав.кафедрой пропедевтической стоматологии и профилактики стоматологических заболеваний ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, д.м.н, профессор Л.А.Скорикова 2. д.м.н., профессор кафедры стоматологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России С.И.Рисованный.

 

«Кариесология». Учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета V семестра: учебно-методическое пособие. Краснодар, КубГМУ, 2014. – 42 с.

 

Учебно-методическое пособие посвящено одному из важнейших разделов терапевтической стоматологии «Кариесология». Составлено в соответствии с примерной программой по стоматологии (2011) и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060201 Стоматология (2011).

Предназначено для студентов 3 курса стоматологического факультета. Сведения, изложенные в пособии, необходимы для дальнейшего успешного освоения предмета терапевтическая стоматология.

Настоящее пособие может быть использовано для изучения раздела «Кариесология» студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов, интернами, клиническими ординаторами, а так же врачами-стоматологами.

 

Рекомендовано к изданию ЦМС КубГМУ,

протокол № __ от _________ года

ПРЕДИСЛОВИЕ

В учебно – методическом пособии на основе анализа данных литературы изложены рекомендации по диагностике, лечению и профилактике кариеса и некариозных поражений.

Определены показания и противопоказания к проведению лечения кариеса и некариозных поражений. Дано понятие лечебная концепция реставрации зубов при кариесе и некариозных поражениях. Проанализированы основные ошибки, возникающие при лечения кариеса и некариозных поражений, даны рекомендации по предотвращению этих ошибок и невилированию побочных действий.

Использование данного учебно – методического пособия позволит лучше ориентироваться в различных видах реставрационных материалов, показаниях их к применению, в зависимости от клинической ситуации.

Настоящее пособие может быть использовано для изучения раздела терапевтической стоматологии «Кариесология» студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов, интернами, клиническими ординаторами, а так же врачами-стоматологами.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В сегодняшнем обществе, которое уделяет много значения привлекательной внешности, зубы. Изменение цвета, формы или кариозное разрушение, становится обычной жалобой пациентов стоматологов.

Для зубов, в значительной степени утративших естественный цвет или форму, показано применение эстетических реставраций.

Значительное количество реставрационных композитных материалов требует специфических знаний для того, чтобы ориентироваться в различных типах этих материалов. Появление современных реставрационных материалов требует особого подхода к препарированию, изоляции рабочего поля и подготовке твердых тканей зуба перед нанесением данных материалов. Немаловажно знание приемов окончательной обработки реставраций из композитных материалов.

СЕМЕСТР

ЗАНЯТИЕ №1.

ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕЧЕНИЯ КАРИЕСА И ДРУГИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБОВ.

Продолжительность занятия __ мин.

Диагностика гипоплазии.

Гипоплазия чаще встречается в зубах постоянного прикуса. Она возникает до прорезывания зубов и относится к аномалии построения зубной ткани. Чаще наблюдается гипоплазия эмали и реже - дентина.

На происхождение гипоплазии имеется две точки зрения. 1.Возникает в результате нарушения минерального обмена, а, следовательно, минерализации твердых тканей. Причины: детские инфекционные заболевания (корь, скарлатина, рахит), недостаток витамина С, В, Д и др. Все эти моменты оказывают непосредственное влияние через эндокринную систему.

Возникновение гипоплазии связано с нарушением формирования зубного зачатка. В результате гибели части энамелобластов нарушается построение эмали.

На месте гибели энамелобласта эмали не образуется. Недоразвитие эмали при гипоплазии необратимо, т.е. гипопластические факторы не претерпевают обратного развития и остаются на эмали зубов на весь период жизни.

Систематическая гипоплазия тканей зуба характеризуется нарушениями эмали всех или группы зубов, которая формируется в один и тот же промежуток времени. К системной гипоплазии могут приводить некоторые лекарственные в-ва (тетрациклины), принимаемые во время беременности, или вводимые в организм ребенка.

И последние годы гипоплазия временных зубов встречается чаще, что объясняют снижением перинатальной смертности.

Гипоплазия на временных резцах отмечается у детей, матери которых в период (временности перенесли такие заболевания, как краснуха, токсоплазмоз, токсикоз, ишемия и т.д.) детей с врожденной аллергией, перенесших, гемолитическую желтуху, родовую травму и др. Чем выше заболеваемость в детском возрасте, тем значительнее частота поражения гипоплазией. На постоянных зубах гипоплазия развивается под влиянием различных заболеваний, возникших у детей в период формирования и минерализации (рахит, острые инфекционные заболевания, дисплазия, заболевания эндокринной системы, мозговые нарушения и т.д.).

В связи с тем, что гипоплазия эмали является хроническим отображением расстройств метаболических процессов, проходящих в организме ребенка и по времени совпадающих с энамелогенезом, гипопластические дефекты имеют одинаковое проявление и одинаковую локализацию на зубах, формирующихся в одно и то же время. Если очаги гипоплазии локализуются на режущем крае всех центральных резцов, клыках и буграх первых моляров, то это свидетельствует о нарушении минерализации в возрасте с 6 месяцев до 1 года.

Если поражены и боковые резцы верхней челюсти, то нарушение обмена продолжалось и после года жизни ребенка. При подобных нарушениях, затянувшихся до 3-4 года жизни, гипоплазия поражает и жевательные поверхности вторых премоляров и моляров.

Клинически различают несколько форм гипоплазии: волнистая, пятнистая, эрозивная или чашеобразная, ступенчатая.

Самая легкая форма поражения - "волнистая эмаль". Эта форма часто просматривается, т.к. кроме незначительной волнистости ничем не отличается от нормальной. "Пятнистая эмаль" характеризуется образованием молочно-белых или светло-коричневых пятен на поверхности коронки зуба. При "эрозивной" или "чашеобразной" гипоплазии на поверхности эмали образуется множество мелких желобоватых ямочек. Для бороздковидной или ступенчатой гипоплазии характерно горизонтальное расположение борозд на коронке зуба. Наиболее тяжелой формой поражения зубных тканей при гипоплазии является истончение или полное отсутствие эмали на отдельных участках коронки зуба, чаще на режущем крае резцов и клыков и на буграх моляров. В этих участках ткани зуба окрашены в темно-желтый или бурый цвет.

Для гипоплазии характерна симметричность поражения зубов. Чаще встречается поражения постоянных резцов и первых моляров.

К тяжелым формам гипоплазии можно отнести зубы Гетчинсона, Фурнье, Пфлюгера.

Помимо системной гипоплазии различают местную, которая возникает в результате травмы или интоксикации, исходящей из воспалительного очага, расположенного в области верхушечного периодонта, и нарушающего развитие зачатка постоянного зуба.

Проявляется местная гипоплазия в виде точечных пятен от белых до желтовато коричневых, чаще в виде точечных углублений располагающихся преимущественно на коронковой части зуба выше экватора. В тяжелых случаях возможна аплазия эмали (зубы Турнера). Поражаются одиночные зубы, чаще премоляры, зачатки которых располагаются между корнями молочных зубов-моляров.

Диагностика флюороза.

Флюороз - хроническое заболевание, обусловленное избыточным поступлением фтора в организм человека. Выражается в образовании на поверхности эмали пятен и дефектов различной величины и цвета, в тяжелых случаях поражаются кости скелета.

Наиболее благоприятна концентрация фтора в воде 0,8-1,0 мг/и. При концентрации более 1 мг/л развивается флюороз

 Согласно классификации И.О. Новика и Г.Д. Овруцкого (1962г.) различают 3 степени поражения зубов флюорозом: 1 - легкая - на поверхности эмали появляются единичные молочно-белые пятна или полосы, занимающие не более 1/2 части коронки зуба; 2 - средней тяжести - появляются пигментированные пятна, поражается половина коронки зуба: 3 - тяжелая форма поражения. Поражается большая часть коронки. Выраженная пигментация сочетается со структурными нарушениями твердых тканей зуба.

При тяжелых формах флюороза отмечается поражение костного скелета (чаще позвоночника и бедренных кос гей). Существует прямая зависимость между концентрацией фтора в питьевой воде и тяжестью поражения флюорозом. Однако тяжесть заболевания зависит от сопротивляемости организма, возраста ребенка.

В отношении механизма действия фтора на зубы есть несколько теорий. Так считают: что фтор, как один из наиболее активных химических элементов, связывает в организме соли кальция, которые выводятся. В результате обеднения организма солями кальция происходит нарушение минерализации зубов. Фтор, также токсично действует па энамелобласты во время развития эмали. Полагают также, что фтор угнетает действие фермента фосфатазы, что отражается на минерализации эмали.

Клинические формы флюороза по Патрикееву В.К.: 1) штриховая форма; 2) пятнистая; 3)меловидно-крапчатая; 4)эрозивная; 5)деструктивная.

1) штриховая форма: наличие небольших меловидных полосок – штрихов, расположенных в подповерхностных слоях эмали. Чаще на вестибулярной поверхности резцов верхней челюсти.

2) пятнистая: наличие меловидных (светло-коричневых) пятен с нечетким контуром, с гладкой поверхностью, по всем поверхностям зубов, чаще резцов верхней и нижней челюсти.

3)меловидно-крапчатая: характеризуется многообразием проявлений, помимо сливающихся пятен на поверхности появляются точки или поверхностные дефекты эмали диаметром 1-1,5 мм и глубиной 0,1-0,2 мм – крапинки. Эмаль быстро стирается с обнажением дентина.

4)эрозивная: на фоне пигментации эмали имеются участки, где она отсутствует. Выраженное стирание эмали и дентина.

5)деструктивная: изменение формы коронок вследствие интенсивного разрушения и стирания коронок зубов. Проявляется при содержании фтора в воде более 10 мг/л.

Некроз эмали. Диагностика.

Причины некроза различные: действие кислот, щелочей, эндокринные расстройства и лучевые поражения. Субъективно некроз проявляется в повышенной чувствительностью на температурные и химические раздражители, а так же жалобы косметического порядка. Некроз тканей зуба характеризуется потускнением эмали, потерей блеска, появлением матовых пятен, затем темно-коричневых участков на поверхности эмали чаще на фронтальной группе зубов. На режущем крае и жевательной поверхности происходит отлом эмали. Зубы приобретают форму клина, поражается как вестибулярная так и оральная поверхности.

Эрозия эмали. Диагностика.

Больные жалуются на наличие чувствительности от термических, химических механических раздражителей. На наличие дефекта коронковой части зуба. Часто сочетается с избыточным употребление сока цитрусовых, и с тиреотоксикозом.

Клинически определяется дефект твёрдых тканей блюдцеобразной формы, гладкой поверхности, локализованный между экватором и пришеечной части вестибулярной поверхности зубов преимущественно верхней челюсти. Эрозия окрашена в желтый, желто-коричневый цвет.

Выделяют 3 стадии эрозии.

1 стадия: поражены поверхностные слои эмали

2 стадия: поражена вся эмаль доя эмалево-дентинного соединения

3 стадия: поражены поверхностные слои дентина.

Выделяют активную стадию - прогрессирующую убыль твердых тканей и стабилизированную с более спокойным течением.

ЗАНЯТИЕ №2.

ЗАНЯТИЕ №3.

Сбор жалоб и анамнеза

При сборе анамнеза выясняют наличие жалоб на боль от химических и температурных раздражителей, аллергический анамнез, наличие соматических заболеваний. Целенаправленно выявляют жалобы на боли и дискомфорт в области конкретного зуба, жалобы на застревание пищи, удовлетворенность пациента внешним видом зуба. При выяснении анамнеза узнают сроки появления жалоб, когда пациент обратил внимание на появление дискомфорта. Выясняют, осуществляет ли больной надлежащий гигиенический уход за полостью рта, профессию пациента, регионы его рождения и проживания (эндемические районы флюороза).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Составить графологическую структуру по теме : «Ошибки и осложнения при лечении кариеса, способы их устранения и профилактики».

2. Уметь выписать рецепты препаратов, необходимых при лечении осложнений.

3. Составить таблицу по теме : «Ошибки и осложнения при лечении кариеса и некариозных поражений, возникающих на этапе пломбирования»:

Перечень ошибок и осложнений Причины возникающих ошибок и осложнений Способы устранения и профилактики осложнений

6. ЛИТЕРАТУРА:

Е.В. Боровский и соавт. Терапевтическая стоматология. - М.:Медицина, 1998. – С. 260-261.

А.И. Николаев, Л.М. Цепов. Практическая терапевтическая стоматология. М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 282-286.

В.И. Яковлева, Е.К. Трофимова. Т.П. Давидович, Г.П. Просверняк. ДиагностикаЮ лечение и профилактика стоматологических заболеваний. Минск: Вышэйшая школа, 1995. С. - 149.

7. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:

Больной В., 20 лет, жалуется на эстетический недостаток, кратковременную боль от химических раздражителей. При осмотре пришеечной области 35 зуба имеется ограниченный пигментированный участок коричневого цвета. Зондирование болезненное. Установите диагноз. Какие дополнительные методы диагностики необходимо использовать для уточнения диагноза? Составьте план лечения. Какие материалы необходимо использовать при пломбировании.

2. Больной В., 21 год, жалуется на эстетический недостаток, кратковременную боль от химических и температурных раздражителей. При осмотре пришеечной области 43 и 44 зубов имеются скопление мягких зубных отложений, под которыми определяется пигментированный участок коричневого цвета. Зондирование болезненное, ткани размягчены. Установите диагноз. Какие дополнительные методы диагностики необходимо использовать для уточнения диагноза? Составьте план лечения. Какие материалы необходимо использовать при пломбировании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. Е.В. Боровского.- М.: Медицинское информационное агентство, 2009.- 840с.

2. Терапевтическая стоматология: руководство к практическим занятиям / под ред. Ю. М. Максимовского. – М.: Медицина, 2011. – 640с.

3. Луцкая М.К., Артюшкевич А.С. Руководство по стоматологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 480с.

4. Макеева И.М. Восстановление зубов светоотверждаемыми композитными материалами. – М.:ОАО Стоматология, 1997. – 71с.

5. Николаев А.И. Препарирование кариозных полостей.- М.: МЕДпресс-информ, 2010. - 185с.

6. Николаев А.И. Фантомный курс терапевтической стоматологии.- М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 432с.

7. Терапевтическая стоматология. Под ред. Л.А Дмитриевой.- М.: Медпрессинформ,2003. – 894с.

8. Лукиных Л.М. Кариес зубов.- Н-Н.: НГМА.-2001.-214с.

 

Дополнительная

 

1. Борисенко А.В. Композиционные пломбировочные и облицовочные материалы в стоматологии. - Киев: Книга плюс, 2001. – 195с.

2. Бондаренко Н. Н. Стоматолог и пациент: права, обязанности, ответственность. – М.: Медицинская книга 2004. – 90с.

3. Воробьёв Ю.И. Рентгенодиагностика в практике врача-стоматолога – М.: МЕДпрессинформ, 2004. – 111с.

4. Грицук С.В. Анестезия в стоматологии. – М.:МИА, 1998. – 298с.

5. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство + СD. Под ред. Леонтьева В.К., Кисельниковой Л.П., М.: ГЭОТАР, 2010.- 892 с.

6. Диагностика в амбулаторной стоматологии. Под ред. Трезубова В.Н./ Учебное пособие для медицинских ВУЗов. – СПб, 2000. – 75с.

7. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. - М.: МИА.-2006.-416с.

8. Ломиашвили Л.М., Аюпова Л.Г. Художественное моделирование и реставрация зубов. – М.: Медицинская книга, 2008. – 288с.

9. Кононенко Ю.Г., Рожко Н.М., Рузин Г.П. Местное обезболивание в амбулаторной стоматологии. – М.: Книга плюс, 2004. – 309с.

10. Лангле Р., Миллер К. Атлас заболеваний полости рта 3-е издание. – М.: ГЭОТАР, – 2008. – 224с.

11. Леус П.А., Горегляд А.А., Чудаков И.О. Заболевания зубов и полости рта. - Полтава: Легат, 1998. – 286с.

12. Терапевтическая стоматология. Национальное руководство/ под ред. Л.А Дмитриевой,Ю.М. Максимовского.- М.: ГОЭТАР.-2009.-910с

13. Максимовский Ю.М. Кариес зубов.- М.: ГОЭТАР.-2009.-78с.

14. Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии.Атлас.-М.: Медицина.-2005.-328с.

15. Максимовский Ю.М. Современные пломбировочные материалы в клинической стоматологии.-М.: Медпресс.-2008.-48с.

16. Усевич Т.Л. Терапевтическая стоматология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384с.

17. Хоменко Л.А., Биденко Н.В., Остапко Е.И., Шматко В.И. Современные средства экзогенной профилактики заболеваний полости рта. – Киев: Клиника плюс, 2001. – 208с.

18. Хоменко Л.А. Клинико-рентгенологическая диагностика заболеваний зубов и пародонта у детей и подростков.- Киев: Клиника плюс, 2004. – 201с.

19. Чиликин В. Н. Новейшие технологии в эстетической стоматологии. – М.: Медпресс информ, 2007. – 96 с.

20. Трезубов В.Н. Справочник врача-стоматолога по лекарственным препаратам. –М.: Гэотар Мед.- 2005.- 396с.

21. Трезубов В.Н. Диагностика в амбулаторной стоматологии.-М.: Спец.Лит.- 2000. – 75с.

22. Барер Г.М. Рациональная фармакотерапия в стоматологии.- М.: Литерра.-2006.-562с.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Укажите номер правильного ответа:

 

№1

Патологический процесс твердых тканей зуба, проявляющийся после прорезывания зубов, при котором происходит деминерализация и протеолиз с последующим образованием дефекта в виде полости под воздействием неблагоприятных внешних и внутренних факторов - это

 

№2

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)флюороз

2)кариес

3)Эрозия

 

№3

К НЕКАРИОЗНЫМ ПОРАЖЕНИЯМ ЗУБОВ ОТНОСЯТ

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1)пульпит

2)периодонтит

3)патологическую стираемость

4)гипоплазию эмали

5)флюороз

 

№4

Некариозные поражения, возникающие до прорезывания зубов

Выберите несколько из 9 вариантов ответа:

1)гипоплазия

2)гиперплазия

3)флюороз

4)дисплазия Капдепона

5)истирание

6)стирание

7)некроз твердых тканей

8)эрозия твердых тканей

9)Травма

 

 

№5

Некариозные поражения, возникающие после прорезывания зубов

Выберите несколько из 9 вариантов ответа:

1)гипоплазия

2)гиперплазия

3)флюороз

4)дисплазия Капдепона

5)несовершенный амелои дентиногенез

6)истирание

7)стирание

8)некроз твердых тканей

9)эрозия твердых тканей

 

№6

Ca10(PO4)6(OH)2 - ЭТО

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1)карбоапатит

2)хлорапатит

3)брушит

4)витлокит

5)гидроксилапатит

 

№7

НАИМЕНИЕ БОЛЕЗНЕННОЕ ПРЕПАРИРОВАНИЕ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБОВ ПРОВОДИТСЯ ПРИ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ БОРА

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)200-300 тыс/об/мин

2)80-100 тыс/об/мин

3)3-6 тыс/об/мин

4)20-40 тыс/об/мин

 

№8

ФАКТОРЫ, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ СИСТЕМНОЙ ГИПОПЛАЗИИ ЗУБОВ ВРЕМЕННОГО ПРИКУСА

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1)низкое содержание фтора в питьевой воде

2)неполноценное питание матери в период беременности

3)заболевание матери в период беременности

4)заболевание ребенка на первом году жизни

5)травма временных зубов

6)осложнения кариеса временных зубов

 

№9

ИНТЕНСИВНОСТЬ ПОРАЖЕНИЯ ЗУБОВ КАРИЕСОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1)КПУ

2)СРТ-тестом

3)ГИ

4)ПМА

 

№10

СИСТЕМНУЮ ГИПОПЛАЗИЮ ДИФФЕРЕНЦИРУЮТ С

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1)флюорозом

2)поверхностным кариесом

3)эрозией твердых тканей зуба

4)клиновидным дефектом

5)множественным кариесом в стадии пятна

 

№11

СИСТЕМНОСТЬ ПОРАЖЕНИЯ ЗУБОВ ВСЕГДА ХАРАКТЕРНА ДЛЯ

Выберите несколько из 3 вариантов ответа:

1)гипоплазии

2)кариеса

3)флюороза

 

№12

ФОРМА ФЛЮОРОА без потери тканей

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1)эрозивная

2)штриховая

3)меловидно-крапчатая

4)деструктивная

5)пятнистая

 

№13

МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО НА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ - основные

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1)расспрос

2)осмотр

3)зондирование

4)перкуссия

5)пальпация

6)ЭОД

7)рентгенография

8)цитология

 

№14

ФОРМА ФЛЮОРОЗА с потерей тканей

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1)эрозивная

2)штриховая

3)меловидно-крапчатая

4)деструктивная

5)пятнистая

 

№15

ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ ПРЕПАРИРОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)безболезненность

2)профилактическое иссечение

3)принцип биологической целесообразности и безболезненность

 

№16

ПРИ ЭРОЗИВНОЙ ФОРМЕ ФЛЮОРОЗА ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО ПРОВОДИТЬ

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)пломбирование композитами

2)отбеливание эмали с последующей реминерализующей терапией

3)реминерализующую терапию

 

 

№17

ЗОНДИРОВАНИЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1)определить глубину пародонтального кармана

2)обнаружить кариозную полость

3)оценить размеры кариозной полости

4)выявить сообщение кариозной полости с полостью зуба

5)оценить состояние периодонта

6)выявить патологию прикуса

 

№18

ПРИНЦИП БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1)в профилактическом препарировании тканей до иммунных зон

2)в максимальном сохранении видимо здоровых тканей

 

№19

ПРИ ПЯТНИСТОЙ ФОРМЕ ФЛЮОРОЗА ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО ПРОВОДИТЬ

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)покрытие композитами

2)отбеливание эмали с последующей реминерализующей терапией

3)фторлак

 

№20

БЕЗБОЛЕЗНЕННОСТЬ ДОСТИГАЕТСЯ ПРЕПАРИРОВАНИЕМ В РЕЖИМЕ

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)прерывистом, с охлаждением

2)непрерывном, с охлаждением

3)непрерывном, без охлаждения

 

№21

ПРЕПАРИРОВАНИЕ КАРИОЗНЫХ ПОЛОСТЕЙ ВКЛЮЧАЕТ

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)обезболивание, некрэктомию, финирование, расширение полости

2)расширение кариозной полости, некрэктомию, финирование

3)раскрытие кар. полости, некрэктомию,формирование,финирование

4)финирование краев полости, обезболивание, расширение полости

 

№22

КРИТЕРИЕМ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРЕПАРИРОВАНИЯ КАРИОЗНОЙ ПОЛОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1)размягченный и пигментированный дентин на дне полости

2)светлый и плотный дентин на дне кариозной полости

 

№23

ПРИДЕСНЕВАЯ СТЕНКА В ПОЛОСТЯХ V КЛАССА ПРЕПАРИРУЕТСЯ ПОД УГЛОМ

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)45

2)30

3)75

 

№24

НАВИСАЮЩАЯ ЭМАЛЬ НА ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ПОВЕРХНОСТИ В ПОЛОСТЯХ III И IV КЛАССОВ

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1)сохраняется

2)не сохраняется

 

№25

МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ ОТНОСИТЕЛЬНО ЖЕВАТЕЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ В ПОЛОСТЯХ II КЛАССА

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)1/4

2)2/3

3)1/2

 

№26

ПОЛОСТИ III КЛАССА НА КОНТАКТНЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ РЕЗЦОВ ИЛИ КЛЫКОВ ОБЩЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКОЙ

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1)соединяются

2)не соединяются

 

№27

ПОЛОСТИ II КЛАССА НА КОНТАКТНЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ МОЛЯРОВ И ПРЕМОЛЯРОВ ОБЩЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКОЙ

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1)соединяются

2)не соединяются

 

№28

ОТБЕЛИВАНИЕ ЗУБОВ ПОСЛЕДУЮЩУЮ РЕМИНЕРАЛИЗИРУЮЩУЮ ТЕРАПИЮ

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1)предполагает

2)не предполагает

 

№29

КЛАСС ЦЕМЕНТОВ - иономерные

Выберите несколько из 7 вариантов ответа:

1)фосфат-цемент

2)силидонт

3)силицин

4)витремер

5)фритекс

6)адгезор

7)Алюмодент

 

№30

МЕТОД ВИТАЛЬНОГО ОКРАШИВАНИЯ ВЫЯВЛЯЕТ ОЧАГИ ДЕМИНЕРАЛИЗАЦИИ ЭМАЛИ ПРИ

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1)эрозии эмали

2)кариесе в стадии белого пятна

3)клиновидном дефекте

4)гипоплазии

5)кариесе в стадии пигментированного пятна

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  стр.
Предисловие 3
Введение 4
Занятие №1 5
Занятие №2 22
Занятие №3 28
Список литературы 39
Тестовые задания 41
Оглавление 48

 

Кафедра терапевтической стоматологии

 

 

 

 

Методическое пособие для студентов

Стоматологического факультета

VII семестра

«Кариесология»

 

 

Краснодар 2013

 

УДК 616.314-002-08

ББК 56.6

М

Составители: зав.кафедрой терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, к.м.н, доцент А.А.Адамчик, доцент И.О. Камышникова, доцент В.В. Зорина, доцент И.В. Хромцова, ассистент Вас.В.Таиров, ассистент В.В. Таиров, ассистент Ж.В. Соловьёва, ассистент Д.Н.Бондаренко, ассистент Н.Т.Подварко, ассистент И.В. Петренко, ассистент Т.В.Северина, ассистент К.Д. Кирш, ассистент А.В. Тропина.
Рецензенты: 1. зав.кафедрой пропедевтической стоматологии и профилактики стоматологических заболеваний ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, д.м.н, профессор Л.А.Скорикова 2. д.м.н., профессор кафедры стоматологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России С.И.Рисованный.

 

«Кариесология». Учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета V семестра: учебно-методическое пособие. Краснодар, КубГМУ, 2014. – 42 с.

 

Учебно-методическое пособие посвящено одному из важнейших разделов терапевтической стоматологии «Кариесология». Составлено в соответствии с примерной программой по стоматологии (2011) и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060201 Стоматология (2011).

Предназначено для студентов 3 курса стоматологического факультета. Сведения, изложенные в пособии, необходимы для дальнейшего успешного освоения предмета терапевтическая стоматология.

Настоящее пособие может быть использовано для изучения раздела «Кариесология» студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов, интернами, клиническими ординаторами, а так же врачами-стоматологами.

 

Рекомендовано к изданию ЦМС КубГМУ,

протокол № __ от _________ года

ПРЕДИСЛОВИЕ

В учебно – методическом пособии на основе анализа данных литературы изложены рекомендации по диагностике, лечению и профилактике кариеса и некариозных поражений.

Определены показания и противопоказания к проведению лечения кариеса и некариозных поражений. Дано понятие лечебная концепция реставрации зубов при кариесе и некариозных поражениях. Проанализированы основные ошибки, возникающие при лечения кариеса и некариозных поражений, даны рекомендации по предотвращению этих ошибок и невилированию побочных действий.

Использование данного учебно – методического пособия позволит лучше ориентироваться в различных видах реставрационных материалов, показаниях их к применению, в зависимости от клинической ситуации.

Настоящее пособие может быть использовано для изучения раздела терапевтической стоматологии «Кариесология» студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов, интернами, клиническими ординаторами, а так же врачами-стоматологами.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В сегодняшнем обществе, которое уделяет много значения привлекательной внешности, зубы. Изменение цвета, формы или кариозное разрушение, становится обычной жалобой пациентов стоматологов.

Для зубов, в значительной степени утративших естественный цвет или форму, показано применение эстетических реставраций.

Значительное количество реставрационных композитных материалов требует специфических знаний для того, чтобы ориентироваться в различных типах этих материалов. Появление современных реставрационных материалов требует особого подхода к препарированию, изоляции рабочего поля и подготовке твердых тканей зуба перед нанесением данных материалов. Немаловажно знание приемов окончательной обработки реставраций из композитных материалов.

СЕМЕСТР

ЗАНЯТИЕ №1.

ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕЧЕНИЯ КАРИЕСА И ДРУГИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБОВ.

Продолжительность занятия __ мин.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 308.