Физико-географические регионы. Рассмотрение процессов регионализма в Западной Европе уместно начать с природной среды. В физико-географическом отношении Европа является гигантским полуостровом великого континента. Это влажная и теплая страна с извилистой и длинной береговой линией. Гармонично расчлененная территория нигде не имеет непреодолимых природных барьеров, но соответствует многообразию биологической и социальной жизни. У Европы нет резких географических рубежей. Однако существует граничная черта, пролегающая по атмосфере. Это нулевая изотерма января, к западу от которой температура положительная. В западной литературе эту западную часть континента иногда называют Европой, а восточную часть — Евразией, при этом Евразией в культурно-историческом смысле считают только ту часть континента, которая лежит между Китаем, горными цепями Тибета и западным полуостровом Европой. (В такой позиции не видится предосудительного, если за этим не кроется желание «выставить» нашу страну за пределы Европы.)
Многие различия в экономической и социокультурной сфере Западной Европы прямо или опосредованно связаны с немалыми природными различиями, ландшафтной дифференциацией. Так, в пределах Северной Европы обычно выделяют следующие специфические физико-географические области: 1) архипелаг Шпицберген; 2) остров Исландию и 3) Фенноскандию.
Архипелаг Шпицберген представлен группой островов (Норвегия), расположенных между 76,5 и 80,5° с. ш. Практически нулевой радиационный баланс и крайне продолжительная полярная ночь обусловили наличие здесь мощного покровного оледенения, многолетнюю мерзлоту и редкую тундровую растительность. Теплое течение несколько «смягчает» природные условия архипелага, что позволило обосноваться здесь немногочисленному населению и даже эксплуатировать угольные копи (российская концессия). Остров Исландия лежит в зоне тундры. Специфика этой физико-географической области определяется нахождением ее в центре зимней барической депрессии Атлантического океана («страна ветров, дождей и туманов»), современным оледенением, активной вулканической деятельностью (выходы на поверхность газов, горячих источников и гейзеров). Что же касается физико-географической области Фенноскандии, то она не ограничивается
56
Чападной Европой, поскольку, кроме Скандинавского полуост-ппваи Финляндии, включает в свой состав также Карелию и Кольский полуостров. Она характеризуется достаточной суровостью пОИрОдных условий, распространением древних кристаллических пород господством таежных лесов и горных тундр, сильным расчленением западного побережья (т.е. образованием многочисленных фьордов, узких, длинных, извилистых).
В пределах Средней Европы (в качестве северной границы которой считают южные побережья Северного и Балтийского морей, южной — северное подножие Пиренеев, южную окраину Падан-ской равнины и широтное течение рек Дуная и Савы) обычно различают следующие физико-географические области: 1) Британские острова; 2) Северную равнину Средней Европы; 3) область средневысотных гор; 4) Альпы и приальпийские равнины. Естественно, что некоторые из этих областей (например, Северная равнина) простираются далее — в Восточную Европу.
Природные условия Британского архипелага — единственной островной области, входящей в пределы Средней Европы, — обнаруживают переходные черты от западной Скандинавии к Средней Европе. Главные особенности островов — резкое влияние Арктики, сильная расчлененность берегов (усиливающая это влияние), безлесье, широкое распространение антропогенных ландшафтов. Северная равнина широким шлейфом вытянута в широтном направлении от нижнего течения Рейна до стран Балтии (вплоть до Беловежской пущи) и охватывает почти всю территорию Нидерландов, всю Данию, север Германии и Польши. По направлению к востоку равнина заметно расширяется, растет холмистость, годовое количество осадков уменьшается, лесистость увеличивается и т.д.
Область средневысотных гор включает в свой состав территорию Франции (без Альп и Пиренеев), южную часть Бельгии, среднюю часть Германии (и далее, уже в пределах Восточной Европы — часть Чехии и Польши). Раздробленность рельефа обусловливает частую смену климатических условий, «маскирующую» общее нарастание континентальное™ при движении с запада на восток. Наконец, Альпийская физико-географическая область (включающая, кроме собственно Альпийской горной системы, предгорные плато, Паданскую низменность и т.д.) охватывает частично или полностью территории Швейцарии, Австрии, Германии, Франции, Италии и некоторых других стран (в том числе восточноевропейских).
В пределах Южной Европы (Европейского Средиземноморья) в качестве отдельных физико-географических единиц рассматриваются: 1) Апеннинский полуостров (с островами Корсика, Сардиния и Сицилия, а также с более мелкими — Эльба, Липарские и др.) и 2) Пиренейский полуостров.
57
Политические регионы. Поляризация Европы на Западную и «Незападную» имеет свою предысторию. Сегодня мало кто уже вспоминает о том, что некогда Западная Европа ассоциировалась лишь с Францией, Бельгией и Нидерландами, а позднее дополнилась Скандинавскими странами. Для Испании, Португалии, Италии и некоторых других государств это понятие стало приобретать реальные очертания значительно позже. В конце XX в. к Западной Европе уверенно относили более 20 государств, включая микрогосударства Ватикан, Андорру, Монако, Сан-Марино, а также Гибралтар — владение Великобритании (права на который оспариваются Испанией). Все это говорит о том, что содержание культурно-исторических понятий «Европа» и «Западная Европа» за последние два столетия сильно изменилось. Если раньше роль главных общественных рубежей играла религия, то в результате Просвещения и буржуазной французской, а затем «пролетарской» русской революций «Европа» стала светским понятием.
На наших глазах контуры Западной Европы и сейчас раздвигаются все дальше на Восток за счет восточноевропейских стран, находившихся во второй половине XX в. в орбите влияния СССР. Подтверждение тому — прием в Европейский союз Чехии, Венгрии, Польши, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы и других стран, постепенно интегрирующихся в единое социально-экономическое и культурное пространство Западной Европы.
Существующее деление Европы на специальные регионы носит общегеографический характер (табл. 2.1) и является логическим следствием ее этнокультурного и социально-экономического развития. Ярким доказательством этого служит региональная общность Восточной Европы*. Расположенный на стыке различных экономических и силовых центров, цивилизационных потоков, религиозных разломов, социальных систем и политических культур, восточноевропейский регион всегда был объектом борьбы, переходя из одной сферы влияния в другую. Отсюда начались обе мировые войны. Эти и другие обстоятельства не могли не наложить отпечатка на политическую психологию населяющих Восточную Европу народов (элит), на их судьбу. Они неоднократно теряли свою независимость, потом вновь обретали ее, чтобы опять утратить. Подобных циклов было немало, но каждый из них обострял проблему национальной идентификации и национальной независимости. Со временем она приобрела гипертрофированный характер и превратилась в отличительную региональную особенность.
От того, каким образом будет развиваться ход событий в регионах Европы, зависит общеевропейская ситуация и какое место в
* В геополитическом плане Восточная Европа — это бывшие европейские социалистические страны (или то, что возникло на их месте) и прибалтийские государства Латвия, Литва, Эстония.
58
Таблица 2.1
Субрегионы Европы
г" -- —~--- | Западная Европа | Центрально-Восточная Европа | ||
Британские о-ва 1. Великобритания | Центральная Европа 1. Австрия | Северная Европа | Южная Европа | |
1. Дания | 1. Андорра | 1. Албания | ||
2. Ирландия | 2. Бельгия | 2. Исландия | 2. Ватикан | 2. Болгария |
3. Германия | 3. Норвегия | 3. Греция | 3. Босния и Герцеговина | |
4. Лихтенштейн | 4. Финляндия | 4. Испания | 4. Венгрия | |
5. Люксембург | 5. Швеция | 5. Италия | 5. Латвия | |
6. Нидерланды | 6. Мальта | 6. Литва | ||
7. Франция | 7. Монако | 7. Македония | ||
8. Швейцария | 8. Португалия | 8. Польша | ||
9. Сан-Марино | 9. Румыния | |||
10. Сербия | ||||
11 .Черногория | ||||
12. Словения | ||||
13. Словакия | ||||
14. Хорватия | ||||
15. Чехия | ||||
16. Эстония |
Примечание. В таблицу не включены некоторые пиитические «шницы Европы: Азорские острова, Гибралтар, Канарские острова, Мадейра (острова), о. Мэн, Нормандские острова, Фарерские острова, Шпицберген и др.
ней займет Россия. Отношение государств и народов Западной Европы, Восточной Европы и России на протяжении нового и новейшего времени были нелегкими и даже трагичным^ Однако помимо многих негативных обстоятельств здесь была и поддержка Россией борьбы европейских народов за национальное освобождение и хозяйственное становление. В стратегическом плане Европа заинтересована в создании единого интеграционного пространства. При этом процессы регионализации не противоречат углуб-
59
лению европейского единства, но сохраняют естественное многообразие и уникальность европейской культуры.
Культурно-исторические регионы. Многие процессы региональной дифференциации Западной Европы в этнокультурной и политико-административной сферах являются следствием формирования в далеком прошлом локальных культурно-исторических очагов, далеко не всегда совпадающих с границами нынешних политико-административных образований: областей, провинций, земель. Упомянем лишь некоторые из них (в Великобритании, Франции, Германии, Испании и Италии), сыгравших и продолжающих играть заметную роль в региональной стратификации западноевропейских обществ.
В Великобритании к числу подобных «очагов» следует отнести прежде всего Шотландию и Уэльс. Шотландия — культурно-историческая провинция, обладающая, пожалуй, наиболее ярко выраженной идентичностью. Заселенная потомками кельтов (древних гэлов), она вплоть до начала XVIII в. оставалась самостоятельным государством и долго оказывала сопротивление английским завоевателям. Лишь в 1707 г. Шотландия стала составной частью единого британского государства. Несмотря на почти полную утрату родного (гэльского) языка*, у шотландцев (в первую очередь — у интеллигенции) сохранилось чувство национального самосознания, некоторые своеобразные черты культуры. Национальные организации Шотландии (равно как Северной Ирландии и Уэльса) настойчиво будируют вопрос о федеральном устройстве Великобритании.
Уэльс в административном отношении составляет одно целое с Англией, что, вероятно, связано с его ранним завоеванием (еще в 1284 г.!). Однако это одна из древних исторических областей Великобритании, населенная народом кельтской языковой группы — уэльсцами, или валлийцами и сохраняющая определенную специфику. Несмотря на длительную англизацию, многие уэльсцы сохранили национальное самосознание, своеобразную культуру, традиции и отчасти родной язык. Угасание последнего происходит достаточно интенсивно: говорящих только по-валлийски практически не осталось, а умеющих говорить на родном языке во всей Великобритании насчитывается несколько сот тысяч человек (в основном среди сельского населения — главного хранителя старых традиций).
Во Франции к числу заметно отличающихся друг от друга культурно-исторических «очагов» относят Лотарингию, Эльзас, Бре-
* Еще в конце XX в. среди населения северо-западной части Северного Шотландского нагорья и прилегающих островов можно было встретить жителей, говорящих на гэльском языке, весьма близком к ирландскому (вплоть до XVIII в. у ирландцев и шотландцев был общий литературный язык). Их нередко называют хайлэндерами в отличие от лоулэндеров, проживающих на низменности.
60
тань, Корсику, Бургундию, Прованс, Лангедок и др. Около 20 «преднародов» Франции успели до своего слияния пройти долгий и самобытный путь развития. И сегодня большинство эльзасцев говорит на немецком языке, небольшая группа южан на провансальском, часть населения полуострова Бретань на бретонском, жители у подножия Пиренеев на баскском*.
Пожалуй, наиболее остро ощущают свою идентичность жители Бретани. Даже в конце XX в. время от времени здесь происходят демонстрации бретонских националистов, выступающих с лозунгами автономии Бретани или ее полного отделения от Франции. Лотарингия — историческая область восточной Франции, на границе с Германией (ее название происходит от имени императора Лотаря II, взошедшего на престол в 855 г.). Нынешняя «административная» Лотарингия не представляет собой органического единства (ее западная часть по своей природе и экономике близка к Шампани, а южная (привогезская) имеет больше общего с соседней горной частью Эльзаса, чем с северной Лотарингией и т.д.). Эльзас в географическом отношении более компактная и более отчетливо очерченная область, чем Лотарингия — это левобережная часть Верхне-Рейнской низменности и восточный склон Вогезов с их предгорьями. Более ярко выражены и культурно-этнические особенности эльзасцев (что во многом связано с германским влиянием).
Из 16 земель Германии (Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург—Передняя Померания, Нижняя Саксония, Рейн-ланд-Пфальц, Северный Рейн-Вестфалия, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия и Шлезвиг-Гольштейн), пожалуй, наиболее глубокую индивидуальность сохранила Бавария. Хотя есть и иные мнения (историческая земля Саксония-Анхальт начиная с 1919 г. и до конца Веймарской республики, когда нацисты утвердили свою власть, вообще оставалась самостоятельным государственным образованием).
Бавария — историческая земля на юге страны, давшая начало одноименному королевству еще в начале второго тысячелетия. Культурной специфике земли способствовало то обстоятельство, что на юге Бавария «упирается» в Альпы, на северо-востоке — в
* Стоит привести очень ценные, хотя, возможно, и несколько субъективные слова одного из героев В.Гюго: «Гений Франции соединяет в себе гениальные черты всего Европейского континента, и каждая французская провинция представляла собой одну из этих европейских добродетелей. Немецкая прямота процветала в Пикардии; широкая натура шведов проявляла себя в Шампани; голландскую трудоспособность можно было встретить в Бургундии, деятельную энергию Польши — в Лангедоке, испанскую гордость — в Гаскони, острый итальянский ум — в Провансе, греческую изворотливость — в Нормандии, швейцарскую честность — в Дофинэ». (Не будем ни спорить, ни соглашаться с романистом — важно, что он как бы подтверждает реальность различий.)
61
Богемский лес. Несмотря на то что баварский Нюрнберг, расположенный на скрещении путей, ведущих из Германии в Италию, из прирейнских стран в страны Дунайского бассейна, еще в XIII в. стал крупным торговым и ремесленным центром (Мюнхен, столица земли, более молодой город), Бавария долго сохраняла старозаветный сельскохозяйственный уклад. Своеобразным подтверждением заметной роли Баварии в развитии процессов регионализма в Германии может служить как факт провозглашения в 1919 г. Баварской Советской Республики (с установлением режима пролетарской диктатуры), так и роль Мюнхена в «триумфальном шествии» идей нацизма.
Весьма колоритны исторические области Испании: Страна Басков, Андалузия, Арагон, Астурия, Валенсия, Галисия, Кастилия, Каталония, Наварра, Эстремадура и др. Очертания многих из них, естественно, не совпадают с границами нынешних административных провинций, что также нередко стимулирует процессы регионализма. В самые критические моменты жизни Испании отдельные области (Каталония, Арагон, Андалузия, Валенсия и др.) вдруг отказывались поддерживать кастильскую династию, требуя независимости.
Территория басков вообще разделена между Испанией и Францией. В Испании баски населяют районы: Бискайя, Гипускоа, Алава и часть провинции Наварра с городами: Бильбао, Сан-Себастиа-но, Виториа. Во Франции басками населены районы: Лабур, Ла-бурдан, Суда, с главным центром — Байони. Баски (как и каталонцы) упорно отстаивают свои права на самостоятельность, что связано с высоким уровнем национального самосознания. Они позже других народов были лишены Кастилией независимости и даже в XIX в. еще отгорожены от остальной Испании особой таможней.
Каталония расположена в северо-восточной части нынешней Испании (на границе с Францией). Однако одно дело — Каталония в своих нынешних официальных границах, другое — мнение самих каталонцев о себе. Они считают Каталонией все провинции или их части, население которых говорит на каталонском языке. (Интересно, что, кроме административно оформленной Каталонии, к ней они относят каталонскую зону Арагона, каталонскую зону старого королевства Валенсии, Балеарские острова и даже Андорру (!)) Каталонцы, как известно, имеют традиции собственной государственности. (Уже в новейшее время, в 1931 г. в Барселоне было объявлено о создании независимой Каталонии, которая наряду с Испанией и Португалией должна была войти в федерацию всех республик Иберийского полуострова.) Время от времени импульсы регионального сепаратизма и авто-номизма исходят также из Галисии (где многие крестьяне по-прежнему говорят на галисийском, близком к португальскому
62
языке), Андалузии, Валенсии, Арагона и других исторических областей Испании.
Ярко выраженной индивидуальностью отличаются и культурно-исторические области Италии. Это единственная страна «большой семерки», где контрасты в социальной сфере между отдельными областями приобрели столь угрожающие масштабы, что появилось движение за отделение «богатого севера» от «бедного юга». Границу между севером и югом страны проводят по-разному: одни считают, что юг начинается за Флоренцией; для других эта граница проходит за Римом; для третьих она тянется за Неаполем. В официальных справочниках в графе «юг» перечисляются три области: Апулия (включающая весь «каблук» итальянского «сапога» и «шпору»), Калабрия («носок») и Базиликата, расположенная между двумя первыми. Очень часто к этим провинциям прибавляют область Кампанию (центр Неаполь), а также Сицилию и. Сардинию.
Сепаратизм и автономизм исходит из преуспевающих северных областей: Ломбардии, Пьемонта, Лигурии («индустриальный треугольник»), Тосканы и др. Жизненный уклад, благосостояние, исторические традиции жителей этих областей слишком рознятся .от таковых на отстающих в развитии Сицилии и Сардинии (последнюю, разграбив и опустошив, римляне в свое время превратили в место ссылки и изгнания чиновников Итальянского королевства).
В XVIII в. известный историк Я. Буркхардт заметил: «Любая нивелирующая тенденция, будь то политическая, религиозная или социальная, крайне опасна для нашего континента. Нам, европейцам, угрожает принудительная унификация, гомогенизация; нас спасает наше многообразие».
Можно, конечно, попытаться оспорить «опасность нивелирующих тенденций» для сегодняшней Европы, тем более в условиях успешного развития интеграционных процессов на территории Европейского союза, устранения таможенных барьеров и введения общей евровалюты. Однако сформулируем вопрос иначе: а происходит ли вообще экономическая и культурная унификация европейских регионов в связи с интеграцией?
Факты свидетельствуют о том, что начиная с 80-х гг. XX в. регионы ЕС прилагают серьезные усилия, направленные как раз на повышение своей роли в системе сообщества, расширение своих прав во всех областях политической, экономической и культурной жизни. Все чаще речь идет об интеграции не государств, а Регионов. В пользу развития «Европы регионов» говорит и то обстоятельство, что многие культурно-исторические очаги Западной Европы расположены на территории двух или нескольких стран, и государственные границы не способствуют их развитию. Тенденции регионализма не противоречат процессу углубления
63
европейской интеграции. Наоборот, рост самостоятельности регионов ведет к достижению основной стратегической цели Союза — улучшению жизненных условий каждого конкретного гражданина.
Ясно, что наиболее деликатной сферой западноевропейской интеграции является культура и образование. С одной стороны, существование ЕС в XX в. немыслимо без общих культурных ценностей, основанных на идеях христианства и гуманизма. (Один из «отцов-основателей» ЕС Ж. Монне писал: «Если бы я мог еще раз начать сначала, я бы начал с культуры».) С другой — многообразие европейских национальных и региональных культур не должно быть принесено в жертву европейскому единству, так как региональная культура не терпит гармонизации и нивелирования.
В соответствии с конституциями практически всех западноевропейских стран культура и образование являются сферой компетенции регионов (например, в ФРГ — земель), так что у каждого из них имеется демократическая возможность не утратить уникальность своей культуры, сохранить «лицо» в Европейском союзе, не «раствориться» в нем.
Экономические регионы и региональная политика. Экономико-географическую дифференциацию стран Западной Европы можно проводить по-разному: в зависимости от величины природно-ресурсного потенциала, объема ВВП, уровня диверсификации производства или его специализации, размеров ВВП на душу населения и т. п. (табл. 2.2).
В рядах членов ЕС ни о какой нивелировке говорить пока не приходится. Существенно различаются их хозяйственные структуры. Так, Дания имеет узкоспециализированную экономику, Германия — диверсифицированную (т.е. многоотраслевую, разветвленную); Великобритания и Бельгия — «угольные» державы, к тому же первая, интенсифицируя добычу нефти в Северном море, претендует и на роль ведущей «нефтяной»; Франция иногда рассматривается как «амбар, пастбище и молочная ферма» Европейского союза и т.д.
До приема в ЕС государств Восточной Европы в пределах союза выделяли «преуспевающий север» (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, Франция, Австрия, Швеция и частично Италия), «отстающий или бедный юг» (Греция, Португалия, Испания) и «маргинальный слой» (Ирландия, Финляндия). Условность подобной регионализации очевидна: во-первых, по сравнению со странами СНГ и Восточной Европы все государства-члены ЕС являются «процветающими нациями», а во-вторых, происходит все более тесное «взаимосцепление» экономик западноевропейских стран, формируется новая культура общения между нациями и людьми. С вступлением восточноевропейских стран в ЕС место «отстающего Юга» заменил «отстающий Восток».
64
Таблица 2.2
Ведущие государства Западной Европы: банк статистических данных
---- —--- | Площадь, тыс. км2 | Население, млн чел. | Естественный прирост, % | Продолжительность жизни, лет | Потребление ккал/сут | ВВП | ||
мужчины | женщины | общий, млрд долл. | на 1 чел., долл. | |||||
Великобритания | 244,9 | 60,4 | 0,28 | 75 | 80 | 3318 | 1867 | 32900 |
Германия | 357,0 | 82,4 | -0,02 | 75 | 81 | 3411 | 2446 | 29700 |
Италия | 301,3 | 58,1 | 0,04 | 77 | 83 | 3 629 | 1665 | 28300 |
Франция | 551,6 | 60,7 | 0,35 | 76 | 83 | 3 628 | 1816 | 29900 |
Западная Европа является своеобразной творческой лабораторией для «апробации» не только интеграционных процессов (в рамках ЕС), но и региональной политики, направленной на смягчение пространственных социально-экономических диспропорций и улучшение социально-экологической среды. Вот уже более полувека ведущие западноевропейские государства в условиях развитого рынка с разной степенью удачи экспериментируют с регионами, преследуя две главные цели: упорядочить территориальную структуру хозяйства и обеспечить социально-политическую стабильность в обществе.
Следует помнить, что полной гармонии между экономическими и социальными интересами, равно как и общенациональными и региональными, в принципе не существует. В ходе реализации региональной политики попытки западноевропейских стран снивелировать региональные различия нередко вели к снижению их национального дохода (формула «эффективность или равенство»?), а передел «национального пирога» в пользу обездоленных (как это произошло, к примеру, в объединенной Германии) вызывал недовольство тех, чьи интересы оказались ущемленными.
Одна из давно укоренившихся традиций западной региональной политики — стремление государства к более сбалансированному размещению производительных сил. В процессе реализации этой идеи используются главным образом следующие рычаги: 1) контроль за размещением частных инвестиций; 2) создание льготных условий для частного капитала; 3) рассредоточение государственных предприятий. Оговоримся сразу — прямой контроль, как наиболее жесткая, а иногда и карающая мера, используется сравнительно редко (лишь в Великобритании и во Франции при децентрализации Парижа). Более распространены фи-
65
нансовые стимулы (в том числе антистимулы): субсидии (например, при децентрализации), налоги и т.п.
Наряду с воздействием государства на размещение производства наблюдается усиление его вмешательства и в решение вопросов размещения и использования трудовых ресурсов. Депопуляци-онные процессы, продолжающееся старение населения стран Западной Европы, приток иммигрантов из стран Восточной Европы, Ближнего Востока и Южной Азии, безработица — все эти проблемы заставляют власти принимать административные и экономические меры, носящие зачастую региональный «оттенок». В целях создания желаемой «географии» трудовых ресурсов государство использует многочисленные меры: уменьшение налогов, создание за счет государства объектов социальной инфраструктуры, выдачу специальных жилищных ссуд для граждан, обучение и переподготовку кадров за казенный счет и др. Но все-таки стержнем региональной политики высокоиндустриальных стран Запада являются мероприятия по развитию депрессивных и слаборазвитых территорий, а также децентрализации крупных промышленных агломераций.
Особое внимание в странах Западной Европы уделяется деп рессивным регионам. Как известно, депрессивные регионы — это те, которые демонстрировали в прошлом относительно высокие темпы развития, но затем в силу ряда причин пришли в упадок. Традиционно они ассоциируются с угольно-металлургическими очагами, которые оказались в наибольшей степени пораженными безработицей в 1929—1933 гг., особенно в Великобритании, Германии, Бельгии, Франции, Нидерландах. (К концу XX в. симптомы «депрессивности» стали характерны и для регионов с иной специализацией: химической, деревообрабатывающей и др.) Более в худшем положении очутились те из них, которые занимают периферийное положение и обладают наименьшей диверсифи-цированностью хозяйства.
Большинство из депрессивных в прошлом индустриальных регионов Западной Европы (Рур и Саар в Германии, Эльзас во Франции, Валлония в Бельгии, Уэльс в Великобритании и др.) сейчас уже мало чем напоминает прежние кризисные территории, но «инерция имиджа» дает о себе знать. К тому же индустриальные очаги занимают в пределах таких регионов не более 10 — 20 % территории. Опыт реструктуризации депрессивных старопромышленных регионов показал, что основой их стабильности в большинстве случаев служило развитие в них наукоемких отраслей, сферы деловых услуг, рекреации. Одновременно проводилась «пассивная санация», т.е. поощрение эмиграции высвобождающейся рабочей силы в другие районы.
Отличие слаборазвитых от депрессивных регионов состоит в том, что они никогда не служили местом концентрации произ-
66
лственных мощностей. Это, как правило, периферийные аграрные в лучшем случае — минерально-сырьевые регионы, характеризующиеся слабым развитием социальной инфраструктуры, на-**ки и даже культуры. К числу подобных регионов в пределах Западной Европы традиционно относят Европейский Север (Норвегия, Швеция, Финляндия), некоторые местности Средиземноморья (Португалия, Испания, Италия, Греция), Ирландию и др. Некоторые из слаборазвитых регионов остаются практически «нейтральными» в экономическом отношении (особенно регионы с экстремальными природными условиями), поскольку редко заселены и не выдерживают испытания рынком. Другие (например, итальянский Юг) — стали объектами активной региональной политики и заметно поправили свои дела.
Еще одно направление западноевропейской региональной политики — регулирование развития агломераций, мегалополисов. Данное направление, по сути дела — старейшее, но далеко не самое эффективное. Не случайно, в марксистской литературе содержалось немало заклинаний по поводу «неспособности капиталистического общества предотвратить уродливое разрастание сверхбольших городских агломераций» и язвительных насмешек в адрес «буржуазных теорий ультраурбанизма, оправдывающих безудержный рост городов и считающих его спонтанным и неуправляемым». Во-первых, никто из авторитетных западных урбанистов не оправдывал неуправляемый рост промышленных агломераций. Во-вторых, проблема децентрализации Москвы вряд ли была (и, главное, остается) менее остра в сравнении с аналогичной проблемой Парижа. В-третьих, человечество, к сожалению, пока не нашло по-настоящему эффективных мер борьбы с сверхконцентрацией производственных мощностей и населения в городах и мегалополисах. Вместе с тем принимаемые экономические меры по ограничению роста городов все же приносят несомненный эффект, но подчас малоощутимый из-за невозможности, а то и нежелания оценить гипотетическую, полностью неуправляемую ситуацию. Во Франции — это «субсидии по децентрализации», распространяющиеся на фирмы, переводящие предприятия и конторы из Парижа; в Италии в отношении агломераций Милана и Турина действует практика антистимулов, предусматривающая обложение налогом фирм, реализующих проекты, имеющие негативные последствия в размещенческом плане и т.п.
Наднациональная политика ЕС. Сразу отметим, что анализ над национальной региональной политики Европейского союза представляет особую практическую ценность для Российской Федерации с точки зрения ее неизбежных попыток реанимировать интеграцию с теми или иными государствами СНГ и найти экономический компромисс не только на межстрановом уровне, но и на уровне регионов. Постепенное превращение Западной Европы, состоящей
67
из государств, в Европу регионов — социально-экономический феномен конца XX — начала XXI в., который еще предстоит осознать. Ясно, однако, что усилия по формированию единого социально-экономического пространства вряд ли увенчаются успехом без проведения целенаправленной региональной политики.
Как известно, начиная с 1993 г. (со времени подписания Маа стрихтских соглашений) в истории развития ЕС открыта новая страница. Закрыты сотни таможенных пунктов, и коммерсанты могут беспрепятственно ввозить в любых количествах товары и продавать у себя дома. Авиарейсы в рамках ЕС отныне не считаются международными с вытекающими отсюда выгодами. Люди могут жить и работать беспрепятственно в любом месте интеграционного союза. (Правда, отмена ограничений происходит поэтапно, с учетом степени готовности стран.)
Несмотря на ощутимые достижения в социально-экономической сфере, ни о какой «нивелировке» в рядах членов ЕС говорить пока не приходится. Интеграционные процессы протекали в условиях «двухполюсного» и «трехполюсного» развития, где наиболее динамична ФРГ, затем идут Франция, Великобритания, Италия и другие страны, а замыкают страны Восточной Европы. Соответственно очень серьезные диспропорции в уровне экономического и социального развития наблюдаются в разрезе регионов, на которые поделено экономическое пространство ЕС (до расширения ЕС на Восток регионов было 171, а теперь существенно больше). Если принять средний уровень ВВП по всем регионам за 100, то самыми низкими показателями обладают некоторые регионы Польши и Словакии (менее 40).
При создании Европейского экономического сообщества в преамбуле Римского договора была зафиксирована решимость государств-основателей «объединить национальные хозяйства и обеспечить их гармоничное развитие при сокращении разрыва в уровнях развития между отдельными территориями». Более того, в договоре содержались положения о необходимости оказания совместной помощи отсталым регионам, хотя ни о каких базовых принципах региональной политики тогда речь не шла. Усилившиеся в конце XX в. территориальные диспропорции в ЕС (вследствие общего ухудшения конъюнктуры, кризиса традиционных отраслей, присоединения к Сообществу менее развитых государств и т.п.) вынудили институты ЕС всерьез приступить к выработке концептуальных идей региональной политики. В качестве ее «краеугольных камней» были учреждены Комитет по региональной политике, подчиненный Совету министров ЕС, и Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) в рамках бюджета Сообщества.
Новый этап интеграции стран ЕС стал осуществляться не столько под государственным, сколько под региональным углом
68
зрения. Известно, что идея «Европы регионов» — логическое развитие идеи Соединенных Штатов Европы и теснейшим образом связана с мечтами о европейском федерализме. В пользу развития идей регионов говорит и то обстоятельство, что многие естественные регионы Западной Европы расположены на территории двух или нескольких стран и государственные границы отнюдь не способствуют их развитию.
Многие политические деятели в Европе давно пришли к выводу о том, что экономический регион — это реальность. Однако осознание этого непреложного факта не находило практического выражения в сфере деятельности институтов ЕС. Лишь в 1988 г. Европейский парламент наконец принял резолюцию под названием «Хартия регионализма», а несколько позже для отстаивания интересов европейских регионов в Брюсселе были учреждены такие организации, как Комиссия регионов, Собрание регионов Европы, Совет регионов и общин Европы и т.п.
Как отмечалось ранее, одним из стержневых направлений региональной политики ЕС является содействие развитию проблемных регионов. При унификации критериев их выделения национальными правительствами и институтами ЕС учитываются прежде всего следующие признаки регионов: среднедушевой доход населения, доля продукции депрессивных отраслей и сельского хозяйства в ВВП, уровень безработицы и миграционной подвижности.
Немаловажное значение при этом приобретает вопрос о гармонизации административного деления стран ЕС. В большинстве из них существует система трехзвенной классификации регионов, причем основным объектом региональной политики являются регионы второго ранга. Именно они до последнего времени олицетворяли операциональные таксоны региональной политики, и в ряде случаев при принятии важных решений КЕС обладали приоритетом перед национальными правительствами. Уже сегодня, участвуя в реализации конкретных экономических программ, регионы первого порядка напрямую контактируют между собой, минуя государственные власти. При этом нередко они считают более важным лоббирование своих интересов в Брюсселе, чем в национальных столицах, и открывают там свои информационные офисы.
В заключение отметим, что при становлении российской региональной политики в рыночных условиях логично заимствовать Ценный зарубежный опыт, особенно западноевропейских государств. Здесь региональная политика всегда базировалась на глубоких научных проработках, на результатах тщательной региональной диагностики и экспертизы. Нормальной реакцией государства на любые региональные «осложнения» было создание экспертных комиссий для непредвзятого изучения положения дел на месте с привлечением ведущих научных центров и отдельных уче-
69
ных. В России же с ее обширными пространствами и множеством запутанных региональных «узлов» ученые-регионалисты практически никогда не были серьезно задействованы.
Можно провести немало параллелей, иллюстрирующих возможность применения опыта региональной политики за рубежом в условиях России. По-видимому, вначале целесообразно использовать опыт западных стран по созданию научной базы региональной политики и отработке институционального механизма ее реализации. Затем, вероятно, следовало бы осуществить проблемное районирование РФ с ранжированием регионов по степени кризисных ситуаций, максимально учитывая при этом существующее административно-территориальное деление, а также национально-религиозные и политически факторы, чтобы избежать противопоставления одного региона другим или стране в целом, т. е. сепаратизма.
В условиях полиэтнической РФ целесообразно перенять западный опыт по установлению степени очередности региональных мер, выдвинув на первый план решение социально-политических и экологических задач, и лишь после стабилизации положения в стране предпринимать решительные меры по структурной реорганизации региональной экономической политики с созданием единого органа управления. При этом важно обеспечить преемственность и стабильность принимаемых правительством решений, несмотря на то обстоятельство, какие лидеры и партии находятся у власти.
РФ следует внимательно изучить опыт региональной политики федеративных стран, например Германии. Естественно, не стоит проводить прямые аналогии между федеративными отношениями Германии и России. И немецкий федерализм, и российский федерализм имеют свои специфические особенности, связанные с историей государств, размерами территории, этническим составом населения и т. п. Но в любом случае федеративные отношения предполагают активную роль регионов в экономической и социальной жизни страны, в улучшении качества экологической среды своих территорий.
Есть, однако, один чрезвычайно важный момент, способный сильно уменьшить эффективность региональной политики в России по сравнению со странами Запада: ослабленное региональное самосознание наших граждан. Оно означает притуплённое чувство «малой родины», граничащее иногда с равнодушием к месту обитания, пассивность по отношению к происходящему на местах. Трудно говорить об истоках подобного отношения к своему краю (разве что можно вспоминать в связи с этим размышления В.О.Ключевского, С.М.Соловьева, Н.А.Бердяева), но несомненно влияние на него добровольно-принудительного перемещения огромных контингентов населения СССР с насиженных
70
мест в ходе индустриализации, урбанизации и большевистского террора. Исторически в западной культуре региональное самосознание, как правило, выражено четче, и это обстоятельство оказывается весьма важным при осуществлении властями региональной политики. Поэтому развитие регионального самосознания россиян представляет собой исключительно важную задачу как для регионов, так и для российского государства в целом.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова история поляризации Европы на Западную и «Незападную»? 2. Почему Финляндия не относится к Скандинавским странам, а Дания относится? 3. Что представляет собой «матрешечный» принцип строения культурно-исторических регионов? 4. Каков «реестр» основных направлений региональной политики высокоразвитых стран с устоявшейся рыночной экономикой? 5. В чем заключается принципиальная разница между депрессивными и слаборазвитыми регионами? Приведите конкретные примеры таких регионов в Западной Европе.
Германия
Экономическая и политическая «погода» в Западной Европы в немалой степени зависит от стран, входящих в «большую восьмерку». Одна из них Германия (ФРГ) — крупнейшее после России по численности населения (более 80 млн человек) и объему ВВП государство Европы, четвертая страна мира по экономической мощи (после США, КНР и Японии). Столетия раздробленности германской нации во многом обусловили современное федеративное устройство страны, каждая из 16 земель (рис. 2.1) которой имеет свою Конституцию, парламент и правительство.
Итогом Второй мировой войны стал раскол Германии на два государства — ФРГ и ГДР, а также потеря Германией своих восточных территорий, переданных под управление Польши и СССР {Померания, Силезия, Восточная Пруссия). Воссоединение Германии произошло только в 1990 г., при этом единая Германия признала границы, сложившиеся после Второй мировой войны.
Германия — страна без ярко выраженного центра. Столичными функциями обладают Берлин и Бонн, Федеральный Конституционный суд находится в Карлсруэ, Бундесбанк — во Франкфурте, Федеральный Налоговый суд — в Мюнхене, а Федеральное Статистическое управление — в Висбадене.
Географическое положение и природа. Центральное положение Германии в Европе иллюстрируется максимальным количеством стран-соседей (их 9), которые традиционно выступают в роли ее крупнейших торговых партнеров (Бельгия, Люксембург, Ни-
71
Дюссельдорф '> 4 |
у 2 ) .Штутгарт { "^ |
Границы федеральных земель Границы правительственных округов
Рис. 2.1. Административно-территориальное деление (федеральные земли и правительственные округа) Германии:
/ — Шлезвиг-Гольштейн; // — Мекленбург—Передняя Померания; /// — Бран-денбург; IV — Саксония-Анхальт: / — Дессау, 2 — Галле; V — Саксония; VI — Тюрингия; VII — Бавария: / — Нижняя Франкония, 2 — Верхняя Франкония, 3 — Средняя Франкония, 4 — Верхний Пфальц, 5 — Нижняя Бавария, 6 — Верхняя Бавария, 7— Швабия; VIII — Баден-Вюртемберг: / — Штутгарт, 2 — Карлсруэ, 3 — Тюбинген. 4 — Фрайбург; IX — Саар; X — Рейнланд-Пфальц: / — Трир,
2 — Кобленц, 3 — Рейнгессен-Пфальц; XI — Гессен: / — Кассель, 2 — Гисен,
3 — Дармштадт; XII — Северный Рейн-Вестфалия: / — Дюссельдорф, 2 — Мюн-
стер, 3 — Детмольд, 4 — Арнсберг, 5 — Кёльн; XIII — Нижняя Саксония: / —
Везер-Эмс, 2 — Люнебург, 3 — Ганновер, 4 — Брауншвейг; XIV — Гамбург;
XV — Берлин; XVI — Бремен
72
дерланды, Франция) или имеют с ней этническое и лингвистическое родство (Австрия, Швейцария). Страны-соседи обеспечивают выход Германии во все регионы Европы. Положение в центре европейских регионов обусловило широкую сферу шшяния и уникальный характер исторического и хозяйственного развития Германии. На севере страна имеет широкий выход к Северному морю и Балтике. (Обратившись к карте, вы увидите, что федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн соединяет Северное море с Балтийским. Именно здесь еще в конце XIX в. был построен Киль-ский канал, соединивший эти моря и способствовавший расцвету г. Киль — главного военно-морского порта Германии и нынешней столицы этой федеральной земли.) Центральное положение ФРГ проявляется и в том, что здесь перекрещиваются важнейшие широтные и меридиональные магистрали европейского значения.
На суше территория Германии не имеет географических рубежей, за исключением южных участков. С севера на юг на территории страны чередуются пять ландшафтных зон: Северо-Германская низменность, Средневысотный горный порог, КЭго-Запад-но-Германское среднегорье складчатого фундамента, Южно-Германское предальпийское плоскогорье и Баварские Альпы. На севере страна омывается Балтийским и Северным морями.
Мягкий климат с достаточным количеством осадков создает хорошие предпосылки для развития экономики (особенно сельского хозяйства) и комфортные условия для работы и отдыха людей. Почти половина всей площади занята сельскохозяйственными угодьями (отметим Рейнскую долину и долину Дуная с богатыми почвами на лёссе), около 30% лесом. Реки, текущие в основном с юга и юго-востока, обеспечивают хорошую связь внутренних районов с морем, они нередко соединены каналами, что облегчает условия судоходства (отметим Среднегерманский канал на севере и канал Рейн —Майн—Дунай, позволяющий осуществлять связи со странами Юго-Восточной Европы).
Население. О предках нынешних немцев — тевтонах было известно уже в античные времена. Древние германские племена делились на северогерманские, западногерманские и восточногерман ские. Первые обитали на Рейне, североморском побережье и Эльбе. Вторые — занимали юг Скандинавии и территорию современной Дании. На Балтике в устье Одера располагались восточногерманские племена — вандалы (вандалии). Германцы были очень воинственны, отличались храбростью и далеко превосходили в этом смысле своих соседей.
Единая немецкая нация одна из самых молодых в Европе. Немцам чужд архаизм. Трудолюбие, бережливость и дисциплинированность помогали им преодолевать трудные этапы национальной истории и создали процветание немецкому обществу.
73
По числу жителей (более 80 млн человек) Германия сейчас лидер в зарубежной Европе. Более 90 % населения — немцы. Остальные — турки, итальянцы, греки, хорваты, сербы, датчане (около 50 тыс.), а также славянское национальное меньшинство — лужицкие сорбы (около 100 тыс.). Статистика в ФРГ включает в состав населения также иностранцев, не имеющих гражданства Германии, но живущих и работающих в стране. Их доля в настоящее время достигает 9 % (свыше 7,3 млн человек).
Немцы относятся к числу стареющих наций. К 2040 г. доля людей старше 60 лет должна вырасти с нынешних 21 до 32 %. Проблему стареющего и соответственно сокращающегося населения Германии (к 2040 г. оно может уменьшиться до 73 млн человек) в значительной мере снижает иммиграция.
Расселение в современной Германии имеет относительно равномерный характер. Узловыми элементами опорного каркаса расселения являются городские агломерации и города мирового (Гамбург, Мюнхен, Кёльн, Штутгарт), национального (Бремен, Ганновер, Дрезден, Лейпциг) и регионального (Киль, Кассель, Вюрц-бург, Магдебург) значения. Линейными элементами конструкции выступают главные транспортные коммуникации. Особое место в этой системе занимает Берлин (3,6 млн человек), столица страны, играющая ключевую роль в нынешней объединенной Германии.
ФРГ — страна протестантов и католиков (первых несколько больше). Их соотношение во многом определяет итоги земельных выборов и влияет на региональное соотношение политических сил в стране.
Берлин возник в конце XII — начале XIII в. как небольшой торговый центр на удобном перекрестке у р. Шпрее между Эльбой и Одером, примерно в 177 км от побережья Балтийского моря. Первоначально он состоял из двух различных поселений: Кёльна, на острове на р. Шпрее, и Берлина, к северу от р. Шпрее, которые в 1307 г. вступили в союз, а в 1432 г. объединились. В 1470 г. Берлин —Кёльн стал столицей Бранден-бурга. В 1871 г. после победы Пруссии во франко-прусской войне Берлин был сделан столицей вновь созданной Германской империи.
В период нацизма Берлин являлся одним из центров, где вершилась мировая политика. Во время Второй мировой войны налеты британской и американской авиации превратили столицу Третьего рейха в груду развалин. После войны город был разделен на четыре сектора и управлялся военной властью, составленной из представителей держав-победительниц. В конечном итоге Берлин оказался разделенным в политическом и административном отношении на Западный и Восточный Берлин.
До Второй мировой войны город обладал простой планировкой. Его сердцевиной было старое средневековое «ядро» Берлин —Кёльн — место, где размещался королевский дворец, берлинский собор и ратуша. К западу от него лежала строго распланированная сетка улиц, проложенных по обеим сторонам Унтер-ден-Линден, широкого центрально-
74
го проспекта, обсаженного двойным рядом лип. Этот район являлся административным и финансовым центром Берлина, в котором находились крупные банки, издательства, большие магазины, университет и правительственные здания вдоль Вильгельмштрассе. На севере, востоке и юге от центра были построены многоквартирные дома, расположенные вперемешку с промышленными предприятиями. В этих домах жили рабочие. В западной и юго-западной части Берлина, украшением которой служил бывший королевский парк Тиргартен, находились аристократические кварталы. Такой же контраст повторялся в кольце
пригородов.
Граница между Восточным и Западным Берлином после Второй мировой войны была проведена через центр старого города, а в дальнейшем обнесена Берлинской стеной (1961). Восстановление Восточного Берлина началось со строительства в 1950-х гг. проспекта Карл-Маркс -алле (до войны и после объединения — Франкфуртер-алле) в монументальном «сталинском» стиле. Бывший центральный район, где сохранились остатки исторических зданий, был затем восстановлен в современном стиле. В южной части был снесен разрушенный дворец, на этом месте возникла площадь Маркс-Энгельс-плац (ныне Люстгартен), на которой возвышаются Старый музей и огромный протестантский собор конца XIX в. Среди новых построек выделяется бывший Дворец республики, в котором помещалась бывшая народная палата (парламент ГДР), расположены рестораны, выставочные залы и молодежные учреждения. Рядом находится еще одна большая площадь, с 365-метровой телебашней. Восстановление улицы Унтер-ден-Линден происходило быстро. Были воссозданы также неоклассические Бранденбургские ворота. После войны жилищное строительство в Восточном Берлине обычно осуществлялось в виде кварталов из сборных многоэтажных жилых домов, внутри кольца которых располагались школы, детские площадки, магазины и рестораны. Восстановление Западного Берлина шло по линии превращения «города-острова» в «витрину свободного мира». Крупные магазины, кафе на тротуарах, толпы людей и башни офисов, ярко подсвечиваемые неоновыми вывесками и рекламой, делали этот район похожим на любой другой городской центр западного
мира.
Берлинская стена была разрушена в 1990 г. После объединения Германии воссоединился и разделенный Берлин, ставший столицей страны. Современный Берлин является одновременно федеральной землей и городом.
Государство. Королевство Германия образовалось в начале X в. Оно занимало территорию между Рейном и Эльбой, отрогами Альп, средним течением Дуная и Северным морем*. В 962 г. создается Священная Римская империя немецкой нации, которая становится ведущей державой в Европе. Империя представляла
* Основание германского (Восточно-Франкского) королевства датируется по-разному — 833-м, 843-м, 919-м гг. Все эти даты условны. Впервые название «Королевство тевтонов» (т.е. немцев) было употреблено в 919 г.
75
собой конгломерат различных зависимых и суверенных германских монархий и формально просуществовала до 1806 г. В 1871 г. Германия под руководством Пруссии объединяется в централизованное государство. В это время начинается период «грюндерства» — индустриализации. Страна интенсивно развивается, осуществляет активную политическую деятельность. Серьезным испытанием для страны явилась Первая мировая война (1914 — 1918), в ходе которой Германия потерпела сокрушительное поражение. После окончания войны в 1919 г. в Германии провозглашается Веймарская республика. В конце 1920 — начале 1930-х гг. в условиях глубокого экономического кризиса к власти в стране приходят фашисты. В стране устанавливается режим террористической диктатуры Гитлера — Третий рейх. Целью фашистов становится подготовка новой мировой войны. Развязав Вторую мировую войну (1939— 1945), Германия вновь бросила вызов всему миру. Поражение в этой войне привело Германию к разрушению, оккупации и разделу. В 1949 г. образуются два германских государства — Федеративная Республика Германии (ФРГ, или Западная Германия, объединяющая американскую, британскую и французскую оккупационные зоны) и Германская Демократическая Республика (ГДР, или Восточная Германия, представляющая оккупационную зону СССР). Берлин как столица поверженного рейха также оказывается разделенным жесткой границей на Западный и Восточный секторы. Восточный Берлин становится столицей ГДР. Западный Берлин, находившийся в центре территории ГДР, приобретает особый статус, регулируемый четырехсторонним соглашением между СССР, США, Великобританией и Францией. За время раздельного существования ФРГ становится одной из высокоразвитых стран мира, а ГДР — «витриной социализма».
Вторая половина XX в. прошла под знаменем противостояния Западной и Восточной Германии. Крушение СССР и мировой социалистической системы привело к падению просоветских режимов в странах Центрально-Восточной Европы. В результате в октябре 1990 г. произошло объединение Германии. ГДР и Западный Берлин вошли в состав ФРГ.
Главой Федеративной Республики Германии является федеральный президент, который осуществляет преимущественно представительские функции. Исполнительная власть принадлежит главе правительства — федеральному канцлеру, который является лидером партии, имеющей большинство в парламенте. Федеральный канцлер — ключевая государственная фигура, определяющая основные направления политики страны. Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: бундестага (выборы в него осуществляются по территориальному принципу) и бундесрата, представляющего собой нижнюю палату, в которой
76
каждая земля представлена членами земельных правительств. Ведущими политическими партиями являются Христианско-демо-кратический союз (ХДС) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ).
За истекшие годы Германия произвела глубокую перестройку своей политики. Во внутренней жизни государства — это решение сложных проблем объединения, связанных с большим отставанием новых восточных земель от старых почти по всем показателям. На международной арене — это стремление занять новое место в меняющейся Европе и мире. Немецкая политика признала, что открылась новая фаза европейской и мировой истории, где конфронтация должна смениться сотрудничеством всех стран. Одним из активных политических партнеров ФРГ остается
Россия*.
Экономика. ФРГ — страна постиндустриальной экономики, в которой 2/3 принадлежит сфере услуг, 1/3 — промышленности и лишь около 1 % — сельскому, лесному хозяйству и рыболовству. Современная экономика Германии по величине — первая в Европе и четвертая в мире (после США, Китая и Японии).
До объединения Западная Германия и Восточная Германия обладали различными хозяйственными системами. В ФРГ получила развитие экономическая модель «социального рыночного хозяйства», обеспечивающая высокую эффективность рыночной экономики и высочайший уровень жизни всего населения**. В ГДР господствовало плановое централизованное хозяйство. После воссоединения в 1990 г. западных и восточных земель последние остаются во многом депрессивными.
Добывающая промышленность ввиду отсутствия многих минеральных ресурсов представлена в основном разработками угля и калийных солей. Добыча угля ведется в Рурском и Саарском каменноугольных бассейнах, а также Кёльнском и Силезском бу-роугольных бассейнах. Ежегодно добывается свыше 200 млн т угля (в том числе 175 млн т бурого угля — это первое место в мире).
* Россия всегда проводила политику согласия с Германией, сближаясь на династической или демократической основе. Почти за тысячу лет российско-германских отношений страны воевали «по-крупному» только трижды. Разумеется, ужасные катастрофы двух мировых войн с лихвой перекрывают малочисленность военных столкновений России и Германии. Тем временем Россия и Германия часто были союзниками. Россия трижды на протяжении двух последних столетий, когда решались исторические судьбы Германии, помогала ей: во время освобождения от наполеоновской оккупации, при объединении Германии в конце
XIX и XX вв.
** Принципы социального рыночного хозяйства и Германская экономическая модель были разработаны профессором Фрайбургского университета Людвигом Эрхардом, ставшим сначала министром финансов, а затем федеральным канцлером. Реализация германской экономической модели опиралась также на широкомасштабную помощь США по плану Маршалла.
77
В целом угольная промышленность малоэкономична и поддерживается за счет государственного бюджета. Газовая промышленность обеспечена отечественным сырьем лишь на треть, добыча нефти — ничтожна. В результате Германия вынуждена осуществлять значительные закупки нефти в странах Персидского залива, Северной Африки и России, природного газа — в соседних Нидерландах, Норвегии и также России. Разработка калийных солей ведется в Нижней Саксонии и Гессене.
Электроэнергетика базируется на тепловых и атомных электростанциях. На долю атомных станций приходится почти треть всей вырабатываемой в стране электроэнергии (свыше 540 млрд кВт-ч). В последние годы по всей стране развернулось широкое использование ветровых энергоустановок.
Обрабатывающая промышленность является ведущей в индустрии страны. Предприятия черной металлургии (по выплавке стали — 45 млн т Германия занимает четвертое место в мире) размещаются преимущественно в земле Северный Рейн — Вестфалия (Дуйсбург, Дортмунд). В качестве сырья широко используется металлический лом, обеспечивающий до половины потребностей отрасли. Сталь вывозится почти исключительно в виде проката и труб. Цветная металлургия также работает на привозном сырье и на ломе цветных металлов (например, по меди — на 90 %). По производству первичного алюминия (около 655 тыс. т) Германия занимает первое место в Европе. В целом металлургическая промышленность Германии в настоящее время сосредоточена на производстве вторичных металлов из лома. Перевод отрасли на импортное сырье способствовал ее сдвигу к портовым центрам. Поэтому крупными металлургическими центрами стали Гамбург и Бремен. Машиностроение — главная отрасль промышленности Германии. Машиностроение обеспечивает 50 % объема экспорта страны. Отрасль представлена общим машиностроением, автомобилестроением и электротехнической промышленностью. Общее машиностроение сосредоточено в Баварии, Баден-Вюртемберге и Северном Рейне—Вестфалии, где производится новейшее и высокопроизводительное оборудование для промышленных предприятий и электростанций. Автомобильная промышленность производит почти 6 млн автомобилей в год. Крупнейшие автомобильные заводы расположены в Вольфсбурге (компания «Фольксваген»), Штутгарте («Даймлер-Бенц»), Кёльне («Форд»), Франк-фурт-на-Майне («Опель»), Мюнхене («БМВ»), Хайльбронне («Ауди»). Открыты филиалы этих компаний в других городах страны — Берлине, Бремене, Гамбурге, Ганновере, Зальцгиттере, Касселе, Мангейме. Ведущими центрами судостроения являются Бремен (с Бремерхафеном), Гамбург, Киль, Любек, Паппенбург, Эмден. Машиностроение выпускает также военные и гражданские самолеты (Мюнхен), оптико-механическую продукцию (Баден-
78
ВЙ>ртемберг, Тюрингия) и полиграфическое оборудование (первое место в мире). Налажено широкомасштабное производство электротехники (компании «Бош», «Грюндиг», «Миле», «Томас»). Центрами отрасли стали Гамбург, Ганновер, Мангейм, Мюнхен, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт. Бурное развитие электротехники на юге Германии способствовало формированию там производственной зоны «хай-тек» (Мюнхен — Аугсбург — Ульм —
Штутгарт).
Химическая промышленность — вторая по значению отрасль индустрии. Производится обширная номенклатура высокотехнологичной продукции — кислоты, минеральные удобрения, краски, лаки, лекарственные препараты, нефтепродукты. На долю химических товаров приходится более 10 % валового объема всей промышленности и экспорта Германии. Ведущими компаниями являются «Байер», «Хехст», «БАСФ». Важнейшие предприятия отрасли расположены в Рурском районе и морских портах. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы сооружены в Весселинге (близ Кёльна), Гельзенкирхене (Рурский район), Гамбурге, Карлсруэ, Инголыитадте. Новыми центрами химической промышленности стали Леверкузен, Франкфурт-на-Майне, Людвигсхафен. Высокоразвитыми являются легкая и пищевая промышленность. Легкая промышленность знаменита кожевенно-обувным и текстильным производством. В пищевой выделяются пивоваренная и табачная. Многие отрасли работают полностью или в основном на отечественном сырье, другие зависят от импортного. Сырьевая ориентация определяет размещение предприятий легкой и пищевой промышленности. Традиционным для Германии остается производство фарфоро-фаянсовых изделий (всемирную известность сохраняет майсенский фарфор), бумаги (Саксония, Бранденбург). В аграрном секторе страны насчитывается около 500 тыс. фермерских хозяйств, где заняты 1,3 млн человек. Германия всегда отличалась высоким уровнем развития сельского хозяйства и его капиталоемкостью. Капиталоемкость аграрного сектора выражается в большой доле мелиорируемых земель и в значительном количестве вносимых удобрений (органических и минеральных). В силу климатических причин в отраслевой структуре сельского хозяйства Германии животноводство преобладает над растениеводством. Последнее в значительное мере продолжает и сейчас ориентироваться на обеспечение животноводства кормами. В структуре животноводства резко выделяется скотоводство и свиноводство. При повсеместном распространении крупного рогатого скота средняя плотность его поголовья особенно велика на юге страны, свиней — на севере. Среди растениеводческих культур (без учета кормовых) выделяется пшеница, рожь, ячмень, картофель, а также овес, бобовые и сахарная свекла. Главными районами производства пшеницы являются Вюртемберг и Бавария, ржи — Бранденбург,
79
Брауншвайг и Ганновер, сахарной свеклы — средняя Германия. Кормовые культуры, картофель, ячмень и овес выращиваются повсеместно. В целом в территориальном распределении выращиваемых растений решающую роль играют природные условия (сочетание тепловых ресурсов, влаги и почв), отраслей животноводства — наличие необходимых кормов.
Высокопроизводительное сельское хозяйство обусловливает развитие многоотраслевой пищевой промышленности. Некоторые ее отрасли по объемам производства продукции вышли на ведущие позиции в мире. В первую очередь это относится к производству молока, мяса, пива и сахара.
Германия обладает современным высокоразвитым транспортным комплексом. По густоте транспортных магистралей страна входит в число мировых лидеров. Ведущую роль в пассажирообороте и грузообороте играет автомобильный транспорт. Количество автомобилей в стране составляет около 50 млн единиц, из них более 40 млн легковых. Общая длина автомобильных дорог достигает 231 тыс. км, в том числе 11 тыс. км приходится на федеральные автобаны. На втором месте находится железнодорожный транспорт. Длина железных дорог составляет более 80 тыс. км. На некоторых участках организовано высокоскоростное движение (например, Гамбург — Берлин). Крупнейшие морские порты — Гамбург, Бремен, Вильгельмсхафен, Росток. Торговый флот насчитывает около 850 судов. Заметную роль играет внутренний водный транспорт, который лишь немного уступает по грузообороту железнодорожному транспорту. Широкая сеть каналов (самый значительный Рейн — Майн—Дунай) обеспечивает всем экономическим центрам ФРГ доступ к морским портовым комплексам страны, а также Роттердаму и Антверпену. Главные авиаузлы Германии — Франкфурт-на-Майне (первое место по пассажирообороту в Европе), Мюнхен, Дюссельдорф, Берлин. Авиационный парк насчитывает 1,4 тыс. самолетов, в том числе около 400 лайнеров.
Внешние экономические связи являются важнейшей частью хозяйственной системы ФРГ. Страна занимает второе место в мире по объему экспорта и импорта. Торговые связи осуществляются в основном со странами ЕС. В товарной структуре экспорта и импорта преобладают готовые изделия, а также продовольствие, полуфабрикаты, сырье. Важнейшими партнерами в инвестиционной деятельности являются США, Нидерланды, Швейцария, Франция, Великобритания.
ФРГ выступает главным торгово-экономическим партнером и кредитором России. На нее приходится около 20 % товарооборота РФ и 25 % всех прямых иностранных инвестиций в России. Почти 90 % российского экспорта в Германию составляют энергоносители и сырье. Россия поставляет в ФРГ 1/3 потребляемого природного газа и почти четверть необходимой нефти. Импортирует-
80
ся ютовая продукция. Развиваются другие формы внешних экономических связей.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 262.