Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· законности управления;

· комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;

· сочетания бассейнового и административно – территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;

· разделения хозяйственно – эксплуатационных и контрольно – надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;

· наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.

Органы управления

1) Органы общей компетенции

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют такое управление наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, – развитием экономики, управлением развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т. д.

К органам общей компетенции относятся:

· Президент РФ;

· Правительство РФ;

· правительства (администрация) субъектов Федерации.

2) Органы специальной компетенции

На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т. д.

К ним относятся:

· Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

· Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

· Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

· Федеральное агентство водных ресурсов;

· Федеральное агентство по недропользованию;

· Министерство сельского хозяйства РФ; 

· Федеральное агентство лесного хозяйства;

· Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

· Министерство экономического развития РФ;

· Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

· Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

· Федеральная служба безопасности РФ;

· Федеральное агентство по рыболовству.

3) Иные органы

На них возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач.

К ним относятся:

· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

· Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

· Министерство внутренних дел РФ (Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды);

· Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование);

· Федеральная таможенная служба (ФТС России).

Функция управления – это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования.

К таким функциям относятся:

· подзаконное нормотворчество;

· создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

· координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

· экологическое планирование;

· экологическое нормирование;

· экотехническая регламентация;

· экологическая стандартизация;

· оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

· экологическая экспертиза;

· экологическое лицензирование;

· экологическая сертификация;

· экологический аудит;

· экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);

· учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

· экологическое воспитание и образование;

· проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;

· экологический контроль;

· разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Экологический мониторинг.

Экологический мониторинг – это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими с ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.

Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функционирует в рамках Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.

Субъекты экологического мониторинга — органы исполнитель­ной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения.

Объекты экологического мониторинга – это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства, способные оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым статусом территории и объекты.

Экологический мониторинг осуществляется в целях (Постановление Правительства РФ №177):

· наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

· оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

· обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

 

 Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при:

·  разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;

· разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;

· осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;  

· прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;

· подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

 Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:

· регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

· хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

· анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

· обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

· государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

· государственного мониторинга атмосферного воздуха;

· государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

· государственного мониторинга земель;

· государственного мониторинга объектов животного мира;

· государственного лесопатологического мониторинга;

· государственного мониторинга воспроизводства лесов;

· государственного мониторинга состояния недр;

· государственного мониторинга водных объектов;

· государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

· государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

· государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;

· государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;

· государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

· государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:

· поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

· поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

· оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

· определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

· выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

· направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

· направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

· выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;

· оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

· создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

· хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

Функция организации и осуществления государственного экологического мониторинга возложена на Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Виды мониторинга

1. В зависимости от территории, охватываемой наблюдениями, мониторинг подразделяется: глобальный, региональный и локальный.

Глобальный мониторинг - слежение за общемировыми процессами (в том числе антропогенного влияния), происходящими на всей планете.

Основными целями программы глобального мониторинга являются: организация системы предупреждения об угрозе здоровью человека; оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат; оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах; оценка проблем возникающих при сельскохозяйственной деятельности и землепользовании; оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды; оценка загрязнения морских экосистем; создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

Региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то одного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. На уровне регионального мониторинга ведутся наблюдения за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов - бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем.

Локальный мониторинг - это слежение за естественными природными явлениями и антропогенными воздействиями на небольших территориях.

2. В зависимости от объекта наблюдения  мониторинг базовый (фоновый) и импактный.

Базовый мониторинг - слежение за общебиосферными природными явлениями без наложения на них антропогенных влияний. Например, базовый мониторинг проводится на особо охраняемых природных территориях, практически не испытывающих локальных воздействий деятельности человека.

Импактный мониторинг - это мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах. Это наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов и отдельных предприятий.

3. от объекта мониторинга – собственно экологический, воздуха, вод, земли, животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический;

4. мониторинг развития, основывающийся на показателях демографических, экологических, социальных и экономических.

Экологическое нормирование.

Экологическое нормирование – это деятельность специально уполномоченных органов управления в экологической среде по разработке, утверждению, нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование и образования отходов производства и потребления.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы, федеральные нормы и правила и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

 

Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

· проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

· проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

· установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

· осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

· формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

· оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

ПРИМЕР: Нормативы ПДК (предельно допустимых концентраций) и ОБУВ (ориентировочно безопасных уровней воздействия) – обязательно научное обоснование нормативов (пример, "Порядок организации разработки и утверждения ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов")

Материалы исследований по определению нормативов и методологические вопросы их разработки рассматриваются на заседаниях Научно-технического совета соответствующего органа/ведомства (обычно Заседания НТС проводятся два раза в год). По итогам составляются: Протокол заседания и Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ. Перечень направляется ведомством на согласование в Минприроды России, после чего передается на утверждение в ФОИВ (ведомство). Утвержденные нормативы вводятся в банк данных и рассылаются всем заинтересованным министерствам и ведомствам, а также передаются в Российский Регистр потенциально опасных химических и биологических веществ для включения в банк данных Регистра. Допускается пересмотр утвержденных нормативов в устан.порядке при представлении заинтересованными органами и организациями соответствующих обоснований и материалов.

Качество окружающей среды – опред. в зависимости от показателей:

а) устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

б) защищенность природной среды;

в) сохранение биологического разнообразия.

ВИДЫ НОРМАТИВОВ:

 

Ст. 20. Нормативы качества окружающей среды (ФЗ Об охране окр. среды)

- нормативы, установленные для химических показателей ОС

- нормативы, установленные для физических показателей ОС

- нормативы для биологических показателей ОС

- иные нормативы качества окружающей среды.

контроль за НК посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 392.