Оценка воздействия на окружающую природную среду
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оценка воздействия на окружающую среду – это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Статья 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Требования к материалам ОВОС устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

 

ОВОС включает:

1) определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;

2) разработку программы оценки воздействия на окружающую среду;

3) оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;

4) оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;

5) мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;

6) разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;

7) общественные слушания и экологическую экспертизу;

8) подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.

Принципы ОВОС:

1) презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;

2) обязательности проведения оценки воздействия на окружающую среду при планировании хозяйственной и иной экологически значимой деятельности;

3) обязательности выявления и анализа альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности; включая «нулевой вариант» (отказ от планируемой деятельности);

4) обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия, на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

5) включения в материалы по оценке воздействия на окружающую среду лишь научно обоснованных и достоверных данных;

6) отражения в материалах ОВОС результатов исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также связанных с ними социальных и экономических факторов;

7) обязанности заказчика предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации;

8) учета положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие;

9) недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Названные принципы являются обязательными для заказчика намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Субъекты ОВОС:

1) заказчик

Заказчик – это физическое или юридическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности.

Заказчик в дальнейшем предоставляет документы на государственную экологическую экспертизу.

2) исполнитель работ по ОВОС – это физическое или юридическое лицо, которое осуществляет непосредственно проведение ОВОС.

Как правило, это проектная организация либо иное лицо, которое обладает специальными знаниями по намечаемой деятельности.

Часто исполнитель совпадает с заказчиком (в одном лице).

3) уполномоченный орган государственной власти, который представляет имеющуюся в его распоряжении информацию по экологическому состоянию территории и информацию по воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду.

· органы государственной власти РФ (федеральные органы исполнительной власти – например, Министерство природных ресурсов РФ);

· исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

· иные органы, которым делегированы специальные полномочия.

4) общественность

Результатами ОВОС являются:

· информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий, возможности минимизации воздействий;

· выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений;

· решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, выборе технологий) или отказу от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Правовым выражением результатов ОВОС являются материалы по оценке воздействия, представляющие собой комплект документации, который одновременно является частью документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу.

Правовая природа ОВОС состоит в том, что оценка воздействия на окружающую среду представляет собой довольно формализованную процедуру, в результате осуществления которой выявляются, анализируются и учитываются прямые или косвенные последствия воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на природу.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 423.