ГАРАНТИИ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности.

Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства.

Материальные гарантии. Для осуществления подлинного суверенитета должны быть созданы экономические предпосылки – наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика, профицитный бюджет, позволяющий выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности.

 Организационные гарантии выражаются в том, что в суверенном государстве создана и эффективно функционирует система органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства.

Юридические гарантии – это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права.

Тема № 10

«ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО»

Понятие и формы государственно-территориального устройства. Симметричное и асимметричное устройство государства.

Понятие и признаки унитарного государства. Централизованное и децентрализованное унитарное государство.

Федеративное государство: понятие и признаки. Классификация федераций. Централизованные и децентрализованные федерации. Симметричные и асимметричные федерации.

Понятие федерализма. Координированный, кооперативный, дуалистический, договорной федерализм. Понятие института интервенции в федерализме. Ассоциированные государства.

Административно-территориальное устройство Республики Беларусь: понятие, принципы.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 1999. − № 1. − 1/0; 2004. − № 188. − 1/6032.

2. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном устройстве  Республики Беларусь» (в ред. Закона от  7 января 2012 г.) // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь.  − 1998.  − № 19.  − Ст.214; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 9. – 2/1898.

3. Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам административно-территориального устройства Республики Беларусь» //
Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 9. – 2/1898.

4. Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 6 «Об объединении районов и городов областного подчинения Республики Беларусь, имеющих общий административный центр» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2002. − № 5. − 1/3371.

5. Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2005 г. № 216 «О переименовании некоторых проспектов и улиц в г. Минске» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2005. − № 74. − 1/6432.

6. Указ Президента Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 472 «Об объединении районов и городов областного подчинения Республики Беларусь, имеющих общий административный центр» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2006. − № 124. −1/7779.

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2012 г. № 623 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам административно-территориального устройства Республики Беларусь» // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 11.07.2012. – 5/35940.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник / Г. А. Василевич.– Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.

2. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003. – 379 с.

3. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Выш. школа, 2004. – 351 с.

4. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 416 с.

Дополнительная

1. Абдулатипов, Р.Г., Болтенкова, Л.Ф. Опыты федерализма.  − М., 1994.

2. Государственное право Германии, Т. 1.  − М., 1994.  − С. 74  − 83.

3. Козлов, А.Е. Право на самоопределение как принцип международного права и конституционное право человека // Права человека и межнациональные отношения.  − М., 1994.

4. Конституции республик в составе Российской федерации. Сборник документов.  − М., 1995. 

5. Конституция Российской Федерации. Комментарий.  − М., 1994.

6. Лазаревский, Н.И. Автономия.  − СПб., 1906.

7. Лысенко, В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. − М., 1995.

8. Лукашенко, А.Г. Независимая Беларусь – наш достойный и надежный дом: Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь // Советская Белоруссия. − 2007.  − 25 апреля.  − С. 1– 6.

9. Федерации в зарубежных странах.  − М., 1993.

10.Остром, В. Смысл американского федерализма.  − М., 1993.

11.Тодыка, Ю.Н. Основы конституционного строя Украины.  − Харьков: Факт, 1999.  − 320 с.

12.Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. Вып. 1.  − М., 1995.

13.Чиркин, В. Е. Современный федерализм: сравнительный анализ.  − М., 1995.

14.Ященко, А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства.  − Юрьев, 1912.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 413.