2 Цар. 19, 1-8: Упрек Иоава[213] Давиду.
Возвращение Давида в Иерусалим.
2 Цар. 24, 1-9: Народная перепись и гнев Божий (9 стих: причина исчисления).
2 Цар. 24, 10-14: Давид выбирает себе наказание.
2 Цар. 24, 15-17: моровая язва.
2 Цар. 24, 18-25: жертвенник на гумне Орны[214] - умилостивление Господа.
Третья книга ЦАРСТВ
Завещание и смерть Давида
Борьба за престолонаследие (Адония[215] и Соломон):
Адония добивается Царства (3 Цар. 1, 5-10).
Нафан извещает Вирсавию (3 Цар. 1, 11-14).
Вирсавия у Давида (3 Цар. 1, 15-21).
Нафан говорит за Соломона (3 Цар. 1, 22-27).
Давид решает в пользу Соломона (3 Цар. 1, 28-37).
3 Цар. 1, 38-40: Помазание Соломона на Царство.
3 Цар. 2, 1-4: увещание Соломону.
3 Цар. 2, 8-9: последнее распоряжение Давида об уничтожении язычников.
3 Цар. 2, 10-12: смерть Давида.
Царствование Соломона
Мудрость царя, его величество и могущество.
3 Цар. 3, 3-15: первое явление Божие Соломону. Просьба царя к Богу - пример мудрости и смирения (ср. с Евангельским Словом “Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все прочее приложится вам” (Мф. 6, 33).
3 Цар. 3, 16-28: решение спора двух женщин, как пример мудрости царя.
3 Цар. 4, 20-28: величие страны премудрого Соломона.
3 Цар. 4, 29-34: Священное Писание о чрезвычайной премудрости Соломона.
Храм премудрого Соломона
Построение храма (3 Цар. гл. 5-7: семилетнее строительство (1017-1009 гг. до Р.Х.), изображение херувимов; храм Соломона, как прообраз христианского православного храма).
Краткая историческая справка - Храм Соломона и гора Мориа:
Храм Соломонов был построен на горе Мориа.
Фундамент храма Соломонова заложен был за 1008 - 1009 лет до Р.Х., и строение его продолжалось 7 лет; сокровища всего востока текли в Иерусалим на построение сего святилища, от коего в настоящее время уцелели лишь некоторые внизу своды, сделанные из камней огромной величины. При построении храма ежемесячно попеременно 10 000 человек рубили в Ливане кедры и певги, 70 000 человек свозили и сносили материалы к месту их назначения и 80 000 человек высекали камни из горы. Над работавшими находилось еще 3 600 приставников.
Приступая к строению храма, Соломон сделал громадные насыпи в уровень с вершиною горы Мориа и образовал обширную квадратную площадь, которая занимала почти 6-ю часть города; обнесена она была стеною вышины и толщины 6 локтей. С каждой стороны величественный портик вводил в первое отделение, назначенное для язычников и нечистых евреев; во втором отделении израильтяне отправляли свои молитвы; в нем вокруг всего храма шли колоннады и галереи; третье отделение занимали левиты; четвертое отделение составлял самый храм, который был длиною 60 локтей, шириною 20, вышиною 30, и состоял из притвора, святая и святая святых; в святая - входили иереи ежедневно, а в святая святых - входил лишь первосвященник и однажды в год. В святилище этом устроен был алтарь золотой, и трапеза для предложения хлебов, и святильники золотые, пять по правую и пять по левую стороны; кадильница, блюда и прочие принадлежности были золотые, и двери золотые; даже помост главного святилища покрыт был листовым золотом. Бесчисленные богатства преисполняли внутренность храма. Врата обращены были к востоку, дабы первые лучи солнца озаряли дом Божий.
Херувимы славы, осенявшие алтарь (ковчег, или крышку его, называвшуюся “очистилище”), вышиною были 10 локтей, а крылья у них были по 5 локтей. В Ковчеге Завета находились стамна золотая, имевшая манну, жезл Ааронов, прозябший и Скрижали Завета, на коих начертаны были заповеди, данные Богом Моисею.
Кир, царь Персидский, послал проповедовать по всему царству своему, что Господь повелел ему возобновить дом Его в Иерусалиме и чтоб кто желает помогли серебром и золотом и сосудами и скотом, и вторично евреи начали созидать храм Божий на горе Мориа; но уже кивот завета не находился в новосозданном храме: оный, по преданию сокрыт был Пророком Иеремиею в недрах горы. Возобновленный храм стоял около 500 лет. За 19 лет до Р.Х., Ирод, желая сделать угодное евреям, перестроил его и великолепно украсил, употребив камни в 40 локтей длины; об них-то и сказал Господь, что камень на камне не останется (Мк. 13, 2).
Множество знаменательных библейских событий совершилось на горе Мориа и в Соломоновом храме: на сем месте Авраам, повинуясь Богу, вознес некогда на жертвенник сына своего Исаака; сюда сходил ангел-истребитель для наказания Давида за самовольное исчисление народа; тут стоял кивот завета; в этом святилище воспиталась пренепорочная Богоотроковица Мария; сюда принесла Она двух горлиц в жертву очистительную; здесь Ее встретил праведный Симеон, и взяв на руки Спасителя мира, произнес сии боговдохновенные, многознаменательные слова; “ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром...”, сюда приходил на праздник Пасхи с родителями своими по плоти Богоотрок Иисус Христос; здесь Он, будучи 12-тилетним отроком, учил законоучителей еврейских; на кровле сего святилища дерзнул диавол искушать Его; отсюда Он изгнал бичем торжников; здесь Он избавил от осуждения жену-блудницу и ублажил вдовицу, принесшую две лепты; в сем святилище Он многократно укорял книжников и фарисеев; сюда Он, наконец, при кликах народа: “Осанна, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев” (Ин. 12, 13), торжественно вступил за несколько дней до вольного страдания Своего; в сем храме во время Его Голгофских страданий раздралась от верхнего края до нижнего церковная завеса, которая была толщиною около 9 сантиметров.
В 70 году после Р.Х. Тит окружает Иерусалим и вскоре после Пасхи берет его. С августа месяца в храме на горе Мориа прекращаются жертвоприношения.
Через 300 лет после разорения Иерусалима Титом, богоотступник Иулиан, вопреки предречений Божиих, вздумал возобновить храм этот; евреи и жены их ничего не щадили, дабы видеть святилище свое возобновленным, несли деньги и все свои ценности, неусыпно работали на развалинах, даже старцы и дети участвовали в работах; но все было напрасно: являлись ужасные огненные видения, и трудящиеся поглощаемы были землетрясениями, что и вынудило иудеев оставить суетное свое предприятие.
В 636 г. по Р.Х., когда мусульмане овладели Иерусалимом, то на месте сего святилища калиф Омар воздвиг мечеть, назвав ее “Эль-Сакраг”, но когда крестоносцы овладели Иерусалимом, то мечеть эту обратили в церковь. По изгнании их снова луна осветила мусульманское чтилище, которое и доныне существует, и величественностью своею превосходит все здания Иерусалима.
Чрез западные врата ограды вступаем на обширный двор бывшего храма, образующий собою громадную площадь, покрытую зеленью; на площади возвышается готическое восьмиугольное здание мечети синеватого цвета, с большим сферическим куполом и золотым полумесяцем на вершине. Мечеть имеет четверо ворот, расположенных по четырем сторонам света: северные врата называются “Бабуль-Джинна”, или двери рая; южные “Бабуль-Кибля”, т. е. двери молитвы; восточные “Бабуль-Дауд”, т. е. Давидовы; и западные “Бабуль-Харб”, или двери войны.
При входе внутрь мечети прежде всего внимание останавливается на внутреннем освящении предметов: свет, проходя чрез разноцветные стекла окон купола, покрывает все какою-то таинственностью. Два круга колонн из разноцветного мрамора поддерживают арки купола; первый круг колоннады идет вокруг стен, а второй расположен под самым основанием купола. В средине внутренней колоннады находится огромный камень или скала, темно-серого цвета, вышиною около 2 метров, а длиною во всю ширину купола, огражденный вызолоченной решеткой. Этот камень составляет главное святилище мечети; по имени сей скалы она названа Эль-Сакраг. Предания утверждают, что этот камень перенесен сюда из Вефиля при построении второго храма, существовавшего при Спасителе, что на этом камне почивал Иаков, когда видел во сне небесную лествицу, и что на сем камне был утвержден кивот завета. Во времена крестоносцев, когда мечеть Омарова в продолжении целого столетия была христианскою церковью, камень служил престолом при совершении литургии. Весь Восток благоговейно чтит этот священный камень.
Под камнем находится пещера, в которой, по преданию, убит был святой Пророк Захария. Есть предание, что эта же пещера была местом многих замечательных событий и местопребыванием святых мужей. В ее преддверии, в небольшой комнате, хранятся главные святыни мусульман: щит Магомета, знамя и меч Али, и копье принадлежавшее будто бы Давиду; тут же хранятся оставленные Магометом: подлинник Корана, седло его любимой лошади и разные хоругви. На дворе, против восточной стороны мечети, построен мраморный киоск, с водоемом восьмиугольной формы, увенчанный красивым куполом: его называют троном Давида.
В южной стороне двора стоит другая мечеть: Эль-Акса (отдаленная); тут был христианский храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, построенный царем Константином. На месте алтаря стоит мусульманская кафедра, близ коей две ниши (углубления): в нише с правой стороны отпечатлена стопа Спасителя, перенесенная, по преданию с горы Елеонской, а в другой нише две малые стопы или следа, по преданию, принадлежавшие Пресвятой Богородице, обитавшей здесь. Церковь построена крестообразно и украшена прекрасными колоннами из разного мрамора.
В числе ворот, вводящих в Омарову мечеть, замечательны ворота Золотые, заложенные наглухо, и ворота Красные, или Апостольские, при коих Апостол Петр исцелил хромого, просившего подаяния (Деян. 3, 6). Против этих ворот находятся развалины башни Марка Антония, напоминающие древнее владычество Римлян; башня была построена первосвященником Гирканом Маккавеем, который и жил в ней.
Нынешние потомки Израиля по пятницам приходят и плачут близ ограды бывшего некогда святая святых, а входить в ограду не дерзают.
Освящение храма и перенесение ковчега в храм.
3 Цар. 8, 1-13: храм как обиталище Божие.
3 Цар. 8, 14-21: речь Соломона.
3 Цар. 8, 22-53: назидательность молитвы Соломона - вознесение рук и коленопреклонение как знак благоговения и смирения, начало молитвы с благодарения (23-26), ст. 27-30: о правильном отношении ко храму, ст. 31-53: семь прошений ко Господу (число 7 как знак полноты):
1) о праведном решении спора в храме пред лицом Господним (31-32),
2) прошение о принятии покаяния народа во времена бедствий (33-34),
3) о принятии покаяния и отведения засухи (35-36),
4) прошение об отведении различных бедствий, “услыши и помилуй” кающихся и просящих о пощаде и насади в сердце народа страх Божий, чтобы народ не уклонялся от соблюдения заповедей (37-40),
5) прошение о том, чтобы Господь услышал молитву всякого иноплеменника, вошедшего в храм (впоследствии царица Савская, Нееман Сиринянин) (41-43),
6) “приими молитвы уходящих на войну по Твоему повелению” (44-45),
7) просьба услышать молящихся в сторону храма в случае общего пленения (46-50).
Основание надежды молитвы Соломона в особом избрании еврейского народа и Его милосердие к кающимся, “ибо нет человека, который не согрешил бы” (51-53)).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 254.