В процессе практических занятий студенты тестируются по различным тестовым методикам. По окончанию практических занятий формируется папка, содержащая результаты тестирования студентов, в ходе анализа которых составляет психологический портрет студента, а также содержится набор диагностических методик.
Перечень методик:
1. Исследование основных свойств личности по тесту «ОТКЛЭ»
2. Формула темперамента (по А. Белову).
3. Исследование акцентуации характера по методике «Чертова дюжина»
4. Исследование объема внимания.
5. Исследование переключения внимания.
6. Исследование распределения внимания.
7. Исследование смысловой памяти.
8. Исследование кратковременной памяти.
9. Исследование оперативной памяти.
10.Продуктивности памяти.
11.Исследование рефлективности мышления.
12.Исследование аналитичности мышления.
13.Исследование обобщения как мыслительной операции.
14. Личностная шкала самооценки С. Спилбергера.
15.Исследование тревожности по шкале Дж. Тейлора.
16.Исследование межличностных отношений по К.Н. Томасу.
IX. Решение проблемных ситуации
1. Этап: практический анализ ситуации (действующие лица, обстоятельства) определение проблемы.
2. Этап: определение проблемных узлов (возможные причины и прогнозируемые последствия развития ситуации).
3. Этап : Условное прогнозирование развития ситуации.
- Определение окончательной гипотезы, формулировка решения ситуации, обязательна опора на принципы профессиональной этики.
- Определение способов и методов коррекционного воздействия.
- Формулировка итоговых выводов.
4. Этап: Решение – ответ строится в соответствии с примерным планом:
- анализ ситуации, с примерами из задания, доказательствами из теоретического материала по учебным дисциплинам, обязательное использование профессиональных терминов. Если есть необходимость проанализировать ошибочные или правильные действия участников (обоснованная личная позиция приветствуется).
- предлагаемые варианты действий, обоснованные теоретически и, желательно, подкрепленные практическим личным опытом.
- прогноз вероятностного развития ситуации, обоснованный и доказательный.
Критерии оценки:
Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного рассмотрения вопроса, аргументированного выражения своей позиции, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;
Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного рассмотрения проблемы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат.;
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если тема не раскрыта, работа выполнена крайне небрежно и т.д.
VIII. Критерии оценивания и примерные вопросы для экзамена
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
Семестр
1. Современная психология и ее место в системе наук.
2. Классификация отраслей психологии. Психология в междисциплинарном пространстве.
3. Житейская и научная психология.
4. Становление психологической науки. Основные этапы ее развития.
5. Специфика человека как объекта исследования. Методы психологии.
6. Развитие психологических знаний вне рамок научной психологии. Психологические знания в античности.
7. Развитие психологических знаний вне рамок научной психологии. Психологические знания в Средневековье и период Возрождения.
8. Развитие психологических знаний вне рамок научной психологии. Психологические знания в Новое время.
9. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Классическая психология сознания. Основные имена. Основные достижения.
10. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Гештальтпсихология. Основные имена. Основные достижения.
11. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Бихевиоризм. Основные имена. Основные достижения.
12. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Психоанализ. Основные имена. Основные достижения.
13. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Культурно-историческая психология. Основные имена. Основные достижения.
14. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Деятельностный подход. Основные имена. Основные достижения.
15. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Гуманистическая психология. Основные имена. Основные достижения.
16. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Когнитивная психология. Основные имена. Основные достижения.
17. Проблема границ психического. Панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм. Объективный критерий наличия психики. Раздражимость и чувствительность.
18. Этапы развития психики в филогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект.
19. Возникновение и развитие сознания. Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.
20. Научение. Общая характеристика реактивного научения.
21. Научение. Общая характеристика оперантного научения.
22. Проблема локализации психики. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.
23. Психика и нервная система.
24. Измененные состояния сознания. Сон. Гипноз.
25. Общая психологическая характеристика деятельности.
26. Разработка и развитие теории деятельности в трудах отечественных ученых. Основные принципы психологической теории деятельности.
27. Концепция физиологии активности Н.А. Бернштейна.
28. Общая характеристика ощущений. Классификация ощущений.
29. Общая характеристика ощущений. Свойства и закономерности ощущений.
30. Проблема измерения ощущений. Психофизика.
31. Общая характеристика восприятия.
32. Основные свойства восприятия.
33. Общая характеристика представления. Основные характеристики.
34. Общая характеристика памяти. Память как психический процесс.
35. Классификация отдельных видов памяти
36. Основные процессы и механизмы памяти/
37. Особенности внимания как психического процесса.
38. Основные виды внимания.
39. Основные характеристики свойств внимания.
40. Классические теории внимания.
41. Общая характеристика мышления.
42. Классификация видов мышления: по форме, по характеру протекания, по степени развернутости, по степени новизны.
43. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
44. Основные виды мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация.
45. Мышление как процесс решения задач.
46. Общая характеристика речи. Функции речи.
47. Основные виды речи.
48. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.
49. Виды воображения. Классификация воображения по степени преднамеренности: произвольное и непроизвольное воображение.
50. Механизмы создания образов воображения.
Семестр
45. Когнитивные стили личности.
46. Сравнительно-патологический метод в психологии.
.
Критерии оценки на экзамене
Оценка экзаменатора | Требования к знаниям (в соответствии с компетенциями) |
«5» | Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач. |
«4» | Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. |
«3» | Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ. |
«2» | Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 380.