План
1. Самосознание человека.
2. Понятие и теория Я-концепции.
3. Я-образ личности.
4. Самооценка.
Практические задания
Задание 1. Прочитайте характеристику «Я-концепции», прокомментируйте, как, за счет чего происходит ее расширение или сужение. Как с этих позиций вы рассматриваете типичное осознание себя типичным современным человеком, свою «Я-концепцию»? Кто такой, на ваш взгляд, «человек Вселенной»?
«Я-концепция» определяется набором ролей, принятых данной личностью, описывает репертуар привычных для нее способов поведения. Происходящее вокруг приобретает для человека ту или иную окраску, только будучи преломленным через его «Я-концепцию». Лучше всего это иллюстрируется болезненными симптомами отчуждения человека от самого себя, когда он, произнося вслух свое имя, не узнает его звучания, не связывает с ним своего бытия. В норме и активизация тех или иных знаний происходит только после определения модальности происходящего для «Я-концепции» человека. Любопытно, что это психологическое образование имеет подвижные границы и может трансформироваться: расширяться или сужаться. Например, «Я-концепция» матери включает в себя и ее ребенка: Любое событие интерпретируется ею не только с учетом последствий для себя, но и с позиций заботы о ребенке. Случай еще большего расширения «Я-концепции» касается явлений национального и классового Самосознания. (В.П. Зинченко, Е. Б. Моргунов)
Задание 2. Укажите, какие из нижеперечисленных свойств предполагают позитивную самооценку, а какие – негативную самооценку:
а) Уверенность в себе.
б) Общительность.
в) Высокая критичность по отношению к окружающим.
г) Самостоятельность.
д) Стремление манипулировать другим человеком.
е) Искренность.
ж) Склонность выбирать работу полегче.
з) Любовь к лести.
и) Недоверчивость.
Задание 3. Какие механизмы психологической защиты действуют в следующих ситуациях:
а) После развода у Маргариты возникли серьезные финансовые трудности. Она сменила дорогие наряды на одежду спортивного стиля, стала ходить на работу пешком (раньше ее подвозил муж или же она брала такси). Коллег и знакомых она уверяла, что такая одежда удобна, а благодаря пешим прогулкам она получает всю необходимую физическую нагрузку и совершенно не нуждается в диете.
б) Антон Сидоренко часто приходит домой навеселе. По этому поводу в семье нередки ссоры. Тем не менее, когда его жена ушла в магазин, забыв взять с собой кошелек, и была вынуждена вернуться, Антон заявил: «Пить надо меньше, тогда и забывать не будешь».
в) Сергей не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту.
г) Саша отвык от сосания пальца в четыре года. В семь лет ему сообщили, что его родители разводятся и он будет жить с мамой и «новым папой». Саша снова стал сосать палец.
д) Анна, звезда женского футбола, во время игры порвала связки на ноге. Когда врач сказал, что она никогда не сможет играть в футбол, она принялась старательно изучать методику работы футбольного тренера.
е) Маленькая Ирина очень расстроилась, что мама ее отшлепала. Она побежала в свой игрушечный уголок и побила куклу.
ж) Когда Светлана сердится, она садится за пианино. Она уже сочинила в такие минуты несколько прекрасных джазовых мелодий.
з) Ольга постоянно забывает поздравить отца, который ушел в другую семью, с днем рождения.
и) Иван не сдал экзамен по математике и объясняет это тем, что математика – очень сложный предмет.
к) Андрей последнее время пристрастился к выпивке, но не считает себя алкоголиком.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Придумайте и опишите конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируется самосознание.
Задание 2. Приведите примеры актуализации в сознании человека различных "образов Я" : "настоящее Я", "динамическое Я", "идеальное Я", "ретроспективное Я", "функционально-ролевое Я", "изображаемое Я", "социальное Я", "физическое Я", "духовное Я".
Задание 3. Опишите множество жизненных ситуаций в которых происходит актуализация различных типов самооценки: адекватной, неадекватно завышенной и неадекватно заниженной.
Задание 4. Разработайте множество психологических рекомендаций по взаимодействию с людьми, имеющими разный тип самооценки.
Задание 5. Какие способы психологического воздействия способствуют повышению самооценки.
Задание 7. Опишите множество жизненных ситуаций (не менее 20), в которых происходит актуализация механизмов психологической защиты. Определите, какие механизмы психологической защиты в них проявляются.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 786.