Тема 20. Личность как психологическое понятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Общее представление о личности. Соотношение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность».

2. Психологические теории личности.

3. Структура личности.

4. Формирование и развитие личности.

Практические задания

Задание 1. Из данных понятий выстроите логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение.

Самосознание, «Я-концепция», личность, «Я-идеальное», человек, сознание.

Задание 2. Даны образцы проявления в поведении людей свойств индивида и свойств личности. Выберите те образцы поведения, которые характеризуют индивида, и те, которые характеризуют личность.

А. У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую.

Б. Студент рассказал о том, как он распределяет время между учёбой, спортом и личной жизнью.

В. Гражданин М. вступил в политическую партию.

Г. Преподаватель Г. отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

Д. Учитель внёс предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

Е. У инженера Ш. прекрасная дикция и приятный голос.

Задание 4. Установите соответствие.

А. убеждения;

Б. мотивы;

В. уровень притязаний.

1.Никогда не меняю свои решения.

2.Не хочу учить психологию - лучше посплю.

3.Мне достаточно четырёх баллов.

4.Учусь, потому что \нужен диплом.

5.Обманывать иногда можно, если это во благо другого человека.

6.Хочу первый взрослый разряд по баскетболу.

7.Учитель не должен оскорблять ребёнка.

8.Учусь потому, что хочу быть учителем.

9.Хочу, чтобы меня уважали учителя и одноклассники.

10.Человек в жизни должен попробовать всё.

Задание 3. Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные.

Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

Личность - это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.

Личность - это индивидуально выраженное всеобщее.

Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.

Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Личность - ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино разные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Задание 6. Что вы можете сказать об особенностях личности близнецов? Согласны ли вы с участниками приведенного диалога?

Лиз, чтобы поддержать разговор, снова нарушила воцарившееся за столом молчание.

- А близнецы действительно представляют интерес для науки? - спросила она доктора.

Улыбнувшись, доктор ответил:

- Чрезвычайно большой интерес! Однояйцевые близнецы теснее всех живых существ на свете связаны друг с другом. Отношения их ближе, чем даже у матери и ребенка. Они в высочайшей степени сопереживают друг другу и часто, обладая свойствами телепатии, могут угадывать мысли друг друга на расстоянии. Иногда во время наших исследований меня охватывало жуткое чувство, что пара близнецов воплощает в себе одного человека, или, скорее, две его половинки.

- Может быть, это оттого, что они вместе растут, проводят много времени друг с другом? Или здесь кроется несколько иная причина? - заинтересовалась Лиз.

- Да, здесь кроется несомненно другая причина, пока еще мало изученная нами. Мы изучали близнецов, которых по той или иной причине разлучили сразу после рождения и которые никогда не подозревали о существовании своих брата и сестры. Мы обнаружили поразительное сходство образа жизни этих находившихся далеко друг от друга людей, их вкусов, даже несмотря на то, что они росли в совершенно разных семьях. Я беседовал с одним таким близнецом, и во время интервью выяснилось, что он носит такие же, как его брат, модели одежды и даже прическу. В своих снах они оба очень долго видели свою пару, играли и разговаривали друг с другом. Поэтому ни один из них не удивился, узнав, что на свете живет его брат.

- Очень похоже на такое явление, как привидения, - вставила Марта, жена Джимми.

- Хотя это и не очень подходящий для психиатрии термин, - пояснил доктор, - все-таки он наиболее характерный.

- А близнецы всегда ладят друг с другом? - спросила Марта.

- Всегда, - ответил доктор. - По крайней мере, этот вывод подтверждается нашими наблюдениями. Мать близнецов смотрит на них, как на одно существо. Поэтому между ними не возникает конкуренции за право стать любимцем своей родительницы. В общих словах, дух соперничества им совершенно чужд. Вместо этого они как бы образуют единый союз, который, как один человек, вступает в состязание с другими личностями.

- Меня всегда удивляло, что мать одевает своих близнецов одинаково, - высказалась Марта. - Это ведь может испортить им жизнь, как-то лишить их индивидуальности.

- Некоторые опрошенные нами близнецы очень противились тому, чтобы их одевали в одинаковую одежду, - пояснила Энн Хэмилтон, - в то время как другим это очень нравилось. Некоторые близнецы так и продолжают с самого своего рождения до старости одинаково одеваться. Связь друг с другом сохраняется у них на протяжении всей жизни, вплоть до смерти. Огромное количество близнецов отказываются жениться или выходить замуж, чтобы навсегда сохранить свой союз друг с другом. Об этом явлении неплохо смогут вас проинформировать члены их семей.

- А мать близнецов всегда может отличить одного от другого? - спросила Лиз.

- Обычно ей удается это сделать сразу после их рождения, хотя и не всегда. Обычно при рождении близнецов родители надевают на ручки своим чадам браслеты с опознавательными знаками, чтобы можно было отличить одного ребенка от другого. Но с возрастом у каждого из близнецов появляется достаточно отличительных признаков, благодаря которым значительно облегчается участь окружающих людей. У одного может появиться какая-нибудь отметинка на теле или шрам, другой может сильно прибавить в весе, ну и все такое прочее.

...Жермен... повернулась к доктору.

- Близнецы очень палиндромичны. (С. Вудз)

Задание 7. Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?

Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика - событие, о котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.

В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум осеннего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.

Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться.

У ребенка, которому запрещали играть своими экскрементами, развивается преувеличенная чистоплотность.

Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой.

Студенту, который с удовольствием «смошенничал» бы на экзамене, кажется, что все на него смотрят так, как если бы он «мошенничал» взаправду.

Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола.

Маленькая девочка так сильно «любит» своего младшего братца, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг «перестанет» дышать.

Агрессивность женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи.

Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей.

Некто, воспитанный властным отцом, становится активистом одного из общественных движений протеста.

Агрессивный человек часто ведет себя слишком вежливо или слишком слащаво по отношению к другим.

Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже и думать не хотела.

Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей должностью и ему кажется, что все недовольны его работой.

Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы «на засыпку».

Задание 4. Прокомментируйте следующие фрагменты текста. Представителям каких психологических направлений они могли бы принадлежать?

Человек как целое необъективируем. Поскольку он объективируем, он есть предмет... но в качестве такового он никогда не есть он сам. По отношению к нему как к объекту можно действовать посредством внешних рассудочных установлений согласно правилам и опыту. По отношению к нему самому... я могу действовать только в исторической конкретности, в которой уже никто не есть «случай», но в которой совершается судьба.

Человек наделен способностью видеть во всех предметно-символических формах мира лишь себя самого; меняя и тасуя символы, он лишь разбирает слой за слоем себя, чтобы в конце концов прийти к последнему непостижимому - и до конца не достижимому - символу: себе самому.

Все наши мысли и размышления - это формы внутреннего диалога типа «с одной стороны... с другой стороны...», туда и обратно. Пока мы воспринимаем побочные продукты внутреннего диалога как предельную реальность, мы в основном не осознаем этот процесс и то, как мы связаны временем и энергией, которые мы на это тратим. Мы не замечаем, что без конца делим наш жизненный опыт на две или больше ролей, конфликтующих между собой, потому что по крайней мере одна из них фиксируется идеальным «что должно случиться». Мы не знаем, что, стараясь избежать болезненных последствий этого разделения, стараясь сложить все снова, все, чего мы достигаем, это создание ложного единства: мы идентифицируемся с одной ролью и с убийственной серьезностью воспринимаем ее как само собой разумеющуюся, а за дополнительные роли как будто и не отвечаем. Большая часть того, что дзен называет «относительным разумом», а западная психология зовет «Эго», происходит из ложного концептуального единства этого незавершенного диалога.

Задание 5. Определите, какие из перечисленных характеристик относятся к личности, а какие - не относятся.

Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.

Задание 6. Проанализируйте по приведенному тексту природу межполовых различий. Как вы считаете, различаются ли и в чем «мужская» и «женская» личности?

К. Макнемар установил, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими механическими и математическими способностями.

Д. Р. Хобсон, Р. Д. Хавигхурст и Ф. Н. Бриз показали, что у девочек по сравнению с мальчиками более выражена беглость речи.

Н. Марш, Дж. Антилл, Дж. Куннингам показали, что женщины более воспитуемы, адаптивны, обучаемы, у них выше уровень социальной желательности, в то время как мужчины чаще более находчивы, сообразительны, изобретательны. Показано, что мужчины предпочитают и решают лучше новые задачи, которые предъявляют максимальные требования к новаторству и минимальные - к совершенству решения.

Женщины предпочитают и успешнее решают задачи стереотипные, требующие минимума новаторства, но максимально долго высокого ритма; они чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах работы, которые требуют стереотипных, однотипных форм поведения. (С. Бенбоу, Р. Бартон, С. Жиклин и др.)

Все виды новых профессий, новые виды игр, спорта, хобби и т.д. вначале осваиваются мужчинами, а только потом женщинами. Известно, что среди композиторов и исполнителей, режиссеров и актеров, даже среди вязальщиков в прошлые века и сейчас наблюдается разное соотношение полов.

Особенно яркие отличия проявляются в психомоторике, что находит свое выражение в почерке. Так, у женщин почерк правильный, единообразный, точный, красивый, стандартный, симметричный, в то время как у мужчин неправильный, неравномерный, размашистый, некрасивый, ошибочный, индивидуально оригинальный и т.д. (К. Диукс и др.)

В исследовании В. М. Русалова изучались половые различия в структуре темперамента. Оказалось, что по шкалам эргичности, пластичности, темпа средние показатели существенно выше у мужчин, по шкалам социальной пластичности, эмоциональности и социальной эмоциональности - у женщин. По шкалам социальной эргичности и социальному темпу существенных различий между мужчинами и женщинами не обнаружено.

В. А. Геодакян предположил, что процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность - консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы - оперативную, временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь затем, после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками. Поскольку самцы филогенетически воплощают в себе принцип изменчивости, все новые признаки в развитии вида возникают сначала у самцов и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты. В онтогенезе, наоборот, самцы более ригидны и независимы от среды, тогда как самки более изменчивы, пластичны и лучше поддаются обучению. (По И. С. Кону)

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Прокомментируйте следующие высказывания. С какими вы согласны (не согласны) и почему? Какие из этих высказываний можно использовать в качестве определений сущности личности?

Человек в той мере субъект, в какой он - личность; организм - не субъект.

Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.

Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «Я» из «нe-Я»..., активно воздействующий на «не-Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.

Личность - субъект и объект общественных отношений.

Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность

Задание 2. Спрогнозируйте, какие личностные черты могут сформироваться у ребенка в различных социальных условиях при благоприятных и неблагоприятных воспитательных воздействиях.

Задание 3. Разработайте рекомендации по оптимизации неблагоприятных воспитательных воздействий на ребенка социальной среды.

Задание 4. Составьте психологический портрет хорошо знакомого вам человека. Перечислите основные личностные черты, которыми он обладает. Напишите, как можно взаимодействовать с данным человеком, учитывая особенности его личности.

Задание 5. Напишите эссе на любую выбранную вами тему.

Темы для написания эссе

1. Будь собой, прочие роли уже заняты. (Оскар Уальд)

2. Как у всех людей отличается походка, так каждый человек на свой манер чувствует, рассуждает, смотрит на вещи, и как не пытайся это исправить, ни с того, ни с сего, оно не исправится, а если пытаться выправить насильно, то что-то другое искажается. (Харуки Мураками)

3. Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его           усилий - его собственная личность. (Эрик Фромм)

4. Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник. (Уильям Шекспир)

5. То, что определяет наш путь, называется личной силой. Личность человека - это суммарный объём его личной силы. И только этим суммарным объёмом определяется то, как он живёт и как умирает. (Карлос Кастанеда)

6. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. (Фридрих Энгельс)

7. Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются. (Эразм Роттердамский)

Занятие

Дата: 2018-12-21, просмотров: 794.