Тема 18. Эмоциональная сфера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Значение эмоций в жизни человека и животных, основные функции эмоций.

3. Физиологические механизмы и корреляты эмоций.

4. Вклад различных теорий эмоций в современное понимание природы эмоционального отражения.

5. Формы эмоций.

6. Чувства. Высшие чувства.

Практические задания:

Задание 1. На какие свойства эмоций и настроений указывает приведенный отрывок из работы С. Л. Рубинштейна? Назовите их. Чем еще эмоции отличаются от настроений?

Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него; мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно - иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно... оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Задание 2. Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие - пониженной активности человека. Приведите примеры.

Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.

Задание 3. Познакомьтесь с приведенными примерами. Какое эмоциональное состояние в них описано? Чем, на ваш взгляд, отличается правонарушение, совершенное в этом состоянии, от «обычного» преступления?

1. Общая характеристика подследственного. М., 31 год, в детстве часто болел, в школе учился плохо. Был в армии и на фронте, ранен. Всегда отличался впечатлительностью и раздражительностью, временами нападали тоска и разочарование в жизни, были мысли о самоубийстве. Находился под наблюдением районного психиатра с диагнозом «психопатия». Несколько раз лечился в санаториях. С женой часто ссорится, к ребенку привязан, уделяет ему много времени, заботится и нянчит его.

Обстоятельства правонарушения. Около полуночи соседи М., молодые супруги, «подняли возню в своей комнате», танцевали, бегали друг за другом и, наконец, «упали» к себе на кровать. Тонкая фанерная перегородка, отделявшая их комнату от комнаты М., при этом повалилась. От сильного шума падающей стены ребенок проснулся и начал «дико кричать». М., в это время закрывавший форточку с помощью палки, внезапно впал в резко возбужденное состояние, изменился в лице, что-то бессвязно закричал, оттолкнул от себя жену, бросился в коридор, накинулся на стоявшего здесь испуганного соседа и нанес ему несколько ударов палкой по голове. Затем с криком побежал к себе в комнату, бросился в постель и некоторое время лежал как бы в забытьи. Очнувшись и узнав о происшедшем, был очень удивлен, так как ничего не помнил, начиная с того момента, когда он отскочил от окна. С избитым у него до этого никаких столкновений не было.
Физическое состояние. Без отклонений от нормы. Со стороны нервной системы отмечается лишь повышенная общая возбудимость. Психическое состояние. Ясное сознание, правильная ориентировка в месте, времени и обстановке; настроение подавленное; эмоционально неустойчив, раздражителен, капризен, обидчив, требует повышенного к себе внимания, несколько назойлив.

2. К. вместе с товарищами пил вино в ресторане. Что было потом - не помнит. Из уголовного дела видно, что он, будучи пьяным, зашел в незнакомый ему двор, по лестнице забрался на крышу дома, выломил слуховое окно и через чердак попал на кухню этого дома, перебил в окнах квартиры стекла, побил посуду, разрушил печь, начал душить перепуганную хозяйку квартиры и затем тут же улегся спать. Отсюда он был доставлен в вытрезвитель.

3. Ш., 52 года, в прошлом болел брюшным и сыпным тифом. Работая машинистом железной дороги, несколько раз попадал в крушение поезда, получал ушибы головы. Злоупотреблял алкоголем. ... Работоспособность его снизилась, и он был переведен на инвалидность, хотя урывками продолжал работать.
После эпизодического заболевания он представил для оплаты больничный бюллетень. Кассир страховой кассы задержал бюллетень для уточнения вопроса, может ли Ш., как инвалид, получать по бюллетеню деньги. От кассира Ш. ушел с чувством обиды и оскорбления, считая, что его без основания заподозрили в противозаконном поступке. Через два дня Ш. снова явился за деньгами и отобранной пенсионной книжкой. Так как кассир заявил, что по его делу ничего еще пока не выяснено, Ш. впал в возбужденное состояние и нанес кассиру несколько ран перочинным ножом. По описанию свидетелей, он в этот момент был «похож на сумасшедшего», «глаза были безумные», лицо бледное. Затем он упал и некоторое время был в бессознательном состоянии. Из происшедшего помнит лишь эпизоды, относящиеся к самому началу. Помнит, как он требовал у кассира вернуть пенсионную книжку, помнит, как тот отказал в его просьбе и затем подошел к шкафу, откуда взял что-то и положил в карман. Ему показалось, что это был револьвер. В глазах потемнело, сердце забилось. Что было дальше - не помнит. (Я. М. Колошник)

Задание 4. Дайте определение разным формам эмоциональных переживаний. Определите, о каких эмоциональных переживаниях идет речь в следующих фрагментах.

1. В древности китайские торговцы жемчугом следили за зрачками покупателей, рассматривающих выставленный товар. Если зрачок расширялся, торговец начинал настойчиво убеждать человека совершить покупку и часто с выгодой продавал свой товар.

2. Весь день они ссорились. Насколько мне известно, Нора собиралась положить конец их отношениям, и деловым, и личным. Она потребовала, чтобы он немедленно покинул дом. Но Риччио прекрасно чувствовал себя там и не собирался уходить. Риччио преследовал Нору по пути от ее комнаты до мастерской, стараясь убедить ее отказаться от своих намерений. Дэни сидела у себя и занималась, когда услышала крик Норы. Сбежав вниз, она увидела, что Риччио угрожает матери. Схватив со стола резец, она кинулась между ними и всадила орудие ему в живот. Когда Риччио, обливаясь кровью, рухнул на пол, девочка впала в истерику и стала рыдать. (Г. Роббинс)

3. Мы остановились перед светофором - с визгом; это было в духе отца - тормознуть так, чтобы мурашки по спине, чтобы ни сантиметра в запасе, - на волосок от вечности. Когда мы остановились, он сказал:

- Питер, ты как приехал сюда - все время киснешь. Неприятности?

...Что я мог ему ответить? И да, и нет... Тогда (чутье ему не изменило) он сказал:

- Я знаю. Знаю, Питер. В жалкое время живем. - Зажегся зеленый свет, и мы рванули с места. - Жалкое время. Пустое время. Серое время. В воздухе прямо пахнет гнилью. А главное - будет еще хуже. Это ты понимаешь? Почитай Карлейля. Почитай Гиббона. Возьми время вроде нашего, когда люди блудят с фальшивыми богами, когда второй от конца - это уже первач, когда кидаются на все, лишь бы было новым, гладким, забористым, - и к чему ты в конце концов приходишь? К моральной и духовной анархии, вот к чему. Потом - к политической анархии. А потом? К диктатуре! (У. Стайрон)

4. Первое, что он увидел дома, отперев дверь своим ключом, был отделанный золотом зонтик жены, лежавший на сундучке. Сбросив меховое пальто, Соме кинулся в гостиную. ...Он увидел Ирен на ее обычном месте в уголке дивана. Он тихо притворил дверь и подошел к ней. Она не шелохнулась и как будто не заметила его.

- Ты вернулась? - сказал Соме. - Почему же ты сидишь в темноте?
Тут он разглядел ее лицо - такое бледное и застывшее, словно кровь остановилась у нее в жилах; глаза, большие, испуганные, как глаза совы, казались огромными.
В серой меховой шубке, забившись в угол дивана, она напоминала чем-то сову, комком серых перьев прижавшуюся к прутьям клетки. Ее тело, словно надломленное, потеряло свою гибкость и стройность, как будто исчезло то, ради чего стоило быть прекрасной, гибкой, стройной...

Ирен не взглянула на него, не сказала ни слова; блики огня играли на ее неподвижной фигуре.

Вдруг она встрепенулась, но Соме не дал ей встать; и только в эту минуту он понял все. Она вернулась, как возвращается к себе в логовище смертельно раненое животное, не понимая, что делает, не зная, куда деваться. Одного взгляда на ее закутанную в серый мех фигуру было достаточно Сомсу.

В эту минуту он понял, что Босини был ее любовником; понял, что она уже знает о его смерти, - может быть, так же, как и он, купила газету и прочла ее где-нибудь на углу, где гулял ветер...

Он снова взглянул на нее, сжавшуюся в комок, словно подстреленная, умирающая птица, которая ловит последние глотки воздуха, медленно поднимает мягкие невидящие глаза на того, кто убил ее, прощаясь со всем, что так прекрасно в этом мире: с солнцем, с воздухом, с другом.
Так они сидели у огня по обе стороны камина и молчали. (Дж. Голсуорси)

Задание 6. Прочтите следующие высказывания. Определите, кто из перечисленных исследователей является их автором: Н. А. Рерих, В. К. Вилюнас, У. Джемс, В. Вундт, А. Н. Леонтьев, Б. Спиноза, П. В. Симонов.

[...] определял эмоции как состояния, которые «увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее»;.

[...] утверждал: «Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция».

«Эмоции, - писал [...], - выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности».

«Совокупность образов, связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов которого влечет, даже против воли субъекта, немедленное введение в сознание других элементов».

«Всю систему чувств, - писал [...], - можно определить как многообразие трех измерений» (удовольствия и неудовольствия, напряжения и разрядки, возбуждения и успокоения), «в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга».

Согласно формуле, предложенной [...], сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.

«Каждая радость уже есть новый путь, новая возможность. А каждое уныние уже будет потерею даже того малого, чем в данный час мы располагаем. Каждое взаимное ожесточение, каждое прощение обиды уже будет прямым самоубийством или явною попыткою к нему. Окриком не спасешь, приказом не убедишь, но светлое «радуйся», истинное, как светильник во тьме, рассеет все сердечные стеснения и затмения».

Задание 7. Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современной психологии эмоций.

Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.

Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.

Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций.

Чувства непередаваемы языком слов и движений.

Без эмоций невозможны познание и деятельность.

Разум всегда способен взять верх над эмоциями.

Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.

Эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.

Задание 8. Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах.

Эмоции - это есть работа инстинкта, а чувства - горечь, печаль и т.д. - это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий... Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (По И. П. Павлову)

Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б. Д. Парыгин)

Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К. К. Платонов)

Задание 9. Какие индивидуальные особенности чувств (сила, глубина, амбивалентность, устойчивость) проявляются в приведенных примерах? Какое влияние (регулирующее, стимулирующее, дезорганизующее) оказали здесь чувства на поведение и образ жизни?

Урок английского языка. Ученики принесли в класс ворону. Молодая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время в класс заглядывает ее коллега и любимый человек М. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить ему суть происходящего. Но тот холоден и строг. Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из учеников завернул в тряпку, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ученики грубят учительнице. Одного за другим она выгонят их за дверь.

«Не знаю, - пишет юноша девушке, - люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Ставлю вопрос: почему я могу тебя любить? Не нахожу ответа. Но нет, кажется, оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние по отношению к тебе».

Сталевар 41 года переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время войны работал по 2-3 смены, не выходя из цеха. Теперь работа ему в тягость, он жалуется на крайнюю усталость и апатию.

Анна Каренина накануне гибели размышляет о своем отношении к Вронскому: «Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее... У меня все в нем одном, и я требую, чтобы он все больше и больше отдавался мне... Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим». (Л. Н. Толстой)

Задание 10. Попробуйте догадаться, какие эмоции и чувства имеются в виду в следующих метафорах и определениях.

Зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя (Гегель)

Плохой регулятор, но мощная пружина (Эмерсон)

Внутренний голос, предупреждающий, что за нами кто-то следит (Менкен)

Любовь к тому, что сам приказываешь себе (Гете)

Бриллиант на руке у добродетели (Вольтер)

Логарифм гордости (Вольфрам)

Самая утонченная форма мести (Грасиан)

Любовь, которая терзается болью любимых (Фенелон)

Дитя добродушия (Ричардсон)

Корень всех зол (Чосер)

Кратковременное безумие (Гораций)

Опьянение ума (Саути)

Задание 12. Определите, актуализация каких эмоций происходит в следующих ситуациях.

а) Учитель видит, что ученик списывает контрольную работу у соседа, и делает ему замечание.

б) Опытная массажистка делает пациенту массаж спины.

в) Придя домой с работы, мама видит сидящего на пороге щенка.

г) Девушка получила от любимого письмо из армии.

д) Крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке.

е) Девушка поздно вечером одна идет по темной улице.

ж) Заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него.

з) В жаркий летний полдень на даче мужчина обливается прохладной водой.

и) Студент-первокурсник сдал зимнюю сессию на «пятерки».

5. Опишите ситуации, в которых проявляются основные функции эмоций.

Задание 13. Определите, какие функции эмоций актуализируются в следующих ситуациях:

а) Собираясь на первое в своей жизни свидание, девушка сильно волнуется. Ее руки дрожат, когда она собирает волосы в прическу, а сердце учащенно бьется.

б) Не подготовившийся к семинару студент так боялся, что его спросят, что был не в состоянии реагировать на смешные истории, которые рассказывал ему сосед по парте.

в) От страха при виде стремительно приближающейся собаки девочка не могла не только двинуться с места, но даже крикнуть, чтобы позвать на помощь.

г) Услышав любимую мелодию, доносившуюся из приемника, девушка отложила на время книгу и поспешила прибавить звук.

д) Получив наконец-то от своей девушки согласие на предложение стать его женой, молодой человек чувствовал себя настолько счастливым, что даже не заметил, как начался дождь.

е) Разозлившись на своего любимого кота, испортившего обивку на новом диване, хозяйка отшлепала его.

ж) Услышав от друга старшего брата комплимент в свой адрес, девушка смутилась, и на ее щеках выступил румянец.

з) Целую неделю молодой сотрудник готовился к докладу на важном совещании, но когда ему предоставили слово, он вдруг понял, что все забыл.

и) Посмотрев фильм о «красивой» любви, девушка представила себя на месте героини.

к) После серьезной ссоры с другом у девушки пропал аппетит, и уже через неделю она выглядела изрядно осунувшейся и похудевшей.

7. Перечислите известные вам чувства и классифицируйте их по группам (интеллектуальные, моральные и эстетические).

8. Какой вариант поведения наиболее целесообразен, если человек находится в состоянии гнева?

Задание 14. Опишите, как могла бы выразить или сдержать свой гнев девушка в следующей ситуации.

Даша два месяца не покладая рук работала над курсовой работой по физике. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь ее преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на один день. Даша чувствует, как ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

А. Прямое выражение гнева: __________________

Б. Косвенное выражение гнева: ________________

В. Сдерживание гнева: ________________________

Задание 15. Укажите, какой стратегией борьбы со стрессом пользуется каждый из описанных ниже персонажей (решает проблему, изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею).

а) Гражданка А. попала в автомобильную катастрофу и получила травму шеи. Она утверждает, что в результате этого несчастного случая стала лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.

б) В ресторане господин Н. и его новая знакомая были вынуждены более получаса ждать, пока их обслужат. Он начал отпускать шутки по поводу медлительности официантов и в конце концов решил, что в результате этой задержки у них оказалось больше времени на беседу.

в) Начальник крайне низко оценил работу своего сотрудника В. Тот думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. В итоге он выбрал последний вариант.

г) Стол госпожи Х. в офисе стоит рядом со столом женщины, у которой громкий визгливый голос. Чтобы снять напряжение, госпожа Х. каждый день во время обеденного перерыва совершает спокойную пробежку по парку.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Приведите примеры ситуаций, в которых проявляются различные эмоции и выделите основные структурные компоненты данных эмоций (предмет, эмоциональная окраска, потребность.

Задание 2. Опишите ситуации, в которых проявляются различные виды стресса.
Разработайте рекомендации о том, как можно оптимизировать влияние стресса на человека в данных ситуациях.

Задание 3. Определите, какие из нижеперечисленных эмоций встречаются у вас чаще всего, оцените их частоту и интенсивность по десятибалльной шкале:

1. Гнев

2.Тревога

3. Уныние, депрессия

4. Отчаяние

5. Разочарование

6. Чувство вины

7. Ощущение беспомощности

8. Раздражение

9. Чувство одиночества

10. Ярость

11. Беспокойство, нетерпеливость

12. Застенчивость

13. Ощущение, что вас не любят.

Если эмоция оценивается выше, чем 5 баллов, она должна рассматриваться как показатель высокого уровня стресса.

Опишите типичные ситуации, в которых возникают данные эмоции и предложите способы регуляции стресса в данных ситуациях.

 

Занятие 36,37







Тема 19. Волевые процессы

План

1. Воля и волевые действия человека.

2. Различные подходы к пониманию воли в истории психологии.

3. Физиологические механизмы волевого действия.

4. Психологическая структура волевого акта.

Практические задания

Задание 1. Определите, что в приведенном списке может быть отнесено к произвольной саморегуляции, а что - к волевому поведению.

Сдерживание эмоций, управление запоминанием текста, аутогенная тренировка, постановка целей, самовнушение, изменение цели, преодоление внутренних препятствий, ритуальные действия перед экзаменом, образование квазипотребностей, смыслопорождение, самоконтроль, формирование аутоустановки, планирование возможностей достижения, борьба мотивов, принятие решения, выбор между двумя равнозначными возможностями, снятие внутреннего напряжения, самоубеждение, релаксация, рефлексия, внутренний диалог с самим собой, смысловое связывание, создание новых мотивов-стимулов, аутоагрессия, самоподкрепление, формирование длительного намерения, построение жизненной стратегии, волевое усилие.

Задание 2. Выберите из предложенного списка слова, относящиеся к характеристике волевого поведения.

Мотив, саморегуляция, самооценка, желание, рефлексия, надежность, стремление, цель, эмоция, мышление, уверенность, планирование, усилие, уровень притязаний, движение, рефлекс, реагирование, агрессивность, настойчивость, побуждение, принятие решения, конфликт, сознание, намерение, восприятие, внимание, ценность, установка, свобода выбора, энергия, потребность, риск, авантюризм, импульсивность, дисциплинированность, ответственность, волюнтаризм.

Задание 3. Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где - с тормозной функцией воли.

Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.

Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз.

Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию.

Официант ресторана «Модерн-на-Упе» Жорж Березкин был оскорблен словесно подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой «Жириновский», получил в лицо порцию салата « Цезарь», а о его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее, официант Березкин стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые.

Бальзаковская женщина Фаина Константиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем.

Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную «косуху», как у его кумира Вилли.

Задание 4. Какие физиологические механизмы воли проявляются в каждом из описанных случаев?

Известно, что Вальтер Скотт, пораженный болезненным недугом, диктовал свои произведения. Усилиями воли он заставлял себя говорить. Увлекаясь особенно оживленными диалогами, он вскакивал с постели и, бегая по комнате, совершенно входил в роль своих героев, забывая о боли.

Когда человек учится ездить на велосипеде, ему достаточно только подумать, что он сейчас упадет, как он действительно падает.

Исследования, проведенные с детьми разного возраста, показали, что только после трех лет ребенок может выполнять действие по словесной инструкции.

Задание 5. Определите, какие волевые качества (возбудимость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергичность, подавление действия или способность к задержке) проявились в каждой из описанных ситуаций.

Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади.

Конструктор А., учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертежной группе. Поскольку занятия проводились по понедельникам, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по 5 - 6 раз. Через два года занятий учитель черчения назвал его чертежи лучшими в школе.

Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду.
Шестиклассник В., чтобы развить свою волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней 2 - 3 дня.

Героиня романа Р. Мерля «Под стеклом», чтобы преодолеть свою робость, застенчивость и слабоволие, писала себе жестокие приказы и развешивала их на стенах своей комнаты, снимая только тогда, когда приказ был выполнен.

Задание 6. Определите тип патологии волевого поведения в каждом из примеров. Функционирование какой области мозга затруднено в каждом случае?

Больной А. характеризуется усилением побуждений, повышенной деятельностью - он постоянно должен что-то делать, куда-то бежать. В его голове «планов громадье», у него много разнообразных, часто разнонаправленных устремлений, он очень инициативен и подвижен, «легок на подъем». Действия его резки, быстры, порывисты, а все поведение производит впечатление суетливости, мельтешения. Он быстро и много говорит, захлебываясь словами, перескакивая в разговоре с одной темы на другую, часто не заканчивая свои мысли.

Больной Б. отличается демонстративным негативизмом в форме бессмысленного противодействия, сопротивления любым предложениям, немотивированных отказов от выполнения любого действия. Поведение характеризуется импульсивностью, вычурностью движений.

Больному В. жизнь кажется «сложной штукой», сопровождаемой опасностями и неприятностями. Он пасует перед малейшими трудностями, избегает всяческой ответственности, боится принимать даже элементарные решения, не умеет контролировать сиюминутные побуждения и порывы во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Его характеризуют бедность побуждений, бездеятельность, скудная, лишенная выразительности речь, ослабление внимания, обеднение мышления, снижение двигательной активности, ограничение общения вследствие снижения откликаемости.

На почве мозговой патологии у больного Г. исчезли даже малейшие побуждения к деятельности. Он утратил большую часть своих желаний, у него исчезла способность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. Поведение Г. отличает полная безучастность и бездеятельность, прекращение общения вследствие исчезновения откликаемости. Фактически его действия сводятся к полевому поведению.

У больного шизофренией Д. диагностировано сложное нарушение целенаправленности действий, вызванное поражением лобных долей. Оно проявляется в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта. Задания, предложенные психологом, выполняются медленно, при постоянном контроле со стороны, с многочисленными ошибками, без должной настойчивости и интенсивности.

Задание 7. Можно ли отнести приведенные ниже примеры к случаям патологии волевого поведения? Почему?

1. Совершенную противоположность с Порфирием Владимировичем представлял брат его, Павел Владимирович. Это было полнейшее олицетворение человека, лишенного каких бы то ни было поступков. Еще мальчиком он не выказывал ни малейшей склонности ни к учению, ни к играм, ни к общительности, но любил жить особняком, в отчуждении от людей. Забьется, бывало, в угол, надуется и начнет фантазировать. Представляется ему, что он толокна наелся, что от этого ноги сделались у него тоненькие, и он не учится. Или - что он не Павел - дворянский сын, а Давыдка-пастух... что он арапником щелкает и не учится. ...Шли годы, и из Павла Владимирыча постепенно образовывалась та апатичная и загадочно-угрюмая личность, из которой, в конечном результате, получается человек, лишенный поступков. Может быть, он был добр, но никому добра не сделал; может быть, был и неглуп, но во всю жизнь ни одного умного поступка не совершил. Он был гостеприимен, но никто не ластился на его гостеприимство, он охотно тратил деньги, но ни полезного, ни приятного результата от этих трат ни для кого никогда не происходило; он никого никогда не обидел, но никто этого не вменял ему в достоинство... (М. Е. Салтыков-Щедрин)

2. Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать, но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его...

И снова, преданный безделью, Томясь душевной пустотой, Уселся он - с похвальной целью Себе присвоить ум чужой; Отрядом книг уставил полку, Читал, читал - а все без толку: Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет; На всех различные вериги; И устарела старина, И старым бредит новизна. Как женщин он оставил книги И полку, с пыльной их семьей, Задернул траурной тафтой.(А. С. Пушкин)

3. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей» - «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» - Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило» - «А, так ты» - «Я без души Лето целое все пела». – «Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!» (И. А. Крылов)

4. Часто покидает огромные хоромы тот, кому надоело быть дома, и внезапно возвращается, так как находит, что и не дома ничем не лучше. Стремительно мчится он, рысаков погоняя, в усадьбу, как будто ему нужно спешить на пожар; снова, опять начинает зевать, как только коснется порога усадьбы; или удрученный отходит ко сну и ищет забвенья, или поспешно стремится он в город, и вот он там снова. (Лукреций)

Задание 8. Разным возрастам свойственна разная степень сформированности волевой регуляции и волевых качеств. Определите, что из приведенного списка свойственно детям младшего школьного возраста, подросткам и старшеклассникам.

Дифференциация мотивов волевой регуляции; смелость; организованность; гибкость волевой регуляции; исполнительность; целенаправленность; использование физических действий в волевой регуляции (зажмуривание глаз, сжимание кулаков, напряжение мышц и т.д.); настойчивость; введение ограничений в распорядок собственной жизни; включение в волевую регуляцию познавательных мотивов; самоконтроль; включение в волевую регуляцию мотивов самоизменения; использование психических действий в волевой регуляции (выдержка, упорство, самовнушение, самоприказ и т.д.); самостоятельность в постановке целей волевой регуляции; умение ставить отдаленные цели; центрация на оценке результатов деятельности; увеличение осознанности в постановке целей волевой регуляции; умение рассчитывать только на себя; волевое усилие в интеллектуальной деятельности; стремление к воспитанию у себя определенных качеств; выдержка; решительность; инициативность.

Задание 9. Прочитайте отрывок из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» и ответьте на вопрос: эффективен ли найденный героем метод воспитания воли? В чем вы видите проблему Вити? Каковы направления формирования волевого поведения?

...Наконец мне стало ясно, что у меня совсем нет воли. То есть у меня воля есть, только она не сильная, а совсем-совсем слабенькая воля. Если мне надо что-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя это делать, а если мне не надо чего-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя этого не делать. ...Я решил, что мне надо развивать сильную волю. Что нужно делать для этого? Для этого я буду делать не то, что хочется, а то, чего вовсе не хочется... Начать решил сразу, с этого же дня. В этот день мама испекла к чаю мое самое любимое пирожное... Но я решил, что раз мне хочется съесть это пирожное, то я не буду его есть...

- Почему же ты не стал есть пирожное? - спросила мама.

- Пирожное будет лежать здесь до послезавтрашнего вечера - ровно два дня, - сказал я.

- Послезавтра вечером я его съем.

- Что это ты, зарок дал? - говорит мама.

- Да, - говорю, - зарок. Если не съем раньше назначенного срока это пирожное, значит, у меня сильная воля...

- Мне кажется, ты не выдержишь, - сказала Лика.

- А вот посмотрим.

Наутро я встал - мне очень не хотелось делать зарядку, но я все-таки сделал, потом пошел под кран обливаться холодной водой, потому что обливаться мне тоже не хотелось. ...Пирожное так и осталось лежать на тарелочке. Когда я пришел, оно лежало по-прежнему, только мама накрыла его стеклянной крышкой от сахарницы, чтобы оно не засохло до завтрашнего дня. Я открыл его и посмотрел, но оно ничуть даже еще не начало сохнуть. Мне очень захотелось тут же его прикончить, но я поборол в себе это желание.

В этот день я решил в футбол не играть, а просто отдохнуть часика полтора и тогда уже взяться за уроки. «Чем же заняться? - думаю. - Во что поиграть?». Потом думаю: «Пойду-ка поиграю с ребятами в футбол».

Не успел я это подумать, как ноги сами вынесли меня на улицу, а пирожное так и осталось лежать на тарелке.

Иду я по улице и вдруг думаю: «Стоп! Что же это я делаю? Раз мне хочется играть в футбол, то не нужно. Разве так воспитывают сильную волю?». Я тут же хотел повернуть назад, но подумал: «Пойду и посмотрю, как ребята играют, но сам играть не буду». Пришел, смотрю, а там уже игра в самом разгаре... И тут уж я даже сам не заметил, как ввязался в игру.

Домой снова вернулся поздно и думаю: «Эх, безвольный я человек! С утра так хорошо начал, а потом из-за этого футбола все испортил!&»
Смотрю - пирожное лежит на тарелке. Я взял его и съел.

«Все равно, - думаю, - у меня никакой силы воли нет».

Лика пришла, смотрит - тарелка пустая.

- Не выдержал? - спрашивает.

- Чего «не выдержал»?

- Съел пирожное?

- А тебе что? Съел, ну и съел. Не твое ведь я пирожное съел!

- Чего же ты сердишься? Я ничего не говорю. Ты и так слишком долго терпел. У тебя большая сила воли. А вот у меня никакой силы воли нет.

- Почему же это у тебя нет?

- Сама не знаю. Если б ты не съел до завтра это пирожное, то я сама бы, наверное, съела.

Задание 10. Проанализируйте точку зрения американского биопсихолога Карен Прайор, опубликованную в работе под названием «Не рычите на собаку». Почему положительное самоподкрепление в напряженной деятельности оказывает больший эффект, чем отрицательное?

Люди почему-то часто пренебрегают самоподкреплением, используя в большей мере самонаказание, самообвинение, самоупреки. Отчасти потому, что склонны требовать от себя гораздо больше, чем от других. Поэтому мы часто по нескольку дней не расслабляемся, переходя от одной задачи к другой, от нее к третьей, не замеченные и не отблагодаренные даже самими собой. Такое лишение себя подкреплений и есть один из основных факторов повышения нервозности и депрессий. Мы должны подкреплять себя здоровыми способами - часом досуга, прогулкой, беседой с друзьями или хорошей книгой. К сожалению, многим больше знакомы нездоровые способы положительного подкрепления: сигаретой, пивом, кофе, пищей, от которой появляется лишний вес, сидением допоздна перед телевизором, сном до обеда и т.д.

Страстный любитель игры в сквош, но не слишком хороший игрок решил проверить на опыте эффективность самовознаграждения за хорошие удары. Сначала, говорил он, я чувствовал себя жутким дураком, приговаривая при каждом удачном ударе: «Хорошо, Пит, молодец». Но потом моя игра начала улучшаться. Я побеждаю тех, у которых прежде не мог выиграть даже очко. И я получаю гораздо больше удовольствия. Я не ору на себя все время, не злюсь и не расстраиваюсь. Если удар не получился, ничего страшного, следующие будут хорошими.

Задание 11. Проанализируйте приведенный фрагмент и попробуйте ответить на «классический» вопрос теории воспитания: почему изменение себя в положительную сторону требует волевых усилий, а плохие привычки закрепляются без труда с нашей стороны? Согласны ли вы с методом самовнушения, предложенным Эмилем Куэ?

Если вы сознательно внушаете себе что-либо, делайте это совсем естественно, совсем просто, с убеждением и особенно без всякого усилия. Если бессознательное самовнушение, часто дурного характера, бывает столь успешным, то это оттого, что оно осуществляется без усилий. Если некоторые не добиваются удовлетворительного результата с помощью самовнушения, это или потому, что не доверяют себе, или, чаще, потому, что совершают усилия. Чтобы добиться результата, совершенно необходимо отсутствие усилий. Ибо они предполагают участие воли, в то время как именно она должна оставаться в стороне. Должно прибегать лишь к воображению.

Задание 12. Попробуйте дать объяснения перечисленным фактам. Почему люди все-таки совершают действия, угрожающие инстинкту самосохранения? Можно ли считать такие действия высшим проявлением воли?

Американцы - ветераны вьетнамской войны рассказывали о случаях, когда возле их баз появлялись женщины, подростки и даже дети, буквально увешанные под одеждой гранатами и взрывчаткой. Собрав вокруг себя как можно больше врагов, приближаясь как можно ближе к вражескому объекту, они взрывали себя или взрывались от выпущенной по ним автоматной очереди.

Во время войны на летчиков наводили страх японские камикадзе, бросавшие свой самолет в гущу врагов.

Во время землетрясений спасатели проникают в угрожающие завалы, если сохраняются шансы найти оставшихся в живых людей.

Люди бросаются в горящие здания, чтобы спасти из огня ребенка, животное, семейные реликвии.

Старики часто готовы голодать и мерзнуть, но не продают принадлежащие семье и передающиеся из поколения в поколение картины, книги, предметы искусства.

Задание 13. Как называется теория воли, изложенная в этом отрывке? Определите, какие философские взгляды лежат в ее основе. Готовы ли вы разделить ее и почему?

Человек же никогда не желает того, о чем у него нет представления. Сознание человека наполнено массой представлений различной степени ясности... Каждое из этих представлений борется за свое преимущественное положение в сознании. Побеждают в этой борьбе наиболее ясные и отчетливые представления, которые и дают начало волевым процессам: волевые стремления возникают в процессе борьбы представлений.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Обобщите приведенные цитаты, выпишите понятия, раскрывающие сущность волевого поведения.

1.Все, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его голову: даже за еду и питье человек принимается вследствие того, что в его голове отражаются ощущения голода и жажды, а перестает есть и пить вследствие того, что в его голове отражается ощущение сытости. Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом — в виде «идеальных стремлений», и в этом виде они становятся «идеальными силами». (Ф. Энгельс)

2.Волевые проявления — продукт системной работы мозга, в которой ведущую роль играют «второсигнальные управляющие импульсы тонизирующего и тормозящего характера». (И. Павлов)

3.Воля не есть какой-тобезличностный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения. (И.М. Сеченов)

Задание 2. Проанализируйте приведенные тексты и ответьте на вопросы. Какие причины породили необходимость введения и сохранения понятия воли в психологии? Сохранились ли данные исторические реалии, породившие необходимость введения понятия «воля» в психологии, в настоящее время?

1.Одним из первых в европейской культуре, кто рассмотрел действия, лишенные стремления к цели, но принимаемые человеком как «обязательные к исполнению», был Аристотель. Он считал, что действия, осуществляемые по разумному решению, можно объяснить, только допустив наличие особой способности — воли, которая придает разумному решению стремление или возможность инициировать и доводить до цели намеренное действие.

2.Второй реальностью, оправдывающей введение понятия воли, явилась необходимость выбора действий при конфликте мотивов, целей, когда человек не находит разумных оснований выбора. В такой ситуации воля наделяется способностью совершать такой выбор по собственному критерию.

3.Обращение к понятию воли было обусловлено способностью человека управлять по своему сознательному решению психическими и физиологическими процессами и состояниями, различными параметрами двигательных актов (силой, скоростью, темпом, длительностью и т.д.).

 



Занятие

Дата: 2018-12-21, просмотров: 934.