Тема7. Возникновение, развитие и структура сознания, его место в психической деятельности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Сознание как реальность (определение и свойства).

2. Трехаспектная структура сознания.

3. Бессознательное в психике человека. Установки и их исследования в школе Д.Н. Узнадзе.

Практические задания

Задание 1. Определите, о каких, составляющих сознания (чувственной ткани сознания, значениях или личностном смысле) идёт речь в следующих описаниях. Поясните свой ответ.

1 .Вижу, вижу яркие гроздья рябин. Вижу, вижу дом её номер один...

2.Один говорит другому: «Хотел приколоться, а получилось - обломался!»

3.«Что за прелесть эти сказки!» (А. С. Пушкин.)

4.«Ставлю тебе за ответ пятёрку!»

Задание 2. Можно ли на основании приведенных примеров говорить о разумности поведения животных? Объясните, что обусловливает столь сложные и гибкие формы поведения животных.

А. Н. Северцов описывает факты индивидуального научения у диких животных: так, соколы, обнаруживая в засаде у гнезда охотника, научились бросать пищу птенцам с высоты, недоступной выстрелу; песцы, на которых охотились, протягивая на пути к приманке шнурок и привязывая его к нацеленному ружью, стали прорывать ход к приманке под снегом. Известны случаи, когда крысы, для того чтобы достать мед со дна бидона, свешивались в него, держа друг друга за хвосты, и по очереди ели. Чтобы полакомиться подсолнечным маслом, они прогрызали у стеклянных бутылок пробки и, опуская хвосты в дырочку, потом их облизывали. Кражи яиц происходят по методу конвейера: крысы ложатся на спину и передают яйца по цепочке. Если же переносить яйца нужно на большое расстояние, то одна крыса ложится на спину, крепко зажав всеми четырьмя лапами яйцо, а другие тащат ее за хвост к месту транспортировки!

Задание 3.  Согласны ли вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки и неточности, если они есть.

- Сознание есть отражение действительности - истинное или превратное.

- При объективном изучении человека психолог не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения являются, поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить - в замаскированной, правда, форме - старое религиозное понятие души.

- Сознание в качестве информации выполняет как отображающую, так и управляющую функцию.

- Сознание - это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания.

- Сознание способно отражать и самое себя, явления субъективной реальности. Эта особенность сознания именуется его рефлексивностью или способностью отражения.

- Мое отношение к моей среде есть мое сознание.

- Если психика связана с рефлексами, значит, психика и сознание и есть рефлекс.

- Сознание - это коллективное идеальное.

- Бессознательное немыслимо без осознаваемого.

- Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.

Задание 4. Проанализируйте приведенный фрагмент из статьи Дж. Рея «Основания для сомнения в существовании сознания». Согласны ли вы с автором или нет и в чем именно? Можно ли говорить о машинном сознании, имея в виду современные компьютерные системы? Что еще есть в человеческом сознании, что не удается смоделировать в компьютерных системах?

...Компьютеры представляются способными иметь убеждения и предпочтения (до неопределенной степени упорядочения), самооценку, обращенный во вне язык, интроспективные сообщения и процессор, преобразующий информацию о состоянии мира и собственного тела, - и все это, видимо, не обладая сознанием. Единственно значимые черты нашей ментальной жизни (отличной от сознания), которых, безусловно, в настоящее время нет у машины, - это способность к «индукции» или кажущейся безграничной изобретательности в схватывании мира.

Задание 5. Проанализируйте отрывок из работы Л. Леви-Брюля «Первобытное мышление». Охарактеризуйте особенности первобытного сознания. Чем оно отличается от современного?

То, что мы называем опытом и последовательностью явлений, отнюдь не находит у первобытных людей сознания, готового просто их воспринять и склонного пассивно подчиниться полученному впечатлению. Напротив, сознание первобытного человека уже наперед заполнено огромным числом коллективных представлений, под влиянием которых все предметы, живые существа, неодушевленные вещи, или орудия, приготовленные рукой человека, мыслятся всегда обладающими множеством мистических свойств. Следовательно, первобытное сознание, чаще всего совершенно безразлично относящееся к объективной связи явлений, обнаруживает особую внимательность к проявляющимся или скрытым мистическим связям между этими явлениями. Источником этих ассоциаций, предопределяющих восприятие первобытного человека, является отнюдь не опыт, и против них опыт совершенно бессилен... Я сказал бы, что в коллективных представлениях первобытного мышления предметы, существа, явления могут быть... одновременно и самими собой и чем-то иным. Не менее непостижимым образом они излучают и воспринимают силы, способности, качества, мистические действия, которые ощущаются вне их, не переставая пребывать в них.

Задание 6. К термину «сознание» мы привыкли. Достаточно ли мы понимаем сложность его смысла? Проанализируйте приведенные фрагменты раздумий философов, психологов, психиатров и попытайтесь дать обобщенную смысловую характеристику сознания. Чем получившееся представление отличается от известного вам?

...В противовес духу Декарта и букве Локка... большинству определений в Oxford English Dictionary, а также претензиям многих теоретиков, вплоть до наших дней... сознание должно включать в себя нечто большее, чем просто мышление. (Дж. Рей)

Концепция сознания может оказаться включающей в себя чрезмерно упрощенный взгляд на нашу ментальную жизнь, и это приводит к тому, что мы можем ошибаться, думая о себе или о чем-либо еще как об обладающих сознанием. (Дж. Рей)

Сознание, ...воспринимая реальность или любой ее аспект, всегда перерабатывает их, причем сознание активно трансформирует реальность. Давайте подумаем, каков смысл двух следующих выражений: «переработка реальности» и «трансформация реальности». Оба они фундаментально неадекватны, так как предполагают, что существует «где-то там» автономная реальность, к которой сознание применяется и которую оно обрабатывает. Такая картина фундаментально неверна. Не существует реальности как таковой, которую сознание посещает и которую оно обрабатывает. Реальность всегда дается совместно с сознанием, которое осмысляет ее, причем акт осмысления является одновременно и актом трансформации. У нас не существует никакого представления о том, что такое реальность - как таковая, потому что всегда, когда мы думаем о ней, когда мы созерцаем ее (любым образом), реальность неизменно предстает перед нами трансформированной нашими когнитивными способностями. (Г. Сколимовский)

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проанализируйте предложенное описание и письменно ответьте на поставленные вопросы.

В научно-фантастическом рассказе описано следующее. Однажды экспедиция археологов обнаружила пещеру, в которой жили человекоподобные существа, названные учёными троппи. Троппи питаются мясом, которое коптят на кострах самым примитивным образом. У троппи подвижные руки, напоминающие руки пигмеев, с длинными, хорошо развитыми пальцами. Указательным пальцем они часто показывают на отдалённые предметы. Они высекают огонь, обточенными кремнями над лишайником. Членам экспедиции удалось обучить троппи нескольким словам, но связной речи у них не наблюдалось. Они произносили отдельные звукосочетания: Одни, когда им было больно; другие - когда было радостно; третьи - когда угрожала опасность. Одного троппи удалось научить узнавать букву «Р», показывая ему банки с ветчиной, на которых была написана эта буква. Он научился писать эту букву карандашом. Троппи обтёсывают камни, ударяя по камню с необычайной точностью, отбивая от него сначала крупные, а потом всё более мелкие кусочки. Когда им показали, как обтёсывать камни при помощи настоящего молота и долота, троппи так и не научились пользоваться долотом, но из-за молота началась настоящая ссора. . ( По Веркору. Люди или животные?).

Кто такие троппи - люди или животные?

По каким признакам это можно установить?

 

Занятие

Тема 8. Научение

План

1. Понятие о научение.

2. Характеристика основных видов научения.

Практические задания

Задание 1. Определите, какие виды научения и какие особенности процесса научения имеют место в каждом случае.

1) В промышленном районе одного из городов США железнодорожные пути примыкают вплотную к жилым строениям. Составы проходят по расписанию, в том числе по ночам. Это сопровождается сильным шумом и вибрацией в домах. Но все это не мешает жителям до­мов спокойно спать. Более того, когда однажды из-за технических неполадок ночной рейс поезда был отменен, наутро многие жители чувствовали себя не выспавшимися и жаловались на головную боль.

2) 8-летний мальчик проводит лето у деда в де­ревне, к которому очень привязан. Дед-инвалид: у него нет одной руки. Тем не менее он приспособился выпол­нять практически все необходимые домашние работы. Когда мальчик вернулся домой, родители вдруг обнару­жили, что он все старается делать одной рукой.

3) В книге Б. В. Зейгарник «Патопсихология» приводится эпизод из жизни молодой женщины К., пере­жившей тяжелую психическую травму - от нее ушел лю­бимый муж, оставив ее с двумя маленькими детьми. Событие это произошло летом, во время жизни на даче, в одном из пригородов Москвы. К. было слишком тяжело оставаться на даче, где все напоминало о случившемся. Она переехала в город, однако здесь состояние отчаяния приняло еще более острый характер. Она не могла ви­деть те места, в которых бывала с мужем, не могла пе­реступить порог консерватории, театра.

Чувствовала, как все больше сужается ее «жизненное пространство».

И тогда К. сознательно приняла решение вер­нуться на некоторое время в ту местность, где произош­ло травмирующее событие. Вскоре, несмотря на оставшиеся тяжесть и горечь переживаний она освободи­лась от дополнительных симптомов: пригородный пейзаж перестал тревожить ее; она вновь стала общаться со зна­комыми мужа, посещать концертные залы и т. д.

4) Человек более успешно осваивает заданное действие с некоторым предметом, если прежде ему при­ходилось видеть этот предмет, манипулировать им. Ре­зультатом какого вида научения является это «облегче­ние» усвоения?

5) Эпизод из романа Жана Поля «Зибенкэз» (по К. Леонарду, «Акцентуированные личности»). Описаны отношения Зибенкэза, писателя, и его жены Линетты.

Шум на улице и на лестнице не раздражает Зи­бенкэза, но малейший шорох, производимый женой при уборке квартиры, выводит его из себя.

«Достаточно было ей сделать пару шагов, чтобы он уже почувствовал приступ бешенства: этот звук вся­кий раз душил пару его хороших свежих мыслей». После разговора с мужем жена выполняет домашнюю работу почти бесшумно: «Она перелетала из одного помещения в другие неслышно, как паучок». Но хотя Зибенкэз поч­ти не улавливает звуков, остается напряженное ожида­ние того, когда же «послышится шум»: «Вот уже час я слушаю, как ты ходишь на цыпочках; лучше уж топай в деревяшках, подбитых железом, право, лучше не старайся, ходи как обычно!» Жена выполняет и эту просьбу, ходит обычной походкой. Но Зибенкэз все равно сосре­доточен на ее шагах, а не на своей работе. Тогда Линетта, приспособилась не делать никакой работы по дому, пока Зибенкэз работает; дождавшись паузы в работе му­жа, она с удвоенной энергией принимается орудовать щетками и вениками». Но Зибенкэз вскоре раскусил эту тактику. Ожидание женой пауз в работе мужа делало его больным, а его идеи бесплодными. В конце концов Зибенкэз кричит Линетте, чтобы она не выжидала «ин­тервалов», а лучше бы сразу его убила.

6) Фрагмент из истории болезни больной нервной анорексией - девочки-подростка Лены Т. (по Б. В. Зейгарник, «Патопсихология»).

Определите, какие формы научения имели место в этом случае. Что служило подкреплением при выработ­ке данного поведения.

Спокойная, общительная. В школе до 5 класса была отличницей. В подростковом возрасте стала инте­ресоваться своей внешностью, огорчалась, что она пол­ная. С восхищением рассказывала об одной из своих учительниц, «стройной женщине», которая указывала девочкам, что надо следить за собой, быть всегда подтя­нутой. Лена стремилась стать похожей на нее.

Однажды после просмотра французского фильма, в котором играла «красивая актриса с тонкой фигурой», многие одноклассницы Лены стали себя ограничивать в еде, чтобы стать такими же изящными. Больная тоже включалась в эту деятельность похудания, стала резко ограничивать себя в еде, после еды делать упражнения «для живота».

Одноклассницы заметили, что Лена похудела. Восхищались ее силой воли. Никто из них не мог долго ограничивать себя в еде. Девочки подходили к ней, сове­товались, спрашивали о диете, ей это нравилось.

С этого времени стала еще больше ограничивать себя в еде. Вес достиг 38 кг. при росте 161 см. Прекра­тились менструации, появилась апатия, раздражитель­ность, быстрая утомляемость. Тем не менее продолжала ограничивать себя в еде. Гордилась своей «силой воли»: «Доктор, вы представить не можете, что это такое, когда бабушка приносит свежую булочку, посыпанную сахар­ной пудрой, и умоляет ее съесть, а я ее не ем!»

7) Известно, что для развития ребенка (в том числе интеллектуального) большое значение имеет так называемая «обогащенная среда» - большое количество разнообразных предметов, игрушек, которые можно исс­ледовать, разбирать, с которыми можно экспериментиро­вать. Ребенок, росший в обогащенной среде впоследст­вии быстрее обучается. Какие факторы, с точки зрения теории научения, играют здесь свою роль?

Задание 2. Определите, делает ли «воспита­тель» ошибки и какие именно. Как следовало бы посту­пить?

1) Сын - подросток увлекся катанием на мото­цикле и совсем забросил учебу. Отец запер мотоцикл в гараж, сказав, что не позволит сыну катание до тех пор, пока сын не исправит свои двойки. Сын немного «подтя­нулся», стал приносить тройки. Отец счел это недоста­точным, требовал, чтобы у сына были отметки «4» и «5» и продолжал держать мотоцикл под замком.

2) Пожилая женщина, живущая одна, жалуется на то, что замужняя дочь «совсем ее забыла, не удосу­живается позвонить». Выясняется, что изредка дочь все - таки звонит. Тогда мать приветствует ее так: «Наконец-то! Я то уж думала, ты вовсе забыла о суще­ствовании матери!..»

3) Жене не нравится манера мужа подшучивать над ней. После очередной шутки она начинает дуться и перестает разговаривать с мужем. Тот видя обиду жены, меняет тон и извиняется. Но жена продолжает дуться, желая его «проучить».

Задание 3. Нежелательное поведение можно устранить различными способами.

Каковы могут быть действия «воспитателя», если он использует стратегии:

А) наказания;

Б) положительного подкрепления;

В) отрицательного подкрепления;

Г) угашения;

Д) связывания поведения с сигнальным стимулом, характерным для таких видов поведения как:

(1) капризничающий ребенок;

(2) навязчивое действие (например, грызение ногтей);

(3) собственная лень;

(4) хронические опоздания.

Задания для самостоятельной работы

Подберите примеры различных видов научения и видов подкрепления у чело­века.

 

Занятие

Дата: 2018-12-21, просмотров: 1010.