Анализ парашютных происшествий за 2006 год
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ парашютных происшествий в авиации РОСТО (ДОСААФ) за 3 года (с 2003 по 2005 год) и 2006 год

За три года (с 2003 по 2005 год) в авиации РОСТО (ДОСААФ) произошло 27 парашютных происшествий, в результате которых погибло 20 человек, 7 парашютистов получили тяжелые травмы.

Происшествия по годам распределились следующим образом:

в 2003 году произошло 8 происшествий, в которых погибли 8 человек;
в 2004 году произошло 11 происшествий, в которых погибли 7 человек;
в 2005 году произошло 8 происшествий, в которых погибли 5 человек.

По человеческому фактору произошло 67% (18) парашютных происшествий, в которых погибли 15 человек. Из-за отказов парашютной техники произошло 33% (9) парашютных происшествий, в которых погибли 5 человек.

  • Основными причинами парашютных происшествий из-за отказа техники явились:
    отцепка свободных концов парашютной системы - 2 случая. Указанный недостаток отмечен только на парашютах Д-6 серии 4. Данный факт свидетельствует о том, что блокировочная резинка, устанавливаемая на замок отсоединения купола парашюта не была установлена или имела повреждения;
  • вращение купола парашюта - 1 случай. Причина вращения установлена не была;
  • не полное наполнение купола парашюта - 1 случай. Причиной парашютного происшествия явилось несоблюдение сроков переукладки парашюта;
  • не сход слайдера парашюта - 2 случая. Основной причиной отказа явилась неправильная укладка парашюта;
    зацепление вытяжного парашюта за ранец парашюта - 1 случай. Причиной отказа явилась неправильная укладка парашюта;
  • обрыв втулки вытяжного парашюта - 1 случай. Причиной отказа явилось большая изношенность парашютной системы и плохой контроль состояния парашютной техники со стороны должностных лиц;
  • полный отказ парашютной системы скомплектованной из разных куполов и ранца, не допущенного к эксплуатации - 1 случай.

Во всех парашютных происшествиях, причинами которых определен отказ парашютной техники, присутствует человеческий фактор, обусловленный упущениями и недостатками в выполнении обязанностей должностными лицами авиационных организаций.

Парашютные происшествий по человеческому фактору произошли:

  • из-за столкновения парашютистов в воздухе - 5 случаев (3 человека погибли);
  • в результате ошибок парашютиста при приземлении - 2 случая (1 человек погиб);
  • из-за нарушения порядка захода на приземление, выполнение эволюций на недопустимо малой высоте - 2 парашютных происшествия с гибелью парашютистов;
  • из-за столкновения с препятствиями на земле 4 случая (3 человека погибли);
  • при протаскивании парашютиста после приземления - 1 случай (парашютист погиб). Приземление парашютиста было выполнено за пределами площадки выброски при силе ветра, превышающей максимально допустимую величину.
  • В двух случаях парашютисты в процессе снижения попали в сложное положение, не воспользовались парашютами и погибли.
  • В одном случае открытие парашюта было произведено на недопустимо малой высоте, что не обеспечило его наполнение.
  • В одном случае парашютистка попала в реку и утонула.

В 2006 учебном году произошло 8 парашютных происшествий, погибли 3 человека, пять парашютистов, получили серьезные травмы.

8 января 2006 года в ЦАК Республики Татарстан РОСТО (ДОСААФ) на аэродроме Мензелинск при выполнении 549 прыжка с парашютом на этапе снижения при выполнении разворота на площадку приземления на высоте 150 - 200 метров спортсмен Лузин И.А. столкнулся с парашютистом Назимовым А.И., выполнявшим 159 прыжок с парашютом.
В результате столкновения произошло складывание основного парашюта Назимова А.И. с вращением обоих куполов. Назимов А.И. ввел в действие запасной парашют не отцепляя основного. В процессе наполнения запасного парашюта на высоте 30-20 метров произошло высвобождение парашюта Лузина И.А., который на неуправляемом куполе с повышенной вертикальной скоростью приземлился на колени и получил травму перелом бедер обоих ног. Назимов А.И. выполнил приземление на запасном парашюте без последствий.
Причиной происшествия явились непрофессиональные действия парашютиста Лузина И.А. на этапе снижения и захода на приземление на высокоскоростной парашютной системе и его плохая осмотрительность в воздухе.

23 марта 2006 года в Ишимском АСК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении первого парашютного прыжка из самолета Ан-2 с высоты 1200 м., на парашюте Д-6 при приземлении получила тяжелую травму - сотрясение головного мозга и перелом бедра Лысенко М.П.
Приземление парашютистки произошло за пределами площадки десантирования в 10 метрах от ее границы, на дорогу перед линией электропередач. Купол основного парашюта лег на провода и под воздействием ветра, произошло наполнение купола и парашютистка была переброшена через ЛЭП, с последующим ударом об землю.
Причиной происшествия явилась ошибка командира воздушного судна в расчете точки начала выброски парашютистов и отсутствие контроля со стороны руководителя прыжков с парашютом за выходом воздушного судна в расчетную точку выброски парашютистов и за изменением метеоусловий в процессе выполнения прыжков с парашютом (усиление скорости ветра более 5 м/с).

10 июня 2006 года в Ногинском АТСЦ РОСТО (ДОСААФ) на аэродроме Киржач при выполнении 73 прыжка с парашютом Т-4 серии 4МП погибла парашютистка Ванеева М.А.. Прыжок выполнялся из самолета Ан-2 с высоты 1200 м.
После отделения от самолета Ан-2 парашютистка Ванеева М.А. стабильно пропадала до высоты 700-600 м., далее перешла в беспорядочное падение. Из-за ввода основного парашюта Т-4 на недопустимо малой высоте, парашют не успел наполниться. Произошло столкновение парашютистки с земной поверхностью с большой вертикальной скоростью, приведшее к ее гибели.
Страхующий прибор ППК-У основного парашюта Т-4 сери 4МП на высоте 700 метров не сработал.
Наиболее вероятной причиной происшествия послужило выдувание потоком воздуха вытяжного кольца раскрытия основного парашюта из кармана подвесной системы во время свободного падения. Это привело к нестандартной для Ванеевой М.А. ситуации, вызвавшее испуг, нескоординированные действия, и дальнейшее беспорядочное падение, приведшее к введению в действие основного парашюта на недопустимо малой высоте.
Ситуация была осложнена не срабатыванием страхующего прибора ППК-У на высоте 700 метров для ввода в действие основного парашюта Т-4 сери 4МП из-за истекшего срока эксплуатации и не выполнения необходимых регламентных работ.

25 июня 2006 года в Гвардейском АТСК РОСТО на аэродроме "Борское" при совершении 1965 прыжка с парашютом "Velocity-103" из самолета Ан-2 получил тяжелую травму перелом шейного отдела позвоночника спортсмен-парашютист Квитко А.В.
При заходе на посадку парашютист на высокой горизонтальной скорости, произвел разворот на малой высоте, столкнулся с землей и получил травму ног и головы.
Причина происшествия являются не профессиональные действия парашютиста на этапе снижения при построении захода и приземления на скоростной парашютной системе.

27 июля 2006 года в Кумертауском АТСК РОСТО (ДОСААФ) на аэродроме "Воротыновка" при выполнении 2716 прыжка с парашютом Crossfire-2 получил тяжелую травму чемпион России по классическому парашютизму Барсуков А.В.
При заходе на посадку парашютист на высоте 20-30 метров произвел разворот, который привел к увеличению вертикальной и горизонтальной скорости на приземлении. В момент приземления это привело к проскальзыванию, "разъезжанию" ног на шпагат и получению травмы (прелому бедра правой ноги и костей таза).
Причиной происшествия явилась ошибка парашютиста в расчете на приземление при изменении направления и скорости ветра у земли.

1 октября 2006 года в Вологодском АСК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении 49 прыжка с парашютом ПО-16 из самолета Ан-2 погиб парашютист Сажин А.А.
Парашютист на высоте 1200 метров ввел в действие парашютную систему ручным способом. После открытия парашюта происходило снижение парашютиста с нормальной вертикальной скоростью с небольшим вращением купола. Вероятно Сажин А.А. принял вращение купола парашюта за его отказ На высоте 250-300 метров парашютист выполнил отцепку основного и через 2 секунды ввел в действие запасной парашют. Купол запасного парашюта к моменту приземления наполниться не успел. Приземление парашютиста произошло с большой вертикальной скоростью.
Причиной происшествия явилась неправильная оценка работоспособности парашютной системы По-16 и позднее принятие решения парашютистом на отцепку основного купола и введение в действие запасного парашюта.

1 октября 2006 года в Костромском аэроклубе РОСТО (ДОСААФ) при выполнении 213 прыжка с парашютом По-16 из самолета Ан-2 получил травму (перелом таза) спортсмен-парашютист Борисов А.В.
При заходе на посадку на высоте 30 метров парашютист произвел резкий разворот, привело к увеличению вертикальной скорости и грубому приземлению.
Причиной происшествия явилась переоценка парашютистом своих возможностей, умения и опыта, а также его личная недисциплинированность.

8 октября 2006 года в Иркутском АСК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении 176 прыжка с парашютом, первого прыжка с парашютной системой Мальва-24 (2003 года выпуска) из самолета Ан-2 погиб парашютист спасатель-инструктор ФГУ Иркутский РПСБ ГА "Аэропорт Иркутск" Сукасян А.Е.
Прыжок выполнялся с высоты 1300 метров. Через 3-4 секунды после отделения от самолета парашютист ввел в действие вытяжной парашют основного купола. Раскрытие клапана ранца предположительно из-за глубокой посадки шпильки в мягкую петлю и недостаточного усилия на шпильке-чеке звена вытяжного парашюта не произошло.
Продолжая падать на наполненном вытяжном парашюте, парашютист данную ситуацию воспринял как отказ основного купола, произвел его отцепку, после чего сразу ввел в действие правой рукой запасной парашют, оставив ее в потоке. Воздушный поток развернул парашютиста на спину через левую сторону. Одновременно с раскрытием запасного парашюта произошло раскрытие клапанов ранца основного парашюта, что привело к перехлестыванию соединительных звеньев запасного и основного парашютов.
Произошел полный отказ парашютной системы. Парашютист с большой вертикальной скоростью столкнулся с земной поверхностью и погиб.
Причиной происшествия явились отказ парашютной системы из-за конструктивно-производственных недостатков. Происшествию способствовало необоснованное принятие решения на применение парашютной системы Мальва-24 выпуска 2003 года, не допущенной к эксплуатации в авиации РОСТО (ДОСААФ).

Шесть парашютных происшествий 2006 года (75% от их общего количества) произошли по человеческому фактору и явились следствием:

  • плохой подготовки парашютистов к выполнению прыжков (2 случая);
  • нарушений порядка захода на приземление, выполнения эволюций на недопустимо малой высоте (3 случая);
  • ошибочного расчета экипажа и руководителя прыжков на выброску парашютистов при изменении метеорологических условий;
  • В одном парашютном происшествии (10 июня 2006 г.) ошибочные действия парашютистки в сочетании с отказом страхующего прибора ППК-У привели к ее гибели;
  • В одном случае причиной гибели парашютиста стал отказ парашютной системы.

Парашютные происшествия 2006 года произошли по ранее выявленным, повторяющимся причинам и в большинстве случаев явились следствием упущений должностных лиц при организации, подготовке и проведении парашютных прыжков.
В общем, за анализируемый период произошло 35 парашютных происшествий, из которых 25 (71%) произошли по человеческому фактору.
Участниками парашютных происшествий были:

  • начинающие парашютисты (до 25 прыжков) - 9 человек;
  • малоопытные парашютисты (до 250 прыжков) - 19 человек;
  • опытные парашютисты - 7 человек.

Анализ показывает, что с ростом количества прыжков, особенно с появлением у парашютистов 2 и 1 спортивного разрядов растет и их самоуверенность, которая при ослаблении контроля со стороны должностных лиц приводит к возникновению особых ситуаций.

Основными причинами парашютных происшествий по человеческому фактору являются:

  • нарушения (упущения) начальниками авиационных организаций, руководящим составом ПС и ПДС требований документов, регламентирующих организацию, подготовку и выполнение прыжков с парашютом;
  • допуск к прыжкам с парашютом неподготовленных парашютистов, в том числе с низкой психологической подготовкой к действиям в особых случаях (нештатных ситуациях);
  • переоценка своих возможностей спортсменами-парашютистами, имеющими достаточный опыт выполнения парашютных прыжков;
  • пренебрежение опасностью, личная недисциплинированность спортсменов-парашютистов в выполнении разворотов на недопустимо малой высоте с использованием скоростных парашютных систем для исправления ошибок в заходе на приземление;
  • применение парашютных систем, не прошедших испытания, не допущенных к применению в РОСТО (ДОСААФ) и не имеющих сертификата соответствия, а также применение парашютных систем скомплектованных из отдельных частей разных типов парашютных систем;
  • недостаточная оснащенность рабочих мест группы руководства парашютными прыжками;
    бесконтрольность со стороны советов РОСТО (ДОСААФ) в субъектах Российской Федерации за деятельность авиационных клубов.

Как показывает статистика, принимаемыми мерами, к числу которых относится ежегодное проведение сбора со специалистами ПС и ПДС с целью проверки их уровня знаний и практических навыков, расследование представителями Авиационного департамента происшествий, удалось стабилизировать ежегодное количество парашютных происшествий, несколько снизилась тяжесть их последствий. Вместе с тем следует отметить, что организация профилактической работы по выявлению и исключению опасных факторов, нашедших проявление в том или ином аэроклубе на сегодняшний день находится на низком уровне.
Сокрытие происшедших парашютных инцидентов, к числу которых относятся введение в действие запасной парашютной системы, приземление парашютистов за пределами площадки приземления стало обычным явлением. Как правило, причины данных событий не анализируются, что при влиянии других, сопутствующих причин может привести к тяжелым последствиям.
В 8 парашютных происшествиях (23% от общего количества) использовались парашютные системы, не прошедшие испытаний и не допущенные к эксплуатации в РОСТО (ДОСААФ). Все происшествия закончились гибелью парашютистов.


Перечень парашютных систем,
допущенных к эксплуатации в РОСТО (ДОСААФ)

№ п.п. Тип парашютной системы Кем допущена к эксплуатации В каких организациях и ведомствах допущена к эксплуатации Примечание































Учебные парашютные системы

1 Д-1-5У в/ч 15650 (ГЛИЦ) во всех   2 Д-1-5 серии 6 в/ч 15650 (ГЛИЦ) во всех   3 Д-5 в/ч 15650 (ГЛИЦ) во всех   4 Д-6 серии 4 в/ч 15650 (ГЛИЦ) во всех   5 «Школьник» НИИ парашютостроения РОСТО передан на испытания с целью допуска к эксплуатации в Вооруженных Силах РФ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.