Анализ парашютных происшествий в авиации РОСТО (ДОСААФ) за 3 года (с 2003 по 2005 год) и 2006 год
За три года (с 2003 по 2005 год) в авиации РОСТО (ДОСААФ) произошло 27 парашютных происшествий, в результате которых погибло 20 человек, 7 парашютистов получили тяжелые травмы.
Происшествия по годам распределились следующим образом:
в 2003 году произошло 8 происшествий, в которых погибли 8 человек;
в 2004 году произошло 11 происшествий, в которых погибли 7 человек;
в 2005 году произошло 8 происшествий, в которых погибли 5 человек.
По человеческому фактору произошло 67% (18) парашютных происшествий, в которых погибли 15 человек. Из-за отказов парашютной техники произошло 33% (9) парашютных происшествий, в которых погибли 5 человек.
Во всех парашютных происшествиях, причинами которых определен отказ парашютной техники, присутствует человеческий фактор, обусловленный упущениями и недостатками в выполнении обязанностей должностными лицами авиационных организаций.
Парашютные происшествий по человеческому фактору произошли:
В 2006 учебном году произошло 8 парашютных происшествий, погибли 3 человека, пять парашютистов, получили серьезные травмы.
8 января 2006 года в ЦАК Республики Татарстан РОСТО (ДОСААФ) на аэродроме Мензелинск при выполнении 549 прыжка с парашютом на этапе снижения при выполнении разворота на площадку приземления на высоте 150 - 200 метров спортсмен Лузин И.А. столкнулся с парашютистом Назимовым А.И., выполнявшим 159 прыжок с парашютом.
В результате столкновения произошло складывание основного парашюта Назимова А.И. с вращением обоих куполов. Назимов А.И. ввел в действие запасной парашют не отцепляя основного. В процессе наполнения запасного парашюта на высоте 30-20 метров произошло высвобождение парашюта Лузина И.А., который на неуправляемом куполе с повышенной вертикальной скоростью приземлился на колени и получил травму перелом бедер обоих ног. Назимов А.И. выполнил приземление на запасном парашюте без последствий.
Причиной происшествия явились непрофессиональные действия парашютиста Лузина И.А. на этапе снижения и захода на приземление на высокоскоростной парашютной системе и его плохая осмотрительность в воздухе.
23 марта 2006 года в Ишимском АСК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении первого парашютного прыжка из самолета Ан-2 с высоты 1200 м., на парашюте Д-6 при приземлении получила тяжелую травму - сотрясение головного мозга и перелом бедра Лысенко М.П.
Приземление парашютистки произошло за пределами площадки десантирования в 10 метрах от ее границы, на дорогу перед линией электропередач. Купол основного парашюта лег на провода и под воздействием ветра, произошло наполнение купола и парашютистка была переброшена через ЛЭП, с последующим ударом об землю.
Причиной происшествия явилась ошибка командира воздушного судна в расчете точки начала выброски парашютистов и отсутствие контроля со стороны руководителя прыжков с парашютом за выходом воздушного судна в расчетную точку выброски парашютистов и за изменением метеоусловий в процессе выполнения прыжков с парашютом (усиление скорости ветра более 5 м/с).
10 июня 2006 года в Ногинском АТСЦ РОСТО (ДОСААФ) на аэродроме Киржач при выполнении 73 прыжка с парашютом Т-4 серии 4МП погибла парашютистка Ванеева М.А.. Прыжок выполнялся из самолета Ан-2 с высоты 1200 м.
После отделения от самолета Ан-2 парашютистка Ванеева М.А. стабильно пропадала до высоты 700-600 м., далее перешла в беспорядочное падение. Из-за ввода основного парашюта Т-4 на недопустимо малой высоте, парашют не успел наполниться. Произошло столкновение парашютистки с земной поверхностью с большой вертикальной скоростью, приведшее к ее гибели.
Страхующий прибор ППК-У основного парашюта Т-4 сери 4МП на высоте 700 метров не сработал.
Наиболее вероятной причиной происшествия послужило выдувание потоком воздуха вытяжного кольца раскрытия основного парашюта из кармана подвесной системы во время свободного падения. Это привело к нестандартной для Ванеевой М.А. ситуации, вызвавшее испуг, нескоординированные действия, и дальнейшее беспорядочное падение, приведшее к введению в действие основного парашюта на недопустимо малой высоте.
Ситуация была осложнена не срабатыванием страхующего прибора ППК-У на высоте 700 метров для ввода в действие основного парашюта Т-4 сери 4МП из-за истекшего срока эксплуатации и не выполнения необходимых регламентных работ.
25 июня 2006 года в Гвардейском АТСК РОСТО на аэродроме "Борское" при совершении 1965 прыжка с парашютом "Velocity-103" из самолета Ан-2 получил тяжелую травму перелом шейного отдела позвоночника спортсмен-парашютист Квитко А.В.
При заходе на посадку парашютист на высокой горизонтальной скорости, произвел разворот на малой высоте, столкнулся с землей и получил травму ног и головы.
Причина происшествия являются не профессиональные действия парашютиста на этапе снижения при построении захода и приземления на скоростной парашютной системе.
27 июля 2006 года в Кумертауском АТСК РОСТО (ДОСААФ) на аэродроме "Воротыновка" при выполнении 2716 прыжка с парашютом Crossfire-2 получил тяжелую травму чемпион России по классическому парашютизму Барсуков А.В.
При заходе на посадку парашютист на высоте 20-30 метров произвел разворот, который привел к увеличению вертикальной и горизонтальной скорости на приземлении. В момент приземления это привело к проскальзыванию, "разъезжанию" ног на шпагат и получению травмы (прелому бедра правой ноги и костей таза).
Причиной происшествия явилась ошибка парашютиста в расчете на приземление при изменении направления и скорости ветра у земли.
1 октября 2006 года в Вологодском АСК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении 49 прыжка с парашютом ПО-16 из самолета Ан-2 погиб парашютист Сажин А.А.
Парашютист на высоте 1200 метров ввел в действие парашютную систему ручным способом. После открытия парашюта происходило снижение парашютиста с нормальной вертикальной скоростью с небольшим вращением купола. Вероятно Сажин А.А. принял вращение купола парашюта за его отказ На высоте 250-300 метров парашютист выполнил отцепку основного и через 2 секунды ввел в действие запасной парашют. Купол запасного парашюта к моменту приземления наполниться не успел. Приземление парашютиста произошло с большой вертикальной скоростью.
Причиной происшествия явилась неправильная оценка работоспособности парашютной системы По-16 и позднее принятие решения парашютистом на отцепку основного купола и введение в действие запасного парашюта.
1 октября 2006 года в Костромском аэроклубе РОСТО (ДОСААФ) при выполнении 213 прыжка с парашютом По-16 из самолета Ан-2 получил травму (перелом таза) спортсмен-парашютист Борисов А.В.
При заходе на посадку на высоте 30 метров парашютист произвел резкий разворот, привело к увеличению вертикальной скорости и грубому приземлению.
Причиной происшествия явилась переоценка парашютистом своих возможностей, умения и опыта, а также его личная недисциплинированность.
8 октября 2006 года в Иркутском АСК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении 176 прыжка с парашютом, первого прыжка с парашютной системой Мальва-24 (2003 года выпуска) из самолета Ан-2 погиб парашютист спасатель-инструктор ФГУ Иркутский РПСБ ГА "Аэропорт Иркутск" Сукасян А.Е.
Прыжок выполнялся с высоты 1300 метров. Через 3-4 секунды после отделения от самолета парашютист ввел в действие вытяжной парашют основного купола. Раскрытие клапана ранца предположительно из-за глубокой посадки шпильки в мягкую петлю и недостаточного усилия на шпильке-чеке звена вытяжного парашюта не произошло.
Продолжая падать на наполненном вытяжном парашюте, парашютист данную ситуацию воспринял как отказ основного купола, произвел его отцепку, после чего сразу ввел в действие правой рукой запасной парашют, оставив ее в потоке. Воздушный поток развернул парашютиста на спину через левую сторону. Одновременно с раскрытием запасного парашюта произошло раскрытие клапанов ранца основного парашюта, что привело к перехлестыванию соединительных звеньев запасного и основного парашютов.
Произошел полный отказ парашютной системы. Парашютист с большой вертикальной скоростью столкнулся с земной поверхностью и погиб.
Причиной происшествия явились отказ парашютной системы из-за конструктивно-производственных недостатков. Происшествию способствовало необоснованное принятие решения на применение парашютной системы Мальва-24 выпуска 2003 года, не допущенной к эксплуатации в авиации РОСТО (ДОСААФ).
Шесть парашютных происшествий 2006 года (75% от их общего количества) произошли по человеческому фактору и явились следствием:
Парашютные происшествия 2006 года произошли по ранее выявленным, повторяющимся причинам и в большинстве случаев явились следствием упущений должностных лиц при организации, подготовке и проведении парашютных прыжков.
В общем, за анализируемый период произошло 35 парашютных происшествий, из которых 25 (71%) произошли по человеческому фактору.
Участниками парашютных происшествий были:
Анализ показывает, что с ростом количества прыжков, особенно с появлением у парашютистов 2 и 1 спортивного разрядов растет и их самоуверенность, которая при ослаблении контроля со стороны должностных лиц приводит к возникновению особых ситуаций.
Основными причинами парашютных происшествий по человеческому фактору являются:
Как показывает статистика, принимаемыми мерами, к числу которых относится ежегодное проведение сбора со специалистами ПС и ПДС с целью проверки их уровня знаний и практических навыков, расследование представителями Авиационного департамента происшествий, удалось стабилизировать ежегодное количество парашютных происшествий, несколько снизилась тяжесть их последствий. Вместе с тем следует отметить, что организация профилактической работы по выявлению и исключению опасных факторов, нашедших проявление в том или ином аэроклубе на сегодняшний день находится на низком уровне.
Сокрытие происшедших парашютных инцидентов, к числу которых относятся введение в действие запасной парашютной системы, приземление парашютистов за пределами площадки приземления стало обычным явлением. Как правило, причины данных событий не анализируются, что при влиянии других, сопутствующих причин может привести к тяжелым последствиям.
В 8 парашютных происшествиях (23% от общего количества) использовались парашютные системы, не прошедшие испытаний и не допущенные к эксплуатации в РОСТО (ДОСААФ). Все происшествия закончились гибелью парашютистов.
Перечень парашютных систем,
допущенных к эксплуатации в РОСТО (ДОСААФ)
№ п.п. | Тип парашютной системы | Кем допущена к эксплуатации | В каких организациях и ведомствах допущена к эксплуатации | Примечание |
Учебные парашютные системы
Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.