14 декабря в 3-м Московском городском аэроклубе РОСТО на
аэродроме Волосово при выполнении 35-го прыжка с парашютом погиб
парашютист Пантелеев А.Ю.
Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8 с высот 1200м на скорос-
ти 120км/ч с комбинированной парашютной системой (купол парашюта
По-17м смонтирован в ранце парашюта По-16, вытяжной парашют от
По-9 серии 2, петли строп управления самодельные). Запасной пара-
шют З-5 серии 4.
После отделения парашютиста от вертолета за ним никто не
наблюдал. Дежурный по плошадке приземления увидел раскрытый пара-
шют на высоте 400-500м.
Осмотром парашютной системы установлено, что купол основного
парашюта был открыт страхующим прибором ППК-У (высота срабатыва-
ния была установлена 700м). После открытия купол основного пара-
шюта принял неправильную форму. Снижение происходило по спирали с
вращением вправо, на повышенной вертикальной скорости. На высоте
примерно 100-120м произошла отцепка основиого купола, и спортсмен
ввел в действие запасной парашют. Из-за недостаточной высоты за-
пасной парашют наполниться не успел. При ударе о землю парашютист
погиб.
Причины происшествия:
1. Допуск к выполнению прыжков на парашютной системе типа крыло
неподготовленного парашютиста.
2. Неподготовленность парашютиста к действиям в особых случаях.
3. Неудовлетворительная организация в аэроклубе методической рабо-
ты с инструкторским составом ПДП.
4. Неудовлетворительный контроль за техническим состоянием ПДИ.
Анализ вышеизложенных происшествий показывает, что основными
причинами гибели людей явились:
- нарушение требований руководящих документов и своих
функциональных обязанностей лицами, ответственными за организацию
и проведение парашютной подготовки;
- отказы парашютно-десантной техники:
- допуск к прыжкам парашютистов, не готовых к действиям в нештат-
ных ситуациях.
Обращают на себя внимание участившиеся случаи гибели парашю-
тистов с таким надежным типом парашютной системы, как Д-1-5у. Это
свидетельствует о безответственном отношении к выполнению своих
функциональных обязанностей начальников парашютно-десантных служб
авиационных частей и организаций и ведомств в вопросах правильной
эксплуатации, хранения, проведения регламентных работ и укладки
парашютно-десантной техники.
Анализ парашютных происшествий за 2000-й год
Федеральное управление
авиационно-космического
поиска и спасания
при Министерстве обороны
Российской Федерации
28 декабря 2000г.
N 123/15/749
Анализ парашютных происшествий за 2000 год
В 2000 г. в Российской Федерации при невысокой интенсивности выполнения прыжков с парашютом Федеральным управлением авиационно-космического поиска и спасания (ФПСУ) зарегистрировано 7 парашютных происшествий, в результате которых погибло 7 человек (в 1999г. v 11). Из них в ВВС v 1, в Российском авиационно-космическом агентстве (Росавиакосмос) v 1, в Государственной службе гражданской авиации (ГС ГА) v 2, в Российском оборонном спортивно-техническом обществе (РОСТО) v 3.
Так, 07.04.2000, на аэродроме Бесовец, на базе в/ч 52809, при выполнении 48 прыжка с парашютом, погибла парашютистка Петрозаводского АСК Немчанинова Ю.П., 1979 г.р.
Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8, (высота 2000 метров, основная парашютная система Ут-15, запасной парашют З-5 серии 4) по упражнению ¦14 СППСП-97 (прыжок на планирование в свободном падении).
Отделение от вертолета парашютистка производила в паре с инструктором Найдич В.Г., в ?пирамиде¦. После отделения от вертолета парашютисты находились в свободном падении с задержкой раскрытия ранца основного парашюта. На высоте около 1300 метров парашютистка дернула кольцо основного парашюта. Выдернув звено ручного раскрытия не на всю длину троса и тем самым не расчековав ранец основного парашюта, парашютистка продолжала стабильное падение. На высоте около 500 метров, парашютистка вошла во вращение с последующим входом в плоский штопор. Запасной парашют применила на недопустимо малой высоте, в результате чего купол парашюта наполниться не успел. При ударе о землю парашютистка получила травмы несовместимые с жизнью и при транспортировке в лечебное учреждение, скончалась.
Причинами происшествия явились:
невыполнение выпускающим Терезом Л.Л. своих обязанностей (не проконтролировал выдергивание гибкой шпильки из страхующего прибора ППК-У-405 основного парашюта парашютистки);
несоответствие уровня подготовки парашютистки заданию на прыжок;
неподготовленность парашютистки к действиям в особых случаях;12.04.2000, на аэродроме Воронеж (в/ч 10366), при выполнении 3421-го прыжка с парашютом погиб начальник службы ПАСОП Воронежского акционерного самолетостроительного общества (Росавиакосмос) КРУГОВ Виктор Григорьевич, 1953 г.р.
Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8, с высоты 1500 метров, с парашютной системой По-16, по упражнению ¦4 РПП-90. После отделения от вертолета парашютист находился в свободном падении с задержкой раскрытия ранца основного парашюта на 10-12 секунд. На высоте около 1000 метров ввел в действие основной парашют. При раскрытии основного парашюта устройство рифления опустилось вниз на 2/3 длины строп, произошла закрутка строп, вследствие чего парашют начал снижение с вращением.
В процессе раскрытия парашюта, парашютисту был нанесен удар свободными концами в область правой передней боковой поверхности шеи. В результате травмы и последующей потери работоспособности, парашютист не принял мер к устранению закрутки строп купола или отцепке основной парашютной системы и введению в действие-запасного парашюта. Дальнейшее снижение парашютиста происходило неуправляемо с увеличением угловой и вертикальной скорости до момента столкновения с землей. При ударе о землю парашютист погиб.
Причинами происшествия явились:
предположительно неправильное положение головы при раскрытии основного парашюта (парашютист визуально контролировал процесс раскрытия купола парашюта);
удар свободными концами в область правой передней боковой поверхности шеи при раскрытии основного парашюта, приведший к потере работоспособности парашютиста и невозможности вмешательства в работу парашютной системы на этапах парашютирования и приземления;
закрутка строп, приведшая к увеличению угловой и вертикальной скорости.23.04.2000, в Гатчинском АСК РОСТО, при выполнении 260 прыжка погиб парашютист Грачёв Н.Н., 1976 г.р.
Прыжок выполнялся в ПМУ из самолёта Ан-2, на скорости 140 км/час, Н=1400м основной парашют ПО-16, запасной З-5 серии 4.
Прыжок выполнялся с задержкой раскрытия ранца парашюта. В нарушение задания на прыжок (отделение на поток, свободное падение с задержкой раскрытия ранца 10 сек.) парашютист отделился под хвост самолета в плотной группировке с выполнением серии передних сальто. На высоте около 900м, прекратил выполнение сальто и, при дальнейшем падении вошёл в спираль. На высоте около 600м, не раскрыв основной парашют и не выполнив его отцепку, парашютист ввел в действие запасной парашют. Одновременно, страхующим прибором произошло открытие ранца основного парашюта. Купола обоих парашютов спутались. Дальнейшее падение продолжалось с большой вертикальной скоростью. При ударе о землю парашютист погиб.
Причинами происшествия явились:
несоответствие уровня подготовки парашютиста заданию на прыжок;
длительный перерыв в выполнении прыжков на данном типе парашюта (перерыв более 7 месяцев);
парашютист предварительную подготовку к прыжкам не проходил.30.04.2000, в автономной некоммерческой образовательной организации АСК LФЛАЙ СпН¦, аэр. Борки, (ГС ГА), при выполнении 64 прыжка с парашютом погиб парашютист Стоков А.В. (Соколов - Прим. ред.)
Прыжок выполнялся из самолета Л-410, с высоты 3500 метров, с парашютом "Стилет", по упражнению "индивидуальная акробатика". После раскрытия парашюта произошла закрутка и перехлест строп, при этом наблюдалось слабое горизонтальное не прогрессирующее вращение основного парашюта. Неправильно оценив отказ, парашютист промедлил с принятием решения и, на недопустимо малой высоте (около 100 метров) произвел отцепку основного парашюта и выдернул кольцо запасного парашюта, который из-за недостатка высоты наполниться не успел. При ударе о землю парашютист погиб.
Причинами происшествия явились:
нарушения в организации и выполнении прыжков с парашютом;
несоответствие уровня подготовки парашютиста заданию на прыжок;
неправильная оценка парашютистом создавшейся ситуации;
неподготовленность парашютиста к действиям в особых случаях;
несоответствие уровня подготовки руководства клуба требованиям руководящих документов по организации и выполнению прыжков с парашютом в ГС ГА.12.05.2000, на аэродроме Нальчик (в/ч 27813), при выполнении 938 прыжка с парашютом погиб начальник ПС и ПДС авиационной эскадрильи старший прапорщик Маринич Сергей Васильевич 1969 г.р., инструктор ПДП.
Прыжок выполнялся, из вертолета МИ-8, с высоты 1800м., с парашютной системой ПО-17. Задание на прыжок v задержка в раскрытии ранца парашюта до 20 с.
На высоте 1******0 м., из-за преждевременного срабатывания прибора автоматического раскрытия ранца парашюта (ППК-У), произошло раскрытие основного парашюта и парашютист, выполняя пикирование в свободном падении, выпал из подвесной системы головой вперед. Парашютная система, после раскрытия, приземлилась без парашютиста.
Причинами происшествия явились:
неплотная затяжка грудной перемычки подвесной системы парашюта ПО-17;
неожиданное для парашютиста раскрытие парашюта прибором ППК-У в положении на Lпикировании¦ с вытянутыми вдоль туловища руками;
возможность сильного динамического удара при раскрытии парашюта.27.08.2000, в Новосибирском областном аэроклубе РОСТО ?Сиблет¦, при выполнении 17-го прыжка с парашютом погибла парашютистка Перкова Анастасия Николаевна 1983 г.р.
Прыжок выполнялся из самолета Ан-2, с высоты 1000 метров, с парашютной системой Д-1-5У, запасная парашютная система З-6П, по упражнению ¦ 6 СППСП-97 (ручное раскрытие ранца парашюта с задержкой 5 секунд).
После отделения от самолета парашютистка самовольно увеличила время задержки раскрытия ранца парашюта до 10 секунд, в результате чего при дальнейшем падении ?вошла в штопор¦. На высоте 600 метров, при попытке открытия ранца основного парашюта, парашютистка выдернула вытяжное кольцо из кармана и выронила его не расчековав замыкающее устройство ранца парашюта.
Страхующий прибор ППК-У-575, установленный на высоту срабатывания 600 метров, не сработал. На высоте ниже 100 метров парашютистка ввела в действие запасной парашют, купол которого, из-за малой высоты, наполниться не успел. От полученных травм парашютистка скончалась на месте.
Причинами происшествия явились:
нарушение задания на прыжок, выразившееся в увеличении парашютисткой времени задержки раскрытия ранца парашюта (парашютистка падала до высоты срабатывания прибора ППК-У), что поставило ее в условия, к которым она не была готова;
преждевременный допуск парашютистки к прыжкам без страхующего прибора на запасном парашюте;
неподготовленность парашютистки к действиям в особых случаях.22.09.2000 в г. Тюмень (ГС ГА), при выполнении 200 прыжка с парашютом, погиб спасатель Региональной поисково-спасательной базы (РПСБ) Петрин Н.И.,1971 г.р.
Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8, с высоты 1200 метров с парашютной системой ?Лесник-2¦.
В нарушение РЛЭ вертолета по применению данной парашютной системы, парашютист выполнил прыжок в боковую дверь вертолета, в результате чего стабилизирующий парашют зацепился за стойку шасси и оторвался. Запасным парашютом воспользовался поздно.
Причинами происшествия явились:
нарушения в организации прыжков с парашютом;
неправильное отделение парашютиста от летательного аппарата;
слабая подготовка парашютиста по действиям в аварийной обстановке.Анализ показывает, что при рассмотрении, вышеперечисленных парашютных происшествий, обращают на себя внимание участившиеся случаи самовольного нарушения парашютистами поставленной задачи на прыжок с парашютом, что говорит о низкой дисциплине, ослаблении контроля со стороны инструкторского и руководящего состава за неукоснительным выполнением парашютистами всех категорий требований соответствующих документов и инструкций. Продолжается допуск к прыжкам неподготовленных парашютистов, в том числе, их низкая психологическая подготовка по действиям в аварийной ситуации (в четырех случаях гибели парашютистов, при достаточном времени применения запасного парашюта, он применялся значительно ниже установленной безопасной высоты).
На эксплуатацию в МЧС России в 2000 году стали поступать парашютные системы типа ?Арбалет¦ производства ОАО ?Звезда¦, не прошедшие установленного контроля со стороны военного представительства на данном предприятии. Представителями в/ч 35489 зафиксировано два случая поставки парашютных систем ?Арбалет-1¦, несоответствующие требованиям технической документации на их изготовление.
В результате чего, при проведении технического осмотра одной из парашютных систем было установлено, что она уже была в эксплуатации, а при выполнении прыжка с другой парашютной системой, произошел отрыв камеры основного парашюта.
ТРЕБУЮ:
Руководителям авиационных служб поиска и спасания министерств и ведомств Российской Федерации, видов Вооруженных Сил, авиационных объединений проанализировать состояние парашютно-спасательной и десантной подготовки в подчиненных соединениях, частях и подразделениях, провести соответствующие мероприятия, принять меры по устранению выявленных недостатков.
При организации и выполнении прыжков с парашютом строго руководствоваться требованиями руководящих документов. Во вновь разрабатываемых документах учесть порядок допуска к совместным прыжкам парашютистов различных ведомств.
Исключить применение парашютных систем, не признанных пригодными для эксплуатации военным представительством на предприятии изготовителе.
При проведении расследований парашютных происшествий и инцидентов, их учете и анализе строго руководствоваться Положением П.1.1.94-92 LОрганизация и порядок проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов¦. Провести занятия с руководящим составом ПС и ПДС по его изучению.
Доклады о парашютных происшествиях представлять немедленно дежурному по ФПСУ по телефонам: 9******7, 2******3, LБогатырь-130¦Председатель Координационного совета
Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания
генерал-майор авиации
А. Пузанов
Анализ летных происшествий за 2001-й год
Центральный Совет
Российской Оборонной
Спортивно-Технической
Организации
1******2, Москва
Волоколамское шоссе,
дом 88, стр.3
тел 4******3
11.10.01 N51-925 Председателям республиканских, краевых и областных советов РОСТО
Начальникам авиационных организаций РОСТО.
В течение 2001 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 14 парашютных происшествий с гибелью парашютистов, из них 7 случаев с начинающими парашютистами.
На основании имеющейся и поступающей информации из ФПСУ РФ согласно актов расследования и предварительных донесений по данным парашютным происшествиям выявлены следующие факты:
28.01.01 в Магаданской РПСБ (ГС ГА) при выполнении 245 прыжка с парашютом Арбалет-1 из самолета Ан-2, с высоты 1200 м, погиб инструктор ПДП Павелко О.Н. После нормального раскрытия основного парашюта из-за нерасчековки одной из строп управления началось интенсивное вращение, парашютист упустил время при устранении вращения, отцепку произвел на недопустимо малой высоте, запасным парашютом не воспользовался.
Причины происшествия:
- форсирование программы ввода в строй инструктора ПДП после длительного перерыва;
- недостаточная подготовка к использованию новой парашютной техники;
- нарушение тербований руководящих ведомственных документов по организации подготовки и проведения прыжков с парашютом.
30.03.01 в Екатеринбургском АСК (РОСТО), при выполнении первого прыжка с парашютом Д-5 сер.2 (З-6П), из самолета АН-2, с высоты 800м, по упр N1 СПП-97 (стабилизация - 3 сек) погиб парашютист Коневцев А.А. Фактические условия: ясно, видимость более 10 км, ветер у земли - 3м/с; температура - 5гр.С, давление 731 мм, ПРЕВЫШЕНИЕ АЭРОДРОМА НАД УРОВНЕМ МОРЯ - 290м, высота на приборе запасного парашюта 0,5км.
После неправильного отделения от самолета (кувырком с разбросом рук) и раскрытия стабилизирующего парашюта произошел захват соединительного звена под левую руку парашютиста. Парашютист выдернул вытяжное кольцо, раскрыв двухконусный замок, но силовые ленты соединительного звена сойдя с конусов остались в районе двухконусного замка. Открытия парашюта не произошло из-за удержания парашютистом соединительного звена. При дальнейшем снижении под стабилизирующим куполом, парашютист не предпринял попыток освободиться от захвата и открыть запасной парашют.
Причины происшествия:
- поверхностный тренаж по отделению от самолета и недостаточная практическая подготовка парашютиста к выполнению прыжка с парашютом, действиям в особых случаях при отказе основного парашюта и открытию запасного парашюта инструктором ПДП Галкиным А.С.
- отсутствие контроля со стороны выпускающего за положением вытяжного утройства стабилизирующего парашюта (удлинителя) и рук парашютиста при отделении из самолета инструктором ПДП Чупшевым Р.Е.
- неправильная установка высоты на страхующем приборе запасного парашюта (без учета барометрического давления дня, превышения аэродрома, погрешности и высоты срабатывания прибора) по указанию командира парашютного звена Глазырина В.В. ;
- недостаточный контроль за организацией подготовки и проведением прыжков с парашютом начальником АСК Тарасовым И.В.
22.07.01 в аэроклубе Софрино (ФЛА), при выполнении 3-го прыжка с парашютом Арбалет-2, из самолета АН-2, с высоты 1200м, погибла парашютистка Шумакова А.А. После отделения от самолета и стабилизации 3-х сек основной парашют раскрылся, а через несколько мгновений происходит его отсоединение (отцепка). Попыток раскрытия запасного парашюта не было. Ведется расследование.
26.07.01 в Череповецком АСК (РОСТО), при выполнении 168-го прыжка с парашютом Д1-5у (З-5), из самолета АН-2, с высоты 1500м, по Упр. N 6 СПП-97 (задержка 5-20 сек), погиб парашютист-инструктор общественник Альбов Б.В. 1940 года рождения.
Парашютист отделился от самолета в паре с инструктором А.Черновым. По истечении времени задержки парашютист получил и подтвердил визуально команду инструктора на открытие основного парашюта. Инструктор в этот момент начал разворот от парашютиста для отхода на безопасное расстояние и раскрыл парашют. После раскрытия парашюта инструктор не обнаружил над собой купола спортсмена, и, осмотрев пространство внизу, увидел стабильно падающего парашютиста с раскрытыми клапанами ранца, но не вышедшим из ранца чехлом с основным парашютом. Инструктор наблюдал спортсмена в течение 1,5-2 секунд, после чего произошел удар тела об землю. Тело после удара об землю сохранило позу стабильного падения.
Причины происшествия:
- индивидуальная теоретическая и практическая наземная подготовка парашютиста была проведена инструктором Черновым А.П. в сжатые сроки, по причине личной просьбы, учитывая его прошлый опыт инструкторской работы.
- допуск командиром парашютного звена Говорухиным В.Н., парашютиста к усложненной программе после длительного перерыва, без учета возрастного фактора и восстановления устойчивых навыков в прыжках с парашютом;
- недостаточный контроль за организацией подготовки и проведением прыжков с парашютом начальником АСК Петровым В.Ю.
03.08.01 в С. Петербурге, Балтийский АК (ГС ГА), при проведении показательных выступлений на 153 прыжке со скоростным парашютом "Спринг", из вертолета Ми-8, с высоты 1200м, при приземлении на ограниченную площадку, парашютист Татаренко А.Ю. получил травмы несовместимые с жизнью. При транспортировке в лечебное учереждение скончался. Ведется расследование.
18.08.01 в Сыктывкарском АСК (РОСТО), при выполнении второго прыжка с парашютом Д-5 сер.2, из самолета АН-2, с высоты 1000м, по Упр. 1 СПП-97 (стабилизация 3 сек), погибла парашютистка Захарова Т.И..
Начало прыжков было перенесено на два часа позже запланированного времени. Перед началом прыжков была выполнена пристрелка для определения точки выброски парашютистов. В 11час. 45мин. был выполнен первый взлет, в котором прыгали в основном спортсмены. Условия на начало прыжков: ветер у земли 190 гр., 4м/с, Р аэр.749 рт.ст., видимость 10 км, ветер на высоте 340 гр. 5 м/с, нижний край облачности более 1600 м. Второй подъем выполнялся в 12 час. 35 мин. в котором прыгали только начинающие парашютисты на парашютах Д-5 сер 2. На время происшествия фактически ветер у земли изменился незначительно, 150 гр. 3м/с, однако на высоте ветер сильно изменился по направлению и скорости 190 гр. 8 м/с. Поэтому после выброски парашютистов понесло вдоль площадки приземления на удалении 150 м. Парашютистка Захарова Т.И., из-за малого опыта выполнения прыжков, не предпринимала попыток изменить траекторию снижения парашюта, в результате чего произошло приземление на высоковольтную ЛЭП. После зависания на одном из проводов она непроизвольно схватилась за второй провод, что привело к короткому замыканию и гибели парашютистки.
Причины происшествия:
- поверхностный анализ прогноза погоды на летную смену и отсутствие контроля за ветровым режимом в период проведения прыжков с парашютом руководителем полетов Игнатовым Б.Г.;
- выполнение прыжков с начинающими парашютистами во втором подъеме без пристрелки летчиком-инструктором Потолицыным А.В.;
- слабая подготовка парашютистки к действиям в особых случаях (приземление на препятствия: лес, высоковольтные провода, здания и др.) инструктором ПДП Демшиным А.А.;
- недостаточный контроль за организацией подготовки и проведения прыжков с парашютом начальником АСК Чаплыгиным В.А.
18.08.01 в Кемеровском АСК (РОСТО), при выполнении первого прыжка с парашютом Д-5 сер 2 (З-6П), по упр. N1 СПП-97 (стабилизация 3 сек), из самолета АН-2, с высоты 700 м, погибла парашютистка Белая Ж.М. 1977 года рождения.
Во время выхода из самолета произошел захват и удержание стабилизирующего парашюта левой рукой, что привело к отказу основного парашюта. Одновременно при отделении парашютистка правой рукой выдернула кольцо основного парашюта, произошло открытие двухконусного замка. Основной парашют в камере вывалился из ранца, это осложнило ситуацию, началось интенсивное вращение тела и парашютной системы. Парашютистка падала зажав в левой руке стренгу стабилизирующего, не давая ему вступить в работу, а в правой руке вытяжное кольцо основного парашюта (что зафиксировано на месте падения) и ждала наполнения купола. Запасной парашют введен в работу не был, так как страхующий прибор был отключен.
Причины происшествия:
- общественный инструктор-парашютист Лобиков В.А., проводивший индивидуальную подготовку парашютистки Белой Ж.М, не правильно оценил ее готовность к выполнению прыжка с парашютом ;
- инструктор парашютно-десантной подготовки Елисеев С.А., на линии стартового осмотра парашютистов и при исполнении обязанностей выпускающего из самолета, допустил к выполнению прыжка начинающих парашютистов без включенных страхующих приборов на запасных парашютах;
- летчик-инструктор, назначенный на выброску начинающих парашютистов, Качалов И.Ю., из-за наличия малого количества топлива (350 литров) в самолете АН-2, принял решение выброску парашютистов выполнять с высоты 700 метров, вместо установленных по программе 950 м;
- командир авиазвена парашютной подготовки Кичигин А.В, после обсуждения с личным составом авиазвена задачи на прыжки с перворазниками, разрешил выполнять прыжки без включения страхующих приборов ППК-У на запасных парашютах;
- заместитель начальника аэроклуба по организации летной работы Попцев В.А., являясь руководителем полетов и одновременно руководителем прыжков с парашютом, проводил их с выше перечисленными нарушениями руководящих документов;
- начальник аэроклуба Чудаков М.И., принявший решение проводить прыжки с начинающими парашютистами сокращенным составом и одновременно разрешивший убыть командиру звена во главе постоянного состава и спортсменов в аэропорт для выполнения показательных прыжков.
31.08.01 в Улан-Удэ (14А ВВС и ПВО), при выполнении 370 прыжка с парашютом Талка-3 (ПЗ-81), из вертолета МИ-8, с высоты 3000 м погиб парашютист Исаев А.Э.
После отделения от вертолета и выполнения задания на высоте 1000 м парашютист раскрыл парашют во вращении. Раскрытие парашюта произошло с сильной закруткой строп и интенсивным вращением. Парашютист потратил значительное время на устранение отказа, отцепку основного и ввод запасного произвел на недопустимо малой высоте, недостаточной для его наполнения. Ведется расследование.
02.09.01 в г.Киржач АК МИГАВИА (МАПО), при выполнении 124 прыжка с парашютом ПО-17 (ПЗ-81), из вертолета МИ-8, с высоты 4000 м погиб парашютист Бова А.В.
После отделения от вертолета и выполнения задания на высоте 1000 м, парашютист раскрыл парашют во вращении. Раскрытие парашюта произошло с сильной закруткой строп и интенсивным вращением. Парашютист потратил значительное время на устранение отказа, отцепку основного и ввод запасного произвел на недопустимо малой высоте, недостаточной для его наполнения. Ведется расследование.
15.09.01 в г. Артем АНО АТСК "Озерные Ключи" (РОСТО) при выполнении первого прыжка с парашютом Д-6 сер.4 (ЗП-5) по Упр. N1 СПП-97, из самолета АН-2, с высоты 800 м. погиб парашютист Дэ М.Г.
После отделения парашютиста от самолета у него произошел полный отказ основного купола парашюта, запасным парашютом он не воспользовался. Ведется расследование.
15.09.01 в г. Ставрополь войсковая часть ВДВ, при выполнении второго прыжка с парашютом Д-6 сер.4 (З-5-2с) со стабилизацией, из самолета АН-2, с высоты 600м, погиб парашютист Тухшеров С.Г.
Во время снижения парашютист попал в восходящий поток и был перенесен за пределы площадки приземления. Приземление произошло на провода ЛЭП, в результате чего парашютист непроизвольно замкнул две фазы высоковольтной линии и от короткого замыкания погиб. Ведется расследование.
30.09.01 в Серпуховском АСК (РОСТО), при выполнении первого прыжка с прашютом Д-5 сер.2 (З-5-2с) по Упр. N1 СПП-97, из самолета АН-2, с высоты 850 м. погиб парашютист Фроликов А.М.
После отделения парашютиста от самолета у него произошел полный отказ основного купола парашюта, из-за ложного зацепления карабина камеры стабилизирующего парашюта за кольцо удлинителя. Запасной парашют был раскрыт страхующим прибором, но непреднамеренно удерживаемый парашютистом вступил в действие на малой высоте. Снижаясь на раскрытом куполе, цепляющемся за сухие сучья сосны (17 м), парашютист получил значительные травмы от ударов о дерево. Парашют зацепившись кромкой за ветки стал гаснуть, вытянулся вдоль дерева, парашютист приземляясь на погасшем куполе получил травмы головы о землю не совместимые с жизнью и по прибытии скорой помощи скончался. Ведется расследование.
07.10.01 в г. Орел ЦПАК РОСТО при выполнении 158 прыжка на скоростном парашюте "Стилет", из самолета АН-2, с высоты 1000 м, на преземлении получил тяжелые травмы спортсмен-парашютист Елисейкин С.И.
Спортсмен-парашютист при заходе на цель выполнил разворот на малой высоте. Из-за неграмотных действий ввел парашют в запредельный режим, тем самым увеличив горизонтальную и вертикальную скорость парашюта. При приземлении получил тяжелые травмы и госпитализирован. Ведется расследование.
Причиной происшествия явилось стремление парашютиста произвести приземление в намеченную им цель (не выходящую за пределы площадки приземления), что привело к ошибке в определении высоты базовой точки 4-го разворота. Разворот был произведен на высоте, не обеспечивающей выполнение данного маневра. Резкие движения стропами управления парашюта привели к значительному уменьшению несущих свойств купола парашюта в непосредственной близости земли.
07.10.01 в Амурской области г.Благовещенск (ООО Амурская ФПС), при выполнении 1063 прыжка с парашютом По-16 (З-5), из самолета АН-2, с высоты 1000 м, погиб спортсмен-парашютист Ламиницкий Э.С. Обеспечение прыжков выполнял Ивановский АТСК РОСТО выделивший АН-2 по договору, ответственность за организацию прыжков нес заказчик.
После отделения парашютиста от самолета произошел полный отказ основного купола парашюта. Парашютист произвел ввод запасного парашюта не отцепляя отказавший парашют. Произошло спутывание двух куполов, при столкновении с землей парашютист погиб. Ведется расследование.
ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВСЕХ ПАРАШЮТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ, ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ, РАСХЛЯБОННОСТИ, ПОТЕРЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ БДИТЕЛЬНОСТИ МНОГИМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ И ПАРАШЮТИСТАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЫЖКОВ, КАК ОПЫТНЫМИ, ТАК И МОЛОДЫМИ, ЗА ЧТО ОНИ РАСПЛАЧИВАЮТСЯ ИНОГДА СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ.
Все эти парашютные происшествия из-за плохой организации подготовки и проведения прыжков с парашютом, нарушения программ подготовки, допуска к выполнению прыжков спортсменов после неполного усвоения теоретической подготовки или длительных перерывов, из-за недостаточной отработки действий парашютиста в воздухе на наземных тренажерах и личной недисциплинированности. Но самое опасное упущение в подготовке это неумение парашютистов применять запасной парашют в аварийной ситуации.
В четырех случаях подготовка начинающих парашютистов проводилась по индивидуальной ускоренной программе но подготовку осуществляли всей группой в течении 1-2-х часов, когда практический тренаж подменялся показом действий одного инструктора, вместо персональной отработки необходимых действий каждым прыгающим, особенно по правилам раскрытия запасного парашюта.
В трех случаях страхующий прибор ППК-У на запасном парашюте отключают спортсмены самостоятельно перед отделением из летательного аппарата, а выпускающие упускают этот факт в процессе контроля за парашютистами. В другом случае, снижая высоту, ППК-У на запасном парашюте отключают сами инструктора АО, чтобы два прибора не сработали одновременно.
В одном случае выпускающий в спешке делает ложный зацеп карабина камеры стабилизирующего за фал после посадки в самолет и не контролирует надежность зацепления вытяжного узла на высоте перед отделением парашютиста.
В двух случаях парашютисты имеющие недостаточный опыт прыжков на скоростных парашютах, делают разворот на малой высоте, не обеспечивающей безопасное выполнение данного маневра. Резкие движения органами управления привели к значительному уменьшению несущих свойств купола парашюта в непосредственной близости от земли и как результат превышение горизонтальной и вертикальной скорости приземления парашютиста.
Во всех без исключения случаях руководящий состав авиационных организаций потерял элементарную бдительность, самоустранялся от контроля за организацией подготовки и проведением прыжков с парашютом.
ВСЕМ ТЕМ, КТО ОБУЧАЕТ ИЛИ КТО ГОТОВИТСЯ ИДТИ В НЕБО, НАДО ПОНИМАТЬ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЗБРАННОГО ШАГА, ЗДЕСЬ НЕТ МЕЛОЧЕЙ НИ В ОБУЧЕНИИ, НИ В ОТРАБОТКЕ ДО АВТОМАТИЗМА ДЕЙСТВИЙ ПО ВЫХОДУ ИЗ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ВОЗДУХЕ, КАК И В ПОДГОТОВКЕ ПО РАСКРЫТИЮ ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТА.
НАДО ПОМНИТЬ ВСЕГДА - НЕБО НЕ ПРОЩАЕТ ОШИБОК.
ТРЕБУЮ:
1. Председателям Республиканских, Краевых, Областных Советов, начальникам Авиационных организаций принять решительные меры по точному и безусловному выполнению требований документов регламентирующих безопасную летную и парашютную работу.
2. Со всем руководящим составом и специалистами парашютных служб авиационных организаций провести занятия по знанию требований руководящих документов при организации подготовки и проведению прыжков с парашютом и сделать необходимые выводы.
3. Организацию допуска парашютистов всех категорий к прыжкам, осуществлять в строгом соответствии требований руководящих документов по парашютной подготовке без форсирования программ, после полного усвоения теории, с практическим закреплением действий на наземных тренажерах, особенно по порядку открытия запасного парашюта, при условии контроля со стороны инструкторского состава за действиями каждого парашютиста на земле и в воздухе.
4. Парашютные прыжки с перворазниками, при подготовке их по индивидуальной ускоренной программе и укладке парашютов инструкторским составом АСК, выполнять только с принудительным раскрытием парашюта.
5. Анализ происшествий изучить со всем личным составом, выполняющим парашютные прыжки под роспись.
О всех инцидентах, предпосылках и парашютных происшествиях докладывать немедленно на ЦКП УА ЦС РОСТО по телефонам: 4******3, 4******3, в парашютный отдел 4******8, 4******4, дежурному ФПСУ 9******7, или на ГК ЦПС 2******8, 1******5 (все телефоны работают круглосуточно)
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦС РОСТО
Генерал-майор С. ФЕДУЛОВ
Анализ парашютных происшествий за 2002 год
Центральный Совет
Российской Оборонной
Спортивно-Технической
Организации
1******2, Москва
Волоколамское шоссе,
дом 88, стр.3
тел 4******3 Председателям республиканских, краевых и областных советов РОСТО
Начальникам авиационных организаций РОСТО.
В 2002 году при выполнении парашютных прыжков погибло 7 человек (в 2001 году -14) из них: в ВВС-1, в РОСТО -3, в Минтрансе -1, в Госкомспорте - 1, в других организациях - 1.
16.02.2002 г. при выполнении 199 прыжка с парашютом, 2-го в этот день, погиб парашютист Калининградского АСК РОСТО, спортсмен 1 разряда Куликов А. В., 1981 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ, из самолета Ан-2, с высоты 800 м. с парашютной системой Д-5 сер.2, запасной парашют З-5.
В процессе парашютирования перед приземлением парашютист ударился грудью о "грозотрос" ЛЭП-110 и завис на высоте 20-22 м. от земли. Действий для обеспечения безопасного приземления (ухода от препятствия) не предпринимал. Куполом парашюта, перекинутым через провод, за счет парусности под воздействием ветра, шею парашютиста прижало к проводу. Недостаток физических сил для освобождения от провода, а также неготовность группы руководства и обеспечения прыжков оказать быструю помощь с земли привели к гибели парашютиста от механической асфиксии (удушения) от сдавливания шеи тупым предметом (предположительно ремешком защитного шлема под стаскивающим воздействием троса на шлем сзади).
Пожарная машина с выдвижной лестницей прибыла через 25 минут, после чего парашютист был снят спасателем без признаков жизни.
Причины происшествия:
- неграмотные действия парашютиста при снижении на препятствие;
- неточный расчет точки выброски парашютистов;
- невыполнение обязанностей дежурным по площадке приземления и отсутствие команд с земли по уходу от препятствия.
Недостатки, выявленные при расследовании:
- руководитель прыжков в нарушение РПП-91 выполнял обязанности выпускающего, не обеспечив руководство прыжками на земле;
- направление ветра на площадке приземления определялось дымами дымовых шашек, вместо указателя направления ветра (конуса);
- несанкционированное изменение схемы укладки парашютной системы Д-5 сер.2 на способ раскрытия;
- стягивание чехла вытяжной веревкой.
24.06.2002 г. при выполнении 24 прыжка с парашютом, 2-го в этот день, погиб парашютист Курганского АСК РОСТО, спортсмен 2 разряда Чернов В. Н., 1957 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ, из самолета Ан-2, с высоты 1200 м., с парашютной системой ПО-16, запасной парашют З-5 сер. 4, по упражнению ¦ 8 (4) программы первоначальной парашютной подготовки (AFF).
Парашютист Чернов В.Н. отделился от самолета на высоте 1200 м. и через 7-8 с. ввел в действие основной парашют. Раскрытие парашюта сопровождалось вращением в левую сторону, что привело к закрутке строп парашюта. Устройство рифления сошло на 2/3 длины строп парашюта, после чего началось незначительное вращение купола парашюта вправо. Парашютист произвел отцепку основного парашюта и ввел в действие запасной парашют на недопустимо малой высоте. При ударе о землю парашютист погиб.
Причины происшествия:
- допуск к прыжку неподготовленного парашютиста;
- нарушение требований п.1.1. Технического описания и инструкции по эксплуатации 1******4 ТО парашютной системы ПО-16;
- неправильные действия парашютиста при возникновении особого случая в воздухе.
Недостатки, выявленные при расследовании:
- программа первоначальной парашютной подготовки парашютистов (AFF) допускает выполнение начинающими парашютистами прыжков с парашютом типа "крыло", которые не обеспечивают штатное раскрытие в случае нестабильного падения парашютиста;
- парашютная система ПО-16 с просроченным сроком службы.
Прим.ред.: В последнее время во многих клубах предпринимаются попытки использовать элементы программы ускоренного обучения свободному падению (АФФ). При этом инструктора не имеют для этого достаточной подготовки. Используется не специализированная студенческая парашютная техника, прыжки выполняются с высот менее минимально разрешенных при данной методике обучения. Таким образом, студенты лже-АФФ подвергаются смертельному риску.
28.07.2002 г. при проведении показательных прыжков с парашютом в честь Дня Военно-Морского Флота в г. Владивостоке погиб инструктор- общественник аэроклуба "Седьмое небо" Жиров А. А. Аэроклуб не входит в РОСТО, самолет Ан-2 предоставлен Владивостокским АТСК.
Прыжок выполнялся с парашютной системой "Хит", запасной парашют ПЗ-81. При раскрытии произошел отказ основного парашюта. Парашютист отцепил неисправный купол и ввел в действие запасной парашют. В момент раскрытия запасного парашюта произошло его спутывание с фалами дымовых шашек. С высокой вертикальной скоростью парашютист упал на водную поверхность мелководного залива, от полученных травм скончался.
Информация неофициальная, данные по результатам расследования отсутствуют, так как аэроклуб "Седьмое небо" является вневедомственной организацией и не имеет контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти.
По данному парашютному происшествию необходимо отметить:
- парашютная система "Хит" государственные испытания не проходила и не может находиться в эксплуатации.
в соответствии с действующим законодательством, лицо, находящееся на борту воздушного судна должно быть застраховано (страхование ответственности за нанесение ущерба третьим лицам). При этом ответственность за него несет владелец воздушного судна.
Так, по факту гибели 4-х школьников в 1998 г. (прыжки проводила ОО "Робинзонада", воздушное судно выделял Петрозаводский АСК РОСТО), суд удовлетворил иски родственников погибших о взыскании с Петрозаводского АСК по 250 тыс. рублей.
14.08.2002 г. при выполнении 342-го прыжка с парашютом, 1-го в этот день, на аэродроме Черемушки (14 А ВВС и ПВО, г. Чита) погиб парашютист Читинского АСК РОСТО Челмакин А. Ю., 1971 г.р.
Прыжок выполнялся в ПМУ, из вертолета Ми-8, с высоты 1300 м., парашютная система ПТХ-11, запасной-ПЗ-81, по упражнению 17 СППП-97 (прыжок с вымпелами (флагами)). При парашютировании на прямой, на высоте около 30 м., парашютист произвел отцепку купола основного парашюта, перепутав звено отсоединения купола основного парашюта со звеном отцепки флага (использовалось штатное звено от парашюта УТ-15). При ударе о землю погиб.
Причины происшествия:
- непреднамеренная отцепка основного парашюта;
- невыполнение парашютистом указаний руководителя прыжков по выполнению задания на прыжок (парашютист не должен был отцеплять флаг).
Недостатки, выявленные при расследовании:
- парашютная система ПТХ-11 и запасной парашют ПЗ-81 с просроченными сроками службы.
03.09.2002 г. на аэродроме "Благовещенский аэропорт" при выполнении прыжков с парашютом погиб один и получил тяжелые травмы другой парашютист.
Прыжки выполнялись из вертолета Ми-8, арендованного у АК "Благовещенские авиалинии", с высоты 3000 м., для построения в затяжном падении фигуры из девяти человек. Видеосъемку осуществлял воздушный оператор.
В группу парашютистов входили: спасатель Якутской РПСБ Еременко С.В. (599 прыжков с парашютом, основная парашютная система "Радар", запасной - ПЗ-81) и спасатель Благовещенской ПДГ Туровец Н.С. (253 прыжка с парашютом, основная парашютная система По-16, запасной - ПЗ-81), которые выполняли 3-й прыжок в этот день.
Три парашютиста отделились на "платформу", еще пятеро осуществили "подход". Группа падала стабильно, с некоторым смещением. Туровец Н.С. за время, отведенное на схождение, выполнить "подход" не успел. Руководитель группы на высоте принятия решения дал команду на "разбежку", в это время у Туровца Н.С. произошла резкая потеря высоты относительно основной группы. Падая ниже группы, Туровец Н.С., развернулся для удаления от нее. Через 2-3 сек. после "разбежки" началось наполнение купола парашюта Туровца Н.С., который по касательной задел в свободном падении Еременко С.В. После столкновения у Еременко С.В. началось беспорядочное падение и на высоте 6******0 м. от срабатывания страхующего прибора произошло раскрытие его запасного парашюта, после чего произошло неуправляемое приземление. Еременко С.В. получил смертельную черепно-мозговую травму, а Туровец Н.С. в результате неуправляемого приземления в 2-х км. от площадки получил тяжелые травмы: закрытый множественный перелом ребер слева, перелом левой ключицы, массовое повреждение левого легкого, легочное кровотечение.
Причины происшествия:
- несогласованность действий парашютистов при возникновении нештатной ситуации в воздухе;
- допуск к сложным видам прыжков с парашютом слабо подготовленного парашютиста.
По данному парашютному происшествию необходимо отметить, что парашютная система "Радар" государственные испытания не проходила и не может находиться в эксплуатации.
22.12.2002 г. при выполнении 73-го прыжка с парашютом, 2-го в этот день, погиб парашютист филиала Государственного унитарного авиационного предприятия "Национальный аэроклуб России им. В.П. Чкалова" - авиационно-спортивная база "Борки" Винниченко К.М., 1976 г.р.
Прыжок выполнялся в ПМУ, из самолета Л-410, с высоты 3900 м., с парашютной системой "REFLEX-II" (основной парашют "DIABLO - 135", запасной - "TEMPO - 150") по упражнению 19 СППП-97 (программа ¦3).
Парашютист выполнял прыжок в группе из 4-х человек для построения фигуры в свободном падении, после схождения на высоте 1500 м. была произведена "разбежка". Раскрытие парашюта произошло на высоте 900- 800 м., раскрытие штатное. После раскрытия парашютист выполнял вращения в одну, а затем в другую сторону. При резком изменении направления вращения купола тело парашютиста по инерции вращалось в противоположную сторону, что привело к закрутке строп и неуправляемому вращению купола с большой угловой и вертикальной скоростью. На высоте 1******0 м. парашютист произвTл отцепку основного парашюта, после чего ввел в действие запасной. Из-за недостатка высоты раскрытие не произошло, при ударе о землю парашютист погиб.
Причины происшествия:
неграмотные действия парашютиста по управлению куполом парашюта, потеря контроля за высотой, отцепка купола парашюта и ввод запасного на недопустимо малой высоте.
Недостатки, выявленные при расследовании:
- прыжки выполнялись из самолета Л - 410, принадлежащего Федерации любителей авиации (ФЛА), что запрещено;
- отсутствует техническая документация на парашютные системы; при организации и проведении прыжков с парашютом используются нормативные документы разных ведомств;
- загрузка самолета Л - 410 составляла 20 человек, вместо 14 согласно РЛЭ; в СППП-97 отсутствует методика выполнения прыжков с тонко-профильными парашютными системами с малой площадью купола.
По данному парашютному происшествию необходимо отметить:
- в ФЛА нормативная база для организации прыжков с парашютом отсутствует;
- на воздушных судах ФЛА разрешается находиться только членам ФЛА.
28.12.2002 г. при выполнении 1201 прыжка с парашютом, на аэродроме Озерные Ключи (г. Владивосток), погиб начальник ПС и ПДС в/ч 5******1 армии ВВС и ПВО майор Геревич С.Э.
Прыжок выполнялся в ПМУ, из самолета Ан-2 Владивостокского АТСК РОСТО, с высоты 1200 м., с парашютной системой "Экшен", запасной парашют - ПЗ-81.
После раскрытия парашюта началось интенсивное вращение с большой угловой и вертикальной скоростью, так как одна из строп управления была не подвязана, расчековать другую стропу управления парашютист не смог, на высоте 25 - 20 м. произвел отцепку основного парашюта. Из-за недостатка высоты раскрытие запасного парашюта не произошло, при ударе о землю парашютист погиб.
Причины происшествия:
- неправильная укладка парашютной системы;
- потеря контроля за высотой, отцепка купола основного парашюта на недопустимо малой высоте.
Недостатки, выявленные при расследовании:
- отсутствует контроль за укладкой парашютных систем;
- прыжки с парашютом на базе аэроклуба должным образом не организованы.
По данному парашютному происшествию необходимо отметить:
- парашютная система "Экшен" государственные испытания не проходила, на снабжение войск не принята и не может находиться в эксплуатации.
Таким образом, анализ всех происшествий показывает, что их основными причинами является человеческий фактор, а именно:
- нарушение руководящим составом требований основополагающих документов при организации и проведении прыжков с парашютом;
- допуск к прыжкам с парашютом неподготовленных парашютистов, в том числе - их низкая психологическая подготовка к действиям в аварийной ситуации.
Анализ парашютных происшествий за 2003 год
Федеральное управление
авиационно-космического поиска и спасания
при Министерстве обороны Российской Федерации
Декабрь 2003 г. N 123/15/ ...
1******0, г. Москва, войсковая часть 65334 Руководителям федеральных органов исполнительной власти
Главнокомандующим видами Вооруженных Сил
Командующим родами войск
В 2003 году произошло 17 парашютных происшествий, в результате которых погибло 13 человек (в 2002 году -7) из них: в РОСТО -7, в Минтрансе -4, в ВМФ -1, Минприроды -1 и получили тяжелые травмы 4 человека (ВВС, ВДВ, РОСТО).
1 февраля 2003 г. в войсковой части 32515 ВДВ (г. Псков), на площадке приземления "Кислово", произошло парашютное происшествие.
При выполнении 4 прыжка с парашютом, 1 в этот день, получил тяжелые травмы рядовой Данилин А. В., 1984 г.р. Прыжок выполнялся из самолета Ан-2 с высоты 800 м с парашютом Д-6 сер.4, запасной парашют З-5, страхующий прибор АД-ЗУ-Д-165.
После отделения от самолета в процессе раскрытия стропы и купол основного парашюта вышли из камеры на полную длину, но купол потоком воздуха не наполнился, кромка купола не расходилась. Парашютист пытался воздействовать на купол парашюта, разводя в стороны свободные концы, при этом потерял контроль за высотой и на недопустимо малой высоте 80-50 м выдернул вытяжное кольцо запасного парашюта.Запасной парашют полностью наполнится He успел. При ударе о землю рядовой Данилин А.В. получил тяжелые травмы.
Причины происшествия:
- ненаполнение основного купола парашюта из-за нарушений в процессе его укладки;
- неподготовленность парашютиста к действиям в особых случаях, потеря контроля за высотой, поздний ввод запасного парашюта;
- слабый контроль за укладкой парашюта.
Недостатки, выявленные в ходе проведенного расследования:
- порядок контроля этапов в укладке парашюта, описанный в техническом описании и инструкции no эксплуатации He позволил обнаружить ошибку при укладке;
- информация о данном происшествии поступила в ФПСУ только в марте месяце.
9 марта 2003 года в Октябрьском АТСК РОСТО на аэродроме <Октябрьский> при выполнении 91 прыжка с парашютом, 1-го в этот день, погиб парашютист Бугульминского филиала ЦАК им. В.П. Чкалова РОСТО Сайфиев М. Р., 1969 г.р.
Прыжок выполнялся из самолета Ан-2, с высоты 1400 м, группой из 5 парашютистов, no упр. N2 8 СППП - 97, с парашютом "Парафойл", запасной парашют ПЗ-81, ранец "Талка".
Аварийная ситуация возникла в момент ввода основного парашюта. Из-за неполного (на 2/3 длины мягкого вытяжного парашюта) ввода в действие вытяжного устройства, основной парашют в действие введен He был, но при этом произошла разблокировка страхующего прибора автоматического ввода запасного парашюта. Запасной парашют в действие не ввёл. При ударе о землю парашютист погиб.
Причины происшествия:
- неподготовленность парашютиста к действиям в особых случаях (в акте расследования - классифицируется как недисциплинированность парашютиста).
Недостатки, выявленные в ходе проведенного расследования:
- в нарушении требований Положения о расследовании парашютных происшествий неоправданно затянуты сроки расследования до 16 суток. Акт расследования данного происшествия поступил в ФПСУ только в конце марта;
- в АТСК эксплуатируется ПДИ с вышедшими сроками эксплуатации.
По данному парашютному происшествию необходимо отметить: модульная комплектация парашютных систем нe разрешается;
- система <Талка> государственные испытания не проходила и He может находиться в эксплуатации (кроме того, все ранее выпущенные системы <Талка> в настоящее время с истекшими сроками службы).
15 марта 2003 года в ЦАК им. В.П. Чкалова РОСТО на аэродроме "Ступино" произошло парашютное происшествие. При выполнении 12403 прыжка с парашютом, 2 в этот день, во время снижения парашютист Колесник Д.Е., 1956 г.р. столкнулся в воздухе с парашютистом Киселевым В.И. При падении оба парашютиста получили травмы.
Прыжок выполнялся из самолета Л-410, с высоты 4000 м с парашютом "Хоп-150", no упражнению N19 СППП-97 (построение фигур в свободном падении).
После раскрытия основного парашюта и снижения Колесник В.И. произвел маневр куполом на низкой высоте (около 60 м), потерял контроль за воздушной обстановкой и столкнулся с парашютистом Киселевым Д.Е. Произошло спутывание куполов и приземление с вращением и повышенной вертикальной скоростью. При столкновении с землей Колесник В.И. получил тяжелые травмы, Киселев Д.Е. получил ушиб бедра.
Причины происшествия:
- потеря осмотрительности и контроля за снижающимися парашютистаМИ.
Недостатки, выявлеиные в ходе проведенного расследования:
- допуск к эксплуатации парашютных систем не прошедших государственные испытания.
13 апреля 2003 года в Красноярской авиабазе (<Авиалесохрана>) при выполнении 143 прыжка с парашютом, 1 в этот день, погиб инструктор ППК Кодинского авиаотделения Бондаренко Р.В., 1976 г.р.
Прыжок выполнялся из самолета Ан-26 с высоты 1000 м с парашютной системой "Лесник - 2". После раскрытия и наполнения купола основного парашюта парашютист выполнял развороты на 360o, с целью потери высоты. На высоте около 150 м произошло подворачивание левой половины купола парашюта, что привело к интенсивному вращению парашютиста.
На высоте 70 м парашютист произвел отцепку купола основного парашюта и ввод в действие запасного парашюта, который из-за недостатка высоты наполниться нe успел.О т полученных травм Бондаренко Р.В. скончался в больнице.
Причины происшествия:
- неграмотные действия парашютиста при снижении и управлении куполом парашюта.
Недостатки, выявленные в ходе проведенного расследования:
- Официального сообщения в ФПСУ из "Авиалесохраны" нe поступало.
- Акт расследования парашютного происшествия не оформлялся и в ФПСУ нe поступал.
10 мая 2003 года на аэродроме "Магнитогорск-РОСТО" при выполнении 41 прыжка с парашютом, 2 в этот день, погиб парашютист Магнитогорского АТСК РОСТО Дементьев Н.В., 1952 г.р.
Прыжок выполнялся из самолёта Ан-2 c высоты 1300 м с парашютной системой "Альянс", запасной - ПЗ-81, no упражнению N8 СППП-97. После отделения от самолёта парашютист попал в плоский штопор. Основной и запасной парашюты в действие не вводил. После срабатывания страхующего прибора ППК-У, установленного на высоту 0.7 км, раскрытие запасного парашюта не произошло. При ударе о землю парашютист погиб.
Причины происшествия:
- неподготовленность парашютиста к действиям в особых случаях;
- нераскрытие замыкающего устройства запасного парашюта страхующим прибором ППК-У (Определить ошибки при изготовлении и эксплуатации парашютной системы из-за отсутствия технической документации нe представилось возможным).
Недостатки, выявленные в ходе проведенного расследования:
- допуск неподготовленного парашютиста к прыжкам с парашютом типа "Крыло" (в СППП-97 He указано минимально - допустимое количество прыжков и условия допуска к прыжкам с парашютом типа "Крыло");
По данному парашютному происшествию необходимо отметить: парашютная система "Альянс" государственные испытания не проходила и He может находиться в эксплуатации.
31 мая 2003 года на аэродроме "Грязи" при выполнении 62 прыжка с парашютом, 1 в этот день, погиб парашютист Липецкого АСК РОСТО Пономарев И.И., 1961 г.р.
Прыжок выполнялся из самолета Ан-2 с высоты 1500 м с парашютной системой По-17 в группе из 9 человек no упражнению N9 СППП-97. После раскрытия ранца основного парашюта произошел частичный отказ - из-за закрутки строп не сошло устройство рифления. Ha высоте около 700 м парашютист произвел отцепку основного парашюта. Запасной парашют в действие не ввёл. При ударе о землю парашютист погиб.
Причины происшествия:
- неподготовленность парашютиста к действиям в особых случаях.
6 июня 2003 года в войсковой части 27834 (5 А ВВС и ПВО) Ha аэродроме "Упрун" произошло парашютное происшествие. При выполнении 1963 прыжка с парашютом, в году - 114 получил травму позвоночника прапорщик Новиков.
Прыжок выполнялся из вертолета Ми - 8 с парашютом ПО-16, запасной парашют ПЗ - 81. При открытии основного парашюта, в момент динамического удара, произошло разрушение пряжки левого ножного обхвата по причине расшплинтования ползущего зажима пряжки. Купол основного парашюта работал нормально. Парашютист произвел приземление, удерживаясь руками за правый плечевой обхват, что привело к глубокому вращению в момент приземления.
Акт расследования парашютного происшествия в ФПСУ нe поступал.
8 июня 2003 года на аэродроме "Мочище" при выполнении 176 прыжка с парашютом, 2 в этот день, погиб парашютист Новосибирского АСК РОСТО Косич С.П., 1972 г.р.
Прыжок выполнял из самолета Ан-2 с высоты 3.000 м с парашютной системой "Кобальт", запасной парашют "Темпо". Прыжок выполнялся Ha групповую акробатику, в составе группы из 5 человек и 2 операторов. После выполнения задания, разбежку парашютисты выполнили с нарушениями мер безопасности. Ha момент раскрытия парашютов один из парашютистов оказался сверху над другим парашютистом. При раскрытии парашюта нижним парашютистом произошло столкновение с парашютистом свободно падающим выше него. В результате столкновения Крыштопенко В.М. получил травму-перелом ключицы. Приземление произвел на основном парашюте нормально. Второй парашютист Косич С.П., при снижении и приземлении Ha основном парацпоте, парашютом нe управлял. При ударе о землю получил травмы, от которых скончался.
Причины происшествия:
- несоблюдение мер безопасности при выполнении прыжков с парашютом.
13 июня 2003 года на аэродроме "Анадырь" при выполнении прыжков с парашютом погиб парашютист-спасатель ФГУ <Анадырьская РПСБ ГА> Супрун И. В.
Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8 с высоты 1200 м с парашютной системой Т-4-4МП, запасной парашют 3-бП. По неофициальным данным после отделения от вертолета ранец основного парашюта не раскрылся. Запасной парашют был введен нa недопустимо малой высоте. Парашютист погиб.
Официального сообщения в ФПСУ из ГСГА He поступало. Акт расследования парашютного происшествия нe оформлялся.
Уголовное дело в настоящее время нe закрыто.
22 июня 2003 года на аэродроме "Борки" при выполнении 19 прыжка с парашютом, 1 в этот день, погиб парашютист авиационного клуба "Флайн СпН" (сертификат ГСГА) Фадеев C.A., 1978 г.р.
Прыжок выполнялся из самолета Ан-28 с высоты 3900 м с парашютом "Арбалет-l-ТР", запасной парашют К-15, ранец "Ретал-07", на отработку элементов групповой акробатики индивидуально в группе из 17 человек. После отделения от самолета парашютист находился в свободном падении с вращением вокруг головы в правую сторону (положение тела было неустойчивое, предположительно Ha спине).
Ha высоте 400 м ввел в действие вытяжной парашют основного и практически одновременно выдернул звено раскрытия запасного парашюта. Произошло спутывание соединительного звена вытяжного парашюта основного купола и чехла запасного парашюта. Купола не наполнились. При ударе о землю парашютист погиб.
Причины происшествия:
- неподготовленность парашютиста к выполнению прыжка no поставленной задаче;
- допуск неподготовленного парашютиста к прыжку.
Недостатки, выявленные в ходе проведенного расследования:
- РВД ГА-99 в Минюсте не зарегистрировано. Программа подготовки спортсменов - парашютистов и нормативный акт о порядке принятия в эксплуатацию авиационными организациями парашютных систем, являющихся личной собственностью парашютистов, в ГСГА отсутствует;
- программа подготовки парашютистов, утвержденная начальником АСК Ивановым М.Ю. нe учитывает психологической подготовки начинающих парашютистов;
По данному парашютному происшествию необкодимо отметить: парашютная система <Арбалет-l-ТР> государственные испытания не проходила и нe может накодиться в эксплуатации.
4 июля 2003 года на аэродроме "Чкаловск" (г. Калининград) на базе войсковой части 26208 БФ при выполнении 759 прыжка с парашютом, 2 в этот день, погиб заместитель командира войсковой части 21865 БФ инструктор ПДП майор Морозов А.Ю.
Прыжок вьшолнялся из вертолёта Ми-8 с высоты 1800 м с парашютом "АР-7", запасной - П3-81, ранец "Талка-3", в группе из 2 человек no упражнению N43 доп. к КПП ВВС ("Построение 2-х купольной формации"). После роспуска двухкупольной формации на этапе приземления парашютист произвёл разворот на малой высоте (около 30 м), в результате чего произошло столкновение с землёй (РД с бетонным покрытием) на большой горизонтальной и вертикальной скорости. От полученных травм, не приходя в сознание, парашютист скончался.
Причины происшествия:
- ошибка в определении высоты на этапе приземления и переоценка своих возможностей в управлении куполом парашюта.
По данному парашютному происшествию необходимо отметить:
- модульная комплектация парашютных систем нe разрешается;
- система "Талка" государственные испытания He проходила и не может находиться в эксплуатации (кроме того, все ранее выпущенные системы "Талка" в настоящее время с истекшими сроками службы).
7 июля 2003 года на аэродром "Ишим" при выполнении 2 прыжка с парашютом, 1 в этот день, погибла парашютистка Шубина И.В., 1986 г.р.
Прыжок выполнялся из самолета Ан-2 с высоты 800 м с парашютной системой "Школьник", запасной парашют 3-5, по упражнению N2 (СППП97). Парашютистка выполняла прыжок третьей в закоде. Раскрытие основного парашюта - штатное. Восходящим потоком воздуха была снесена за пределы площадки приземления в воды реки Ишим. Все предусмотренные при приводнении действия произвести нe смогла, после приводнения утонула, запутавшись в стропах парашюта.
Причины происшествия:
- невыход из подвесной системы при приводнении, связанный с конструктивными недостатками крепления запасного парашюта, не позволившими быстро от него освободиться.
Недостатки, выявленные в ходе проведенного расследования:
- допуск к прыжкам парашютистки, не достигшей 14-ти летнего возраста (выполнение прыжков с парашютом допускается с 15-ти лет);
- отсутствие прогноза изменения метеоусловий у группы руководства прыжками с парашютом.
По данному парашютному происшествию необходимо отметить: парашют <Школьник> государственные испытания He проходил и нe может находиться в эксплуатации.
2 августа 2003 года на аэродроме ГСГА Минтранса "Великие Луки" (Псковская область) в Образовательном учреждении "Учебно-технический центр авиации общего назначения" (ОУ <УТЦ АОН>), при выполнении 173 прыжка с парашютом, 1 в этот день, погиб майор Псковского ОМОНа Макаров В.В., 1969 г. р.
Самолет Ан-2 предоставлен Великолукским аэроклубом РОСТО в нарушение приказа председателя ЦС РОСТО от 26.08.2002 г. N97, запрещающего предоставление воздушных судов и аэродромов РОСТО вневедомственным организациям для проведения прыжков с парашютом.
Прыжок выполнялся с высоты 1000 м с парашютом По-16, запасной ПЗ-81. После отделения парашютист находился в свободном падении. Основной парашют в действие не ввёл (предположительно нe найдя звено ручного раскрытия, в качестве которого использовалось звено раскрытия ранца пара шюта Д-1-5). На высоте приблизительно 100-50 м ввёл в действие запасной парашют, который из-за недостатка высоты полностью наполниться нe успел. При ударе о землю парашютист погиб.
Причины происшествия:
- допуск к выполнению прыжков с парашютом типа "Крыло" неподготовленного парашютиста;
- допуск к выполнению прыжков с парашютом после длительного перерыва;
- неподготовленность парашютиста к действиям в особых случаях;
- отсутствие на парашютной системе страхующего прибора; - в результате использования нештатного звена ручного раскрытия основного парашюта парашютистом нe был введён в действие основной параШЮТ.
Недостатки, выявленные в ходе проведенного расследования:
- основной и запасной парашюты эксплуатировались с истекшим сроком службы;
- деятельность ОУ "цТЦ АОН" в области парашютизма не является его уставной целью и осуществлялось без лицензии ГСГА;
- РВД ГА-99 в Минюсте не зарегистрировано, руководящие документы no подготовке спортсменов - парашютистов в ГСГА отсутствуют.
9 августа 2003 года на аэродроме "Марьяновка" (г. Омск) при выполнении 2 прыжка с парашютом, 1 в этот день, погибла парашютистка Омского АСК РОСТО Холод Я.В., 1986 г.р.
Прыжок выполнялся из самолета Ан-2 с высоты 1000 м с парашютом Д-5 серии 2, запасной З-5 серии 3, в группе из четырех человек, no упражнению 1 СППП-97.
В результате попадания парашютистки с высоты около 500 м в порыв ветра скоростью около 10 м/с, приземление произошло на вспаханное целинное поле, дальше расчетной точки на 1-1,5 км. При касании земли (приземле ние произошло спиной по направлению к земле) парашютистку перевернуло через голову (в результате чего ее ноги попали в стропы парашюта) с последующим протаскиванием ногами вперед лицом вниз.
Парашютистка получила черепно-мозговую травму (лицевой части), при транспортировке в лечебное учреждение скончалась.
Причины происшествия:
- резкое изменение метеоусловий;
- приземление вне площадки приземления;
- неграмотные действия парашютистки при приземлении.
Недостатки выявленные в ходе проведенного расследования:
- отсутствие прогноза изменения метеоусловий у группы руководства прыжками с парашютом;
- в АСК отсутствует метеоспециалист.
В настоящее время материал прокурорской проверки по факту гибели гражданки Холод Я.В. направлен в ФПСУ для проведения исследований причин гибели.
29 декабря 2003 года на аэродроме "Магадан" при выполнении 245 прыжка с парашютом, 1 в этот день, погиб инструктор РПСБ ГА Кабанов О.А.
Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8 с парашютом "Арбалет-l-ТР".
Возбуждено уголовное дело, проводится расследование.
По данному парашютному происшествию необходимо отметить: парашютная система "Арбалет-l-ТР" государственные испытания нe проходила и нe может находиться в эксплуатации.
29 декабря 2003 года на аэродроме "Махачкала" при выполнении 44 прыжка с парашютом, 2 в этот день, погибла парашютистка Махачкалинского АСК РОСТО Бережнова Е.А.,1984 г.р.
Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8 с высоты 1000 м с парашютом Ут-15, запасной - 3-5.
После отделения от вертолета парашютистка попыток раскрытия основного и запасного парашютов He предпринимала. При ударе о землю погибла.
Возбуждено уголовное дело, проводится расследование.
Таким образом, анализ всех происшествий показывает, что их основными причинами являются:
- нарушение руководящим составом ПС и ПДС (СПАСОП, ВДС) требований руководящих документов при организации и проведении прыжков с парашютом;
- допуск к прыжкам с парашютом неподготовленных парашютистов, в том числе - их низкая психологическая подготовка к действиям в аварийной ситуации;
- переоценка своих возможностей, личная недисциплинированность и нарушение мер безопасности.
Анализ практики применения парашютных систем показывает, что в федеральных органах исполнительной власти продолжает иметь место эксплуатация парашютных систем, не прошедших государственные испыта ния. Отдельные должностные лица ПС и ПДС (СПАСОП, В)IС) воинских частей (организаций) ВДВ, ВВС, МЧС России, Минтранса России 14 РОСТО самовольно принимают решения о допуске к эксплуатации парашютных систем, несмотря на то, что подобные решения оформляются приказами руководителей федеральных органах исполнительной власти на основании актов государственных испытаний. Так, в случае с гибелью 10.05.2003 г. парашютиста Дементьева Н.В. в Магнитогорском АТСК РОСТО, выполнявшего прыжок с парашютной системой "Альянс", не прошедшей государственные испытания, конструкция ранца парашюта и крепление страхующего прибора не позволила автоматически ввести в действие запасной парашют. С парашютными системами, не прошедшими государственные испытания, погибло 7 человек.
Продолжается практика использования парашютной техники скомплектованной из частей различных парашютных систем (ранец, купола основного и запасного парашютов, вытяжной парашют, страхующий прибор и др.) (Октябрьский АТСК РОСТО, ВВС И ПВО Б(D).
В связи с тем, что случаи незаконной эксплуатации парашютных людских систем (ЕКПС 1670) продолжает иметь место, разъясняю:
парашютные системы относятся к авиационной технике двойного назначения, порядок их разработки и постановки на производство регламентируется Положением о порядке создания авиационной техники военного назначения, утвержденного решением Комиссии по военнопромышленным вопросам при Правительстве Российской Федерации от 14 июня 2000 г.;
парашютные системы должны проходить контроль со стороны органов военной приемки, о чем делается соответствующая отметка в паспорте парашютной системы;
разработка, испытание и производство парашютных систем лицензируется Российским авиационно-космическим агентством.
В ходе проведения расследований выявлены случаи использования парашютно-десантного имущества с истекшими сроками эксплуатации (Октябрьский АТСК РОСТО, ОУ "УТЦ АОН"), нарушаются сроки выполнения регламентных работ и укладки парашютных систем (Магнитогорский АТСК РОСТО).
Серьезным препятствием в своевременном доведении информации до федеральных органов исполнительной власти, проведении анализа парашютных происшествий и разработки общих мероприятий, направленных на их предупреждение, является непредставление информации и актов расследования парашютных происшествий (ГСГА, <Авиалесохрана>, ВВС), а также несвоевременное предоставление актов (РОСТО, ВДВ).
Механизм государственного регулирования деятельности в области парашютизма, как одного из видов деятельности в области авиации, в настоящее время отсутствует, что позволяет бесконтрольно регистрировать уставы различных негосударственных организаций, предполагающих проведение прыжков с парашютом. В негосударственных вневедомственных организациях погибло - 2 человека ("Флайн СпН" - аэродром "Борки", ОУ "УТЦ АОН" - аэродром "Великие Луки").
Предложения и рекомендации.
1. Руководителям ПС и ПДС (СПАСОП, ВДС) федеральных органов исполнительной власти, авиации видов и родов войск Вооруженных Сил, проанализировать состояние парашютной подготовки, провести мероприятия no организации парашютной подготовки в соответствие с требованиями руководящик документов, принять меры по устранению выявленных недостатков.
2. Исключить применение парашютных систем, не прошедших государственные испытания.
3. Учитывая, что деятельность вневедомственнык организаций в области парашютизма (проведение прыжков с парашютом) незаконна из-за отсутствия соответствующей нормативной правовой базы, необходимо прекратить практику предоставления им в аренду воздушных судов и аэродромов.
4. Центральному совету РОСТО через руководителей республиканских, краевых и областных советов инициировать обращение в органы прокуратуры по пресечению незаконной деятельности вневедомственных организаций по проведению прыжков с парашютом.
5. До создания ГСГА необходимой нормативной базы для деятельности негосударственных организаций (кроме авиационных организаций РОСТО) в области парашютизма, регистрация уставов указанных организаций недопустима.
6. Руководителям HC и ПДС (СПАСОП, ВДС) федеральных органов исполнительной власти, авиации видов и родов войск Вооруженных Сил, принять меры по выполнению требований Положения П.1.1.94-92 "Организация и порядок проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов", которое имеет статус Госстандарта и обязывает каждое ведомство, эксплуатирующее людские парашютные системы, два раза в год анализировать парашютные происшествия и инциденты и результаты анализа высылать в ФПСУ установленным порядком.
7. При проведении расследований парашютных происшествий и инцидентов, их учете и анализе строго руководствоваться Положением П 1.1.94-92 "Организация и порядок проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов". Провести занятия с руководящим составом ПС и ПДС (СПАСОП, ВДС) по его повторному изучению.
8. Доклады о парашютных происшествиях представлять немедленно Ha ГКЦПС (круглосуточно) по телефонам: 9******1, 2******8, 1******0, 1******8, "Богатырь-99", "Богатырь-97", "Комета 1-09", ЗАС: "Кромка-27" или дежурному по ФПСУ no телефонам: 9******7, "Богатырь-130" (в рабочее время).
Начальник Федерального управления, генерал-майор В. Попов
Дата: 2018-12-21, просмотров: 359.