Анализ парашютных происшествий в США за десятилетие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По данным журнала "PARASHUTIST "
Пол Ситтер

ХОРОШИЕ НОВОСТИ, ПЛОХИЕ НОВОСТИ
Обзор происшествий со смертельным исходом за 2004г.

За десятилетие, предшествовавшее 2004 году, в среднем за год погибало 33 человека. Из-за относительно меньшего числа происшествий - двадцать один погибший среди американских парашютистов – 2004 год можно назвать удачным и это хорошая новость. Плохая новость – в большом количестве непоправимых ошибок при раскрытии и управлении основным куполом (selection and operation of main parachute), совершенных погибшими в прошлом году парашютистами.

Цель этого ежегодного обзора по смертельным случаям – напомнить парашютистам как о постоянных опасностях, так и обратить внимание на возникающие тенденции. Разбирая смертельные происшествия за прошлый год, как это не печально, нам приходиться учиться на ошибках, которые стоили жизни нашим товарищам, но еще хуже, если мы не извлечем урока из этих происшествий.
Выделение главных причин отдельных происшествий и разделение их на категории позволяет выявить тенденции. В прошлом году причинами гибели парашютистов были слишком поздно принятое решение раскрыть парашют ("низкое раскрытие"), ненормальная работа снаряжения ("отказы"), удары обо что-либо после покидания самолета ("столкновения в воздухе"), и столкновения с землей при посадке под нормально работающем куполом ("приземление"). Один зарегистрированный случай не укладывается в эти категории и отнесен к группе "другие";.
Обзор каждой категории включает описания происшествий и советы по безопасности. За названием раздела следует количество погибших в 2004 г. в абсолютном и процентном выражении, далее в скобках для сравнения приводятся те же данные, обобщенные за период с 1994 по 2003 годы.

НИЗКОЕ РАСКРЫТИЕ
2 погибших – 10%
(1994-2003гг.: 59 погибших – 16%)

Нет ничего более важного для парашютиста, чем своевременное раскрытие парашюта. Позволяя получить больше удовольствия и растянуть время свободного падения, низкое раскрытие всегда являлось одной из основных причин смертельных случаев в парашютизме. Например, с 1983 по 1992гг. на долю позднего открытия приходилось 34% смертей. Но, с тех пор, как опытные парашютисты стали использовать автоматические устройства раскрытия запасного парашюта (AAD – Automatic Activation Devices), смертность по этой причине за последние десять лет сократилась вдвое. Два последних случая за прошлый год весьма схожи с теми, что и раньше приводили к гибели парашютистов, запоздавших с открытием купола.
l Двое парашютистов потеряли бдительность в совместном прыжке на построение фигур. После того, как на высоте около 210 м у одного из них сработал прибор (AAD) на запасном парашюте, второй потерял еще около двух секунд, прежде чем раскрыл свой запасной парашют. Это был очень опытный спортсмен, но было уже слишком поздно.
l Начинающему парашютисту уже приходилось сталкиваться с отказами при открытии купола и, вероятно, то же самое было в его последнем прыжке. По всей видимости, он сосредоточился на устранении отказа основного парашюта и забыл о высоте.

Советы по безопасности
l Лучший способ избежать опасности низкого раскрытия – сохранять чувство высоты и готовность к выполнению четко продуманных и отработанных действий в особых случаях. Вдобавок к простому высотомеру, имеющегося у большинства спортсменов, высотомер со звуковым предупреждением об опасном снижении становится все более обычной частью снаряжения.
l Хотя приборы AAD являются замечательной подстраховкой от потери контроля высотой, но не стоит полностью на них полагаться – они не идеальны. Это крепкие, надежные и спасающие жизни приборы, но помните – ни одно техническое устройство не обладает 100% надежностью.

ОТКАЗЫ
9 погибших – 43%
(1994-2003гг.: 72 погибших – 19%)

К этой категории относятся случаи, когда раскрытие основного парашюта начиналось на достаточной высоте, но затем в работе основной системы происходил отказ, а запасной парашют открывался с опозданием и не мог изменить исход происшествия.
Отказы основного парашюта случайны и в зависимости от типа купола, один отказ приходиться на каждые 300-1000 прыжков. Но для того, чтобы правильно действовать при отказе, парашютист должен быть готовым к нему в каждом прыжке. Спровоцированные самими парашютистами и некоторые необычные происшествия значительно увеличили долю этой категории в 2004 году по сравнению со среднегодовыми в 1994-2003гг. Насколько возросли технические характеристики парашютов, настолько же выросли количество отказов и тяжесть их последствий.
l ранец основного купола открылся у парашютиста, который собирался покинуть &Цессну&. Спустя мгновение, его стащило с подножки и ударило о хвостовое оперение самолета, в котором его парашют и запутался. Парашютист погиб, но другим, остававшимся на борту, удалось успешно покинуть самолет.
l во время прыжка с экспериментальным куполом малого размера, клевант освободился при открытии. Вращение, вызванное этим, было настолько сильным, что парашютист, вероятно, потерял сознание в течение нескольких секунд.
l Два парашютиста погибли, когда их, по всей видимости, исправные парашюты врезались в землю.
o парашютист несколько раз останавливал для тренировки свой купол на высоте выше 300 м. При очередном ускорении он, вероятно, отпустил только одну клеванту. Купол вошел в штопор так быстро, что стропы перекрутились, и вращение продолжилось. Парашютист пытался исправить отказ до столкновения с землей.
o другой парашютист, также прыгавший на высоконагруженном крыле, перекрутил стропы после резкого поворота на высоте около 120 метров. На высоте 30 метров он выполнил отцепку основного купола, но никакого шанса на открытие запасного не осталось.
l Два опытных парашютиста купольной акробатике отрабатывали веер (фигуру с использованием ножной петли, чтобы держаться рядом друг с другом). На высоте около 30 м они попытались расцепиться, но безуспешно. При дальнейших попытках их купола развернулись в колокол и оба парашютиста погибли.
l Причиной смерти трех парашютистов, очевидно, было очень жесткое открытие основного купола.
o у начинающего парашютиста открытие основного купола было настолько жестким, что вызвало проскальзывание основных лямок подвески в пряжках регулировки, из-за чего тело парашютиста сместилось вниз и грудная перемычка сломала ему шею.
o Смерть еще двух парашютистов так же, очевидно, вызвана жестким раскрытием. Один прыгал в высокогорной зоне выброски, где из-за разреженного воздуха увеличивается скорость свободного падения и, соответственно, на высоте открытия возрастают нагрузки на тело. Хотя ясно, что этот парашютист погиб в воздухе при открытии, другой в результате жесткого раскрытия, скорее всего, только потерял сознание, смертельные ранения, вероятно, были получены при ударе о землю.

Советы по безопасности
l Бережное отношение к обращению со снаряжением и его хранению, а также предпрыжковый осмотр предупреждают многие отказы. Парашютисту, чей ранец основного купола открылся преждевременно, всего лишь нужно было заменить закрывающую петлю. Она, вероятно, была слишком длинной, а это может привести к преждевременному открытию. Проверьте на земле натяжение закрывающей петли ранца основного парашюта. Чека не должна выходить из петли слишком легко.
l Жесткое открытие досаждает с начала парашютного спорта. Однако, все в нашем мире относительно. Одно дело, жесткое открытие под куполом из воздухопроницаемой ткани с упругими нейлоновыми стропами и другое, под современным куполом из воздухонепроницаемой ткани и стропами, практически не имеющими удлинения под нагрузкой. Разница как при прыжке на жесткий бетон и мягкую землю. Производители разрабатывают различные системы раскрытия парашюта, стремясь ослабить перегрузки. Однако, неправильная укладка, отказы снаряжения, неверные действия парашютиста, его положение в воздухе и другие факторы влияют на время открытия. Лучше избегать использования систем с репутацией парашютов с жестким открытием. В добавление к смертельным случаям за последний год, вызванных жестким открытием, по этой же причине за последние пять лет погибли, по меньшей мере, трое парашютистов.
l Высоконагруженные купола при срыве в штопор теряют высоту очень быстро. Кроме того, если произойдет скручивание строп с несимметричным натяжением на одной стропе управления, чем на другой, то натяжение перекрученных строп зажмет стропы управления и падение с вращением значительно ускорится. Действия по своему спасению при этом должны быть, как при любом другом частичном отказе: если позволяет высота, то нужно попробовать быстро исправить ситуацию, в противном случае отцеплять основной парашют и вводить в действие запасной.
l Было время, когда позволялось совершать ошибки в управлении парашютом над землей – отряхнув с себя пыль, вы собирали купол и возвращались к старту. Это время прошло. Теперь нельзя позволить себе ошибку не только перед самим приземлением, но и на высотах ниже 300 метров. У парашютиста, перекрутившего стропы и сорвавшего купол в штопор на высоте более 300 метров, еще было время воспользоваться запасным парашютом. Но у другого спортсмена подобное случилось на высоте 120 метров. Когда на такой высоте высоконагруженный купол срывается в штопор, вызванный перекручиванием строп, мало кто из парашютистов успеет исправить ситуацию. Летчик гражданской авиации не станет на взлете выполнять резкий разворот для аварийной посадки из-за проблем с двигателем, так как это грозит потерей скорости и сваливанием в штопор. Неважно, управляете ли вы самолетом или парашютом, неправильное выполнение разворота на низкой высоте – распространенная причина смерти.
l Стоит избегать экспериментов с куполом над землей. Развороты с остановкой, резкие повороты и повороты в неспокойной атмосфере приводят к случаям, исключающим возможность безопасной посадки. Отрабатывать такие маневры нужно на высоте, на которой можно исправить частичный отказ или безопасно выполнить отцепку. Кроме того, необходимо понимание, что даже если на вами прекрасно управляемый купол, можно оказаться в ситуации, требующей отцепки и раскрытия запасного парашюта, а иногда и ситуации, когда единственным выходом будет введение в действие запасного парашюта без отцепки основного.

СТОЛКНОВЕНИЯ В ВОЗДУХЕ
1 погибших – 5%
(1994-2003гг.: 49 погибших – 14%)

Парашютисты сталкиваются друг с другом и в свободном падении, и под раскрытыми куполами, и скорость этих столкновений определяет последствия. Столкновения в свободном падении часто случаются из-за недостаточного внимания парашютиста к воздушной обстановке.
Единственное подобное происшествие в прошлом году случилось при расхождении после затяжного совместного прыжка двух относительно неопытных парашютистов. Один из парашютистов открыл основной купол и в это время с ним столкнулся второй. Хотя после удара он смог задействовать запасный парашют, травмы, полученные при ударе и, возможно, при открытии стали смертельными.
Советы по безопасности
l Групповые прыжки должны тщательно планироваться, особенно при участии спортсменов с небольшим опытом подобных прыжков. Наибольшую опасность представляют случаи, когда находящийся ниже парашютист раскрывает купол и начинает замедляться, а находящийся над ним другой парашютист продолжает свободное падение. Парашютистам следует планировать расхождение так же подробно, как и сам прыжок. Насколько возможно, перед раскрытием парашютист должен осмотреться и подать сигнал. Приближаясь к высоте открытия, каждый должен следить за пространством над и под ним, стараясь не оказаться сверху или снизу другого парашютиста.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ
8 погибших – 38%
(1994-2003гг.: 124 погибших – 34%)

Число погибших при приземлении в прошлом году меньше, чем среднегодовое за период с 1994 по 2003 гг, но в процентном выражении приблизительно то же самое – около одной трети. Но если посмотреть на статистику начала 90-х годов – тогда число погибших при приземлении не превышало 2%. Теперь парашютисты относятся к трюкам под куполом, как к главному средству получения адреналина от прыжка. К сожалению, за удовольствие надо платить. Происшествия при приземлении в 2004 году стали следствием ошибок в пилотировании, посадок вне аэродромов, турбулентности и неправильно понятых команд.
l Четыре парашютиста погибли в разное время при схожих обстоятельствах, причины – ошибки в пилотировании при приземлении. До своего последнего раза они совершили от 200 до 1100 прыжков.
o Два парашютиста выполняли разворот на 270 градусов слишком низко. Один только начинал обучаться технике разворота.
o Другой попытался сесть на дорогу вместо безопасной зоны.
o Два других парашютиста выполняли заход на посадку по прямой и для увеличения скорости натягивали передние стропы. У одного на куполе, площадью 7,25 кв.м подвернулась передняя левая часть и он по спирали рухнул вниз с 30-метровой высоты. Другой отпустил передние концы только на высоте 3-4,5 метра. Он не оставил времени куполу, для вспухания перед ударом о землю.
l Парашютист прошел над несколькими свободными и безопасными зонами и в ветреный день решил сеть поближе к планируемому месту старта на менее широкую площадку. На высоте 45 метров он повернул по ветру. Скорость купола, сложенная со скоростью ветра, дала высокую посадочную скорость. Парашютист напоролся на ветви деревьев и приземлился очень жестко.
l У двух других парашютистов проблемы при посадке были вызваны ветром. Опытный парашютист, снова на крыле малой площади, выполнял разворот на посадку при ветре и турбулентности на высоте около 60 метров. Одна часть купола подвернулась, и он сорвался в штопор. Еще один парашютист при выполнении показательного прыжка во время захода на посадку попал в порыв ветра и врезался в телефонный столб.
l Начинающий (студент), обучаемый с использованием радиосвязи, получил ряд указаний снизить высоту. По команде он повернул на 90 градусов налево на высоте 60 метров. Затем он получил команду развернуться на 90 градусов направо, но вместо этого повернул налево и продолжал поворот до приземления.

Советы по безопасности
l Небольшие по площади парашюты отличаются не только экстремальными характеристиками, но и экстремальным поведением при отказах. Следует очень осторожно вести себя вблизи земли. Не рекомендуется выполнения какого-либо маневра перед землей без тщательных тренировок на безопасной высоте, где возможно успешное применение запасного парашюта. Лучше избегать рискованных маневров, включая развороты, в условиях турбулентности. Пользоваться передними концами нужно с осторожностью и только после тренировок на безопасной высоте.
l Планирую посадку, предусмотрите уход на запасную площадку, если основная окажется занятой. Это требование, несомненно, относится и к демонстрационным прыжкам. Чем больше высота при принятии решения о посадке на запасной площадке, тем проще и безопаснее будет посадка. Лучше вернутся к месту старта пешком, чем покинуть его на скорой помощи.
l Несомненно, одно – ошибки в управлении парашютом у начинающих (студентов) неизбежны. Начинающие должны прыгать на проверенных и легко управляемых парашютах, и приземляться на свободные от препятствий площадки. При использовании радиосвязи отдавать четкие и понятные команды, избегая резких маневров на посадке.

ДРУГИЕ
1 погибших – 5%
(1994-2003гг.: 10 погибших – 3%)

В 2004 году произошел случай, когда один парашютист попытался помочь другому и поймать отцепленный им купол. Парашютист, использующий высоконагруженный купол, поймал отцепленный купол, чтобы им не пришлось искать его после посадки. Проблемы начались, когда отцепленный купол стал наполняться воздухом. К этому времени он уже запутал парашютиста и его собственный купол. Парашютист попытался освободиться, но его купол вошел в штопор. После отцепки ему не хватило высоты для раскрытия запасного парашюта.

Советы по безопасности
Возможно, со стороны захват отцепленного купола в воздухе и выглядит впечатляюще, но этот случай показывает, насколько это опасно. Не так эффектно, зато более надежно сопроводить до земли отцепленный купол и сесть поблизости в безопасном месте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Революция в развитии куполов. Парашютисты сталкиваются с пугающим разнообразием, когда речь заходит о поведении куполов. В конце концов, каждый сам должен решать, что он хочет и что ему нужно. Купола с экстремальными характеристиками действительно предназначены для часто прыгающих спортсменов с опытом и желанием управлять подобным куполом, несмотря на неизбежный риск, связанный с такими прыжками. При выборе снаряжения, убедитесь, что оно соответствует уровню вашей подготовки. Подробное планирование каждого прыжка повышает безопасность и уменьшает вероятность оказаться в безвыходной ситуации. Пусть прыжки с вашим куполом дают вам радость, но относитесь к ним серьезно. Использование высоконагруженного купола немного похоже на владение огнестрельным оружием – необходимо соблюдать определенные правила, нарушение которых может привести к ужасным последствиям.
Прыжки в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Один из погибших в 2004 году находился в состоянии алкогольного опьянения. Это уже второй год подряд, когда в сводках появляется случай, связанный с алкоголем. Для спорта, требующего точного расчета и быстрой реакции, использование любых препаратов, способных повлиять на эти качества, чрезвычайно опасно как для самого парашютиста, так и для тех, прыгает вместе с ним. Обычно, в ходе расследования смертельных происшествий проводится токсикологическая экспертиза, вскрывающая наличие в теле алкоголя или наркотиков. Хотя большая часть ответственности за нарушения лежит на парашютистах, летчик также является ответственным лицом за состояние парашютистов. В итоге, как только становятся известны положительные результаты экспертизы, страдает не только парашютный клуб, но также и весь спорт в общем. В таком опасном виде как парашютизм не должно быть места алкоголю и наркотикам. Хотя в парашютном спорте высоко ценится индивидуальность, в этом отношении каждому следует проявить нетерпимость.
Что не случилось в 2004 году. Несмотря на то, что в 2004 году разбились два парашютиста, не успевших получить лицензии, в США не было происшествий с тандемами (кенгуру), прыжках со стягиванием чехла купола верёвкой, на прыжках при открытии с помощью инструктора (instructor-assisted deployment) или случаев с традиционными студентами AFF. Не было происшествий с инструкторами во время прыжков с начинающими. Это говорит о безопасности наших методов обучения и профессионализме наших инструкторов. В дополнение, не было происшествий, связанных с отказом запасного парашюта, и наконец, среди 21 погибшего в 2004 году только одна женщина, в то время как уже в течение многих лет женщины среди членов USPA составляют около 15%.
Парашютизм меняется. Сегодня обучение студентов проходит намного безопаснее, чем два десятилетия назад, когда не было ничего необычного, если за год погибало три начинающих. Что касается опытных парашютистов, то современные подвесные системы и ранцы, оснащенные устройствами автоматического раскрытия запасного парашюта ADD, RSL и усовершенствованными приборами значительно сократили число смертей, обусловленных низким раскрытием или другими, связанными со снаряжением, проблемами.
Больше, чем когда-либо большие формации, костюмы-крылья, воздушный балет и экстремальные купола добавили разнообразия парашютному спорту. Но они добавили и новых проблем с точки зрения безопасности прыжков. В этом нет ничего нового.
Например, появление высокоэффективных куполов, парашютов с ручным открытием при помощи мягкой медузы, и построение купольных формаций тоже приводило к увеличению смертельных случаев, пока парашютисты ясно не осознали причины и не выработали приемы, чтобы снизить риски при этих прыжках.
И сегодня нет никакой разницы. Чем быстрее распространится накопленный опыт, тем скорее выровняется всплеск происшествий, связанных с работой купола. В конечном счете, только от самих парашютистов зависит, насколько быстро это произойдет.
PARASHUTIST апрель 2005























































Дата: 2018-12-21, просмотров: 276.