Хозяйственный кодекс. Хозяйственная деятельность и предпринимательство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Украине многолетняя дискуссия между «цивилистами» и «хозяйственниками» в начале 2000-х годов закончилась победой последних и принятием Верховной Радой 16 января 2003 года Хозяйственного кодекса Украины, состоящего из 8 разделов с постатейной формой изложения, 41-й главы, 418 статей. То есть, победила та логика, что в с фере экономики, сфере хозяйствования частные и публичные интересы настолько тесно переплетены, что их лучше урегулировать специальным законодательством с кодифицированным актом (в виде ХКУ) во главе. Согласно ст. 1 этот Кодекс определяет основные основы хозяйствования в Украине и регулирует хозяйственное отношения, которое возникало в процессе организации и осуществление хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования

При этом участниками отношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потребители, органы государственной власти и органы МСУ, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, которые выступают основателями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности (ст.2).

Под хозяйственной деятельностью в ХКУ понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, которые имеют ценовую определенность (ч.1 ст.3).

Хозяйственная деятельность, которая осуществляется для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли, является предпринимательством, а субъекты предпринимательства - предпринимателями. Хозяйственная деятельность может осуществляться и без цели получения прибыли (некоммерческая хозяйственная деятельность).

Деятельность нехозяйствующих субъектов, направленная на создание и поддержание необходимых материально-технических условий их функционирования, которое осуществляется за участия или без участия субъектов хозяйствования, является хозяйственным обеспечением деятельности нехозяйствующих субъектов.

Сферу хозяйственных отношений представляют 3 вида отношений - хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения. Хозяйственно-производственными являются имущественные и другие отношения, которые возникают между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности. Под организационно-хозяйственными отношениями понимаются отношения, которые составляются между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью. Внутрихозяйственными являются отношения, между структурными подразделами субъекта хозяйствования, и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделами.

Размежевание отношений в сфере хозяйствования с другими видами отношений закреплено в ст.4 ХКУ. В частности, не являются предметом регулирования этого Кодекса: 1) имущественные и личные неимущественные отношения, которые регулируются ГКУ; 2) земельные, горные, лесные и водные отношения, отношения относительно использования и охраны растительного и животного мира, территорий и объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха; 3) трудовые отношения; 4) финансовые отношения при участии субъектов хозяйствования, которые возникают в процессе формирования и контроля выполнения бюджетов всех уровней; 5) административные и другие отношения управления при участии субъектов хозяйствования, в которых орган государственной власти или местного самоуправления не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственных полномочий относительно субъекта хозяйствования (ст.4 ХКУ).

Согласно ст. 5 ХКУ правовой хозяйственный порядок в Украине должен формироваться на основе оптимального объединения рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, исходя из конституционного требования ответственности государства перед человеком за свою деятельность и определение Украины как суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства. Субъекты хозяйствования и другие участники отношений в сфере хозяйствования осуществляют свою деятельность в пределах установленного правового хозяйственного порядка, соблюдая требования законодательства.

Первый раздел ХКУ (главы 1-5, ст.ст. 1-54) определяет основные начала хозяйственной деятельности, в частности, общие положения; основные направления и формы участия государства и МСУ в сфере хозяйствования; ограничение монополизма и защиту субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции; хозяйственную коммерческую (предпринимательство) и некоммерческую деятельность.

Так, например, предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. (Статья 42 ХКУ «Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности», Глава 4, «Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство)».

Принципы предпринимательской деятельности.

Предпринимательство осуществляется на основе:

свободного выбора предпринимателем видов предпринимательской деятельности;

самостоятельного формирования предпринимателем программы деятельности, выбора

поставщиков и потребителей продукции, которая производится, привлечение материально-технических, финансовых и других видов ресурсов, использование которых не ограниченно

законом, установление цен на продукцию и услуги согласно закону;

свободного найма предпринимателем работников;

коммерческого расчетов и собственного коммерческого риска;

свободного распоряжения прибылью, что остается в предпринимателя после уплаты налогов,

собрания и других платежей, предусмотренных законом;

самостоятельного осуществления предпринимателем внешнеэкономической деятельности,

использование предпринимателем надлежащей ему доли валютной выручки на свое усмотрение.

Предпринимательство как в Украине, так и в ДНР осуществляется в любых организационных формах, предусмотренных законом, на выбор предпринимателя.

Порядок создание, государственной регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства отдельных организационных форм определяется законами.

Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, уровне права и уровне возможности для привлечения и использования материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, естественных и других ресурсов.

Обеспечение предпринимателя материально-техническими и другими ресурсами, которые централизованно распределяются государством, осуществляется с целью выполнения предпринимателем поставок, работ или услуг для приоритетных государственных нужд.

Государство гарантирует неприкосновенность имущества и обеспечивает защита имущественных прав предпринимателя. Изъятие государством или органами местного самоуправления в предпринимателя основных и оборотных фондов, другого имущества допускается согласно Конституции на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Убытки, причиненные предпринимателю вследствие нарушения гражданами или юридическими лицами, органами государственной власти или органами местного самоуправления его имущественных прав, возмещаются предпринимателю согласно номам законов.

Второй раздел ХКУ (главы 6-13, ст.ст. 55-132) в наиболее общем виде определяет правовой статус субъектов хозяйствования (предприятий, в том числе государственных и коммунальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ различных видов, предприятий коллективной собственности, частных и других видов предприятий,их объединений, физических лиц-предпринимателей, кредитных союзов, благотворительных и других неприбыльных организаций, обособленных чструктурных подразделений предприятий) .

Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют отделенное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Субъектами хозяйствования в Украине и в ДНР являются:

1) хозяйственные организации - юридические лица, созданные согласно нормам Гражданского кодекса Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные согласно Хозяйственному Кодексу, а также другие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядка;

2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные согласно закону как предприниматели;

Субъекты хозяйствования в Украине в зависимости от количества работающих и доходов от любой деятельности за год могут принадлежать к субъектам малого предпринимательства, в том числе к субъектам микро, среднего или большого предпринимательства.

Субъектами микро предпринимательства являются:

физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядка как физические лица-предприниматели, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 лиц и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины;

юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 лиц и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.

Субъектами малого предпринимательства являются:

физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица-предприниматели, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 лиц и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины;

юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 лиц и годовой доход от любой деятельности не превышает печали, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.

Субъектами крупного предпринимательства являются юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 лиц и годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 миллионам евро, определенную за среднегодовым курсом Национального банка Украины.

Другие субъекты хозяйствования принадлежат к субъектам среднего предпринимательства.

Субъекты хозяйствования реализуют свою хозяйственную компетенцию на основе права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления согласно определению этой компетенции в Хозяйственном Кодексе и других законах.

Субъекты хозяйствования - хозяйственные организации, которые действуют на основе права собственности, права хозяйственного ведение или оперативного управления, имеют статус юридического лица, который определяется гражданским законодательством и Хозяйственным Кодексом.

Субъекты хозяйствования - хозяйственные организации имеют право открывать свои филиала, представительства, другие самостоятельные структурные подразделения без создания юридического лица.

Наиболее распространённая организационная форма хозяйствования в Украине, ДНР, РФ – предприятие (фирма, компания, корпорация – за рубежом).

Правовой статус предприятия как организационной формы хозяйствования определяется ХКУ и его учредительными документами (статья 62 ХКУ).

Предприятие - самостоятельный субъект хозяйствования, создан компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных нужд путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном Хозяйственным Кодексом и другими законами. Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности. Предприятие, если законом не установлено другое, действует на основе устава или модельного устава. Предприятия независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, а также учредительных документов, на основе которых они созданные и действуют, имеют уровне права и обязанности. Предприятие является юридическим лицом, имеет отделенное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков и может иметь печати. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц. (статья 62 ХКУ).

Третий раздел ХКУ определяет имущественные основы хозяйствования (главы 14-18,стст.133-172), в частности, имущество субъектов хозяйствования; использование в сфере хозяйствования природных ресурсов; прав интеллектуальной собственности; ценных бумаг; корпоративных прав.

Четвёртый раздел ХКУ (главы 1923, ст.ст. 173-215) в наиболее общем виде регулирует хозяйственные обязательства; Пятый (главы 24-28, ст.ст. 216-257) –ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования; Шестой (главы 29-36, ст.ст. 258-376) – особенности правового регулирования в отдельных отраслях хозяйствования; Седьмой - (главы 37-38, ст.ст. 377-400); Восьмой - (главы 39-41, ст.ст. 401-418) – специальные режимы хозяйствования.

При этом хозяйственная деятельность регулируется и регламентируется множеством специальных законов и подзаконных актов, часть которых досталась нам от прежнего государства – Украины, а часть принята в условиях ДНР. Напомню, например, Указ Главы ДНР № 25 от 28.11.2014 г. «О введении внешнего государственного управления на предприятиях топливно-энергетической, нефтегазовой и угольной отраслей» во исполнение постановлений Совета министров ДНР «О переходе в государственную собственность Донецкой народной республики собственности государства Украина» и «О порядке введения временных государственных администраций на предприятиях топливно-энергетической, нефтегазовой и угольной отраслей». Введение внешнего управления на 43 предприятиях украинской юрисдикции в ДНР 01.03.2017 г. в ответ на ужесточение блокады Донбасса. Закон ДНР от 27.02.2015 г. «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности». Закон ДНР от 21.08.2015 г. «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности». Закон ДНР от 23.10.2015 г. «О специальных мерах защиты интересов Донецкой Народной Республики (Санкциях)». Указ ВРИО Главы ДНР № 67 от 8.11.2015 «О применении специальных экономических мер» и т.д.

Кстати, в апреле 2016 г. вступил в силу Закон Донецкой Народной Республики «О пчеловодстве» № 128-НС, Народным Советом были приняты также законы «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 185-1НС, «О животном мире» № 186-1НС, ведётся работа над некоторыми другими законопроектами, которые вряд ли можно назвать самыми необходимыми. Будем надеяться, что новое руководство ДНР, избранное в ноябре 2018 г. в правотворческой деятельности будет вести себя более прагматично. На чём и прощаюсь.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.