На тему: «Терминальные состояния. Базовая сердечно-легочная реанимация»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Подготовку к практическому занятию целесообразно начать в часы самостоятельной работы с изучения теоретических вопросов сердечно-легочной реанимации по рекомендованным первоисточникам.

Особое внимание следует обратить на диагностику клинической смерти, алгоритм (порядок проведения) СЛР, возрастные особенности при проведении искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

При подготовке к практическому занятию студентам необходимо изучить:

– этические основы проведения реанимационных мероприятий;

– алгоритм действий при СЛР по рекомендуемой учебной литературе и материалам, размещенным в Moodle (файл «Сердечно-легочная реанимация»).

Практическое занятие № 2

На тему: «Первая помощь при неотложных состояниях при патологии

Внутренних органов»

 

Подготовку к практическому занятию целесообразно начать в часы самостоятельной работы с изучения теоретических вопросов по предложенной теме с использованием рекомендованных источников.

Особое внимание следует уделить причинам и основным клиническим признакам изучаемых патологических состояний внутренних органов, а так же основным принципам оказания первой помощи.

Презентации по теме занятия «Первая помощь при неотложных состояниях при патологии внутренних органов» готовятся студентами в часы самостоятельной работы в соответствии с заданием преподавателя, предусматривающем конкретную болезнь (симптом, синдром, острый случай). Пример задания: выполнить презентацию на тему «Первая помощь при эпилепсии». В выполненном студентом задании должны быть раскрыты: общая характеристика и причины болезни, классификация, основные симптомы и приемы оказания первой помощи при патологическом состоянии.

Задание выполняется в редакторе Microsoft Office PowerPoint (8-10 слайдов).

 

Практическое занятие № 3

На тему: «Первая помощь при травмах и ранениях»

Подготовку к практическому занятию целесообразно начать в часы самостоятельной работы с изучения теоретических вопросов по предложенной теме с использованием рекомендованных источников, а также отработке практических вопросов (наложение жгута, наложение повязки). Следует обратить внимание на принципы транспортировки пострадавших и объем оказываемой первой помощи.

Особое внимание следует уделить уяснению основных видов травм (ушибы, растяжения и разрывов связок, вывихи, переломы (открытые и закрытые), черепно-мозговые травмы, травмы грудной клетки, позвоночника, костей таза, травмы живота).

В связи с тем, что потеря крови при травмах и ранениях часто приводит к летальным последствиям, необходимо внимательно рассмотреть способы оказания первой помощи при различных видах кровотечений, а также методы асептики и антисептики. По рекомендованным первоисточникам следует ознакомиться и сформировать представление о способах предотвращения возможных осложнений при травмах и ранениях.

Практическое занятие № 4

На тему: «Первая помощь при несчастных случаях»

Подготовку к практическому занятию целесообразно начать в часы самостоятельной работы с изучения теоретических вопросов по предложенной теме с использованием рекомендованных источников.

Особое внимание следует уделить вопросам этиологии, основным клиническим признакам изучаемых неотложных состояний, а также необходимости формирования четкой последовательности действий при оценке состояния пострадавшего и оказании ему первой помощи.

IV. Рекомендуемые источники

Практическое занятие № 1

Основная литература

1. Р.И. Айзман, И.В. Омельченко. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2013. – 290 с.

2. Лещенко М.В. Первая помощь ребенку до прихода врача. – М.: Просвещение, 2011. – 32 с.

Дополнительная литература

1. Руина О.В. Доврачебная медицинская помощь. Действия до прихода врача. – М.: Центрполиграф, 2005. – 123 с.

2. Фикшин А.В. Справочник неотложной помощи / А.В. Фикшин. – М.: Экзамен, 2007. – 352 с.

 

Практическое занятие № 2

Основная литература

1. Р.И. Айзман, И.В. Омельченко. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2013. – 290 с.

2. Лещенко М.В. Первая помощь ребенку до прихода врача. – М.: Просвещение, 2011. – 32 с.

Дополнительная литература

1. Руина О.В. Доврачебная медицинская помощь. Действия до прихода врача. – М.: Центрполиграф, 2005. – 123 с.

2. Смоленко Е.М., Прищепа И.М. Основы медицинских знаний. – Минск: УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2009. – 175 с.

3. Хватова Н.В., Громова З.П., Калицев В.А. Профилактика инфекционных заболеваний. – М.: Прометей, 2006. – 67 с.

 

Практическое занятие № 3

Основная литература

1. Р.И. Айзман, И.В. Омельченко. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2013. – 290 с.

2. Лещенко М.В. Первая помощь ребенку до прихода врача. – М.: Просвещение, 2011. – 32 с.

Дополнительная литература

1. Основы медицинских знаний. Учебное пособие / под ред. И.Г. Кретовой, 2-е изд., перераб. и доп. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – 574 с.

2. Смоленко Е.М., Прищепа И.М. Основы медицинских знаний. – Минск: УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2009. – 175 с.

 

Практическое занятие № 4

Основная литература

1. Р.И. Айзман, И.В. Омельченко. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2013. – 290 с.

2. Лещенко М.В. Первая помощь ребенку до прихода врача. – М.: Просвещение, 2011. – 32 с.

Дополнительная литература

1. Зеновко Е.И. Алкоголизм. Монография. – М.: Спутник, 2016. – 386 с.

2. Зеновко Е.И. Наркомания и токсикомания. – М.: Спутник плюс, 2014. – 363 с.

3. Мустафаев Д.М., Зенгер В.Г., Исаев В.М. и др. Необычное инородное тело дыхательных путей у ребенка // Российская оториноларингология. 2008. № 2 (33). – С. 117-120.

4. Смоленко Е.М., Прищепа И.М. Основы медицинских знаний. – Минск: УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2009. – 175 с.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

Практическое занятие № 1

1. Назовите признаки клинической смерти.

2. Какие симптомы являются достоверными признаками биологической смерти?

3. Каков алгоритм действий при проведении сердечно-легочной реанимации?

4. В каком месте следует располагать ладони при проведении непрямого массажа сердца у взрослых, детей разных возрастных групп?

5. Назовите причины недостаточной эффективности искусственной вентиляции легких.

6. Какова частота компрессии грудной клетки при непрямом массаже сердца?

7. Поясните чередование искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

8. По каким признакам и критериям оценивается эффективность реанимационных мероприятий?

 

Практическое занятие № 2

1. Раскройте пути передачи инфекции и способы их реализации.

2. Назовите основные причины и симптомы обморока.

3. Какое положение следует придать больному при оказании первой помощи при бронхиальной астме (обмороке, гипертоническом кризе, эпилептическом припадке)?

4. Что не показано при проведении неотложных мероприятий больному с «острым животом»?

5. Перечислите причины проявления и алгоритм оказания первой помощи при судорожных состояниях.

6. Что такое ложный круп? Первая помощь при ложном крупе.

7. Что такое бронхиальная астма? Первая помощь при приступе бронхиальной астмы.

8. Перечислите признаки острого нарушения мозгового кровообращения.

9. Тактика оказания первой помощи при гипертоническом кризе.

 

Практическое занятие № 3

1. Какие повреждения называются ранами?

2. Раскройте классификацию ран по различным признакам.

3. Что такое травма?

4. Раскройте классификацию травм.

5. Первая помощь при закрытых травмах.

6. Что такое раненая инфекция?

7. Перечислите методы асептики и антисептики.

8. Перечислите основные симптомы артериального, венозного и капиллярного кровотечения.

9. Первая помощь при различных видах кровотечений.

10. Раскройте понятия: дисмургия, повязка, перевязка.

11. Сформулируйте цели и правила наложения повязок.

12. Раскройте абсолютные и относительные признаки переломов костей.

13. Первая помощь при переломах костей.

14.Что такое транспортная иммобилизация?

15. Основные принципы и задачи транспортной иммобилизации.

16. Правила транспортировки пострадавших с различными повреждениями.

Практическое занятие № 4

1. Какие ситуации называют несчастными случаями?

2. Возможные причины возникновения несчастных случаев.

3. Признаки теплового и солнечного ударов.

4. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

5. Перечислите признаки ожогов разных степеней.

6. Назовите способы определения площади ожогов.

7. Первая помощь при ожогах разных степеней.

8. Перечислите механизмы воздействия электрического тока на организм человека.

9. Первая помощь при электротравмах.

10. Правила безопасности при оказании первой помощи.

11. Раскройте принципы оказания первой помощи при переохлаждении, обморожении.

12. Первая помощь при попадании инородного тела в наружный слуховой проход?

13. Перечислите приемы и особенности удаления инородных тел из дыхательных путей у детей и взрослых.

14. Перечислите наиболее частные симптомы отравлений не инфекционной этиологии.

15. Первая помощь при отравлении.

10.2. Методические указания обучающимся по подготовке

Рефератов

Рекомендации по структуре и раскрытию содержания реферата

 

Реферат (от латинского reffere – докладывать, сообщать) является одной из форм самостоятельной работы студента и представляет собой письменную работу с кратким и систематизированным изложением современного состояния тех или иных вопросов (проблем), рассматриваемых как в литературных или иных источниках, отобранных для составления реферата, так и в материалах практической деятельности.

Подготавливаемый студентом реферат должны содержать:

– анализ и оценку первоисточников;

– разбор публикаций, освещающих конкретные задачи или характеризующих исследуемые проблемы, рассматриваемые в отобранных первоисточниках;

– отношение автора реферата к рассматриваемым в первоисточниках задачам и проблемам;

– предложения автора реферата по решению рассматриваемых задач или проблем.

Цель реферата – обучение студентов применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебной дисциплины, при решении конкретных практических задач; самостоятельному формулированию выводов и рекомендаций по их реализации, а также выработке навыков подбора и анализа необходимой специальной и научной информации.

Реферат позволяет оценить уровень подготовки студента по данной учебной дисциплине, определить, насколько глубоки знания студента по рассматриваемой теме.

После выбора темы необходимо с помощью преподавателя и работников справочно-библиографического отдела библиотеки составить список изданной по данной теме литературы, подобрать источники информации, в том числе и нормативные правовые акты. Далее студенту рекомендуется в произвольной форме составить план написания реферата с учетом единства его составных частей, логики изложения и смысловой завершенности раскрытия исследуемой темы.

Структура реферата предусматривает:

– титульный лист;

– оглавление;

– введение;

– основная часть, состоящая из 2-3 параграфов;

– заключение;

– список использованных источников;

– приложение (при необходимости).

Все вспомогательные материалы, не являющиеся существенными для раскрытия темы, выносятся в приложение.

Во введении (1-2 страницы) обосновывается важность и актуальность рассматриваемых вопросов в рамках выбранной темы реферата, их практическая значимость и новизна, степень освещения в литературе, излагаются конкретные цели и задачи реферата.

В основной части реферата (13-14 страниц) раскрываются главные аспекты темы: излагаются факты и подходы к решению задач (проблемы), представленные в современной научной и другой литературе; проводится анализ и дается оценка реального состояния рассматриваемых вопросов (проблемы) на конкретных примерах деятельности; предлагаются возможные пути решения вопросов (проблемы). Текст каждого параграфа следует завершать краткими выводами по существу рассматриваемого вопроса. При изложении материала важно обеспечить логическую связь между отдельными параграфами. Здесь же могут быть приведены графики, таблицы, диаграммы и т.д. Важно, чтобы реферат содержал результаты творческих поисков автора.

В заключении (1-2 страницы) излагаются краткие выводы и обобщения по существу рассматриваемых вопросов (проблемы).

Оглавление реферата обязательно должно иметь нумерацию страниц.

В тексте реферата студенту необходимо делать ссылки на используемую литературу (источники информации), а в конце реферата привести ее список. При использовании информации, полученной через сеть Интернет, делается ссылка с указанием адреса ее нахождения.

Текст, графики, таблицы, диаграммы, другой поясняющий материал должны излагаться грамотно, логически последовательно.

Рекомендуемый объем реферата не должен превышать 20 страниц (титульный лист, приложения не входят в общий рекомендуемый объем листов реферата, т.е. не учитываются).

Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке реферата, являются:

– недостаточное обоснование актуальности, практической и теоретической значимости полученных результатов, поверхностный анализ используемого материала;

– неглубокие критические оценки и рекомендации по решению исследуемой проблемы;

– поверхностные выводы и предложения;

– текст введения и (или) заключения не увязан логически и содержательно с основной частью реферата;

– нарушение требований к оформлению реферата;

– использование информации без ссылок на источник и др.

10.2.2. Рекомендации по оформлению реферата

 

Письменные работы должны быть отпечатаны на принтере на одной стороне листа белой бумаги стандартного формата А4 (210´297 мм) через один межстрочный интервал.

Страницы, на которых излагается текст, должны иметь поля: левое – 30 мм; правое – 15 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм.

Текст печатается строчными буквами (кроме заглавных) обычным шрифтом Times New Roman, выравнивается по ширине с использованием переносов слов, размер шрифта – 14, в таблицах – 12, в подстрочных сносках – 10.

Абзацный отступ должен соответствовать 1,25 см и быть одинаковым по всей работе.

На титульном листе надписи: реферат, контрольная, курсовая и выпускная квалификационная работа печатаются прописными буквами 18 шрифтом (полужирным). Подчеркивание слов и выделение их курсивом не допускается.

Названия глав (заголовки), а также структурные элементы письменных работ[1] «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» И «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», являющиеся заголовками, печатаются прописными буквами, а названия параграфов (подзаголовки) – строчными буквами (кроме первой прописной).

Заголовки, подзаголовки и подстрочные сноски (состоящие из нескольких строк) печатаются через одинарный интервал.

Погрешности (опечатки, описки и графические неточности), допущенные в процессе оформления письменной работы, должны быть исправлены либо с использованием принтера, либо от руки черными чернилами (пастой) после аккуратной подчистки.

Главы письменных работ нумеруются арабскими цифрами и должны начинаться с новой страницы (листа). Номер главы состоит из одного числа: Глава 1, Глава 2 и т.д. Параграфы нумеруются также арабскими цифрами, но разделяемыми точкой. При этом первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая – порядковый номер параграфа (например, 2.3 означает третий параграф второй главы). При нумерации знак параграфа (§) не проставляется.

Внутри параграфа допускаются свои подзаголовки, которые нумеруются аналогичным образом. Например, 2.3.1 означает первый подзаголовок третьего параграфа второй главы. Нумерация, состоящая более чем из трех цифр, не желательна.

Длина строки заголовка (подзаголовка) должна быть не более 40-45 знаков. Переносы слов в заголовке (подзаголовке) не допускаются. Точка в конце заголовка (подзаголовка) не ставится. Подчеркивание заголовков (подзаголовков) не допускается. Нельзя заканчивать строку заголовка предлогом, союзом или наречием – их переносят на следующую строку.

Большой заголовок (подзаголовок) делят по смыслу на несколько строк. Если заголовок (подзаголовок) состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и подзаголовком, заголовком и последующим текстом, подзаголовком и предыдущим текстом отделяют двумя полуторными межстрочными интервалами, а между подзаголовком и последующим текстом – одним полуторным межстрочным интервалом.

Заголовки (подзаголовки) располагаются центрированным (посередине текста) способом.

Например:

ГЛАВА 1. СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1.1. Правила оформления текстового материала

Если подзаголовок расположен в конце страницы, то под ним должно быть не менее 3 строк основного текста. Заканчивать страницу подзаголовком и начинать основной текст со следующей страницы не допускается.

Внутри главы или параграфа письменной работы могут быть применены перечисления, которые оформляются тремя способами (с помощью арабских цифр (1, 2 и т.д.), строчных букв (за исключением ё, ь, й, ы, ъ) и тире).

Первый способ:

1. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.

2. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.

Второй способ

а) далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;

б) далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;

в) далее со строчной буквы текст. В конце текста последнего перечисления ставится точка.

Третий способ:

– далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;

– далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;

– далее со строчной буквы текст. В конце текста последнего перечисления ставится точка.

Перечисления бывают одноуровневые и многоуровневые. В первом случае может быть использован любой из перечисленных выше способов перечислений. При многоуровневом перечислении сначала применяется первый способ, затем – второй, далее – третий.

Например:

1. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.

2. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится двоеточие:

а) далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;

б) далее со строчной буквы текст. В конце ставится двоеточие:

– далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;

– далее со строчной буквы текст. В конце текста последнего перечисления ставится точка.

3. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.

 

Ссылки и сноски

В письменных работах могут использоваться внутритекстовые ссылки и ссылки в форме подстрочных сносок.

Во внутритекстовых ссылках на источник информации после упоминания о нем проставляются квадратные скобки, в которых указывается его порядковый номер в списке использованных источников, например: 80% грузов, вывозимых из Российской Федерации в страны СНГ, задерживаются из-за неправильного оформления грузов и 20% – при попытке вывоза без таможенного оформления [3].

Ссылаясь в тексте письменной работы на источник информации, в отдельных случаях целесообразно пользоваться словами «приведено», «показано» и т.п., например: Как показано в [6], дальность распространения радиоволн зависит от ... или средняя скорость движения определяется по формуле [7]: V = S / t.

Подстрочные сноски оформляются внизу страницы, на которой расположен текст, например, цитата. Для этого в конце текста (цитаты) ставится цифра, обозначающая порядковый номер сноски. Нумерация подстрочных сносок должна быть сквозной по всему тексту письменной работы.

Цифры пишут на пол-интервала выше строки текста. Промежуток между последним словом текста (цитаты) и знаком сноски не делают. Например:

«Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине…»¹.

Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, номер сноски повторяется и за ним следует необходимое пояснение. В сноске, относящейся к цитате, после номера сноски пишется название книги, из которой взята цитата, выходные данные книги и, через точку и тире, – номер цитируемой страницы. Например:

_______________________

¹ Белинский В.Г. Полн. собр. соч. – М., 1959. – Т.VIII. – С. 40.

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:

________________________

²Там же. – С. 37.

Если та же книга цитируется в следующий раз на другой странице, то указывается ее автор, а вместо названия и выходных данных пишется «Указ. соч.». Например:

________________________

³ Белинский В.Г. Указ. соч. – С.38.

Подстрочные сноски помимо функции ссылки могут выполнять и функцию обычного примечания. Например:

Для снижения утомления, сохранения и укрепления здоровья применяют аутогенную тренировку¹.

Внизу страницы под чертой следует необходимое примечание (пояснение). Например:

_________________________

¹Аутогенная тренировка – метод самотренировки нервной системы.

Все сноски печатают на той странице, к которой они относятся. Разрывать сноски и переносить их со страницы на страницу не рекомендуется.

 

Цитирование

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила.

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если не влечет искажение всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на место пропуска. Например: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина… Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его…», – писал В.Г. Белинский.

3. Если цитата включается в текст, то первое слово пишется со строчной буквы. Например: Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключалось все богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский).

4. Если цитата выделяется из основного текста, то ее пишут от левого поля страницы на расстоянии абзацного отступа, при этом каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник (в форме подстрочной сноски). Например:

«Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине…»¹.

Иллюстрации

Все иллюстрации: графики, схемы, фотографии, диаграммы, чертежи в письменной работе именуются рисунками. Их следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые (делаются на них ссылки), или на следующей странице, а также в приложениях.

Иллюстрации могут быть цветными, в том числе выполненными с использованием ПЭВМ.

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. Если рисунок представляет собой график, то на нем обязательно должна быть нанесена координатная сетка и проставлены значения размерных величин.

В письменных работах рисунки обозначаются сокращенным словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами. Допускается сквозная нумерация рисунков или в пределах каждой главы в отдельности.

В случае нумерации по главам номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Например: рис. 2.1 (первый рисунок второй главы). Если в письменной работе всего один рисунок, то номер не указывается.

Номер рисунка печатается внизу иллюстрации перед его названием (по центру через полуторный межстрочный интервал от нижнего края рисунка). Название печатается строчными буквами (первая буква – прописная).

В тексте письменной работы на все рисунки должны быть даны ссылки. При ссылке на рисунок указывается его полный номер, а слово «рисунок» пишется в сокращенном виде, например: в соответствии с рис. 2 или как видно из рис. 2.1. Повторные ссылки на рисунок следует давать с сокращенным словом «смотри», например: см. рис. 2.1.

Таблицы

В письменных работах таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения численных значений различных показателей. Слово «Таблица» пишется с прописной буквы без сокращений и кавычек в правом верхнем углу над таблицей. Знак номер (№) не ставится. Нумерация таблиц аналогична нумерации рисунков. Например: Таблица 2.3 (третья таблица второй главы). Каждая таблица должна иметь точное и краткое название, отражающее ее содержание. Название помещается под словом «Таблица» по центру страницы на расстоянии одного полуторного межстрочного интервала. Название печатается строчными буквами (первая буква – прописная) через одинарный межстрочный интервал (при наличии двух и более строк). Подчеркивать слово «Таблица» и заголовок не следует. В конце заголовка точка не ставится.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. В конце заголовка и подзаголовка графы точки не ставятся.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк. Наличие пустых строк в таблице не допускается.

Размерность величин, приведенных в таблице, указывается после заголовка графы и отделяется от него запятой.

Графа «Примечание» в таблице целесообразна в том случае, когда имеются самостоятельные примечания к большинству ее строк. Если примечания даны только к одной или двум строкам таблицы, то они переносятся под таблицу в виде сносок.

Сверху, слева, справа и снизу таблицу ограничивают линиями, сверху и снизу отделяют от текста одним полуторным интервалом.

Таблицы в письменных работах следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые (если позволяет оставшееся на странице место), или на следующей странице, а также в приложениях. При ссылке на таблицу указывается ее полный номер, а слово «Таблица» пишется в сокращенном виде, например: в табл. 2.3.

В таблицы не следует включать цифровой материал, который может быть изложен непосредственно в тексте. В письменной работе допускаются комментарии к материалу, представленному в виде таблиц. Комментарий должен содержать анализ и пояснения к материалу таблиц.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу название таблицы не повторяется, а нумеруются ее вертикальные графы. На следующей странице пишется «Продолжение таблицы» с указанием номера, например: Продолжение таблицы 2.3, и повторяется нумерация граф. Допускается «шапку» переносимой таблицы печатать на каждой странице.

 

Формулы

Формулы следует располагать на отдельной строке. Несложные ненумерованные формулы допускается помещать внутри текста.

Сверху и снизу формулу отделяют от текста одним полуторным интервалом. Если формула не помещается в одну строку, она должна быть перенесена на следующую строку после знаков: сложения (+), вычитания (-), умножения (×), деления (:) и других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.

Расшифровку всех приведенных в формуле буквенных обозначений физических величин и коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой. Первую строку расшифровки начинают со слова «где»; двоеточие после него не ставят.

Последовательность расшифровки буквенных обозначений должна соответствовать последовательности расположения этих обозначений в формуле. Обозначение единиц физических величин в каждой расшифровке следует отделять от текста расшифровки запятой.

Формулы нумеруются арабскими цифрами. Применяют либо сквозную нумерацию всех формул (кроме формул, приведенных в приложениях[2]), либо нумерацию по главам. Нумерации подлежат формулы, на которые в тексте делаются ссылки. Номер формулы (в круглых скобках) помещают на правом поле строки формулы, к которой он относится.

При ссылке в тексте на формулу необходимо указывать ее полный номер в скобках, например: в формуле (1) или в формуле (2.3).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.