Великая Отечественная война, несмотря на огромное количество посвященных ей работ, во многом остается белым пятном для историков. В настоящее время с открытием архивов и появлением новых документов расширяется представление о ранее неизвестных фактах и событиях войны. Значительный вклад в изучение Великой Отечественной войны внесли военные историки советского периода П. Жилин и А. Самсонов. В работах современных исследователей М.А. Гареева, В.Д. Данилова, В. А. Золотарева, А.С. Орлова, Г.Л. Розанова, М.И. Сахарова и др. находят новое освещение ранее изученные проблемы и ставятся новые задачи по дальнейшему изучению Великой Отечественной войны.
Некоторые дискуссионные проблемы:
1. Кто развязал Вторую мировую войну? При ответе на этот вопрос историки используют разные подходы. Первый — эту войну развязали империалистические страны с целью передела мира; второй — виновником в развязывании войны является исключительно германский фашизм, все остальные участники — его жертвы; третий — виновником начала этого конфликта является Сталин и его желание построить мировой социализм.
2. Начало войны: готовил ли Сталин нападение на Германию? В последние годы в исторической литературе обсуждается версия В. Суворова, выдвинутая им в книгах «Ледокол» и «День-М». Основная идея В. Суворова заключается в том, что главной целью внешней политики большевистского руководства было осуществление «мировой революции». Для ее осуществления был разработан план по подготовке мировой войны, которая разрушила бы Европу, облегчив ее «советизацию». С этой целью в Советском Союзе создавался значительный военно-промышленный комплекс и наращивались мощные Вооруженные Силы. Общий вывод В. Суворова состоит в том, что Советский Союз — главный виновник и зачинщик Второй мировой войны. Вероломное нападение Гитлера на СССР объявляется превентивным (предупредительным) ударом. Большинство ученых (см.: Современная историография и полемика вокруг книги В. Суворова «Ледокол» // Советская историография. М., 1996) не согласны с этим утверждением.
3. Проблема «внезапности» нападения Германии на СССР. Многое, по мнению исследователей, в этом вопросе еще не ясно. Войска СССР были развернуты для ведения наступательных действий, но сил для наступления было недостаточно. Армия находилась в стадии модернизации. Поступавшая из различных источников (внешняя разведка, войсковая разведка, перебежчики, дипломатические каналы) информация о готовящемся нападении Германии на СССР была проигнорирована сталинским руководством.
4. Причины поражения весной–летом 1942 г. Немцы дошли до Кавказ и Волги. Ряд данных заставляет по-новому оценить основные сражения войны, сотрудничество в рамках антигитлеровской коалиции, обстановку в тылу, историю партизанского движения и подполья. Многие проблемы ждут дальнейшего изучения.
5. Проблема коллаборационизма и движение Сопротивления. Гитлеровцы на оккупированной территории стремились создать себе опору среди местного населения. Коллаборационизм (от франц. слова «сотрудничество») стал серьезной проблемой, долгое время замалчиваемой в исторических исследованиях. На стороне Германии в той или иной форме воевали около 1 млн советских граждан. Они делали это по разным причинам: из ненависти к советской власти, в надежде возродить Русское государство, из страха за свою жизнь. Наибольшую известность получила Русская освободительная армия (РОА) во главе с генерал-лейтенантом А.А. Власовым, командовавшим 2-й ударной армией на Волховском фронте и попавшим в плен летом 1942 г. Основная часть изменников служила в полиции и вспомогательных частях немецкой армии. Большинство населения отвергло сотрудничество с оккупантами. Это стало основой массового движения Сопротивления. Оно проявлялось в разных формах: укрывательство бежавших военнопленных и евреев, помощь партизанам и подпольщикам, вооруженная борьба с врагом.
6. Потери СССР в войне. Сталин называет цифру 7 млн, Хрущев — 20 млн, Горбачев — 27–28 млн (эта цифра подтверждается и историками, как нашими, так и зарубежными). Некоторые специалисты говорят и о больших потерях (до 36 млн человек). Около половины всех людских потерь во Второй мировой войне приходится на долю СССР.
7. Цена победы советского народа в Великой Отечественной войне. До начала 90-х гг. эта проблема в отечественной литературе вообще не исследовалась. Сейчас ученые решают, кого относить к жертвам этой войны, с чем связаны большие человеческие утраты со стороны СССР и другие проблемы. Ученых рознит отсутствие единой методологии и методики подсчета цены победы. Немало в этом вопросе зависит от политических пристрастий ученых-историков.
23 СССР в 1965-1985 гг
ХРОНОЛОГИЯ:
* 1964 г. Избрание Первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнева (1966 — 1982 гг. — Генеральный секретарь ЦК КПСС)
* 1965 г., сентябрь Постановление ЦК КПСС “Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании, планировании и усилении экономического стимулирования промышленного производства”
* 1966 — 1970 гг. Восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР
* 1968 г. Ввод войск стран Организации Варшавского договора в Чехословакию
* 1971 — 1975 гг. Девятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
* 1972 г. Подписание между СССР и США Договора ОСВ-1
* 1975 г. Совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе
* 1976 — 1980 гг. Десятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
* 1977 г. Принятие Конституции СССР
* 1979 — 1989 гг. Война в Афганистане
* 1980 — 1985 гг. Одиннадцатый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
* 1982 г. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андропова
* 1984 г. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко
* 1985 г., март Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева
После отставки Н.С. Хрущева в 1964 г. к власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. — Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев,
главой правительства — А.И. Косыгин.
В руководстве страны в то время обозначились две тенденции дальнейшего внутриполитического развития. Часть руководителей (А.И. Косыгин, Ю.В. Андропов) считали необходимым продолжать реформаторский курс в экономике и либерализацию общественно-политической жизни, но в рамках существующей системы. Консервативный путь отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов и др. В итоге сложился умеренно-консервативный курс, в котором возобладали тенденции отхода от десталинизации, была разработана концепция “развитого социализма” как длительного этапа по совершенствованию социализма на пути построения коммунизма. Идея коммунистической перспективы становилась более отдаленной во времени по сравнению с принятой во времена Хрущева программой построения коммунизма, где ставилась задача уже к 80-м гг. вступить в эру коммунизма.
Для совершенствования социализма в середине 60-х гг. советским руководством было принято решение о проведении экономической реформы, более глубокой и продуктивной по сравнению с предыдущим периодом. В течение 1964 — 1965 гг. более чем на 100 предприятиях страны были проведены эксперименты. На страницах центральной печати развернулось обсуждение проблем совершенствования управления, причем акцент все больше делался на необходимость изменения общих условий хозяйствования, усиление экономических рычагов и стимулов.
В сельском хозяйстве усиливалось экономическое стимулирование труда: изменены условия заготовок и закупок сельскохозяйственной продукции, введено материальное поощрение ее сверхплановой продажи, усовершенствована оплата труда колхозников и работников совхозов. Эти меры обеспечивали заинтересованность работников в увеличении производства продукции, производительности труда, поощряли хозяйственную предприимчивость. Устанавливался многолетний (на 5 лет) план, исключавший произвольные его изменения. В колхозах вводилась гарантированная оплата труда, постепенно распространялось пенсионное обеспечение.
В сфере промышленного производства упразднялась территориальная система управления. Руководство отраслями передавалось созданным министерствам. Образованы Госкомитет по науке и технике СССР, Госснаб СССР, Госкомцен СССР. Все это создавало лучшие условия для развития научно-технического прогресса.
Однако главным для промышленности оставался курс на развитие и внедрение экономических методов руководства, на самостоятельность предприятий, уменьшение административного регулирования их деятельности.
Восьмая пятилетка
Восьмая пятилетка (1966 — 1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовый общественный продукт вырос на 13 %, промышленная продукция — на 50 %. Увеличились масштабы капитального строительства, вводились новые предприятия. Но экономическая реформа не принесла ожидаемого результата, прежде всего потому, что продолжала сохраняться старая, неэффективная модель экономического, экстенсивного развития.
Неудачи реформы 1965 г. во многом определялись просчетами в ходе ее практического осуществления.
Одна из главных причин неудачи реформы 1965 г. состояла в том, что она была заблокирована силами бюрократического консерватизма. Преобразования в стране не были поддержаны изменениями в политической, социальной и культурной сферах. Начавшийся после ХХ съезда процесс демократизации общества не был доведен до конца, не пошел вглубь, а со второй половины 60-х гг. фактически остановился. Демократическая тенденция слабела, а консерватизм все больше укрепился в 70-е гг. Значительно возросли противоречия в экономической и социальной сферах.
В 1966 — 70-е гг. меняется в целом масштаб экономики (по сравнению с 50-ми гг.). В 1966 г. промышленность имела уже более 300 отраслей. В стране насчитывалось примерно 47 тыс. промышленных предприятий, 13 тыс. строительных организаций, 12 тыс. совхозов и 37 тыс. колхозов.
Девятая пятилетка
В годы девятой пятилетки (1970 — 1975 гг.) народнохозяйственный потенциал удвоился. Страна достигла нового технического уровня, развились отрасли промышленности, которые только еще формировались в предшествующее десятилетие (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировалась единая энергосистема, транспортная система СССР, единая система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и давления директивных органов над предприятиями сохранялась. В 70-е гг. несоответствие между уровнем развития производительных сил и устаревшими формами производственных отношений заметно усилилось. Все более очевидной стала необходимость выработки новых подходов к экономическим и социальным проблемам.
Десятая пятилетка
В период десятой пятилетки (1976 — 1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. “Пятилетка эффективности и качества” — так называлась она в официальных документах.
Характерной чертой индустриального развития в 70-е гг. являлось увеличение масштабов строительства — новые заводы в Курске, Костроме, Волгодонске; Волжский автомобильный завод (ВАЗ), КаМАЗ в Набережных Челнах. Высокими темпами развивалась энергетика, химия, электроника, нефте- и газодобывающая, атомная промышленность. Приоритетное положение занимала оборонная промышленность. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Все более открытой становилась тенденция отставания во всех индустриальных отраслях.
Одиннадцатая пятилетка
На рубеже 70 — 80-х гг. условия народнохозяйственного развития еще более ухудшились. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась и на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Задания одиннадцатой пятилетки (1981 — 1985 гг.)не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу.
В 1971 — 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой — 28 %, в десятой — 21 %, в одиннадцатой — 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой — 25 %, в десятой — 17 %.
В 60-е гг. — первой половине 80-х возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.
Социально-экономические деформации в сфере управления были прямо связаны с прогрессирующей бюрократизацией. Управленческий аппарат разросся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств и практически стал диктовать свою волю и хозяйству, и политике.
Руководители высшего и среднего звеньев заняли особое привилегированное положение в системе распределения социальных благ. Номенклатура стала опорой проводимого политического курса.
В 1977 г. была принята Конституция СССР,в основу которой была положена концепция “развитого социализма”. По Конституции политическую основу государства составляли советы народных депутатов. Ядром политической системы общества “развитого социализма” называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества.
Однако в реальной жизни авторитет Коммунистической партии падал, в стране росло недовольство, а Генеральный секретарь коллекционировал награды и титулы, получал знаки Маршала Советского Союза и — в мирное время — четыре золотые звезды Героя Советского Союза и высший военный орден “Победы”. Абсолютная власть Генерального секретаря ЦК КПСС лишила его способности к критической самооценке.
Смерть Л.И. Брежнева в 1982 г. привела к власти Ю.В. Андропова,
который был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Годы его правления (1982 — 1984 гг.) вошли в историю как кампания по наведению порядка и дисциплины. После его кончины в 1984 г. преемником стал К.У. Черненко.
Год его пребывания у власти (1984 — 1985 гг.) не принес никаких ощутимых событий ни во внутренней, ни во внешней политике. В 1985 г. Генеральным секретарем после смерти К.У. Черненко стал самый молодой член Политбюро 54-летний М.С. Горбачев.
С приходом к власти М.С. Горбачева закончилась целая эпоха в развитии Советского государства. “Брежневский” период строительства “развитого социализма” ассоциируется с понятием “застоя”. Именно этот термин появился в период перестройки для характеристики предшествующих полутора десятилетий. Однако время “застоя” было в реальности весьма противоречивым, полным контрастов. Говоря о нем нельзя не видеть, с одной стороны, добросовестного труда миллионов советских людей, позволившего создать целые отрасли промышленности, возводить новые предприятия, делать научные открытия, а с другой — снижения темпов экономического роста, стагнации, “остаточного принципа” в социальной сфере, сложной международной обстановки.
В 60 — 80-е г. резко усилилась роль партийно-административной бюрократии, серьезный кризис поразил Коммунистическую партию. Советское государство нуждалось в создании качественно новой политики, в кардинальных экономических, социальных и культурно-идеологических реформах.
24 СССР в 1945–1964 гг
Холо́дная война́ — политологический термин, используемый в отношении периода глобального геополитического, военного, экономического и идеологического противостояния в 1946—1991 годах между СССР и его союзниками — с одной стороны, и США и их союзниками — с другой. Эта конфронтация не была войной в международно-правовомсмысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — как следствие противоречия между капиталистической и социалистической моделями
По итогам Первой мировой и Гражданской войн материальный ущерб оценивался в четверть национального богатства. За Великую Отечественную войну была потеряна треть национального богатства. Огромные потери населения, необходимость создавать атомное оружие, помогать другим странам осложняли восстановление народного хозяйства. В годы четвертой пятилетки (1946–1950) проводились демобилизация армии, репатриация советских людей, использовался труд военнопленных и заключенных. В районы, пострадавшие в годы войны, перебрасывались ресурсы из Поволжья, Урала, Сибири, Средней Азии, Закавказья. Восстановление происходило быстро. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, что имело огромное значение для укрепления международного престижа и безопасности страны с учетом очевидных угроз со стороны руководства США.
Сталин ужесточил политический режим. Были репрессированы видные военачальники, сфабрикованы «ленинградское дело», «мингрельское дело», «дело врачей», развертывалась «вторая кадровая революция». Ужесточение идеологического контроля было направлено против «тлетворного влияния Запада». От «ждановщины» пострадали видные деятели культуры (Ахматова, Зощенко и др.). Преследовались генетика, кибернетика. В экономической сфере сохранилась жесткая централизация, административно-командный стиль руководства. Колхозная система распространялась в Прибалтике, на территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
В конце 1952 г. ВКП(б) была переименована в КПСС (Коммунистическую партию Советского Союза). Народные комиссариаты в 1946 г. были переименованы в министерства. Возобновил свою работу Верховный Совет СССР. Состоялись съезды профсоюзов, комсомола, ряда общественных организаций. Но принятие решений по-прежнему оставалось прерогативой Сталина, культ личности которого достиг апогея.
После смерти Сталина (5 марта 1953) в результате острой борьбы во главе страны встал Н. С. Хрущев. В его правление (1953–1964) началось освоение космоса: запуск первого искусственного спутника Земли (1957), первый космический полет Ю. А. Гагарина (1961), полет первой женщины-космонавта В. В. Терешковой (1963). Появились первая атомная электростанция, первый атомный ледокол «Ленин», первый реактивный пассажирский самолет, первые автоматизированные производства — происходило ускорение научно-технического прогресса. Осваивались десятки миллионов гектаров целинных и залежных земель. Были открыты огромные запасы нефти и газа в Западной
Сибири.
На XX съезде КПСС (1956) Хрущев выступил с критикой культа личности Сталина. Началась десталинизация советского общества, демократизация политической жизни, реабилитация (восстановление в правах) жертв сталинского произвола, восстановлена государственность ряда народов, ослаблена цензура.
Хрущёвская оттепель» (1953—1964)
На XX съезде КПСС (1956) Н. С. Хрущёв выступил с критикой культа личности И. В. Сталина. Началась реабилитация жертв репрессий, больше внимания стало уделяться повышению уровня жизни народа, развитию сельского хозяйства, жилищного строительства, лёгкой промышленности.
Политическая обстановка внутри страны стала более мягкой. Многие представители интеллигенции восприняли доклад Хрущёва как призыв к гласности; появился самиздат, которому позволялось только изобличать «культ личности», критика КПСС и существующего строя по-прежнему запрещалась.
Концентрация научных и производственных сил, материальных средств на отдельных направлениях науки и техники позволила осуществить значительные достижения: создана первая в мире атомная электростанция (1954), запущен первый искусственный спутник Земли (1957), первый пилотируемый космический корабль с лётчиком-космонавтом (1961) и др.
Во внешней политике этого периода СССР поддерживал выгодные с точки зрения интересов страны политические режимы в разных странах. В 1956 году войска СССР участвовали в подавлении восстания в Венгрии. В 1962 году разногласия между СССР и США едва не привели к ядерной войне.
В 1960 начался дипломатический конфликт с Китаем, расколовший мировое коммунистическое движение.
Но «оттепель», реформы вскоре сменились ужесточением политического режима, плохо продуманными реорганизациями. Вместо отраслевых министерств были созданы советы народного хозяйства — органы территориального управления. Затем все управленческие структуры были искусственно разделены на городские и сельские. Качество управления снижалось, а число управленцев росло. Постоянно ухудшалось положение в сельском хозяйстве. В 1961 г. была утверждена Программа построения коммунизма, рассчитанная на 20 лет. Возобновилось давление на интеллигенцию. Номенклатурный слой был недоволен ротацией, постоянными должностными перемещениями. В октябре 1964 г. Хрущева сместили.
К рубежу 50–60-х гг. командно-административная система сталинского типа решила главную общенациональную задачу построения в СССР основ индустриального общества. Перед страной вставали задачи, связанные с переходом к научно-индустриальному или постиндустриальному обществу.
Советское руководство продолжало курс на победу социализма во всем мире. Большую помощь получали страны социалистического лагеря, страны социалистической ориентации. Антисоветские движения, выступления повсеместно подавлялись.
На развитие военно-промышленного комплекса, Вооруженных Сил СССР тратилось больше половины национального дохода страны.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.