Превращение России из союзной республики в суверенное государство. Периодизация новейшей истории Российской Федерации.
Курс на радикальные экономические реформы. Либерализация цен. Приватизация. Экономические проблемы в связи с распадом СССР и развалом Совета Экономической Взаимопомощи. Социальное расслоение общества по имущественному признаку, появление новых социальных групп.
Формирование новой российской государственности. Расширение полномочий высших органов государственной власти и управления. Изменения в Конституции РСФСР, направленные на проведение принципа разделения властей.
Конституционный кризис в России в 1993 гг. Роспуск Верховного Совета в сентябре — октябре 1993 г и ликвидация системы Советов. Выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Органы государственной власти и местного самоуправления. Изменение функций экономических министерств.
Федеративное устройство современной России. Федеративный договор 1992 г. Сепаратизм. Федеральные округа. Полномочные представители Президента.
Вооруженные силы. Военная реформа. Органы государственной безопасности и внутренних дел.
Реформы налоговой системы. Кредитно-банковские реформы. Отмена государственной монополии внешней торговли. Управление и правовое регулирование в области сельского хозяйства. Управление и правовое регулирование в социально-культурной сфере. Переход от государственного социального обеспечения к социальному страхованию.
Обновление законодательства, приспособление его к условиям рыночной экономики. Новое гражданское, земельное, трудовое и уголовное законодательство и др. Развитие процессуального права.
Ведущие направления судебной реформы. Система судебной власти в Российской Федерации. Законодательные основы функционирования судебной власти. Структура судебной системы РФ. Конституционные (уставные) суды, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды и их роль в обеспечении правосудия. Мировые суды. Развитие института судебной защиты прав граждан.
5.2. Разделы и темы дисциплины, виды занятий (тематический план)
Таблица 3.1
Тематический план
Очная форма обучения (нормативный срок обучения)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
1. | Предмет, методология и периодизация истории отечественного государства и права. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.) | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
2. | Феодальные государства на территории Руси в период раздробленности (XII – первая половина XVI вв.). | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
3. | Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.). | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
4. | Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина XVII вв.). | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
5. | Российское государство в период становления и развития абсолютизма (середина XVII — XVIII вв.) | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
6. | Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в. | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
7. | Российское государство в период осуществления либеральных реформ во второй половине XIX в. | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
8. | Государство и право Российской империи в начале XX века | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
9. | Государство и право России в период от Февральской революции до конституционного оформления Советского государства | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
10. | Советское государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.). | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
11. | Советское государство и право в период НЭПа (1921—1929 гг.). | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
12. | Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920-х гг.—июнь 1941 г.). | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
13. | Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.). | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
14. | Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг. | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
15. | Государство и право в СССР: реформы и кризис, 1964—1991 гг. | 4 | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | |
16. | Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. | 2 | 2 | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||
ВСЕГО | 62 | 32 | 30 | |||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 20 | 20 |
Таблица 3.2
Тематический план
Очная форма обучения на базе СПО (ускоренный срок обучения)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
1. | Предмет, методология и периодизация истории отечественного государства и права. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.) | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
2. | Феодальные государства на территории Руси в период раздробленности (XII – первая половина XVI вв.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
3. | Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
4. | Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина XVII вв.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
5. | Российское государство в период становления и развития абсолютизма (середина XVII — XVIII вв.) | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
6. | Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
7. | Российское государство в период осуществления либеральных реформ во второй половине XIX в. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
8. | Государство и право Российской империи в начале XX века | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
9. | Государство и право России в период от Февральской революции до конституционного оформления Советского государства | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
10. | Советское государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
11. | Советское государство и право в период НЭПа (1921—1929 гг.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
12. | Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920-х гг.—июнь 1941 г.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
13. | Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
14. | Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
15. | Государство и право в СССР: реформы и кризис, 1964—1991 гг. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
16. | Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
ВСЕГО | ||||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Таблица 3.3
Тематический план
Очно-заочная форма обучения (нормативный срок обучения)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
1 | Предмет, методология и периодизация истории отечественного государства и права. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.) | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
2 | Феодальные государства на территории Руси в период раздробленности (XII – первая половина XVI вв.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
3 | Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
4 | Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина XVII вв.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
5 | Российское государство в период становления и развития абсолютизма (середина XVII — XVIII вв.) | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
6 | Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
7 | Российское государство в период осуществления либеральных реформ во второй половине XIX в. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
8 | Государство и право Российской империи в начале XX века | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
9 | Государство и право России в период от Февральской революции до конституционного оформления Советского государства | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
10 | Советское государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
11 | Советское государство и право в период НЭПа (1921—1929 гг.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
12 | Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920-х гг.—июнь 1941 г.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
13 | Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
14 | Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
15 | Государство и право в СССР: реформы и кризис, 1964—1991 гг. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
16 | Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
ВСЕГО | ||||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Таблица 3.4
Тематический план
Очно-заочная форма обучения на базе СПО (ускоренный срок обучения)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
1 | Предмет, методология и периодизация истории отечественного государства и права. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.) | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
2 | Феодальные государства на территории Руси в период раздробленности (XII – первая половина XVI вв.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
3 | Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
4 | Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина XVII вв.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
5 | Российское государство в период становления и развития абсолютизма (середина XVII — XVIII вв.) | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
6 | Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
7 | Российское государство в период осуществления либеральных реформ во второй половине XIX в. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
8 | Государство и право Российской империи в начале XX века | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
9 | Государство и право России в период от Февральской революции до конституционного оформления Советского государства | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
10 | Советское государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
11 | Советское государство и право в период НЭПа (1921—1929 гг.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
12 | Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920-х гг.—июнь 1941 г.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
13 | Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
14 | Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
15 | Государство и право в СССР: реформы и кризис, 1964—1991 гг. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
16 | Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
ВСЕГО | ||||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Таблица 3.5
Тематический план
Заочная форма обучения на базе высшего образования (ускоренный срок обучения)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
1 | Предмет, методология и периодизация истории отечественного государства и права. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.) | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
2 | Феодальные государства на территории Руси в период раздробленности (XII – первая половина XVI вв.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
3 | Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
4 | Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина XVII вв.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
5 | Российское государство в период становления и развития абсолютизма (середина XVII — XVIII вв.) | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
6 | Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
7 | Российское государство в период осуществления либеральных реформ во второй половине XIX в. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
8 | Государство и право Российской империи в начале XX века | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
9 | Государство и право России в период от Февральской революции до конституционного оформления Советского государства | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
10 | Советское государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
11 | Советское государство и право в период НЭПа (1921—1929 гг.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
12 | Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920-х гг.—июнь 1941 г.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
13 | Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.). | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
14 | Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
15 | Государство и право в СССР: реформы и кризис, 1964—1991 гг. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
16 | Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. | Чтение лекции, проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
ВСЕГО | ||||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
5.3. Практические и семинарские занятия[5].
Таблица 4.1
Очная форма обучения (нормативный срок обучения)
№ темы дисциплины. | Разделы (темы) дисциплины | Код формируемой компетенции (или ее части) | Методы обучения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Семинар по теме 1: Русская Правда, как памятник древнерусского права. | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
2. | Семинар по теме 2: Псковская судная грамота и ее историческое значение | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
3. | Семинар по теме 3: Судебник 1497 г. — памятник права эпохи становления централизованного государства | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
4. | Семинар по теме 4: Соборное Уложение 1649 г. основа феодального законодательства России | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
5. | Семинар по теме 5: Артикул Воинский и Краткое изображение процессов или судебных тяжеб — памятники уголовного и уголовно-процессуального права периода становления абсолютной монархии в России | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
6. | Семинар по теме 6: Систематизация российского законодательства в первую половину XIX века | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
7. | Семинар по теме 7: Законодательные основы судебной реформы второй половины XIX века | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
8. | Семинар по теме 8: Законодательное оформление создания Государственной думы в начале XX века | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
9. | Семинар по теме 9: Конституционное оформление Советской власти в России | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
10. | Семинар по теме 10: Советское право в период гражданской войны | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
11. | Семинар по теме 11: Советская кодификация 20-х гг. | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
12. | Семинар по теме 12: Конституция 1936 г. и ее историческое значение | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
13. | Семинар по теме 13: Советское законодательство периода Великой Отечественной войны | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
14. | Семинар по теме 14: Советская кодификация 50-х—60-х гг. | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
15. | Семинар по теме 15: Юридическое оформление реформы политической системы СССР в период «перестройки» | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
Таблица 4.2
Очная форма обучения на базе СПО (ускоренный срок обучения)
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Код формируемой компетенции (или ее части) | Методы обучения |
1 | Семинар по теме 1: Русская Правда, как памятник древнерусского права. | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
2 | Семинар по теме 4: Соборное Уложение 1649 г. основа феодального законодательства России | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
3 | Семинар по теме 8: Законодательное оформление создания Государственной думы в начале XX века | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
4 | Семинар по теме 10: Советское право в период гражданской войны | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
5 | Семинар по теме 13: Советское законодательство периода Великой Отечественной войны | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
6 | Семинар по теме 14: Советская кодификация 50-х—60-х гг. | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
Таблица 4.3
Очно-заочная форма обучения (нормативный срок обучения)
№ темы дисциплины. | Разделы (темы) дисциплины | Код формируемой компетенции (или ее части) | Методы обучения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Семинар по теме 1: Русская Правда, как памятник древнерусского права. | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
2. | Семинар по теме 3: Судебник 1497 г. — памятник права эпохи становления централизованного государства | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
3. | Семинар по теме 4: Соборное Уложение 1649 г. основа феодального законодательства России | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
4. | Семинар по теме 7: Законодательные основы судебной реформы второй половины XIX века | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
5. | Семинар по теме 8: Законодательное оформление создания Государственной думы в начале XX века | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
6. | Семинар по теме 9: Конституционное оформление Советской власти в России | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
7. | Семинар по теме 10: Советское право в период гражданской войны | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
8. | Семинар по теме 12: Конституция 1936 г. и ее историческое значение | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
9. | Семинар по теме 13: Советское законодательство периода Великой Отечественной войны | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
10. | Семинар по теме 14: Советская кодификация 50-х—60-х гг. | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
Таблица 4.4
Очно-заочная форма обучения на базе СПО (ускоренный срок обучения)
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Код формируемой компетенции (или ее части) | Методы обучения |
1 | Семинар по теме 1: Русская Правда, как памятник древнерусского права. | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
2 | Семинар по теме 4: Соборное Уложение 1649 г. основа феодального законодательства России | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
3 | Семинар по теме 8: Законодательное оформление создания Государственной думы в начале XX века | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
4 | Семинар по теме 10: Советское право в период гражданской войны | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
5 | Семинар по теме 13: Советское законодательство периода Великой Отечественной войны | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
6 | Семинар по теме 14: Советская кодификация 50-х—60-х гг. | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
Таблица 4.5
Заочная форма обучения на базе высшего образования (ускоренный срок обучения)
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Код формируемой компетенции (или ее части) | Методы обучения |
1 | Семинар по теме 1: Русская Правда, как памятник древнерусского права. | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
2 | Семинар по теме 4: Соборное Уложение 1649 г. основа феодального законодательства России | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
3 | Семинар по теме 8: Законодательное оформление создания Государственной думы в начале XX века | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
4 | Семинар по теме 10: Советское право в период гражданской войны | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
5 | Семинар по теме 13: Советское законодательство периода Великой Отечественной войны | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
6 | Семинар по теме 14: Советская кодификация 50-х—60-х гг. | ОК-1; ОК-7; ОПК-3; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК-16 | Обсуждение докладов и выступлений. Дискуссия. |
Общее количество часов занятий в интерактивной форме определяется учебным планом.
Самостоятельная работа
5.4.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
Таблица 5.1
Очная форма обучения (нормативный срок обучения)
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1. | Особенности становления институтов государства и права у народов нашей страны в период древнего мира: государственные образования Закавказья, Северного Причерноморья, Средней Азии. Государства раннего средневековья: Тюркский и Хазарский каганаты, Булгарское царство. | 5,125 |
2. | Монголо-татарские государства: социальная структура, государственный строй и право. | 5,125 |
3. | Великое княжество Литовское: особенности социально-политического строя и права. | 5,125 |
4. | Церковная реформа 1654 г.: общая характеристика, политическое значение. Раскол. | 5,125 |
5. | Попытки систематизации законодательства в XVIII в. | 5,125 |
6. | Особенности государственного управления и права на окраинах Российской империи. | 5,125 |
7. | Изменения в государственном устройстве во второй половине XIX в. | 5,125 |
8. | Изменения в государстве и праве в годы первой мировой войны. | 5,125 |
9. | Законодательная деятельность Временного правительства. | 5,125 |
10. | Правовое регулирование строительства регулярной Красной Армии и Флота в период гражданской войны. | 5,125 |
11. | Национально-государственное строительство в СССР во второй половине 20-х гг. | 5,125 |
12. | Мероприятия Советского государства по укреплению обороны страны в 30-е гг. | 5,125 |
13. | Строительство Советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны | 5,125 |
14. | Правовое регулирование экономики и трудовых отношений в условиях восстановления народного хозяйства после второй мировой войны | 5,125 |
15. | Кодификация советского законодательства с середины 60-х гг. до середины 80-х гг. | 5,125 |
16. | Реформирование Вооруженных Сил и правоохранительных органов в Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. | 5,125 |
Таблица 5.2
Очная форма обучения на базе СПО (ускоренный срок обучения)
№ раздела (темы) дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1 | Монголо-татарские государства: социальная структура, государственный строй и право. | |
2 | Церковная реформа 1654 г.: общая характеристика, политическое значение. Раскол. | |
3 | Попытки систематизации законодательства в XVIII в. | |
4 | Изменения в государственном устройстве во второй половине XIX в. | |
5 | Национально-государственное строительство в СССР во второй половине 20-х гг. | |
6 | Правовое регулирование экономики и трудовых отношений в условиях восстановления народного хозяйства после второй мировой войны | |
ВСЕГО |
Таблица 5.3
Очно-заочная форма обучения (нормативный срок обучения)
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1. | Особенности становления институтов государства и права у народов нашей страны в период древнего мира: государственные образования Закавказья, Северного Причерноморья, Средней Азии. Государства раннего средневековья: Тюркский и Хазарский каганаты, Булгарское царство. | |
2. | Монголо-татарские государства: социальная структура, государственный строй и право. | |
3. | Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.). Великое княжество Литовское: особенности социально-политического строя и права. | |
4. | Церковная реформа 1654 г.: общая характеристика, политическое значение. Раскол. | |
5. | Попытки систематизации законодательства в XVIII в. | |
6. | Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в. Особенности государственного управления и права на окраинах Российской империи. | |
7. | Изменения в государственном устройстве во второй половине XIX в. | |
8. | Изменения в государстве и праве в годы первой мировой войны. | |
9. | Законодательная деятельность Временного правительства. | |
10. | Правовое регулирование строительства регулярной Красной Армии и Флота в период гражданской войны. | |
11. | Национально-государственное строительство в СССР во второй половине 20-х гг. | |
12. | Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920-х гг. - июнь 1941 г.). Мероприятия Советского государства по укреплению обороны страны в 30-е гг. | |
13. | Строительство Советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны | |
14. | Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг. | |
15. | Кодификация советского законодательства с середины 60-х гг. до середины 80-х гг. | |
16. | Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. Реформирование Вооруженных Сил и правоохранительных органов в Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. |
Таблица 5.4
Очно-заочная форма обучения на базе СПО (ускоренный срок обучения)
№ раздела (темы) дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1 | Монголо-татарские государства: социальная структура, государственный строй и право. | |
2 | Церковная реформа 1654 г.: общая характеристика, политическое значение. Раскол. | |
3 | Попытки систематизации законодательства в XVIII в. | |
4 | Изменения в государственном устройстве во второй половине XIX в. | |
5 | Национально-государственное строительство в СССР во второй половине 20-х гг. | |
6 | Правовое регулирование экономики и трудовых отношений в условиях восстановления народного хозяйства после второй мировой войны | |
ВСЕГО |
Таблица 5.5
Заочная форма обучения на базе высшего образования (ускоренный срок обучения)
№ раздела (темы) дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1 | Монголо-татарские государства: социальная структура, государственный строй и право. | |
2 | Церковная реформа 1654 г.: общая характеристика, политическое значение. Раскол. | |
3 | Попытки систематизации законодательства в XVIII в. | |
4 | Изменения в государственном устройстве во второй половине XIX в. | |
5 | Национально-государственное строительство в СССР во второй половине 20-х гг. | |
6 | Правовое регулирование экономики и трудовых отношений в условиях восстановления народного хозяйства после второй мировой войны | |
ВСЕГО |
5.4.2 Формы самостоятельной работы[6]
Таблица 6.1
Очная форма обучения (нормативный срок обучения)
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Трудоемкость в часах | Формы самостоятельной работы |
1. | Предмет, методология и периодизация истории отечественного государства и права. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.) | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
2. | Феодальные государства на территории Руси в период раздробленности (XII – первая половина XVI вв.). | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
3. | Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.). | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
4. | Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина XVII вв.). | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
5. | Российское государство в период становления и развития абсолютизма (середина XVII — XVIII вв.) | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
6. | Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в. | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
7. | Российское государство в период осуществления либеральных реформ во второй половине XIX в. | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
8. | Государство и право Российской империи в начале XX века | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
9. | Государство и право России в период от Февральской революции до конституционного оформления Советского государства | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
10. | Советское государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.). | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
11. | Советское государство и право в период НЭПа (1921—1929 гг.). | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
12. | Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.). | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
13. | Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.). | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
14. | Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг. | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
15. | Государство и право в СССР: реформы и кризис, 1964—1991 гг. | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
16 | Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. Реформирование Вооруженных Сил и правоохранительных органов в Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время | 5,125 | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
Таблица 6.2
Очная форма обучения на базе СПО (ускоренный срок обучения)
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Трудоемкость в часах | Формы самостоятельной работы |
1. | Монголо-татарские государства: социальная структура, государственный строй и право. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
2. | Церковная реформа 1654 г.: общая характеристика, политическое значение. Раскол. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
3. | Попытки систематизации законодательства в XVIII в. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
4. | Изменения в государственном устройстве во второй половине XIX в. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
5. | Национально-государственное строительство в СССР во второй половине 20-х гг. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
6. | Правовое регулирование экономики и трудовых отношений в условиях восстановления народного хозяйства после второй мировой войны | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
Таблица 6.3
Очно-заочная форма обучения (нормативный срок обучения)
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Трудоемкость в часах | Формы самостоятельной работы |
1. | Особенности становления институтов государства и права у народов нашей страны в период древнего мира: государственные образования Закавказья, Северного Причерноморья, Средней Азии. Государства раннего средневековья: Тюркский и Хазарский каганаты, Булгарское царство. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
2. | Монголо-татарские государства: социальная структура, государственный строй и право. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
3. | Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.). Великое княжество Литовское: особенности социально-политического строя и права. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
4. | Церковная реформа 1654 г.: общая характеристика, политическое значение. Раскол. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
5. | Попытки систематизации законодательства в XVIII в. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
6. | Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в. Особенности государственного управления и права на окраинах Российской империи. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
7. | Изменения в государственном устройстве во второй половине XIX в. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
8. | Изменения в государстве и праве в годы первой мировой войны. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
9. | Законодательная деятельность Временного правительства. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
10. | Правовое регулирование строительства регулярной Красной Армии и Флота в период гражданской войны. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
11. | Национально-государственное строительство в СССР во второй половине 20-х гг. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
12. | Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920-х гг. - июнь 1941 г.). Мероприятия Советского государства по укреплению обороны страны в 30-е гг. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
13. | Строительство Советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
14. | Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
15. | Кодификация советского законодательства с середины 60-х гг. до середины 80-х гг. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
16 | Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. Реформирование Вооруженных Сил и правоохранительных органов в Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
Таблица 6.4
Очно-заочная форма обучения на базе СПО (ускоренный срок обучения)
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Трудоемкость в часах | Формы самостоятельной работы |
1. | Монголо-татарские государства: социальная структура, государственный строй и право. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
2. | Церковная реформа 1654 г.: общая характеристика, политическое значение. Раскол. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
3. | Попытки систематизации законодательства в XVIII в. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
4. | Изменения в государственном устройстве во второй половине XIX в. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
5. | Национально-государственное строительство в СССР во второй половине 20-х гг. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
6. | Правовое регулирование экономики и трудовых отношений в условиях восстановления народного хозяйства после второй мировой войны | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
Таблица 6.5
Заочная форма обучения на базе высшего образования (ускоренный срок обучения)
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Трудоемкость в часах | Формы самостоятельной работы |
1. | Монголо-татарские государства: социальная структура, государственный строй и право. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
2. | Церковная реформа 1654 г.: общая характеристика, политическое значение. Раскол. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
3. | Попытки систематизации законодательства в XVIII в. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
4. | Изменения в государственном устройстве во второй половине XIX в. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
5. | Национально-государственное строительство в СССР во второй половине 20-х гг. | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами | |
6. | Правовое регулирование экономики и трудовых отношений в условиях восстановления народного хозяйства после второй мировой войны | Работа с учебной и научной литературой, памятниками права, рекомендованными Интернет-ресурсами |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 279.