Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности

 

Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции

 

Основные тезисы

 

После Второй мировой войны кинематограф сильно изменился. Все большее число режиссеров стремилось как можно реалистичнее отражать в своих картинах действительность. Рост популярности международных кинофестивалей также способствовал ознакомлению зрителей разных стран с работами новой генерации кинематографистов.

1. 20 сентября 1946 г. – открытие первого кинофестиваля в Каннах.

Каннский кинофестиваль, один из крупнейших ежегодных кинематографических смотров, проходит в Каннах на Лазурном берегу Франции. Впервые фестиваль должен был пройти в сентябре 1939 г., но из-за Второй мировой войны состоялся на семь лет позже. Фестиваль организуется ежегодно, исключение составили 1948 и 1950 гг. С 1951 г. Каннский фестиваль проводится в апреле–мае. В конкурсе участвуют полнометражные и короткометражные художественные фильмы, снятые в течение 12 месяцев до начала фестиваля, не демонстрировавшиеся за пределами страны производства и не участвовавшие в других конкурсных кинофестивалях. Продолжительность короткометражных фильмов не должна превышать 15 минут.

Главный приз фестиваля – «Золотая пальмовая ветвь» – вручается лучшим полнометражным и короткометражным лентам. Жюри фестиваля присуждает специальный Гран-при, призы за режиссуру, сценарий, актерские работы, имеет право присудить дополнительные призы. За лучший дебют присуждается приз «Золотая камера». Кроме того, в разные годы участникам фестиваля вручались различные международные премии, премии за художественный вклад и отдельным создателям фильмов. В рамках Каннского кинофестиваля обычно проводятся Международная неделя критиков, демонстрация экспериментальных работ, новых французских фильмов, кинорынок. Начиная с конца 1980-х гг., в Каннах чаще побеждают режиссеры, разрабатывающие новый оригинальный киноязык.

Италия

ü Итальянский неореализм.

        Неореализм (от греч. neos – «новый» и позднелат. reales – «вещественный»), мощное идейно-художественное направление в итальянской культуре, преимущественно в кинематографе, с окончания Второй мировой войны, в первые послевоенные годы. Был вызван к жизни антифашистским движением Сопротивления, консолидацией всех социальных слоев общества за освобождение страны от нацистской оккупации. Творчески развивая традиции критического реализма, неореализм опирался на национальное литературное наследие веризма – аналога европейского натурализма, – а также на реалистические тенденции национального кино 10-х гг. Истоки неореализма в кино – деятельность антифашистов-интеллектуалов Дж. де Сантиса, Дж. Феррары, Л. Висконти, У. Барбаро, Л. Кьярини, М. Аликаты, К. Лиццани, М. Антониони, Ч. Дзаваттини (идейный вдохновитель неореализма). Вбирая опыт новаторского советского кино 20–30-х гг. и прогрессивного западного киноискусства, именно итальянские кинематографисты реально создали художественную платформу, противостоящую эстетике, господствующей в муссолиниевском кино.

Снятая в 1942 г. «Одержимость» Лукино Висконти с ее суровым, жестким реализмом несла в себе предощущение близких идейно-художественных перемен. Этими стилистическими веяниями были проникнуты фильмы «Четыре шага в облаках» (1942) А. Блазетти и «Дети смотрят на нас» (1943) В. де Сика, маститых кинодеятелей, далеких от оппозиционности. Подобно тому как Сопротивление вбирало в себя новые и новые слои населения страны, неореализм также объединял вокруг себя кинематографистов разных школ и возрастов еще до того как стал доминирующим. В 1945 г. был снят программный неореалистический фильм, своего рода фильм-пролог «Рим – открытый город» Р. Росселлини, посвященный героическому национальному Сопротивлению, а вслед за ним им же была создана «Пайза» (1946) – широкая фреска об освобождении Италии от оккупантов. С очевидностью выявилось, что одновременно с идейно-тематическим обновлением происходит тотальная художественная революция в кино. Вместо студийных павильонов местом съемки становится натура послевоенной Италии, непрофессиональные исполнители во многом замещают актеров вчерашнего кино, привнося в экранное пространство небывалую дотоле глубину и ощущение подлинности происходящего, обновляются киноязык, драматургия, монтаж и сама типология кинематографического произведения. Среди широкой панорамы неореалистических картин второй половины 40-х  как бесспорные шедевры выделяются фильмы: «Земля дрожит» (1948) Лукино Висконти; «Нет мира под оливами» (1950) де Сантиса; «Похитители велосипедов» (1948) Витторио де Сика. Фильм «Похитители велосипедов», решенный как современная трагедия, стал развернутым художественным манифестом направления, получившим международное признание.

Годами могучего расцвета неореализма стала короткая историческая пора между падением монархии в Италии (1946) и приходом к власти партии христианских демократов (1948), которые последовательно повели наступление на неореализм как народно-демократическое искусство. Многочисленные выступления деятелей левого фронта в его защиту результата не дали. Неореалистические фильмы последней волны – «Умберто Д.» (1951) де Сика, «Рим, 11 часов» / «Рим в 11 часов» (1951) де Сантиса, «Самая красивая» (1951) Висконти – несли в себе звучание минорного лада. Вместе с тем стабилизация буржуазных институтов в Италии и повсеместное распространение неореалистических лент в мире вызвали к жизни волну так называемого розового неореализма, фильмов, продиктованных прежде всего рыночными требованиями и имевшими к неореализму лишь опосредованное отношение. Драмы и трагедии жизни нации были вытеснены мелодрамами и комедиями легковесного толка. Однако гуманизм неореализма классической его поры, плодотворность его традиций были подтверждены и развиты в направлениях и классических произведениях будущих деятелей национального кино.

ü Маньяни  Анна (1908–1973), итальянская актриса.

Ей приносит успех участие в фильме Витторио де Сика «Тереза-Пятница» (1941), где ей удалось создать народный женский образ актрисы варьете. В программном фильме неореализма «Рим открытый город» (1945) Роберто Росселлини исполнила классическую роль Пины – женщины из народа, участвующей в Сопротивлении. Темперамент, открытая экспрессивность чувств, внешняя фактурность и бесспорный талант сделали Маньяни ведущей актрисой итальянского неореализма. В этой стилистике исполняет разножанровые роли в «Депутатке Анджелины» (1947) Луиджи Дзампы, «Мечтах на дорогах» (1947) Марио Камерини, «Самой красивой» (1951) Лукино Висконти. В годы розового неореализма, не пытаясь примениться к его коммерческим требованиям, пытается найти соответствующий своему таланту материал в фильмах «Золотая карета» (1952) Жана Ренуара, «Татуированная роза» (1955, США, премия «Оскар») Даниела. Однако в новое время ее типаж все менее востребуется как неподобающий «эпохе экономического чуда». И лишь единственный из режиссеров молодой генерации Пьер Паоло Пазолини поручает ей главную роль в фильме «Мама Рома» (1962), в котором она не только воплотила материнское счастье и материнскую трагедию, но и выразила драму сильной личности, перемалываемой неумолимым временем.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 80.