Путешественники и краеведы.
Изучение Бурятии после её вхождения в состав России
состоит из нескольких этапов. Каждый этап соответствует
конкретным целям и задачам, которые вьщвигались перед
наукой в процессе заселения и освоения края, его социально-
экономического и культурного развития.
На начальном этапе пионерами изучения Бурятии, как и
всей Сибири, были первые русские землепрохолны - воеводы,
казачьи атаманы, стрелецкие сотники, пятидесятники и др. В
первую очередь им предстояло вьыснить много неизвестных
им вопросов: какхзва природа края, какие люди живут там, каковы
их хозяйственные занятия, быт, обычаи, религия и многое
другое. Присоединение и освоение территории Бурятии сопровождались
первичным её изучением, сбором самых различных
сведений о природе, хозяйстве, быте, обычаях местных обитателей.
Они составляли свои записи о том, что впервые им было
увидено в Сибири, Прибайкалье. Их письменные свидетельства
представляли собой служебные документы, написанные в виде
донесений властям - «отписки», «скаски», «челобитные», «рас-
спросные речи», «доезды» (или отчеты) и некоторые другие. Эти
документы, в отдельности кажущиеся незначительными, но сложенные
вместе, дают богатейший историко-этнографический,
географический материал о крае. Хронологически «отписки» и
другие документы русских землепроходцев охватывают период
с конца XVI до начала XVIII века. Материалы по географии, геологии,
фауне, флоре и этнографии всей Сибири и Прибайкалья
непрерывно пополнялись при постепенном заселении и хозяйственном
развитии огромных территорий этого края. Их географическое
описание местностей Предбайкалья, Забайкалья,
03. Байкал было использовано для составления первых атласов
Сибири, в частности «Чертежной книги» С.У. Ремезова. «Отписки
», «скаски» и «челобитные» - интереснейший свод конкретных
знаний по естествознанию, геологии, географии, истории и
этнографии, которым позднее с успехом пользовались ученые и
путешественники (11).
Землепроходцы стремились зафиксировать все, что встречалось
в пути, оценка давалась каждому явлению с точки зрения
государственных интересов. Особенно их интересовали
дороги, реки, рудные залежи, состав населения, его язык, нравы,
обычаи, экономическое положение и возможность и выгодность
торговли с ним. Например, в «отписке» казака Василия
Поляркова содержатся подробные сведения о реках Зея и Шилка,
о том, какие люди живут по их долинам, платят ли они ясак,
о наличии серебряной, медной, свинцовой руд, про синюю
краску, чем кумачи красят и т.д. (12).
Служилые люди раньше других собрали ценные сведения
о коренных жителях - бурятах и эвенках. Первым письменным
документом о бурятах считается «отписка» томских воевод Василия
Волынского и Михаила Новосельцева царю Василию IV
о том, что «до прихода твоих государевых людей с десарских
князей ясак взяли братские люди» (13).
Вторым походом на бурятской земле побывал стрелецкий
сотник Максим Перфильев в 1624 году. Он в своем донесении
приводил сведения о хозяйстве, богатстве и бурятскую землю
описывал богатой и многолюдной. Отмечалось, что буряты ведут
торговлю с соседями, брали ясак со многих малых землиц,
«братские люди хотят тебе великому государю поклоняться и
ясак платить и со служилыми людьми торговать» (14).
Все донесения русских землепроходцев адресовались на
имя русского царя, в Сибирский приказ. Енисейскому воеводе,
Верхнеудинскому городничему по самым различнььм вопросам.
Документы служилых людей XVII века говорят о
многообразных связях их с бурятами и другими сибирскими
народами. Все это позволяет понять истоки взаимоотношений
и взаимовлияния культуры народов в ту далекую и сложную
эпоху. Собранные рши материалы в том или ином виде проникали
в Европу, давали представление о землях вокруг Байкала
и вызывали интерес к этому малоизвестному краю - Бурятии.
136
Землепроходцы XVII в. составляли сводные чертежи и географические
обзоры отдельных районов Сибири.
Сибирским землепроходцам приходилось проходить по неизведанным
местам, они продвигались на восток по высоким
горным хребтам, густой непроходимой тайге, болотам, преодолевали
крупные азиатские реки - Обь, Енисей, Лена, Ангара и
другие.
На основании географических описаний первых русских
землепроходцев в конце XVII в. первый сибирский географ
С.У. Ремезов (1660-1700 гг.) написал «Чертежную книгу Сибири
». Данная книга представляла собой как бы переходную
ступень от летописного исследования сибирской истории к ее
научному этапу. Как видим, первые русские первопроходцы
и служилые люди составили первые документы по Сибири, в
том числе Бурятии, создали первооснову изучения географии,
истории, хозяйственного уклада, быта, религии сибирских народов,
в частности бурят.
С конца XVII в. начался следующий этап изучения Бурятии
- посещения Бурятии русскими и иностранными учеными,
путешественниками, в основном иностранными учеными, состоявшими
на русской службе.
Во второй половине XVII века из-за отсутствия твердо
установленных государственных границ происходили конфликты
между Сибирской администрацией, Монголией и Китаем.
Чтобы найти пути налаживания отношений Российского
государства с Монголией и Китаем, установления дипломатических
и торговых отношений в Китай направлялись русские
посольства не через Калмыцкую степь как раньше, а через всю
Сибирь, 03. Байкал, Бурятию и далее в Китай.
В конце XVII века первым в Бурятии побывал посланник
Московского правительства в Китай Н. Спафарий. Николай
Спафарий - молдаванин по национальности, приехал в Москву
в 1672 году, как знающий греческий и латинский языки
был принят на русскую службу дипломатом.
В поездке в Китай, кроме дипломатических задач, ему было
поручено составлять точные сведения о странах, граничивших
с новыми владениями русского государства в северо-восточной
Азии, выяснить возможности установления торговых связей с
ними.
В поездке в Китай он выбрал новый путь, открытый русскими
купцами через Восточную Сибирь, оз. Байкал и Забайкалье
(Даурию). Он писал о проезде посольства через Братский
острог, здесь встречается первое упоминание о бурятах, что под
острогом течет река Ока, по ее долине живут браты, т.е. буряты и
русские пашенные крестьяне. Буряты живут по долине Ангары,
вверх по течению от Братскюго острога и по притокам Ангары
- рекам Уда, Унга, Белая, Китой, Куда и Иркут, причем по Уде и
Куде жилища бурят расположены вперемешку с русскими поселками,
а по рекам Белая и Иркут живут эвенки (15).
В Забайкалье, как отмечает Спафарий, кочевья бурят расположены
в устье реки Селенга и в Кударинской степи, от
устья Уды до Селенгинского острога очень много юрт монголов,
которые в то время кочевали по рекам Чикой и Селенга до
Амура.
В его путевых заметках упоминаются русские остроги Балаганский,
Иркутский, Баргузинский, Селенгинский, Еравнин-
ский, Телембинский и Нерчинский. Он указывает на кочевое
скотоводство бурят, некоторое развитие обмена в Западном Забайкалье,
центром которого являлся Селенгинский острог, где
монголы торгуют с казаками; продают коней, верблюдов, скот,
китайские товары, а покупают у них соболей и другие русские
товары, а также отмечает факты продажи скота за деньги.
У Спафария главной задачей было разведать путь, выяснить
возможности установления дипломатических и торговых
отношений с Китаем и Монголией, но тем не менее он не мог
пройти мимо описания сибирских народов, в т.ч. бурят. Его путевой
дневник, т.е. описание путешествия был издан в 1882 г.
под названием «Путешествия через Сибирь от Тобольска до
Нерчинска и границ Китая». Этот труд бьш написан в форме
географических описаний, сделанных первыми сибирскими
землепроходцами в XVII веке. Большая заслуга Спафария состояла
в систематизировании большого количества разрознен-
138
ных сведений в одно целостное произведение. В своей книге
он изложил возможности использования территории Бурятии
в интересах Российского государства. Собранные и систематизированные
сведения о Бурятии, накопленные до этого русскими
служилыми людьми, Н.Г. Спафарий как бы подводит под
начальный период исследования края.
Путевые дневники в качестве основного жанра описания
Сибири, также Бурятии, использовались русскими путешественниками
и иностранцами, находящимися на русской службе,
проезжающими через Бурятию в Китай.
В 1692 году, спустя 18 лет после путешествий Спафария,
через Бурятию проехал путешественник, голландец по происхождению
Избрант-Идес. По профессии он был торговцем. В
1692 году Московское правительство отправило его в Китай по
делам торговли, т.е. для ведения переговоров о развитии торговых
связей между двумя государствами. Не достигнув успеха
в выполнении поставленной задачи, он вернулся в Россию. По
пути в Китай и обратно сделал описание своего путешествия.
Избрант описывал свой проезд через Западную Бурятию, в
частности. Братский и Балаганский остроги зимой 1693 года.
В нем говорилось, что по горам и равнинам живут буряты, они
очень богаты скотом, в особенности бьжами и коровами, у которых
очень длинная шерсть и совсем нет рогов. Надо полагать,
он указывал на наличие в стадах особой породы скота
- яков, имеющих длинную шерсть.
Он отмечал низкие хижины, прочно построенных из дерева
и покрытых глиной. Он заметил, что к концу XVII века у
приангарских бурят войлочные юрты, в которых буряты раньше
жили круглый год, уже заменялись деревянными зимними
жилищами.
Избрант обращает внимание на то, что кроме скотоводства,
буряты занимались охотой, ее особым видом - облавной охотой
на диких коз и оленей. По его сообщениям облавная охота
в Западной Бурятии продолжала сохранять большое экономическое
значение, являясь одним из основных способов добывания
мясных продуктов для питания основной массы бурятского
населения. Он писал, что добытое облавной охотой сохраняют
путем сушения на солнце. Когда запас мяса, добытого облавой,
съеден, то у них появляется намерение повторить охоту. Кроме
того, Избрант отмечает истощение в Западной Бурятии запасов
пущного зверя в результате его истребления. В конце XVII века
облавной охотой занимались не только в Западной Бурятии, но
и в Забайкалье.
Звероловство являлось для бурят подсобным занятием. Такое
же место в жизни бурятского населения занимало ремесло.
Буряты издавна занимались добычей железной руды, выплавкой
железа, изготовлением из него простейщих орудий труда,
оружия и других предметов домашнего обихода.
По словам Избранта, в это время в Бурятии земледелием
занимались только русские. Чуть позже по примеру русских
буряты начали упражняться землепашеством. Существовавшее
раньше земледелие пришло в упадок, так как буряты перестали
заниматься одновременно земледелием и скотоводством,
при этом занятие скотоводством было выгоднее, особенно, когда
ясак стали платить скотом.
Как Спафарий, Избрант писал о существовании в Бурятии
обмена. Ехавшие в Китай путешественники покупали быков
и верблюдов для запряжки в свои экипажи. Тогда, как он пишет,
буряты не брали серебро в монетах, брали только золото,
серебро в слитках, медные и оловянные котлы, красное сукно,
персидскую материю разных цветов.
В его описании содержатся сведения о монастырях и христианизации
инородцев. По его сообщению, в Иркутском монастыре
в 1692 году принял православие монгольский князь
Мерчень-Ахай-тайша (16).
Николай Витсен - вьщающийся голландский ученый, путешественник
объездил все окраины Московского государства,
собрал большой фактический материал, создал капитальный
труд «Северная и Восточная Татария». Эта книга охватывала все
страны, которые в то время бьши известны под общим названием
Татария от берегов 1^спийсю)го моря, Волги, Камы, к востоку
до берегов Тихого океана. Это произведение представляло собой
140
огромное собрание географических, этнографических и лингвистических
сведений, им была создана своеобразная энциклопедия,
точнее, географическая и этнографическая хрестоматия.
В его сочинении содержится много сведений о животном
мире Сибири. Он писал, что нельзя найти страну, дающую
больше лучшего качества пушнину, чем Сибирь. Соболей ловят
и стреляют не только его императорского величества соболятники,
но и все вокруг расположенные татарские народы,
которым разрешено и которые ими платят ясак (17).
Немало интересных сведений содержится в его произведении.
Город Иркутск, писал он, расположен в 8 милях от берегов
Байкала. Вокруг этого города до Верхнеудинска в избытке
растет рожь, земля там очень плодородна, и многие москвичи
поселились здесь. Река по названию Иркут впадает здесь в
Ангару. Люди здешние одеваются по-русски. Им сделано описание
озера Байкал, Верхоленска, Балаганска, Селенгинска,
Удинской крепости. Он дает описание Нерчинских серебряных
рудников. Особенно интересовался растениями, которые
являются предметом торговли - ревенем, бадьяном (бадан).
Большое количество ревеня отправляли тогда через Сибирь в
Москву и оттуда рассылали во многие страны.
Таким образом, первые русские землепроходцы и служилые
люди на основе личных наблюдений и сведений, полученных
у местных жителей, по существу, первыми открьши и описали
Сибирь, Бурятию. Поэтому их документы о сибирском крае составили
первооснову для дальнейшего изучения истории, географии,
хозяйства, быта, обычаев, религии народов Сибири и
Бурятии в XVIII веке. Они оставили много документов об этом
огромном крае. За ними изучение Сибири и Бурятии продолжили
западноевропейские путешественники, которые находились
на русской дипломатической и торговой службе, ездили в
Китай через всю Сибирь и Бурятию.
В сочинениях иностранных путешественников можно
найти немало интересных фактических материалов о городах-
острогах, о сейсмических, метеорологических явлениях, добыче
и употреблении полезных ископаемых, о местной торговле,
быте и нравах тогдашнего русского и бурятского обществ.
Как видим, первые русские первопроходцы и западноевропейские
путешественники оставили немало интересных описаний,
которые касались многих сторон жизни сибирских народов,
в том числе бурят. При их большой ценности собранные
сведения, многочисленные описания о местных народах сделаны
в общих чертах, эти сведения бьши отрывочны и неполные,
не бьши систематизированы, не обобщены, т.е. материалы
о Сибирском крае, собранные в XVII веке, носили эмпирический,
отрьшочный, непоследовательный и не систематизированный
характер, хотя эти материалы являлись весьма ценными
историческими материалами.
В XVIII веке началось научное изучение огромной Сибири,
ее составной части - Бурятии. До 20-х годов XVIII века участниками
русских посольств в Китай, принятыми на русскую
службу Петром I, бьши англичане Бэлл и немец Унферцагт.
Джон Бэлл интересовался природой, городами, состоянием
промышленности, этнографией Сибири. Он описывал пейзаж
Приангарья, красивую равнину, открытые пространства,
деревни и улусы, отмечал изобилие скота и провизии. В 1720
году, проезжая через Балаганск, путешественники встретились
с племенем, которое русские называли братским, но сами они
называют себя бурятами. По существу первььм из западноевропейских
путешественников Бэлл составил этнографическое
описание о бурятах, живущих на территории от Балаганска до
Селенгинска. Он писал, что буряты, кроме ухаживания за скотом,
упражняются охотой, что они ловкие стрелки из лука и
искусные наездники, считаются людьми очень честными и искренними.
Буряты составляют многочисленный народ, проживающий
на восток и юг от Байкала. Вызывает большой интерес
его сообщение том, что буряты монгольского происхождения,
в то же время живут в составе России. Нет большого различия
с калмыками, и они происходят от одних и тех же предков. Эти
люди раньше подчинялись монгольскому князю. А теперь живут
весьма свободно под русским правителем (18).
Его описание заканчивается оронгойской степью, где гостеприимная
хозяйка бурятской юрты сварила чай и угостила
путешественников этим напитком, основным преимуществом
которого является утоление голода и жажды. Подобного описания
Бурятии не имелось в донесениях русских первопроходцев
и трудах западноевропейских путещественников XVII века.
В Сибири побывали и шведские офицеры, оказавшиеся
в русском плену и сосланные в Сибирь. Из них инженер-
лейтенант Лоренц Ланге, проезжавший через Бурятию, оставил
заметки о своём путешествии.
В 1725 году Петр I поручил Ланге сопровождать английского
хирурга Томаса Гарвина во дворец китайского императора
Шэн-Цзу-Женя (Канси), в Селенгинске к этому каравану
присоединился Ланге. Он в Китае пробыл в чине «агента Российского
для надзирания и управления купечества» и из Пекина
отправлял сообщения о российских товарах на китайском
рынке. В 1727 году он принял участие в заключении Бурин-
ского (Кяхтинского) договора. В 1731 году, будучи директором
торгового каравана, через Селенгинск направился в Пекин. В
1739 году после возвращения из Пекина был назначен вице-
губернатором Иркутска.
Как предшествующие его путешественники, он описывает
братских татар (бурят), богатых скотом. Он сообщает этнографические
сведения, в частности о бракосочетании, когда родители
договариваются, сколько коней, коров, быков потребуют
они за свою дочь, приводит размер калыма, т.е. платы за
невесту, вносимой их мужьями ее родителям - есть жены, за
которых заплачено 60 лошадей, за некоторых даже 100, с добавлением
к этому значительного количества быков, баранов
и 20 верблюдов. По заключении договора жених приглашает
своих родичей и соседей на пир с угощением из нескольких
забитых молодых лошадей.
После удачного пересечения Байкала путешественники
прибыли в Кабанск. Далее упоминается город Удинск, находящийся
на реке Уда, которая впадает в Селенгу, и о том, что
Удинская крепость построена на горе в форме круга. Описан
город Селенгинск, который представляет небольшую крепость,
которой управляет исправник (атаман). Путешественники присутствовали
при ловле рыбы, эту рыбу называют омулем.
Таким образом, благодаря усилиям Джона Бэлла, Лоренца
Ланге и других были добыты, обобщены ценные исторические,
географические, этнографические и картографические
материалы. В известиях западноевропейских авторов начала
XVIII века при всем их богатстве и многообразии в основном
содержались отдельные и разрозненные сведения.
Эти путешественники занимались, главньтм образом, изучением
природы и общественного уклада порой совсем неведомой
им страны, притом что к этому они бьши подготовлены
недостаточно. К тому же исследователи начала XVIII века в
материальном отношении были оснащены явно недостаточно,
проезд по трудным областям Сибири был медлительным и затруднительным.
Все это не давало возможности делать полные,
непрерывные наблюдения и приводило к описательности
и созерцательности.
На следующем этапе, в 20-30 годы исследование Сибири,
ее части Бурятии, приобретает организованный и систематический
характер и начинается научное исследование всей Сибири,
в том числе Бурятии. В это время изучение Сибири становится
одной из важнейших общегосударственных проблем и
в Российской науке исследование Сибири стало занимать исключительно
важное место. Вследствие чего в деятельности
Российской Академии наук большое значение стали придавать
организации сибирских научных экспедиций.
Исследование Сибири началось сравнительно поздно, чем
других областей Российской империи. Это объяснялось большой
отдаленностью, труднодоступностью и недавним присоединением
ее к Росии.
Научное изучение Сибири, соответственно Бурятии, началось
с 20-х годов XVIII века, после Петровских реформ. Для
исследования огромной Сибири стали направляться научные
экспедиции. Руководство, материальное обеспечение их переходят
в руки государственных учреждений. В них участвовали
не ученые-одиночки, а целые научные группы. К научному ис-
144
следованию привлекались многие иностранцы, в первую очередь
ученые из Германии, например, Д.Г. Мессершмидт, И.Г.
Гмелин, П.С. Паллас, И.В. Георги, Э. Лаксман и другие.
Для комплексного исследования Сибири Российской Академией
наук было снаряжено 3 крупных географических и научных
экспедиций. Первую экспедицию возглавил Д.Г. Мессершмидт.
Она исследовала природу, историю, хозяйство,
этнографию сибирских народов от Урала до Забайкалья.
С 1722 года в течение 7 лет по Сибири ездил Д.Г. Мессершмидт,
ученый, приглашенный русским правительством
из Германии. Он побывал во многих областях Сибири, в частности,
в Даурии, Нерчинске. Он неутомимо собирал легенды
местных жителей о древнейших сооружениях, изучал обряды
захоронения. Им собраны ценные материалы по истории народов
Сибири, их этнографии и языкознанию. Его этнографические
материалы о бурятах до сих пор не теряют своего значения.
Работа данной экспедиции продолжалась в 1719-1726 гг.
Самая масштабная, вторая Камчатская экспедиция с участием
ученьк Г.Ф. Миллера, И.Г. Гмелина, С.П. Крашенникова
изучала Сибирь в 1733-1743 гг. В экспедиции участвовали 200
человек, ее задачей являлось изучение природы, истории, этнографии,
археологии Восточной Сибири и Камчатки.
В XVIII веке Сибирь бьша аграрным регионом, коренные народы
края вели патриархально-натуральное хозяйство, в то же
время шло интенсивное заселение и освоение Сибири русскими
переселенцами. XVIII век стал временем зарождения промьппленности.
Самым первым промышленным объектом в Восточной
Сибири бьш Нерчинский серебро-плавильный завод, построенный
в 1704 году. Для обслуживания Нерчинских заводов в 1778
году бьш построен Петровский железоделательный завод на реке
Балега (приток Хилка), затем Николаевский железоделательный
завод на Ангаре и другие промышленные предприятия.
Основным видом деятельности коренного народа - бурят
в XVIII веке по-прежнему оставалось скотоводство, но к концу
этого столетия у бурят земледелие начинает получать заметное
развитие. Бурятское население вело торговлю со своими
соседями-эвенками, а также с Китаем через Монголию и
со Средней Азией при посредничестве бухарских купцов, и с
приходом русских начался торговый обмен с ними. В документе
1639 года Ленской волости говорилось, что «покупали служилые
люди у ясачных людей на деньги и товары - на медь и
олово одиннадцать соболей и два недособоля» (19).
2. Научные исследования края
экспедициями РАН и отделами РГО
В XVIII веке в исследование Бурятии большой вклад внесли
ученые - участники Великой Сибирской экспедиции 1733-
1743 гг. Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, С.П. Крашенников, П.С.
Паллас и И.Г. Георги.
Как писал Г.Ф. Миллер, он и Гмелин проехали по Сибири
более 30 тысяч верст каждый и они побывали во всех ее районах,
в частности, в Предбайкалье и Забайкалье. Историки Миллер
и Фишер, натуралист Гмелин, студент Крашенников бьши
членами так называемой сухопутной части Великой Сибирской
экспедиции и внесли большой вклад в изучение Сибири.
Геральд Фридрих Миллер (1705-1783). В 1725 году по
приглашению Российского правительства приехал из Германии
в Петербург на русскую службу и стал профессором Академии
наук. Он усердно изучал русский язык, являлся знатоком
восточных языков. Он уделяет особое внимание на положение
в восточных странах, изучает работы о Сибири европейских
путешественников Витсена и Мессершмидта, и сибирское путешествие
становится поворотным пунктом его жизни. В 1733
году из Петербурга он отправился в Сибирь, доехал до Якутска.
В Сибири он провел 10 лет.
Главной задачей Миллера являлся сбор материалов по сибирской
и русской истории, им собрано большое количество
исторических, этнографических и лингвистических материалов,
в том числе «географические и исторические ведомости»
по различным сибирским областям, анкетные сведения, словари,
летописи.
Заслуга Г.Ф. Миллера перед наукой заключается в том, что он
«открьш» сибирские архивы, разобрал, привел в порядок труды
исторических источников, собрал и систематизировал огромное
количество памятников и этнографических материалов, заложил
основу архивного дела в Сибири. Сибирские исторические
повести составили подлинную базу документальных источников
его научных трудов. Миллер сличал между собой сибирские
летописи, выявлял их источники и классифицировал (20).
Миллер считал использование языков важнейшим историческим
источником, а также использование археологических
материалов как исторический источник. В работах Миллера
археология выступает как самостоятельная отрасль исторической
науки. Он проявлял особый интерес к устным народным
преданиям. Для него устные предания и рассказы местных
жителей являлись дополнительным источником исследования.
Например, скудность сведений о монгольской державе и Чингисхане
он восполнял рассказами монголов, которые не преминул
проверить бурятскими преданиями (21).
Спутник Миллера Ионн Георг Гмелин (1709-1755) - немец
по происхождению, состоял на службе Российской Академии
наук в должности профессора химии и натуральной
истории, проделал колоссальную работу по сбору материалов
и описанию видов растений, а также по истории. Он собрал
и описал 1178 видов растений и сделал 300 рисунков к ним,
которые вошли в знаменитую его книгу «Сибирская флора» -
первую крупную работу о растительном мире Сибири (22).
Знаменитый естествоиспытатель XVIII века Карл Линней
указывал, что Гмелин один нашел столько растений, сколько
другие ботаники открыли их вместе.
Гмелин в Бурятии. Гмелин должен был по суше пересечь
всю Сибирь до Камчатки, принимать участие в астрономических
измерениях Мессершмидта и произвести описание политической
и естественной истории Сибири.
Летом 1733 года Гмелин покинул Петербург, в феврале при-
бьш на реку Бирюса (приток Енисея). При посещении Удин-
ского острога он впервые ознакомился с жизнью и бытом бурят
(братских), живущих вокруг острога. Он писал, что буряты
живут только за счет скотоводства. Проезжая через Удинский
острог, в окрестностях Олонки он обратил внимание на плодородие
здешних земель. В Западном Забайкалье, в Селенгинске,
он осмотрел бурятские юрты и сделал подробное их описание.
Из Верхнеудинского острога экспедиция направилась в Восточное
Забайкалье.
Гмелин путешествовал по Забайкалью летом 1735 года. По
пути из Читы на реку Аргунь он посетил Нерчинский завод,
далее проехал вдоль монгольской границы через Цурухайтуй,
Кулустай и Абагатуй, а затем повернул на запад, прошел по
реке Борзе до Онона и снова достиг Читы. Во время этой поездки
он сделал подробное описание Аргунских рудников.
По сообщениям Гмелина, хозяйство забайкальских бурят
чисто скотоводческое, они очень зажиточны, некоторые из них
имеют до тысячи овец, кроме того, много быков и лошадей.
Гмелин описывает свои встречи с бурятскими тайшами, о
посещении им главного тайши хоринских бурят Иринцея Шо-
доева (тайша в 1732-1762 гг.). Жилище Иринцея состояло из 6
юрт, он показал гостям двух своих жен, бабушка тайши была
шаманкой, которой поклонялись как богине. В своей книге
Гмелин отводит большое место описанию обрядов, связанных
с шаманским культом. Общие сведения о шаманстве он дополняет
празднеством тайлганов - жертвоприношений, совершаемых
на них и описанием обрядов бурятских шаманов.
Говоря о западных бурятах, он отмечает, что, кроме скотоводства,
они занимаются кузнечным ремеслом, и среди бала-
ганских бурят есть много мастеров, которые умеют делать по
железу серебряные и оловянные насечки так хорошо, что их
работа не уступает дамасской. Для украшения серебро и олово
насекаются местами (23).
Возвратившись в Иркутск, Гмелин вместе с Миллером посетили
винокуренный завод и ознакомились с тем, как перегоняют
тараку (молочную водку). Эти заводы являлись частными,
которые отпускали водку за определенную плату в казну.
Воеводы получали очень большую прибыль, водка стоила в
148
два раза дороже, чем должна была стоить. Кроме этого, Гмелин
приводит ряд данных о железорудньк месторождениях в
районе Иркутска и у реки Тельма.
Вторая часть дневника Гмелина посвящена описанию его
путешествия в 1735-1737 гг. по реке Лене до Якутска. Он уделяет
много внимания Братскому острогу, расположенному на
левом берегу Ангары, подробно описывает острог с приказной
избой, башнями, несколькими церквями и 50 домами, стоящими
вне острога. Братский острог подчинялся Илимскому
управлению. Он рассказьгоает о нравах бурят и эвенков. Гмелин
отмечает, что у эвенков нет скота, живут они в лесах. Некоторые
из них не имеют оленей, чтобы отправиться на охоту.
Они неплохо понимают русский язык и часто позволяют себя
крестить. Среди них есть шаманы (24).
Заслуживает внимания сообщение Гмелина о слюдяных
разработках по Витиму, о «промьппленных заведениях» под
Иркутском, об охотничьих промыслах, о наличии бурят в составе
городского населения Иркутска и Верхнеудинска.
По окончании его экспедиции из собранных в Сибири ценных
ботанических материалов Академия наук издала 4-х томный
труд «Флора Сибири». После возвращения в 1752 году
в Германию он опубликовал свои сибирские записи. В целом
Гмелин внес большой вклад в исследование Сибири, ее составной
части - Бурятии.
Заметный вклад в изучение геологии Бурятии внес академик
Кирил (Эрик) Лаксман (1737-1796) - финский швед,
ученый, натуралист.
В 1766 году Э. Лаксман предпринял поездку в Восточную
Сибирь. Он проехал по Бурятии, бьш на Байкале, путешествовал
по долине Селенги, Чикоя и Джиды, доехал до Кяхты и
оттуда до Сретенска. Он первым в науке произвел анализ химического
состава Турчинского (Горячинского) минерального
источника возле Байкала. Он описьшал свой путь от Ильинки
до Итанцов, до реки Хаим, которая впадает в Кику, добрался
до 03. Котокель и 5-ти горячим источникам, находящимся в 2-х
верстах от Котокеля. Он установил, что температура воды во
всех этих источниках доходила до бОо по ртутному термометру
Реомюра. Он писал, что в воде много английской соли. Сырое
козье мясо он на несколько часов поместил в эту горячую воду
и оно снаружи выглядело, как вареное, но внутри оставалось
сырым. Здесь лечатся буряты. Для жертвоприношения они
бросают деньги в источник, деревья обвешивают китайскими
лентами с тангутскими и мунгальскими письменами (25).
Лаксман уделял много времени и внимания метеорологическим
наблюдениям, сам делал термометры и раздавал интересующимся
людям. Интересовался промышленньши «опытами
», по его рецепту в Шилкинском заводе в 1728 году из
местного сырья делали хорошее белое стекло, что являлось
большой редкостью того времени. Он поражал своей необычностью:
изучал и акклиматизировал сибирские и иноземные
растения, среди них почти неизвестные в этих краях: картофель,
вишню, яблоню и персиковое дерево (26). Сибирские
коллекции Лаксмана, привезенные им в Петербург, привлекли
внимание ученого мира.
Лаксман занимался историей, этнографией и лингвистикой.
Им было написано особое сочинение, посвященное описанию
быта бурят, к сожалению оно бьшо утрачено. В Бурятии он нашел
письмена на скалах реки Джида. В Иркутске вместе с натуралистом
А.М. Карамьппевым участвовал в устройстве первого
в Сибири музея «собрания естественных произведений,
свойственньк сему краю». По мнению некоторых историков
название «музей» впервые в России появилось в Иркутске.
Письма Лаксмана из Сибири бьши изданы в Германии в
1769 году в книге Лагуса под названием «Лаксман, его жизнь,
путешествия, исследования и переписки».
В Академии наук Лаксман занимал должность профессора
химии и экономики. Не поладив с руководством, он оставил
профессуру и вернулся в Сибирь. В 1780 году становится горным
советником в г. Нерчинске, в 1783 году служил исправником
(председателем земского суда), затем уехал в Иркутск, где
прожил до конца своих дней.
Во второй половине XVIII в. Академия наук организовала
самую многочисленную экспедицию в Сибирь во главе с П.С.
Палласом.
Паллас Петер Симон (1729-1802) - знаменитый ученый,
академик Петербургской Академии наук, приглашенный из
Берлина. Немец по национальности. Он возглавил третью
крупную научную экспедицию для исследования восточной
части России - Сибирь. В состав экспедиции входили академики
Георги, Фальк, Лепехин и др. Экспедиция отправилась в
Сибирь в 1768 году й продолжилась до 1774 года. Результаты
своих исследований Паллас изложил в книге «Путешествие
по различным провинциям Российского государства». Его научный
труд отличался тем, что он не только дает описание
естественных условий тех областей Сибири, которые посетил,
но сообщает также много сведений о хозяйстве, быте, нравах
сибирских народов. По существу Паллас впервые написал и
издал в Петербурге в 2-х томах на немецком язьпсе труд «Собрание
исторических сведений о монгольских народах». К
сожалению, на русский язык данное сочинение не бьшо переведено.
Второй том этой работы бьш посвящен специально ламаизму.
На первом месте среди исторических материалов стоят
сообщения по археологии и этнографии Сибири. В то время
археология как самостоятельная отрасль исторической науки
не существовала. Например, древнейшее население вогулы
(башкиры) бьши вытеснены с мест своего первоначального
обитания по берегам Енисея кочевыми племенами монголов на
Запад. Такой вывод Палласа, основанный на археологических
материалах, для XVIII века бьш выдающимся достижением.
Он изучал проблемы этногенеза, т.е. происхождения сибирских
народов, в том числе бурят.
Бурятия в трудах Палласа. В Забайкалье Паллас пробьш с
1771 по 1773 год. Он жил в Кяхте, побывал в ряде дацанов, в
частности в 1772 году посетил Цонгольский (Хилгантуйский)
дацан, беседовал с бандидо-хамбо-ламой. Летом того года путешествовал
по Агинской степи. Здешние буряты подгоняли к каравану
Палласа свежих лошадей и по местному обычаю подно-
СИЛИ в подарок овец, молоко, молочную водку. Он восхищался
красотой природы, приводили его в удивление долины, покрытые
приятной зеленью, березовые и осиновые рощи, множество
лосей и других диких животных, обилие различных птиц: «Все
это делает эту страну приятной, и я никогда в свою жизнь ничего
не видел лучше. Начиная с Урала до самого Байкала я не
собирал нигде столько, сколько в одной Даурии, нигде такого не
было в таком обилии и совершенстве, как в Даурии, в стране за
Байкалом» (9). Путешествуя по Бурятии, Паллас первым дал
научное описание около 60 видов птиц, из рыб: тайменя, хариуса,
ленка, омуля, голомянки и др., из млекопитающих: колонка,
зайца-тулая, северной пищухи и многих других.
В XIX веке Бурятия развивалась как неразрывная, составная
часть Российского государства. Она, как вся Сибирь, продолжала
оставаться одной из важных объектов научного исследования.
Если в предьщущем, XVIII веке изучением Сибири
и Бурятии занимались участники организованных экспедиций,
то в XIX веке - новом этапе ее исследований - включились отечественные
ученые, представители местной сибирской интеллигенции
и краеведы.
В первой четверти XIX века продолжалось изучение суши
и морских побережий Сибири, участники экспедиций одновременно
занимались исследованием жизни и быта народов
региона.
В 1820 году капитан английского флота Кохрен Джон
пешим ходом отправился через Сибирь на Камчатку и свое
путешествие по России он описал в книге «Повествование о
пешеходном путешествии по России и сибирской Татарии»,
вьппедшей в 1825 году в Лондоне. Во втором томе книги имеются
сведения о бурятах и русских, населяющих Бурятию.
Адольф Эрмаи - немецкий ученый, путешественник в
1828-1829 гг. совершил путешествие по маршруту Петербург
- Москва - Пермь - Якутск - Охотск - Камчатка с целью проведения
геомагнитных измерений. Впечатления от поездки изложил
в книге «Кругосветное путешествие по Северной Азии
и через два океана, совершенное в 1828-1830 гг.».
в книге Эрмана имеются интересные эпизоды из жизни
бурят. Он отмечает добычу цветных металлов в Бурятии. Тайши
хори-бурят оказывали содействие русскому правительству
в выявлении различных месторождений металлов, чтобы получить
за свои «открытия» награды от царского правительства.
В 1812 году один из хоринских тайшей указал русским рудокопам
месторождение олова в Агинской степи между реками
Цогул и Зозуллевыми притоками реки Онон. По мнению исследователя,
это бьшо первое месторождение олова, открытое
на территории всей России. В то время он отмечал, что агин-
ские буряты с давних времен умели добывать олово, из него
изготавливали сосуды для религиозного культа (27).
Эрман писал об обмене, торговле. На рынке Иркутска буряты
продавали продукты скотоводства, а также продавалась
ценная пушнина, добываемая при помощи превосходных бурятских
луков, а также бурятские крестьяне поставляли на
Тельманскую суконную фабрику, что под Иркутском, шерсть
овец. Он писал, что разведение овец у бурят способствовало
функционированию Тельманской суконной фабрики, основанной
еще в 1731 году (28). Далее он отмечал, что буряты участвовали
в провозе чая из Монголии через Кяхту и Иркутск
на Красноярск. На иркутских рынках (базарах) живым языком
являлся бурят-монгольский язьж.
Матвей, Александр Кастрен (1813-1852), по происхождению
из Финляндии, вьщающийся лингвист, этнограф, путешественник.
В 1845-1849 гг. совершил научное путешествие по
Сибири, по Бурятии - в 1848 году. В Сибири он изучал жизнь
ее народов, их языки. Им написан труд «Путевые сообщения и
письма в 1845-1849 гг.». На основе изучения сибирских народов
написал грамматику и словари пяти самодийских языков,
а также остяцкого, тунгусского, караганского, кеттского, кой-
бальского языков.
Путешествуя по Бурятии в 1848 году, Кастрен занимался
изучением бурят-монгольского языка. На основе собранного им
лингвистического материала он написал работу «Опыт грамматики
бурятского языка». Первым он создал грамматику бурятского
языка, а также эвенкийского, относящегося к тюркским языкам.
153
Кастрен отмечал этнографическую и лингвистическую
близость сибирских народов. В 1848 году в Нижнеудинске он
заметил, что котты, народ тюркского происхождения, живут по
реке Уде вместе с бурятами в одной деревне, и котты променяли
свой родной язык на бурятский, то же самое происходило с
карагасами (тофаларами).
Очень подробно описывая имущественное положение, домашнюю
обстановку, одежду, обычаи и обряды, он характеризовал
неравенство и социальное расслоение местного населения
в первой половине XIX века. По его словам богатый бурят
окружает себя блеском и великолепием, тогда как бедняк влачит
бремя жизни в трудах и заботах, со слезами и стоном.
Он побывал у селенгинского тайши Ниндака Вампилова,
у которого, кроме родовых достоинств, имелось много наград,
полученных от русского правительства за различные его заслуги.
Он происходил от знаменитого монгольского тайши Бараса
Багатура, являлся чиновником 12-класса, главой всех бурят Селенгинского
округа, корреспондентом Казанского университета,
бьш удостоен золотой медали за строительство за свой счет
великолепного дацана и имел много других наград. Вампилов
хорошо знал монгольскую литературу, имел у себя отличное
собрание монгольских религиозных сочинений.
Кастрен посетил Гусиноозерский дацан, имел беседу с
хамбо-ламой Чойжон Доржо Ишежамсуевым, который подчеркивал
превосходство буддийской религии перед другими,
состоящем в том, что оно основано на глубокой древности
буддизма, на богатой литературе и строгой нравственности
поклонников этого учения. Монгольский лама должен знать
многотомные книги ламаистов - ганджур и данджур и многие
другие книги, вместе составляющие сотни томов (29).
Эдмон Котто - французский путешественник в 1881 году
совершил путешествие через Сибирь в Японию, прошел огромное
расстояние: Париж - Петербург - Тюмень - Тобольск -
Томск - Екатеринбург - Верхнеудинск - Чита - Благовещенск
- Хабаровск - Владивосток - Нагасаки. Кроме описания природы
Сибири, он сделал интересные наблюдения и записи об
154
обычаях, хозяйстве, быте, внешнем облике татар, остяков, бурят,
тунгусов и других народов края.
Поль Лабе - француз, статский советник, генеральный секретарь
Географического общества, исследователь Сибири, в
частности Бурятии. Он неоднократно побывал в Бурятии. По
результатам поездки по Забайкалью написал книгу «У сибирских
лам» (1909 г.), в которой говорится о религии забайкальских
бурят, хозяйстве, быте и обычаях не только бурят, но и
русских, казаков и эвенков.
В его книге есть раздел о родовом делении бурят. О работе
Селенгинской степной думы, которая объединяла 20 родов
и каждый род состоял из семей одного происхождения, имел
свое родовое управление, назначал делегатов, которые от имени
рода выбирали мэра-тайшу и 11 помопщиков. Он отмечал,
что при думе находился пристав, русский чиновник, выполняющий
функции полицейского, писал, что степная дума была
упразднена волостной реформой 1901 года.
Лабе пишет о свадьбе, отмечает, что старинные свадебные
обряды у бурят сохранились до конца XIX века и новым является
то, что помолвки детей производятся в малолетнем возрасте,
иногда даже в колыбели. К 17 годам юноша знал, что
сердце девушки завоевывается его хорошим внешним видом,
хорошей лошадью, чтобы невеста могла оценить его по достоинству.
Размер калыма, по словам автора, достигает до 50
голов крупного рогатого скота, иногда может доходить до 300-
400 голов. Далее он описывает весь процесс свадьбы (30).
Лабе, как царский статский советник вьшолнял поручения
царя. В начале XIX века он договорился с главной тайшей
хори-бурят Дамбой Иринцеевым об устройстве бурят в
Are взамен земли по рекам Ингода и Чита, которую уступили
русским переселенцам. После переселения хоринских родов с
Ингоды в Агинскую степь в 1860 году, крупных перемещений
хоринцев в Забайкалье не наблюдалось (31).
С середины XIX века значительно расширилось исследование
Сибири и Бурятии. Это связано с началом краеведческой
деятельности местных исследователей. Академические экспедиции,
изучавшие Сибирь и ее области, по ряду причин не
могли дойти до каждого уголка этой обширной территории и
изучить все местные особенности, поэтому краеведение должно
было заняться этими подробностями (32).
Еще с последней трети XVIII века изучением Бурятии начали
заниматься местные исследователи. К ним относится
Михаил Татаринов - корабельного флота штурман, который
написал труд «Описание о братских татарах» (1765 г.). Этот
труд представляет по существу первое монографическое произведение
о бурятах. Книга была написана на основе многообразного
фактического материала, по широте и глубине наблюдений
не уступает трудам ученых великих академических
экспедиций. В его труде содержится много сведений о разных
сторонах жизни бурят, начиная с древних времен. Автор долгое
время жил среди бурят и тщательно наблюдал за их жизнью.
Ковалевский О.М. - известный монголовед, 5 лет (1828-
1833 гг.) провел в Сибири, вместе с А.В. Поповым и А.В. Игумновым
в 1829 году организовал экспедицию в Забайкалье. Она
должна была исследовать Байкал, реки, состояние земледелия,
Нерчинские рудники и Кяхтинскую торговлю. По его словам,
главная цель этой поездки состояла в практических упражнениях
в монгольском языке и сборе сведений о народах, говорящих
на монгольском языке и забайкальских жителях. Экспедиция
посетила Верхнеудинск, Селенгинск, Кяхту, Нерчинск,
совершила проезд по долине рек Хилок, Онон и Шилка.
Благодаря монголоведу А.В. Игумнову, хорошо владеющему
монгольским и бурятским язьжами, бьшо собрано много
ценньк сочинений, в числе которых подарок главного тайши
Селенгинских родов - рукопись под названием «Сущность
всего необходимого», содержащая родословную историю тибетских
и монгольских ханов и «Наука о лекарстве» (перевод с
тангутского). В Казанском университете он опубликовал книгу
«Забайкальские буряты».
С помощью А.П. Игумнова О.М. Ковалевский написал
учебное пособие «Краткая монгольская грамматика», два
монголо-русских словаря, составил пособие для первоначального
изучения бурятского и маньчжурского языков. (33).
156
Игумнов А.В. родился в русской деревне, проживал вблизи
бурят, он изучил и хорошо владел монгольским и бурятским
языками. Был переводчиком русских пограничных властей в
Кяхте, занимался подготовкой кадров, владеющих монгольским
языком. Будучи в Иркутске, обучил монгольскому языку
профессора О.М. Ковалевского, с которым путешествовал по
бурятским кочевьям Забайкалья - цонгольским и селенгинским,
побывал в Троицкосавске.
В 1818 году он создал в Верхнеудинске школу для обучения
детей тайшей и родовых голов русскому языку, а русских
- монгольскому. А.И. Игумнов, кроме отдельных статей по
краеведению, не имел крупных сочинений, но он бьш одним из
лучших знатоков наиболее важных проблем краеведения.
Доржи Банзаров относился к краеведам-исследователям
первой половины XIX века. Он успешно окончил Казанские
гимназию и университет, защитил кандидатскую диссертацию
по монголо-бурятской тематике. За время кратковременного
пребывания в Петербурге написал ряд научных работ,
привлекших внимание крупнейших представителей отечественного
востоковедения и отметивших глубину мышления
и эрудицию автора. Передовые русские ученые восторженно
отнеслись к буряту, продолжение исследовательских работ которого
обещало науке многое. Оторванный от научной среды
молодой, многообещающий ученый, отправленный на службу
в Иркутск, при неизвестных обстоятельствах погиб.
Галсан Гомбоев - современник Д. Банзарова, окончил Казанский
университет. Преподавал монгольский язык в гимназии
в Казани, затем - на факультете восточных языков Петербургского
университета. За 10 лет пребывания в Петербурге он изучил
маньчжурский, китайский языки, написал ряд работ о политическом
и государственном устройстве Китая. Эти рукописи
бьши переданы в Министерство иностранных дел России.
Большой интерес представляют его работы по краеведческой
тематике. Он перевел на русский язьнс монгольские летописи
«Алтай тобчи», монгольские сказки и повести, бурятские
загадки. Ему принадлежит труд «О древних монгольских
обычаях и суевериях», описанных у Плано-Карпини. Доржи
Банзаров и Галсан Гомбоев являются одними из первых основателей
национальный науки и краеведения.
Словцов П.А, стоял у истоков зарождения сибирской
истории, был первым историком, краеведом. Он работал директором
Иркутской гимназии. В 1809-1815 гг. по поручению
сибирского генерал-губернатора он обследовал Урал, Забайкалье,
Нижнеудинский и Иркутский уезды, Киренский и Якутский
округа.
В 1835-1843 гг. он подготовил и издал свой главный труд
«Историческое обозрение Сибири», который бьш написан на
основе широкого круга документов и актов, опубликованных в
«Полном собрании законов Российской империи», «Собрании
государственных грамот», договоров и других сборников документов,
а также статистических обозрений и описаний Сибири
и ее губерний, а также личных впечатлений автора.
Историческое исследование П.А. Словцова стало одним из
поворотных пунктов после Г.Ф. Миллера, заложившего фундамент
изучения истории Сибири. П.А. Словцов по праву считается
основателем сибирского краеведения.
Хангалов М,Н. помимо педагогической деятельности
усердно занимался археологическими и этнографическими
изысканиями. Совместно с преподавателем Иркутской учительской
семинарии Н.Н. Агипитовым в 1888 году опубликовал
свои первые научные труды: «Материалы для изучения шаманства
Сибири», «Шаманство у бурят», «Новые материалы о
шаманстве бурят», ряд статей о скотоводческом хозяйстве, об
обьиаях, быте, фольклоре бурят, которые бьши опубликованы
в научных трудах Восточно-Сибирского отдела РГО.
Давыдов Д.П. - известный педагог, поэт и неутомимый
краевед. Все свои лучшие годы он провел в Забайкалье, где
изучал археологию, этнографию бурят, вел метеорологические
наблюдения. Свои краеведческие работы он публиковал
в «Записках Восточно-Сибирского отдела РГО». Д.П. Давьщов
всемерно способствовал развитию школьного образования у
бурят, словом и делом помогал бурятским учителям сеять разумное,
доброе, вечное.
158
По его настоянию в Верхнеудинское училище поступили
бурятские дети - братья Н. и Ц. Сахаровы, Базар Норбоев, Роман
Цыремпилов, впоследствии ставшие известными учителями
и которые наряду с преподавательской работой занимались
краеведением.
Следуя по стопам своего учителя Д.П. Давыдова, Николай
Сахаров печатал свои работы в «Иркутских губернских ведомостях
» и «Забайк ьских областных ведомостях»: «Об инородцах,
обитающих в Баргузинском округе Забайкальской области
» и «Бурятская сказка», а также «Баргузинская летопись».
Б. Норбоев, ставший учителем Онинского приходского училища,
опубликовал труды «Легенды о происхождении хоринских
инородцев Забайкальской области», «Браки бурят-хоринцев»,
«Бурятские пословицы и поговорки», а также перевел с монгольского
языка «Историческое описание происхождения бурят
Селенгинского ведомства».
В исследование Восточного Забайкалья большой вклад
внес сибирский краевед В.П, Паршин. В 1843-1844 годах в
«Журнале Министерства внутренних дел» опубликованы его
работы: «Поездка в Забайкальский край», «Монголо-буряты в
Нерчинском округе» и «Нерчинские тунгусы». В этих трудах
дается описание жизни и быта русских, бурятских и эвенкийских
крестьян, а также кяхтинской торговли с Китаем и Монголией.
Интересно рассказывает В.П. Паршин о торговом городке
Кяхта, где он работал учителем в русско-монгольской школе,
о нравах горожан, о его встрече с известным ориенталистом
(востоковедом) Бичуриным Никитой Яковлевичем (в монашестве
Иакинф), который в 1830 и 1835 гг. жил в Кяхте.
В изучении Забайкалья видное место принадлежит жителю
Нерчинска М.А. Зензинову. Он был корреспондентом Вольного
экономического общества, Ботанического сада и активно
сотрудничал с Русским географическим обществом. М.А. Зен-
зиновым написано более 60 статей, очерков и заметок о Забайкалье,
в том числе «Записка о забайкальских бурятах», «Картины
из очерков степного быта бурят», «Заметки о бурятах».
Кроме исследования истории и этнографии населения Забайкалья
М.А. Зензинов много сил и времени отдавал изучению
флоры Забайкалья. Собранный им в течение многих десятков
лет гербарий был высоко оценен ботаниками того времени (34).
А.П. Щапов - профессор Казанского университета, сосланный
в Иркутск, был родом из русских крестьян села Анги
Иркутской губернии и женат на бурятке. Главной темой его научных
исследований были общины Сибири, а также история
переселения старообрядцев. Он выступал за самостоятельное
развитие всех сибирских народов, в том числе бурят. В своих
работах освещал вопросы взаимоотношений русского и
бурятского народов, семейно-бытового сближении двух народов,
их взаимного влияния в области хозяйственной деятельности.
В его историко-этнографических работах описываются
патриархально-родовые отношения, общинное землепользование
бурят и начало процесса разложения этих отношений.
Восточно-Сибирский отдел Русского географического
общества (ВСОРГОГ образованный в Иркутске в 1877 году,
сыграл вьщающуюся роль в изучении природы, природных
ресурсов, полиэтнического населения Бурятии и развитии научной
и общественной жизни в этом крае.
Восточно-Сибирский отдел Русского географического
общества собрал и объединил вокруг себя замечательных энтузиастов
науки и общественных деятелей из числа немногочисленной
в ту пору местной интеллигенции и политических
ссыльных.
В разные годы в нем сотрудничали известные геологи
В.А. Обручев, И.А. Лопатин, И.Д. Черский, Б.Н. Дыбовский,
путешественники Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин, ученые-
монголоведы П.К. Козлов, А.М. Позднеев, историки А.П. Щапов,
Д.А. Клеменц и другие.
Активное участие в работе ВСОРГО принимали представители
бурятской интеллигенции Д. Банзаров, Г. Гомбоев, Б.
Норбоев, Н.С. Болдонов, М.Н. Хангалов, Р. Номтоев и др.
в научных планах и изысканиях Восточно-Сибирский отдел
РГО уделял большое внимание исследованию оз. Байкал,
Тункинской и Баргузинской долин, о. Ольхон, бассейна реки
Селенга, исследованию исторического прошлого и настоящего
бурятского и других народов, населяющих Бурятию.
В 1865 году Восточно-Сибирский отдел организовал Витимскую
экспедицию И.А. Лопатина. Ее участники прошли
около 2000 верст по верховьям притоков Витима, сделали различные
съёмки местностей и собрали огромную коллекцию
горных пород. Дневники геологических и метеорологических
наблюдений были изданы в «Записках Русского географического
общества» под названием «Дневник Витимской экспедиции
1865 года».
По заданию отдела Русского географического общества совершил
научную поездку в Тункинскую долину начинающий
исследователь П.А. Кропоткин. Его работа «Поездка в Окин-
ский караул» была опубликована в 1867 году в «Записках Сибирского
отдела Русского географического общества». В начале
70-х годов он обосновал широкое распространение древних
материковых льдов в Северной и Средней Европе.
В 1894 году в Чите было открыто Забайкальское отделение
Приамурского отдела РГО. Еше в 1892 году, будучи правителем
дел ВСОРГО, известный общественный деятель Д.А. Клеменц
выступал с инициативой о создании этого отдела.
Большая заслуга Сибирского отдела, его Приамурского отдела
РГО в организации на территории Забайкалья археологических
исследований. Его важнейшим мероприятием стала
организация экспедиции по изучению Агинской степи. Результаты
работы данной экспедиции были изданы в «Грудах»
в пяти выпусках: «Орогидрографический очерк Агинской степи
», «Климат», «Почвенный покров и материнские породы»,
«Растительный мир», «Население и хозяйственный быт».
Д.А. Клеменц - археолог, этнограф сьпрал большую роль в
развитии научной и общественно-политической мысли в Бурятии.
В Восточную Сибирь он был сослан за революционную деятельность.
Он с интересом знагомился с прошлым и настоящим этого
края, хозяйством и культурой бурят, их заботами и нуждами.
в 1890 году он стал создателем в Кяхте первого, в то время
единственного краеведческого музея в Бурятии. Со времени
основания местного музея и Троицюсавского отделения Приамурского
отдела РГО. Отделение и музей стали первыми научными
учреждениями на территории Бурятии, проводившими широкую
краеведческую и исследовательскую работы. Сотрудники
музея, члены отделения РГО занимались изучением природы
Забайкалья и Северной Монголии. Ими было собрано большое
количество материалов по географии, ботанике, зоологии и этнографии.
В «Трудах Троицкосавско-Кяхтинского отделения» в
1894-1914 гг. были напечатаны 174 работы 65 авторов (35).
В Троицкосавском отделении Приамурского отделения
РГО изучением археологии и антропологии активно занимался
окружной врач Ю.Д. Талько-Гринцевич. Им опубликованы
работы «Климат Троицкосавска в гигиеническом отношении»,
«К антропологии великороссов (семейских)” и другие. Одним
из исследователей флоры и фауны Южного Забайкалья являлся
B.C. Молессон, им написана работа «О видах бекасов в Троицкосавском
округе и в сопредельной с ним Монголии». Учитель
Я.С. Смолев, изучавший этнографию и фольклор Забайкалья,
издал бурятские сказки, легенды и историко-этнографическую
работу «Три табангутских рода селенгинских бурят». В то время
декабристы братья Бестужевы также активно участвовали
в исследовании Бурятии. Н.А. Бестужев изучал Гусиное озеро,
он опубликовал несколько работ о хозяйстве и быте бурят.
Троицкосавском отделу РГО и краеведческому музею оказывали
постоянную помощь крупные российские ученые -
академик В.А. Обручев, профессор И.В. Палибин - ботаник,
исследовавший флору Восточной Азии и Казахстана, вьщаю-
щийся сибирский публицист Н.М. Ядринцев и другие, которые
систематически редактировали статьи авторов для «Трудов
Троицкосавского отделения Приамурского отдела РГО».
В XVIII-XIX вв. Кяхта представляла крупный культурный
центр. В этом городе жили учителя, врачи, инженеры, специалисты
торговых дел, владеющие иностранными языками, знаниями
общественных и естественных наук, навыками коммер-
162
ческой деятельности и дипломатической работы. С 1832 года
здесь выходили первые рукописные издания: журнал «Кяхтинский
литературный цветник» и газета «Кяхтинская стрекоза»,
в которых публиковались разные местные материалы, в том
числе историко-этнографические.
Долгое время Кяхта, которую путешественники окрестили
«Песчаной Венецией», являлась крупным в Бурятии культурным
центром, единственньш звеном, связывающим Россию с
Монголией и Китаем. Однако со второй половины XIX века с
открытием Суэцкого канала из Китая в Россию товары стали
поступать морским путем через Одессу. С 1861 года в связи
переводом Кяхтинской таможни в Иркутск монополия Кяхты
в российско-китайской торговле прекратилась и былая слава
Кяхты медленно шла к закату.
Говоря о Троицкосавском отделении Приамурского отдела
Русского географического общества и краеведческого музея,
следует отметить, что эти учреждения культуры вьшолняли
роль научного центра в крае, вокруг которого группировалась
вся местная интеллигенция. Деятели как Восточно-Сибирского,
так и Кяхтинского отделов РГО внесли большой вклад в развитие
научной мысли в Бурятии и пропаганду научных знаний.
Ими собран и систематизирован большой и разнообразный материал
по естествознанию, географии, истории, этнографии,
филологии народов Бурятии, Монголии, положено начало разработке
важных научных проблем. Энтузиасты науки того
времени при отсутствии материальных средств, моральной
поддержки не имели возможности развернуть широкие научные
исследования.
3. Молодая интеллигенция Бурятии
На рубеже XIX-XX вв. начали свою научную и общественную
деятельность представители молодой интеллигенции
Бурятии. Как известно, в национальных окраинах, в
частности в Бурятии, высших учебных заведений, готовящих
кадры с высшим образованием, не было. Первый вуз в Сиби-
163
ри - Томский университет был открыт только в 1880 году (36).
Лишь немногим молодым людям из Сибири удавалось получить
образование в высших учебных заведениях России и некоторых
европейских стран. Выпускники тех вузов являлись
интеллигентами с широкими знаниями, активными борца.ми за
прогресс и демократию.
Цыбиков Г.Ц, (1873-1930 гг.) - вьшускник китайско-
монгольско-маньчжурского отделения факультета восточных
языков Петербургского университета. Он был первым ученым,
сумевшим проникнуть в Центральный Тибет, в 1899-1902 гг.
вел наблюдения за жизнью тибетского народа. По итогам путешествия
им была написана книга «Буддист-паломник у святынь
Тибета». Его книга содержит тонкие наблюдения за жизнью
тибетцев, представляет богатейший материал по истории,
этнографии, культуре и религии Тибета.
Его знаменитое путешествие в Тибет открыло новую страницу
в истории русской и западноевропейской ориенталистики.
Книга «Буддист-паломник у святьшь Тибета” обеспечила
ему мировую известность. Большой интерес к личности Г.Ц.
Цыбикова и его трудам проявляют многие ученые мира. Крупный
чехославацкий тибетолог доктор Йозеф Колмаш высоко
оценил Г.Ц. Цыбикова, как выдающегося исследователя Тибета,
перевел его труд на чешский язык. Благородное дело изучения
Тибета, которому посвятил свое знаменитое путешествие
и свои замечательные труды Г.Ц. Цыбиков, успешно продолжается
отечественными и зарубежными учеными.
В 1902-1917 гг. Г.Ц. Цыбиков работал профессором Восточного
университета в г. Владивостоке, после возвращения
оттуда в Бурятию он занимался активной общественной деятельностью.
Ц.Ж. Жамсарано (1881-1942) - выпускник Санкт-
Петербурского университета, доктор филологических наук,
профессор, член-корреспондент Российской академии наук.
В гогп>1 учебы в университете начал активную общественно-
политическую деятельность. Он совершил поездку к иркутским,
забайкальским бурятам и Монголию для сбора фоль-
164
клорного и этнографического материалов. Записанные им
материалы бурятского фольклора представляют бесценный
вклад в бурятиеведение, часть его эпических произведений
была издана Академией наук. В Санкт-Петербургском университете
он преподавал монгольский язык.
В годы 1-й мировой войны он находился в Монголии, где
проводил большую просветительскую и научную работу. По
возвращению из Монголии в Бурятию вступает на путь просветительства,
распространения передовых идей и знаний среди
бурятского народа, он добивался установления равноправия
и духовного развития.
В только что открытом Иркутском университете преподавал
монгольский язьпс, кроме преподавания этого языка он занимался
изучением обычного права бурят и опубликовал две
работы по этому вопросу.
В 1932-1937 гг. Ц.Ж. Жамсарано работал в Институте востоковедения
АН СССР и в эти годы опубликовал ряд ценных
работ по монголоведению, в частности «Монгольские летописи
XVIII в.», переведенные на английский язьпс. В 1936 году
АН СССР присвоила ему ученую степень доктора филологических
наук, так он стал первым бурятским доктором наук.
М.Н. Богданов (1878-1920) - вьщаюпщйся представигель
бурятской интеллигенции, ученый, общественный деятель и
публицист, уроженец улуса Укыр Идинского ведомства Иркутской
губернии. Он окончил Казанский учительский институт,
был слушателем Томского, Петербургского, Берлинского и
Цюрихского университетов.
М.Н. Богданов еще в студенческие годы начал участвовать
в освободительном движении, разработал программу бурятского
самоуправления, прообраза будущей автономии. Придерживался
идеи реформаторского изменения общества, обьединения
всех классов и слоев национальным самосознанием.
В целом вся его деятельность шла в русле демократической
борьбы.
Богданов М.Н. оставил богатое научное наследие - около 50
трудов на общественно-политические, экономические и историкоэтнографические
темы, по сути он является основателем истори-
чесгого бурятиеведения. В 1926 году только небольшая часть его
сочинений переиздана под общим названием «Очерки истории
бурят-монгольского народа» (Верхнеудинск, 1926).
Б.Б. Барадин (1878-1937). После окончания в Чите трехклассного
училища он переехал в Петербург, занимался в гимназии
П. Бадмаева. После этого он путешествовал по Германии,
Италии, Швейцарии, изучил и овладел английским, немецким
и французским языками. В 1902 году вместе с Ц.Ж. Жамсарано
поступил на факультет восточных языков Петербургского университета.
В 1908-1917 гг. Б Барадин работал в университете
преподавателем монгольского языка, ему бьшо присвоено звание
профессора. После окончания университета он совершил
поездку в Тибет, написал ряд статей по буддизму.
С образованием автономной республики он активно участвует
в государственных делах и научной работе. В 1923 году
он становится первым наркомом просвещения, с 1925 года -
директор Ученого комитета республики, затем возглавлял Институт
культуры, созданный на базе Ученого комитета.
Он занимался научно-исследовательской работой в области
языкознания. Он являлся автором ряда учебников: «Грамматики
бурятского языка», «Синтаксиса бурятского языка»,
«Словаря русско-монгольских терминов», которые сыграли
большую роль в языковом строительстве. Он много времени и
внимания уделял переводу с русского на бурятский язык массовой
литературы. Б. Барадин, как другие представители бурятской
интеллигенции, преданно служил интересам своего
народа, отдавал свои силы и знания подъему его культурного
уровня (37).
Агван Доржиев (1853-1938). Он проходил учебу в крупнейшем
тибетском монастыре Брайбун, бьш удостоен ученой
степени Лхарамбы и принят на службу при Далай-ламе XIII.
При этом он сохранял верность и подданство русскому царю.
Оказавшись при дворе Далай-ламы XIII Губдан-Чжамсо (1876-
1933 г.), Агван Доржиев стал играть важную роль во внешней
политике правительства Тибета на рубеже XIX-XX вв.
Вся деятельность Агвана Доржиева при дворе Далай-ламы
была направлена на сближение Тибета с Россией, и протекала
в сложной внешне- и внутриполитической обстановке, в
период обострения межимпериалистических противоречий на
Востоке, вторжения в 1904 г. в Лхасу английских войск. Бежавшего
в Ургу Далай-ламу в течении трех лет сопровождал
Агван Доржиев, склонял его к сотрудничеству с русским правительством.
Агван Доржиев и Б.Барадин выступали и были организаторами
обновленческого движения в бурятском буддизме, за
очищение древнего буддизма от суеверий и шарлатанства. По
своему мировоззрению он бьш ортодоксальным буддистом, а по
политическому убеждению проделал сложный путь от лояльного
отношения до открытого признания Советской власти.
Он известен как основатель в Петербурге издательства “Паран”
(«Солнце»), выступал как реформатор монгольской письменности,
являлся автором т.н. «агвановского алфавита».
Он имел высшую ученую степень доктора буддийской философии
(лхарамба). Бьш в близких отношениях с крупнейшими
учеными-востоковедами - академиками С.Ф. Ольденбургом и
Ф.И. Щербатским, профессором А.М. Позднеевым, князем Э.
Ухтомским. Его деятельность по достоинству расценивалась в
правительственных кругах России, Англии и Китая как крупного
буддийского деятеля и дипломата. Следует отметить, что
в Бурятии он приложил много усилий для превращения буддийских
дацанов в центры культуры и просвещения бурятского
населения.
В целом в дело развития просвещения и возрождения своего
народа внесли весомый вклад, кроме названных, еще такие
общественные деятели Бурятии как Э.-Д. Ринчино, Э. Батухан
(Н.Ф. Бутуханов), Солбонэ Туя (П.Н. Данбинов) и др.
Все они являлись деятелями самых различных сфер духовной
жизни - учителями, просветителями, учеными- исследователями,
общественными деятелями, представителями
духовенства, получившими в основном европейское образование.
Наставниками представителей молодой бурятской интеллигенции
были крупные русские ученые - востоковеды: А.М.
Позднеев, О.М. Ковалевский, М.В. Котвич, А.Д. Руднев, Г.Н.
Потанин, Д.А. Клеменц, С.Ф. Ольденбург и другие, которые
глубоко знали историческое прошлое бурятского и других народов
Прибайкалья и всей Центральной Азии.
Примечания
1. История Бурят-Монгольской АССР. - С.250.
2. Кудрявцев Ф.А. Из истории народного образования Прибайкалья
в I четверти XIX в. / Жизнь Бурятии № 7-9. -Верхнеудинск,
С.223.
3. Андреев В.И. История бурятской школы (1804-1962).
-Улан-Удэ, 1964. - С.72.
4. Доржиев Б.Ш. Указ.соч. - с.53.
5. Ким Н.В. Доржи Банзаров. -Улан-Удэ, 1992, - с.44.
6. Очерки истории культуры Бурятии. - Т.1, - с.32.
7. Залкинд Е.М. Хаптаев П.Т. М.Н. Хангалов. -Улан-Удэ,
1983.-c.48.
8. Белоусов А. Русско-бурятские связи в литературе и журналистике.
-Улан-Удэ, 1967. - с. 16.
9. Русские в Бурятии. - с.480.
10. Очерки истории культуры Бурятии. - с.366.
11. Та.м же. -С.431.
12. Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов
XVII в. / Сборник документов по истории Бурятии. XVII
век. Вып.1. - Улан-Удэ, 1960. - с.52.
13. Сборник документов по истории Бурятии. - с. 18.
14. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят. -
Л., 1937.- с . 29.
15. Гирченко В.П. Русские и иностранные путешественники
XVII, XVIII и первой половины XIX века о бурят-монголах.
-Улан-Удэ, 1939.- C . 6 .
16. Там же. -С.14.
17. Зиннер Э.П. Сибирь в известиях западно-европейских
путешественников и ученых в XVIII века. - Иркутск, 1968. -
С.28.
18. Там же. - с.57.
19. Мирзоев В.Г. Историография Сибири (домарксистский
период). - М., 1970. - с. 49.
20. История Сибири.-Л., 1968.-С . 12.
21. Мирзоев В.Г. Указ. Соч. - с. 49.
22. Очерки истории и культуры Бурятии. - с. 434.
23. Гирченко В.П. Указ. Соч. -18.
24. Зиннер Э.П. - Указ. соч. - с. 164-165.
25. Там же. - с. 146.
26. Петряев Е.Д. Исследователи и литераторы старого Забайкалья.
- Чита, 1954. - с. 12.
27. Гирченко В.П. Указ. соч. - с.64.
28. Доржиев Б.Ш. Бурятия в исторических источниках
XIII-XIX вв. - Улан-Удэ, 2008. - с.65.
29. Гирченко В.П. Указ.соч. - с.72-74.
30. Батуева Т.Б. Народы Сибири в трудах западноевропейских
исследователей XVII-XIX вв. -Улан-Удэ. 1995. - с. 30.
31. Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. -
С.233.
32. Мирзоев В.Г. Указ.соч. - с.173.
33. Полянская О.Н. Профессор О.М. Ковалевский и Бурятия.
-Улан-Удэ, 2001. -с.32.
34. Краеведы и литературы Забайкалья. -Чита. 1981.
-С.38.
35. Доржиев Б.Ш. Бурятия в новое время. -Улан-Удэ, 2001.
- С.70.
36. Русские в Бурятии. - с.265.
37. История Бурятии в вопросах и ответах. Вьш. 2. -Улан-
Удэ, 1992.-c.84.
38. Там же.-с. 101.
Эпоха нового времени, наступившая после вхождения
Бурятии в состав России, представляет яркую страницу истории
Бурятии, занимает особое место в историческом развитии
края.
В первой части книги нашли отражение природногеографические
и климатические условия, богатейшие природные
ресурсы, которые оказывают свое влияние на хозяйственный,
бытовой уклад и культуру населения, способствуют
развитию края.
В отличие от всех предыдущих эпох, новое время характеризуется
изменением полиэтнического состава населения. В
результате вхождения Бурятии в состав Российского государства
к коренному населению края - бурятам и эвенкам присоединились
новые переселенцы - русские, которые начали
активно осваивать территорию Бурятии как на западе, так и на
востоке озера Байкал.
После присоединения Бурятии к России, установления
прочной государственной границы между Россией и Монголией
для бурятских родоплеменных групп - булагатов, эхиритов,
хоринцев, хонгодоров и территориально-этнических групп -
селенгинских, баргузинских, закаменских и некоторых отдельных
родовых групп бурят в условиях общности территории,
языка, культуры и понимания единства происхождения завершается
консолидация их в единый бурятский народ. Подобный
процесс происходил и у эвенков.
В связи с присоединением Бурятии к России ее население
становится полиэтническим. Прибывшие сюда русские переселенцы
активно начали хозяйственное освоение края, появились
новые селения. Старожильческое население в основном
состояло из крестьян и казаков. В XIX веке к нему прибавились
новые поселенцы - семейские, политические ссыльные,
каторжники.
Новое время истории Бурятии характеризуется значительными
сдвигами в экономическом развитии. В традиционном
скотоводческом хозяйстве произошли сушественные изменения.
Начатое русскими переселенцами земледелие распространилось
среди бурятских ведомств. Появились первые города,
которые становились административными и торговыми центрами.
Стали разрабатываться слюдяные, соляные месторождения,
появились первые предприятия горной промышленности
- серебро- и медеплавильные заводы, а также железоделательные
предприятия, а в середине XIX в. - предприятия обрабатывающей
промышленности. На них работали в основном
приписные крестьяне, а также каторжане.
В 30-40-х годах в крае действовали золотопромышленные
компании. Среди всех отраслей промьппленности Забайкалья
золотодобыча занимала ведущее место, однако золотодобывающая
промьппленность не сделала общего экономического
подъема в Бурятии. В новое время Бурятия в целом относилась
к промышленно неразвитым окраинам России.
Появились первые города. Прибайкальские города прошли
своеобразное развитие от небольших казачьих острогов через
ремесленно-торговые пункты до крупных промьппленньк и
торговых центров. Забайкальскими городами являлись Верхнеудинск,
Селенгинск, Баргузин, Кяхта-Троицкосавск.
В результате заселения и хозяйственного освоения территории
Бурятии, развития ремесел и промьппленности край вовлекается
во всесибирский и всероссийский рынки. В Бурятии
был большой спрос на промышленные товары: предметы из
металла, различные ткани, другие товары поступали из европейской
части России. В Бурятии получила распространение
ярмарочная торговля. Город Кяхта бьш главным общероссийским
торговым центром России с Китаем, и кяхтинская торговля
благоприятно отразилась на хозяйственном развитии Бурятии.
Находившееся на низком уровне культурное развитие Бурятии
после ее вхождения в состав России стало развиваться
по пути обогащения ее ценностями европейской и азиатской,
главным образом, русской культуры.
Развитие школьного образования ознаменовалось открытием
первых приходских и уездных училищ и гимназий,
русско-монгольской школы для казачьих детей. В первой половине
XIX века началась педагогическая деятельность первых
учителей Д.П. Давыдова, Я.П. Болдонова, М.Н. Хангалова. Б.
Норбоева и др., первых врачей - М.В. Танского, Ю.Д. Талько-
Грынцевича, С. Цыбиктарова.
После вхождения Бурятии в состав России впервые началось
исследование Бурятии. На начальном этапе пионерами
этого дела были русские землепроходцы. На втором этапе изучение
края проводились иностранными путешественниками,
состоявшими на русской службе.
На следующем этапе в изучение Бурятии включились краеведы,
и большой вклад в это дело внесли отделения Российского
географического общества (РГО).
На рубеже XIX-XX вв. началась общественная и научная
деятельность представителей молодой интеллигенции Бурятии,
получивших в основном образование в высших учебных
заведениях России и ряда европейских стран.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 514.