В Бурятии, как и в Сибири, в XVII-XIX вв. господствовали
феодально-крепостнические отношения, здесь складывались
социальные отношения, основанные на феодальной собственности
на землю. В Сибири, в том числе Бурятии, собственником
земли являлось феодальное государство.
От государства крестьяне получали в надел земельные угодия,
также ссуду на приобретение сельхозорудия, се.мена для
посева, отчасти деньгами. За все это они должны бьши обрабатывать
десятинные пашни или платить хлебный оброк, т.е. за
полученную землю крестьяне обязаны бьши отбывать повинность
в пользу государства.
Пашенные крестьяне жали, молотили государев хлеб и
сдавали в казенные амбары. Этот хлеб шел на вьщачу хлебного
жалованья служилым людям.
Кроме натуральных сборов за пашню, крестьяне уплачивали
оброки за покосные и рыболовные угодия. С начала XVIII
в. появились повременные сборы: «уздяные, седельные», при
продаже своего хлеба на рынке они платили пошлину. Крестьяне
строили солеварни, винокурни, хоромы для воевод и
приказчиков, доставляли дрова, отбывали подводную гоньбу,
духовенству вносили хлебные сборы - ругу.
Монастыри являлись землевладельцами феодального типа.
Иркутский, Вознесенский, Троицкий, Селенгинский, Посольский,
Преображенский и другие, на которые работали монастырские
крестьяне. Например, за Троицко-Селенгинским
•монастьфем числилось 334 крестьянина. Монастырь владел
четырьмя мельницами, рыболовными угодиями на оз. Кото-
кель, содержал 247 лошадей и 443 головы рогатого скота, посевная
площадь составляла 157 десятин (58).
Посадские - жители острогов, посадов, городов, занимающиеся
ремеслами, промыслами, торговлей, рыболовством, ямщиной
облагались натуральными и денежными сборами. Годовые
оброки собирались с лавок, базарной торговли, кузниц,
постоялых дворов.
В XVII-XV1II вв. особая категория - промышленные люди
занимались промыслами; пушной, рыбной, добычей соли, железной
руды, слюды.
В роли промьппленных предпринимателей выступали торговые
люди, купцы из центральных областей России. Они вели
торговлю в городах, также селах, деревнях, улусах. На местах они
ск)'пати пушнину, мерлушку, продукты скотоводства и зе.мледе-
лня, продавая по высоким ценам свои промьппленные товары.
Служилые люди составляли особый социальный слой. В
конце XVII в. рядовые служилые люди - стрельцы, казаки из
странствующих воинов превратились в оседлых поселян, стали
получать денежное, соляное, хлебное жалованье, одновременно
стали заниматься ремесла.ми, торговлей, земледелием.
Верхушку служилых людей составляли воеводы, письменные
головы, казачьи и стрелецкие начальники, которые в зависимости
от положения и выслуги, причислялись к «сибирским дво-
ряиа.м» и «боярским детям». К средним и низшим служилым
людям относились конные и пешие казаки, стрельцы, которые
освобождались от тягла, и-мели небольшие земельные участки.
Верхи служилых людей обладали зе.млей и орудиями сельхоз-
производства, на них работали разорившиеся крестьяне, посадские
и «гулящие люди» - люди, не имеющие приписки к
посаду, деревне и постоянной работы.
Таковы были социальные слои русского населения Бурятии,
как и во всей России, здесь господствовали феодально-
крепостнические отношения (59).
По данным переписи населения 1897 года русские составляли
большинство. Из обшей численности, т.е. 1187142 душ
обоего пола русских было 819035 чел. (68,99%). Численность
бурят составило 288383 чел. (24,3%) населения края, эвенков
насчитывалось 36570 чел. (3,1%). Остальные 42768 (3,6%) относились
к представителям других народов: украинцам, белорусам,
татарам, евреям, полякам и др. (60).
В XVII - начале XX вв. в Бурятии происходил процесс этнокультурных
взаимоотношений народов, главным образом,
между бурятами и русскими. При.меров их взаимоотношений
и взаимовлияния достаточно много, особенно в начальный период
заселения и освоения русскими данного края.
Русские крестьяне, оказавшись в Бурятии, испытьгеали
большие трудности, у многих не было дойного скота и рабочих
лошадей. Бурятское население организовывало помощь в обеспечении
русских переселенцев скотом. Зайсан сартолова рода
Юмжин Соктоев дал от себя русским соседям 70 голов рогатого
скота, за это в 1809 году бьш удостоен медати для ношения
на шее на красной ленте (61).
В конце XVII в. хоринские буряты доставили 1000 лошадей
для русских переселенцев Забайкалья. Старожильческое русское
население приобретало скот местной породы и усваивало
различные навыки ведения скотоводства в местных условиях.
Постепенно среди русских переселенцев стали появляться
свои скотоводы. Например, нерчинские казаки, особенно богатые,
обзавелись огромными стадами скота, даже перешли к
кочевому образу жизни (62).
Административное управление населением края
На протяжении XVII века Прибайкалье относилось к Нер-
чинскому (1677 г.) и Иркутскому (1682 г.) уездам. Уезды управлялись
воеводами. В 1682 году образованному самостоятель-
74
ному Иркутскому уезду подчинялись (с 1686 г.) Верхоленский,
Балаганский и Идинский остроги, а западно-забайкальские
остроги, как и восточные остроги Бурятии находились в ведении
Нерчинска.
Учрежденная в 1708 году Сибирская губерния охватывала
всю Сибирь с центром в Тобольске. В 1719 году Сибирская
губерния разделилась на 5 провинций. Восточная Сибирь входила
в состав Иркутской провинции. В 1764 году Иркутская
провинция выделилась в самостоятельную губернию.
В 1776 году в составе Иркутской губернии образована
Удинская провинция, центром ее стал город Удинск (Верхнеу-
динск). Она охватывала Забайкалье, кроме ведомства Нерчин-
ских заводов.
В 1796 году Сибирь была разделена на Тобольскую и Иркутскую
губернии. Губернии делились на области, а области
- на уезды (дистрикты).
Местным органом сельского управления стали мирские и
приказные избы. Территория, занятая сельским населением,
разделялась на «ведо.мства», соответствовавшие позднейшим
волостям. Представление о структуре и функциях сельских органов
дает «Инструкция Удинской провинциальной канцелярии
сельским старостам и выборным» (1776). Согласно этому
доку'менту крестьяне в указанные сроки были обязаны внести
в казну оборонный хлеб, выполнять повинности: содержать в
исправности дороги, производить ремонт мостов и т.д. Сельская
администрация должна «иметь смотрение» за крестьянским
хозяйством, постройкой домов, даже наблюдать за бракосочетанием
(63).
В области управления бурятским населением в XVII и
начале XVIII вв. служили руководящие акты: договоры Ф. Головина
с монгольскими тайшами и табангутскими сайтами от
1689 года и некоторые положения их были распространены
на управление всеми группами бурятского населения. «Инструкция
пограничным дозорщикам» (1728 г.) устанавливала
основные положения по упраалению пограничным бурятским
населением: решение малых дел, за исключением «криминальных
», сбор ясака через бурятских родоначальников, о том, что
каждый бурят обязан числиться в каком-нибудь роде под ведением
своих начальников и подчиняться им, запрещается перебежка
из одного в другой и т.д. Данная «Инструкция» являлась
основным актом для управления всем бурятским населением.
В 40-х годах XVIII в. бьши введены первые административные
органы у бурят в составе Российского государства.
Ими являлись степные конторы. Они бьши созданы для непосредственного
управления бурятскими ведомствами и представляли
новую, первоначальную форму степного управления.
Она состояла из главного тайши и 6 депутатов.
Первым в Бурятии подобным учреждением бьша Онин-
ская степная контора, образованная в 1743 году в селении Додо
Онинск для управления 11 хоринскими родами.
Правление конторы состояло из тайши и 6 депутатов, из
которых трое являлись частными. Для управления отдельнььми
родами учреждались мирские избы, в состав которых входили
сайты, зайсаны, засулы, шуленги. Из сайтов состояли родовые
судьи, в их число входили «почетные родовичи» (64).
В Прсдбайкалье в 1743-1822 гг. существовали Балаганская,
Верхоленская, Кудинская, Ольхонская степные конторы. Например,
Кудинская степная контора находилась в селе Жердов-
ка, объединяла 1 и 2 Буяновские, 1 и 2 Абаганатские и 1 и 2 Ха-
ранутские роды. В 1824 году эта контора бьша преобразована в
Кудинскую степную думу (65).
В первой четверти XIX века по реформе управления Сибирью
(1822 г.), проведенной М.М. Сперанским, вместо прежних
степных контор во всех бурятских ведомствах бьши учреждены
степные думы. В Западной Бурятии бьши образованы 7
дум: Аларская, Балаганская, Верхоленская, Идинская, Кудинская,
Ольхонская, Тункинская, а в Забайкалье - 4: Баргузин-
ская, Кударинская, Селенгинская, Хоринская, позже Агинская,
которая выделилась в 1837 году от Хоринской степной думы.
Для эвенков (хамниганов) Восточного Забайкалья бьши созданы
Урульгинская степная дума и 6 инородных управ.
Бурятские степные думы, как административно-
территориальные единицы, приравнивались к русским уездам.
76
Они являлись наиболее крупными органами национального
самоуправления среди сибирских народов, обладали значительными
правами и полномочиями.
Степным думам предоставлялось право самостоятельно
определять основные вопросы внутренней жизни населения
ведомства: они вели учет подведомственного населения, производили
расклад ясачной подати и повинностей, занимались
вопросами землепользования, решати несложные судебные,
гражданские дела на основе степных законов-уложений.
Степную думу возглавлял главный тайша, избранный на
собрании родоначальников, у него имелись помощники - тайши.
Например, у главного хоринского тайши Шодо Болтиро-
кова вторым тайшей был зайсан Харганатского рода Олбори
Дашиев, третьими тайшами бьши дети старшего сына Олбори.
В состав правления думы входили головы инородных управ
и заседатели (зайсаны, шуленги родов). Тайши утверждались
генерал-губернаторо.м.
Степные думы являлись высшим органом местного самоуправления.
Среднюю ступень предстаатяла инородная управа,
которой подчинялись несколько родов. Во главе управы стоял
голова. Инородные управы подчинялись земской полиции. В
Западном Забайкалье в 1824 году бьши образованы Закамен-
ская инородная управа с бурятски.м населением и Армакская
управа, состоящая из смешанных тунгусских (хамниганских)
и бурятских родов.
Низшей ступенью степного управления являлось родовое
управление. Каждый улус имел свое родовое управление, в
котором насчитывалось не менее 15 семейств. Его возглавлял
выборный староста (зайсан в Забайкалье, шуленг - в Западной
Бурятии). В родовом управлении все дела производились словесно.
Степные думы бурят просуществовали немногим более 80
лет (1822-1903 гг.), до введения волостного управления. Царское
правительство и его местные органы, опираясь на степные
лумы, проводили политику в своих интересах. Несмотря на
это, степные лу мы сделали многое в пользу бурятского народа.
Известны имена ряда тайшей, распространивших земледелие,
заботившихся о подъеме культуры в своих ведомствах.
В конце XIX века началось очередное преобразование органов
управления бурят - волостная реформа, которая проходила
в 2 этапа. В 1886-1890 гг. степные думы Иркутской губернии
были заменены инородными управами.
В 1887 году первой бьша распущена Идинская степная
дума, возглавляемая И.И. Пирожковым, и вместо нее были
созданы 3 инородных управы. В 1899 году бьши распущены
все степные думы западных бурят и образованы 26 инородных
управ. Их возглавляли головы управ.
В Забайкальской области в 1901 году бьшо издано временное
положение «Об устройстве общественного управления и
суда кочевых инородцев», которым бьшо предусмотрено проведение
волостной реформы. В Забайкалье вместо имевшихся
пяти степных дум бьшо образовано 15 бурятских волостей;
Агинская, Батана-Харганатская, Гаргинская, Галзутская, Го-
читская, Кубдутская, Кударинская, Оронгойская, Селенгинская,
Улюнская, Харганайская, Ходайская, Цугольская, Чикой-
ская. Так, прежнее степное управление бурят, основанное на
родовом принципе, бьшо заменено территориальным (волостным)
как русского населения края.
«Временным положением» бьша проведена судебная реформа
бурят, т.к. по «Уставу» Сперанского судебная власть не
была отделена от ад.мииистративных органов. Бьш учрежден
специальный инородческий суд для разрешения подсудных
дел на основании существующих обычаев. По реформе были
учреждены волостные инородческие суды как первая инстанция,
вторая - участковые съезды инородческих судей. В целом
волостная реформа унифицировала систему управления, по
которой буряты были уравнены в правах с русским населением
Бурятии.
Волостное правление у бурят Иркутской губернии бьио
введено позднее - в 1912 году. Волости в Бурятии существовали
до 1917 года-до образования хошунов, аймаков (районов),
сомонов (сельских советов).
Таким образом, вновь созданные вместо степных дум волости
на основе «Устава об управлении инородцев» (1822 гг.)
представляли новые территориальные единицы. Волости возглавлялись
крестьянскими инородческими начальниками, волостными
старшинами и булучными старостами. Созданные
бурятские волости подчинялись русским уездам. Власть бурятских
тайшей, зайсанов и шуленгов перешла к крестьянским
начальникам. Волостная реформа привела к распаду улуснородовой
общины, образовались волости и установилось волостное
праштение (66).
Административное управление эвенков не отличалось от
управления бурятами.
Управление русским населением. Царским «Наказом губернаторам
» (1728 г.) была заложена основа областного управления
Сибирью, наказ действовал 50 лет. В 1775 г бьши изданы
«Учреждения дтя управления губерний», по которым Западное
Забайкалье входило в состав Иркутской губернии под названием
Удинской провинции. Воеводская канцелярия являлась органом
исполнительной власти. Удинскому провинциальному
воеводе подчинялись уездные воеводы. В подчинении уездных
воеводств находились волостные приказные избы, которым, в
свою очередь, подчинялись старосты, целовальники, сотники,
пятидесятники и десятники. Позднее приказная изба была преобразована
в мирскую избу - основной орган .местного сельского
управления.
В 1785 г. Удинская провинция стала называться уездом. В
то время русское крестьянство Забайкалья бьшо сосредоточено
в 7 волостях и 3 отдельных обществах. Это - Ильинская,
Нтаицинская, Кульская, Мухоршибирская, Тарбагатайская, Ку-
налсйская, Ильинская, Урлукская волости, Читканское, Ивол-
пшское и Баянхосунское отдельные общества. Русские жили в
240 селениях, входящих в состав этих волостей и обществ.
В 1822 году Верхнеудинский уезд бьш переименован в
округ. В составе его в русских селениях, как прежде, действовало
волостное и сельское управление. В 1851 году с образованием
Забайкальской области Верхнеудинский округ был разделен
на Верхнеудинский и Баргузинский округа.
Волость - низшая административно-территориальная единица
возглавлялась волостным головой, в состав правления
входили старосты и писаря. Им подчинялись сельские старшины,
сборщики податей, смотрители экономических магазинов,
десятские.
Волостное правление вьшолняло следующие функции:
наблюдение за исправлением дорог и состоянием хлебопашества,
взыскание штрафов и податей, подача статистических
сведений, ревизские дела, разбор споров, мелких проступков,
наказание «по сельскому обьиаю» (67).
На рубеже XIX-XX вв. Забайкальская область являлась ма-
лонаселенним краем. О национальном и социальном составе
населения показывают следующие данные. В 1851 году в области
числилось 327908 душ обоего пола, в 1900 г. - 694545, а в
1914 - 975488 душ обоего пола. При этом плотность населения
была небольшой. Например, в Баргузинском округе она составила
лишь 0,54 человека на 1 квадратную версту.
Увеличение численности населения происходило как естественным
путем, так и за счет вольных переселенцев из центральных
районов России и ссьшьных. Прирост городского
населения бьш невысоким, т.к. большинство населения занималось
сельским хозяйством. В 1851 г. горожане составляли
6 процентов от общего количества населения, а в 1857 году -
около 9 процентов. Бьш высок процент казачьего населения.
В 1911-1912 гг. забайкальские казаки составляли основную
массу казачества Сибири. Из 54875 казачьих хозяйств Сибири
43146 хозяйств числились в составе Забайкальского казачьего
войска. В 1868 году из 125,6 тыс. человек, причисленных к казачьему
сословию, 23,1 тыс. бьши бурятами.
На рубеже XIX-XX вв., в 1900 году, общее количество коренного
населения - бурят достигло 200,1 тыс. человек (29,1%
всего населения области). В это время наблюдался абсолютный
рост численности бурятского населения (68).
Примечания.
1. Батуев Б.Б. Буряты в XVII-XVIII вв. - Улан-Удэ, 1996. - с. 69.
2. История Бурят-Монгольской АССР. - Улан-Удэ, 1954. т. 1.
3. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов
в XVII-XVIII вв. Л., 1937. - с. 45.
4. Балдаев С.П. Из истории ленских бурят. Рукописный фонд от-
лела памятников письменности Востока ИМБиТ СО РАН. Д. № 46.
5. Окладников А.П. Указ. соч.-с. 313.
6. Дырхеев П.С. Буряты Верхоленья / «Угай зам» («Путь предков
»), Хо 10, май 2004.
7. Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. - Улан-Удэ,
1962.- с . 24.
8. Сборник документов по истории Бурятии. - Улан-Удэ, 1960.
9. Цыбикдоржиев Д. Великий путь на родину предков/ «Угай
там», № 10,2004. - с. 10.
10. Залкину Е.М. Присоединение Бурятии к России. - Улан-Удэ,
1958.- с . 54.
11. Жимбиев Ц.А., Чимитдоржиев Ш.Б. Поездка делегации
хори-бурят к Петру I в 1702-1703 гг.-Улан-Удэ, 2000.-е. 11.
12. Чимитдоржиев Ш.Б. Хождение хори-бурят к Белому царю. -
Улан-Удэ, 2001.- с . 46-51.
13. Румянцев Г.Н. Указ. соч. - с. 233.
14. Тумунов Ж.Т. Ага и агинцы. - Улан-Удэ, 1993. - с.24.
15. Румянцев Г.Н. Указ. соч.-с. 121.
16. Сборник документов по истории Бурятии. - с.63.
17. Чимитдоржиев Ш.Б. Указ. соч. - с. 89.
18. Зимин Ж.А. История Аларского района. - Иркутск, 1994.
19. Балдаев С.П. Указ. соч. - с.7.
20. Доржиев Б.Ш. История Закамны. - Улан-Удэ, 1993. - с.13.
21. Егуиов Н.П. Прибайкалье в древности и проблемы происхождения
бурятского народа. - Улан-Удэ, 1990. - с. 156.
22. Бабуев С.Д. Из родословных закаменских бурят. - Закаменск.
-1 9 9 3 .-c.ll.
23. Батуев И.А. Закаменские хойху: некоторые черты быта прошлого/
Хонгодоры в истории монгольских народов. - Улан-Удэ,
2004.- с . 148.
24. Егунов Н.П. Указ. соч. - с. 110.
25. Батуев Б.Б. и Багтуева И.Б. Очерки из истории селенгинских
бурят. - Улан-Удэ, 1993. - с.7.
26. Бураев И.Д. Сартулы / Этнографический сб. вып. 1. -Улан-
Удэ, 1960.-c.84.
27. Сборник документов по истории Бурятии. - с. 327.
28. Балдаев С.П. Происхождение и расселение иволгинских бурят
/ Этнографический сб. вып. 1. - Улан-Удэ, 1997. - с.4.
29. Турунов А. Прошлое бурят-монгольской народности. - Ир-
кустк, 1922.- С . 6 .
30. Доржиев Б.Ш. История Закамны. Вып. 2. - Улан-Удэ, 1997.
31. Бабуев С.Д. Указ. соч. - С.4.
32. Угрюмое Н.Ф. Баргузин - край, где мы живем. - Баргузин,
1998.- с . 7.
33. Махатов Б.П. Страницы из жизни бурят Кударинской степи /
«Угай зам». Вып. 7. -Улан-Удэ, 2003.
34. Жабаева Л. Из истории окинских сойотов/ Отчий край. Вып.
2 .-Улан-Удэ, 1995.- с . 122.
35. История Бурят-Монгольской АССР. - С. 263.
36. Там же.-с. 256.
37.История Бурятии. Конец XIX в. - 1941. Ч.1., Улан-Удэ, 1993.
38. Нимаев Д.Д. Монгольские народы: этническая история и современные
этнокультурные процессы. - Улан-Удэ, 2007. - с.114.
39. История Бурят-Монгольской АССР. - с. 258.
40. Беликов В.В. Эвенки Бурятии: история и современность. -
Улан-Удэ, 1994. - с. 9.
41. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в
XVIII в.-М., 1960.- с 302.
42. Беликов В.В. Указ. соч. - с. 28.
43. Зуев А.С. Русские казачество Забайкалья во второй четверти
XVIII-I половине XIX в. - Новосибирск, 1994. - с. 50.
44. Доржиев Б.Ш. Бурятия в средневековье. - Улан-Удэ, 2008.
45. Шубин А.С. Эвенки Прибайкалья. - Улан-Удэ, 2001.-е. 37.
46. Санжиев ГЛ., Санжиева Е.Г. Бурятия: История (XVII-XIX
вв.). -Улан-Удэ, 2004. - с. 81.
47. Батуев Б.Б. Указ. соч. - с. 96.
48. Русские в Бурятии: История и современность. - Улан-Удэ,
2002. - с. 20.
49. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья в
XVII - середине XIX в. - Новосибирск, 1985 г. - с. 9.
50. Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа (от XVII
ло 60-х гг. XIX вв.). - М. - Л. 1940. - с. 92.
51. Ш.мулевич М.М. Указ. соч. - с. 22.
52. Сергеев О.И. Формирование и организационная структура
сл)-жилого казачьего сословия Забайкалья в XVII - I половине XIX
вв / Актуальные проблемы истории Бурятии. -Улан-Удэ, 1987.
53. Болонев Ф.Ф. Семейские: историко-этнографические очерки.-
Улан-Удэ. 1985.-c.36.
54. История Бурят-Монгольской АССР, .т.1, -с.283.
55. Декабристы о Бурятии. - Улан-Удэ, 1975. - с. 19.
56. Декабристы и Сибирь. - М., 1988. - с. 176.
57. Русские в Бурятии. - с. 71.
58. Санжиев ГЛ., Санжиева Е.Г. Указ. соч. - с.70.
59. Та.м же. -С .7 3 .
60. Там же. - с.344.
61. История Бурят-Монгольской АССР. Т.1. - с. 144.
62. Бураева О.В. Этнокультурные взаимовлияния народов Бай-
калського региона в XVII - начате XX вв. - Улан-Удэ, 2007. - с.57.
63. История Бурят-Монгольской АССР. Т.1. - с. 272.
64. Чимитдоржиев Ш.Б. Хождение хори-бурят к Бело.му царю. -
Улан-Удэ, 2001.-е . 56.
65. Шагд>'рова И.Н. Административно-политические развитие
бурят в составе Российской империи/ Вестник БГУ. Серия 4. История.
- Улан-Удэ, 2006. - с. 83.
66. Доржиев Б.Ш. Национальное самоуправление бурят в
аачинистративно-упраатенческой структуре Российского государства
/ История происхождения и становления бурятского народа. -
Улан-Удэ, 2010.- с . 175.
67. Ш.мулевич М.М. Указ. соч. - с.40.
68. Санданов Ю.Б. Каким был национальный состав населения
Бурятии в конце XIX - начале XX вв. / История Бурятии в вопросах
и ответах. Вып. 2. - Улан-Удэ, 1991. - с.41.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 434.