Буряты продолжали разводить все виды домашнего скота.
Западные буряты содержали меньшее количество скота, чем
забайкальские. Как писал участник научной экспедиции XVIII
в. Георги, богатые люди даурских степей никогда точно числа
своего скота не знают, по суеверию считают это вредным (1).
Первым изменением в кочевом скотоводстве был переход
к оседлости. Западные буряты первыми стали переходить к
перекочевке 2 раза в год, начали строить деревянные дома по
русскому образцу. В Забайкалье, особенно в его восточной части,
продолжалось кочевое скотоводство.
С конца XVIII в. бурятское население стало платить царский
ясак скотом. Скотоводство становится не только главным
источником существования бурятского населения, но и основным
средством уплаты ясачной подати. Тогда значительно увеличились
размеры уплаты ясака соболем и другой пушниной,
что становилось непосильным для бурят, особенно для живущих
в степньпс районах и не занимающихся охотой. По этой
причине, начиная со второй половины XVII века, у бурят начали
собирать ясак скотом.
К другим изменениям в развитии скотоводства относится
то, что его продукция становилась предметом продажи и обмена
на другие необходимые предметы быта, на деньги для уплаты
ясачной подати. В донесении Иркутского наместничества в
казенную палату в 1792 году говорилось, что буряты «платить
желают ясак деньгами» (2).
Бурятское население постепенно стало втягиваться в рыночные
и товарно-денежные отношения. Русские переселенцы
начали приобретать бурятские породы скота, хорошо приспособленные
к суровым природным условиям Сибири. Между
русскими и бурята.ми производился натуральный обмен скота
на продукцию земледелия и ремесла.
Традиционное скотоводство, несмотря на экстенсивный
характер, на зависимость от погодно-климатических условий
и неустойчивость, имело тенденцию постепенного увеличения
поголовья скота и общего роста его продукции. Это бьшо связано
с началом и постепенным расширением сенокошения.
Сенокошение относится к прогрессивным изменениям в
ведении скотоводства. Если в XVII веке сено заготавливали отдельные
бурятские роды, то в XVIII веке сенокошение получает
более широкое распространение. Бурятские крестьяне свои
сенокосные угодия очищали от камней, кустов и пней, осушали
болотистые места, стали применять орошение сенокосов.
Путем примитивных оросительных систем производили полив
засушливых местностей.
В повышении урожайности сенокосных угодий большое
значение имело сооружение оросительных канав в Селенгинском
округе. Только на одной Иволгинской даче Селенгинской
степной думы имелось 17 оросительных канав протяженностью
138 верст, первые из которых бьши сооружены в 1817 году для
орошения лугов. Эта система обеспечивала водой все сенокосные
угодия, а также пашни на площади 760 десятин. Поливные
сенокосные угодия и.мелись в Темнико-Ацульском, Тамчинском,
Темнико-Шананско.м и других булуках. В конце XIX века длина
водопроводньк канав в Селенгинском округе составляла 360
всрст, в соседнем Троицкосавском - 100 верст (3).
Со второй половины XIX века дтя интенсификации луговодства
в хозяйственный обиход был введен новый способ -
«утуживание» сенокосов, т.е. внесение навоза на луга. Утуги
давали высокий урожай трав. Например, буряты Хоринской и
Селенгинской степных дум и Закаменской инородной управы
возили оставшийся от подстилки навоз на покосы, а в других
ведо.мствах Забайкалья навоз вываливали за околицу, и он пропадал
даром (4).
Метод и навыки утуживания лугов у бурят начати использовать
крестьяне соседних русских деревень.
Утуги давали сена в два раза больше, чем неудобренные
покосы, кроме того, утуженое сено было питательнее для скота.
Западные буряты больше стали заготавливать сена, так как
снежные зимы в местах их проживания затрудняли использование
пастбищ в зимнее время. Об увеличении заготовок сена
говорит то, что в 1803 году в Балаганском ведомстве бьшо накошено
186980, в Индийском - 156860 копен сена. В 1832 году
в Балаганском ведомстве бьшо поставлено 370000 копен сена,
которое шло не только на корм скоту, но и в продажу. Значительную
часть сена западные буряты продавали в Иркутске.
В Забайкалье скотоводство продолжало оставаться паст-
бищньгм, но сенокошение бьшо необходимо для прокорма скота
в снежную зиму. В 1837 году в Хоринско.м ведомстве поставлено
230775 копен. В Селенгинском ведомстве в 1843 году
бьшо поставлено всего 81139 копен, а в 1847 году - уже 140423.
В середине XIX века сенокошение распространилось в Баргузинском,
Кударинском и Зака.менском ведомствах. В ведомствах,
где развитие сенокошения обеспечивало прокорм скота,
там падеж его бьш меньше. Ыо в бурятских ведомствах бичом
для скотоводства являлась эпизоотия,особенно чума (5).
В конце XIX - начале XX вв., наряду с земледелием, скотоводство
оставалось основной отраслью хозяйства, в частности
у населения Забайкалья. Основными скотоводами по-прежнему
были буряты. Кроме них, скотоводческий тип хозяйства вели
эвенки, старожилые русские крестьяне, семейские и часть русского
казачества.
Забайкалье занимало по уровню обеспеченности скотом
одно из первых мест в России. Если Сибирь в целом выделя-
86
лась па общероссийском фоне лучшей обеспеченностью скотом,
то Забайкалье по этим показателям значительно обгоняло
Сибирь. Например, в 1897 году в Сибири бьшо более 5 млн.
голов лошадей, из них 628,8 тыс. (12,5%) находилось в Забайкальском
крае.
В Селенгинской степной думе, в одном из крупных бурятских
ведомств Забайкалья, в 1861-1890 гг. количество скота у
селенгинских бурят колебалось от 12 до 18 тыс. голов. Однако,
начиная с 70-х годов наблюдалось резкое падение количества
поголовья из-за массовой эпизоотии, затем постепенно пошел
рост. Развитие скотоводства во второй половине XIX века в
Селенгинской степной думе бьшо типичным для южных районов
Забайкалья того периода. Это бьшо обусловлено не только
сходными природно-климатическими условия.ми, но и свидетельствовало
о том, что в основе этого лежала объективная
тенденция к консолидации этноса в народ (7).
Отмена многовекового крепостного права, явившаяся судьбоносным
явлением, не могла быстро сказаться на такой форме
хозяйствования как скотоводство в окраинных национальных
районах России, в частности, в Сибири и Бурятии. Однако в
конце XIX века развитие скотоводства и земледелия привело к
расслоению крестьянского хозяйства. Например, в 5 волостях
Иркутского уезда и 6 волостях Балаганского уезда в руках зажиточной
группы, составлявшей 17 % дворов, бьшо сосредоточено
более 40 % всей пашни и всего скота. В этих уездах к
средним крестьянам относились 35 % дворов, которым при-
надзежало 40 % скота и пашни.
В Забайкалье в 7 волостях Верхнеудинского уезда и 3 волостях
Селенгинского уезда, в частности, в селениях Унэгэтэй,
Верхнеталецкая, Тынгереболдокская, зажиточная часть составляла
1/5 часть всех дворов, но в их руках было сосредоточено
более 50 % скота и пашни, а бедняки составляли 47 процентов
всего числа дворов.
Такое же расслоение происходило в русских, главным образом,
в хозяйствах казаков. Так, в казачьих хозяйствах Нср-
чинского уезда основная масса пашни, сенокоса и поголовья
скота бьша сосредоточена в руках зажиточных слоев. На их
долю приходилось 56 % всей пашни, 63 % рогатого скота и 60
% лошадей. Крупный скотовладелец Акшинского уезда С. Шестаков
в 1897 году имел всего 22087 голов скота, в том числе
рогатого скота - 642, верблюдов - 394, лошадей - 3664, овец
- 17127, коз - 55, ослов - 5. В течение года он продавал 30
быков, 300 овец, 32 головы лошади, 7 верблюдов. Нанимал 34
годовых работников, из них 12 человек на сенокос. Он имел 3
сенокосилки, 4 конные грабли.
В это время хозяйства бедняков переживали упадок. Бедняки
сдавали в аренду свои надельные покосы. Они не могли
обеспечивать себя хлебом, вынуждены бьши покупать его, и их
экономическое положение всё больше ухудшалось.
Ещё с первой половины XIX века в результате имущественного
расслоения в бурятском обществе появилась особая социальная
группа - «самые богатые». Ими являлись бурятская
знать (нойоны), богатые скотоводы и земледельцы. Началось
зарождение зажиточного крестьянства (кулаков).
Незначительная часть населения Бурятии, владеющая
большим количеством скота и пашен, использовала наёмный
труд бедняков и батраков. В их руках также находилась административная
власть, что способствовало ещё большему обогащению.
Средние крестьяне и беднота, составлявшие большинство
бурятского населения, относились к следующей группе
- закабаленных.
Богатые скотоададельцы содержали при себе бедных родственников,
которые ухаживали за скотом, получая за свой труд
оплату продукцией и молодняком. Кроме того, богатые отдавали
свой скот одноулусникам на выпас за приплод, за продукцию
скотоводства или отработку. Рост товарно-денежных отношений,
зарождение капиталистического уклада усиливали
нужду крестьян в деньгах, товарах и кредите, в результате чего
стадо возрастать ростовщическое закабадение крестьян нойонами,
улусными богачами и купцами.
Нойоны и административный аппарат степного упраале-
ния, производя раскладку и сбор податей, сверх этого делали
88
«тёмные сборы» в свою пользу, под разными предлогами вымогали
с крестьян поборы деньгами и натурой.
Процесс расслоения общества происходил и среди эвенков.
У них появилось немало богатых скотоводов. Наряду с
богаты.ми большинство населения составляли средние, бедные
скотоводы, а также имелись «совершенно неимущие», не способные
уплачивать ясачную подать. Бедные работали у богатых
по найму пастухами.
Русские крестьяне, прежде всего, выступали против произвола
и вымогательства со стороны чиновников, закабаления
их купцами - ростовщиками и деревенскими «мироедами».
Крестьяне жаловались на то, что «мироеды», нанимая себе на
работу на ростовщических условиях, вводили их в неоплатные
долги и удерживали должников в «бессрочной работе» (8).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 444.