Начало и развитие земледелия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Земледельческое освоение просторов Бурятии в первую

очередь связано с переселением сюда русского населения. Зе.м-

.лепашество в Бурятии началось в середине XVIII века. Однако

у бурят зе.мледелие имелось задолго до прихода сюда русских,

с их появлением оно бьшо возрождено, получило дальнейшее

развитие. Еще в раннем средневековье зе.мледелием занималось

курыканское население - предки западных бурят. Это

объясняется тем, что в то далекое вре.мя буряты не могли одновременно

вести скотоводческое и земледельческое хозяйство.

К XVII веку оно пришло в упадок и не стало играть первостепенной

роли в хозяйстве бурят.

Наличие земледелия у бурят в 1841 году отмечено в «Чертежной

росписи», что на острове Онхон (Ольхон) живут брац-

кие, у которых много лошадей и всякого скота, а x;ie6 у них

родитца просо (9). Упоминания о занятии бурят земледелие.м

имеются в док7 ментах академических экспедиций XVIII века.

Развитие земледелия у бурят стало определяться еще кормлением

скота зерном зимой и продажей его на рынке.

Царское правительство и сибирская администрация стали

поощрять бурятские хозяйства, занимающиеся хлебопашеством.

Например, им давались льготы на 3 года при условии,

что они будут платить ясак пушниной и заниматься хлебосея-

нием.

Первое место в области земледелия занимали идинские,

балаганские, аларские буряты, живущие в удобных для хлебопашества

местностях - в долинах рек Ока, Оса, Ида, Унга.

За ними следовали кудинские и верхоленские буряты. Побывавший

в Западной Бурятии ученый путешественник Георги

отмечал, что почти каждый третий хозяин, живущий около Иркутска

и на Ангаре, сеет рожь, яровую пшеницу и овес до пяти

десятин. Земледельческие орудия бурят и технические приемы

также как у русских (10).

В XIX веке в бурятских ведомствах Иркутской губернии

посевы сельскохозяйственных культур значительно увеличились.

Это связано с те.м, что со второй половины XIX века в

Западной Бурятии как бурятские, так и русские крестьяне существенно

расширили пашни путем расчистки леса, очистки

от пней и камней других неудобий.

Во второй половине XVIII века земледелие распространяется

в Забайкалье. Одной из главных причин его распространения

стала необходимость обеспечения хлебом Нерчински.х

свинцово-сереброплавильных заводов, пограничников, служивших

на русско-монгольской границе.

Первыми землепашество начали хоринцы в 80-90-х годах

XIX века. Иркутский губернатор Нагель побудил тайшу Ирин-

цеева заниматься землепашеством, снабдив его семенным зерном.

В 1802 году уже занимались земледелием 1200 хоринцев.

В 1803 году площадь засеянных хоринцами полей достигла

3000 десятин, тогда они привезли на продажу в Иркутск 15000

пудов хлеба (11). За заслуги Иринцеев был включен в состав

членов Санкт-Петербургского вольного экономического общества,

также удостоен «Золотой .медали».

Хоринский танша, начавший первым зе.мледелие в Забайкалье,

убедил заниматься хлебопашеством своих единомышленников

- тайшей других бурятских ведомств.

После хоринцев хлебосеянием начали заниматься селсн-

гинцы, кударинцы и баргузинцы. В 40-х годах XIX века в

Селенгинском ведомстве, по свидетельству Н.А. Бестужева,

зе.мледелием занималась примерно четверть населения этого

округа. Мато посевов было у агинских и закаменских бурят.

Рост зернового хозяйства бурят бьш непосредственно связан

с развитием хлебопашества у русских крестьян. Они доставляли

семена для бурятских скотоводов и давали примеры

земледелия. Семена приобретались в основном путем покупки

или ссуды у крестьян, а также из сельских экономических магазинов.

В XIX веке экономические магазины становились важны.м

фактором для расширения хлебопашества и развития сельскохозяйственного

производства. Экономические магазины представляли

хлебные склады, амбары, где хранились и накапливались

запасы хлеба путем сбора с крестьян. Они создавались на

основе сенатского указа 1799 года.

Численность этих магазинов постепенно росла. В 1803

году на территории Балаганского и Удинского ведомств имелось

только 2 магазина, в которых хранилось 5520 пудов хлеба,

а в 1833 году в одном только Батаганском ведомстве уже

существовало 19 магазинов. В 1829 году в русских селениях и

бурятских улусах Иркутской губернии имелось 515 магазинов.

Основной целью создания экономических магазинов являлось

накопление хлебных запасов на случай неурожайных лет за

счет обязательного взноса хлебопашцами. В случае необходимости

магазины выдавали возвратную семенную ссуду с небольшим

процентом.

Устанавливались обоюдные связи между русскими и бурятскими

экономическими магазинами. Буряты часто оказывали

помощь русским крестьяна.м в неурожайные годы, так как

расход хлеба у бурят бьш значительно меньше, чем в русской

деревне. Например, в 1831 -1840 гг. нз запасов магазинов баргузинских

бурят бьшо передано русским крестьянам Читканской

волости около 7000 пудов хлеба (12). По заявлению Иркутского

губернатора в 1812 году в каждом роде или улусе у бурят,

также и эвенков бьши заведены запасные хлебные магазины.

На основе развития зернового хозяйства получило развитие

мельничное производство. В 1896 году во всех родах Селенгинской

степной думы действовали 30 водяных мельниц,

большинство которых работато в летнее время. При одном поставе

в сутки вымаливали в среднем до 40 пудов хлеба. Еще

большее развитие получило мельничное производство в Западной

Бурятии. В 1887-89 гг. в Иркутском и Балаганском уездах

зажиточным бурятам принадлежала 141 мельница. Один из

зажиточных крестьян Харанутского улуса Кудинского ведомства

имел две водяные мельницы, в 1862 году он построил еще

двухпоставную колесчатую водяную мельницу. В 1867 году зажиточный

хозяин С. Жербаков из Куйтунского улуса Балаган-

ского ведомства построил на реке Куйтун крупчатую .мельницу.

Тайша Идинской степной думы И.И. Пирожков имел крупное

мукомольное предприятие, владел оптово-крупяным складом в

г. Иркутск. В 1905 году на Парижской выставке он бьы удостоен

диплома за производство качественной муки. Все эти при-

■меры свидетельствуют о развитии мельничного хозяйства в результате

расширения зернового хозяйства как у западных, так

и восточных бурят. Таким образом, продукция хлебопашества

стала находить все большее применение в пищевом рационе и

в основном шла на собственное потребление (13).

Русское население Бурятии засевало рожь, ярицу, пшеницу,

овес, ячмень, гречиху, горох, просо. Кроме того, русские

производили посадку картофеля. В 60-х годах XVIII века они

начали возделывать овощные культуры: огурцы, капусту, морковь,

репу, редьку.

Вслед за русскими буряты начали заниматься посадкой

картофеля и выращиванием овощей. Например, селенгинские

буряты занимались не только хлебопашеством, но и возделывали

различные огородные культуры (огурцы, свеклу, морковь,

капусту, картофель). Этим прежде всего занимались оседлые

буряты Стрелочного н Зарубинского селений. В 1842 году ими

было посажено 4379 пудов картофеля, 96 грядок огурцов, 43

грядки моркови, 71 грядка капусты, а также свекла, морковь,

редька, репа, лук, горох. В 1843 году в Селенгинской степной

д)'ме было посажено 5920 пудов картофеля, огурцов посажено

на 82 грядках и другие виды овощных культур в незначительном

количестве (14).

На первом месте по развитию хлебопашества стоял Иркутский

уезд. В 1848 году здесь занимались хлебопашеством

до 100 тыс. русских и 36 тыс. бурятских крестьян. На втором

месте по распространению хлебопашества стоял Верхнеудин-

скнй уезд, где земледелие бьшо основным занятие.м русского

населения, а скотоводство и извоз составляли «вспомогательный

промысел».

Забайкальские семейские показывали местным бурятам

и русским старожилам высокий образец ведения пашенного

хозяйства. Семейские крестьяне использовали новые сельскохозяйственные

орудия - железный плуг вместо деревянной

сохи.К азаки Забайкалья для самообеспечения занимались хлебопашеством.

От Кяхты на запад к Тунке образовалась длинная

цепь казачьих поселений, которые позднее превратились

в земледельческие села: Цаган-Усун, Боций, Желтура, Хулдат,

Харацай, Цежей, Хамней, Цакир, Модонкуль, Шаразарга, Ключевская

(Санага).

В Бурятии монастыри владели значительными пастбищными

и пашенными угодиями, которые основали слободы,

поселения. Селенгинский (Троицкий) монастырь образовал

поселения: Тимлюй, Буй, Хилокское, Куналей, Елань, Кудара.

Посольский монастырь также и.мел свои поселения. В их имениях

земледелием занимались монастырские крестьяне.

Происходило совершенствование агротехники обработки

пашни. В Иркутской губернии у русских и бурятских крестьян

существовала паровая система, при которой один клин находился

под парю.м, а второй - под посевом. Крестьяне Иркутской

губернии производили две вспашки и две бороньбы д.ля

озимых кулыуф и две вспашки и три бороньбы - для яровой.

В Забайкальской области, за исключением казачьих полей,

обработка полей производилась менее тщательно. Зато забайкальские

крестьяне в значительно большей степени применяли

навозное удобрение. Кроме того, в Восточной Бурятии в более

широких масштабах проводилось искусственное орошение

полей. Расширение полей, улучшение агротехники обработки

пашни способствовали увеличению урожайности зерновых и

огородных культур.

Таким образом, еше на рубеже XVIII-XIX веков земледелие

из побочного в прошло.м занятия небольших групп населения

превратилось в важнейшую, после скотоводства, отрасль

бурятского хозяйства, что резко изменило всю структуру старого

хозяйства, породило новые направления: скотоводческо-

земледельческое и земледельческо-скотоводческое. В Западной

Бурятии заметно преобладало земледельческо-скотоводческое

хозяйство, а у забайкальских бурят - скотоводческо-

земледельческое и скотоводческое хозяйство.

В период Столыпинской аграрной реформы некоторая

часть русских переселенцев добралась до Забайкалья, и реформа

сушественно не повлияла на прирост населения и земледельческое

освоение края.

В целом по статистике 1897 года, например, для забайкальских

бурят скотоводство составляло главный источник

сушествования - 50 процентов, земледелие - 46,8 процентов и

прочие другие занятия: рыболовство, охота, ремесло - 3,2 процента.

Для русской части населения земледелие являлось главным

источником сушествования.

Наряду со скотоводством и земледелием, как главными отраслями

экономики, у бурятского населения получает дальнейшей

развитие охотничий и рыболовный промыслы, кожевенное,

кузнечное, войлочное, шорное и некоторые другие виды

ремесел.

Рыболовство, как промысел, было развито среди бурят,

живших по берегу Байкала, хоринцы ловили рыбу в Еравнин-

ских озерах, в реках Уда, Хилок и Кудун, селенгинские и зака-

мснские буряты - по рекам Селенга, Темннк и Джида, а также

в Гусином озере. Рыба шла как товарная продукция, так и на

собственное потребление.

Извозным промыслом занимались буряты, жившие ближе

к трактам, торговым путям, в основном это кударинцы и селен-

П1НЦЫ. Например, селенгинцы возили разный груз от Кяхты до

Байкала и обратно. Было развито кузнечное ре.месло, особенно

изготовление из серебра, золота и железа ювелирных изделий,

которыми славились хоринские, селенгинские, закаменские

мастера.

В бурятских улусах и русских деревнях работали плотники

и столяры. Русские ставили большие, теплые деревянные

избы, крепкие сараи для скота, а.мбары для хранения зерна,

погребы для скоропортящихся продуктов, бани и другие постройки.

Жилые помещения прогревались печкой. Все эти

строительные нововведения того времени постепенно вошли в

бьгг бурятского населения.

Со второй половины XIX века происходили рост социального

расслоения бурятского улуса и русской деревни и проникновение

капиталистических отношений в сельское хозяйство.

К концу XIX века в русской деревне капиталистический сектор

не занимал еще преобладающего места в сельском хозяйстве,

но капиталистические отношения стали ведущей тенденцией

его развития. В бурятских улусах капиталистические отношения

значительно проникли в сельское хозяйство, но преобладающими

здесь все еще оставались феодально-патриархальные

отношения.

В конце XIX и начале XX вв., т.е. в период массового переселения

крестьян Центральной России в Сибирь и Прибайкалье

вопрос о землеустройстве и зе.млепользовании вызвал

особый интерес коренных народов Сибири, в том числе бурят.

Аграрные законы этого периода подтверждали приоритетное

право государства на сибирские земли, а коренные народы

Сибири, в том числе буряты имели право па «бессрочное»

пользование землей. По тогдашни.м законам землеустройство

и землепользование бьши весьма запутанными. Это касалось

неравномерного распределения земельных угодий .между коренным

населением Прибайкалья - бурятами и эвенками, русскими

крестьянами и казаками.

По аграрным законам Российского государства коренное

население Прибайкалья продолжало иметь право на «бессрочное

» пользование землей. Однако, к этому времени свободной

земли для поселения новых русских переселенцев, кроме бурятских

угодий, уже не было. Только в одном Унгинском бурятском

ведомстве для нужд переселения бьио изъято в 1908

году 125 тыс. десятин. В 1911 году только в 5 ведомствах Бала-

ганского и Верхоленского уездов предусматривалось выделение

в переселенческий фонд 169 тыс. десятин (15).

В результате этого наделы бурят Иркутской губернии сократились

по сравнению с реформенным периодом на 22 процента,

что отрицательно сказалось на их скотоводческое хозяйство,

и это привело к сокращению поголовья скота с 381 тыс. в

1897 году до 184 тыс. в 1917 году (51,3%).

В Забайкальской области землеустройство имело некоторые

особенности. На рубеже XIX и XX вв., когда происходило

организованное переселение русских крестьян, оно не допускалось

на кабинетские и казачьи земли. Земли остальной части

Забайкальской области бьши заняты старожилыми русскими

крестьянами и бурятским населением, а незанятые земли

Забайкалья не бьши пригодны для заселения новых переселенцев.

Кроме того, суровый климат края создавал значительные

трудности для развития хлебопашества. По этим причинам

широкая волна переселения русских из Центральной России

не достигла Забайкалья (16). В ходе столыпинской аграрной

реформы в 1906 году в Забайкалье начались подготовительные

работы, в частности, на казенных землях Витима и Баргузинской

тайги. Однако из-за труднодоступности и сурового климата

местности никто из переселенцев туда не поехал. Запутанность

в землеустройстве и землепользовании до конца не

была устранена и существующие патриархально-феодальные

отношения деформировались и приспосабливались к капиталистическому

хозяйству (17).

В сложившихся условиях ускорился процесс развития капиталистических

отношений в сельском хозяйстве Бурятии.

Состоятельные люди получали участки тех, кто бьш не в состоянии

уплачивать ясак и выполнять повинности. Многие

96

бедняки, разорившиеся от неурожая и падежа скота, прекращали

запашки, оставляли свою землю и превращались в наемных

работников.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 613.