Первые учителя, их педагогическая деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В первой половине XIX века учителями приходских школ

работали большей частью выходцы из казачьего сословия, например,

Илья Садовский, Иван Федоров, Борис и Петр Кругловы,

Алексей Корнильцев и др. Алексей Корнильцев окончил

Кяхтинскую русско-монгольскую школу, работал учителем

Баргузинского приходского училища, Иван Федоров являлся

учителем Онинского училища. В двухклассных училищах работали

два-три учителя, в них русские и бурятские педагоги

трудились вместе.

Передовые русские учителя, работающие в русских, бурятских

и смещанных школах, добивались хороших результатов в

обучении, особенно бурятских детей, первоначальной грамоте

и разговорному русскому языку. Учитель Иван Паргачевский

долгое время работал в Онинском и Селенгинском бурятских

училищах. Он разработал метод для совершенствования учебного

процесса путем деления учащихся на две группы. Учитель

Кижингинской улусной школы Н.М. Краснов, хорошо

владевший бурятским языком, с большим мастерством применял

разработанные им способы перевода русского текста на

бурятский язык. Учитель И.П. Малков, проходивший курс преподавания

монгольского языка при Петербургском обществе

востоковедения, хорошо владел методикой обучения бурятскому

языку, одновременно занимался переводами. Нештатный

смотритель, Верхнеудинский уездный учитель Н.С. Нелюбов

добивался хороших результатов в преподавании арифметики и

начертательной геометрии, проводил уроки по эвристическому

методу, учил детей логически мыслить и выражать свои мысли

сжатым, ясным и точным языком (6).

Д.П. Давьщов внес большой вклад в развитие грамотности

и просвещения в Бурятии. Он родился в 1811 году в Томской

губернии. В 1830-1833 гг. работал учителем Троицкосавского

уездного училища, в 1833-1846 гг. - Якутского уездного училища.

В течение 14 лет (1846-1860 гг.) являлся смотрителем

Верхнеудинского училища. Ко времени его назначения в Верхнеудинском

округе имелись Баргузинское, Онинское бурятские

приходские училища и русское приходское при Верхнеудинском

уездном училище.

По инициативе Д.П. Давьщова бьши открыты Кударинское

бурятское (1860 г.), Баргузинское русское (1848 г.), Цолгинское

(1859 г.), Урлукское (1848 г.), Верхнеудинское 4-х классное

(1860 г.) училища. При нем значительно укрепилась материальная

база, бьш подобран хороший штат учителей, добился он

привлечения бурятских детей в уездное училище, подготовил

нескольких учителей бурят, некоторых из них (Банзара Нор-

боева, Николая Сахарова) заинтересовал научным исследованием.

Д.П. Давыдов бьш страстным поборником грамотности

и просвещения, глубоко предан делу культуры и прогресса.

Первые бурятские учителя появились из рядов немногих

делопроизводителей и переводчиков. В 40-х годах XV111 века

бурят Семен Болотов, работавший переводчиком при канцелярии

пограничных дел в Селенгинске, учил русских детей монгольскому

язьпсу. Переводчик той же канцелярии Федор Санжихаев,

переведенный в Иркутское наместничество, с 1790

года стал работать переводчиком губернского управления и

одновременно преподавал монгольский язык в Иркутском народном

училище.

В первой половине XIX века становятся известны имена

первых талантливых учителей Балаганского ведомства Якова

Болдонова, Матвея Махусаева, Николая Алексеева. Ими был

составлен бурятский алфавит на основе приспособления русских

букв для передачи бурятской речи.

Я.А. Болдонов после окончания в 1833 году Иркутского

уездного училища получил право работать учителем и в 1814

году открьш училище для балаганских детей, в котором учился

101 мальчик. Он перевел на бурятский язьнс книгу «Золотая азбука

», написал «Правила для учащихся в народных училищах»,

которые были изданы в Казани. Его племянник Н.С. Болдонов

в 1864-1884 гг. работал учителем Балаганского инородческого

училища. Ему принадлежит ряд работ о новых методах, облегчающих

усвоение бурятскими детьми русского языка. На

бурятский язык перевел книгу «О мироздании», которая стала

первым пособием на родном языке у иркутских бурят. В

Санкт-Петербурге он издал «Русско-бурятский словарь», составленный

на основе русской графики, перевел на бурятский

язык «Российский букварь», который получил высокую оценку

монголоведа К.Ф. Галстунского.

М.Н. Хангалов - талантливый учитель, этнограф, историк

- ученик Н.С. Болдонова после окончания Балаганского училища

и Иркутской учительской семинарии работал учителем

Бильчирского, Боханского и Закулейского бурятских училищ.

Он придавал большое значение обучению детей бурятскому и

русскому языкам. Придерживаясь взглядов К.Д. Ушинского,

считал, что бурятские дети впредь должны понять слова на

родном языке, а потом переводить на русский язык. Он старался

теснее увязать школьные предметы с жизнью, обогатить

жизненный опыт учащихся, считал, что воспитательную роль

школы не следует ограничивать только ее питомцами, но и переносить

ее на взрослое население (7).

В середине XIX века в Забайкалье становится известной

педагогическая деятельность ряда первых просветителей: Бан-

зара Норбоева, Ринчина Номтоева, братьев Цыдэбжапа и Николая

Сахаровых, Раднажаба Бимбаева и некоторых других.

Банзар Норбоев - учитель Онинского бурятского училища

в обучении детей стремился использовать наиболее эффективные

методы. Кроме обучения детей он занимался исследованием

быта, фольклора хоринских бурят. Его статьи «О происхождении

хори-бурят», «Бурятские пословицы и поговорки»

опубликованы в «Забайкальских ведомостях». По поручению

Д.П Давыдова он составил описание быта хоринских бурят.

Ринчин Номтоев - выходец из улуса Эрхирик, основал

Тугну-Галтайское приходское училище. Он известен обучением

детей монгольской и тибетской грамоте, составил ряд

учебно-методических трудов. В 1864 году в Казанском университете

он издал «Самоучитель или русская азбука для учеников

монголо-бурятских». Составленный им «Русско-монгольский

словарь» содержал 7000 слов. Он был близко знаком с учеными

Г.Н. Потаниным, А.М. Позднеевым, Д.А. Клеменцем и Д.П.

Давыдовым.

Цыван-жап (Николай) и Цыдэбжап Сахаровы были основателями

и учителями Баргузинского бурятского училища,

являлись вьшускниками Верхнеудинского уездного училища.

Кроме обучения детей они занимались изучением и описанием

истории, быта и обычаев баргузинцев.

На рубеже XIX-XX вв. стало известно имя педагогического

и общественного деятеля, сына бурятского казака Троицкосав-

ского уезда, просветителя, переводчика Раднажаба Бимбаева.

В Ургинской щколе переводчиков он овладел бурятским, монгольским,

русским, китайским, маньчжурским, английским,

немецким язьпсами. После окончания этой школы работал

переводчиком Кяхтинского пограничного комиссариата, им

написаны монгольско-русский, русско-монгольский словари

разговорного языка халхасского наречия. Он сделал попытку

реформировать грамматику бурятского языка, несколько сократив

число букв.

Агинский учитель, писатель, общественный деятель

Чойжил-Лхама Базаров в течение 40 лет работал учителем в

130

Табтанае, Агинском педучилище и Читинской учительской

семинарии. Он выпустил несколько учебников, в том числе

«Монгол буряад угэ» или «монголо-бурятское слово». Много

внимания уделял методике обучения учащихся. В 1899 году он

принял участие в экспедиции Г.Н. Потанина в горах Хингана,

оказывал помощь ему в переводе названий местностей, растений

и животных. Другой агинский учитель Убаши-Цыбик

Онгодоев преподавал монгольский язык в Агинском, Читинском

и Николаевском приходских училищах. Им переведено на

бурятский язьис «Родное слово» К.Д. Ушинского, написан ряд

методических пособий. Таков краткий список имен наиболее

известных деятелей просвещения и школьного образования

Бурятии XIX века.

В развитии просвещения и школьного образования в середине

XIX в. большое влияние оказали политические ссыльные,

главным образом, 14 декабристов, живших в Бурятии в поселении,

в том числе братья Бестужевы и Торсон в Селенгинске,

братья Кюхельбекеры - в Баргузине и другие.

В культурную жизнь Бурятии XVIII-XIX вв. большой вклад

внесли деятели литературы. Яркий след в литературной жизни

Восточной Сибири и Забайкалья оставил Д.П. Давыдов - известный

педагог, поэт и ученый. Педагогическую деятельность

он сочетал с литературной и научной. В Верхнеудинский период

жизни он написал стихотворения «Амулет», «Моя юрта»,

ро.маны в стихах «Наташа», «Заветный вокал», на основе произведения

народного творчества сочинил стихи «Дума о покорении

Сибири», «Тунгус» и самую известную поэму «Думы

беглеца на Байкале» («Славное море, священный Байкал»). Бурятская

поэма «Ширэ гуйлгуху» или «Волшебная скамеечка»

создана им на основе сказочного сюжета, рассказывающего о

реальных событиях провинциальной жизни.

С.И. Черепанов из Кудара-Сомона Троицкосавского округа

в 30-е годы XIX в. создал ряд произведений, которые были

опубликованы спустя 20 лет. Среди них повесть «Сибирячка»,

путевые впечатления: «Путешествие русского казака в Пекин»,

«Дневник русского, веденный в Пекин», статья «Неотысканное

богатство», заметки об открытии графита в Восточной Сибири

и очерк «Воспоминания о ловле зверей и рыбной ловле в

Сибири» (7).

В.П. Паршин - инспектор Троицкосавской войсковой

русско-монгольской школы, кроме преподавательской деятельности

занимался краеведением. В 1844 году в Москве бьша

издана его книга «Поездка в Забайкальский край», в которой

описаны красота природы, местный быт, содержатся различные

исторические сведения. Н.В. Паршин - сын Василия

Петровича - занимался краеведением: изучал историю Верхнеудинска,

собирал архивные и текущие материалы об этом

уездном городе. В газетах «Иркутские губернские новости»,

«Сибирь» опубликовал ряд статей, итоговой статьей стала статья

«Верхнеудинск». По Забайкалью он совершал поездки, вёл

записи о природе, хозяйственном и бытовом укладе жизни русских

деревень, бурятских улусов и стойбищ. Эти записи легли

в основу «Путевых очерков», напечатанных в «Иркутских губернских

ведомостях» (8).

Фольклористы, бытоописатели, краеведы записывали сказки,

улигеры, обряды и другие жанры устного народного творчества.

В изучении русского и бурятского устно-поэтического

творчества большая заслуга принадлежит М.К. Азадовскому

- фольклористу, литературоведу, исследовавшему литературу,

фольклор, быт народов Сибири. В 20-е годы по следам известного

слависта Н.М. Астырева организовал экспедицию в

Тункинскую, Баргузинскую долины. Результаты исследования

фольклорного богатства Прибайкалья в записанных им сказках

- поэтическом памятнике народа, где действительность сливается

с вымыслом, поэзия - с прозой жизни, и этот жанр фольклора

оказался как бы неиссякаемым в Байкальском регионе.

Действительно, в сказках причудливо переплетаются сюжеты

русских сказок и мотивов, навеянные бурятскими улигерами и

сказками.

Тункинская фольклорная традиция представлена большими

мастерами-сказочниками, известными далеко за пределами

Бурятии, в том числе выдающимся сказочником Е.И.

132

Сороковиковым-Магаем, сказителями Д.С. Асламовым, С.Л.

Истоминым, ГА. Тугариновым и др. Так, на рубеже XIX-XX

вв. образовалась целая династия сказочников и певцов, мастерство

которых передавалось по наследству: братьям Сороковиковым

от деда и отца, Д.С. Асламову - от дедушки и

бабушки (9). Говоря о творчестве тункинского сказителя Е.И.

Сороковикова-Магая, нужно отметить, что его многие произведения

несли в себе элементы сказок, сльппанных им от бурятских

и эвенкийских охотников.

Здравоохранение.

К XIX в. в Бурятии отсутствовала единая государственная

система здравоохранения, существовали немногочисленные

медико-санитарные учреждения, принадлежащие городским

самоуправлениям, переселенческому ведомству, казачьему

сословию. Министерству путей сообщения. Имелось ограниченное

количество врачей. В конце первой половины XIX в. в

г. Верхнеудинске было всего три врача: в военном гарнизоне,

городской больнице и уездный полицейский врач. Врачом, заведующим

гарнизонной больницы был П.Д. Сысоев, который

пользовался большим авторитетом среди местного населения.

Уездным врачом полицейского управления являлся Ваган-

ский.В 90-х годах в Верхнеудинске открылась железнодорожная

больница. Первыми врачами этой больницы были Г.Д. Болотен-

ко и В.В. Натансон. В 1820 г. открылась Троицкосавская больница.

В Кяхте окружным врачом был Ю.Д. Талько-Гринцевич

- врач, известный археолог и антрополог. С 1906 года в Верхнеудинске

начал работать известный врач М.В. Ханский.

На протяжении XIX в. для русских крестьян и улусных бурят

не было лечебных заведений и медицинских кадров, в частности,

из бурят. Только перед первой мировой войной в Кяхте

казачьим войсковььм врачом работал единственный врач из хоринских

бурят, подполковник медицинской службы Базар-Сада

Ямпилов - выпускник Петербургской военно-медицинской

академии. Он погиб на Западном фронте (10). Следующие первые

врачи из бурят был выпускниками российских медицинских

учебных заведений.

Санжимитаб Цыбиктаров (1877-1921) - выпускник Петербургской

военно-медицинской академии. Работал военным

врачом в Забайкальской войсковой больнице, затем в Акше

Нерчинского уезда и в Урге - Русском консульстве.

Лыксок Жабэ (1881-1937) - выпускник медицинского факультета

Юрьевского университета. Он занимался лечебной

практикой в разных местах, в последние годы жизни практиковал

лечение больных с использованием лекарств тибетско-

монгольской медицины.

Таким образом, начиная со второй половины, XVII в. продолжалось

развитие бурятской культуры, которая обогащалась

евроазиатской, главным образом, русской. Начало школьного

образования связано с ростом экономики, потребностью в

грамотных людях. Первыми русскими учителями, в основном,

были люди из казачьего сословия, выпускники уездных училищ,

а бурятскими - выходцы из делопроизводителей и переводчиков

пограничных канцелярий.

Кроме школьных учителей в развитие культурной жизни

внесли деятели литературы, фольклористы, бытоописатели,

краеведы. Некоторое развитие получает здравоохранение. В

результате открытия больниц и войсковых лазаретов увеличивается

количество врачей. В некоторых войсковых лечебных

учреждениях Забайкалья работали врачи-буряты - выпускники

военно-медицинских высших учебных заведений.

IV. Исследование Б у р я т и и в XVIII-XIX вв.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 445.