Акварель. Название произошло от латинского слова “aqua”, что значит “вода”, этим словом называют и краски, которые разводят водой, и работы, сделанные ими. А краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. Многие художники пишут акварельными красками, стремясь чтобы не было резких переходов от одной краски к другой: они как бы сливаются одна в другую, создавая мягкие расплывчатые очертания. Акварельными красками работали русские художники М.Врубель, В.Серов, и многие другие.
Жанр. Художники пишут разные картины. По содержанию картин их стали делить на жанры. Художников, которые стали рисовать море, называют маринистами. Самым крупным из русских маринистов был И.К. Айвазовский. Всю свою жизнь он изображал море: то бурное, в пене волн, то тихое и безмятежное. Иногда на картинах отражены военные эпизоды. Такие произведения относятся к особому жанру – батальному. Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом. Баталистами были русский художник В.В. Верещагин и советский художник М.В. Греков. Многие, конечно, знают его тачанку. Но вот перед нами такая картина: небольшая комната, мастерская. Перед мольбертом сидит мальчик-подросток. У него длинные руки и ноги, он вырос из своей тесной курточки. Мальчик сосредоточенно и вдохновенно пишет портрет маленькой девочки в розовом платье. Мягкий свет из окна освещает комнату, скользит по спине мальчика, падает бликами на его волосы и кисть руки. Картина “Юный живописец” полна жизни задушевной и поэтической. Ее автор – талантливый художник XVII века И.Фирсов. Картины, подобные этой, относятся к бытовому жанру. Чаcто их называют просто “жанровая живопись”.
Перспектива – учение о том, как добиться на плоском листе бумаги или холсте ощущения глубины, пространства. Иными словами, как изобразить окружающий мир таким, каким мы его видим. Законов перспективы несколько, но есть два самых главных закона, знание которых очень помогает художнику. Первый говорит о том, что чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше. Другой закон говорит о том, что параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и в конце сходятся в одной точке. Достаточно посмотреть на рельсы железной дороги или на линии телеграфных проводов, чтобы убедиться в этом.
Знаменитый итальянский художник и архитектор зпохи Возрождения Брунеллески одним из первых установил законы перспективы. Перспектива, о которой шла речь, называется геометрической или линейной, потому что ощущение пространства создается на картине или рисунке с помощью линий. Кроме того, существует еще воздушная перспектива. Если выйти на открытое место и посмотреть вдаль, то увидишь, что предметы, удаленные от нас, как-то посветлели и приобрели голубоватый оттенок. Лес на горизонте - тот и вовсе стал синим, как и далекие хребты гор. Произошло это потому, что между нашим глазом и далеким предметом лежит толща воздуха. Она-то и смягчает цвет предметов, придает им голубоватый оттенок. Впервые его подметил и изобразил великий итальянский художник Леонардо да Винчи. Открытие законов перспективы было очень важно для художников: в их картинах появилась глубина и пространство. Живопись стала более выразительной.
Композиция. Для того, чтобы придать картине дольшую выразительность, художник стремится так расположить на полотне людей и окружающие предметы, чтобы зрителю стала понятна главная мысль его произведения. Это и есть искусство композиции.
Натюрморт. Слово французское, переводится как “Мертвая природа. Это картина, героями которой являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь /рыба, дичь и другое/. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Художникам удалось показать красоту в обыденном. С большой выразительностью они передавали на своих полотнах посуду, ткани, земные плоды или рубиновый отблеск бокалов с вином. Натюрморты рассказывают не только о вещах, они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках.
Цвет. Все цвета принято делить на теплые и холодные. Теплые – это желтые оранжевые и красные. Это краски осенних листьев, закатного неба, спелых яблок. Холодные – это синие, фиолетовые, голубые: краски неба, сумерек, теней на снегу. Есть цвета, которые могут быть и теплыми и холодными. Например, зеленый. Все зависит от того, какую краску в зеленый добавить – желтую или синюю. Смешивая краски, художники получают разные цвета. Так, синяя и красная краски дадут фиолетовый или лиловый цвет, смотря по тому, какой краски больше. Синяя и желтая составляют зеленый цвет, а желтая с красной – оранжевый. Можно добиться смешения цветов без смешивания красок. Этот прием использован в работах импрессионистов. Богатый колорит цветовых оттенков заметен при рассматривании их картин с некоторого расстояния.
Пейзаж. Пейзаж - жанр станковой живописи и графики; изображение естественной или преобразованной человеком природы, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников и т.п. В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри пейзажного жанра различают: - сельский и городской пейзажи; - архитектурный и индустриальный пейзажи; - морской и речной пейзажи.
Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в XVII веке появился пейзаж – картины, в которых природа стала главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Голландские художники писали пейзажи на небольших полотнах, и позднее их стали называть “маленькие голландцы”.
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть такие, которые создала фантазия художника. Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы. Вспомните картину пейзажиста Саврасова “Грачи прилетели”. Как поэтично изобразил он приход ранней весны: рыхлый розоватый снег, прозрачные дали, суету прилетевших грачей! Смотришь на картину и, кажется, что она наполнена их криком.
Вряд ли кто-то в нашей стране не знает имени художника Левитана, блестящего мастера пейзажа. Он писал серые, туманные дни, темные тучи на небе или осенние леса, сверкающие красными, желтыми и золотыми красками. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные говорят нам не только о красоте природы, но и о чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: “Это совсем так, как на картине Левитана”.
Морской пейзаж - совершенно особый жанр живописи. Невозможно нарисовать подвижное море, не обладая способностью к воображению. По словам И.К.Айвазовского, "движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры". Тем удивительней представляется мастерство живописца, способного запечатлеть всю красоту морской стихии: восход и закат солнца, лунную ночь, штиль, прибой, а также плавание кораблей по бескрайним водным просторам.
IN THE PAINTER'S STUDIO
Дата: 2018-11-18, просмотров: 402.