Основания возникновения права недропользования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Закон РФ «О недрах» предусматривает два относительно независимых друг от друга порядка возникновения права недропользования, которые можно с определенной долей условности назвать лицензионным (административным) и договорным. В рамках каждого из них для возникновения права пользования участками недр требуется наличие сложного юридического состава.

На сегодняшний день государство наиболее активно применяет лицензионную систему отношений с недропользователями, характеризующуюся административно-правовым порядком предоставления недр в пользование. Для возникновения права недропользования требуется принятие решения компетентным органом государственной власти (ст. 10.1 Закона РФ «О недрах») и получение лицензии на право пользования недрами (ст. 11, 12).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Закон РФ «О недрах» предусматривает, что между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Такой договор в практике недропользования получил название лицензионного соглашения.

Согласно ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия (включая все приложения, в том числе лицензионное соглашение) должно включать следующие условия:

данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставившем лицензию, а также основание предоставление лицензии;

данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, предоставления геологической информации на государственную экспертизу);

условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

соглашение о праве собственности на экологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Таким образом, лицензионный порядок получения прав недропользования благодаря внедрению лицензионных соглашений приобретает смешанную – административно-договорную природу.

Законодательной основой договорного режима недропользования является Федеральный закон ««О соглашениях о разделе продукции»

Согласно этому закону соглашение о разделе продукции (далее – СРП) – это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

При заключении СРП лицензия на право пользования недрами также оформляется. Однако в этом случае лицензия только удостоверяет право недропользования, условия недропользования регламентируются соглашением.

Применение СРП не получило в нашей стране широкого распространения. В настоящее время СРП осуществляются только по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение».

Введение норм о СРП в российское законодательство рассматривалось как альтернатива действующему лицензионному порядку недропользования. Идея заключалась в формировании двух параллельных и равноправных режимов недропользования (лицензионного и договорного), конкурирующих между собой за инвестора, что создавало бы дополнительные стимулы к совершенствованию каждого из режимов и должно было привести к росту инвестиционной привлекательности российского минерально-сырьевого комплекса в целом, и, в конечном счете, к повышению эффективности использования природных ресурсов страны.

Однако использование правового режима СРП ограничено законодательно. Согласно п. 4 ст. Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции. Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр в порядке, предусмотренном Законом "О недрах", и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников. Закон устанавливает и иные ограничения использования режима СРП. В связи с этим вряд ли можно говорить о равноправии этих двух правовых режимов.

1.4. Основания возникновения права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Для осуществления промышленного, в том числе прибрежного, рыболовства, прежде всего, необходимо заключение договора, определяющего объем добываемых биоресурсов. Вид договора зависит от того, установлены ли общие допустимые уловы на соответствующие виды водных биоресурсов. Федеральный закон «О рыболовстве…» предусматривает следующие виды договоров:

1) договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов;

2) договор пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства;

Договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов заключается в целях осуществления рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается. Договорами закрепляются доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, распределенные между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уполномоченными органами или приобретенные по результатам аукционов по продаже долей в общем объеме квот добычи. В договоре указываются его стороны, доля квоты добычи (в процентах), срок действия договора, вид рыболовства, вид водных биоресурсов, район добычи. Договор заключается сроком на 10 лет.

Порядок подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, форма примерного договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 15.08.2008 N 612.

Договор может заключаться в заявительном порядке либо по результатам аукциона (ст. 38 Федерального закона «О рыболовстве…»)[3].

Полученные по такому договору доли квот могут быть проданы пользователем на аукционе. Отчуждение права на добычу водных биоресурсов оформляется договором, форма которого утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 N 1029-р.

С 01.04 2018 в силу вступают:

 Постановление Правительства РФ от 08.02.2018 N 131 "О закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства за лицами, у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах истекает до 31 декабря 2018 г." (вместе с "Правилами закрепления долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства за лицами, у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах истекает до 31 декабря 2018 г., и заключения с такими лицами договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства")

Постановление Правительства РФ от 30.01.2018 N 88 "О распределении в соответствии с частью 7 статьи 57 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства" (вместе с "Правилами распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства между лицами, указанными в части 3 статьи 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море истекает до 31 декабря 2018 г., и закрепления доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства", "Правилами заключения договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства с лицами, указанными в части 3 статьи 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море истекает до 31 декабря 2018 г.")

Постановление Правительства РФ от 29.01.2018 N 79 "О распределении квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, в соответствии с частью 10 статьи 59 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

(вместе с "Правилами распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, между лицами, указанными в части 3 статьи 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море истекает до 31 декабря 2018 г., и закрепления долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства", "Правилами заключения договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, с лицами, указанными в части 3 статьи 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море истекает до 31 декабря 2018 г.")

 

 

Договор пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается. По договору пользования водными биоресурсами одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов. В договоре пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, указываются его стороны, вид рыболовства, вид водных биоресурсов, районы добычи, объемы добычи, срок действия договора. Договор заключается не более чем на 1 календарный год.

Порядок подготовки и заключения договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, форма примерного договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 N 643. Согласно данному документу по общему правилу договор заключается в заявительном порядке. Аукционный порядок может применяться в случае освоения новый районов добычи, или вылове водных биоресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства, а также в иных случаях предусмотренных ст. 38 Федерального закона «О рыболовстве…». Право принимать решение о проведении аукциона предоставлено Федеральному агентству по рыболовству (ч. 4 ст. 29).

Квоты (доли квот) при осуществлении иных видов рыболовства (кроме промышленного и прибрежного) распределяются не в договорном, а в административном порядке.

После получения квот на добычу пользователь может оформить право на добычу (вылов) водных биоресурсов. Такое право может возникать на основании:

а) договора о предоставлении рыбопромыслового участка либо

б) решения органа государственной власти.

Основания возникновения различаются в зависимости от вида рыболовства.

Договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается при осуществлении:

1) промышленного рыболовства (в том числе прибрежного),

2) предпринимательской деятельности по организации любительского и спортивного рыболовства,

3) рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

По договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке. Предметом данного договора является право пользования рыбопромысловым участком.

В договоре о предоставлении рыбопромыслового участка указываются его стороны, наименование рыбопромыслового участка, его границы, площадь, виды водных биологических ресурсов, обитающих в границах рыбопромыслового участка, и величина их запасов, срок действия договора, вид рыболовства и иные условия. Предельный срок заключения договора установлен в 20 лет. Договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора. Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка установлена Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 N 264 только в отношении промышленного (в том числе прибрежного) рыболовства.

Решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование принимается для осуществления:

1) рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;

2) рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

3) рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

4) рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В решении должны указываться:

сведения о лице, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов,

вид рыболовства,

срок и условия использования водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства,

объемы водных биоресурсов, общие допустимые уловы которых не устанавливаются.

Порядок принятия решения регулируется Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 N 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование»

На основании указанных договоров или решений Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) выдает разрешение на рыболовство.

В разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства должны быть указаны:

сведения о лицах, которым предоставлены в пользование водные биоресурсы, отнесенные к объектам рыболовства, судне, которое осуществляет рыболовство, районе добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) рыбопромысловом участке;

виды водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова);

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов (если они установлены);

орудия, способы и сроки добычи (вылова) водных биоресурсов;

требования к охране окружающей среды;

иные регламентирующие добычу (вылов) водных биоресурсов и обеспечивающие сохранение среды их обитания условия.

Разрешение выдается в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство. Подлинники и копии разрешений должны находиться на каждом судне, а также у лиц, осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов без использования судов.

Свободно и бесплатно, без получения указанных документов, осуществляется только любительское и спортивное рыболовство гражданами на водных объектах общего пользования.

 

3.5.Основания возникновения права на охоту (добычу охотничьих ресурсов)

Основания возникновения права на охоту зависят от вида охотничьих угодий и вида охоты.

Охотничьи угодья представляют собой территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В соответствии с Земельным и Лесным кодексами это земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда.

Охотничьи угодья подразделяются на:

1) закрепленные охотничьи угодья - охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных Федеральным законом «Об охоте…»;

2) общедоступные охотничьи угодья - охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты.

Утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта РФ относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ (ст. 34). При утверждении таких схем органы государственной власти должны учитывать, что Закон требует, чтобы общедоступные охотничьи угодья составляли не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта РФ.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели получают в пользование закрепленные охотничьи угодья на основании охотхозяйственных соглашений.

По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия:

1) сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках;

2) сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах;

3) требования к размещению минимального количества и максимального количества охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья;

4) годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовой размер сборов за пользование объектами животного мира;

5) срок действия охотхозяйственного соглашения;

6) обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство;

7) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки;

8) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения;

10) иные предусмотренные федеральными законами условия.

Охотхозяйственные соглашения заключаются по результатам аукциона на право заключения такого соглашения. Порядок проведения аукциона регулируется ст. 28 Закона. Примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Заключение охотхозяйственного соглашения является основанием для заключения договора аренды соответствующего земельного или лесного участка (ст. 25).

Федеральный закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» выделяет следующие виды охоты:

1) промысловая охота;

2) любительская и спортивная охота;

3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;

7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации[4],

Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных.

Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется физическому лицу в случаях осуществления им охоты:

а) в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения;

б) в общедоступных охотничьих угодьях - органом исполнительной власти субъекта РФ;

в) на особо охраняемых природных территориях - природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В разрешении на добычу охотничьих ресурсов указываются:

1) сведения об охотнике и охотничьем билете;

2) вид охоты, который предполагается осуществлять;

3) сведения о добываемых охотничьих ресурсах;

4) количество добываемых охотничьих ресурсов;

5) сроки охоты и места охоты.

Разрешение на добычу охотничьих ресурсов действует в указанном в нем месте охоты и в указанные в нем даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 395.