Оно устанавливает, что отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне. Особая группа – это гг.Москва и Санкт-Петербург.
В Ростовской области к группам по ГО отнесены 9 территориальных образований (городских округов). К 1 группе – Ростов. Ко 2-й группе – Таганрог и Волгодонск, к 3-й группе – Азов, Батайск, Каменск-Шахтинский, Новошахтинск, Новочеркасск и Шахты.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решении задач в области гражданской обороны».
Этим постановлением устанавливается, что в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, с количеством работников до 500 человек назначается 1 освобожденный работник; с количеством работающих от 500 до 2000 человек – 2-3 освобожденных работника; от 2000 до 5000 человек – 3-4 освобожденных работника, свыше 5000 человек – 5-6 освобожденных работников;
В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 человек назначается 1 освобожденный работник.
В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников до 200 человек – работа по ГО может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.
Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации"
Оно утвердило Положение о гражданской обороне в РФ, которое определило «Порядок подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в Российской Федерации» и основные мероприятия, которые должны выполняться при этом.
В положении о гражданской обороне установлено, что:
– подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей;
– ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей;
– мероприятия по гражданской обороне организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией РФ, конституционными и федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России и настоящим утвержденным положением;
– федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъектов, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области ГО в соответствии с полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в субъекте РФ определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта (в Ростовской области - Губернатором) по согласованию с соответствующим региональным центром по делам ГО, ЧС и ЛПСБ;
– в муниципальном образовании утверждается руководителем органа местного самоуправления в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым МЧС России;
– в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым МЧС России.
Ведение гражданской обороны осуществляется:
– в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
– в субъектах РФ и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов ГО и защиты населения субъекта (муниципального образования);
– в организациях - на основе соответствующих планов ГО организаций.
В планах ГО и защиты населения субъектов, муниципальных образований и планах ГО организаций должны быть определены объем, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности:
– при переводе ее с мирного на военное время;
– в ходе ее ведения;
а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с этим Постановлением издан приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687, которым утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.
Это вот те основные нормативные документы по вопросам гражданской обороны, которыми необходимо руководствоваться в практической работе.
К нормативным правовым документам, регулирующим отношения в области гражданской обороны относятся также:
– приказ МЧС РФ от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»;
– приказ МЧС РФ от 31.07.2006 № 440 «Об утверждении положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций;
-Указы Губернатора и постановления Правительства Ростовской области по вопросам гражданской обороны, различные правовые акты органов местного самоуправления и организаций:
Указ Губернатора Ростовской области от 10.04.2012 № 27«Об утверждении положения об организации и ведении ГО в Ростовской области» В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", по согласованию с Южным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Губернатор. утвердил Положение об организации и ведении гражданской обороны в Ростовской области согласно приложению. Этим положением определено, что. органы исполнительной власти Ростовской области организуют проведение мероприятий по Гражданской обороне ,органы местного самоуправления проводят мероприятия по гражданской обороне, организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с федеральным законодательством.
Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территории Ростовской области является расходным обязательством Ростовской области.
Определено. руководство гражданской обороной на территории Ростовской области, состав сил и средств гражданской обороны.
Отражены мероприятия по. подготовке к ведению и ведение гражданской обороны в Ростовской области.
Правовые акты органов местного самоуправления
В соответствии с требованиями ФЗ от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. На основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации принимаются муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования
Напомнить основные правовые акты, разрабатываемые в муниципальных образованиях по вопросам гражданской обороны
Основные требования НПА органов местного самоуправления по вопросам ГО разработаны в соответствии с методическими рекомендациями МЧС РФ, порядок разработки и содержание основных НПА будут доведены при изучении последующих тем.
Требования федерального и областного законодательства, муниципальных правовых актов и нормативных актов организации в области защиты населения и территорий от ЧС.
Проблемы защиты людей от природных катастроф, вражеских набегов уходят в далекое прошлое, имеют глубокие исторические корни.
С незапамятных времен люди стремились расселяться в более безопасных местах, менее подверженных природным явлениям. В целях защиты от вооруженного нападения стали строить крепости. В меру имеющихся возможностей люди пытались бороться с пожарами, эпидемиями, наводнениями.
Один из авторитетных ученых-историков В.О. Ключевский связывал, например, причины зарождения городов, особенности архитектуры жилищ, месторасположение поселений не только с угрозами набегов завоевателей, но и с необходимостью более стойко переносить грозные стихийные явления.
По мере своего развития человечество понимало, что различным опасностям лучше всего противостоять, только объединившись в коллективы и сообщества. Можно предположить, что данное обстоятельство в определенной мере явилось одной из причин возникновения государств.
Один из парадоксов исторического развития человечества заключается в том, что человек, развивая бурную хозяйственную и инженерную деятельность, сам стал создавать источники угроз как для самого себя, так и для окружающей его природы. Основным источником опасности постепенно становилась созданная человеком техносфера.
По мере развития технического прогресса неуклонно возрастает роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий как от стихийных бедствий и природных катастроф, так и от аварий и катастроф техногенных.
Основными задачами формирования государственной политики предупреждения ЧС являются:
1. Выбор и обоснование приоритетов государственной политики снижения стратегических рисков ЧС:
•развитие и совершенствование системы мониторинга ЧС;
•ранжирование ЧС по негативному влиянию на интересы государства, общества и личности;
•ранжирование мер по снижению рисков по их эффективности (эффект-затраты);
•анализ, оценка и предложения по объемам ресурсов, выделяемым на мероприятия по снижению рисков.
2. Окончательное формирование целей, направлений и задач государственной политики, путей и способов их реализации.
3. Развитие организационных основ управления стратегическими рисками.
4. Международная интеграция на основе принципов устойчивого развития.
Одним из основных элементов государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера является правовое обеспечение деятельности по защите населения и территорий, т.е. подготовка новых законов и модернизация действующих, разработка необходимых подзаконных актов, способствующих эффективному исполнению этих законов, методическое обеспечение деятельности по защите населения и территорий.
В настоящее время законодательная и нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий представлена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также документами субъектов Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств.
Нормативные акты, регулирующие деятельность по снижению риска чрезвычайных ситуаций, можно условно разделить на частные и общесистемные.
К общесистемным актам относятся Конституция Российской Федерации, в которой закреплено право граждан на жизнь, здоровье и имущество, а также благоприятную окружающую среду; Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с дополняющими и конкретизирующими его положения постановлениями Правительства (о РСЧС; о порядке подготовки населения; о силах и средствах РСЧС; о классификации ЧС).
Частные нормативные акты объединяют законы и подзаконные акты, относящиеся к конкретным видам опасностей. Так к этой группе можно отнести федеральные законы «Об атомной энергии»; «О радиационной безопасности населения»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; «Об охране окружающей природной среды».
Другая группа частных правовых актов регламентирует конкретные функции или деятельность конкретных органов по управлению риском. К ним можно отнести федеральные законы «О пожарной безопасности»: «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей» и др.
Среди нормативных актов, которые регламентируют решение вопросов снижения риска чрезвычайных ситуаций, важное место занимают законы и подзаконные акты, касающиеся планирования землепользования, лицензирования отдельных видов деятельности, декларирования, экономического регулирования и др.
Рассмотрим более подробно основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС.
Правовое регулирование в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляется согласно Федеральному закону от 21.12.1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также другим подзаконным актам изданными в развитие этого закона.
Действие данного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Целями закона являются:
· предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
· снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
· ликвидация чрезвычайных ситуаций;
· разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Закон определяет:
1. структуру и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС,
2. режимы функционирования и уровни реагирования на ЧС,
3. полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС,
4. обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС,
5. права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита,
6. подготовку населения в области защиты от ЧС,
7. порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, и другие вопросы,
8. основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.
Принципы защиты - это основные правила, которые не нарушают и которым следуют при организации мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. А именно:
· Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
· Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
· Объем и содержание мероприятийпо защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
В соответствии с основными положениями ФЗ №68 принят целый ряд других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с защитой населения и территорий от ЧС.
1) Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждает «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в котором определены: структура, задачи, силы и средства, а также режимы функционирования РСЧС. Содержание этого постановления рассмотрим в 3-м учебном вопросе.
2) Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 г. № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС».
Этим постановлением определено, что к силам и средствам РСЧС относятся:
а) силы и средства наблюдения и контроля и их состав;
б) силы и средства ликвидации ЧС и их состав.
3) Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304 «О классификации ЧС природного и техногенного характера», определяет основные параметры классификации ЧС:
по зонам распространения, потерям и ущербу. В зависимости, от которых ЧС подразделяются на ЧС:
– локального характера;
– муниципального характера;
– межмуниципального характера;
– регионального характера;
– межрегионального характера;
– федерального характера.
4) Приказом МЧС РФ от 08.07.2004 г. № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях» утверждены критерии информации о ЧС, представляемые в МЧС России.
5) Областной закон Ростовской области от 24.12.2004 г. № 256-ЗС «О защите населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера».
В соответствии с федеральным и областным законодательством к полномочиям Правительства Ростовской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, относятся (Ст. 4.):
1) принятие нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отнесенных к ведению органов исполнительной власти Ростовской области;
2) утверждение плана основных мероприятий Ростовской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
3) подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обучения населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
4) принятие решений о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, обеспечение их проведения;
5) организация и осуществление на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Ростовской области, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
6) организация сбора и обмена информацией по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечению своевременного оповещения и информированию населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
7) организация, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
8) обеспечение финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
9) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
10) утверждение положения об органе управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области;
10.1) осуществление поиска и спасения людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;
10.2) организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
10.3) принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
11) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Для реализации полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Правительством Ростовской области создана Служба по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области, которая включает в себя:
1) орган управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области (Департамент по предупреждению и ликвидации ЧС Ростовской области);
2) государственные учреждения, созданные Ростовской областью для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет орган управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области.
6) Постановлением Правительства Ростовской области от 29.03.2012 г. № 239 «О территориальной (областной) подсистеме предупреждения и ликвидации ЧС межмуниципального регионального характера» утверждены:
· Положение о территориальной (областной) подсистеме РСЧС;
· Перечень органов исполнительной власти Ростовской области, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС.
7) Постановлением Правительства Ростовской области от 02.08.2012 г. № 711 «О подготовке и содержании в готовности сил и средств для защиты населения и территории от ЧС межмуниципального регионального характера на территории Ростовской области» определены основные принципы создания АСС и АСФ, а также порядок их создания, аттестации и привлечения к ликвидации ЧС.
Соответствующие нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС разработаны в муниципальных образованиях и организациях.
Таким образом, созданная нормативная база на всех уровнях функционирования РСЧС, позволяет успешно реализовывать полномочия и решать приоритетные задачи в области защиты населения и территорий от ЧС при обязательном выполнении их основных требований.
2-й учебный вопрос: Мероприятия в области ГО и выполняемые в интересах решения задач ГО и защиты от ЧС.
Роль гражданской обороны в системе оборонных мероприятий определяется характером войны, и, прежде всего уровнем развития средств вооруженной борьбы, которые могут применяться в ходе военных конфликтов. Чем выше боевые возможности этих средств, а, следовательно, и опаснее последствия их применения, тем более важной становится роль гражданской обороны в обеспечении защиты населения и тыла страны.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Эта роль с предельной полнотой раскрывается в задачах гражданской обороны ,которые определены в Федеральном законе № 28 « О гражданской обороне», объем которых в зависимости от условий обстановки может изменяться как по содержанию, так и по способам их выполнения.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 332.