Ростовской области «Учебно-методический центр
По гражданской обороне и чрезвычайным
Ситуациям Ростовской области»
(ГКУ РО «УМЦ по ГОЧС»)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По теме № 1
«Требования нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС» |
Ростов-на-Дону
Введение
Конституция РФ объявила высшей ценностью человека его права и свободы, а задачу государства – обеспечить защиту и безопасность человека от внутренних и внешних угроз. Реализуя требования основного закона государства, одними из первых законодательных актов, принятых в Российской Федерации (после распада СССР), были законы «О безопасности» и «Об обороне», в которых были определены задачи по обеспечению безопасности, как состоянию защищенности от внешних и внутренних угроз человека, общества и государства.
На протяжении всего времени существования Российского государства постоянно присутствовали внешние угрозы, а для последних десятилетий особенно характерны такие, как:
– территориальные претензии;
– захват национальных богатств;
– нестабильность военно-политической обстановки;
– расширение военных союзов и нарушение международных договоров
Как меры на угрозы в законе «Об обороне» определено, что в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется гражданская оборона, задачи, и организация которой определяется федеральным законом, и такой закон – закон «О гражданской обороне» был принят 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ. В федеральном законе дано определение гражданской обороне.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Конечно, в законе помимо общих понятий определенны полномочия органам исполнительной власти в области гражданской обороны, руководство и органы управления гражданской обороной, силы и средства гражданской обороны, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Гражданская оборона сегодня выступает как форма участия всего населения страны и органов власти всех уровней в обеспечении безопасности государства, участвуя в выполнении социальной, оборонной и экономической функции Российской Федерации. Защита населения, обеспечение устойчивости функционирования экономики и сохранение материально-технических ресурсов во время войны имеют первостепенное значение в обеспечении обороноспособности страны и в определенной степени предопределяют жизнестойкость государства. Поэтому в современных условиях гражданская оборона выступает как фактор стратегического сдерживания в обеспечении обороноспособности государства. Ее роль и место в системе оборонных мероприятий страны определяются возрастающим значением тыла в современной войне и его надежной защиты с целью обеспечения Вооруженных Сил всем необходимым для отражения вооружённого нападения и обеспечения жизнедеятельности населения в условиях войны.
На нашем занятия мы рассмотрим задачи гражданской обороны Российской Федерации, которая в настоящее время функционирует как система общегосударственных мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории нашей страны от опасностей, возникающих при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также и при возникновении ЧС природного и техногенного характера и её организационную структуру.
Й учебный вопрос: «Требования основных федеральных, региональных, муниципальных нормативных правовых документов и документов организаций в области ГО и защиты от ЧС.»
Одной из важнейших составляющих государственной политики в области гражданской обороны является разработка и развитие законодательной и нормативно-правовой базы.
. Вопрос слушателям:
«Какими законодательными нормативно-правовыми актами вы руководствуетесь в своей работе по гражданской обороне»?
Правовое регулирование в области ГО осуществляется в соответствии с федеральным законом № 28-ФЗ от 12.02.1998г. «О гражданской обороне» и другими федеральными законами, а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Закон по своей структуре состоит из шести глав:
1. Основные положения.
2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны.
3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.
4. Руководство гражданской обороной.
5. Силы гражданской обороны.
6. Заключительные положения
Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны .
В Главе 1 настоящего закона дано определение ГО и ряда основных понятий.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
управление гражданской обороной - целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;
система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной;
организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;
подготовка населения в области гражданской обороны - система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Также рассматриваемый федеральный закон определяет задачи гражданской обороны и правовые основы их осуществления, о которых мы поговорим более подробно при изучении 2-го учебного вопроса
В соответствии с законом «О гражданской обороне» Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.
К принципам организации и ведения гражданской обороны относятся:
1. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В Главе 2 закона «О гражданской обороне» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны - Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Так Президент Российской Федерации определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;
утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;
утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Главе 3 рассматриваемого закона прописаны полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.
В частности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны
организуют подготовку населения в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.
В правах и обязанностях граждан Российской Федерации в области гражданской обороны определено, что граждане Российской Федерации:
проходят обучение в области гражданской обороны;
принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
В Главе 4 определено руководство гражданской обороной.
Так руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения., и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области ГО.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
2) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Главой 5 закона «О гражданской обороне» дано определение сил ГО.
1. Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
5. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
В заключительной Главе 6 закона рассмотрены порядок финансирования мероприятий по гражданской обороне и защите населения, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны и процедуру вступления в силу настоящего Федерального закона.
В рассматриваемой главе закона определено, что неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая богатый исторический опыт развития и становления гражданской обороны, сегодня Вам можно представить структуру гражданской обороны включающую в себя:
-руководство гражданской обороны;
- органы управления гражданской обороны;
- силы и средства гражданской обороны
Силы гражданской обороны
В выполнении мероприятий гражданской обороны участвуют все основные категории населения. В связи с этим все люди должны кроме знания своих обязанностей по сигналам оповещения, правил использования средств защиты, умения оказывать само- и взаимопомощь должны владеть и необходимыми приемами, и способами проведения спасательных работ в очагах поражения. Вместе с тем, сложность и специфичность ряда задач, которые возложены на гражданскую оборону, требуют заблаговременного создания и специальной подготовки массовых сил, без чего немыслимо выполнение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
К силам гражданской обороны относятся
1. Силы гражданской обороны:
- спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
-подразделения Государственной противопожарной службы;
-аварийно-спасательные формирования и спасательные службы;
-нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
- создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
5. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
Основные задачи сил ГО: - проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера ;
- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
- санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживания территорий;
- участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам охраны общественного порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.
Одной из основных задач, выполняемых силами гражданской обороны, является проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
Комплекс этих работ включает:
- разведку маршрутов выдвижения к местам проведения работ;
- локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) ведения работ; - прокладывание колонных путей устройство проездов в завалах и на зараженных участках;
- розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений и из завалов;
- вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей оказание первой помощи и медицинской помощи, эвакуацию их в лечебные учреждения и вывод населения в безопасные районы;
- локализацию аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях в интересах ведения спасательных работ; санитарную обработку людей, обеззараживание одежды, дегазацию техники и средств защиты;
- обеззараживание территории и сооружений, воды, водоисточников, продовольствия и фуража.
При необходимости силы гражданской обороны могут привлекаться для создания оборонительных рубежей и позиций, восстановления аэродромов, дорог, переправ, пунктов базирования и судоремонта, оборудования перегрузочных пунктов и других объектов целях оказания помощи пораженному личному составу Вооруженных Сил, а спасательные воинские формирования, кроме того, - для выполнения отдельных задач территориальной обороны, в том числе борьбы с диверсионно-разведывательными группами и воздушными десантами противника. Учитывая, что в мирное время силы ГО привлекаются к ликвидации ЧС природного и техногенного характера, определенная часть их содержится в состоянии повышенной готовности.
Специальные формирования
Под специальными формированиями понимаются воинские подразделения и гражданские организации, создаваемые на военное время для выполнения отдельных задач в области обороны.
В целом специальные формирования предназначены не только для решения задач в области гражданской обороны, а также:
-для технического прикрытия, восстановления, эксплуатации, ремонта и строительства объектов транспорта и связи;
- эвакуации раненных и больных;
- медицинского, ветеринарно-санитарного, геологического и гидрометеорологического обеспечения обороны;
- охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Причиной включения специальных формирований явилось снятие мобилизационного задания с МЧС России, которым предусматривалось развертывание на военное время воинских частей различного предназначения.
Общая численность специальных формирований, создаваемых в целях решения задач в области гражданской обороны составляет 9200 человек. Все специальные формирования будут распределены по субъектам Российской Федерации (от одного до трех отрядов). В некоторых субъектах Российской Федерации не будут создаваться специальные формирования.
Планирование подготовки создания на военное время специальных формирований возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации – формирователи
В развитие Федерального Закона «О гражданской обороне» было принято ряд других нормативно-правовых актов,
По их выполнению
1. Подготовка населения в области гражданской обороны. Это очень важная задача, т.к. касается всех граждан страны без исключения
В Российской Федерации функционирует «Единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» – государственная структура, объединяющая совокупность преемственных программ обучения в области ГО и защиты от ЧС, сети реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность и органов управления подготовкой населения в указанной области, в целях всеобщего, непрерывного и комплексного формирования знаний и умений населения способам действия по защите в области ГО и ЧС Необходимо отметить, что обучение - целенаправленный и специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого с целью привития знаний, умений и навыков.
Основными организационными принципами обучения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах являются всеобщность, непрерывность и комплексность обучения.
Принцип всеобщности предполагает обучение всех категорий населения, не зависимо от их возраста, национальности, рода деятельности и других факторов.
Непрерывность обучения связана с поэтапным формированием знаний, умений и навыков у обучаемых на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста.
Комплексность обучения заключается, с одной стороны, в обучении защите от всего спектра возможных опасностей современного мира, с другой - в учете задач, возлагаемых на различные группы обучаемых в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных.
2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера. Это также исключительно важная задача, которая также касается всех граждан. Говорят оповещен – значит вооружен, а если еще и обучен, как действовать в условиях ЧС, та шансы на выживание в сложной экстремальной обстановке возрастают в разы.
3.Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:
• организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
• подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
• создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной защиты, являются:
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки
обеспечению сиз подлежит население
проживающее на территориях возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно- и химически опасных объектов.
5.Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки. Это очень сложная и объемная задача, требующая как денежных средств, так и материальных ресурсов.
В муниципальных образованиях должны быть определены перечни объектов и участков территории, подлежащих маскировке, разработаны планы осуществления маскировочных мероприятий, созданы необходимые запасы материально-технических и специальных средств для маскировки, проведены мероприятия по уменьшению демаскирующих признаков территорий и объектов, особенно отнесенных к группам и категориям по ГО.
Аналогичные мероприятия должны быть проведены и в организациях, особенно отнесенных к категориям по ГО.
6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.
аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на:
- спасение жизни и сохранение здоровья людей;
- снижение размеров и ущерба окружающей природной среде и материальных потерь;
локализацию зон при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характер;
- прекращение действия характерных для них опасных факторов.
7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера. Говорить о сложности и исключительной важности этой задачи вряд ли необходимо. Это практически задача по обеспечению выживания людей в экстремальных условиях. Это и создание необходимых запасов всех видов, и нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами, и развертывание в загородной зоне необходимой лечебной базы, и создание сил и средств для проведения лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также для предоставления населению коммунально-бытовых условий, создания фонда для размещения пострадавшего населения и целый ряд других жизненно важных вопросов.
Выполнение комплекса этих задач возлагается на органы местного самоуправления во взаимодействии с организациями.
8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся РХБ и иному заражению, являются:
создание и обеспечение готовности СНЛК на базе организаций, расположенных на территории РФ, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения;
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются:
§ заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
§ создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;
организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения
11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.
12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
13. Срочное захоронение трупов в военное время.
14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
устойчивость функционирования территориального
звена экономики:(автономная республика в составе РФ, край, область, город, район) в военное время способность производить продукцию в установленных номенклатуре и объеме, а также обеспечивать жизнедеятельность населения на соответствующих территориях
Устойчивость работы (функционирования) отрасли, объединения ,объекта в чрезвычайных условиях -
способность производить продукцию в установленных номенклатуре и объеме (для отраслей и объектов непроизводственной сферы - способность выполнять заданные функции)
Основные направления повышения устойчивости функционирования отрасли объектов в военное время:
-защита рабочих и служащих, членов их семей и их
жизнеобеспечение;
-рациональное размещение ОПФ объекта;
-подготовка к работе;
-подготовка к выполнению работ по восстановлению объекта;
-подготовка системы управления объектом к устойчивому функционированию.
15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются:
- создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;
- обучение сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
- разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны; разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
Некоторые направления деятельности гражданской обороны носят особый характер и, хотя в силу своей специфики, не включены в какую-либо задачу, но имеют отношение к каждой из них и обеспечивают их успешное решение. Речь идет о создании и поддержании в высокой степени готовности системы управления гражданской обороной, и в частности пунктов управления, систем связи и оповещения, организации наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением.
Задачи гражданской обороны взаимосвязаны и решаются с учетом конкретных условий обстановки, и прежде всего с учетом прогнозируемой и реальной опасности для населения и экономики, в соответствии с действующим законодательством РФ по вопросам гражданской обороны.
Поскольку задачи гражданской обороны весьма многообразны и имеют свои особенности для различных регионов страны, при их решении необходимо тщательно учитывать местные условия.
Характер, объемы и сроки проведения мероприятий, обеспечивающих выполнение задач гражданской обороны и создание материально-технической базы для этого, определяются Правительством Российской Федерации с учетом политического, экономического и оборонного значения городов и других населенных пунктов и организаций. Наиболее полно эти мероприятия осуществляются в городах, отнесенных к группам по ГО и на категорированных по ГО предприятиях.
Мероприятия гражданской обороны, требующие капитальных вложений, затрат материально-технических средств и трудовых ресурсов, предусматриваются в перспективных планах экономического и социального развития.
Успешное решение многообразных и сложных задач гражданской обороны может быть достигнуто только объединенными и согласованными по цели, месту, времени и способам действий усилиям всех привлекаемых сил и средств при максимально полном использовании имеющихся возможностей для защиты населения и экономики, а также при тщательной организации и согласовании этих усилий под руководством соответствующих органов управления ГО.
Заключение
Человечество в XXI веке не будет избавлено от катастроф и бедствий военного, природного и техногенного характера. К сожалению, возрастает количество вооруженных конфликтов. Частота войн в XX веке превысила частоту за всю историю в 1,5 раза, а во второй половине – в 2,5 раза. В девяностых годах в мире ежегодно происходило порядка 35 вооруженных конфликтов. За 50 лет после второй мировой войны в средних и малых войнах в общей сложности погибло 40 млн. человек и 30 млн. стали беженцами, что сопоставимо с числом жертв и пострадавши в мировых войнах. Растет и доля потерь среди мирного населения. Если в первой мировой войне эта доля составила 5%, то во второй мировой войне уже 50%, в войне в Корее – 84%, во Вьетнаме – около 90%. Таким образом, основные жертвы современных войн – гражданское население.
Учитывая современное состояние международных отношений, наличие очагов напряженности в непосредственной близости от границ Российской Федерации, обстановка в нашей стране, связанная с потенциальными военными, а также техногенными и природными угрозами, остается напряженной. На фоне этой обстановки должны повышаться роль государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, расти значение усилий государства по противодействию этим угрозам. При этом особая роль отводится гражданской обороне. Опыт ее функционирования в XX веке, накопленный огромный материально-технический, организационный и научный потенциал предопределяют ее ведущее место в общей системе государственных мероприятий по обеспечению безопасности общества в целом и каждого человека в отдельности. Но для ее эффективной деятельности необходимы современная нормативная правовая база, целостная организационная структура, предусматривающая четкое разделение полномочий, подготовленные силы и средства.
Гражданская оборона вовлекает в свой процесс большое количество участников, сил, материальных, финансовых и других ресурсов, требует умелого и рационального их использования. Она не может обойтись без сосредоточения усилий, слаженной работы, тесного взаимодействия и высокой ответственности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан. Она требует от организаторов этой работы широкого диапазона знаний как в области комплексных подходов, так и специфических узкопрофессиональных вопросов, умения вести анализ быстро меняющейся обстановки, зависящей от многочисленных и противоречивых факторов.
6. используемая ЛИТЕРАТУРА:
1. Закон РФ от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне».
2. Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (Гл.3, ст. 14-16).
3. Постановление Правительства РФ от 19.09.1998 № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по ГО».
4. Постановление Правительства РФ от 3.10.1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по ГО».
5. Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области ГО».
6. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в РФ».
7. Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
8. Приказ МЧС РФ от 31.07.2006 № 440 «Об утверждении положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.
9. Приказ МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
10. Временные показатели для планирования первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей в организациях (Приложение № 13 к Порядку разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (планов гражданской обороны).
11. Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Под общей редакцией Г.Н.Кириллова. – М.: «Институт риска и безопасности», 2007.
12. Учебно-методическое пособие по повышению квалификации руководителей организаций по вопросам ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности, безопасности на водных объектах в УЦ ФПС. - М: МЧС, 2007. (стр. 93, 98, 111, 256-273, 488-497).
13. Настольная книга руководителя структурного подразделения (работника) по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. – М: МЧС, 2010. (стр. 31-41, 105-120, 124, 173-191, 229-259, 268-269, 313-334).
14. Сборник образцов документов и рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования органов РСЧС и ГО муниципальных образований и организаций. Под общей редакцией Г.Н. Кириллова, М: МЧС, 2007. (стр. 99-113, 173-233).
15. Сборник образцов планирующих и отчетных документов для структурных подразделений по делам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Под общей редакцией Г.Н. Кириллова, М: МЧС, 2007. (стр. 13-31, 385-395, 450-464).
Ростовской области «Учебно-методический центр
Дата: 2018-11-18, просмотров: 212.