По гражданской обороне и  чрезвычайным
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ситуациям Ростовской области»

(ГКУ РО «УМЦ по ГОЧС»)

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

По теме № 1

 

 

«Требования нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС»

 

 

Ростов-на-Дону

 

Введение

Конституция РФ объявила высшей ценностью человека его права и свободы, а задачу государства – обеспечить защиту и безопасность человека от внутренних и внешних угроз. Реализуя требования основного закона государства, одними из первых законодательных актов, принятых в Российской Федерации (после распада СССР), были законы «О безопасности» и «Об обороне», в которых были определены задачи по обеспечению безопасности, как состоянию защищенности от внешних и внутренних угроз человека, общества и государства.

На протяжении всего времени существования Российского государства постоянно присутствовали внешние угрозы, а для последних десятилетий особенно характерны такие, как:

– территориальные претензии;

– захват национальных богатств;

– нестабильность военно-политической обстановки;

– расширение военных союзов и нарушение международных договоров

Как меры на угрозы в законе «Об обороне» определено, что в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется гражданская оборона, задачи, и организация которой определяется федеральным законом, и такой закон – закон «О гражданской обороне» был принят 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ. В федеральном законе дано определение гражданской обороне.

 Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

 Конечно, в законе помимо общих понятий определенны полномочия органам исполнительной власти в области гражданской обороны, руководство и органы управления гражданской обороной, силы и средства гражданской обороны, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

Гражданская оборона сегодня выступает как форма участия всего населения страны и органов власти всех уровней в обеспечении безопасности государства, участвуя в выполнении социальной, оборонной и экономической функции Российской Федерации.  Защита населения, обеспечение устойчивости функционирования экономики и сохранение материально-технических ресурсов во время войны имеют первостепенное значение в обеспечении обороноспособности страны и в определенной степени предопределяют жизнестойкость государства. Поэтому в современных условиях гражданская оборона выступает как фактор стратегического сдерживания в обеспечении обороноспособности государства. Ее роль и место в системе оборонных мероприятий страны определяются возрастающим значением тыла в современной войне и его надежной защиты с целью обеспечения Вооруженных Сил всем необходимым для отражения вооружённого нападения и обеспечения жизнедеятельности населения в условиях войны.

На нашем занятия мы рассмотрим задачи гражданской обороны Российской Федерации, которая в настоящее время функционирует как система общегосударственных мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории нашей страны от опасностей, возникающих при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также и при возникновении ЧС природного и техногенного характера и её организационную структуру.



Й учебный вопрос: «Требования основных федеральных, региональных, муниципальных нормативных правовых документов и документов организаций в области ГО и защиты от ЧС.»

Одной из важнейших составляющих государственной политики в области гражданской обороны является разработка и развитие законодательной и нормативно-правовой базы.

. Вопрос слушателям:

«Какими законодательными нормативно-правовыми актами вы руководствуетесь в своей работе по гражданской обороне»?

Правовое регулирование в области ГО осуществляется в соответствии с федеральным законом № 28-ФЗ от 12.02.1998г. «О гражданской обороне» и другими федеральными законами, а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Закон по своей структуре состоит из шести глав:

1. Основные положения.

2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны.

3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.

4. Руководство гражданской обороной.

5. Силы гражданской обороны.

6. Заключительные положения

Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»    определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны .

В Главе 1 настоящего закона дано определение ГО и ряда основных понятий.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;                                                                                                                        мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

управление гражданской обороной - целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;

система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной;

организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;

подготовка населения в области гражданской обороны - система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Также рассматриваемый федеральный закон определяет задачи гражданской обороны и правовые основы их осуществления, о которых мы поговорим более подробно при изучении 2-го учебного вопроса

В соответствии с законом «О гражданской обороне» Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.

К принципам организации и ведения гражданской обороны относятся:

1. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

2. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В Главе 2 закона «О гражданской обороне» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны - Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

Так Президент Российской Федерации определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Главе 3 рассматриваемого закона прописаны полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.

В частности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны

организуют подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.

В правах и обязанностях граждан Российской Федерации в области гражданской обороны определено, что граждане Российской Федерации:

проходят обучение в области гражданской обороны;

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

В Главе 4 определено руководство гражданской обороной.

Так руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения., и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области ГО.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

2) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Главой 5 закона «О гражданской обороне» дано определение сил ГО.

1. Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

5. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

В заключительной Главе 6 закона рассмотрены порядок финансирования мероприятий по гражданской обороне и защите населения, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны и процедуру вступления в силу настоящего Федерального закона.

В рассматриваемой главе закона определено, что неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая богатый исторический опыт развития и становления гражданской обороны, сегодня Вам можно представить структуру гражданской обороны включающую в себя:

-руководство гражданской обороны;

                           - органы управления гражданской обороны;

                                               - силы и средства гражданской обороны

Дата: 2018-11-18, просмотров: 179.